Новая трасса М12 Москва–Казань — как проходит, стоимость проезда и как оплатить, мой опыт проезда после открытия
Платная дорога М12 от Москвы до Казани – оценил качество после открытия, стоимость проезда и способы оплаты, заправки и камеры. Трасса прошла по Московской, Владимирской и Нижегородской областям и ждет запуска следующих участков.
В какой-то момент своей жизни я испытывал, пожалуй, нездоровую любовь к автопутешествиям – за рулем объездил практически всю европейскую часть России и много разных стран в самой Европе. Именно поэтому дорог и направлений я насмотрелся вообще всяких – от непролазной грязи до вылизанных скоростных автомагистралей.
Поделюсь своим опытом применительно к новой трассе Москва–Казань, которая на момент написания статьи открыта до Арзамаса в Нижегородской области.
Полное ее название – скоростная федеральная автомобильная дорога М12 «Восток». По планам, она дотянется до Екатеринбурга и станет частью маршрута «Западная Европа — Западный Китай».
Не стану здесь обсуждать геополитические нюансы, речь именно о дороге.
Как видно на схеме, новая трасса проходит условно-параллельно существующей дороге М7 «Волга» – но там, где до этого не было почти ничего. Ее буквально проложили через леса, поля и болота. Насколько качественно – покажет время, но стройка получилась очень масштабная.
Впервые о строительстве этого маршрута заговорили в 2018 году, сразу же объявили о начале ее проектирования. Уже в июле 2020 года, на совещании о строительстве дороги через всю Россию до Китая, объявили о том, что проект начинают воплощать в реальности. Дальше всё завертелось очень быстро.
8 сентября 2022 года прошло открытие части трассы от ЦКАДа до Орехово-Зуева в Московской области (этот участок больше был показательным, чем функциональным, как по мне). Потом 14 октября того же года открыли часть дороги около Владимира, а чуть позже, 13 декабря 2022 – часть дороги от города Петушки во Владимирской области до южного обхода Владимира.
И вот уже 8 сентября 2023 запустили всю значительную часть трассы от Москвы до Арзамаса – около 420 км, на прохождение которых потребуется порядка 4,5 часов.
Как человек, который очень много раз проехал по М7, могу назвать ее одной из самых напряженных дорог от столицы:
- В Московской области – заторы, очень плотное движение, нужно постоянно быть очень внимательным, чтобы не попасть в ДТП, не нарушить правила (постоянные населенные пункты и т. д.)
- Во Владимирской области – относительно недавно закончили масштабные реконструкции дороги, до этого больше 10 лет приходилось ездить то через ремонты, то без разметки и освещения, то стоять в адских заторах
- До Нижнего Новгорода со стороны Москвы именно по Нижегородской области добираться, как будто бы, комфортнее остальных участков. Однако, сюда доезжаешь уже немного уставшим, и также следишь за частниками с камерами, чтобы не попасть на превышение в пару кмч.
- Проехать Нижний можно по как со стороны объездной (выглядит как наиболее гуманный способ в дневное время), так и через сам город. На объездной местами страдает качество покрытия, а в городе к этому добавляются пробки на большом количестве светофоров.
- После столицы Нижегородской области в сторону Чебоксар – также вечные ремонты, и пугает здесь не столько качество дороги (оно-то как раз адекватное), сколько «хвосты» из фур, где можно потерять много времени
- Чувашия за последние несколько лет заметно обновила свой участок федеральной трассы, ездить стало действительно легче и быстрее (в рамках разрешенных скоростей).
- На территории Татарстана по-прежнему идут стройки, чуть ли не вплоть до моста через Волгу, и надеяться на расслабленную езду не приходится.
В итоге, до Казани обычно доезжаешь за
11-12 часов (бывает быстрее – ночью, но обычно дольше), ощущая себя довольно вымотанным: слишком разнообразные участки пути, постоянное соседство с фурами, наличие заторов и ремонтов, необходимость следить за камерами во многочисленных населенных пунктах и т. д. Пожаловаться, что автор–нытик, можно в комментариях.
И вот, сразу же после официального запуска трассы М12, мне довелось испытать ее в деле. Это было чистое совпадение – в субботу вечером 9 сентября я планировал выехать в сторону Нижнего, и навигатор построил мне маршрут с севера Москвы через МСД и далее по новой дороге.
Сеть платных дорог России
Скоростная автомобильная дорога М-12 «Восток» является частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Протяженность трассы составляет более 800 км, полностью движение по ней планируется открыть к концу 2023 года. Автодорога позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью с 12 до 6,5 часов.
Старт строительству магистрали был дан летом 2020 года. Автодорога объединит 5 регионов: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашию и Татарстан. В ходе строительства будет возведено более 300 искусственных сооружений, в том числе три уникальных моста: вантовый через Оку, монолитный через Суру и 3-километровый через Волгу.
Трасса М-12 «Восток» позволит разгрузить одно из наиболее напряженных направлений в стране – федеральную дорогу М-7 «Волга». На М-12 «Восток» запроектировано 19 транспортных развязок с федеральными и основными региональными автомобильными дорогами.
Для комфорта автомобилистов на трассе каждые 30-65 километров будут строиться многофункциональные зоны сервиса (МФЗ). Главенствующим на МФЗ станет принцип — «Сначала отдохни, потом заправься». Это значит, что, въехав на территорию, водители будут двигаться по заранее продуманному маршруту: стоянка и зоны для отдыха с кафе, магазином и площадками, а лишь затем – выезд к заправочным станциям и на автодорогу.
Проект строительства скоростной дороги М-12 «Восток» реализуется по поручению Президента РФ Владимира Путина № 204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- категория — IБ;
- число полос движения — 4 (6) штук;
- ширина разделительной полосы — 3 метра;
- тип дорожной одежды — капитальный;
- мостовые сооружения — 315 штук;
- транспортные развязки в разных уровнях — 19 штук;
- разрешенная скорость до 110 км/час;
- протяженность — 810,32 км.
8 сентября 2022 года было открыто движение по участку от ЦКАД А-113 (Ногинск) до дороги А-108 (Орехово-Зуево) протяженностью 23 километра. Данный участок входит в нулевой этап строительства трассы: от Северо-Восточной хорды до транспортной развязки с А-108 «Московское большое кольцо».
14 октября 2022 года было открыто движение по первому пусковому комплексу 2 этапа М-12 «Восток» от дороги М-7 «Волга» до пересечения с федеральной автодорогой Р-132 «Золотое кольцо». Протяженность участка составляет 26,1 км, он стал частью платного дублера Южного обхода города Владимир.
13 декабря 2022 года во Владимирской области было открыто движение по участку автодороги протяженностью 58,2 км от пересечения трасс М-12 и М-7 (114-й км) до деревни Столбищи Собинского района. По нему можно проехать в обход городов Петушки, Костерево, Лакинск, сел Пекша, Ворша и деревни Колокши.
8 сентября 2023 года было введено в эксплуатацию сразу несколько участков автомагистрали М-12 «Восток» общей протяженностью более 300 километров. В результате автодорога соединила 4 региона: Москву, Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области. Автомобилисты получили возможность без светофоров и в объезд всех населенных пунктов доехать от Москвы до Арзамаса.
Трасса М12 на карте, схема строительства дороги Москва-Казань
Строительство новой платной автомагистрали Москва-Казань началось в 2021 году. Дорога преимущественно 1Б категории (за исключением головного участка) строится по заказу Госкомпании “Автодор”. Расчетная скорость движения составляет 120 км/ч, разрешенная – будет определена позже. Протяженность около 730 км. Частные инвестиции составляют порядка 30%. Завершить строительство планируется уже в 2024 году. Трасса пройдет по Московской, Владимирской, Нижегородской областям, Чувашии и Татарстану.
Проект разбит на 8 пусковых участков:
Подрядчики и бюджет представлены в таблице:
Стоимость проезда по М-12 “Москва-Казань”, расположение пунктов оплаты и т.п.
На данный момент стоимость проезда не определена. Известно лишь, что планируется схема оплаты как на ЦКАД – без барьеров и касс. Деньги будут либо автоматически списаны с транспондера, либо нужно будет оплатить счет на сайте или в приложении оператора. Как только будут известна цена проезда, мы ее опубликуем в этом материале.
М-12, подъезды к городам, в сторону от трассы
Нижний Новгород очень рассчитывал на новую магистраль, однако дорога пройдет существенно южнее. Тем не менее М-12 значительно разгрузит федеральную трассу М-7 “Волга” и позволит добраться от Москвы до Нижнего примерно за 4 часа, а до Казани за 7.
М-12, продление за Казань
21 апреля 2021 президент в своем послании предложил продлить М-12 до Екатеринбурга. На что планируется оперативно выделить дополнительно 40 млрд.руб. из Фонда национального благосостояния. При этом стоит задача не переносить сроки сдачи автомагистрали.