Соляровое масло это что
Перейти к содержимому

Соляровое масло это что

  • автор:

Почему дизельное топливо называют «соляркой»?

«Солярка» (или «соляра») – слово, которое используется исключительно в разговорной речи. Есть исключение: водители дорогущих внедорожников, работающих на дизельном топливе, никогда не называют «дизель» «соляркой». А все потому, что не хотят, чтобы их самих называли… трактористами.

Шутки шутками, но так оно и есть: в Болшой Советской энциклопедии нет такого слова – «солярка». Почему тогда дизельной топливо в профильных журналах и художественной литературе иногда все-таки называют «солярой»? Точного ответа на этот вопрос нет. Кто-то начал, остальные подхватили…

И все таки, ссылки на солярку в больших энциклопедических словарях есть. В той же БСЭ редакции 1988 года про дизельное топливо написано, что в него входят «керосиновые, газойлевые и соляровые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных дизелей) и более тяжелые фракции или остаточные нефтепродукты (для тихоходных дизелей)». Само слово «солярка» происходит от немецкого «Solarö» — «солнечное масло». Именно так в середине XIX века назвали тяжелую фракцию, образующуюся при перегонке нефти (кстати, может поэтому, дизель еще называют тяжелым топливом). Почему солнечная? Ну это совсем просто: она имела желтоватый цвет – совсем как… солнышко. На основании этой фракции в СССР даже выпускали «Соляровое масло», которое можно было использовать в тракторах и судовых «дизелях».

Вы уже наверное поняли, что соляровое масло и дизельное топливо – это не одно и то же. Последнее — очень сложное по составу химическое вещество, в состав которого входят соляровые фракции. Последние входят в состав многочисленных фракций нефти, которые, в свою очередь, входят в состав дизельного топлива. По всей видимости, раньше слово «солярка» чаще использовали для обозначения топлива для тракторов, позже ее распространили на все дизельное топливо. Хотя, как вы уже поняли, называть «соляркой» топливо, которое заливают, например, в Porsche Cayenne Diesel, не совсем верно. Вернее, не верно совсем…
Адвокат Николай Гавель

Солярка и дизельное топливо: различия. Как отличить от бензина

Отличие солярки от дизельного топлива

Часто в разговорах дизельное топливо упоминается как синоним слова «солярка». Правильно ли это? А если нет, в чем отличия?

Дизельное топливо (ДТ) — что это

Под дизельным топливом понимают продукт нефтеперегонки, который получают при температуре 170–380°C. Это горючее расходуется в двигателе меньше на 30–40% по сравнению с бензином, меньше выделяет в атмосферу вредных веществ, продлевает срок эксплуатации мотора.

В зависимости от предназначения бывает три марки ДТ: летнее, зимнее, арктическое.

Для дизтоплива действуют ГОСТы 32511–2013 и 305–2013.

Как отличить солярку от дизтоплива

Может возникнуть вопрос, что такое солярка, ведь многие так называют именно дизтопливо.

Солярка или соляровое масло — одна из составляющих ДТ, у которой более вязкая консистенция. На нее распространяются ГОСТы, аналогичные дизтопливу, например, 305–2013.

Особенности химического состава

Главное различие между соляркой и ДТ кроется в степени очистки, химическом составе. В основе дизтоплива — фракции керосина и газойля. Соляровое масло получают при перегонке сырой нефти, чаще — каменноугольного дегтя. Оно состоит из углеводородов: ароматических, нафтеновых, парафиновых, которые прошли щелочную очистку. Дополнительно есть примеси серы, смол, воды и других веществ.

При очистке от серы солярка теряет смазочные свойства. Поэтому перед продажей в нее добавляют присадки. При этом горючее обоих видов (с серой и без нее) востребовано на рынке. Продукт без серы используют в моторах TDI, CDI с электронным впрыском, а с примесью — в механических плунжерных насосах.

Физические характеристики и цвет

Если на горючем нет никаких обозначений, а сделать химический анализ невозможно, по цвету и запаху можно выяснить, что перед вами.

Таблица 1. Сравнение физико-химических характеристик солярового масла и ДТ

Соляровое масло

СОЛЯРОВОЕ МАСЛО — продукт перегонки каменно угольного дегтя, желтая, густая жидкость с характерным запахом. Употребл. для освещения и для приготовл. мазей. Удельн. вес ок. 0,85. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907.… … Словарь иностранных слов русского языка

соляровое масло — [solar (diesel) oil] фракция нефти, прошедшая щелочную очистку. Выкипает при 240 400 °С; вязкость 5 9 сСт (при 50 °С); содержит < 0,2 % S, температура застывания < 20 °С; температура вспышки в открытом тигле > 125 °С. Соляровое масло… … Энциклопедический словарь по металлургии

соляровое масло — soliarinė alyva statusas T sritis chemija apibrėžtis Naftos distiliavimo frakcija, verdanti 250–400 °C temperatūroje. atitikmenys: angl. solar oil; straw oil rus. соляровое масло … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

СОЛЯРОВОЕ МАСЛО, «СОЛЯРКА» — наилучший сорт топлива для двигателей Дизеля. Является продуктом перегонки нефти. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Соляровое масло — см. Остатки нефтяные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Соляровое масло — … Википедия

соляровое масло — Продукт перегонки нефти, используемый как топливо, смазки и т.п … Словарь многих выражений

соляровое масло — соляр/ов/ое масл/о … Морфемно-орфографический словарь

Масло — [oil]: Смотри также: соляровое масло антраценовое масло консервационное масло … Энциклопедический словарь по металлургии

антраценовое масло — [anthracene oil] один из продуктов перегонки каменноугольной смолы при 280 380 °С, бледно зеленого цвета, γ = 1,09 1,10 г/см3, содержит высокомолекулярные углеводороды: антрацен С14Н10, фенантрен и др. При охлаждении антраценового масла… … Энциклопедический словарь по металлургии

Соляровое масло

Соляровое масло, или солярка – это одна из фракций нефти и составляющая дизельного топлива, которая в несколько раз дешевле его. Из-за отличающихся характеристик солярку не используют в современных двигателях, неприспособленных под это топливо. Но у нефтепродукта есть другие сферы применения, обусловленные низкой стоимостью и характеристиками, приближенными к дизельному топливу.

Фракционный (химический) состав

Термин «солярка» считается разговорным вариантом. В технической литературе используется только понятие «соляровое масло». Это не дизельное топливо, а отдельный вид нефтепродукта. Оно представляет собой фракцию нефти, обработанную (очищенную) с помощью щелочи. В составе солярки присутствуют:

  • парафиновые углеводороды – 10-40%;
  • нафтеновые углеводороды – 20-60%;
  • ароматические углеводороды – 15-30%.

Дополнительно состав может включать сернистые и смолистые соединения, воду и механические примеси.

Характеристики, преимущества и недостатки

Поскольку соляровое масло выступает часть дизельного топлива, их часто сравнивают по свойствам и характеристикам. Главные различия между ними заключаются в вязкости и температуре кипения. Солярка – более густой нефтепродукт, который кипит при более высокой температуре, нежели дизельное топливо.

Главные характеристики солярового масла:

  • Вязкость – 5-9 мм 2 /с.
  • Содержание серы – не более 0,2%.
  • Температура застывания – не выше -20 °C.
  • Минимальная температура вспышки в открытом тигле – 125 °C.
  • Температура кипения – 250-400 °C (у дизельного топлива около 200 °C).

Недостатком солярового масла считают неприятный стойкий запах, который сложно вывести с помощью обычной стирки, если вдруг им пропиталась одежда. Именно по специфическому запаху солярку легко

Способы получения

Солярку получают путем прямой перегонки отдельных фракций нефти и обработки щелочью. Продукт добывают из сырых нефтепродуктов, таких как каменноугольный деготь.

Способы (область) применения

Солярку используют во многих сферах: в грузовом автотранспорте, железнодорожном и водном транспорте, военной и сельскохозяйственной технике, легковых дизельных автомобилях и дизельных электрогенераторах. Одним из первых применений солярового масла была заправка светильников, которые горели ярче и дольше, чем существовавшие на тот момент аналоги.

Ввиду повышенной вязкости (5-9 мм 2 /с) и более высокой температуры кипения топливо может использоваться только в отдельных типах дизельных двигателей. Оно широко распространено на дизельных судах, тепловозах и тракторах с низкооборотистыми дизельными двигателями.

Солярке отдают предпочтение именно в тихоходных агрегаторах вроде сельскохозяйственных машин. Ее используют там, где требуются достаточно большие объемы топлива. Применение для тихоходных машин – одно из основных отличий солярового масла от дизельного топлива, которое применяют в скоростных двигателях, например, в самолетах.

Применение бессерной и сернистой солярки

Перед поступлением в продажу солярку часто очищают от серы и других примесей. Но тогда она теряет свои смазочные свойства. Чтобы устранить этот недостаток, на производстве к соляровому маслу добавляют различные присадки. Бессерная солярка может применяться в CDI и TDI двигателях с электронным впрыском. При смешивании с моторным маслом в количестве 1-5% такая солярка подходит для тракторов. Для применения в дизелях с механическими плунжерными насосами в солярке обязательно наличие серы. В противном случае будет значительно увеличиваться износ плунжерной пары.

Другие способы применения солярового масла

Еще соляровое масло применяется как котельное топливо, его добавляют в закалочные и смазочно-охлаждающие жидкости. Солярка хорошо справляется с ролью смазки для деталей двигателя, а камера сгорания охлаждается во время работы благодаря использованию такого топлива.

Дополнительно соляровое масло применяют при термической и механической обработке металлов в качестве закалочной и охлаждающей жидкости. Еще оно незаменимо для пропитки и смягчения кожи на кожевенном производстве.

Особенности транспортировки и хранения

Доставка солярки осуществляется бензовозами и железнодорожными цистернами. Особое внимание уделяется технике безопасности. Бензовозы оборудуют донными клапанами, которые исключают протекание, бронированным баком и бампером особой формы. Для хранения используют специальные резервуары, оснащенные клапанами, которые обеспечивают циркуляцию воздуха, но препятствуют проникновению влаги.

Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)

Основной регламентирующий документ – ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное. Технические условия». Еще в список нормативной документации входят:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *