Где производят основу для моторного масла
Перейти к содержимому

Где производят основу для моторного масла

  • автор:

Мировые производители базовых масел — минеральные Group I/II, гидрокрекинг VHVI Group III, синтетика PAO Group IV

American Refining Group — Kendex 165 HTLV (место производства Bradford PA)
Calumet — Calpar (место производства Shreveport, LA)
Chevron — Group II Group II+ (место производства Richmond, CA)
Philips 66 — Pure Performance (место производства Westlake. LA)
Ergon — Hygold (место производства Newell, WV)
Excell Paralubes (место производства Westlake, SA)
Exxon Mobil — EHC (место производства Baton Rouge, LA; Baytown, TX; Beaumont, TX; Jurong, Singapore; Wakayama, Japan)
Flint Hills (место производства Westlake, LA)
Motiva — Group II Star (место производства Port Arthur, TX)
Suncor Petro-Canada — Purity (место производства Mississauga, Ontario, Canada)
GS Caltex — Kixx LUBO (место производства Yeosu, South Korea)
SK Lubricants — Yubase L3; 3 (место производства Ulsan, South Korea)
Petronas — M500 (место производства Melaka, Malaysia)
Formosa PetroChemical Corp. (место производства Mailiao, Taiwan)
S-Oil — Premium, Super, Ultra S2, Ultra S3 (место производства Onsan, South Korea)
Modrica — Trafo Baza (место производства Modrica, Bosnia and Herzegovina)
KunLUn PetroChina (CNPC) (место производства China)
IndianOil (место производства Haldia, India)
H&R Chempharm GmbH — Pionier (место производства Salzbergen, Germany)
Eni — (место производства Livorno, Italy)
Bharat Petroleum (место производства Mumbai, India)

Мировые производители гидрокрекинга VHVI Group III

Chevron — UCBO (место производства Richmond, CA)
Petronas — ETRO (место производства Melaka Malaysia)
S-Oil — Ultra S (исключая базовые масла Ultra S2 и Ultra S3 с индексом вязкости ExxonMobil — VISOM (место призводства Fawley UK)
Suncor Petro-Canada — Purity VHVI исключая базовые масла Purity VHVI2 с индексом вязкости GS Caltex — Kixx Lubo исключая Kixx Lubo2 с индексом вязкости SK Energy — Yubase, Yubase Plus, исключая Yubase L3 и Yubase 3 с индексом вязкости LLK International — Lukoil VHVI-4 III+ (место производства Volgograd, Russia)
Neste Oil — Nexbase, исключая Nexbase 3020 и 3030 с индексом вязкости Nippon Oil — (место производства Yokohama, Japan)
Modrica — (место производства Modrica, Bosnia and Herzegovina)
KunLun — (место производства PetroChina (CNPC), China)
Bapco/Neste — Nexbase (место производства Sitrah, Bahrain)
Repsol YPF — (место производства Cartagena, Spain)
Shell — Shell XHVI и GTL (Shell — Qatar Petroleum место производства Ras Laffan, Qatar)

Мировые производители GTL Group III
Shell — GTL Qatar GTL QHVI (Shell — Qatar Petroleum место производства Ras Laffan, Qatar)

Мировые производители базовых масел PAO Group IV
Idemitsu Kosan Co. — Lenealene PAO (Место производства Tokyo Japan)
Exxon Mobil — SpectraSyn PAO (место производства Beaumont Texas, Gravenchon France)
INEOS — Durasyn PAO (место производства LaPorte Texas and Feluy Belgium)
Chemtura — Synton PAO (место производства Elmira, Ontario, Canada)
ChevronPhillips — SynFluid (место производства Cedar, Bayou, Texas)

Мировые производители базовых масел Эстеры, Алкилированные нафталины, PAG, Group V
Inolex — Esters
Exxon Mobil — Esters Esterex, Alkylated Naphthalene Synesstic
DOW — PAG Ucon
BASF — Esters, PAG
Chemtura — Reolube Esters
INEOS — Polybutene PIB
Hatco — Esters
Nyco America — Esters
Afton — Alkylbenzene
Croda — PAG, Esters
Synester — Esters (место производства Tehran, Iran)
Motiva — (место производства Port Arthur Texas)

Базовые основы моторных масел. Виды и производители

группы базовых масел

Любое современное автомобильное масло состоит из основы и пакета дополнительных присадок, которые нужны для того, чтобы улучшить натуральные свойства базового масла и добавить новых. Содержание присадок может колебаться в зависимости от производителя и типа масла в пределах 20-30%. Базовые масла для моторных масел выпускают различные компании, и чтобы их было проще классифицировать Американский институт нефти «API» разделил все базы на 5 групп, в зависимости от вязкости, содержания углеводородов, серы и других элементов.

Группы базовых масел

Согласно классификации API существует пять групп базовых масел, из которых производят моторные смазки:

  • 1 — минеральные;
  • 2 — полусинтетические;
  • 3 — синтетические;
  • 4- масла на основе полиальфаолефинов;
  • 5- масла на основе различных химических соединений, не вошедших в предыдущие группы.

таблица базовых масел

К первой группе моторных смазок относятся минеральные масла, которые изготавливаются из чистой нефти путём её перегонки. По факту они являются одной из фракций нефти, как бензин, керосин, дизельное топливо и пр. Химический состав таких смазок весьма разнообразен и разнится от производителя к производителю. В таких маслах содержатся в большом количестве углеводороды различной степени насыщения, азот, сера. Даже по запаху смазки первой группы отличаются от других — остро чувствуется аромат нефтепродуктов. Главная характеристика — высокое содержание серы и низкий индекс вязкости, из-за чего масла этой группы подходят далеко не для всех автомобилей.

Масла двух других групп разрабатывались позже. Их создание было обусловлено техническими новшествами современных автомобильных двигателей, для которых смазки первой группы не подходят. Масла второй группы, которые также называются полусинтетическими, изготавливаются по технологии гидрокрекинга. Она подразумевает под собой обработку минеральных масел 1 группы водородом под влиянием высоких температур. В результате такой реакции, водород присоединяется к молекулам углеводорода, обогащая их. А серу, азот и другие ненужные вещества водород удаляет. Как результат, получаются смазки, которые имеют низкую температуру замерзания и небольшое содержание парафинов. Тем не менее, такие смазки имеют относительно низкий индекс вязкости, что весьма сужает их область применения.

базовая основа масла

Самой оптимальной является 3 группа – полностью синтетические смазки. В отличие от двух предыдущих, они имеют более широкий температурный диапазон и высокий уровень вязкости. Производятся такие смазки по технологии гидроизомеризации, также с применением водорода. Иногда базу для таких масел получают из природного газа. В совокупности с широким набором присадок такие масла подходят для использования в современных двигателях автомобилей любой марки.

Моторные масла 4 и 5 групп встречаются значительно реже, чем другие ввиду их высокой стоимости. Полиальфаолефиновое базовое масло является основой для настоящей синтетики, так как его изготавливают полностью искусственно. В отличие от смазок 3 группы, встретить эти можно лишь в специализированных магазинах, так как их применяют только для спортивных машин. К пятой группе относятся смазки, которые из-за своего состава не могут быть причислены к предыдущим. В частности, сюда относят смазки и базовые масла в которые были добавлены эфиры. Они значительно улучшают моющие свойства масла и увеличивают пробег смазки между техническими обслуживаниями. Эфирные масла выпускаются весьма ограниченно, так как стоят очень дорого.

базовые масла для моторных масел

Производители базовых моторных масел

Согласно официальной мировой статистике, лидером в производстве и продаже автомобильных базовых масел первой и второй групп является компания ExonMobil. Кроме неё место в этом сегменте занимают Chevron, Motiva, Petronas. Смазки третьей группы больше других производит южнокорейская компания SK Ludricants, та же что выпускает смазки ZIC. Базовые масла этой группы у этого производителя закупают такие известные бренды, как Shell, BP, Elf и другие. Кроме «базы» производитель выпускает и все виды присадок, которые также закупают многие бренды с мировым именем.

Минеральные основы выпускает «Лукойл», Total, Neste, а такой гигант как ExonMobil наоборот не выпускает их вовсе. А вот присадки для всех базовых масел выпускают сторонние компании, самые известные среди которых Lubrizol, Ethyl, Infineum, Afton и Chevron. И все компании, продающие готовые масла закупают их у них. Базовые масла пятой группы и вовсе производят компании с малоизвестными названиями: Synester, Croda, Afton, Hatco, DOW. Небольшую долю в этой группе имеет и более известная Exxon Mobil. Она располагает обширной лабораторией, позволяющей выполнять исследования эфирных масел.

Главное — точность: как работает производство моторных масел

С каждым новым поколением автомобилей моторы даже в бюджетном сегменте становятся все сложней, от них требуют все большей экологичности, экономичности, комфорта, меньшего уровня шума и вибраций… А чем сложней двигатель, тем он «привередливей» и требовательней к качеству технических жидкостей. Конечно же, «неправильное» моторное масло не грозит двигателю немедленной гибелью. Но и мощность его будет снижаться по сравнению с номинальной, и расход горючего будет расти, и заводиться он будет хуже, особенно зимой. Постепенно продукты износа будут загрязнять и двигатель, и залитое в него масло, в цилиндрах будет образовываться нагар…

Словом, желание сэкономить может проложить прямую дорогу к совсем не дешевому ремонту. Какое же масло выбрать? Выбор моторных масел, представленных на нашем рынке, просто огромен. Среди присутствующих марок – как известные мировые бренды, так и отечественные. Но первое место среди производителей отечественных смазочных масел уверенно удерживает компания ЛУКОЙЛ, продукция которой составляет около 40% этого сегмента российского рынка. Мало того – именно ЛУКОЙЛ, единственный из отечественных производителей ГСМ, сумел не только ворваться в общий рейтинг, но и занять с рядом своих продуктов верхние строки, потеснив именитых соперников.

Сегодня расскажем о том, как производится моторное масло ЛУКОЙЛ.

Производственные площадки можно условно разделить на несколько типов. Есть так называемые блендинговые, где масла просто смешиваются из привозных компонентов. Завозятся базовые масла (по терминологии нефтехимиков – просто «база»), присадки и производится смешивание. А есть площадки полного цикла – у ЛУКОЙЛа в России такие расположены в Волгограде и Перми. Присадки туда, естественно, тоже привозятся, а вот базы делаются на месте.

При этом ЛУКОЙЛ давно уже вышел на международный уровень: у него есть производства в Австрии, Финляндии, Румынии, Турции и Казахстане. Есть еще целый ряд площадок, где осуществляется так называемое контрактное производство: сами заводы компании не принадлежат, но производят смазочные материалы по заказу компании и под ее маркой. Таких площадок по всему миру насчитывается порядка 25. И все же пермский завод (официально – ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез) занимает в этом ряду особое место. Но для начала давайте разберемся, какие смазочные материалы делаются на заводах ЛУКОЙЛ.

Так вот, линейка продуктов там достаточно велика и включает в себя большое количество разных групп. ЛУКОЙЛ делает не только моторные и трансмиссионные масла, но также и широкий спектр индустриальных масел: гидравлические и закалочные масла, турбинные масла, смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ) для металлообработки… Одна только оговорка: в Перми делают трансмиссионные масла только для механических коробок, а вот масла для автоматических коробок передач производят на площадке в Тюмени. В Перми они только фасуются.

Но даже если взять только моторные масла, то они делятся на подгруппы. Есть премиальные, топовые линейки, а есть линейки продуктов, рассчитанные на автомобили постарше, когда требования к моторным маслам были несколько иными. Кроме цены они отличаются и свойствами самого продукта. Премиальные линейки используют более дорогие и, соответственно, более эффективные компоненты, но это совершенно не означает, что эконом-линейки хуже. Премиальная линейка рассчитана на относительно новые автомобили, двигатели которых подразумевают гораздо более высокие требования, нежели в случае «пожилых» автомобилей в возрасте за 20 лет. При изготовлении премиальных масел используется больше присадок, и сами по себе присадки сделаны на основе более сложных и более современных соединений, которые и обеспечивают более высокую эффективность. Кроме того, в премиальных линейках используются синтетические базовые масла, которые по степени очистки гораздо выше, чем минеральные. Одним словом, всю рецептуру премиальных масел можно назвать на порядок более сложной, чем в случае с маслами эконом-сегмента. Это справедливо как для линеек масел, предназначенных для коммерческого транспорта, так и для легковых линеек. В нашем случае венчает гамму моторных масел для легковых автомобилей самая современная и дорогая, элитная по всем параметрам линейка LUKOIL GENESIS. В линейке GENESIS есть еще подгруппа, которая называется GENESIS SPECIAL. Эти продукты предназначены специально для продажи на СТО, как авторизованные, так и неавторизованные. Остальные продукты линейки GENESIS идут в розницу – в магазины, на заправки…При этом они также делятся на две группы: LUKOIL GENESIS ARMORTECH (он предназначен для новых, стоящих на гарантии машин), и LUKOIL GENESIS UNIVERSAL, который можно заливать в двигатели автомобилей с серьезным пробегом.

Количественно все это распределено примерно так: легковые и коммерческие масла производятся и продаются примерно в равных объемах. В легковых маслах линейка GENESIS имеет порядка 20%. При этом в Перми прочие масла, помимо моторных, занимают порядка 25% выпуска.

Ну а теперь пора поговорить о том, как организовано само производство. Естественно, все начинается с базовых масел. Именно это является одним из главных козырей ЛУКОЙЛ, как производителя моторных масел. Дело в том, что большинство мировых масляных брендов не имеет собственного производства «базы» и закупает базовые масла у коллег. А у ЛУКОЙЛ – все свое… Ну или почти все. Так, некоторые виды базовых масел группы III, а также синтетические базовые масла группы IV ЛУКОЙЛ закупает за рубежом.

В любом случае, маслоблок в рамках отдельного НПЗ – это отдельная площадка, хотя и связанная с основным производством технологическими трубопроводами. На участок смешения ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез базовые масла поступают из двух источников, с пермского НПЗ и из Волгограда. Дело в том, что только в Волгограде есть комплекс гидрокаталитических процессов производства масляных компонентов, где получают базовые масла группы III+. Пермский НПЗ поставляет только минеральные базовые масла I группы. Ну а далее начинается волшебство превращения базового масла в конечный продукт, то есть блендинг, смешивание базового масла с присадками.

У ЛУКОЙЛа есть собственное производство присадок – расположенное в Беларуси дочернее предприятие ЛЛК-НАФТАН, совместное с белорусским Нафтаном. Огромный объем присадок поступает именно оттуда, ведь именно эти присадки идут на производство масел эконом и среднего ценового сегмента, которые занимают почти 80% в объеме выпуска моторных масел. В производстве премиальных продуктов используются в основном импортные присадки, поэтому ЛУКОЙЛ плотно работает с главными мировыми производителями, а их в мире, по сути, всего четыре – Infineum, Lubrizol, Afton Chemical и Chevron Oronite. Тем не менее сейчас на ЛЛК-НАФТАН идет работа по освоению присадок для топовых продуктов, но она еще в процессе.

Сам по себе процесс смешивания базовых масел мало напоминает сакраментальное «смешать, но не взбалтывать». Это весьма высокотехнологичный процесс, в котором главное – точность: погрешность в пропорциях ингредиентов не должна превышать ничтожных долей процента! И не стоит представлять себе угрюмых мужиков, орудующих «весёлками» в огромных чанах: процесс блендинга происходит в специальных аппаратах, в которых поток жидкостей завихряется, чтобы компоненты распределились как можно более равномерно. Температура при этом также выдерживается с высочайшей точностью.

И, естественно, на всех этапах осуществляется контроль качества. Контролируется состав и качество базового масла, контролируется состав и качество присадок, проверяется и паспортизуется каждая готовая партия, причем для проверки может быть использовано до 150 различных методов! Зачем так много? Просто в разных странах, куда экспортируются масла ЛУКОЙЛ, стандарты могут потребовать применения разных методов для оценки одного и того же параметра. При этом масла получают одобрение от множества автопроизводителей, и общее количество полученных от них сертификатов перевалило за отметку 1200! И не случайно особое внимание в ходе модернизации завода в Перми (а на него только на начальном этапе компания потратила более 400 миллионов рублей) было уделено комплексу проектов, относящихся к системе качества. Уже введено в эксплуатацию новое современное оборудование, позволяющее применять более эффективные средства контроля и новые методы испытаний. Усовершенствована система учета продукции и арбитражных проб, включая их хранение, установлено новое программное обеспечение, позволяющее использовать более эффективные методы идентификации. В итоге если раньше проверка могла занимать 3-4 дня, а то и неделю, то теперь срок паспортизации сократился до 1-2 дней.

Модернизация, которая сейчас идет, затрагивает не только лабораторию и контроль качества, но и производство в целом. Но направлена она не на увеличение абсолютной мощности завода, а на повышение технологичности, на то, чтобы можно было делать больше современных продуктов с использованием разных рецептур. На любой производственной площадке есть конкретные технологические схемы, заточенные на смешение определенных компонентов. И приходится планировать производство так, чтобы промывки при переходе между партиями были минимальными, чтобы оборудование использовалось по максимуму, но один продукт не попал в другой. Модернизация позволяет увеличить номенклатуру производимых продуктов, в том числе – малых партий, и это очень важно. Исторически Пермь всегда была достаточно крупнотоннажным заводом, и раньше минимально возможный объем отдельной партии составлял около 100 тонн. А сейчас ситуация на рынке такова, что продукт, который продается в количестве 5-10 тонн, приносит столько же денег, сколько 100 тонн менее эффективных масел.

Качество продукции вообще является предметом законной гордости ЛУКОЙЛ. К примеру, если взять линейку LUKOIL GENESIS ARMORTECH, то для нее есть специальная технология, получившая название DuraMax. Под этим названием скрывается зарегистрированная комбинация базовых масел и присадок. Просто при разработке рецептуры создатели масел тщательно подгоняли рецептуру под свойства используемых базовых масел и попросили адаптировать под свои потребности пакеты присадок и полимерные загустители, которые ЛУКОЙЛ закупает у партнеров. Все рассчитывается так, чтобы сочетание этих компонентов давало синергический эффект. За счёт уникальных характеристик базовых масел ЛУКОЙЛ этот эффект проявляется в улучшенной низкотемпературной прокачиваемости и проворачиваемости – эти параметры у моторных масел ЛУКОЙЛ лучше, чем в среднем по рынку. Из-за этого моторные масла этого бренда, даже 5W40, при низких температурах, обычных для Сибири или районов крайнего Севера, ведут себя лучше, чем аналоги от конкурентов. Это проявляется и в облегчении пуска двигателя, и в увеличении скорости прогрева, и в уменьшении расхода топлива.

Еще один важный момент – это адаптация масел ЛУКОЙЛ к российским условиям. Здесь в первую очередь подразумевается то, что не во всех регионах есть хорошее топливо. Скажем, дизтопливо может быть с высоким содержанием серы. А при работе двигателя на некачественном горючем масло будет быстро терять свои свойства и прослужит существенно меньше. В ЛУКОЙЛе это пытаются компенсировать соответствующим пакетом присадок, которые имеют чуть более высокие нейтрализующие свойства, лучше борются с продуктами окисления и за счет этого позволяют поддерживать тот интервал замены масла, который задумал производитель. Ведь все их рекомендации предполагают идеальные (по сравнению с нашими) условия – европейские дороги, хорошее топливо и движение в основном по трассе, а в экстремальных условиях интервалы рекомендуется сокращать. Масла ЛУКОЙЛ позволяют этого не делать. Кстати, хорошая защита от износа тоже является одним из достоинств моторных масел ЛУКОЙЛ: готовая продукция проходит множество исследований по различным спецификациям, и практически в каждой спецификации есть набор тестов на износ. И результаты этих тестов показывают поистине выдающиеся результаты, которые в несколько раз превышают требования стандартов. Но вот продукция произведена. Теперь ее надо расфасовать и реализовать…

Реализация идет по целому ряду направлений. Во-первых, заметная часть от общего объема производства «легкомоторки», то есть моторных масел для легковых автомобилей, уходит автопроизводителям на первичную заливку. Сегодня ЛУКОЙЛ обеспечивает моторными маслами первой заливки практически все заводы по производству двигателей на территории России, а также входит в пятерку поставщиков немецких автоконцернов в Европе. Важнейшим условием участия в проектах первой заливки немецких автопроизводителей является сертификация производства в соответствии с обязательным в Германии стандартом VDA 6.3, и на сегодняшний день непростой процесс сертификации прошел не только завод в Австрии, но и площадка в Перми. Впрочем, немецкой маркой, например, Volkswagen Group, список партнеров не ограничивается. В нем есть и альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, и Группа PSA (Peugeot и Citroen). Естественно, производство масел ЛУКОЙЛ сертифицировано по основным стандартам отрасли, ISO 9001 и IATF 16949. В целом, партнерство с автомобильными концернами очень важно для обеих сторон. Для ЛУКОЙЛ важно, что, работая по требованиям автопроизводителей и осуществляя совместные перспективные разработки, компания может создавать современные и эффективные продукты мирового уровня с учетом тенденций развития отрасли. В выигрыше и автомобильные бренды, ведь они получают именно те смазочные материалы, которые идеально подходят для их продукции.

Однако существенная доля продукции реализуется через розничные сети. И вот тут встает очень важный для всех производителей моторных масел вопрос. Вы, наверное, поняли, что речь пойдет о борьбе с контрафактом. У ЛУКОЙЛа действительно были серьезные проблемы с подделками, особенно в 90-е годы. Бренд был уже хорошо раскрученный, достаточно дорогой, и это привлекало недобросовестных производителей, которые копировали этикетку и канистру, а внутрь заливали какой-нибудь дешевый и низкоэффективный продукт. Это, естественно, сказалось на репутации марки, и ЛУКОЙЛ приложил много сил, чтобы исправить положение. В итоге сложилась система защиты от подделок, которая дает если и не абсолютную защиту, то очень высокую ее степень.

Очевидный способ защиты – канистра с уникальным, разработанным специально для ЛУКОЙЛ дизайном, жесткая, изготовленная по специальной технологии из трехслойного пластика, с уникальной крышкой. Но главная защита – это напечатанная на полипропилене этикетка, которая при формовке вплавляется в канистру и составляет с ней единое целое. Ее невозможно отделить, и если вы видите канистру с наклеенной этикеткой, значит, это подделка. В кустарных условиях изготовить такую же канистру, с такой же этикеткой, практически невозможно, а организация серьезного производства обойдется куда дороже, чем просто покупка и перепродажа продуктов непосредственно у ЛУКОЙЛ. Одним словом, проблему контрафакта в компании считают практически решенной.

Ну а нашему брату-автовладельцу я могу лишь порекомендовать при выборе моторного и трансмиссионного масла не смотреть исключительно в сторону мировых брендов, но и «знать наших».

Производство моторного масла: характеристики, технология и процесс изготовления

Производство моторного масла началось еще в конце 19-го века. Родоначальником данного процесса считается Джон Эллис, работавший над смазочными материалами для двигателя автомобиля. Сегодня различные присадки для производства моторных масел настолько расширили ассортимент, что разобраться в нем быстро не получится. Так как же производится данное сырье и в чем его ценность?

Сырье

завод производство моторного масла

Производство моторного масла, как и любого другого, не обходится без сырья – того вещества, из которого получается конечный продукт. Минеральное масло изготавливается из нефти. Но до того, как она попадает на завод смазочных материалов, ей необходимо пройти ряд очисток на нефтеперерабатывающих предприятиях. В первую очередь из нефти выпариваются самые легкие бензольные соединения — это спирт, керосин, бензин различного октанового числа. И вот когда нефть после многочисленных обработок превращается в мазут, она попадает на линию производства масла.

Казалось бы, мазут настолько густой, что является конечным продуктом переработки нефти, однако, пройдя вакуумную очистку, он расщепляется на минеральное масло и гудрон. Вот как раз гудрон и является остатком от переработки сырой нефти. Но и он не пропадает, а идет на производство асфальта по всей стране. Таким образом, производство моторных масел в России косвенно помогает развивать строительство автодорог.

Первый этап производства

моторное масло

На первом этапе производства моторного масла происходит процесс гидроконферсии с участием водорода. Частицы этого газа очищают базовое сырье от примесей азота и сернистых соединений. Масло, полученное таким способом, относится к 2-й группе. Это отличает моторное масло российского производства от других продуктов, ведь не все компании применяют в производстве гидроконферсию. Кстати, в ходе данного процесса масло приобретает свой цвет, прозрачность и специфический запах.

Второй этап производства

процесс производства моторного масла

Производство моторного масла на втором этапе включает в себя добавление в продукт соответствующих присадок. Так как требования к нему предъявляются разные, в соответствии с устройством двигателей автомобилей, а также условий их эксплуатации, существует множество сортов. Например, в летний период рекомендуется применять масло большей вязкости, а в зимнее время, соответственно, с меньшей. Для дизельных двигателей требуется один тип моторного масла, для бензиновых — другой, а для автомобилей, работающих на газе, — третий.

Все эти сорта можно получить, добавив в базовое сырье соответствующие присадки. Для каждой присадки требуется своя температура растворения. Некоторым достаточно 0 градусов, другим 100, а третьи растворяются только при 120 или даже 150 градусах. Но при этом многие присадки разрушаются при экстремально высоких температурах. То есть пока растворяется присадка, требующая 120 градусов, другая может начать растворяться уже при 100 градусах. Это обстоятельство заставляет производителей добавлять присадки по одной, попеременно то нагревая, то остужая масло.

Устройства компаундирования

технология производства моторного масла

Современные заводы по производству моторного масла используют различные устройства компаундирования, то есть смешивания базового сырья с присадками, ведь обычного нагрева для этого недостаточно.

Смешивается масло в специальных баках. При этом используется либо медленная мешалка, либо быстрый вентилятор, либо воздух, подаваемый под давлением.

У каждого метода есть свои недостатки и достоинства, используемые для производства того или иного типа. Например, если в масло входит компонент, легко расщепляемый воздухом, вплоть до самовозгорания, то, естественно, применяется метод перемешивания с помощью вентилятора.

Также имеет значение, какая вязкость у получаемого масла, от этого зависит скорость перемешивания.

Компоненты присадок добавляются специальными дозаторами во избежание нарушения пропорций. На современных производствах моторного масла установки по компаундированию полностью автоматические. Заводы покупают их у известных производителей, таких как, например, SiemensandHalske. Или изготавливают их самостоятельно.

Виды присадок

Для каждого типа масла применяется тот или иной набор присадок. Их может быть не 2 и не 3, а гораздо больше. От количества зависят характеристики масла и его качество.

Например, в стандартное минеральное масло могут входить: H-парафин, циклопарафины, поликонденсированные нафтены, моноароматические и полиароматические соединения, изопарафин.

В состав высококачественного продукта включается изопарафин с разветвленными цепями. И это далеко не полный список ингредиентов, ведь многие из них являются коммерческим секретом производителя. В этом смысле технология производства моторного масла сродни, например, производству кока-колы — ее состав тоже известен единицам специалистов и тщательно охраняется.

Качества современных продуктов

присадки для производства моторных масел

Процесс производства моторного масла стал настолько технологичным, что получившийся продукт на порядок лучше того, что использовался в автомобилях еще 10 или 20 лет назад.

Современное масло обладает высокой окислительной стабильностью, что делает его долговечнее. И если раньше масло нужно было менять каждые 3-5 тысяч километров пробега, то теперь оно выдерживает и 7, и 10 тысяч.

Другое новшество – масло стало выдерживать более высокие температуры. Это приводит к тому, что в двигателе не образуется нагар и загрязнения. Вязкость стала стабильной, не зависящей от температуры окружающей среды и двигателя. Это дольше защищает движущиеся части двигателя и сказывается на экономии топлива.

Современное масло замерзает только при экстремально низких температурах. Поэтому двигатель, в который залит качественный продукт, легко запускается даже в самых суровых погодных условиях.

Производство моторного масла в России

производство моторного масла

Моторное масло, производимое в Российской Федерации, по своим характеристикам ничем не уступает своим аналогам в других странах. При этом оно на порядок дешевле. Это происходит по многим причинам. Во-первых, сырье для производства добывается Роснефтью по всей России и предоставляется для заводов по низким ценам. Специалисты для заводов готовятся в России, например, на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем комбинате работают выпускники Самарского государственного университета.

Недалеко от упомянутого завода располагается Средне-волжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке, то есть процесс производства постоянно улучшается силами специалистов данного заведения.

В результате автомобильное масло «Роснефть» рекомендовано для продукции заводов АвтоВАЗ и Волжского автозавода. Данное масло способно не терять свои свойства на протяжении 15 000 пробега. При этом его цена гораздо ниже зарубежных аналогов. Ведь весь процесс производства проходит на одном заводе, а значит, нет дополнительных наценок. Даже пластиковые бутылки для упаковки готового масла производятся на том же самом заводе, а не покупаются у другого предприятия.

Отработанное масло и экология

производство моторных масел в россии

С отработанным машинным маслом ситуация в России обстоит не очень хорошо. На сегодняшний день только 15 % отработанного масла попадает в переработку, остальное сливается в грунт. Это недопустимо для жизни всей биосферы планеты. Отработанное масло, попадая в почву, проникает в грунтовые воды и выходит в реки и озера. Рано или поздно, его присутствие окажет на людей, пьющих такую воду, смертельный эффект. Понимая это, например, в Германии, перерабатывают почти 55 % всего отработанного масла.

И если в быту можно использовать небольшое количество отработанного масла, например, для смазки велосипеда или бензопилы, то на больших производствах его используют в гидравлических системах, трансмиссиях сельхозтехники, для обработки деревянных шпал и консервации техники в армии. То есть способов применений много, но зачастую получается, что вторичная переработка обходится дороже нового товара. Отсюда и нежелание вторичного использования сырья. Человек, думая о своем обогащении, часто забывает обо всем другом.

Заключение

Если у пользователя накопилось слишком большое количество отработанного масла, его можно сдать в пункты приема именно такого масла, открытых по всей стране. Оттуда оно попадает на заводы, где после обработки и очистки из него могут сделать топливо, или оно находит другие применения.

К сведению, способами физической и химической очистки отработанного масла занимаются те же самые научно-исследовательские институты, что и занимались его производством. Так что для них в данной задаче нерешаемых вопросов нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *