Инструкция по замене масла в АКПП
Многоскоростная коробка передач автоматически переключает скорости при нормальных условиях вождения. В одном узле предусмотрены трансмиссия, ось, дифференциал. Компоненты работают слаженно во многом благодаря масляной смазке. Она встроена внутри АКПП, и выделяется при работе механизма. Обычно в автомобилях с маленьким пробегом автомобилисты даже не задумываются о необходимости замены, так как все работает «как по маслу». Но спустя определенное время могут возникнуть трудности с переключением, которые вызваны засыханием или потерей свойств. Тогда необходимо заменить масло в АКПП. В статье вы узнаете зачем нужна жидкость, как ее выбрать, можно ли осуществить замену самостоятельно и когда нужно доверить это профессионалам. Также автовладельцы смогут узнать, где лучше приобретать данный расходник и как отличить его от подделки. Поехали!
Зачем необходимо масло в АКПП, какую функцию выполняет?
Масло в АКПП выполняет функцию смазки. Эта специальная жидкость, которую называю АТФ. Она отличается от всех других смазок по следующим признакам:
- Яркий красный или зеленый цвет – сама жидкость бесцветная, но производители добавляют заметные индикаторы, чтобы при утечке можно было произвести ремонт и своевременно устранить неисправность.
- Отсутствие вязкости – сама жидкость не обладает густотой, она легко наливается в специальный отсек.
Трансмиссионная жидкость состоит из базового масла (переработанная нефть) и присадок, обеспечивающих различные свойства и улучшение характеристик. Наиболее частыми добавками являются:
- Противоизносные – увеличивают смазочные свойства, жидкость становится более устойчивой к удержанию на поверхности механизмов;
- Ингибиторы коррозии – противостоят ржавчине, улучшают сцепление между металлическими компонентами;
- Моющие средства – смывают устаревший слой для лучшего нанесения нового при работе.
- Диспергаторы и поверхностно-активные вещества – позволяют очистить металлические поверхности от нагара и защитить их от дальнейшего появления.
- Модификаторы кинематической вязкости – позволяют добиться оптимальной консистенции, подходящей для определенных коробок передач.
- Антипенные – не позволяют маслу превращаться в пену при высоких оборотах.
- Антиокислительные составы – предотвращают окисление металла, нормализуют кислотно-щелочной баланс.
- Температурные стабилизаторы – предотвращают выкипание при высоких температурных режимах, и наоборот улучшают текучесть в холодном состоянии.
Зачем в АКПП нужно масло? Ответ прост, механизм представляет собой сложную систему, в которой задействовано много компонентов. Все они работают и создают трение, поэтому необходима специальная смазка. При ее отсутствии будет образовываться металлическая стружка. При высоких температурах она будет образовываться в нагар. Сопротивление движению будет увеличиваться. Таким образом, растет вероятность скорого износа.
Какие бывают разновидности масла
На сегодняшний день по классификации ГМ существует три категории жидкостей:
- Тип А – пригоден для автоматических трансмиссий у легковых авто. К маслам, которые прошли тестирование и проверки на качество добавляется буква Q (от слова quality).
- Дексрон (II, III, IV) – это жидкости нового поколения, в которых присутствует идеальная пропорция масла и примесей для достижения более длительного срока эксплуатации. Ко всем жидкостям данного уровня применяются строгие требования.
- DEXRON типа В – предназначены для автоматических коробок передач легковых или грузовых автомобилей.
Каждый производитель машин предъявляет собственные требования, касающиеся качества, вязкости и характеристик жидкости. Согласно допуску необходимо приобретать именно то масло, которое указано. В противном случае возможна непредвиденная работа коробки передач.
Причины необходимости замены жидкости в АКПП
Черная или темная жидкость для трансмиссии категорически непригодна для эксплуатации. Основными причинами ее почернения являются следующие факторы:
- Отсутствие своевременной замены фильтрующих элементов – фильтры напрямую влияют на состояние жидкости. Они впитывают грязь, осадки, пыль, препятствуют их попаданию в смазочный отдел. Если они уже непригодны для службы, то все осадки начинают подниматься и достигают смазки.
- Производственный брак – какие-то уплотнители выполнены некачественно, поэтому масло протекает.
- Естественный износ, отсутствие своевременной замены – спустя 30-60 тысяч километров пробега жидкость становится неэффективной, так как теряет собственные свойства.
- Смешивание двух видов жидкостей – подобные действия приводят расслаиванию. Также может произойти сложная химическая реакция.
- Последствия ДТП – некоторые детали могли повредиться, что привело к выходу из строя.
- Низкое качество АТФ жидкости – изначально она не подходила для данного автомобиля, содержала мало примесей и быстро испарялась.
- Резкие перепады температур – многие жидкости от холода начинают замерзать и становятся вязкими, затем при разгоне автомобиля они начинают сильно бурлеть, что приводит к ухудшению их свойств и потемнению.
- Истирание уплотнителей – если в масляном фильтре рассохся или истерся уплотнительный элемент, то он начинает пропускать пыль и грязь. Попадание осадков ухудшает характеристики жидкости и влияет на неравномерный выброс кинетической энергии.
Обратите внимание, что на автомобилях, которые длительное время находятся в постоянной эксплуатации неисправности АКПП встречаются гораздо чаще.
Признаки необходимости замены масла в коробке передач
К наиболее распространенным признакам необходимости осуществить замену относят:
- Произвольное отключение АКПП – если вовремя перемещения вдруг автомобиль начинает глохнуть, то возможно засоряется масляный фильтр или достигнут минимальный уровень смазки.
- Передачи переключаются только с задержкой – замедление, особенно на автомате происходит из-за недостаточной смазки. Механизм уже трубит о необходимости замены масла.
- Увеличение шумов при поездке – сильный, нехарактерный звук, это первый признак того, что смазка не проводится.
- Сложно запускается коробка передач, ее будто клинит – особенно в холодное время года. Это может быть связано с тем, что вязкость увеличилась и теперь находится на минимальном уровне. Особенно если аппарат начинает вибрировать.
- Постоянный перегрев трансмиссионной системы – происходит из-за того, что масла становится мало, трение увеличивается и детали сильно перегреваются.
- Запах горелого масла – если в автомобильном салоне появился маслянистый запах, то это серьезный сигнал того, что масло перестало выполнять собственные функции.
- Черный дым из выхлопной трубы – выхлопы перестали очищаться за счет примесей, поэтому приобрели темный оттенок.
Также они могут напоминать признаки выхода из строя коробки передач:
- вибрационные колебания, распространяющиеся по всему кузовному отделу во время движения транспортного средства;
- постукивания внутри АКПП, а также скрежет;
- машина начинает пробуксовывать;
- внутри салона появился странный нехарактерный запах гари;
- переключение передач значительно снизилось;
- на приборной панели горит индикатор check;
- автомобиль перестал заводиться или работает лишь определенное количество времени.
Вот так выглядят три стадии состояния масла. На первом изображении новое масло, имеющее светло-янтарный оттенок – это пробег от 10-20 тысяч километров. На втором фото – средний уровень, красновато-бордовый цвет. Это масло уже с пробегом 50-60 тысяч километров, оно еще не нуждается в замене, так как отсутствует густой осадок и оттенок еще приемлем. Его насыщенный цвет свидетельствует о том, что некоторые присадки уже перестали выполнять собственную функцию. Но еще чуть-чуть и масло необходимо будет сменить на новое.
Третья стадия – это коричнево-черное масло с мутным осадком и примесями. Оно уже плохо справляется с собственной задачей, так как присадки полностью испарились. Скорее всего автомобиль отъездил около 65-70 тысяч пробега. Срочно требуется заменить. Если в добавок оно пахнет гарью, то оно точно непригодно для дальнейшей эксплуатации.
Если не осуществить своевременную замену, то трение между деталями повысится. Это может привести к следующим последствиям:
- Деформация трансмиссионной коробки – недостаток жидкости приводит к перегреву, а затем и к изменению формы. В дальнейшем может быть нарушена и герметичность прибора.
- Засорение фильтрующих элементов – различные осадки и примеси начнут загрязнять фильтры, вскоре придется задуматься и о их замене.
- Ухудшение работы сальников – из-за недостатка смазки они начинают тормозить.
- Снижается рабочее давление – коробка перестает охлаждаться, возникает повышенное трение, а параметры давления становятся все ниже.
- Некоторые передачи перестают работать – они могут не включаться и зависать.
- Течь прокладок – расходники начинают быстрее изнашиваться.
Наиболее печальным исходом является полный выход из строя всей коробки передач. Она просто перестает функционировать, поэтому приходится осуществлять ремонт с заменой комплектующей на новую.
Как подобрать масло для АКПП перед заменой
Для подбора жидкости автовладельцу следует узнать определенные сведения:
- марка и модель автомобиля;
- VIN-номер машины;
- год выпуска;
- тип АКПП: роботизированные, вариаторные, типтроники.
В инструкции по эксплуатации вашего автомобиля обязательно указываются сведения о стандартах и допусках, по которым жидкость пригодна для конкретно этой марки авто. Если оно не входит в допуск, то по свойствам оно может не подойти.
Особенные по составу и свойству масла имеют уникальный код или как он еще называется допуск. Производителям масла для АКПП, чтобы напечатать этот код на упаковке необходимо пройти жесткий контроль. После успешного прохождения всех проверок происходит получение сертификата соответствия. Если хотите сохранить хорошее состояние коробки передач, то отдавайте предпочтение именно сертифицированным производителям.
На рынке встречаются подделки дорогостоящих вариантов. Если решили самостоятельно заменить масло в АКПП, то нужно отличать подделку от оригинала. Оригинальные жидкости имеют следующие характеристики:
- наличие уникального кода на канистре;
- упаковка из плотного материала;
- канистра новая, нет следов вскрытия, потертостей;
- масло обычно красновато-янтарное по цвету или даже зеленое, чтобы его можно было отличить от других расходников;
- жидкость без специфического запаха.
Если вы не можете самостоятельно подобрать масло для замены, то можете воспользоваться услугами нашего специалиста. Для этого необходимо знать перечисленные данные о собственном транспортном средстве.
Покупку необходимо делать только в проверенных, лицензированных магазинах. На ремонтных рынках подделки встречаются гораздо чаще. Поэтому стоит отдать предпочтение известным брендам.
Как часто стоит менять масло в трансмиссии
Уровень и качество жидкости АТФ рекомендуется проводить не реже одного раза в год при ТО. Стоит обратить внимание не только на уровень, чтобы он не находился на минимальном значении, но и на качество. Однозначно требуется замена, если:
- жидкость потемнела – стала коричневой или вовсе черной;
- консистенция стала вязкой – испарились все необходимые примеси, помогающие сохранять ее в оптимальном состоянии;
- появился запах гари – начинает нагарать при повышении температуры;
- внутри бака находятся примеси, осадок или металлическая стружка – вкрапления мешают движению других деталей.
Если качество снизилось, то даже если не достигнут уровень пробега 30-70 тысяч километров, то оно обязательно подлежит замене. Также в обратную сторону при достижении данного пробега следует проверить уровень и качество на соответствие.
Другими важными сигналами к необходимости проверки трансмиссионной жидкости относят:
- ухудшилась работа АКПП;
- появились протечки, имеющие запах с гарью;
- фильтры стали быстро выходить из строя.
Замена может быть комплексной и включать также подбор и установку фильтрационных элементов, а также масел на других важных механизмах. Иногда требуется промывка систем, чтобы вымыть осадки.
Правила безопасности при замене масла АКПП
Жидкость для АКПП – это горючее вещество, поэтому замена в основном проводится в квалифицированных сервисных центрах. Если автовладелец уверен в собственных силах в замене, то должен соблюдать следующие правила, касающиеся безопасности:
- выбирайте одежду, которую не жалко утилизировать, так как жидкость не отстирывается.
- проводите процедуру только на ровной, жесткой поверхности;
- в месте хранения масла не должно быть угрозы возгорания, необходимо хранить отдельно от горючих веществ, спичек или зажигалок;
- наденьте очки и перчатки. Обязательно защищайте руки и глаза от попадания вещества. Не желательно, чтобы вещество выливалось при смене на одежду;
- укрепляйте автомобиль перед тем, как поднимать на домкрате.
- переводите на ручной режим, чтобы предотвратить спуск или съезд с домкрата;
- при замене нельзя курить или использовать зажигалки;
- выключайте двигатель перед тем, как проверить уровень щупом.
Эти простые правила помогут обезопасить автовладельца от экстренных ситуаций. Желательно, чтобы в гараже был огнетушитель.
Подготовительный этап: инструменты, место, одежда
Коробка трансмиссии располагается на днище автомобиля в 99% случаев. Это означает, что все действия будут проводиться под авто. Для этого необходимо либо иметь домкрат и уметь им пользоваться, либо найти гараж или место с ровной, твердой поверхностью и выемкой. Это необходимо, чтобы была возможность подобраться к сливному отверстию и произвести необходимые действия. Это может быть либо в гараже, либо на эстакаде. Подобные помещения располагаются по близости с магистральными дорогами или гаражными кооперативами.
Будьте осторожны и не выполняйте работы под автомобилем, если он находится на песчаной или вязкой, рыхлой земле. Машина может сойти. Она обязательно должна быть на ручнике. Дополнительно стоит позаботиться об укреплении колес – кирпичами или брусьями.
При использовании домкрата следует также позаботится о выполнении следующих условий:
- Площадка для установки домкрата должна быть жесткой и ровной – если поверхность мягкая, то автомобиль может сползти с домкрата;
- Автомобиль переводится на ручник;
- Можно подложить под колеса кирпичи или деревянные брусья, чтобы дополнительно закрепить автомобиль в подобном положении.
Домкрат подставляется под указанные места. Нельзя самопроизвольно его располагать, это может привести к срыву.
Какие инструменты могут понадобиться для проведения замены:
- перчатки;
- ненужные, чистые тряпки;
- отвертка с плоским наконечником;
- комбинированные ключи (набор);
- комплект торцевых головок с трещоткой и удлинителем;
- силиконовая смазка;
- тазик, пустая пластиковая канистра, имеющая объем 5 л;
- воронка;
- фонарик;
- динамометрический ключ;
- съемник фильтров;
- новый фильтр и уплотнитель;
- канистра с подходящей жидкостью АТФ, которая совместима с вашим транспортным средством и проходит по допуску.
О том, как выбрать масло указано в статье. Оно обязательно должно подходить, смешивать различные жидкости между собой категорически воспрещено. Одежду лучше надевать ту, которую не жалко или специальный комбинезон, в котором обычно занимаетесь ремонтом транспортного средства. Чтобы было комфортнее подстелите под автомобиль пленку или большие картонки от соприкосновения с асфальтом.
Как заменить масло в автоматической трансмиссии (роботизированных)
Существует два вида подобной трансмиссии с электромеханической системой управления и гидравлической. Если первая категория не требовательна к виду жидкости и интервал замены может достигать до 100 тыс. км. То вторая категория предъявляет существенные требования к качеству расходника, а также необходимость в замене возникает спустя 40-45 тыс. км. Если этого не произойдет, то продукты распада и горения могут попасть в гидроблок и стать причиной выхода из строя клапанов и соленоидов.
Как происходит замена на роботизированных АКПП?
Считается, что заменить масло на данных устройствах несложно. По процедуре напоминает замену масла в ДВС. Единственная сложность заключается в том, что некоторым типам коробок в дальнейшем стоит адаптироваться через компьютер и специальное программное обеспечение. Это возможно выполнить только в условиях СТО.
Предупреждения, касающиеся самостоятельного вмешательства:
- В статье описан метод без учета особенностей автомобиля, существуют конструкционные и технические нюансы, которые нужно знать при вмешательстве.
- Самостоятельная замена проводится без гарантии, неправильные действия могут привести к поломке составляющих. Ответственность за все действия полностью лежит на автовладельце.
- Важно, правильно подобрать расходник, чтобы качество работы АКПП не ухудшилось.
- На некоторых моделях необходима регулировка работы АКПП при помощи специальных компьютерных программ, невозможно самостоятельно провести данную процедуру.
- Обязательно обеспечение безопасности.
- Если не уверены в собственных навыках, то обратитесь к специалисту. Это сэкономит деньги, время и нервы.
Если автовладелец все же решил взяться за замену, то может следовать следующей инструкции:
- Первоначально необходимо осуществить прогрев машины до рабочего температурного режима в 90-150 градусов.
- Потом заглушите. Нужно дать постоять в течение 10-20 минут, чтобы слегка остыло. Многие специалисты советуют перед заменой АТФ жидкости проехать на автомобиле примерно 5-10 минут, тогда она разогреется, а вся взвесь и частицы окажутся сверху, а не на дне. Процесс очистки произойдет лучше и быстрее. В течение 2 часов масло будет оставаться жидким, а затем снова станет вязким.
- Наденьте перчатки для обеспечения безопасности при взаимодействии с химическими веществами. После отведенного времени ожидания, найдите сливную пробку АКПП. У каждой модели она располагается по-разному, не перепутайте с ДВС. Перед тем, как откручивать подставьте тазик или канистру в 5 литров, чтобы быть готовым к сливу.
- Аккуратно открутите сливную пробку, подсвечивая фонариком. Желательно не уронить ее в тазик, потому что потом придется ее искать. Когда почувствуете, что ход идет легче, то лучше начинайте вращать руками, чтобы пробка осталась в них. После отворота поток жидкости не заставит себя ждать. Отойдите на безопасное расстояние, так как масло может быть достаточно горячим.
- Жидкость пойдет мощной струей. Затем станет меньше, превратится в тонкую струйку, затем начнет скапывать каплями. Когда появятся капли не спешите ставить пробку обратно. Пусть в течение 10-15 минут пробежит, так выйдет все, что нужно. После этого можно открутить поддон, чтобы вышли другие остатки. Аккуратно, может много вылиться, лучше отойдите.
- После того, как масло слито можно откручивать масляный фильтр. Он может быть сильно закручен, тогда возьмите кусочек абразивного материала, с ним руки не будут соскальзывать. Если есть съемник, то воспользуйтесь им. Возле фильтра также может скапливаться жидкость, не убирайте емкость для слива. Отойдите на удобное, безопасное расстояние.
- Промойте поддон небольшим количеством новой жидкости АТФ. Использовать другие вещества не рекомендуется, чтобы избежать непредвиденной химической реакции.
- Можно допромыть бак трансмиссии, если в заливное отверстие налить небольшое количество новой жидкости, оставив открытым слив. Новое сырье заменит старое и выведет осадок.
- Вставьте новый фильтрующий элемент, аккуратно закрутите его до сопротивления. Не перестарайтесь, чтобы не сорвать резьбу крепления. Иначе возможны протечки в дальнейшем.
- Далее установите прокладку и поддон.
- Затем в отверстие щупа заливается столько же жидкости, как и было вылито.
- На каналы для жидкости надевают шланги, которые опускаются в большую по размеру емкость для слива.
- Отойдите на безопасное расстояние и начните заводить двигатель.
- Через несколько секунд начнет прогоняться масло, необходимо ждать, когда из отверстия будет литься свежая, светлая жидкость. Сразу глушите авто.
- Шланги снимаются, а трубки присоединяются на место.
- Все элементы устанавливаются в первоначальное состояние.
Далее рекомендуется проверить уровень жидкости АТФ в холодном и горячем (после поездки и небольшого интервала на остывание) виде. Оно должно быть между отметками мин и макс. Не следует превышать количество или оставлять на минимальном уровне.
Обязательно проверьте состояние автомобиля, не появилось ли каких-то нехарактерных звуков, шумов или вибраций. Все ли в порядке в работе трансмиссии.
Что делать, если после замены жидкость начала протекать
Утечка определяется несколькими способами:
- при проверке щупом выявлен сниженный уровень трансмиссионной жидкости;
- под автомобилем наблюдаются подтеки.
Если автовладелец увидел подтеки, то они могут быть коричнево-черные, тогда это масло ДВС, либо же красноватые – это как раз и есть жидкость АКПП. Она имеет достаточно густую консистенцию.
Происходит протечка из-за следующих причин:
- сальники и прокладки износились или повредились;
- в месте монтажа сальников выработались естественные валы;
- герметики между картером и корпусом трансмиссии высохли;
- уплотнительный элемент на валу привода АКПП к спидометру износился;
- сливная пробка при замене масла была установлена неправильно или некрепко, поэтому слетела;
- некорректная установка датчика заднего хода;
- коробка передач была повреждена.
При этом заметить протечку бывает достаточно сложно на первых стадиях. Если произошла значительная потеря жидкости АКПП, то необходимо обратиться к специалистам для диагностики и ремонта. Без проведенных профессиональных мер эксплуатация транспортного средства не рекомендована.
Если жидкость вытекла во время передвижения машины, то продолжать путь нельзя. Это может привести к непредвиденным последствиям или вызвать аварийную ситуацию. Необходимо остановиться и вызвать эвакуатор.
При игнорировании предупреждения наиболее вероятной становится неисправность подшипников АКПП из-за перегрева.
Можно ли заменить жидкость в трансмиссии в автомобильном сервисном центре
Это считается наилучшим способом устранения данной неисправности. Так как процедура по замене достаточно сложная, то это становится отличным вариантом. Риски практически отсутствуют, так как смена осуществляется на профессиональном оборудовании. Чаще всего стоит аппаратура фирмы Wynns, которая совместима со многими автомарками, моделями вне зависимости от года выпуска.
Мастера действуют по следующему принципу:
- К радиатору охлаждения трансмиссии присоединяются трубки специального аппарата.
- Давление выдувает старое масло и закачивает новую жидкость.
- Специальное контрольное окно позволяет отслеживать оттенок переливаемой жидкости.
- При достижении светлого, исходного оттенка процедура прекращается.
- Расход АТФ данным методом составляет от 10 до 12 литров.
- При необходимости проводится настройка программного обеспечения АКПП.
В среднем стоимость процедуры составляет от 300 до 600 рублей при использовании аппарата.
Но она окупается, так как замена масла в АКПП не делается слишком часто. А качественное проведение способно существенно улучшить состояние автомобиля и наладить работу АКПП. Также если возникли неисправности, то специалисты сумеют провести диагностику и выявить конкретные Главными преимуществами профессиональной замены являются:
- использование качественного сырья, жидкости – хорошие СТО работают только с лицензированными оригинальными расходниками;
- гарантия на услугу – в случае появления неисправности вы можете обратиться к данным специалистам;
- данная операция абсолютно безопасна для авто, риск совершения ошибки или выхода из строя минимален, все процессы налажены, благодаря автоматическому прибору.
Минусом является то, что подобные приборы есть далеко не в каждом сервисном центре, и даже не в каждом городе, поэтому есть вероятность, что мастера будут проводить вручную.
Выводы
Самостоятельно заменить масло на АКПП – это сложная процедура, выполнить которую может только профессионал или человек, хорошо разбирающийся в конструкции собственного автомобиля. Главная сложность заключается в дальнейшей настройке АКПП, а также в необходимости использовать большое количество различных инструментов, правильном подборе жидкости.
Замена масла должна проводиться с учетом характеристик коробки передач. Важно знать количество пробега, марку и модель автомобиля. Обязательно необходимо делать подбор в соответствие с допуском и информацией, указанной в инструкции по эксплуатации. Выбирайте только оригинальные жидкости, так можно продлить срок эксплуатации. Заказывать жидкость на АКПП нужно только в проверенных магазинах для подтвержденного качества.
Замена масла в АКПП: как поменять самостоятельно?

АКПП будет полноценно функционировать, если масло обладает определёнными смазывающими свойствами и вязкостью. При этом ATF не может в течение всего срока эксплуатации автомобиля сохранять свои свойства. Важно разобраться, как поменять масло в АКПП, чтобы своевременно выполнить задачу.
Срок службы масла в АКПП
Интервал замены масла указан в паспорте каждого транспортного средства. Владелец автомобиля должен найти в документе интересующую информацию. Обычно периодичность замены – это каждые 80 000 км пробега. Если машина эксплуатируется в тяжёлых условиях, тогда срок будет меньше. Это нужно учесть тем, кто ездит по грунтовой дороге или в той местности, где много пыли.
Официальные дилеры советуют менять масло чаще, чем рекомендует производитель. В среднем рекомендуется проводить процедуру каждые 60 000 км пробега. Придётся разобраться, как поменять масло в автоматической коробке, а затем выполнить задачу. Также можно обратиться в техцентр и доверить дело специалистам.
Признаки износа масла
Чтобы понять, пора ли менять ATF, необходимо проверить его состояние. Для этого понадобится вытащить щуп, масло должно быть светлого оттенка. Если оно стало тёмным, неприятно пахнет, следует отправиться в официальный сервис. Придётся разобраться, где поменять масло в коробке автомат.
Признаки износа масла в коробке автомат:
- Во время переключения передач автомобиль станет работать вхолостую, буксовать.
- Наблюдается пониженное давление масла в магистрали.
- Машина не едет.
- На затяжном подъёме на последней скорости транспортное средства буксует, переходит на пониженную.
- В случае включения скорости ощущается толчок. Транспортное средство переключается на скорость, не начинает двигаться.
- Автомобиль не хочет переключаться с N или P на какую-либо скорость.
Данные признаки могут указывать на различные неисправности, поэтому рекомендуется обратиться к мастеру. Он проведёт диагностику и точно скажет, чем вызвана та или иная проблема. Если пришло время менять масло, тогда специалист проведёт данную процедуру.
Что будет, если не заменить масло в коробке вовремя?
Некоторые люди долгое время не задаются вопросом, когда менять масло в коробке автомат. Автомобиль способен долго ездить, даже если срок замены был пропущен. Владелец может думать, что до появления тревожных признаков можно продолжать эксплуатировать автомобиль и не обращаться к мастеру. На самом деле в итоге возникнут серьёзные проблемы из-за того, что коробка долго работала на грязной ATF. При большом пробеге это приведёт к необратимым последствиям.
Вне зависимости от того, менять или не менять масло, коробка выйдет из строя. Останется только надеяться на то, что повезёт, и этого не случится. Значительно проще предотвратить негативные последствия и своевременно провести замену ATF.
Как выбрать масло для АКПП?
Если решитесь на замену ATF, то предстоит разобраться, как выбрать масло для АКПП. Обычно автомобилисты решают, купить им оригинальный состав или универсальный. У каждого варианта есть свои недостатки и преимущества, с ними нужно подробнее ознакомиться.
Оригинальная жидкость — это ATF, выпущенные под брендом машины. Каждый производитель определяет свою маркировку и допуски. Оригинальный состав однозначно подойдёт для конкретной модели автомобиля. Не нужно знать спецификацию ATF, достаточно купить ту жидкость, которая указана в инструкции. Если автомобиль находится на гарантии, тогда однозначно придётся использовать только оригинальную жидкость.
К недостаткам этого варианта можно отнести высокую стоимость, а также то, что не везде можно приобрести подобные составы. Это следует учитывать, разбираясь в вопросе, как выбрать масло для коробки автомат.
Универсальная жидкость имеет допуск для нескольких производителей. Она недорого стоит, нередко соответствует оригинальным маслам. Удастся найти подходящий вариант для своей модели машины.
К минусам можно отнести то, что нужно знать допуски и разбираться в них. Есть риск поломки трансмиссии, если жидкость будет выбрана неправильно.
При выборе масло необходимо учитывать вязкость, количество присадок. Не следует смешивать различные марки ATF. Если правильно выбрать средство, удастся избежать многих трудностей.
Как поменять масло в АКПП самостоятельно?
Рекомендуется разобраться, как самому поменять масло в АКПП, чтобы провести процедуру. Важно придерживаться инструкции, и тогда удастся избежать различных трудностей.
Порядок действий при частичной замене:
- Открутить сливную пробку.
- Слить масло в ёмкость и посмотреть, сколько литров вышло.
- Залить такое же количество нового ATF через трубку щупа.
- Посмотреть уровень масла.
Также может потребоваться полная замена масла, и она проводится по другой схеме. На выполнение задачи придётся потратить больше времени.
- Проехать на авто 5 км.
- Открыть сливную пробку, снять поддон и фильтр, слить масло и посмотреть количество литров.
- Промыть поддон и магниты бензином, вытереть.
- Поставить свежий фильтр.
- Вернуть поддон туда, где он был.
- Залить нужное количество масла через щуп.
- Открепить левый шланг для охлаждения коробки, завести двигатель на холостых оборотах и продавить новым маслом старое.
- Проверить, сколько масла вышло из шланга, затем присоединить обратно.
- Долить такое же количество через щуп и проверить показатель масла.
Чтобы самостоятельно не разбираться, как правильно поменять масло в коробке автомат, можно доверить выполнение задачи специалисту.
Полезные советы по смене масла
Если у транспортного средства пробег небольшой, тогда лучше менять масло с помощью аппарата на СТО. Потребность в замене фильтра и чистке поддона возникает только через 50-60 тысяч км. Частичную смену масла можно проводить самостоятельно, так как особые навыки не требуются. Если же приходится ставить новый фильтр и чистить поддон, лучше обратиться к мастеру, так как задача непростая.
Когда автомобиль находится на гарантии, нужно обслуживаться только в официальном сервисе и использовать оригинальную жидкость. В ином случае возникнут проблемы. Вопрос, сколько стоит поменять масло в АКПП, рекомендуется задавать специалистам. Они назовут точную цену, а также объяснят, как будет проходить процедура.
Как залить масло в АКПП: 2 способа и 10+ советов

Существует устоявшееся мнение, что масло в АКПП менять вовсе нет необходимости. Казалось бы – зачем? Ведь долгое время даже многие официалы утверждали, что их АКПП не обслуживаются, а АТФ жидкость (наше трансмиссионное масло) внутрь залита на весь срок службы коробки. Правда со временем производители все же вернули свои слова назад тогда, когда на них со стороны автомобилистов посыпались множественные опровержения этой необслуживаемости, – коробки просто «сыпались» без замены АТФ. После этого производители все же стали указывать межсервисный интервал.
В среднем, официалы рекомендуют менять масло в коробке каждые 60-80 т. км. Но как часто, и при каких условиях эксплуатации, поговорим позже в отдельном обзоре. А пока осмелимся утверждать, что менять масло необходимо. И как можно чаще, но, разумеется, в разумных пределах – примерно каждые 30-40 т. км пробега.
Готовимся морально к замене масла
Итак, каждый ответственный владелец автомобиля рано или поздно задается, казалось бы, простым, но на практике требующим помощи вопросом “Как самому поменять масло в АКПП?”. Ведь с заменой масла в двигателе за долгие годы развития автомобиля вроде бы мы все разобрались, но другой агрегат – автоматическая трансмиссия до сих пор для многих покрыт завесой тайны.

как залить масло в акпп
Ничего страшного, ведь при наличии определенного опыта работы гаечным ключом и кувалдой, самому заменить масло в коробке автомат вполне можно, и мы сейчас даже объясним вам что и к чему, как слить масло из автоматической коробки передач и соответственно, как это масло залить в АКПП. И, разумеется, с какими трудностями нам попутно придется столкнуться во время этих операций.
Первым препятствием для вас станет тот факт, что трансмиссия, очевидно, размещена внизу автомобиля – либо в подкапотном пространстве рядом с двигателем у переднеприводных автомобилей, коими сейчас большинство и является, либо АКПП находится за двигателем, в районе центрального тоннеля у заднеприводных и полноприводных автомобилей.
Подготовка
Для того, чтобы понимать, как правильно залить масло в АКПП, нужно, в первую очередь ознакомиться с мануалом к вашему автомобилю, выясните модель своей трансмиссии, поскольку АКПП – АКПП рознь. Ваш автомат может иметь самую разную компоновку, от которой и будут зависеть наши дальнейшие действия. Выясните, имеет ли ваша коробка щуп для проверки уровня масла, или же она бесщуповая, как, например, АКПП Aisin 09Gна Skoda Octavia или «пятиступка» Mercedes 722.6, где проверка осуществляется через специальную запломбированную трубку только отдельным длинным сервисным щупом.
Также необходимо понять, где сливается старое масло из вашей АКПП. Если ваша трансмиссия имеет снизу отворачивающуюся сливную пробку – отлично, но если таковой внизу нет, и ваша коробка является одной из «необслуживаемых», то масло из такой придется сливать, сняв поддон с вашей трансмиссии.
Давайте рассмотрим все эти варианты и их тонкости подробнее и приступим к труду.
Как слить масло с АКПП
Во-первых, для удобной замены масла в АКПП вам хорошо бы поставить автомобиль над “ямой” или на специальной эстакаде, для того чтобы вы могли проводить манипуляции в полный рост. Однако за неимением таких мест в относительной от вас близости, жидкость ATF можно заменить, лежа под автомобилем, если это возможно, и клиренс вам позволяет туда попасть.
Проследите за тем, чтобы автомобиль находился на поверхности без уклона, на ручнике, а рычаг трансмиссии был переведен в позицию«P» – паркинг.
Слив масла через пробку
Сливаем! Если ваша коробка имеет внизу сливную пробку – подставьте для начала под нее какую-нибудь объемную тару. Обычно в ее роли выступают обрезанные пластиковые канистры с учетом того, что из трансмиссии выйдет несколько литров жидкости (примерно от 3-х до 5-и).
Далее открутите эту сливную пробку, – из горловины самотеком польется масло. И теперь вам остается ждать, пока вся жидкость, которая может вытечь, соответственно, – вытечет. После этого закрутите обратно сливную пробку. Посчитайте количество слитого из трансмиссии масла – столько же вам теперь нужно будет залить новой жидкости внутрь.
Откачка масла через щуп
В случае, если конструкцией вашей АКПП все же не предусмотрен слив масла как таковой – нет технических отверстий для этого, тогда наша работа усложняется. Слить масло из такой трансмиссии можно двумя способами. Первый потребует от вас использования дополнительного оборудования – насоса для откачки масла, тогда АТФ откачивается им через отверстие щупа, если таковое, разумеется, присутствует.
Снятие поддона коробки
Второй же вариант слива более реализуем своими руками, но подразумевает уже серьезное механическое вмешательство – снятие поддона АКПП. Для этого, во-первых, если таковая имеется, снимите защиту поддона, открутив болты. После чего откручивайте болты и самого поддона коробки, оставив на завершение два болта по углам – чтобы поддон было удобнее снимать. Сняли? – Слейте в отдельную тару масло из поддона и поставьте ее под коробку – оттуда некоторое время еще будет стекать масло. Рекомендуем вам промыть поддон. И да, – не забудьте очистить и магниты в нем, ведь они улавливают металлические частицы изнашивающихся механизмов. Также после снятия поддона рекомендуется заменить его прокладку, или нанести новый герметик на место соединения (если вы решили это сделать – не спешите сразу заливать новое масло – дайте герметику высохнуть).
После того, как масло из АКПП прекратит стекать, верните поддон на место и затяните болты. Тут опять же не обойдешься без некоторого опыта, поскольку закручивать болты настоятельно рекомендуется с определенной очередностью специальным инструментом – динамометрическим ключом. Это нужно для затягивания болтов с одинаковым усилием, чтобы не повредить резьбу и саму структуру поддона.
В данном случае еще очень важно вот что, – если у вашей трансмиссии отсутствует щуп или контрольную трубку (как на коробках ZF на BMW или Land Rover, например), то при замене масла со снятием поддона необходимо точно рассчитать количество слитого масла, чтобы позже залить столько же. Иначе вам придется выставлять уровень жидкости, ориентируясь по контрольной трубке – некой замене щупа АКПП. Для этого коробка обязательно должна быть прогрета до 30-40 градусов, что измеряется с помощью считывания данных с электроники автомобиля. Это необходимо для точного выставления уровня жидкости АТФ, поскольку она при разных температурах имеет разную плотность, а значит и занимает разный объем в агрегате.
После этого АТФ жидкость доливают в трансмиссию до тех пор, пока эта жидкость не заструится из контрольного отверстия -это означает, что требуемый уровень жидкости в коробке достигнут – ни больше, ни меньше. Но все же проведение такой непростой процедуры мы рекомендуем доверить опытным мастерам.
Теперь заливаем масло в АКПП
Перейдем к заливу свежей АТФ жидкости. Если ваша трансмиссия имеет заливную горловину для масла – опять же, замена не доставит серьезных хлопот. Откройте горловину и залейте туда столько же масла, сколько и слили. Закройте горловину.
Возможно ли залить масло в АКПП не через заливную пробку?
Мастерам-коробочникам часто приходится сталкиваться с таким интересным вопросом; И для того, чтобы на него ответить, нужно уточнить что же такое именно «заливная пробка». – На устаревших трансмиссиях ее роль выполняет отверстие, в котором расположен масляный щуп коробки; Масло заливается туда.
Ежели ваша коробка посвежее, то у нее есть только одно отверстие для всех операций, и находится оно снизу АКПП, в районе поддона. Через это отверстие масло сливается, через него же заливается. Только вот сделать это можно только при помощи специального приспособления, – масляного насоса, ведь жидкость нужно доставить снизу вверх. Других способов сделать этого на подобных трансмиссиях нет.
Заливаем масло через щуп
Но заливные горловины далеко не всегда встречаются на АКПП, и масло тогда заливается другими методами. Если ваш автомат оборудован щупом для проверки уровня масла, тогда свежее масло заливается через отверстие, в котором находится этот щуп. Вы ведь выяснили его местоположение в автомобиле? Зачастую он находится под капотом автомобиля, где и щуп двигателя. Но часто встречаются и другие варианты его расположения, так что ознакомьтесь с мануалом производителя.

Полагаем, что щуп найден, и, если вы ранее не знали его расположения, то вы не утомились в поисках. Теперь вынимаем щуп и вставляем в отверстие, где он только что находился воронку. Сюда мы будем заливать наше масло. Насчет воронки, кстати, – вряд ли у вас получится аккуратно залить масло в маленькое отверстие щупа без нее, она вам понадобится. Если таковой под рукой нет, то если уж мы решились сделать все своими силами, давайте соорудим воронку собственными руками – из тонкого шланга и обрезка горлышка пластиковой бутылки. Скотч вам в помощь! И теперь заливаем при помощи нашего нехитрого приспособления масло, после чего возвращаем щуп на его законное место.
Закачка масла снизу
Если же на вашей трансмиссии нет ни щупа, ни заливной горловины, тогда на уме появляется вполне закономерный вопрос «А куда тогда заливать масло?». Мы вас, вероятно, огорчим – закачка масла может быть осуществлена только через сливное отверстие при помощи масляного нагнетателя, поскольку жидкость потребуется доставить под давлением вверх. Такая компоновка трансмиссии для обслуживания своими силами самая сложная. С ней настоятельно рекомендуется обращение в профильный сервис. Ярким примером такой коробки является мерседесовская «пятиступка» 722.6, о которой уже было упомянуто,– в ее случае масло сливается и заливается через сливную горловину внизу трансмиссии.
Как самостоятельно заменить масло в АКПП
В новом автомобиле с современной АКПП замена масла не требуется, коробка рассчитана на весь срок ее эксплуатации, поэтому и заливной горловины можно не обнаружить. Что касается не совсем новых моделей, то стоит отметить, что замены масла избежать не удастся. А для получения гарантии продолжительной работоспособности коробки, делать это придется с установленной производителем периодичностью.
Будет ли это самостоятельная замена масла в АКПП или обратитесь в специализированный автоцентр, решать только вам. Согласно существующим стандартам делать это нужно не реже, чем через каждые 50 тысяч километров, а в городских условиях эксплуатации рекомендуется этот период сократить.

Самостоятельная замена масла в коробке
Отметим сразу, что замена масла в коробке-автомат может быть частичной или полной. Для проведения операции частичной замены вам потребуется:
- смотровая яма;
- ключ на 17” или 19” и головка (тонкая) на 10”;
- емкость для принятия отработанной жидкости;
- собственно, новое масло;
- минимальные навыки по ремонту автомобиля.
Автомобиль загоняется на смотровую яму, вынимается щуп для проверки уровня масла, чтобы в последующем знать, сколько следует наливать жидкости до нормы.
Совет: прежде чем начать процедуру замены масла АТF рекомендуется проехать 5-10 километров для разогрева жидкости. За это время удастся прогреть ее примерно до 50оС, чего вполне достаточно для свободного ее истечения.
Затем, устанавливается емкость под корпус коробки для слива отработанного продукта и ключом выкручивается пробка из поддона. В некоторых моделях пробки на поддоне может не оказаться, поэтому может потребоваться его снятие.
Совет: чтобы масло быстрее вытекало через сливное отверстие, рекомендуется вынуть также и щуп.
После слива жидкости, измеряется ее количество, именно столько нового масла требуется залить в АКПП, уровень затем измеряется по щупу и все снятые детали устанавливаются на место.
Примечание: Частичная замена позволяет сменить масло в коробке только на 40% ввиду не полного освобождения картера и элементов АКПП от жидкости. Для полного освобождения от отработанного продукта рекомендуется повторять операцию 2-3 раза через каждые 300-500 километров. Эту задачу также выполняет полная замена масла в автомате своими руками.
Самостоятельная полная замена масла в АКПП
При правильном подходе к процедуре, заменить жидкость ATF не составит особого труда. Но если вы сомневаетесь в своих возможностях, лучше всего обратиться в автосервис. Для проведения операции вам потребуется также смотровая яма, набор ключей, масло в объеме 8 – 10 литров, шуруповерт для ускорения процесса откручивания-закручивания, небольшая дощечка, молоток и напарник для помощи, а также новая прокладка для поддона и новый фильтр.
Коробка автомат замена масла своими руками, инструкция
Перед тем как поставить автомобиль на смотровую яму или загнать на эстакаду, прогреть масло, проехав 5 — 10 километров.
- Ставим авто на яму, установив ручник в активное состояние и селектор на нейтраль.
- Снимаем защитный пыльник с ДВС, устанавливаем емкость под отработанную жидкость и откручиваем сливную пробку, вынув также щуп для ускорения процесса.
- Откручиваем поддон, его держат болты на 10”, берем дощечку, прикладываем ее к боку поддона и легким движением молотка срываем поддон с герметика, снимаем его и откладываем в сторону.
- Откручиваем фильтр коробки-автомат, он держится на 4 болтах на 10” и сразу подставляем под него большую емкость (например, разрезанную вдоль пятилитровую канистру). Так как при откручивании последнего болтика из-под фильтра интенсивно польется масло.
- Собрать всю отработанную жидкость в мерные емкости для примерного подсчета необходимого масла для замены.
- Очищаем от загрязнений поддон и магнитики, обезжириваем поверхности, устанавливаем новый фильтр АКПП, новую прокладку и собираем все в обратном порядке.
- Заливаем новое масло через заливную горловину в том же объеме, что и слили + полтора-два литра (место в коробке для этого найдется).
- Находим два шланга слива и подачи жидкости, расположенные в нижней части радиатора и предназначенные для охлаждения масла коробки-автомат.
- Снимаем шланг, надетый на трубку слива жидкости ATF в поддон коробки передач, надеваем на него небольшого размера топливный шланг, второй конец которого помещаем в прозрачную емкость для контроля над качеством сливаемого масла.
- Заводим двигатель на нейтралке и с активированным ручником (может сделать напарник) и следим за наполнением емкости отработанным продуктом (это определяется по цвету). При сливе 1,5 литра отработке, глушим двигатель и снова доливаем новое масло в том же объеме, что и слили. Повторяем операцию до тех пор, пока не пойдет чистое масло.
- Надеваем шланг на место, устанавливаем обратно защитный кожух, заводим автомобиль, проехали 2-3 км, проверяем уровень по инструкции. При отклонении от указанной в ней нормы, либо доливаем, либо сливаем излишки.
Вся процедура по полной замене масла в АКПП занимает около двух часов, но без помощи напарника ее провести невозможно. Поэтому, если есть с этим какие-то трудности, или сомневаетесь в своих возможностях, лучше всего обратиться к профессионалам автосервиса.