Проигрывающее устройство грампластинок II-ЭПУ-62СМ
Данное ЭПУ стояло в блоке проигрывателя и усилителя радиолы Элегия-106-стерео (смотрим по ссылке). Я решил сделать отдельное описание этого узла. Так как он сделан совсем иным производителем, и это ЭПУ применяли во многих иных аппаратах в СССР.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!
Внешний осмотр
Как было ранее сказано, этот узел несет на себе следы разрушения. нет переключателя скорости вращения, нет точной подстройки скорости вращения, тонарм лишен звукоснимателя с иглой, в довершение — нет противовеса. Данные недостатки весьма серьезные.
Но когда я снял диск, я понял — что эта статья не получиться. Слишком многого не хватает! Как видим, сразу бросается отсутствие двигателя.
Сам диск изнутри.
Переворачиваем ЭПУ. да, здоров здесь все обкорнали! Но судя по всему, этот узел кто-то ремонтировал, либо улучшал.
Приведу еще несколько разных фотографий.
Этикетка ЭПУ. Здесь логотип производителя REMR, название, ГОСТ, цена 76 рублей с подстройкой и 74 без таковой. Знак качества СССР.
Цепи питания электродвигателя.
Они же в извлеченном состоянии. Конденсатор МБГО-2 1 мкФ ±10% 400 В. Конденсатор К40П-2б 0,033 мкФ ±20% 400 В. Резистор МЛТ-2 1 КО. Диод Д226Б. Микрокнопка МП3-1.
Блок УПЗ2-3 под алюминиевым экраном — и это тот самый предварительный корректирующий усилитель. Как видим, над платой уже кто-то поработал — заменены электролитические конденсаторы. На плате две микросхемы К553УД1А.
Эта же плата с обратной стороны.
II-ЭПУ-62СМ изготавливал Рижский электромеханический завод REMR, а в 1995 году предприятие было ликвидировано новыми властями, спешащими променять обретенную независимость на вкусные доллары.
В скором времени.
Мне один человек обещал подарить электрофон Радиотехника-301-стерео 1987 года выпуска, и в нем с 1986 года устанавливалось такое же ЭПУ. Так что, вполне вероятно, помимо полного обзора с разборкой этого электрофона, будет закончена и эта статья. Будем надеяться.
Электропроигрывающее устройство II ЭПУ-62СП
При покупке электропроигрывающего устройства (ЭПУ) требуйте проверки его работоспособности. Проверьте комплектность ЭПУ.
Прежде чем включить ЭПУ внимательно ознакомьтесь с настоящим паспортом. После хранения ЭПУ в холодном помещении или перевозки в зимних условиях, дайте ему прогреться до комнатной температуры в течение трех часов,
1.2. Краткое описание
Электропроигрывающее устройство, второго класса II ЭПУ-62СП ГОСТ 18831-73 предназначено для электрического воспроизведения стереофонических и монофонических граммофонных пластинок всех форматов.
ЭПУ устанавливается в электропроигрывателях, электрофонах, радиолах и другой комбинированной радиоаппаратуре бытового назначения.
ЭПУ комплектуется головкой ГЗКУ-631Р с корундовыми иглами иди ГЗКУ-631РА с алмазной (на 33 и 45 об/мин.) и корундовой иглами. Запасной иглодержатель оборудован только корундовыми иглами.
Ресурс алмазной иглы — не менее 500 часов.
Ориентировочный срок службы корундовой иглы — 150 часов.
Внешний вид, расположение и назначение элементов управления показаны на рис. 1.1.
1.3. Подготовка ЭПУ к работе
1.3.1. Подготовка к воспроизведению грамзаписи
Снимите диск и прочистите внутреннюю рабочую поверхность его от пыли.
Удалите с оси диска кольцо-дистанцер поз. 1 (рис. 1.4.), Если ЭПУ вмонтировано в радиоаппаратуру, отвинтите два винта, крепящие ЭПУ в транспортном положении до свободного качания ЭПУ на амортизирующих пружинах (отверстия для винтов поз. 4 (см. рис. 1.1,).
Осторожно вставьте головку в звукосниматель (рис. 1.3.), предварительно сняв защитный колпачок.
1.3.2. Воспроизведение грамзаписи
Установите ручку поз. 1 (см. рис. 1.1.) переключателя частоты вращения диска в положение, соответствующее частоте вращения на выбранной Вами грампластинке.
Внимание! Не допускается переключение частоты вращения диска при включенном ЭПУ, так как это может привести к порче фрикционного колеса приводного механизма.
Поверните рычажок головки так, чтобы два кружка голубого цвета на поверхности рычажка находились наверху при проигрывании грампластинок вида М и С (45 и 33 об/мин.). Для проигрывания грампластинок с частотой вращения 78 об/мин. рычажок головки поверните на 180 гр. в обратном направлении Положите грампластинку на диск. При проигрывании грампластинки с отверстием диаметром 38,2 мм установите на выступающий конец диска центр-щетку.
Поднимите ручной микролифт, передвинув ручку поз. 9 (см. рис. 1.1.) от себя вверх.
Включите ЭПУ, передвинув ручку поз, 7 (см рис. 1.1.) от себя до упора, как показано на рис. 1.5.
Переместите звукосниматель над грампластинкой и установите иглу головки над вводной канавкой выбранной записи. Опустите ручной микролифт, медленно передвинув ручку поз. 9 (см. рис. 1.1) на себя.
Выключение ЭПУ по окончании проигрывания грампластинки происходит с автоматическим возвратом звукоснимателя на стойку. Фиксатор стойки поз. 8 рис. 1.1 при этом должен быть откинут до упора вправо.
ЭПУ можно выключить в любом месте записи грампластинки, передвинув ручку включения-выключения на себя, как показано на рис. 1.6.
Звукосниматель можно поднять с грампластинкой без выключения ЭПУ ручным микролифтом, передвинув ручку поз. 9 (см. рис. 1.1.) от себя вверх.
Регулировку звукоснимателя по высоте над грампластинкой и для входа на стойку можно произвести вращением гайки микролифта с помощью ключа (пинцета) поз. 1 (см. рис. 1.2.). Регулировку ручного микролифта можно произвести поворотом винта поз. 2 (см. рис. 1.2.) с помощью отвертки.
1. После транспортировки и длительного перерыва в работе, автостоп ЭПУ может вначале иметь один-два несрабатывания. В этом случае выключите ЭПУ перемещением ручки включения-выключения на себя.
2. Выпускается вариант ЭПУ без механизма возврата звукоснимателя в исходное положение.
3. Соблюдайте последовательность операций при воспроизведении грамзаписи. Перемещения звукоснимателя до включения ЭПУ могут привести к нечеткой работе механизма возврата звукоснимателя.
1.4.1. Соблюдайте осторожность в обращении с ЭПУ и с головкой звукоснимателя. В случае износа или поломки иглы замените иглодержатель. Для этого отвинтите гайку крепления прижима и снимите его вместе с иглодержателем. Установка замененного иглодержателя производится в обратном порядке. При необходимости замените головку.
Для обеспечения надежной работы ЭПУ, необходимо периодически производить смазку подшипников электродвигателя, оси диска, оси фрикционного колеса самостоятельно или в ремонтной мастерской за счет владельца.
Смазку верхнего подшипника электродвигателя производить маслом изопарафиновым или индустриальным 12 в количестве три-четыре капли вдоль вала двигателя, нижнего подшипника через маслопровод поз. 2 (см. рис. 1.1.).
Следите, чтобы масло не попало на резиновые детали и латунную ступенчатую насадку двигателя.
При необходимости, отрегулируйте с помощью регулировочного винта поз. 3 (см. рис. 1.1.) высоту фрикционного колеса по отношению середины средней ступени латунной насадки вала двигателя. Грязь и масло с рабочих поверхностей промежуточного ролика, осей и ступенчатой насадки удаляйте, смоченной в техническом спирте или ацетоне, мягкой тряпочкой.
Для увеличения срока службы грампластинок и иглы необходимо перед проигрыванием тщательно прочистить их от пыли с помощью центр-щетки.
Во избежание поломки иглы и подвижной системы головки, не пользуйтесь грампластинками, имеющими трещины, выбоины! Не допускайте больших усилий и толчков на иглу головки звукоснимателя, не трогайте иглу рукой!
При транспортировании ЭПУ, закрепите звукосниматель на стойке, панель ЭПУ и диск закрепите в транспортном положении, как указано в руководстве по эксплуатации радиоаппаратуры, в которой вмонтировано ЭПУ, переключатель частоты вращения грампластинок установите в положение «45».
1.5. Указания мер безопасности
1.5.1. Во избежание несчастных случаев, монтаж и подключение ЭПУ к радиоаппаратуре должен производить квалифицированный специалист.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Частоты вращения диска, номинальные значения об/мин. 33 1/3; 45,11; 77,92
Прижимная сила звукоснимателя 60 (6,1)
Номинальный диапазон воспроизводимых частот, Гц не уже 40—13000
Чувствительность звукоснимателя на частоте 1000 Гц при воспроизведении стереофонической записи, мВ/см/с, не менее 70
Относительный уровень рокота, дБ, не хуже минус 32
Коэффициент детонации, % не более 0,15 + 0,05
Номинальное напряжение питания, В 127 (±10%)
Частота питающего тока, Гц, 50
Потребляемая мощность, Вт, не более 12
Габариты, мм 145x260x345
Масса без упаковки, кг 4
Примечание. Условные обозначения частоты вращения диска соответственно — 33, 45, 78 об/мин.
3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
1. Панель ЭПУ в сборе 1 шт.
2. Головка звукоснимателя ГЗКУ-631Р или ГЭКУ-631РА (с запасным иглодержателем) 1 компл.
3. Центр-щетка для проигрывания грампластинок е увеличенным центровым отверстием и снятия с грампластинок пыли 1 шт,
5. Упаковка (при поставке в торговую сеть) 1 шт.
6. Резиновые амортизаторы (для установки в пружины панели перед монтажом ЭПУ в радиоаппаратуру) 4 шт.
4. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ
Устройство электропроигрывающее II-ЭПУ-62СП заводской номер. соответствует техническим условиям гдЗ.832.043 ТУ и признан годным для эксплуатации.
5. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
5.1. Завод-изготовитель гарантирует нормальную работу устройства в течение двух лет со дня продажи потребителю в торговой розничной сети или со дня поставки заказчику для комплектации аппаратуры при соблюдении потребителем правил — эксплуатации и хранения в соответствии с инструкцией завода-изготовителя (паспортом).
В случае неисправной работы ЭПУ, владелец имеет право на его бесплатный ремонт в период гарантийного срока.
Без предъявления талона на гарантийный ремонт, претензии к качеству работы не принимаются и гарантийный ремонт не производится.
Замена осуществляется через торговую сеть только по заключению ремонтного предприятия в соответствии с действующими правилами обмена.
Цена: 27 руб. 50 коп. с головкой ГЗКУ-631Р (с корундовыми иглами — иглодержатель светлого цвета). 35 руб. 50 коп. с головкой ГЗКУ-631РА (с алмазной и корундовой иглами — несмываемая маркировка черного цвета на иглодержателе в зоне алмазной иглы, а на корпусе головки надпись «АЛМАЗ»).
Рижский электромеханический завод 226012, г. Рига, ул. Кришьяна Барона, 130.
Ii эпу 62см где
Радиола Мелодия-101 (Melodija-Stereo) представляет из себя совмещённый с усилителем стереофонический всеволновый радиоприёмник 1 класса, дополненный проигрывателем грампластинок (в отдельном блоке).
Данная радиола выпускалась в 1973-1978 годах на Рижском радиозаводе им. Попова ( Radiotehnika ). Стоила новая Melodija около 320 рублей (примерно 3 зарплаты инженера). У радиол «Мелодия» имелась оригинальная для 70-х годов возможность — фиксированная настройка на 3 станции в УКВ диапазоне, с переключением между ними с помощью кнопок, а также раздельные ручки настройки в диапазоне УКВ (ЧМ) и во всех остальных (АМ). При грамотном использовании, приёмник может «запоминать» до 5 станций без ручной настройки на них, с переключением кнопками АМ-ЧМ и 4 положениями блока быстрого выбора.
Для прослушивания пластинок на Мелодии-101 использовался стереофонический проигрыватель-приставка на базе электропроигрывающего устройства II- ЭПУ-52СП. Проигрыватель шёл в комплекте с радиолой, также, как и акустическая система Radiotehnika 6АС-2.
Эта радиола положила начало серии унифицированных друг с другом устройств для озвучивания помещений: Мелодия-102 (моно-радиола), -103 (электрофон), -104 (радиола), -105 (музыкальный центр), -106 (музыкальный центр) и Элгия-102 (на базе Мелодии-101).
В диапазонах длинных и средних волн приём ведётся на встроенную магнитную антенну. Для улучшения приёма, магн. антенну можно поворачивать при помощи ручки «МА» на передней панели корпуса. В диапазоне УКВ приём ведётся на встроенную антенну-диполь (фото), расположенную по периметру корпуса (подключается к разъёму «1:1» или «1:30», в зависимости от условий приёма, сзади корпуса). В любом из диапазонов возможен приём на внешнюю антенну.
Разъёмы на задней стороне:
Динамик | Колонка левая | 6АС-2 (4Ω) Разъёмы типа DIN 41529 (ОНЦ-ВН-1-2/16) «точка-тире» |
Динамик | Колонка правая | |
Наушники | Выход на стереонаушники ( DIN 5×180 о , оно же СГ-5) | |
Выкл. БШ | Переключатель наушники/колонки | |
Q | Вход для электропроигрывателя (с пьезоголовкой). | |
О_О | Линейный вход и линейный выход. Вход включается кнопкой «О_О», выход всегда включён. | |
1:30 | Вход для УКВ антенны (ближний приём) | |
1:1 | Вход для УКВ антенны (дальний приём) |
Доставание радиолы из корпуса производится откручиванием винтов на дне корпуса. Шасси держится на винтах, расположенных по углам дна (один винт опломбирован). Винты, закрашенные краской трогать не надо! Они держат деревянные части корпуса.
Технические характеристики
Выходная мощность УНЧ: 2х4Вт, пиковая 2х16Вт (на нагрузку 4Ω)
Диапазон частот в режиме АМ не уже 50…7000Гц
…в ЧМ и при воспр. грамзаписи не уже 50…18000Гц
Питание от
220В 50Гц
Мощность: 35-45 Вт
Габариты:
…приёмника: 625х168х320 мм
…электропроигрывателя: 413х168х306 мм
…акустической системы: 171х168х300 мм.
Масса комплекта радиолы: 28 кг.
Об экземпляре в коллекции
Радиола, представленная в Виртуальном музее, выпущена в 1975 году и имеет заводской номер 005675. Некомплектная, имеется только приёмник, всё остальное лет 5 назад выброшено. Позже были найдены родные колонки 6АС-2, однако в 2007-2011 годах радиола работала с колонками 6АС-503 с сопротивлением 2Ω, причём однажды даже работали около часа на максимальной громкости, от чего выходным тразисторам УНЧ хуже не стало (повторять не советую). На конец 2011 года (первый этап восстановления) были следующие неисправности:
- Не работал один канал — в УНЧ заменён обломанный конденсатор К10-17 («флажок»)
- Нет низких частот в обоих каналах — замена неисправных конденсаторов К50-12 в УНЧ [фото до | фото после].
- Нет приёма на диапазонах АМ, иногда вместо приёма слышен непрекращающийся мозговыносящий треск — чистка переключателей ДВ-СВ-КВ… на плате КСДВ.
- Сбита шкала на УКВ диапазоне, напряжение настройки в норме: 0-15В. Не устранено.
Прежние хозяева зачем-то умудрились демонтировать выключатель питания, не открепляя его от шасси (читай — выломали, не повредив пломбы). Провода скрутили, и приёмник работал напрямую от сети [фото 1 | фото 2]. В связи с отсутствием переключателей типа ПКН-41-1-2 в продаже, был установлен выключатель от компьютерного корпуса типа АТ (подошёл, но шток оказался немного короче и тоньше оного у ПКН, поэтому кнопка даже в выключенном состоянии немного утоплена относительно других, также пришлось воспользоваться клеем «Момент», о чём сейчас сожалею).
В процессе транспортировки были обломаны ручки регулировки громкости (фото), поэтому хочу предупредить всех читателей — аппаратуру за переднюю панель таскать не рекомендуется!
Также добавлю, что не желательно нажимать все кнопки АМ-диапазонов (ДВ/СВ/КВ) одновременно, даже случайно при переносе радиолы с одного места на другое. В таком случае отжать кнопки, чтобы вернуть радиолу в рабочее состояние, можно только подбором усилия нажатия одной из кнопок. Тогда одна кнопка отпустится, и снова нажав её, остальные сразу же «выстрелят», как и положено.
Поделиться в соцсеть
41 комментарий к “Radiotehnika Melodija-Stereo-101”
Александр, добрый день!
Вчера на барахолке приобрёл Радиола Мелодия-101, а как выйти на УКВ не знаю, тишина. Антены нет.
Евгений, г. Ярославль
сот. 910 965 89 93
У данного приёмника антенна встроенная — это кусок провода по периметру, подключённый к гнезду УКВ 1:1. УКВ включается кнопкой «ЧМ», ДВ/СВ/КВn включаются «АМ» и далее кнопками справа. При приёме вне города желательно перейти в режим МОНО и АП ВЫКЛ (выключение автоподстройки частоты). Точно не помню, работает ли в М-101 БШН (МА-ВКЛ/БШ) на ЧМ, но если девайс вообще ничего не ловит, стоит попробовать отжать/нажать эту кнопку.
не подскажите при повышении громкости появляется треск как убрать
Если треск пропадает при отпускании рукой регуляторов громкости, замените переменные резисторы.
спасибо.за ответ таких резисторов могу не наити пока терпимо. вот вопрос.как переделать укв на фм.и еще оконечники полчаса работы очень греются звук искажается.громко не ставлю.почемуто забыли про охлаждение выходных транзисторов.что можете посоветывать зарание спасибо.
Если не можете найти резисторы регулировки громкости, в УНЧ и, тем более, УКВ-блок лучше не лезть. Греться транзисторы могут либо из-за нагрузки менее четырёх ом, либо из-за возбуждения усилителя на ультразвуковой частоте. На средней громкости и при штатном охлаждении они должны быть ощутимо тёплыми, но не более.
хорошо.акустика вроде оригинальная.со светлыми решетками.видел здесь на саите с черными.чем они отличаюся.как убрать это ультразвук или оставить как есть.есть идея поставить кулер для охлаждение.
Чем отличаются не знаю, скорее всего, ничем. Попробуйте сменить электролиты в плате УНЧ (которая с двумя предохранителями, расположена рядом с выходными транзисторами) на новые. Но не факт, что причина именно в них. Это могут быть и неполярные конденсаторы в цепях обратной связи, и транзисторы раскачки, и даже грязь на плате. Начните с электролитов, если не поможет, меняйте другие конденсаторы и транзисторы в УНЧ.
буду тогда менять электролиты.насчет громкости скорей всево ползунок износился.трещит толька когда передвигаю ручку верх вниз потом перестает.ваш сайт очень нужен вы не забывайте.пишите все о ремонте этой радиолы.спасибо вам огромное.будут вопросы напишу.
включил без нагрузки.выходники стали грется один больше греется.померил постояная напряжение на обоих каналов 18 и 16 вольт.так не должно быть.
Постоянной составляющей скорее всего нет — это мультиметр показывает УЗ-генерацию. Если замена электролитов не поможет, попробуйте обратиться на форум rt20.getbb.ru и указать там постоянные и переменные напряжения на всех транзисторах (переменные мерять через конденсатор 1 мкф). В комментариях ремонтировать можно очень долго.
спасибо за советы.для меня это за сложно.электролиты пока не менял.выходники больше не греются.незнаю как так получилось на плате унч покрутил какойто регулятор и все.укв настроил радио работает принимает пару станции правда только моно стерео шумит.можно больше принять.от города 20км живу.надо уличную антену.пока все.
Регуляторы регулируют ток покоя выходников. Если звук устраивает, на этом «ремонт» можно завершить.
здраствуйте Александр.обьясните пожалуйста обозначение кнопок на переднии панели ум-шп-уп нажимаю они не работают.как правильно припаять сетевои выключатель провода на прямую соединино.неудобно из розетки постояно выдергивать вилку.
Удалённый Приём (выше чувствительность), Широкая Полоса (лучше качество звука, чувствительность средняя), Местный Приём (меньше чувствительность). Я слушаю практически всегда на ШП, за исключением дальних или наезжающих друг на друга станций. Выключатель ставится в разрыв любого из проводов 220В, аналогично схемам освещения. Если есть возможность, ищите выключатель ПКН-41, он лучше подходит по крепежу. Распайка ПКН-41 — слева один конец провода, справа другой, в одну из поперечных пар. Можно и оба провода размыкать (задействовать обе пары контактов), главное не сделать КЗ. Визуально отделённую пару контактов не трогать, она нормально замкнута и предназначена для устройств с питанием от аккумуляторов. Теоретически лезут выключатели от компьютеров, но у них короткий шток.
спасибо.проще будет взять от не нужной настольной лампы провод вот я в блоке укв перестроил на пару станции вещают фм.эти кнопки будут работать?почему горит постояно индикатор стерео.?
Вы про полярную модуляцию и модуляцию с пилот-тоном что-нибудь слышали? Для нормальной работы данного агрегата необходимо менять стереодекодер, либо переключаться в режим Моно. Кнопки фиксированной настройки будут работать всегда.
чтота сдышал почитаю сейчас подробней про модуляцию.в том и дело.как не переключай горит постояно не так важно пускай горит.для меня в принципе и режим моно устраивает.спасибо вам большое за помощь.
привет.все наладил радиолу.кнопку включение достал от ссср телика отпаял.правда по не внимательности сделал к.з. ну все обошлось работает слушаю радио.бывает использую как усилитель.звук у мелодии-101 очень хорошии теплый.не сложен в ремонте.что не скажеш о современых усилителях RRR не сравнить.внутри оставил все как есть заменил кнопку.регулятор громкости смазал.и выставил ток покоя перестроил на фм.можно вернуть на укв если надо.удивляюсь как слушали бывшие владельцы.как не сгорел оконечник ведь ток покоя был выставлен не правильно похоже завода.сам по себе не мог расстроится страно.
Добрый день.Лежит такая радиола,отдали бесплатно.Но»реанимировать»нет желания,хотя вполне реально.Думаю сделать АС для домашнего кинотеатра.Центральный канал из корпуса радиолы,тыловая акустика из 6АС-2,но с пространственным звуком.Как вам такой тюнинг?
Если убрать морду и заменить её на гриль, оставив макинтош как корпус центральной колонки, то идея неплохая. Колонки 6АС-2 лучше оставить как есть, в штатном виде они звучат очень неплохо (правда, как тыл их не пробовал использовать). Внутри очень мало свободного пространства, думаю, переделывать их смысла нет — играть будут как компьютерные колонки за 500 руб. Усилок из Мелодии можно вынуть и реанимировать отдельно (без приёмника), звучит он довольно хорошо и держит до 10 W мощности (на самом деле может больше примерно в 2 раза, но нежелательно).
Александр, у меня рабочая мелодия стерео 104, по случаю достался и рабочий проигрыватель, но через некоторое время, проигрыватель перестал включаться, скорее включается, начинает работать, но тут же гаснет лампа питания и выключается, немного постояв включается, на несколько секунд, и снова выключается, как Вы думаете, что могло произойти, может подскажите, очень буду признателен! С уважением. Игорь
Очень похоже, что где-то пропадает контакт. Может быть в вилке, может в колодке предохранителя, может в проводе, а может в выключателе. Мест где может пропасть контакт по 220 вольтам очень много. Надо каждое из них вскрыть, осмотреть, если не получается, прозвонить.
Спасибо, будем искать!
Простите. В этом и в 104 аппарате не требуется фонокорректор для пластинок? Все аудио входы одинаковые?
В «тушке» Мелодий 101…105 фонокорректора нет, все входы обычные линейные. Для прослушивания музыки с ЭМ звукоснимателя фонокорректор обязателен. Он встроен только в Мелодии-104/105 (в версиях с ГЗМ), и то находится в блоке проигрывателя.
Здравствуйте Александр, очень понравилась и приобрел «Мелодия 101» стерео (ностальгия).Слушаю рок семидесятых, какая акустика лучше подойдет? Подсоединять буду ноут и рок радиостанции слушать.Родная четырехомная, а если восьмиомная? Хотя бы два — три примера из нашего СССР.
Лучше 4 ома. Вообще, акустические системы надо подбирать в зависимости от акустики помещения, где это будет слушаться. В небольших комнатах 6АС-2 очень неплохо играют. На 8 омах усилок тоже нормально работает, возможно, будут качественно работать 15АС-220, сам я не пробовал (пробовал на недоколонках от магнитофона «Весна», их он раскачал на полную, лучше они нигде не играли).
Добрый день. Подскажите можно ли проигрыватель пластинок подключить шнуром 5din-2rca ко входу для проигрывателя японского усилителя типа denon pma500? Или это некорректно? Какой тип звукоснимателя в проигрывателе? Мм, МС, или вообще пьезо? Боюсь спалить вход усилка
Здравствуйте! Конечно можно, ничего сгореть не должно. У проигрывателя Мелодий-101 и -104 тип головки пьезо. У 105 модели магнитная ММ.
У меня 104. Все же звучание будет скорре всего не очень, так как для пьезоэлектрического звукоснимателя нужен специальный фонокорректор. Ну это я так себе представляю. А у денона только для магнитного звукоснимателя вход. Уровень сигнала, сопротивление , все очень разное будет. Не буду заниматься экспериментами..)))
Для пьезо корректор не обязателен. Амплитуды там близкие к обычному линейному входу, просто подкрутить тембры на эквалайзере, и должно хватить. Сопротивление этому металлолому до звезды.
Но у Вас может быть поздняя версия 104-й с II-ЭПУ-62СМ, где звукосниматель магнитный. Тогда фонокорректор будет в самой вертушке, аналогичный Мелодии-103М. И тут есть два выхода — или цеплять выход вертушки к линейному входу, или отключить внутренние разъёмы корректора, и к ним подцепить кабель к Вашему усилителю (будет использоваться фонокорректор усилителя).
день добрый.
Есть у меня проигрыватель melodija-stereo, остался от связки с радиолой melodija-stereo 101.
к родному усителю, я подключал, все работало норм, также подключал в новый современный ресивер через лайн ин во все входы, звука нет от слова вообще, даже на максимальной громкости. НО сам проигрыватель пластинку играет, я слышу песни из самого проигрывателя, так же как если его и не подключать в ресивер. Голову (я так понимаю она пьезо) поставил новую. Хочу подключить её к современному ресиверу integra, купил переходник din5-2тюльпана, подоединяю, а звука нет.
Подскажите плз, если сможете. 1)Такая связка вообще будет работать? 2) стоит ли игра свеч, учитывая качество звука. Спасибо!
Есть у меня проигрыватель melodija-stereo, остался от связки с радиолой melodija-stereo 101.
к родному усителю, я подключал, все работало норм, также подключал в новый современный ресивер через лайн ин во все входы, звука нет от слова вообще, даже на максимальной громкости. НО сам проигрыватель пластинку играет, я слышу песни из самого проигрывателя, так же как если его и не подключать в ресивер. Голову (я так понимаю она пьезо) поставил новую. Хочу подключить её к современному ресиверу integra, купил переходник din5-2тюльпана, подоединяю, а звука нет.
Подскажите плз, если сможете. 1)Такая связка вообще будет работать? 2) стоит ли игра свеч, учитывая качество звука. Спасибо!
Здравствуйте! Связка будет работать, при хорошей головке (не поплывшей от старости-там есть демпферная резинка, умирающая от старости) звук будет ничего. Или если головку отремонтировать.
Цоколёвка штекера проигрывателя, насколько я помню, отличается от стандартной для линейного входа. Т.е. нужен не заводской переходник на тюльпаны, а самому паять. Цоколёвка есть тут в схемах: http://www.rw6ase.narod.ru/00/rpl_ps/melodija101s.html
Переходник дин5 тюльпаны то я купил, головку тоже новую поставил (пьезо).
Звук слышен очень тихо из проигрывателя, а при подключении к ресиверу из колонок тишина. Все пишут, что фонокорректора как раз спасёт, но если звука нет совсем из колонок, может и не спасёт? Продавец фонокорректора сказал, что для пьезо это не поможет, мол фонокорректор работает только при магнитной головке. На этом я и встал…
Да, фонокорректор нужен только для магнитной головки. Пьезо он как рыбе зонтик. Если вертушка работает с Мелодией, а с муз.центром не хочет.
Переходник нужен не с обычным расположением контактов, а сделанный специально под разъём «Q». В нём задействованы контакты 3+5 (не 1+4, как во многих переходниках).
Александр, спасибо, что отвечаете!
Я вот таким подключаю. Это не то?
Спасибо.
У меня здесь ручная проверка комментариев, так что читаю всё, и по возможности отвечаю.
Этот переходник надо прозвонить, и если там цоколёвка не как у гнезда «Q» Мелодии, разобрать и перепаять на неё. Если соответствует, то просто где-то нет контакта. С китайщиной такое бывает. Особенно в штекерах RCA, сделанных из пластика с напылением металла.
Александр, добрый день! Мелодия 101 использовалась как усилитель, от внешнего источника в неотапливаемом помещении 3 года. В настоящее время левый канал воспроизводит с хрипом, правый на 40% тише. По возможности подскажите, поможет ли «прочистка» потенциометров громкости, или возможна более «глубокая» неисправность унч.
Скорее всего, подсохли конденсаторы. Прочистка вряд ли поможет, она влияет только на процесс регулировки громкости. Если тихий канал громче не делается, а хрипящий не перестаёт хрипеть в других положениях резисторов, то дело в УНЧ. Обычно высыхают электролиты К50-6, К50-12.
Оставить комментарий
© 2009-2022, Александр Тауенис. Хостинг от Infobox.
Копирование информации разрешается только с согласия автора сайта.
Мелодия-104-стерео — стереофоническая радиола, проигрыватель
Блочная стереофоническая радиола первого класса — Мелодия-104-стерео (описание и фото радиолы читайте здесь), сегодня мы рассмотрим один блок — электропроигрыватель. Он не носит какого-либо особого названия, вернее на шильдике сзади написано «Радиола СРП-1-4».
Итак, проигрыватель Мелодия-104-стерео представляет собой крайне простое устройство: Корпус, пластмассовая крышка, электропроигрывающее устройство — это II ЭПУ-62СП, трансформатор, кнопка включения/выключения, лампочка индикации работы, выходные разъемы на УНЧ. проигрыватель не работает без усилителя. Все.
Механизм крепления ЭПУ в Мелодия-104-стерео
Мелодия-104-стерео разъемы выхода на УНЧ
Корпус изготовлен из фанеры — склеен весьма аккуратно и крепко. Дно изготовлено из ДВП и посажено на скобы (типа мебельного степлера). Прозрачная пластмассовая крышка огромная и сидит на петлях хитроумной конструкции. Далее идет пластмассовый вкладыш (панель) в верхней части корпуса, в него вставляется электропроигрывающее устройство. Эта пластмассовая штуковина весьма крепкая (чисто по-советски сделана!), в ней имеется место для круглой «щетки» — очистки пластинок, кнопка включения/выключения, красный индикатор сети.
Мелодия-104-стерео трансформатор в проигрывателе
Внутри мы видим. да почти ничего не видим! Даже как-то обидно — столько места впустую пропадало! Сюда можно было ой как много чего понапихать. Итак, внутри имеется понижающий Ш-образный трансформатор — с 220 вольт он понижает переменный ток до 127 вольт — именно от столько и питается электродвигатель проигрывателя. Больше там запитывать нечего. Трансформатор установлен в специальной железяке (никакими экранами там не пахнет!), рядом с ним предохранитель и переключатель типа сети (в древности такое практиковалось). Вторая такая железяка служит всего лишь переходником: сигнал с ЭПУ идет по двум экранированным проводам на разъемы типа современных «тюльпанов», далее по обычному и не экранированному проводу до разъема типа ОНЦ — это выход на УНЧ. Что мешало производителю припаять выход с ЭПУ на ОНЦ — загадка.
Мелодия-104-стерео предохранители и переключатель типа сети
Мелодия-104-стерео, кнопка ПКн41-1-2
Кнопка включения и выключения питания типа ПКн41-1-2XI-78 21, так же прикручена к железяке, рядом с нею обычная лампочка.
ЭПУ сидит на четырех пружинах. Они в свою очередь имеют резиновые колпачки. Чтобы вытащить ЭПУ из корпуса проигрывателя, надо открутить два винтика – на фотографии видно, что болтики имеют специальную «чашечку», которая заливается какой-то смолой и проставляется гарантийный штемпель – защита от несанкционированного вскрытия. Откручиваем их, и шасси проигрывающего устройства снимается без проблем. Далее только выдернуть два разъема, идущих на УНЧ и один разъем – питание электродвигателя. На этом, в общем-то, все…
Полоса воспроизводимых звуковых частот 63-12500 Гц (зависит во многом от оконечного усилителя). Размеры электропроигрывателя 455х348х175 мм.
Тема: ригонда моно в стерео
ригонда моно в стерео
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Созданные темы
Re: ригонда моно в стерео
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Созданные темы
Re: ригонда моно в стерео
Re: ригонда моно в стерео
Сообщение от sizar
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Созданные темы
Re: ригонда моно в стерео
Если в качестве звукоснимателя будет пьезик — фонокорректор не нужен. Если магнитный, то придется делать к обоим каналам. Тока магнитный звукосниматель вешать на II-ЭПУ 62см — не знаю есть ли смысл.
Радиола "Комета" 1962 г.в.
Извините, если не в тему… но хочу похвастать )))
Вчера наконец-то сбылась мечта идиота ))) — приобрёл таки радиолу "Комета", которую искал почти 10 лет.
А намедни на OLX увидел объявление — продаётся! В шикарном состоянии. Всего за 500 грн! Да это удача!
Не поленился съездить в г.Николаев за ней, привёз домой, очистил от пыли…
Вот она, красавица.
Проигрыватель в полном комплекте
только от старости заклинило моторчик. Размочил маслом — крутится!
Пластинку играет, звук есть, только немного фона. Регуляторы тембра работают.
Радио — ничего не ловит, только шум и писк… ну знаете какие звуки.
Внутри было всё в пыли — очистил — любуйтесь!
Лампы все светят, всё целое.
Это ж надо как мне повезло!
Судя по дате на лампе — 1962 г.
… есть занятие на зиму. Буду делать апгейд.
Заменю ЭПУ, — хотел вставить Unitra G-602, увы не влезет. Заказал II ЭПУ-62СМ с магнитной головой и алмазной иглой. Заменю все лампы и электролиты, селеновый выпрямитель.
Пока не решил как сделать стерео звук. Или добавлять ещё один канал на лампах 6Н2П+6П14П, или внутрь впихнуть стерео-усилок на TDA, подумаю…
Не хотелось бы сильно изменять конструкцию.
————————-
Сегодня получил Новой Почтой другое ЭПУ для радиолы.
По размеру влазит, надо будет немного лобзиком подпилить дерево
Старое ЭПУ выставлю на продажу на OLX, оно полностью исправное и в неплохом состоянии.
Для реставраторов и любителей раритетов…
———
Тут развернулась нешуточная полемика — пилить или не пилить отсек проигрывателя, чтоб вставить другое ЭПУ. Скажу однозначно — пилить!
Вот фото нового ЭПУ снизу
А вот фото отсека проигрывателя
Чертёж размеров нового ЭПУ
Чертёж отсека проигрывателя и у же наложенное новое ЭПУ
Совместив оба чертежа по точке центра диска, определяем расположение нового ЭПУ в отсеке проигрывателя.
Немного посчитаем.
Отсек проигрывателя радиолы:
470х270 (всё в мм), размер отверстия под старое ЭПУ 365х190
Размеры нового ЭПУ:
345х260
Как видно, новое ЭПУ помещается в отсек, даже слева остаётся щель шириной 20 мм.
Для того, чтобы новое ЭПУ нормально разместилось в отсеке, надо отверстие около задней стенки расширить на 20 мм. (выделено пунктиром)
Из чертежа всё понятно?
Так что придётся ПИЛИТЬ!
——
продолжение — www.drive2.ru/c/543607345939218686/
Комментарии 66
Добавил про "распил" в пост. Ознакомьтесь. Навального здесь нет )))
Ознакомился. Тут, конечно, размеры больше листа А4. А так-то я когда что-то делаю — на компе всё рисую. Это офигенно помогает, особенно когда элементов большое количество.
Вот, например, прикидывал как разместить панасониковский ЛПМ в Радиотехнике. )
Можно же и в этот старый тонарм другую голову встроить аккуратно. ) Будет вообще прикольно смотреться со штатным ЭПУ.
Противовес можно заколхозить аккуратный и без порчи тонарма. )
Ну это уже стёб )))
В гараже точно такой же стоит, от деда осталась. Выбрасывать ни за что не буду!
У нас от деда тоже подобный был. Но тогда ни гаража ни дачи не было. Поэтому всё улетело на свалку вместе с двумя Ригондами. )))
Кстати, просьба к владельцам Мелодии-103М. Прошу снять ЭПУ и сделать фото корпуса, где расположено ЭПУ сверху с линейкой, мне надо посадочные размеры для пружинных амортизаторов, чтоб лишнее не выпиливать в отсеке проигрывателя.
Был бы он изначально убитый — не так жалко было бы колхозить. )
Просто предполагаю, что получится маловостребованная вещь в результате. Какое там нормальное стерео, если динамики так близко расположены…
Импортный проигрыватель, импортный ресивер и нормальные импортные колонки — вот что нужно слушать. А этот восстановить и оставить как есть для интерьера на даче. )))
Хотя, я вполне допускаю модерницацию девайса, но только с возможностью полного возврата как было. Т.е. если менять ЭПУ — ничего не резать в корпусе. Лучше ЭПУ порежьте или свой соорудите.
И старый ЭПУ я бы не продавал. Вдруг потом надоест эта игрушка и захотите продать — заколхоженный вариант далеко не всякий купит.
Понимаю, что всё это сейчас по сути бесполезные вещи, но всё-равно их почему-то жалко. У него может вся прелесть во внешнем виде этого старого ЭПУ. )))
Я задумывал как-то один колхоз, но для него специально искал убитый вариант магнитолы. И не так дорого и не так жалко. )
… вот именно — прелесть от внешнего вида.
А какое стерео на японо-китайских магнитолах? О чём вы?
Если помните, колонки рекомендуется расставлять на расстоянии 2-3 м и на уровне ушей. И слушателю сидеть строго между ними для полного стерео-эффекта. Хорошо, не стерео — пусть двухканальный звук. Согласитесь, что это лучше чем моно.
Есть схемы расширения стереобазы, но это другая история.
И почему некоторые начинают сожалеть, колхозом обзывают?
Я всё равно сделаю как задумал, пусть она через пару лет окажется в гараже. Но я хочу сделать ЭТО сейчас.
В конце концов это моя вещь и я имею право делать с ней что хочу.
Во всяком случае MP3-плеера там не будет. Только аналог, никакой цифры.
Абсолютно правы, по поводу того что можете сделать с ней всё что захотите. Никто же не спорит. Просто люди высказывают свои мнения по этому поводу и не более того. )
Мне тоже нравится процесс творчества. Когда что-то придумывается и получается как задумано. )
Можно же внести изменения в её конструктив не затрагивая корпус?
И, кстати, самодельный стол для проигрывателя это не так уж неинтересно смотрелось бы. Но я бы лично вообще не рассматривал её в качестве проигрывателя и не менял бы ЭПУ. )
Сделать стол для меня проблема. Просто я хочу чтоб она была рабочая. Радио не послушаешь — нужна внешняя антенна для ДВ, СВ и КВ, УКВ надо перенастраивать и стереодекодер на лампе… пусть хоть пластинки играет. Потому и меняю ЭПУ. Как деталь интерьера — не обязательно просто как мебель.
Был бы он изначально убитый — не так жалко было бы колхозить. )
Просто предполагаю, что получится маловостребованная вещь в результате. Какое там нормальное стерео, если динамики так близко расположены…
Импортный проигрыватель, импортный ресивер и нормальные импортные колонки — вот что нужно слушать. А этот восстановить и оставить как есть для интерьера на даче. )))
Хотя, я вполне допускаю модерницацию девайса, но только с возможностью полного возврата как было. Т.е. если менять ЭПУ — ничего не резать в корпусе. Лучше ЭПУ порежьте или свой соорудите.
И старый ЭПУ я бы не продавал. Вдруг потом надоест эта игрушка и захотите продать — заколхоженный вариант далеко не всякий купит.
Понимаю, что всё это сейчас по сути бесполезные вещи, но всё-равно их почему-то жалко. У него может вся прелесть во внешнем виде этого старого ЭПУ. )))
Я задумывал как-то один колхоз, но для него специально искал убитый вариант магнитолы. И не так дорого и не так жалко. )
Аутентичность или колхоз, дело хозяйское конечно.Я бы пилить не стал.Поддерживаю полностью!
Если не пилить, то ЭПУ по высоте не помещается. Надо же куда-то амортизационные пружины вставить. См. добавление в конце поста…