Балансировка колес
Очень важный этап при сборке колеса — это балансировка. На машине при плохой балансировке колес будет ощущаться биение руля на скорости. Обычно бьет руль на скорости свыше 60 км/ч и до 120 км/ч. Потом, при увеличении скорости машины, биение руля может пропадать. А также, если есть дисбаланс колеса, то вибрация будет передаваться по всему кузову автомобиля.
Чем биение руля, кроме дискомфорта, может повредить машине? А тем, что когда бьет руль, разбивается не только рулевое управление автомобиля, но и ступичные подшипники, амортизаторы, рычаги и другие детали подвески. Более того, идет дополнительная нагрузка на кузов машины в виде сильных вибраций.
Еще при неотбалансированных колесах ухудшается управляемость и увеличивается тормозной путь автомобиля. Это все влияет на безопасность движения, и именно поэтому этому процессу уделяется такое большое внимание.
Виды балансировки колес:
- Обычная балансировка колеса (на балансировочном станке)
- Финишная — делается непосредственно на автомобиле после установки колес.
- Автоматическая порошковая балансировка (применяется только на грузовых авто).
Балансировка колеса на балансировочном станке
Колесо устанавливается на балансировочный станок, на котором оно раскручивается, и на экране монитора показывается на какое место слева и справа необходимо установить балансировочные грузы определенного веса.
Балансировочный станок
В данном процессе важно, чтобы были удалены старые балансировочные грузики с диска, и колесо было чистое. Если на колесе будут оставаться куски грязи, то после мойки автомобиля, баланс будет нарушен.
Также важно, чтобы колесо было правильно закреплено на станке, без каких-либо перекосов.
Балансировочные грузики
Балансировочные грузики бывают двух видов. С кронштейном, с помощью которого они крепятся к краю диска, и грузики на липкой основе, для крепления на внутреннюю поверхность диска. Варианты на липкой основе не царапают лакокрасочную поверхность диска, но при этом старый липкий слой сложнее отмыть, при повторной процедуре.
Основные ошибки
Частые ошибки при балансировке:
- Балансировка сильно загрязненного диска или шины, при которой вес грязи (которая впоследствии может отвалиться или смыться) влияет на баланс колеса. Более того, если устанавливались грузы на липкой основе на плохо очищенную поверхность диска, то они с большой вероятностью отвалятся при движении.
- Забыли снять старые балансировочные грузы, установив новые. Это приводит к тому, что приходится устанавливать еще более тяжелые грузы в противовес тем, что не удалили.
- Не «посадили» нормально шину на диск. Т.е. при установке плохо смазали борт шины специальным раствором (или вовсе не смазали) и она под силой давления воздуха изнутри не «села» на свое место на диске. Это одна из самых распространенных ошибок шиномонтажников, когда они уверяют, что шина плохая и не балансируется. Снаружи колеса это не всегда бывает видно, но, как правило, проблема решается временным увеличением давления в шине.
Если вес грузов слишком значителен (для легкового автомобиля более 70 граммов), то имеет смысл обратно осадить шину на диск и провернуть ее относительно диска. Часто этот способ помогает заметно снизить вес грузов.
Некоторые производители шин ставят на покрышку цветную метку (краской) на самом легком месте шины. При монтаже нужно размещать эту метку у ниппеля, чтобы использовать меньше грузиков (подробнее о цветной маркировке шин на странице «Маркировка шин»).
После того, как в шиномонтажной мастерской вам сделали балансировку колес, обратите внимание, как установлены балансировочные грузы. Они ни при каких случаях не должны далеко стоять друг от друга на одной стороне диска. Это явная ошибка балансировки. Весь вес грузиков должен быть сконцентрирован в одном месте с каждой стороны.
А так же убедитесь, что грузики не цепляются за тормозные механизмы или детали подвески.
Финишная балансировка колес
Финишная балансировка проводится на установленных на машину колесах. И позволяет достигнуть максимальной плавности хода благодаря тому, что балансируется не только само колесо, но и убирается дисбаланс ступицы, тормозных дисков, ШРУЗов, полуосей.
Финишная балансировка делается следующим образом. Машина приподнимается с помощью домкрата, и под колесо подставляется устройство — балансировочный стенд.
С помощью него колесо раскручивается примерно до 90 км/ч, и датчики на приборе фиксируют дисбаланс колеса и место. Затем устанавливаются грузики в нужные места, и колесо раскручивают ещё раз для проверки.
Автоматическая порошковая балансировка
Внутрь шины добавляется специальный порошок (или балансировочные гранулы — микробисер). Под действием центробежной силы вращающегося колеса, вибрации подвески машины и электростатических свойств применяемого порошка, этот порошок притягивается к внутренней поверхности шины в наиболее легких местах шины, тем самым балансируя колесо.
‘
Этот метод применяется в основном только на грузовых автомобилях и автобусах, поскольку при такой балансировке увеличивается вес колеса. Кроме того, порошок может забить отверстие ниппеля или слипнуться в комок.
Да и сама по себе идея такой автоматической балансировки имеет существенный недостаток, ведь изначально непонятно, сколько именно порошка (или гранул) нужно засыпать в данное конкретное колесо, поскольку величина дисбаланса у всех колес разная. По этим причинам для легковых автомобилей данный метод не применяют.
Материал подготовлен в «Покрышка.ру»
Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует.
Как правильно балансировать колесо
Сегодня не обойтись без корректной балансировки колес, но многие автолюбители не совсем понимают, что же такое правильная балансировка. От того, насколько качественным будет выполнена данная процедура, зависит безопасность вождения автомобилем.
Для чего нужна балансировка
Баланс колеса в полной мере зависит от шины авто, поскольку на этот процесс влияют самые дальние участки узла. Неуравновешенность колеса тем серьезнее становится, чем быстрее его скорость. Из-за вибрации начинают выходить из строя элементы ходовой части, изнашивается резина.
Производители деталей колеса (дисков, покрышек) не в состоянии изготовить их сбалансированными идеально, ведь доли миллиметра или грамма все равно в какой-либо части разнятся. В процессе дальнейшей эксплуатации происходит естественный износ резины и небольшие повреждения колесных дисков, таким образом, появляется необходимость проведения балансировки.
Виды балансировки
Детали колеса имеют, каждая в отдельности, свой дисбаланс, уравновесить который можно грузиками. При шиномонтаже нужно их собрать так, чтобы точки дисбаланса элементов (шины, диска) сами себя уравновешивали.
Балансировка колес автомобиля обойдется дешевле, чем установка новых покрышек или ремонта подвески. Процедуру следует проводить на передних и задних колесах.
Различают несколько видов балансирования:
с откручиванием колес и установкой на специальный станок;
финишная – проводится прямо на автомобиле;
автоматическая – проводится гранулами или специальным порошком, но только на грузовых автомобилях.
Как балансировать колеса?
Статическая балансировка
При наличии статического дисбаланса имеется разный вес колес по оси вращения. Это место станет сильно ударять по дороге при езде, а при скорости сильно ощущаться на рулевом колесе и/или на кузове автомобиля.
Принцип статической балансировки таков: на станок надевают колесо, раскручивают его. Во время раскрутки автоматический блок определяет уровень дисбаланса, выводит данные измерений на дисплей, обозначает, на какое место грузик какой массы установить.
Грузики есть двух видов:
с кронштейном, который устанавливается на край диска; можно применять в основном на штампованных дисках;
на основании из клея, которые используются для кованых, литых дисков.
Балансировка динамическая
Одна из современных процедур, которую проводят не все мастерские. Дисбаланс динамический чаще случается в колесах с широкими шинами в отношении к плоскости оборотов.
Финишная
Балансировку финишную осуществляют после статической либо динамической. Под подвешенным ТС монтируется балансировочный стенд и спецоборудование. При раскрутке колеса до 90 км/час автоматическое устройство проводит замеры и показывает место дисбаланса, где требуется установка груза.
Правила выполнения балансирования
Чтобы достичь максимально точной балансировки, нужно следовать правилам:
Обязательно очищать диск с обеих сторон от любого вида загрязнений, иначе автоматика не определит качественно вес груза, место его установки.
Грузы, установленные при предыдущей процедуре, следует снимать.
Внимательно следить за тем, чтобы шина полностью стала на свое место.
В процессе балансирования нужно учитывать наличие пластмассового колпака, надевающегося после выполнения работ.
Частоту осуществления балансирования колес рекомендуют проводить после пробега в 10-20 тыс. км или при смене сезонности резины. Но это не основной показатель. Главное, если вы начинаете замечать биение руля при передвижении, значительную вибрацию корпуса, посетите шиномонтажную мастерскую.
Причины разбалансировки
Насколько качественно проведена процедура восстановления равновесия колес, зависит рабочее состояние авто. Дисбаланс происходит по некоторым причинам:
производственный дефект диска, шины;
ремонт шины осуществлен некорректно.
Если дисбаланс появился, вы можете определить по заметным признакам:
вибрация ходовой части будет отдавать в салон;
к вибрации примешиваются еще и шумы или тряска;
при отдаче вибрации на руль следует провести балансировку передних колес.
Ошибки при проведении балансировки
Если признаки разбалансировки обнаружены, необходимо обратиться в мастерскую шиномонтажа. Осуществляя уравновешивание, специалист может допустить ошибки, которые потом могут послужить возникновению проблем.
Покрышки и диски не почистили. Частица грязи весом в 7-8 грамм на колесе, камешек, попавшие в резину, могут спровоцировать дисбаланс в дальнейшем. При передвижении водитель станет ощущать биение руля, начнет разрушаться подвеска.
Не закреплен надлежащим образом балансировочный станок. Неустойчивость станка не позволит выполнить балансирование качественно.
Не проведена калибровка балансировочного станка. Специалист не выполнит уравновешивание качественно на таком станке.
Грузик не установлен правильно. Технология проведения операции приклеивания груза должна соблюдаться в полной мере, иначе грузик отклеится даже при мойке.
Балансировка колес «по нулям» не проведена. Если мастер не ответственно относится к выполнению своей работы, то для него 3-5 г дисбаланса ничего не значат. Но при монтаже диска признак разбалансировки проявится. Затем на высокой скорости руль начнет бить, управление автомобилем ухудшится, станут выходить из строя детали подвески. Очень важно, чтобы значение процедуры было нулевым.
Как видите, балансировать колеса нужно периодически, чтобы способствовать комфортному передвижению и безопасности.
Что такое балансировка колес
Чтобы снизить риск дорожно-транспортного происшествия, необходимо поддерживать исправную работу каждого узла автомобиля. И колесной базы это касается в первую очередь. Неустойчивое положение колес на дороге может стать причиной серьезных последствий, особенно при вождении на большой скорости. Балансировку колес каждый водитель выполняет по собственному желанию. Такая процедура сделает езду более комфортной и безопасной, продлит срок службы трансмиссии.
Содержание:
Зачем нужна балансировка
Ось вращения при равномерном распределении веса должна совпадать с центром массы колеса. Если этого не происходит, появляется дисбаланс, вызывающий центробежную силу с разными векторами приложения. В итоге возникает вибрация в колесах, приводящая к появлению непредусмотренных нагрузок. При балансировке колес она исчезает за счет фокусировки всех прилагаемых сил в центре.
Чтобы понять, для чего нужно делать балансировку, стоит рассмотреть лишь несколько последствий появления дисбаланса:
- снижается сцепление колеса с дорожным покрытием, из-за чего частично теряется управление;
- повышается нагрузка на ступицу и подшипники. Если балансировку не выполнять долгое время, это может привести к их разрушению. Такая ситуация происходит, когда автомобиль находится в движении, что чревато серьезными последствиями из-за потери колеса;
- протектор колес из-за их разбалансировки страдает очень сильно. Поэтому, если вы не хотите часто менять шины, лучше регулярно выполнять балансировку.
Еще одним негативным явлением выступает высокая вибрация, которая передается на руль. Это значительно затрудняет процесс управления и приводит к быстрому утомлению.
Почему важна точность балансировки
Чем точнее выполнен процесс, тем удобнее управлять автомобилем. Обусловлено это наличием центробежной силы, напрямую зависящей от скорости движения. Т.е., чем быстрее движется автомобиль, тем в большей степени проявляется негативный эффект, вызванный отсутствием балансировки или ее низкой точности.
Основные виды дисбаланса
- статический. В этом случае они параллельны. Его легко определить по подскакивающим движениям автомобиля даже при движении на небольших скоростях. Это происходит из-за смещения в одну сторону центра тяжести шин;
- динамический. В этой ситуации оси находятся под некоторым углом, а масса колеса неравномерно распределяется по ширине. Отклонения в этом случае ощущаются на более высоких скоростях, когда становится сложно удержать автомобиль на одной линии.
В редких случаях возможно присутствие обоих видов дисбаланса. Но любой балансировочный станок легко справится и с этой проблемой.
Как выполняется балансировка колес
- с использованием классического балансировочного станка;
- финишная;
- внутренняя, или ее еще называют автоматической.
При автоматической балансировке используется специальный материал или песок, который насыпают внутрь шины. За счет центробежной силы он распределяется по ее внутренней поверхности, обеспечивая весовой баланс. Основным недостатком метода является ограниченность в применении – преимущественно для грузовых автомобилей и внедорожников.
На балансировочном станке
Этот метод привычен и знаком практически каждому водителю – такая техника стоит практически в каждом пункте шиномонтажа. Основной целью является выявление мест для закрепления специальных грузиков, устраняющих весовой дисбаланс. Для этого при балансировке колеса оно раскручивается, а после полной остановки на монитор выводятся данные по весу грузика и месту его закрепления. Для повышения точности их закрепляют на внутренней и внешней стороне колес. При относительной простоте такая балансировка колес отличается высокой точностью.
Чаще всего на колесах закрепляют набивные грузики. Но их основной недостаток – нанесение повреждений лакокрасочному покрытию диска, приводящих к появлению коррозии. При балансировке легкосплавных дисков используют преимущественно самоклеящиеся грузики. Они меньше портят эстетичность колеса, но со временем могут отклеиться из-за снижения удерживающей способности двухстороннего скотча.
Финишная балансировка колес
Этот метод также предусматривает использование специального оборудования. Но при этом колеса не снимают. Преимуществом тут является то, что балансируется вся система в целом. При финишной балансировке происходит раскручивание колес до высокой скорости, после чего в нужных местах навешивают грузики.
С какой периодичностью нужно выполнять процедуру балансировки колес
При прохождении планового ТО проверяется наличие дисбаланса и выполняется его устранение. Также обязательная балансировка колес выполняется при замене резины. Но имеется ряд факторов, требующих внепланового прохождения этой процедуры:
- при смещении или потере грузиков. Это может произойти при перемещении по бездорожью из-за камней и ям. Самоклеящиеся грузики можно сместить при мойке автомобиля плотной струей;
- при изменении геометрии колес, например, при столкновении с бордюром или въезде в глубокую яму;
- слишком агрессивный стиль вождения провоцирует повышенный износ покрышек. Из-за его неравномерности смещаются оси, что также требует более частой балансировки.
Если видимых нарушений в конструкции не наблюдается, придется ориентироваться на поведение автомобиля на дороге – вибрации руля, подскакивания и т.д.
Нуждаются ли в балансировке задние колеса
Многие водители ошибочно считают, что в этой процедуре нет смысла, ведь непосредственно в управлении они не участвуют. На самом же деле происходит не на много меньший износ шин, чем на передних колесах. Основным отличием является то, что заметить дисбаланс будет практически невозможно – они не связаны с рулевым механизмом, и вибрации не будут чувствоваться. Поэтому балансировать задние колеса однозначно нужно, ориентируясь на результаты их визуального осмотра.
Чем отличается качественная балансировка
Распределение массы осуществляется с использованием грузиков, которые цепляют на внешнюю и внутреннюю (если это возможно технологически) поверхность обода. Чтобы выполнить работу качественно, специалист должен:
- правильно определить позицию для закрепления;
- подобрать грузик соответствующей массы;
- правильно подобрать количество грузиков.
Балансировку необходимо выполнять с использованием минимального количества крепежей. В идеале, он должен быть один. Но добиться этого, особенно при значительных повреждениях обода, практически невозможно. Поэтому, оценивая работу, нужно смотреть на количество используемых грузиков (их должно быть минимальное количество) и расположение на ободе (желательно ближе к спицам).
Строгих требований к тому, с какой периодичностью должна выполняться балансировка колес, нет. Производители рекомендуют делать ее через каждые 15 тыс. км. Поклонникам скоростной езды, резких заносов и торможений это расстояние можно смело делить надвое. Выполнять балансировку всех колес нужно вовремя, чтобы автомобиль не стал причиной ДТП.
Финишная балансировка колес: маркетинговый ход или полезная процедура
Балансировку колес автомобиля проводят на специальных станках для балансировки, которые могут отследить центр тяжести. Основой такого станка может быть как примитивный компьютер, так и целая система, с лазерными датчиками и множеством измерительных механизмов. Такой станок автоматически определяет место отклонения и указывает где нужно установить балансировочный грузик.
В зависимости от типа диска будет меняться и вид грузика для балансировки колес, для стальных дисков со специальной скобой-крепежом, для легкосплавных дисков специальные грузики с посадкой на внутреннюю часть обода. Сами грузики выполнены с цинка или чаще свинца, но в меру развития технологий появились и стальные грузики. Масса устанавливаемого грузика зависит от меры дисбаланса, для литых дисков выпускаются грузики от 5 до 60 грамм с шагом в 5 грамм. Для стальных дисков эти рамки от 5 до 100 грамм, так же с шагом 5 грамм. Такие грузики в любом случае устанавливаются в случае балансировки колес автомобиля.
Чем большей массы требуется установить грузик, тем вероятней становится показатель, что нужно проверить геометрию диска или правильность его сборки, правильно ли направлен протектор. На штампованные диски или по-другому стальные устанавливают набивные грузики, они крепятся на ребро диска за счет набивки между диском и покрышкой, с типа установки во время балансировки и пошло их название.
Для легкосплавных дисков такие грузики для балансировки не подойдут, во-первых, испортит весь внешний вид, а во-вторых, можно легко повредить диск. Обычно для такой балансировки используют специальные грузики, они устанавливаются на внутреннюю сторону диска, они так же одеваются на ребро диска, такие грузики относят к классу набивных, но по внешней структуре они отличаются. Чаще ставят самоклеющиеся грузики, на клейкой основе, отсюда и пошло название – липучка. Удобство липучек в том, что их легко ставить, практически незаметны после балансировки. Внешний вид липучек если и заметен, то в разы привлекательней набивных грузиков. Но для таких грузиков поверхность должна быть идеально ровной, без сколов и слоения покрасочного материала.
Так с чего же начинается процесс балансировки колес автомобиля. В любом случае, независимо от марки, модели автомобиля или характеристик дисков, их нужно демонтировать с автомобиля. Зачастую рекомендуют снимать шины поштучно: по технологии снял, отбалансировал, поставил, снял следующее колесо — проходят по кругу автомобиля.
Далее весь процесс зависит от квалификации специалиста, который занимается балансировкой колес и от самого оборудования, на котором будет проводиться процедура, но 90% от специалиста. Если СТО работает на современном оборудовании, то специалист сам проверит на наличие неисправностей шины и промоет её от грязи на специальном станке. Чтоб имитировать ступицу автомобиля во время балансировки, есть специальная металлическая пластина. В зависимости от количества отверстий в диске, соответственно подбирается пластина.
Надев металлическую пластину на диск, и тщательно закрутив гайки, специалист отправляется к станку для начала процесса балансировки колес автомобиля. В зависимости от станка, процесс определения неровности может отличаться. Самый обычный балансировочный станок определит точки дисбаланса и покажет, с какой стороны и какого веса нужно установить грузик. Если же используется балансировочный станок с лазерными датчиками, то система покажет все недочеты, в том числе и геометрию диска, по отдельности диск и шину, но естественно и цена балансировки колес автомобиля будет больше.
Определив место дисбаланса, специалист начинает устанавливать грузики, набивая или наклеивая на диск. После набивки грузиков, процедура проверки наличия дисбаланса снова проверяется и в случае надобности грузики заменяются или добавляют новые. В таком цикле процедуру балансировки колес автомобиля, определения дисбаланса и установку грузиков повторяют, пока дисбаланс не станет равен нулю или близок к нулю.
Не исключен вариант, что диск может потерять свою геометрию и его придется прокатывать, только тогда переходить к балансировке колес автомобиля. По завершению всех необходимый этапов балансировки, шина снимается с оси станка, далее специалист снимает металлическую пластину с диска и отдает шину для установки на автомобиль. По советам опытных водителей, балансировку колес стоит проводить парами. Если решили балансировать одно из передних колес, то обязательно проведите балансировку второго переднего, даже если нет на то причин. Перестраховаться и проверить никогда не будет лишним.
Статьи по теме
Какие колесные диски лучше: параметры для оценки
Как выбрать летнюю резину и не ошибиться
Как выбрать летнюю резину: 9 важных рекомендаций
Попал колесом в яму: что делать для получения компенсации
Как правильно подобрать резину: нюансы выбора для лета и зимы
Срок службы шин: когда их нужно менять и почему
Как правильно поставить колеса: подробная инструкция
Штраф за разную резину: во сколько обойдется езда на отличающихся колесах
Литые диски на БМВ: основные плюсы и минусы литья
Хранение шин на балконе: вред или допустимая необходимость
Шиномонтажные работы: этапы и стоимость
Шины АТ и МТ: как выбрать и какие лучше
Шины Pirelli Cinturato – почему отзывы о них всегда положительные?
Секретки на колесах: критерии выбора и секреты эксплуатации
Как подобрать колесный диск: 9 основных параметров
Технология проведения процедуры
Оборудование
Важно подготовить колёса к процедуре балансировки, а именно тщательно вычистить протектор и диск от песка и грязи. Из-за пренебрежения этим правилом операция может быть выполнена неточно, и её придётся проводить заново
Если в автомобиле уже проводилась балансировка, то мастер перед началом обязан удалить балансировочные грузы.
Очень важно проверить давление в шинах: покрышки не должны быть спущены. Перед балансировкой колёс определяется центр тяжести, который отслеживают станки для балансировки
Устройства могут быть разными: от обычных компьютеров до огромных систем с лазерными датчиками и механизмами для измерения. После определения машина самостоятельно устанавливает балансирующий грузик.
Для проведения процедуры используется балансировочный станок, по ходу процедуры выравнивающий положение колеса по центру оси вращения
Вид балансирующего грузика зависит от типа дисков. Грузики со скобой-крепежом устанавливаются на стальные диски, а с посадкой на внутреннюю часть – на литые диски. В основном они делаются из цинка, свинца или стали.
Масса также зависит от уровня дисбаланса. Масса балансирующего грузика со скобой крепежом варьируется в пределах от 5 до 100 г. Масса груза для литых дисков — от 5 до 60 г.
От массы зависит также и сложность проведения процедуры. Чем больше грузик, тем больше вероятность, что нужно проверить колесо на его внешние качества: состояние протектора и общие геометрические качества, такие как симметричность.
В холодное время года из-за колебания температуры клеящиеся грузики могут отклеиваться, чего не может произойти с набивными
Для штампованных дисков существуют особого вида грузики. Они набиваются между диском и покрышкой, устанавливаясь на ребро диска. Для легкоплавких дисков набивные грузики не подходят. Для такого типа существуют липучки – самоклеющиеся утяжелители на клейкой основе. Они практически незаметны, потому как практически не выбиваются из общего вида. Однако используются они только на идеально ровной поверхности.
Процесс балансировки колёс автомобиля
Процедура балансировки автомобиля стартует со снятия дисков независимо от характеристики модели. Балансировка происходит по методике: снял колесо, отбалансировал, поставил обратно, затем перешёл к следующему. Таким образом проводится полная процедура для всех колёс.
Результат зависит по большей части от мастера, и только небольшая доля обусловлена оборудованием. Если устройство современное, то специалисту остаётся только следить за состоянием резины и ходом проведения процедуры.
После очистки протектора от камней и грязи подбирается пластинка, в зависимости от количества отверстий в диске. Специалист надевает на диск пластинку, хорошо закрутив гайки. После этого он отправляется на балансировку колеса к станку.
Перед проведением балансировки необходимо удалить грязь или камни в шинном протекторе
После определения проблемной зоны начинается процесс установки грузиков. По окончании мастер возвращается к оборудованию и заново проверяет геометрическое состояние колеса. Если процедура прошла успешна, то колесо устанавливается на своё место и берётся следующее. В противном случае процедура повторяется.
Ошибки при проведении процедуры
Случается, что специалисты ошибаются, выполняя процедуру некорректно. Разберём самые распространённые ошибки:
- Пренебрежение процедурой очистки колеса от камней, песка и грязи. В этому случае добиться значения дисбаланса, приближённого к нулю, не получится.
- Проведение процедуры на повреждённом колесе.
- Установка грузиков поверх старых.
- Недостаточная закрутка гаек и болтов на колесе.
Внимательно следите за выполнением работы специалистов. Даже самые опытные работники допускают ошибки. В конце процедуры убедитесь лично, что балансировка прошла удачно.
Техника безопасности
К самым основным правилам техники безопасности при проведении операции относятся:
- Балансировку колёс может проводить только специалист, достигший возраста восемнадцати лет, прошедший медицинское обследование и получивший разрешение на выполнение работ данной сложности.
- Колёса весом более 20 кг перевозятся на тележках или других приспособлениях.
- Перед процедурой проверяется состояние колеса.
- Рабочее место должно быть чистым, не захламлённым деталями.
- Работы не проводятся специалистами в алкогольном или наркотическом опьянении.
Доверять свой автомобиль нужно только квалифицированным мастерам.
И так сойдет: 70 примеров легкомысленного отношения к работе и жизни
12 подозрительных приложений на телефоне, которые могут шпионить за пользователем
Что такое балансировка колес и для чего она нужна?
Во время движения колесо вращается с довольно высокой скоростью. Даже небольшое отклонение центра тяжести от геометрического центра приводит к появлению вибраций и ударов. Вот это отклонение и есть дисбаланс, который может возникнуть даже на самых лучших дисках и новеньких шинах.
Балансировка – это восстановление точного центра тяжести, который совпадает с осью вращения. При этом выравнивается баланс между всеми смежными элементами: самим колесом, тормозом, ступицей, тормозным диском, креплениями. С помощью балансировки устраняется вибрация и неравномерность движения, которые вредят как самому колесу, так и всем деталям подвески.
Баланс восстанавливается с помощью маленьких грузиков, которые крепятся на колесный диск в нужных местах и выравнивают его вес. Точно определить, какой грузик в каком месте должен быть закреплен, можно только на специальном оборудовании.
Чтобы понять, зачем нужна эта услуга, можно попробовать оценить, на что влияет езда с разбалансированными колёсами:
- Быстрый износ подшипников ступицы, амортизаторов, других элементов подвески (в первую очередь сайлентблоков);
- Неравномерный и слишком быстрый износ шин. По состоянию протектора можно даже увидеть, есть небольшой дисбаланс в колесе, или нет;
- Удары и вибрация руля во время движения. Мало того, что это неприятно, так еще и выматывает водителя, заставляет его нервничать отвлекаться от дороги. В некоторых случаях биение руля вообще не дает вести машину;
- Несинхронная работа колес: каждое из них имеет свой «стиль и характер» вращения, а это отрицательно сказывается на управляемости;
- В салоне постоянный шум, но по сравнению с предыдущими пунктами это уже почти не имеет значения.
Итак, балансировка нужна для того, чтобы все элементы подвески и ходовой служили долго и «счастливо», машина ехала куда надо и четко слушалась руля, а водитель был в хорошем настроении.
Когда нужна балансировка колес
Балансировка необходима при каждой смене шин, когда на один и тот же диск устанавливается зимняя или летняя резина. Избежать ежесезонной балансировки можно, но для этого нужно иметь два комплекта не шин, а колес: для теплого и холодного времени года.
Действительно ли стоит заказывать балансировку каждый сезон?
Производители рекомендуют проводить эту процедуру каждый 15 000 км пробега автомобиля. Если за год вы ездите меньше, то, следуя этой логике, можете не тратить время на балансировку.
Но это формальная рекомендация, которая не учитывает особенностей именно вашего автомобиля. Следите за поведением машины: если не чувствуете колебаний руля, то балансировка не требуется. Если вы самостоятельно меняете колеса дважды в год, то рекомендуем следующую схему. Установив новый сезонный комплект, обкатайте автомобиль пару дней. Незначительные деформации шин, возникающие при хранении, за это время должны уйти. После этого проверьте, ощущаются ли вибрации машины на разных скоростях. Если нет, то балансировка пока не нужна.
Важно помнить, что балансировка — операция перемещения центра масс колеса в его геометрический центр на оси вращения. Выполняется она сотрудником автосервиса: в определенных программой местах к диску прикрепляются специальные грузы.. На баланс влияет множество факторов: даже заплатка в месте прокола резины или жгут в протекторе шины
Диск также может деформироваться на дороге при попадании в яму. А еще при этом вероятно смещение установленного в сервисе груза. Старайтесь избегать ударов по ободу колеса, чтобы этого избежать. Напомним, что самоклеящиеся грузы могут отвалится еще и при мойке автомобиля.
На баланс влияет множество факторов: даже заплатка в месте прокола резины или жгут в протекторе шины. Диск также может деформироваться на дороге при попадании в яму. А еще при этом вероятно смещение установленного в сервисе груза. Старайтесь избегать ударов по ободу колеса, чтобы этого избежать. Напомним, что самоклеящиеся грузы могут отвалится еще и при мойке автомобиля.
Если вы водите машину в агрессивном стиле, любите виражи, резко тормозите и ускоряетесь, то шины вашего авто подвержены гораздо большему неравномерному износу, что также приводит к нарушению балансировки. Жесткие скачки по лежачим полицейским и наезды на бордюры также портят общую картину – нарушают геометрию колес, а, следовательно, и распределение действующих на них сил.
Все эти факторы могут привести к незапланированному посещению шиномонтажа для проведения повторной балансировки. При спокойной езде по городу не так критично достигать идеальных значений, тем более, что достичь нулевого дисбаланса можно только на дорогом современном оборудовании, которое есть не везде. Но чем выше ваша средняя скорость, тем точнее должна быть балансировка, поскольку именно в этом случае начинают действовать деструктивные силы.
После всего вышеперечисленного вряд ли возникает вопрос «Зачем нужна балансировка колес автомобиля?», так что мы остановимся на рекомендациях, когда это необходимо делать:
- при сезонной замене шин (эксплуатация в летний и зимний периоды);
- после мелких неприятностей на дороге: наезд на бордюр, жесткий проскок лежачего полицейского, провал в яму или люк и т.д.;
- по достижении 15 000 км пробега по требованию производителя;
- перед поездкой в глухие месте, где не будет в доступе СТО;
- Каждые 7 000 – 8 000 км пробега, если водите в агрессивном стиле.
Упомянем также несколько правил проведения работ по балансировке:
- Установленные ранее грузы снимаются перед процедурой.
- Диск обязательно должен быть очищен от грязи как с внешней, так и с внутренней стороны. Если останутся загрязнения, то можно считать, что балансировки и не было – отвалившийся за поворотом кусок грязи снова изменит приложение сил.
- Надо качественно и до конца установить шину на диск. Иначе работа будет проведена зря.
- Пластмассовые колпаки также лучше установить до начала измерений, поскольку их отсутствие снизит качество работы.
Состояние колес вашего автомобиля – это вопрос безопасности не только для вас, но и для других участников движения.
Методы диагностики и устранения дисбаланса
Добиться идеального равновесия колеса практически невозможно, но есть показатели дисбаланса и биения, которые слабо влияют на эксплуатационные характеристики, а потому считаются допустимыми. Для определения величины и устранения отклонений, превышающих нормативные, применяется три вида балансировки:
- На стенде (станке) – выполняется с демонтажем колеса.
- Автоматическая (бисерная) – реализуется с применением специальных порошков или гранул. Их засыпают внутрь шины, где под действием центробежной силы они распределяются, уравновешивая колесо. На практике такая балансировка не дает высокой эффективности, но является более бюджетным вариантом, поскольку не требует тестирования на стенде.
- Финишная балансировка – осуществляется после монтажа колеса на автомобиль по завершении других работ, включая стендовую балансировку.
В каких случаях выполняется балансировка
Диагностику необходимо выполнять как для новых, так и для эксплуатируемых автомобилей
При этом, несмотря на то, что дисбаланс по задней оси не так ярко выражен, важно осуществлять балансировку для всех колес
Существует множество мнений о частоте проведения балансировки колес. Оптимальной считается частота не реже 1 раза в год (или каждые 10 000 километров пробега). Также балансировку проводят:
- при смене колес на новые;
- замене шин (резины), включая сезонную смену;
- при ударах и попадании колеса в яму, приведших к деформации диска;
- при появлении биения в рулевом управлении.
Стендовая балансировка
Стенд для балансировки колес автомобиля
Динамический дисбаланс можно зафиксировать и определить только при вращении колеса. Для этого в автомобильных мастерских используются специальные стенды, позволяющие не только осуществлять вращение, но и регистрировать необходимые для балансировки данные. Если необходима балансировка колес автомобиля без центрального отверстия, они устанавливаются на стенд при помощи фланцевого адаптера, который центрирует его по монтажным отверстиям. Таким образом определяются наиболее тяжелые точки на окружности.
Для определения точек статического дисбаланса достаточно просто подвесить колесо на оси вращения, и после нескольких маятниковых движений оно остановится в положении, при котором самая нижняя точка будет самой тяжелой.
Как и статическая, так и динамическая балансировка выполняются установкой на дисках специальных грузов. При статическом дисбалансе они монтируются на противоположной наиболее тяжелым точкам стороне колеса. Это позволяет сместить центр масс на точку оси вращения. При динамическом дисбалансе грузы устанавливаются с внутренней и внешней сторон обода для уравновешивания центробежных сил.
Грузы для балансировки колес изготавливаются из двух видов металлов: свинец и цинк. Они могут иметь различный вес (от 5 до 100 граммов), что позволяет наращивать общий вес груза для достижения оптимального баланса по заданной точке.
По типу крепления грузы могут быть “набивные” и “клеевые”. Первые используются только для литых и штампованных дисков. Грузы с клеевым креплением являются универсальными. Недостатком такого вида балансировки является вероятность самопроизвольного отсоединения грузов от диска, что может произойти при сильных ударах или даже во время мойки машины.
Когда и как выполняется финишная балансировка
Балансировочные грузы на ободе колеса
Финишная балансировка необходима для коррекции баланса колеса после его установки на автомобиль. Ее рекомендуется проводить при замене дисков, а также в случаях серьезного ремонта шин. Эта процедура позволяет повысить плавность хода и обеспечить большую безопасность езды.
Для диагностики дисбаланса на колесо зафиксированного на подъемнике автомобиля устанавливается специальный датчик, регистрирующий возникающие вибрации. Далее колесо разгоняется до 100-110 километров в час. В этом режиме выполняется фиксирование биений, и на основе полученных данных осуществляется монтаж уравновешивающих грузов.
Как стендовая, так и финишная балансировка колес одинаково важны для любого вида транспорта. Ее проводят для грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов и спецтехники.
Как делают балансировку в автосервисе
Большинство современных СТО делают балансировку на станке Сивик или его аналогах. Последовательность правильной калибровки будет идентична для всех мастерских.
- Предварительно все детали тщательно отмываются, убираются камешки, застрявшие между шипами.
- Во время шиномонтажа внутренняя часть замка диска обрабатывается специальной пастой. Мазь помогает загерметизировать место стыка покрышки с металлом и облегчает заход резины на правильное расположение в замке обода.
- После бортировки мастер накачивает шину и проверяет насколько хорошо она села на свое место.
- Если все в порядке, готовое колесо монтируется на станок, где выводится баланс.
- Далее крепятся грузики и колеса ставятся на машину.
Некоторые СТО предлагают финиш-балансировку. Суть заключается в следующем. Элементы подвески, ступицы, валы, также имеют свой центр вращения. Если оси не совпадают, даже идеально настроенное колесо может бить. Во время процедуры мастер вываживает одну сторону машины и подключает ее к передвижному станку. Агрегат раскручивается и показывает, что развесовка нарушена. Дальнейшие действия не отличаются от стандартной балансировки колес.
Качество балансировки колес
Мы выяснили, как часто необходимо делать балансировку колес. Теперь разберемся в вопросе качества этой процедуры.
В общем случае качество выполняемых работ зависит от используемого оборудования, степени его износа, а также от опыта и профессионализма работников автосервиса.
Стенды для балансировки бывают мобильными и стационарными. Стационарное оборудование применяется в случаях, когда нужно отбалансировать снятые с автомобиля колесные диски. На мобильных станках можно делать балансировку, не снимая колеса с автомобиля. Считается, что переносные стенды используют для финишных работ, когда есть возможность учитывать особенности ступицы и тормозного диска. По этой причине проверку на мобильном оборудовании делают после выполнения процедуры на стационарном стенде.
Балансировочные грузики крепятся снаружи и изнутри диска либо только со внутренней его стороны. Последнему варианту часто отдается предпочтение, чтобы сохранить привлекательный внешний вид колесного диска.
Важно делать установку грузов на диске рядом друг с другом, но учитывать при этом их суммарный вес — он не должен превышать 60 г. Если это значение превысило максимально допустимое, проблема может быть связана с дефектом резины или диска. Положительный эффект от балансировки достигается только тогда, когда выявленные дефекты устранены
Положительный эффект от балансировки достигается только тогда, когда выявленные дефекты устранены.
Иногда проблема заключается и в самом балансировочном стенде (например, случилась выработка крепления). Балансировка в таком случае будет гораздо менее точной. Выработка крепления колесных дисков происходит из-за деформации посадочных конусов, которые приобретают эллиптическую форму. Данный дефект станка встречается чаще других, и он напрямую влияет на эффективность производимых работ.
Из других неполадок оборудования — нарушенная работа имеющихся в нем подшипников. Поврежденный подшипник создаст периодическое биение, что в свою очередь негативно повлияет на работу датчиков, которые будут давать неверную информацию. Делать балансировку на таком станке нельзя.
Наибольшей эффективностью обладает современное оборудование с компьютерным управлением. Оно позволяет балансировать диски с использованием системы разнесенных грузов и благодаря современному программному обеспечению справляется даже с крайне разбалансированными дисками.
Калибровка балансировочного стенда также влияет на качество выполнения процедуры. Стенды могут калиброваться в 1, 5 и 10 г. Чаще всего используется калибровка в 5 г, дающая хороший результат для большинства популярных моделей автомобилей.
Приемлемый результат дает оборудование, откалиброванное и в 10 г. Реже делают калибровку в 1 г. Она нужна лишь в случае частой эксплуатации автомобиля на высоких скоростях (более 200 км/ч).
Разбираем подробно, в каких случаях необходимо повторно балансировать колеса.
Теперь обратимся непосредственно к нашей теме. Если вы на одни и те же диски попеременно устанавливаете то зимнюю, то летнюю резину, то балансировки вам не избежать. Тут и спорить не о чем. Вопрос о балансировке каждый сезон возникает только у тех автовладельцев, которые имеют два полных комплекта колес: летних и зимних.
Итак, следует ли балансировать колеса при каждой сезонной замене?
Если подходить к процессу формально, то стоит вспомнить инструкцию к автомобилю. Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км. Если вы за один сезон проезжаете меньше, то балансировать точно не следует, кроме случаев, оговоренных ниже.
Но это в теории, а на практике советую следить за поведением автомобиля. Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс вы должны ощутить.
Если вы сами заменяете колеса два раза в год, то для вас применима следующая рекомендация. Поставьте колеса и поездите пару дней. Шина за это время избавится от деформаций, возникших при хранении. Если на любых скоростях, с которыми вы ездите, не возникает никаких вибраций, балансировку можно не проводить.
Балансировка необходима в следующих случаях:
Что такое дисбаланс колеса
Некоторые люди смотрят на колеса и шины довольно просто, мол нет ничего в них необычного или особенного – чуть ли не самая простая деталь автомобиля.
Если посмотреть на видео балансировки колес своими руками, то можно заметить, что изменения в их балансе нередко становятся причиной серьезных проблем, о чем вам скажет любой опытный мастер.
Но, что же из себя представляют проблемы с балансом колес?
Прежде всего эта проблема касается распределения массы колеса, при которой оно начинает двигаться в пределах разных осей.
Всего можно выделить два типа проблем с балансом колес – динамический дисбаланс и статический. Если вы думаете о том, как проверить балансировку колес своими руками, то стоит в первую очередь познакомиться с признаками дисбаланса.
Рейтинг кроссоверов за 1 миллион рублей
Водительские курсы
Нужно ли балансировать колеса каждый сезон?
Разбираем подробно, в каких случаях необходимо повторно балансировать колеса.
Для начала — небольшой ликбез. Балансировкой называется совмещение центра массы колеса с осью вращения. При этом грузы закрепляют напротив тяжелой части колеса. Это определение статической балансировки. А поскольку колесо представляет собой не тонкий диск, а довольно широкий каток, то необходима так называемая динамическая балансировка, когда грузы размещаются и на наружной, и на внутренней частях колесного диска. Естественно, колеса нуждаются в балансировке сразу после монтажа шины на колесный диск: ведь дисбаланс может достигать 50 — 60 г на каждую сторону. Если получается больше, то имеет смысл «покрутить» шину относительно диска, обеспечив их взаимный поворот на 180 градусов. Такой изначальной балансировкой работники шиномонтажа обеспечивают дисбаланс менее 5 г на сторону. Считается, что новая покрышка способна на первых километрах несколько изменить свое положение на диске, а потому балансировка немного уйдет.
Теперь обратимся непосредственно к нашей теме. Если вы на одни и те же диски попеременно устанавливаете то зимнюю, то летнюю резину, то балансировки вам не избежать. Тут и спорить не о чем. Вопрос о балансировке каждый сезон возникает только у тех автовладельцев, которые имеют два полных комплекта колес: летних и зимних.
Итак, следует ли балансировать колеса при каждой сезонной замене?
Если подходить к процессу формально, то стоит вспомнить инструкцию к автомобилю. Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км. Если вы за один сезон проезжаете меньше, то балансировать точно не следует, кроме случаев, оговоренных ниже.
Но это в теории, а на практике советую следить за поведением автомобиля. Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс вы должны ощутить.
Если вы сами заменяете колеса два раза в год, то для вас применима следующая рекомендация. Поставьте колеса и поездите пару дней. Шина за это время избавится от деформаций, возникших при хранении. Если на любых скоростях, с которыми вы ездите, не возникает никаких вибраций, балансировку можно не проводить.
Балансировка необходима в следующих случаях:
- вы проезжаете за сезон больше 15 тысяч километров;
- после последней балансировки колесо попадало на высокой скорости в глубокую яму;
- в прошлом сезоне вы начали отмечать вибрацию, но отложили балансировку «на потом»;
- если у вашего автомобиля нет антиблокировочной системы тормозов, а вы частенько тормозите «на юз» на асфальтовом покрытии;
- вы — начинающий водитель, который не почувствует дисбаланса на колесах.
Как распознать несбалансированные колеса?
Как правило, первые симптомы проблемы проявляются при повышении скорости.
Уже при 100-120 км / ч в руле чувствуется вибрация, создаваемая передними колесами.
С другой стороны, следствием дисбаланса колес задней оси может стать вибрация кузова, а также перебрасывание задней части автомобиля при быстром повороте.
Также неправильная балансировка является прямой причиной неравномерного износа протектора.
рис. Неравномерный износ шин из-за дисбаланса
Обычно это проявляется в той части шины, где отклонение веса больше, чем центр тяжести. Это означает, что протектор будет более абразивным в месте, где имеются явные диспропорции, например утолщение небольшого участка борта.
Кроме того, при движении с несбалансированными колесами водитель может распознать неравномерный шум. Причиной этого звукового явления является разница в давлении в шинах на поверхность земли.
При первых проявлениях дисбаланса, стоит обратиться в автомастерскую или вызвать бригаду выездного шиномонтажа на место. Специалисты компании ikoleso24 в течение 2 минут примут заявку и оперативно выедут на указанный объект, чтобы провести диагностику и выполнить балансировку колес.
рис. Дискомфорт при езде вследствие разбалансировки колес
Итак, основными симптомами несбалансированных колес являются:
- вибрация в руле;
- подергивание кузова на высоких скоростях;
- снижение маневренности;
- некомфортная езда;
- неравномерный шум;
- неравномерный износ протектора.
Также результатом дисбаланса являются радиальные или поперечные биения.
Первый — это результат неправильной посадки оплетки на ободе или неточного расположения других компонентов, из которых была изготовлена шина. В результате этого, колесо начинает двигаться вверх и вниз во время вращения.
Другим следствием неравномерности массы шины является боковое биение, которое проявляется при повороте колеса из стороны в сторону. Кроме того, дисбаланс может возникнуть и на стороне шасси.
Нужно ли делать балансировку при смене колес на дисках
При замене покрышек на литых или штампованных дисках балансировка делается обязательно. Это обосновано нарушенной развесовкой самой покрышки и диска. Выходя с конвейера, изделия имеют погрешности, способные нарушить идеальную симметрию оси вращения. Последствием эффекта является быстрый износ ходовой части и наличие вибрации на кузове или рулевом колесе.Если не делается перебортовка покрышки, процедура не обязательна, но рекомендована. При эксплуатации грузики могут сбиться, также не отметается вероятность проворота самой покрышки. Таким образом, обслуживать шины необходимо при каждой манипуляции с колесами.
Обязательно ли делать балансировку колес каждый сезон
При установке сменного комплекта покрышек или колес в сборе после хранения проводить повторную балансировку критически необходимо. Особенно, требование актуально при смене шин на одном комплекте дисков. Каждый скат имеет собственную развесовку. К примеру, зимняя шипованная модель будет существенно отличаться от летней версии. Если ее поставить вместо старой шины – грузики будут стоять в неправильных местах, что вызовет сильную тряску или вибрацию.
Таким образом, ежегодная переброска с зимы на лето и наоборот, сопровождается обязательной поставкой колес на специальный станок.
Нужна ли балансировка новых шин
Каждая покрышка, выходя с завода имеет огрехи баланса. При этом модели от проверенных брендов могут иметь большую погрешность, чем варианты бюджетного типа. При постановке такой покрышки на обод колеса, непропорциональность передается на изделие в сборе, что гарантирует биение на подвеске или вибрацию рулевого механизма.Опытные автомобилисты при покупке нового комплекта резины в обязательном порядке делают балансировку всех колес. При этом старые грузики или метки полностью удаляются с ободьев.
Есть ли смысл делать балансировку задних колес
Правильная развесовка скатов или дисков – это обязательное условие для адекватной работы подвески. Неправильно сбалансированные колеса сильно вредят автомобилю, независимо от оси расположения.
Таким образом, процедуру требуется выполнять для всех четырех покрышек, установленных на машину.
Финишная балансировка колес
Подобное мероприятие проводится после выполнения основной балансировки колес. Главная цель финишной балансировки – вывести в ноль разницу в массах, тем самым практически полностью устранить эффект от дисбаланса. Финишная балансировка, как правило, проводится на автомобилях, которые часто эксплуатируются на высоких скоростях. Хороший результат можно получить, заменив традиционные свинцовые грузики, устанавливаемые на обод диска, современными гранулами, которые засыпаются непосредственно внутрь покрышки. Для проведения финишной балансировки необходимо высокотехнологичное оборудование, создающее конкретную объемную модель и делающее ее последующий детальный анализ.