Чем выше передача тем
Перейти к содержимому

Чем выше передача тем

  • автор:

Как подобрать передаточные числа для коробки передач?

Трансмиссия автомобиля предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Ее составные части: сцепление (обеспечивает наличие или отсутствие связи между двигателем и коробкой передач), коробка передач (подает и перераспределяет мощность и крутящий момент от двигателя к приводным валам колес) и приводные валы.

Большинство технологий, применяемых в тюнинге трансмиссии, проверены в автоспорте. Трансмиссия любого, особенно спортивного автомобиля — важнейший механизм реализации динамических характеристик двигателя. Даже с относительно слабым мотором машина может быть быстрой из-за правильно подобранных передаточных чисел.

В автоспорте применяются синхронизированные (как на "дорожных" автомобилях) и несинхронизированные (кулачковые) коробки передач. По принципу переключения они делятся на обычные (Н-схема) и секвентальные (с последовательным выбором передач, как на мотоциклах).

В автомобилях достаточно серьезного уровня подготовки применяются кулачковые КП. Они имеют ряд преимуществ — выдерживают более высокие нагрузки (за счет формы зуба и зацепления шестерня — кулачковая муфта); позволяют опытным пилотам тратить меньше времени на переключение передач за счет неполного выжима сцепления или вообще без выжима сцепления; в них не разрушаются синхронизаторы (которых попросту нет).

Для обычного дорожного движения кулачковые КП практически непригодны, так как являются достаточно шумными (за счет работы прямозубых зубчатых пар), "жесткими" при включении передачи, имеют относительно небольшой ресурс. Кроме того, они несоизмеримо дороже, чем синхронизированные, и требуют регулярного квалифицированного обслуживания.

Синхронизированные КП отличаются от стандартных лишь передаточными числами. В отдельных случаях (ВАЗ-2108 и -2110) возможно добавление 6-й передачи. Правильный подбор передаточных чисел главной пары редуктора, первичного вала и ведомых шестерен вторичного вала — залог согласованной работы трансмиссии. Передаточные числа подбираются в зависимости от мощностных и моментных характеристик двигателя, размера колес и самое главное — от пожеланий владельца автомобиля.

Передаточное число коробки передач — это отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. Чем оно выше, тем передача "короче" и "мощнее", то есть мотор очень быстро выкручивает положенное количество оборотов, набор скорости происходит так же стремительно, но возникает необходимость в частом переключении передач. Как следствие — некоторое снижение максимальной скорости на данной передаче.

Первое средство повышения разгонной динамики автомобиля — изменение передаточного числа главной пары редуктора. При производстве переднеприводных моделей и машин "десятого" семейства на АвтоВАЗе, как правило, устанавливают пары с передаточным числом 3,7-3,9 (исключение — ВАЗ-21103 16V с передаточным числом 3,5). Трудно поверить, пока не убедишься сам, что установка главной пары 4,1 или 4,3 превращает стандартную "восьмерку" в автомобиль с пушечной динамикой.

К примеру при езде на автомобиле ВАЗ-2108 с двигателем все 1,3 л и главной парой 4,5". Ощущение такое, будто под капотом живет что-то могучее и дикое, явно не ВАЗовского происхождения. Пилоту заметно чаще приходилось перебирать рычагом переключения передач, зато на светофоре и при любом маневре автомобиль — первый. К слову, на спортивной технике используются шестеренки еще "экстремальнее" — 4,7; а у кроссовиков — и вовсе 5,1. В продолжение разговора о "перебирании рычагом" упомянем о специальных тюнинговых рядах (в профессиональной среде их именуют коммерческими рядами) передач. Хозяева "восьмерок" наверняка знают, что, даже если сильно выкрутить двигатель на первой передаче, при переключении на вторую обороты резко падают, снижается и динамика. Виной тому — слишком большой разрыв между передаточными числами 1-й и 2-й передач. Тюнинговые ряды рассчитаны так, чтобы обеспечивать уверенный равномерный разгон автомобиля 1 всех передачах. Первая передача, по сравнению со "стандартом", слегка "понижена". В этом варианте динамика ухудшается, зато передача становится более "длинной", а в сочетании с главной парой 4,3 — предел мечтаний. Вторая приближена к первой, что избавляет от ощутимого "провала", хорошо знакомого владельцам переднеприводных ВАЗов. Третья и пятая — такие же, как на "стандарте". Четвертая приближена к третьей, шестая — к пятой. Можно легко рассчитать, что получится после всех мероприятий. Используем формулу Va=Nc*60*2¶R/(1000*iп*iгп), где Va, — скорость автомобиля, км/ч; Nc — число оборотов коленчатого вала; R — динамический радиус колеса, м; iп — передаточное число передачи; iгп — передаточное число главной пары.Правда, формула позволяет определить скорость на данной передаче при данных оборотах двигателя, но не разгонную динамику автомобиля.

Вернемся к автоспорту и отметим еще несколько моментов. В гонке необходимо максимально быстрое и четкое включение выбранной передачи. Добиться этого можно различными способами. К примеру, в системах с тяговым включением передач (переднеприводные ВАЗы, ряд моделей Volkswagen) стандартные механизмы не обеспечивают четкого "попадания в передачу", и их конструкция существенно модернизируется путем применения более жестких пластиков и замены соединений шпилька-шплинт на ШС.

Для спортивных автомобилей семейства ВАЗ-2108 давно стала нормой установка жесткой страховочной тяги, соединяющей корпус КП с точкой крепления рычага переключения. "Страховка" обеспечивает их взаимную неподвижность и предотвращает самопроизвольное "выбивание" передачи при резком изменении тяги двигателя, а также при ударных и прыжковых нагрузках на подвеску и кузов.

Операция проходит следующим образом. В стандартном исполнении корпус шаровой опоры рычага переключения передач на переднеприводных ВАЗах жестко прикреплен к кузову автомобиля, поэтому в кузове высверливается отверстие, в него помещается корпус шаровой опоры и соединяется с кузовом через резиновые подушки. Снизу корпуса шаровой опоры устанавливается тяга, второй конец которой соединяется с корпусом коробки передач. Четкое включение передач может понадобиться не только в условиях соревнований, но и в повседневном движении по городу ( особенно водителям, предпочитающим жесткий, активный стиль езды).

У кого-то из читателей наверняка возник вопрос — а долго ли выдержит стандартное сцепление такую трансмиссию? Отвечаем — недолго. Об этом честно предупреждают специалисты тюнинг-центра.

Если ваш автомобиль предназначен для езды по городу (или для участия в любительских соревнованиях), используйте сцепления западных производителей — LUK, АР Lockheed. По сравнению с отечественной продукцией, импортные узлы имеют лучшие характеристики и надежность, что доказано в ходе прошлогоднего рекордного восхождения "Нив" на Тибет. По отзывам участников экспедиции, сцепления LUK ни разу не подвели, хотя условия были чрезвычайно далеки от нормальных — постоянный крутой подъем по бездорожью, частые остановки и старты.

Отдельно предлагается установка дифференциала повышенного трения.

Самое очевидное преимущество автомобиля с таким дифференциалом: когда возникает значительная разница в крутящем моменте между полуосями (одно из ведущих колес пробуксовывает), включается блокировка, и полуоси приобретают жесткую связь. Колесо, имеющее хорошее сцепление с дорогой, начинает вращаться. Как только крутящий момент сравнивается, блокировка выключается, и дифференциал работает в обычном режиме.

Помимо повышения проходимости обычных автомобилей, системы блокировки дифференциала широко используются в спортивной технике, поэтому их установку можно порекомендовать любителям активной езды. Присутствие блокировки позволяет проходить повороты на гораздо большей скорости, лучше чувствовать автомобиль и дорогу.

Последний штрих — приводные валы. На "заряженных" автомобилях, как и на спортивных, применяются валы, рассчитанные на передачу значительно большего крутящего момента, чем способен развить стандартный для данного автомобиля двигатель. Необходимо учитывать и возможность работы валов в предельных углах "раскрытия" подвески.

При проведении тюнинга используют специальные приводные валы и шарниры отечественного производства, а также стандартную и заказную продукцию ведущей немецкой фирмы GKN-Lobro.

Тюнинг — выражение вашей индивидуальности. Выбирая, что из перечисленного нужно именно вам, необходимо реально оценить свои возможности (это касается в первую очередь водительского мастерства, манеры езды и лишь во вторую — денежной стороны вопроса) и желания. Кого-то заинтересует только повышение передаточного числа главной пары — для динамичных стартов. Кому-то больше придется по душе коммерческий ряд передач — для равномерного уверенного разгона. А кто-нибудь наверняка захочет сделать все — может быть, и, не совсем понимая, зачем ему это нужно.

Что такое передаточные числа?

Вот коротенько :
Передаточное число – это отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. Применительно к ступеням КПП с разными передаточными числами – чем оно больше, тем передача «короче» и «тяговитее», то есть мотор быстрее раскручивается до максимальных оборотов – автомобиль интенсивнее ускоряется из-за быстрой раскрутки, но снижается максимальная скорость на данной передаче. Следовательно, возникает необходимость в частом переключении. На разгонную динамику влияет в такой же степени и передаточное число главной пары редуктора. Чем оно выше, тем автомобиль динамичнее, лучше тянет на всех передачах, но максимальная скорость при этом ниже. При уменьшении передаточного числа получают выигрыш в максимальной скорости (если у двигателя есть запас мощности), но проигрывают в разгонной динамике автомобиля. Например, установка главной пары 4,1 или 4,3 вместо 3,9 превращает стандартную «шестерку» в более динамичный автомобиль.

Установка передаточного числа.

При постоянной выходной мощности двигателя ускорение и максимальная скорость, зависит от передаточного числа.

Передаточное число — это сколько оборотов двигателя ведущей шестерни приходится на один оборот шестерни двигателя.

Высокое передаточное число (п.ч.) обеспечивается шестерней с наименьшим количеством зубьев, а малое — шестерней с наибольшим количеством зубьев. С высоким передаточным числом вы получаете хорошие ускорение, но маленькую максимальную скорость. Машина же с низким п.ч. будет обладать хорошей максимальной скоростью, но будет медленно разгоняться. Машина с высоким п.ч. годится для трассы состоящей из сложных кривых, где прохождение трассы осуществляется на малых скоростях, машина же с низким п.ч. будет фаворитом на скоростных трассах. Но слишком низкое п.ч. может перегрузить двигатель и вызвать его перегрев, впоследствии выход его (двигателя) из строя.

Передаточноые числа — это отношение оборотов на входе и на выходе коробки передач (немного утрировано). Т. е. если на первой у Эво 6 отношение 2,928, то обороты выходного вала коробки будут почти в 3 раза меньше, чем обороты лвигателя. то же самое и с главной парой.

Соответственно получаем — максималка выше — если эти отношения меньше (т. е. главная передача , ну, допустим 4, а не 4,529) и наоборот.

Архив GT форума
ToyotaNissanMitsubishiHondaMazdaSubaruSuzukiIsuzuDaihatsu
1990 — 1991 — 1992 — 1993 — 1994 — 1995 — 1996 — 1997 — 1998 — 1999 — 2000 — 2001 — 2002 — 2003 — 2004 — 2005 — 2006 — 2007 — 2008 — 2009 — 2010 — 2011 — 2012 — 2013 — 2014 — 2015 — 2016 — 2017 — 2018 — 2019 — 2020 — 2021 — 2022 — 2023

Выбор передаточного числа коробки передач.

Любой автолюбитель при выборе транспортного средства в первую очередь обращает внимание на технические параметры автомобиля. Но при этом далеко не все автомобилисты догадываются, что одним из самых важных факторов, который оказывает огромное влияние на управляемость автомобилем, а также на его скорость и параметры расхода топлива считается передаточное число коробки передач. Несмотря на то, что каждый производитель автомобилей выпускает свои типы авто, все они имеют коробки передач с единым принципом устройства. Как правило, КПП — это некоторое количество валов с размещенными на них шестернями с конкретным количеством зубьев. Основным предназначением этой конструкции является именно распределение усилия, которое вырабатывается непосредственно мотором автомобиля. Если бы производители не предусмотрели такую конструкцию, то любой автомобиль было бы невозможно сдвинуть с места.

Передаточное число: какое влияние оказывает?

Передаточное число — это параметр, который можно просчитать самостоятельно. Величина его вычисляется путем деления количества зубьев ведомой шестерни на количество ведущей. При этом чем большее значение передаточного числа, тем более стремительно силовой агрегат может накрутить нужное количество оборотов. То есть при большом передаточном числе автомобиль гораздо быстрее набирает разгон. Однако здесь есть один немаловажный нюанс, максимум скорости в таком случае будет меньшим, а переключение передач придется выполнять намного чаще. Именно по этой причине большинство автопроизводителей считают приемлемым значение параметра в среднем диапазоне и создают коробки передач многоступенчатой конструкции.

Изменение передаточного числа главной пары

Передаточное число коробки передач — отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. Чем оно выше, тем передача «короче» и «мощнее», т.е. мотор быстрые набирает обороты, набор скорости происходит стремительно, но возникает необходимость в частом переключении передач. Как следствие — снижение максимальной скорости на данной передаче. Первое средство повышения разгонной динамики — изменение передаточного числа или, как принято говорить, «укоротить» или «удлинить» главную пару автомобиля. На большинстве современных легковушек передаточное число главной пары колеблется от 3,7 до 4,3.
Более «короткая» пара улучшает динамику машины. Например, установка главной пары 4,1 или 4,3 превращает стандартный авто (стоковая — 3,7) в автомобиль с пушечной динамикой. Расплата за это — приходится часто перебирать рычагом переключения передач, зато на светофоре и при любом маневре автомобиль — первый. «Длинная» пара (3,7-3,9) — повышает максимальную скорость, но страдает разгон.

Любопытно, что чем больше передаточное соотношение, тем пара считается «короче», а чем оно меньше — тем «длиннее». Так говорят потому, что с короткой парой короче разгон на каждой передаче (но меньше предельная скорость).

На гоночных машинах используются главная пара 4,7; для участия в авто кроссе — 5,1. Если важен разгон — следует выбирать главную пару «покороче». Но езда на трассе будет невыносимой. Потому, что снизится максимальная скорость и при 5000 оборотах будете ехать на «пятой» передаче всего 120-140 км/ч. Для любительского тюнинга подойдут главные пары от 4,1 до 4,3, которые дают оптимальный баланс разгонной динамики и максимальной скорости.

Значения передаточного числа

Для механической коробки передач, работающей в пятискоростном режиме, передаточные числа находятся в таких диапазонах:

· 1-я передача – от 3 до 4;

· 2-я передача – от 2 до 2,9;

· 3-я передача – от 1,2 до 1,9;

· 4-я передача – от 0,9 до 1,2;

· 5-я передача – от 0,7 до 0,9;

· задний ход – от 3 до 4.

В автоматических коробках передач диапазоны значений несколько шире. Сделано это для того, чтобы в различных режимах силовой агрегат работал динамичнее и более гладко. Кроме того, если в автоматике передаточные числа будут настроены неправильно, то езда на автомобиле станет некомфортной с периодическими рывками и внушительным расходом топлива. Поэтому оптимальными для АКПП считаются значения передаточного числа, расположенные близко к друг другу. При таких параметрах разгон автомобиля будет происходить без неприятных рывков во время переключения скоростей.

Подробнее о передаточном числе будет рассказано в этом видеоролике:

Природа передаточного числа и сфера влияния данной характеристики КПП

У каждого производителя существуют собственные соображения о том, как определять оптимальное число для коробки. Природа этого значения достаточно проста — вычисляется соотношение количества зубьев ведущей и ведомой шестерни. Если ведущая шестеренка имеет 60 зубьев, а ведомая — 30, то передаточное число будет равно 2 (60:30). Если же наоборот, ведущая шестеренка будет обладать 30 зубьями, а ведомая — 60, то передаточное число будет равно 0.5 (30:60).

Сфера влияния этого фактора достаточно серьезная. Если передаточное число коробки подобрано на заводе не слишком хорошо, автомобиль будет крайне сложно эксплуатировать. Потому концерны стараются максимально точно настраивать качественную работу КПП в этом аспекте. В современных условиях наиболее распространенные диапазоны передаточных чисел для стандартной и популярной 5-ступенчатой механической коробки следующие:

  • первая передача зачастую обладает числом от 3 до 4;
  • вторая передача обладает передаточным числом от 2 до 2.9;
  • третья передача от 1.2 до 1.9;
  • четвертая передача от 0.9 до 1.2;
  • пятая передача от 0.7 до 0.9;
  • передача заднего хода от 3 до 4.

Для автоматических коробок передач зачастую используют более длинные диапазоны, чтобы получить плавную и эластичную работу агрегата в различных режимах. С помощью передаточного число определяется длина передач, что серьезно влияет на качество и комфорт поездки водителя за рулем. Если передаточные числа настроены неудачно, ездить на машине с механической коробкой будет страшно неудобно. А на автомате с плохой настройкой будут проявляться постоянные рывки, расход топлива будет значительно завышен.

Вот такие особенности определяет передаточное число коробки передач. Главной задачей правильной настройки этого механизма является обеспечение нормальной работы двигателя в различных режимах. Именно после определения передаточных чисел и прочих особенностей коробки производитель создает рекомендации по скоростным режимам и оборотам для переключения передач. А также в связи с этой информацией и ее особенностями настраиваются прочие механизмы автомобиля.

Тюнинг трансмиссии. Как подобрать передаточные числа для КПП?


Большинство технологий, применяемых в тюнинге трансмиссии, проверены в автоспорте. Трансмиссия любого, особенно спортивного автомобиля – важнейший механизм реализации динамических характеристик двигателя. Даже с относительно слабым мотором машина может быть быстрой из-за правильно подобранных передаточных чисел.

В автоспорте применяются синхронизированные (как на ‘дорожных’ автомобилях) и несинхронизированные (кулачковые) коробки передач. По принципу переключения они делятся на обычные (Н-схема) и секвентальные (с последовательным выбором передач, как на мотоциклах).

В автомобилях достаточно серьезного уровня подготовки применяются кулачковые КП. Они имеют ряд преимуществ – выдерживают более высокие нагрузки (за счет формы зуба и зацепления шестерня – кулачковая муфта), позволяют опытным пилотам тратить меньше времени на переключение передач за счет неполного выжима сцепления или вообще без выжима сцепления, в них не разрушаются синхронизаторы (которых попросту нет).

Как рассчитываются передаточные числа КПП

Алгоритм определения передаточного числа коробки:

  • за базовую берём формулу К = Квм/Квщ, где Квм — число зубцов ведомой шестерни, Квщ — ведущей. Если, скажем, требуется определить ПЧ крутящего момента на колеса от трансмиссии, необходимо взять за исходные данные число зубцов шестерни дифференциала, которая будет ведомой, и количество зубцов шестерни вторичного вала КПП. Полученное значение называют ПЧ главной пары;
  • итак, пускай на коробке, расположенной на вторичном валу, имеется 15 зубьев, на шестерне дифференциала – 53 зубца. Подставив эти значения в нашу формулу, получим значение ПЧ для этой пары, равное 3,5. Это означает, что вал дифференциала будет вращаться медленнее вторичного вала коробки в 3,5 раза;
  • аналогичным образом рассчитываются ПЧ для каждой пары шестерен, присутствующих в трансмиссии. Чем ближе они будут находиться, тем плавнее будет осуществляться разгон авто, если передачи переключать последовательно друг за другом. По передаточным числам КПП можно произвести расчёт скорости вращения мотора, вернее, разницу скоростей между высшей и низшей передачами, разделив ПЧ первой передачи на ПЧ самой высокой;
  • рост передаточного числа, приводит к более коростному разгону автомобиля, но придётся чаще переключаться. Чем меньше ПЧ, тем выше максимально достижимая скорость, но разгоняться придётся дольше.

В принципе такой способ расчёта применяется при разработке трансмиссии, но здесь многое зависит от точности подбора передаточных чисел – это влияет не только на максимальную скорость автомашины, но и её динамические характеристики.

Узнать ПЧ для конкретной модели авто можно просмотрев её технические характеристики в руководстве пользователя. Если таковые найти не удалось, посчитать отношение для каждых пар МКПП можно и самостоятельно.

Делается это следующим образом:

  • машина загоняется на яму, все колёса, кроме одного ведущего, фиксируются противооткатными упорами;
  • выставляем рычаг КП в нейтральное положение;
  • мелом фиксируем текущее положение колеса, поставив метки на шине и полу (добиваясь их совмещения);
  • аналогичную операцию выполняем с фланцем и корпусом редуктора;
  • пуская помощник вращает колесо, а вы подсчитывайте, сколько оборотов сделает вал редуктора. Помощник добивается повторного совпадения меток, подсчитывая количество оборотов колеса;
  • полученное значение делим пополам, а затем на количество оборотов, выполненных карданным валом. Результирующее значение и будет искомым передаточным числом.

Передаточное число КПП: что означает и как его рассчитать

Что такое передаточное число коробки передач

Передаточное число является основной характеристикой зубчатой передачи. Такая передача передает крутящий момент от двигателя (в случае с автомобилем на ведущие колеса). Также зубчатая передача позволяет как уменьшить, так и увеличить крутящий момент, поступающий от двигателя. Изменение становится возможным благодаря увеличению или уменьшению количества зубцов на шестернях.

Итак, передаточное число (АКПП, МКПП) представляет собой отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни в устройстве коробки передач, редуктора и т.д. Если просто, например, ведущая шестерня имеет 30 зубьев, а ведомая 60. В этом случае передаточное число такой зубчатой пары будет составлять 2, то есть 60:30.

  • Величина передаточного числа в коробке передач и редукторе напрямую оказывает влияние на динамику разгона, а также на показатель максимальной скорости. В ступенчатых КПП имеется несколько зубчатых пар с разными передаточными числами. Чем больше число, тем больше тяги обеспечивает данная передача. При этом мотор быстрее набирает обороты, машина активно разгоняется, однако максимальная скорость не высокая на данной передаче. Для увеличения скорости возникает необходимость в переключении на ступень выше.

На повышенных передачах (4, 5, 6) происходит уменьшение передаточного числа, что повышает максимальную скорость автомобиля. При этом разгон на таких передачах менее интенсивный, чем на пониженных.

Еще добавим, что на динамику разгона также влияет и передаточное число главной пары редуктора. Чем большим оказывается указанное число, тем лучше динамика автомобиля, причем на всех передачах. При этом максимальная скорость ниже. Например, возьмем модели ВАЗ. Если поставить на машину главную пару, которая имеет число 4.1 или 4.3 вместо 3.9, авто будет более динамичным, однако показатель максимальной скорости также будет уменьшен.

  • Также при создании КПП конструкторы пытаются достичь оптимального баланса между разгонной динамикой и экономичностью. Если же за счет изменения передаточного отношения необходимо добиться лучшей разгонной динамики автомобиля, экономичность однозначно пострадает.

Кстати, зачастую в 5-и ступенчатых КПП пятая «повышенная» передача не является передачей для достижения максимальной скорости, как многие ошибочно полагают. Стандартно такая передача позволяет получить максимальную экономию горючего, а также значительно снизить шум и нагрузки на силовой агрегат при езде с высокой скоростью или скоростью, близкой к максимальной для данного ТС.

Передаточные числа КПП

Изменение числа оборотов на разных передачах: давайте представим себе две шестерни у одной будет 10 зубцов, а у второй 20. Так как вторая шестерен больше, она успеет сделать только один оборот, следовательно первая сделает два вращения. Таким образом у разных шестерен разная скорость оборотов за минуту.

Пусть у нас будет 4 шестерни:

  • Первая, будет иметь 10 зубцов.
  • Вторая, будет иметь 20 зубцов.
  • Третья, будет иметь 10 зубцов.
  • И четвертая будет также как и вторая – 20 зубцов.

Пусть, первичный вал и первая шестерня будут вращаться со скоростью, к примеру 4000 оборотов за минуту. Тогда вторая шестерня будет вращаться медленней, исходя из вышесказанного, то есть – 2000 оборотов за минуту. Третья шестерня будет тоже делать 2000 оборотов за минуту, так как она закреплена на одном валу со второй шестерней. Получается, что четвертая шестерня будет самой медленной – 1000 оборотов за минуту.

Высчитав обороты за минуту, можно узнать передаточное число. Передаточное число двух пар первой и второй будет 2. Общее передаточное число 4. Это получается, что вторичный вал будет вращаться меньше в 4 раза. Вторичный вал может находится в состоянии покоя, что будет обеспечивать нейтральную передачу. Этого можно достигнуть путем съема зацепенения с третьей и четвертой шестерни. В автомате нейтралка необходима для буксировки автомобиля, используется во время поломки. В механической коробке используется для работы автомобиля если он долго стоит на месте в заведенном состоянии. Так или иначе, эта передача необходима любому автомобилю, но на автомате вы можете ни разу и не включить ее, за все время пользования машиной.

Так как коробка обладает большим набором шестерен, зацепив разные пары мы можем изменять передаточные числа.

Когда передаточное число 1, это обычно так называемая – 4 передача. На ней все валы вращаются одинаково. На самых мощных передачах 1-ой и задней двигатель обычно не испытывает перегрузок, но скорость езды автомобиля очень низкая.

Первая передача включается сразу, как только водитель садится за руль. Первая передача позволяет завести машину и сдвинуть ее с места, далее скорость увеличивается до передачи, комфортной для езды водителю. Водитель может переключаться на слабые и на мощные передачи. Все переключения на слабые передачи происходят последовательно, на сильные передачи можно переключиться перепрыгнув передачу, но так делать нежелательно. Например, с третьей передачи, можно сразу переключиться на пятую, тем самым пропуская четвертую передачу.

Если вы обладатель КПП, то все передачи будут изменяться плавно. За это отвечает гидравлическое или механическое преобразование крутящего элемента.

Чаще всего по трассе ездят на высокой скорости на 4 и 5 передачах, это обусловлено не только экономией времени, но и экономией топлива.

Ни в коем случае нельзя быстро переключать передачи резкими движениями, так как это может навредить корректной работоспособности коробки. Передачи должны переключаться плавно, чтобы успели срабатывать синхронизаторы.

Влияние передаточного на динамику машины

Правильно подобранное передаточное обеспечивает взаимосвязанную работу всех элементов автомобиля. При выборе передаточного числа необходимо руководствоваться характеристиками двигателя, но не стоит забывать и про колеса, точнее про их размер.

Изменяя передаточную величину крутящего момента может увеличиваться или уменьшаться. Это достигается изменением зубьев у каждой шестерни.

Зависимость числа и мощности следующая, чем выше число, тем мощней передача. Это говорит о том, что мотор автомобиля будет в разы быстрее выкручивать заветное количество оборотов. Высокое число обеспечивает быстрое ускорение.

Слишком малая передаточная цифра будет позволять разгонять максимальную скорость, но при этом динамика авто нарушается, поэтому не стоит слишком занижать ее.

Наиболее близкие передаточные числа обеспечивают плавный и быстрый разгон.

Для обычной повседневной езды достаточно количества оборотов в 2000-3000 тыс. Эти значения обычно высвечиваются на тахометре, и если вам все еще не хватает скорости, то нужно всего лишь переключиться на более высокую передачу.

Что в итоге

Как видно, передаточное число коробки передач оказывает серьезное влияние на динамические показатели и характеристики автомобиля. В рамках проектирования КПП инженеры отдельно учитывают мощность мотора, целевое назначение автомобиля и т.д., поле чего подбираются передаточные числа для всего ряда передач.

Также бывает достаточно внести изменения только в трансмиссию, что уже само по себе дает заметные улучшения. В рамках тюнинга трансмиссии необходимо учитывать целесообразность тех или иных доработок, а также учитывать, в каких режимах будет эксплуатироваться конкретный автомобиль.

Устройство и принцип работы механической коробки передач. Виды механических коробок (двухвальная, трехвальная), особенности, отличия

Зубчатые передачи: виды зубчатых передач, их отличительные особенности. Достоинства зубчатых передач и недостатки, изготовление, обслуживание зубчатой пары.

Дифференциал коробки передач: что это такое, устройство дифференциала, виды дифференциалов. Как работает дифференциал КПП в трансмиссии автомобиля.

Устройство планетарной передачи (планетарного механизма). Где используется планетарная передача в автомобиле. Планетарная коробка передач, особенности.

Коробка отбора мощности (КОМ): для чего предназначена, как работает КОМ, особенности, виды и типы. Что нужно учитывать при эксплуатации данной коробки.

Коробка передач «механика»: основные плюсы и минусы данного типа КПП, принцип работы механической трансмиссии автомобиля (МКПП).

Мотокросс. Советы начинающим.

1.jpg

Мотокросс — один из самых сложных технических видов спорта, требующий физической силы, выносливости, скоординированности и решительности. Когда вы направляетесь на трассу впервые, желательно иметь начальные представления о том, что вам предстоит. Поэтому мы попробуем осветить основные моменты техники езды и дать некоторые советы. Разумеется, наш короткий текст не является самоучителем) Учиться надо на трассе, под присмотром тренера, от простого к сложному.

Экипировка

2.jpg

Первое, что вы должны сделать перед выездом на трек – правильно экипироваться. Ведь существует негласное правило: экипировка важна на случай аварии, а не для обычной езды. Но падения в мотоспорте более, чем вероятны, а значит и защита должна соответствовать. Есть много вариантов экипа начального уровня. Главное, не экономьте на защите головы и ног — в этом случае лучше приобрести продукцию известного бренда. Также не забывайте, что понадобятся мотоочки, пояс, защита шеи, торса и коленей, ну и, конечно же, перчатки, джерси и штаны.

Положение тела

3.jpg

x5.jpg

Важным элементом для новичка является положение тела, это является основой правильной техники езды. Для того, чтобы «слиться» с мотоциклом в единое целое, вам нужно всегда находиться в правильной позиции. В противном случае вы не сможете его контролировать.

Средняя позиция – это когда вы находитесь в центре мотоцикла, и она является основополагающей. Есть разные варианты положения — сидя, стоя, передняя и задняя. Отрабатываются практикой.

Доведите позицию тела до автоматизма, и вы всегда будете в равновесии с системой гонщик-мотоцикл.

Тренировки

4.jpg

Чтобы совершенствоваться, нужно много тренироваться. Тренировка вырабатывает нужные рефлексы, а также дает возможность прогнозировать поведение мотоцикла в различных ситуациях на треке.

Но даже если вы не собираетесь стать профессионалом, а хотите быть просто гонщиком выходного дня, все равно лучше воспользоваться услугами тренера, который сможет заложить правильные основы техники езды («поставить технику») и дать грамотные советы. Обучение правильной технике облегчит жизнь в долгосрочной перспективе.

Рациональная езда

5.jpg

Езда на мотоцикле — это не само управление им, а умение владеть своими мышцами. Нужно научиться управлять своими мышцами в первую очередь. То есть вы постоянно «таскаете» мотоцикл своими мышцами: вперед, назад, вбок и т.д. Посадка на мотоцикле должна быть рациональная, чтобы вы не тратили много сил на управление. Вам должно быть удобно сидеть, удобно вставать, потому как если что-то неудобно, то придется тратить дополнительные силы. Эффективная и рациональная езда – это когда вы быстро едете и меньше тратите сил.

Старт

6.jpg

Гонка в мотокроссе по сути состоит из двух частей — старт и остальная ее часть. Кто первый выиграет Holeshot, имеет наибольшие шансы увидеть клетчатый флаг благодаря хорошему старту. На каждой тренировке старайтесь уделить внимание технике старта.

Позиция на старте уже выбрана, а стартовые ворота подняты. Следующий шаг — это выбор правильной позиции тела. Многих начинающих гонщиков перед стартом можно видеть в передней позиции, так как они ожидают подъема переднего колеса или чего-либо в этом роде, и это не так уж плохо. Но во время внедорожной езды вы постоянно стремитесь к максимальному сцеплению заднего колеса, а для этого нужно отклониться чуть-чуть назад.

Вы свешиваете ноги впереди подножек, но при этом переносите тело немного назад. Таким образом, вы обеспечите себе плавный, уверенный старт вместо того, чтобы буксовать, облегчив заднюю часть мотоцикла.

Другой немаловажный фактор — это правильное использование газа. Во время старта дроссель должен быть открыт достаточно для того, чтобы выехать из стартовых ворот как можно быстрее, примерно между четвертью и половиной. Этот момент нужно отрабатывать долгими тренировками, само оно не придет.

Ускорение и торможение

7.jpg

Ускорение также является одним из наиболее важных элементов мотокросса. Наклоняясь вперед при ускорении и назад при торможении, вы поддерживаете равновесие.

Что касается торможения, то в основном это действие вы будете делать по прямой. Не нужно использовать тормоза слишком агрессивно, если хотите избежать неприятных моментов. При использовании заднего тормоза или переключении передач, ваши ноги должны находиться на подножках по центру стоп.

Также держите по одному пальцу на переднем тормозе и на сцеплении — побольше практики, и это станет для вас привычкой.

Повороты

Good-Body-Position.jpg

Теперь немного поговорим о правильных прохождениях поворотов. В общем, существуют две основные техники. Одна для сухого трека, другая для влажных, сырых условий. Вне зависимости от того, какие условия, всегда держите локти поднятыми — только так вы сможете полностью контролировать мотоцикл. Если ваши локти подняты, вы лучше управляете ситуацией. Обратите внимание, что наиболее быстрые гонщики всегда держат локти поднятыми.

Если вы слишком наклоняетесь вперед, то можете перелететь через руль, в то же время, если вы слишком отклоняетесь назад, переднее колесо может задраться. Так что чем более вязкая земля, тем более параллельно вы должны быть по отношению к мотоциклу. Таким образом, вы достигнете наилучшего сцепления и прекрасно пройдете поворот.

В плоском повороте, с хорошо утрамбованным грунтом, перемещайте свою пятую точку на внешнюю сторону, тем самым препятствуя соскальзыванию заднего колеса и улучшая сцепление резины с сухой поверхностью. Когда вы так делаете, вы перемещаетесь на край мотоцикла, а ваш внешний локоть поднят. Все это делается единым движением. Чем лучше вы будете это делать, тем более уверенно будете себя чувствовать на сухих участках.

Это и есть основные техники поворотов, если вы научитесь их применять, то намного увереннее будете проходить любой поворот.

Колеи

9.jpg

Повороты с колеей — довольно сложный элемент, и существует много техник, которые помогут вам их пройти. Самое первое — это вход в поворот. Убедитесь, что оба ваших колеса попали в колею. Если переднее колесо попало в колею, а заднее – нет, то, когда вы повернете газ, мотоцикл вылетит. Или, если вы довольно смело зайдете в поворот, рассчитывая на стенки колеи, а переднее колесо не зашло, вы также улетите. В общем, надо следить за тем, чтобы колеса были в колее, и тогда уже открыть ручку газа. Добавляйте газ «мягко», если вы резко откроете газ, то разбалансируете вес мотоцикла. Вы либо пробьете стену колеи, либо потеряете равновесие. С этим нужно быть очень аккуратным.

Подъемы

10.jpg

Самая первая вещь, которую стоит запомнить — чем более крутой холм, тем больше стоит наклониться. Очевидно, что сидеть вы не хотите. Вы будете скакать по сиденью, заднее колесо будет прокручиваться, но ускоряться вы не будете. Так что, чем круче холм, тем больше наклон — заднее колесо прижмется само, вам нужно прижать переднее. Как только начнете выравниваться, сядьте и ускоряйтесь. Если переднее колесо отрывается от земли — хорошей идеей будет выжать сцепление и опустить переднее колесо.

Что касается передач, то чем выше передача, тем лучше. Если вы пойдете на слишком низкой передаче, сцепление заднего колеса с землей будет не таким хорошим. Если обороты слишком высокие, вы не будете набирать скорость. Чем выше передача, тем эффективнее вы будете использовать крутящий момент. Подвеска также будет лучше работать, так как на нее нет большой нагрузки. Все вместе это облегчит вам процесс подъема. Чем выше передача, тем проще подняться.

Спуски

11.jpg

Сделайте оттяжку назад и нажмите на задний тормоз, если дела совсем уж плохи. Можете даже газ не отпускать. Не переусердствуйте, но в целом это нагружает заднее колесо, прижимает его к земле, не дает ему подниматься. Вы можете ускоряться и выжать задний тормоз на кочке, это поможет поглотить толчок. Если же выжать только передний тормоз, то облегченное заднее колесо подкинет вверх, и вы перевернетесь. Так что в данной ситуации использование заднего тормоза позволяет вам ускоряться. Эта техника очень простая (если есть опыт), но многие ее не используют, так что это преимущество. Очевидно, вас интересует плавный спуск. Иногда вы можете сделать спуск более плавным, соединив две кочки прыжком.

Всегда смотрите вперед, чтобы продумать все заранее. Каждый раз на трассе все меняется, будь то камень или колея, или еще что. Так что будьте предусмотрительны.

На спусках проще остановиться, используя передний тормоз. Если вы используете только задний, то мотоцикл становится неустойчивым, помните это. Важно также помнить, что на спуске вы будете налегать на передний тормоз больше, чем обычно, но не стоит переусердствовать. Иначе переднее колесо просто выскользнет в сторону. Понести вас может, если вы перестараетесь и с задним тормозом. Чтобы замедлиться, можно использовать и двигатель — так же, как на машине. Переключите передачу на пониженную, отпустите сцепление, и двигатель вас замедлит. Торможение будет более эффективным, если вы используете оба способа.

Прыжки

12.jpg

Теперь поговорим о базовых техниках прыжков. Большинство людей остаются в нейтральной «атакующей» позиции над центром мотоцикла. Согните локти и колени, вы готовы ко всему. Если вы остаетесь в центре, то есть в середине, и начинаете прыжок на большой скорости и не сбрасываете газ, то приземляться вы будете красиво и ровно. Так что нужно начинать прыжок в нейтральной позиции.

Еще один важный момент — это держать ровный газ на протяжении всего пути до выпрыга. Стоит постоянно держать ровный газ, не дергая его, иначе нарушите равновесие.

Важно! Учитесь прыгать на маленьких трамплинах (от простого к сложному) и никогда не переходите на сложные прыжки, пока не будете чувствовать себя уверенно и не освоите одиночный прыжок.

Наблюдайте

13.jpg

Понаблюдайте на тренировке, как едут быстрые гонщики и постарайтесь проанализировать и понять, как и что они делают. Смотрите за своими любимыми гонщиками по телевизору, тогда вы поймете саму суть гонки и сможете проанализировать прохождение тех или иных элементов. Посмотрите, как они приближаются к старту, как входят в первый поворот, как прыгают, двигаются, совершают обгоны и т.д. Возможно, потребуется нажать кнопку замедленного воспроизведения, чтобы в деталях рассмотреть выполнение того или иного элемента и понять, как гонщик работает своим телом.

Ухаживайте за мотоциклом

14.jpg

После каждой поездки необходимо выполнить плановое техническое обслуживание, чтобы держать ваш мотоцикл всегда в рабочем состоянии. Если вы не профессиональный гонщик и у вас нет своего механика, то все вам придется делать самостоятельно. В первую очередь, мотоцикл должен быть всегда чистым, потому что засохшая грязь приводит к окислению алюминиевых деталей и коррозии железных (например, стальной рамы). Следите за состоянием расходников: цепь и звезды, тормозные колодки, тросики и т.д., воздушным фильтром и давлением в шинах – это залог вашей безопасности и стабильной работы машины в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *