Нарушения и аварийность – статистика за первое полугодие 2020 года
Мотоциклистов постоянно обвиняют в том, что именно они чаще всего попадают в аварии и являются источником бед на дорогах общего пользования — лихачат, нарушают, превышают скорость и не дают мирным гражданам спать по ночам. Но делать какие-то выводы можно только по официальной статистике, так будет наиболее справедливо. Вот и мы задались вопросом, в каких условиях чаще всего происходили аварии в первом полугодии этого года?
Для начала заглянем в Информационно-аналитический обзор за первое полугодие 2020 года, предоставленный Научным центром безопасности дорожного движения (есть в открытом доступе на официальном сайте). По данным отчета, в первом полугодии 2020 года статистика выглядит лучше, чем данные за прошлый год (смотри табличку слева). При этом большое влияние на уменьшение аварийности оказал режим самоизоляции, из-за которого людей на дорогах оказалось меньше, а это соответственно уменьшило количество аварий. Отмечается, что с завершением режима самоизоляции аварийность на дорогах возросла снова.
Не в защиту мотоциклистов, ведь аварии происходят и по их вине тоже, но согласно статистике, автомобилисты все равно нарушают ПДД чаще. Конечно, нужно принимать во внимание сезонность и соотношение количества автомобилей и мотоциклов на дорогах. Но данные говорят следующее:
Зафиксировано снижение количества ДТП и числа раненых с участием мототранспорта – в 3169 (−5,9%) ДТП ранено 3368 (−5,9%) человек, при этом возросло число погибших в таких ДТП – 375 (+5,9%) человек.
В первом полугодии 2020 года зафиксирован существенный рост числа погибших в ДТП из-за нарушения ПДД водителями легкового такси.
Когда чаще происходят аварии?
Наибольшее количество ДТП и число пострадавших в них людей регистрировалось в пятницу. Ожидаемо! Многие в пятницу спешат и отвлекаются, мысленно планируют выходные.
Хоть и принято считать наиболее опасным временем ночь, но по статистике самым аварийно-опасным временем суток за первое полугодие 2020 года являлся период с 17:00 до 20:00. В темное время суток произошло только 34,1% ДТП от общего их количества, при этом погибло 3 025 человек (46,6% от общей численности погибших).
Опасность ночных аварий объясняется тяжестью травм. Как рассказывают в Научном центре безопасности дорожного движения, тяжесть последствий ДТП в темное время суток почти в два раза выше аналогичного показателя в светлое время суток.
Более половины всех ДТП произошли при ясной погоде (58,1%), каждое третье (33,4%) – в пасмурную погоду.
Так, неблагоприятные метеорологические условия – туман, дождь, снегопад – оказывают точечное сезонное влияние на значение основных показателей дорожно-транспортной аварийности.
Таким образом, аналитики сделали вывод, что в первую очередь на уровень аварийности влияет человеческий фактор, уровень адаптации к погодным условиям, а также скорость и интенсивность транспортных потоков.
Кто виноват?
Основными видами ДТП являлись столкновение транспортных средств (42,9%) и наезд на пешехода (26,3%).
Традиционно статистику аварийности «делают» города-миллионники. По данным отчета, наибольшее количество ДТП приходится на столицы субъектов Российской Федерации, но наибольшее число погибших – на иные сельские поселения, где количество ДТП в три раза меньше, чем в вышеуказанных крупных городах. Другими словами: чем дальше от города, тем реже аварии, но серьезнее их последствия.
Тяжесть последствий ДТП на автодорогах вне городов почти в три раза выше, чем в городах! Возросло число погибших на железнодорожных переездах. Почти половина (43,2%) из всех погибших на автодорогах вне городов и населенных пунктов получили смертельные травмы на федеральных автодорогах.
Основной причиной аварийности из-за нарушения ПДД водителями ТС являлось несоблюдение очередности при проезде перекрестков. Однако наиболее тяжкими последствиями характеризовались ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения.
Среди причин аварий часто фигурирует мнение, что только молодые водители попадают в ДТП, дескать юноши любят хулиганить и опыта мало. А вот статистика сообщает, что наибольшее количество ДТП (27,5%) совершено водителями в возрасте от 30 до 40 лет. Но, замечено увеличение количества ДТП и числа раненых детей-водителей мототранспорта.
Позже мы сделали запрос, чтобы выяснить, за какие нарушения ПДД чаще всего привлекались именно мотоциклисты. Нам ответили, что по итогам восьми месяцев 2020 года чаще всего мотоциклисты привлекались к административной ответственности за превышение установленной скорости движения (100,6 тысяч), за управление мотоциклом без мотошлема либо перевозку пассажира без шлема (25 тысяч), за управление мотоциклом водителем, не имеющим права управления транспортным средством (24,5 тысяч), за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев средств (19,5 тысяч), а также за управление мотоциклом, не зарегистрированным в установленном порядке (14,4 тысячи).
25 тысяч людей без шлема! Двадцать пять тысяч. Не хочется занудствовать, но как на счет сохранения жизни своей, пассажира и окружающих участников дорожного движения? А потом мотоциклисты жалуются, что о них говорят, как о лихачах. Действительно.
Напомним, что самое тяжелое преступление, которое может совершить мотоциклист и понести за это наказание определяется 264 статьей УК РФ. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения или покинул место аварии, при этом нарушил правила дорожного движения, в результате чего погибли люди – два или более… предусматривается наказание в виде лишения свободы она срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Очень хочется, чтобы с каждым годом статистика, в особенности травматизма и смертности, становилась лучше. Теперь вы знаете, в каких условиях чаще всего происходят аварии, надеемся, что эта информация поможет вам провести работу над ошибками и не оказываться в потенциально опасной ситуации.
Попробуйте отговорить друга покупать мотоцикл
Водить мотоцикл в 30 раз опаснее, чем водить автомобиль. На один и тот же пройденный километраж в среднем погибает в 30 раз больше мотоциклистов, чем водителей автомобилей. В этой статье я детально разберу опасность вождения мотоцикла, но подчеркиваю, что я не выступаю за запрет мотоциклов, а также не пытаюсь отговорить всех без исключения людей ездить на мотоциклах. Я лишь хочу, чтобы перед покупкой мотоцикла у человека была полная информация о реальной опасности езды на мотоцикле, основанная на статистике. А уже имея эту информацию каждый взрослый человек сам для себя сделает осознанный выбор, стоит ли ему покупать мотоцикл, или нет.
Подробное видео с примерами ДТП о том, стоит ли покупать мотоцикл:
Почему мотоцикл в 30 раз опаснее автомобиля?
Водить мотоцикл в 30 раз опаснее, чем водить автомобиль. На один и тот же пройденный километраж в среднем погибает в 30 раз больше мотоциклистов, чем водителей автомобилей.
Эта цифра подтверждается множеством исследований. Вот ссылки на официальные документы со статистикой из США, Германии и Великобритании, которые подтверждают эти цифры:
В России такая подробная статистика, к сожалению, не ведется. Но думаю, что в нашей стране ситуация уж точно не лучше.
То, что мотоцикл в 30 раз опаснее авто неудивительно. Ведь даже незначительное с виду ДТП может привести к смерти или тяжелым травмам. В отличии от водителей машин, мотоциклист не защищен металлическим каркасом, ремнями и подушками безопасности. Во многих ДТП, в которых мотоциклист получает травмы ил погибает, водитель автомобиля не получил бы ни царапины.
Но может вероятность погибнуть на мотоцикле все равно получается маленькой, хоть и большей, чем на авто?
Мотоцикл опаснее авто в 30 раз. Но кто-то может возразить, что шанс насмерть разбиться на машине достаточно маленький. Поэтому даже если мотоцикл в 30 раз опаснее, то вероятность смерти все равно остается незначительной. Давайте посчитаем так ли это.
В России примерно 35 миллионов легковых регулярно эксплуатируемых автомобилей. В 2018 году погибло 11 000 автомобилистов. Это значит, что шанс в течение одного года разбиться на машине — 1 к 3000. Водить мотоцикл в 30 раз опаснее. Это значит, что водитель, который пересел с автомобиля на мотоцикл в течение года погибнет с вероятностью 1 к 100, то есть с вероятностью в 1%.
Один процент звучит не очень страшно, но на самом деле это очень много. Например, возьмем, что в среднем у каждого человека есть 500 друзей(знакомых, коллег, родственников и т.п.). То есть где-то 500 людей, которых человек знает лично. И один процент от пятисот — это пять человек. А это значит, что если бы все друзья этого человека стали регулярно ездить на мотоциклах, то в год пятеро из них погибало бы. А через 10 лет человек бы не досчитался уже 50 друзей.
Почему статистически каждый третий мотоциклист рано или поздно погибнет?
Можно также рассчитать шанс разбиться в течение всей жизни. Вероятность того, что мотоциклист проездит на мотоцикле 40 лет подряд и не разобьется — 67%((1 — 0.01)^40 = 0.67). А это значит, что каждый третий мотоциклист рано или поздно погибнет.
Цифры примерно как на войне. В повседневной жизни мы этого не замечаем, только потому, что относительно мало людей регулярно ездят на мотоцикле.
Ну не может же мотоцикл быть настолько опасен?
Ситуацию немного спасает то, что средний мотоциклист за год проезжает в четыре раза меньше километров, чем средний автомобилист. Из-за этого средний мотоциклист погибает не в 30 раз чаще, а всего в 7 раз чаще. При таких условиях вероятность проездить на мотоцикле 40 лет и не погибнуть — 90%((1 — (0.01/4))^40 = 0.90). То есть по статистике, каждый десятый мотоциклист рано или поздно разобьется насмерть.
То есть учетом того, что у мотоциклов пробег обычно меньше, чем у машин, мотоциклы получаются в 7 раз опаснее автомобилей. И каждый десятый мотоциклист рано или поздно разобьется насмерть. Много это или мало решайте сами.
А что, если ездить аккуратно?
По статистике, погибнет каждый десятый мотоциклист. Но это усредненное число. А в реальной жизни у разных мотоциклистов разный риск погибнуть. У всех разный километраж, разный уровень подготовки и разный стиль вождения. Понятно, что у плохо подготовленного и неразумного мотоциклиста шанс разбиться гораздо выше среднего. Поэтому более интересный вопрос — это насколько опасно покупать мотоцикл адекватному человеку. Такому, который заботиться о своей безопасности, водит аккуратно и не рискует без необходимости.
К сожалению, среди таких людей распространено заблуждение, что все зависит от них самих. Что если у них хорошая экипировка, они внимательны и подготовлены, то ездить на мотоцикле становится не опасно, или по крайней мере не опаснее, чем на автомобиле. К сожалению, это не так.
Потому что хоть вы сами и можете ездить аккуратно, но защититься от ошибок других людей невозможно. Поэтому водить мотоцикл опасно, даже если вы сами все делаете правильно и грамотно. Выезжая на дорогу, вы доверяете свою жизнь автомобилистам. А среди автомобилистов есть неопытные и невнимательные.
Есть большое количество аварий, где мотоциклист страдает из-за ошибки автомобилиста. Поэтому если кто-то из ваших друзей или родственников хочет купить мотоцикл, то покажите ему видео таких аварий. Каждый сам вправе решать, покупать ему мотоцикл или нет. Но решение должно быть взвешенным и у человека не должно быть иллюзий, что его безопасность находится полностью в его руках. К тому же наивно думать, что сам мотоциклист никогда не ошибется. Все мы люди и все мы иногда ошибаемся. А на мотоцикле ошибка стоит особенно дорого.
Если вы все-таки решили покупать мотоцикл:
Если вы все-таки решили покупать мотоцикл
Покупать мотоцикл или нет каждый решает сам за себя. Опасность этого достаточно высокая. Но если уж вы точно решили ездить и вас никак не отговорить, то расскажу как хотя бы немного уменьшить риск аварии или облегчить ее последствия:
1. Застрахуйтесь
Первое, что стоит сделать — это застраховать свою жизнь. Чтобы в случае смерти или тяжелых травм родственники получили хорошую выплату. Порядок стоимости страховки для мотоциклиста на один сезон — где-то 15 тысяч рублей.
2. Покупайте только мотоциклы с ABS
После того, как вы застраховали свою жизнь, второе, что нужно сделать — это убедиться, что на вашем мотоцикле есть система ABS. ABS помогает не потерять контроль во время торможения и делает мотоцикл значительно безопаснее. Исследования показывают, что она снижает вероятность смерти и тяжелых травм на 30-40%. Это очень важная система, поэтому в Европе ее делают обязательной на законодательном уровне. В Евросоюзе с 2017 года все новые мотоциклы обязаны иметь ABS. Мотоциклы с ABS стоят дороже и их выбор меньше. Но если вам не безразлична ваша безопасность, то у вас должна быть эта система.
3. Используйте хорошую экипировку
Третье — это то, что вам нужна хорошая экипировка. Даже просто шлем снижает вероятность погибнуть на 37%. Но надевать нужно не только его, но и другие элементы защиты. Каждый из них увеличивает ваши шансы.
Экипировку стоит обязательно купить и использовать, хотя стоит она недешево, как минимум несколько десятков тысяч рублей. При этом не надейтесь, что она даст вам полную безопасность. Она лишь увеличит ваши шансы, но во многих авариях будет бессильна. По статистике большинство погибших мотоциклистов были в экипировке, и она им не помогла.
4. Пройдите курс подготовки в специализированной мотошколе
Найдите хорошую специализированную мотошколу и пройдите там самый полный курс. Нужно, чтобы вас не просто натаскали к экзамену на сдачу площадки для экзамена ГИБДД, а чтобы вас реально научили водить мотоцикл. В управлении мотоциклом есть много нюансов — правильная посадка и маневрирование, техника торможения, выбор положения на дороге, умение предсказывать ошибки других водителей. Это все позволит вам ездить безопаснее и уменьшит риск дтп. Научиться этому самому сложно, поэтому не стоит жалеть время и деньги и садиться на мотоцикл недоученным.
5. Обязательно включайте свет днем
На дороге вас всегда должно быть видно. Даже если едете днем, обязательно включайте ближний свет или дневные ходовые огни. В США проводили исследование, которое показало, что если включать свет на мотоцикле, то вероятность в дневное время столкнуться с машиной и погибнуть уменьшается на 23%. Так что это простой и действенный способ увеличить безопасность. Вы должны быть заметны на дороге, и свет на вашем мотоцикле должен быть включен всегда.
Итого, чтобы увеличить безопасность, вы должны купить не самый дешевый мотоцикл с ABS, потратиться на экипировку, мотошколу, купить полис страхования жизни. Если уж выбрали такое опасное увлечение, то глупо экономить на безопасности и еще больше увеличивать риски. Но также нужно еще иметь голову на плечах. Без нее не поможет никакая экипировка и abs. На мотоцикл нужно садиться подготовленным, не превышать скорость и не рисковать без необходимости. Хотя для многих тогда вообще теряется смысл мотоцикла. Ведь его обычно покупают не для для того, чтобы ездить медленно.
Действительно ли мотоциклы так опасны?
Вокруг мотоциклов и мотоциклистов ходит много слухов. Самый большой, раздутый многочисленными кровавыми фотографиями и рассказами бабушек у подъездов это то что мотоциклисты умирают раз в сто чаще чем автомобилисты.
И действительно, с ранней весны до поздней осени СМИ и автофорумы смакуют подробности мотоаварий. Создается впечатение, что каждый божий день на тот свет отправляется по мотоциклисту, а то и по два.
Что бы проверить гармонию алгеброй, давайте обратимся к продажной девке капитализма, статистике.
Пусть данные ГИБДД и не на 100% отражают реальность, но давайте посмотрим.
Начнем с вопроса,который в первую очередь волнует всех. И мотоциклистов и автомобилистов. На сколько все же опаснее ездить, а главное попадать в ДТП на мотоцикле?
Вот таблица с общим числом ДТП по Санкт-Петербургу и области за 2015 и 2016 годы
Сразу скажем, что да на мото попадать в ДТП опаснее и если смерть в ДТП без участия мотоциклистов наступает в результате 8,5% аварий, то мотоциклисты гибнут в каждом десятом ДТП, в 10%. Что, однако, намного ниже, чем кажется обывателям.
Всего в СПБ и ЛО зарегистрировано примерно 2755 тысяч ТС и из них 120 тысяч мотоциклов.
Что означает, что
в аварии за два года попало 0,71% автомобилей и 0,78% мотоциклов.
Что даже с учетом того, что мотоциклисты ездят 7-8 месяцев в году, не дает такого уж сносшибательного превосходства мотоаварий над автоавариями.
В целом аварии с участием мотоциклов составляют чуть менее 5% от общего числа аварий происходящих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Причем глядя общее снижение аварийности регионе, доля попавших в аварию мотоциклов сократилась больше.
Если смотреть только на аварии с участием мотоциклистов.
Можно увидеть что количество таких ДТП в 2016 году снизилось на 16%, а количество погибших уменьшилось на 51%. Что в целом можно отнести на счет двух основных факторов — погода в сезоне 2016 была гораздо хуже чем в 2015 году, что конечно снизило количество ездящих на мотоцикле, а вторым фактором мы бы все же назвали рост умелости мотоциклистов. Пропаганда таки дает эффект.
Если говорить о виновности, то суровая статистика ГИБДД говорит, что вина в ДТП делится между мотоциклистами и прочими водителями примерно пополам.
Интересным моментом может быть такой факт, что доля мотоциклистов без ВУ попавших в ДТП снизилась, а доля мотоциклов бездок попавших в ДТП в 2016 году наоборот выросла относительно 2015.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.