Мотор и коробка прослужат дольше! 8 простых советов
Большинство современных автомобилей сконструированы так, что ресурс основных агрегатов – двигателя и трансмиссии – приближен к сроку заводской гарантии.
Благодаря компьютерному проектированию и современным материалам автопроизводители получили возможность создавать машины с равным (и запрограммированным) сроком службы основных узлов – и хорошо экономить на этом. Для нас с вами такой подход означает, что в один не очень прекрасный момент, во избежание чрезмерных хлопот и затрат, с автомобилем желательно расстаться.
А что, если отклониться от предписаний производителя и увеличить срок жизни машины? Сегодня цены взлетели, покупка нового автомобиля для многих стала недоступной… Самое время для инженерного подхода к эксплуатации, уверены эксперты «За рулем» — старейшего и самого авторитетного автомобильного издания России.
1. Мотор маслом не испортишь
Редкий производитель советует проводить техобслуживание сразу по окончании обкатки – то есть «нулевое ТО». А если и советует – зачастую ограничивает его контрольным осмотром. Многие автовладельцы считают эту процедуру разводом на деньги.
Между тем, есть смысл заменить моторное масло. Масло первой заливки в какой-то мере является обкаточным, вобравшим в себя всевозможные микрочастицы и продукты приработки, гонять которые по новенькому мотору ни к чему. Обкатку обычно считают законченной примерно на второй тысяче километров пробега – пусть с этого момента масло станет свежим. Меняйте! Конечно, вместе с фильтром.
Большинство автопроизводителей рекомендует менять масло в двигателе по пробегу – к примеру, каждые 15 тысяч км. Но при этом не учитываются реальные условия эксплуатации. Такой интервал допустим при езде преимущественно по трассе со средней скоростью около 50 км/ч. Однако так ездят разве что междугородние автобусы.
Живущие в городах автолюбители почти постоянно толкаются на светофорах и в пробках. Средняя скорость в крупных городах едва достигает 20–25 км/ч. Отсюда, по логике, пробег до замены масла не должен превышать 7500 км. Но только некоторые производители считают городскую езду тяжелыми условиями эксплуатации и советуют менять масло вдвое чаще. Мы же уверены, что это правило следует распространить на все автомобили.
2. И коробку тоже
Большинство производителей коробок-автоматов и вариаторов ограничивают свои рекомендации разве что редкой проверкой уровня рабочей жидкости. В сервисной книжке часто вообще нет указаний насчет ее замены.
Между тем, ремонтная практика говорит, что жидкость в АКП редко выхаживает более 60 тысяч км. А если машина эксплуатировалась на сильном морозе или часто таскала прицепы, то и того меньше.
Значит, необходима более частая замена жидкости, ведь это – типичный расходник. То же относится к раздаточным коробкам, редукторам мостов, механическим коробкам передач и многодисковым муфтам.
3. Прогревайте мотор
Любая автомобильная компания на вопрос насчет обязательности прогрева двигателя пояснит, что их автомобили в дедушкиных рецептах не нуждаются. Дескать, сел и поехал. Что ж, гарантию при таком подходе мотор, может, и выходит. Но ведь мы-то хотим большего!
Спору нет, современный двигатель гораздо совершеннее, чем у машин полувековой давности. Но принципиальной разницы между ними нет. Подобно тому, как скелет современного человека состоит из тех же костей, что у кроманьонца, нынешний ДВС содержит всё те же поршни, шатуны и кольца, известные больше сотни лет.
Поршням по-прежнему приходится испытывать перепады температур градусов в двести. Цилиндр еще остается холодным, а поверхность поршня уже нагрелась до полутора сотен градусов – от термических напряжений чаще всего погибают межкольцевые перемычки поршней, на которые действуют еще и увеличившиеся силы трения, а также межклапанные перемычки головки цилиндров.
И современный мотор по-прежнему вынужден считаться с резким загустением моторного масла на морозе. Это чревато масляным голоданием – пусть и кратковременным. После пуска узлы трения сразу начинают воспринимать серьезные нагрузки, которые, при отсутствии нормальной смазки, приводят к резкому ускорению износа.
Мораль простая: прежде чем давать двигателю нагрузку, нужно дать ему возможность прогреться – хотя бы немного. Для этого необязательно стоять на месте: можно хотя бы километр проехать спокойно, забыв про резкие ускорения.
4. Коробку? Тоже прогревайте!
Если мотор греет сам себя за счет сгорающего топлива, то автоматическая коробка этого делать не умеет. Загустевшая рабочая жидкость не может создать нужное давление для сжатия пакетов фрикционов, и они начинают буксовать. По той же причине может пострадать гидротрансформатор.
Поэтому при прогреве мы советуем сразу после пуска двигателя включить в автомате (или вариаторе) режим D или R, удерживая машину педалью тормоза. При этом ДВС получает нагрузку в виде гидротрансформатора, одна часть которого вращается, а другая остановлена вместе с колесами машины. Мотор прогреется быстрее, а интенсивное перемешивание жидкости в гидротрансформаторе приведет к ускоренному прогреву коробки передач. И для продления ресурса начинать движение следует по возможности плавно.
Держись «срединного пути».
Как продлить срок службы мотора автомобиля?
Производители требуют от водителей выполнения ряда условий по эксплуатации автомобилей, которые часто направлены не на сохранение ресурса двигателя и трансмиссии, а на выполнение экологических стандартов. И порой эти условия вредят технике. Как же эксплуатировать машину, чтобы не нанести урон силовому агрегату?
Рваный ритм
Наибольший износ деталей двигателя чаще всего наблюдается на очень низких или на высоких оборотах. Современные же моторы, ради снижения выхлопов, настроены на работу именно в пределах 1-2 тысяч оборотов. Благодаря системам впрыска и регулировки фаз газораспределения мотор развивает до 80% момента в этих границах. Однако масляный насос на низких оборотах работает недостаточно эффективно, из-за чего давление масла колеблется в нижних пределах нормы. Поэтому очень опасен для мотора рваный ритм, когда равномерное качение на «холостых» резко сменяется разгонами.
Поэтому перед тем как сменить темп движения, необходимо прокачать масло на средних оборотах. Сделать это можно предварительным переключением коробки на пониженную ступень без добавления газа. Автомобиль будет тормозить мотором, одновременно прокачивая масло по системе и создавая вакуум в усилителе тормозов. Через несколько секунд мотор готов к нагрузкам.
Недостаток охлаждения
Опасны для двигателя и слишком высокие обороты в районе 5-6 тысяч, доходящие до «красной зоны». В этом диапазоне мотор выходит на максимальную тягу, из-за чего возрастают силы трения. Мотор может выдерживать такие нагрузки, но опять же кратковременно и с соблюдением ряда условий. Иначе повышается риск образования задиров на стенках цилиндров, залегания колец на поршнях и проворотов вкладышей.
При высоких оборотах низкооктановый бензин склонен к детонациям, которые сильно вредят двигателю. Но хуже всего, когда водитель после активного драйва не дает мотору остыть. После гонок требуется около 10 минут проехать в спокойном режиме, накатом, без лишних газований, удерживая мотор в среднем диапазоне, в пределах 2-4 тыс. оборотов. Тогда масляный насос и помпа успеют отвести лишнее тепло с перегретых деталей силового агрегата.
Если же любитель быстро ездить сразу останавливается и выключает мотор, то раскаленный двигатель остывает самостоятельно с локальным пригоранием масла, короблением прокладок и алюминиевых деталей.
Во время поездки нужно время от времени тормозить двигателем, переключаясь на низшие передачи коробки и раскручивая мотор до средних оборотов. А перед остановкой надо хорошо охладить мотор с помощью движения накатом на третьей или четвертой передачах. Эти нехитрые правила могут значительно продлить его ресурс.
Профилактика здоровья двигателя. Как проехать миллион без капиталки.
На одном и том же двигателе до момента наступления необходимости его капитального ремонта можно проехать 100 тысяч км, а можно и 700.
В абсолютном большинстве случаев всё зависит от качества и своевременности его обслуживания и профилактики.
Сейчас мы с вами пройдёмся по всем пунктам, которые необходимо соблюдать, чтобы выжать из двигателя максимальный ресурс.
Двигатели существуют разных конфигураций, конструктивно более или менее удачных, но жизнь даже самого ущербного мотора (а откровенно убогих моторов я в своей практике не встречал, и в основном про какие-либо якобы проблемные двигатели ходят слухи, разносимые недостаточно осведомлёнными товарищами и основанные на "ошибке выжившего", имеющие мало общего с реальностью) можно продлить в разы.
.
1. СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАМЕНА МАСЛА И ФИЛЬТРОВ. Первый и самый важный пункт.
В инструкции по эксплуатации вашего авто как правило указан сервисный интервал по замене масла для идеальных условий эксплуатации, обычно это 15 000 км.
Идеальными же условия бывают очень редко.
По многочисленным доступным для ознакомления в сети результатам лабораторных и экспресс-анализов масел я вывел для себя универсальную актуальную для большинства случаев формулу по интервалам замены масла:
— 5 000 км — суровые условия эксплуатации: городская эксплуатация с простоями в пробках, регулярные поездки на короткие расстояния до 6-8 км, продолжительные простои на холостом ходу, эксплуатация при низких отрицательных температурах, эксплуатация по пыльным дорогам, постоянные высокие нагрузки на двигатель (очень частая тапка в пол, прицеп, даже багажник на крыше), сюда же относится наличие неисправностей мотора, провоцирующих попадание топлива и охлаждающей жидкости в масло (при значительных утечках эксплуатировать двигатель нельзя вообще);
— 7 500 км — смешанные условия: как правило, комбинация суровых условий с трассовой крейсерской ездой без пробок в соотношении примерно 50/50, либо городская эксплуатация при положительных температурах без пробок;
— 10 000 — 15 000 км — идеальные условия: трассовая езда без пробок с высокой средней скоростью.
Эти интервалы очень примерные, и могут сильно отличаться в зависимости от модели двигателя и его состояния, характеристик самого моторного масла, индивидуальных особенностей условий эксплуатации, и лучше всегда чуть перестраховаться и заменить масло пораньше, с запасом.
Также можно измерять интервалы замены масла по моточасам (если позволяет оборудование авто), но, опять же, ресурс разных масел в разных условиях и разных моторах может быть очень разным, но как правило он в интервале 200-300 моточасов.
Точно узнать, с какими интервалами необходимо менять ваше любимое масло в конкретно ваших условиях эксплуатации в вашем двигателе в его нынешнем состоянии можно, отправив образец отработки на лабораторный анализ либо, что намного дешевле, на экспресс-анализ.
Например, владелец Ютуб-канала Алдар Хосе Денис делает такой анализ за 1 000 рублей, что, уверен, может позволить себе каждый.
Перекатанное масло не способно полноценно защищать двигатель от износа, плюс подключается коррозионный износ, когда щелочное число сравнивается с кислотным, также начинается активное формирование отложений, в том числе по причине понижения температуры вспышки масла.
Масляный фильтр обязательно меняется с каждой заменой масла, воздушный фильтр рекомендую также менять на каждой замене масла — его чистота напрямую влияет на чистоту впускного воздуха от абразивных частиц и сопротивление на впуске.
Фильтры мы используем и рекомендуем оригинал, Mann, Mahle.
.
.
1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАСЕЛ С ЭСТЕРАМИ В СОСТАВЕ. Не обязательно постоянное (хотя я рекомендую использовать масла с эстерами на постоянной основе), а хотя бы периодическое.
Эстеры — высококачественные синтетические базовые масла, которые имеют ряд очень полезных особенностей:
— поддерживают эластичность сальников (в том числе маслосъёмных колпачков);
— молекулы эстеров обладают полярностью, что "примагничивает" их к поверхностям металлических сплавов, и даже в момент холодного пуска вероятность сухого трения между деталями минимизируется;
— эстеровая масляная плёнка способна выдерживать в разы большие нагрузки относительно других базовых масел, что позволяет дополнительно защитить мотор от износа, особенно при высоких нагрузках.
Не зря эстеры используются в профессиональном автоспорте и авиации. Можно брать масла уже с эстерами в составе или заливать эстеровые добавки в своё любимое масло (но будьте осторожны с такими добавками — обычные эстеры без других модификаторов часто сильно ускоряют деградацию масла).
Я рекомендую масла Tatneft Lux PAO, Rosneft Magnum Racing, Mobil 1, Extreme.
.
.
2. ЗАМЕНА ОХЛАДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ по мануалу И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ РЕВИЗИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ.
Антифриз следует менять не реже, чем предписано производителем, и если не известно, когда он менялся в последний раз, лучше это сделать побыстрее. Также при замене можно использовать составы для промывки системы охлаждения (моя рекомендация — промывки от компании BG — они производят отличную профилактическую химию, которую мы сами используем в своей профессиональной деятельности).
Также следите за уровнем охлаждающей жидкости, и при обнаружении его понижения сразу же ищите утечки и устраняйте их. Иначе это может в прекрасный момент бахнуть и привести к значительному износу или вообще к заклиниванию двигателя от перегрева.
Следите за состоянием патрубков системы охлаждения, и если видите, что они уже не вызывающие доверия, уставшие и вздувшиеся местами, не поскупитесь и поменяйте их.
Обязательно следите за чистотой радиаторов, раз в два года очищайте их. Лучше всего это делать со снятием, особенно если у вас на авто бутерброд из основного радиатора и радиатора кондиционера.
Если радиатор имеет значительные механические повреждения или течи, замените его.
Чистота и исправность радиатора критически важны, и если они не в норме, то мотор из-за регулярных незаметных перегревов может износиться в разы быстрее.
.
.
3. СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАМЕНА СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ (на бензиновом моторе), ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЗАМЕНА СВЕЧЕЙ НАКАЛА (на дизельном).
Если ставите свечи оригинал, меняйте их не реже, чем по мануалу, если свечи афтермаркет, пусть даже от производителя-поставщика на конвейер, меняйте на 10-20 тыс. км чаще.
Периодически старайтесь выкручивать и проверять состояние свечей: по нему можно обнаружить начинающиеся проблемы и некоторые характерные неисправности, а также будет сразу видна необходимость их замены.
Свечи накала требуют обслуживания во избежание их "прикипания" к головке блока и обламывания при выкручивании, которое чревато необходимостью их высверливания и попадания металлического абразива в цилиндры либо даже демонтажем головки блока.
.
.
4. ПОДДЕРЖАНИЕ В ЧИСТОТЕ КАМЕР СГОРАНИЯ, ФОРСУНОК, КЛАПАНОВ, МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ, СИСТЕМЫ ВКГ.
Наличие отложений в поршневой и масляной системе очень сильно влияет на корректность работы двигателя.
В частности, например, нагар в камере сгорания увеличивает расход топлива и провоцирует вибрации, лаковые отложения на маслосъёмных кольцах провоцируют расход масла.
Шлам в системе вентиляции картерных газов также может провоцировать масложор.
Главной профилактикой чистоты масляной системы и системы ВКГ является своевременная замена масла, предотвращающая образование отложений, и выбор качественных масляных фильтров (оригинал, Mann, Bosch, Mahle).
Но в случае, если вы перекатали масло, или вам попался контрафакт, который вы вовремя заменили, и он не успел нанести серьёзного вреда, очень актуальна промывка масляной системы с помощью мягкой химии.
Мы делаем это так: сливаем масло, заливаем недорогую синтетику либо полусинтетику и состав для промывки масляной системы BG109, даём двигателю поработать 20 минут на холостом ходу и 20 минут на 2000-2500 оборотов в минуту, сливаем масло, заливаем новое эксплуатационное и меняем фильтр.
Если же двигатель уже начал кушать масло, то скорее всего потребуется более серьёзная процедура очистки поршневой (раскоксовка) с помощью мощной химии.
Что такое раскоксовка, зачем нужна, и как правильно её сделать, я подробно описал в другой своей статье.
Чистоту форсунок легко поддерживать с помощью профилактической химии, добавляемой просто в топливный бак — BG208 для бензиновых моторов, BG245 — для дизельных, одна банка раз в 20 000 км.
Если у вас двигатель с распределённым или комбинированным впрыском, то таким образом попутно очищаются и впускные клапаны.
Также эти составы чистят камеру сгорания, и, по заявлению производителя, катализатор.
В двигателях с непосредственным впрыском впускные клапаны не омываются топливом, поэтому требуют периодической очистки со снятием впускного коллектора. Также обычно требует очистки и впускной коллектор.
Рекомендую проводить такую процедуру каждые 100 000 км. Очистка проводится механически и/или химией.
Чистоту камеры сгорания дополнительно можно очень эффективно поддерживать, давая регулярно "просраться" мотору — просто периодически не стесняйтесь крутите его с тапочкой в пол хоть вплоть до отсечки на разгоне.
.
.
5. ПОДДЕРЖАНИЕ НАРУЖНОЙ ЧИСТОТЫ ДВИГАТЕЛЯ.
Следите, чтобы на блоке и головке блока не формировались слои грязи. Грязь образует плохо проводящую тепло шубу, значительно ухудшая охлаждение двигателя.
Если мотор грязный, сделайте мойку паром или специализированными составами (но не водой, так как она может повредить электрические контакты и попасть туда, куда её попадание очень нежелательно).
.
.
6. РЕГУЛЯРНАЯ ПРОВЕРКА ВПУСКА И ВКГ НА ПОДСОСЫ ВОЗДУХА.
Если во впускной системе есть дырки, через которые во впуск попадает неучтённый воздух, топливо-воздушная смесь как правило начинает переобогащаться, провоцируя проблемы (быстро ухудшать характеристики масла, например), а также в цилиндры и турбину через эти дырки может попадать абразив, повреждая их.
Подсосы в системе ВКГ также могут провоцировать переобогащённую смесь, а плюсом ещё и некорректное давление в картере.
Раз в пару лет проверяйте двигатель на подсосы — легче всего это сделать с помощью дымогенератора: дым подаётся во впуск под давлением, и все несанкционированные отверстия сразу же обнаруживаются.
Если видите, что шланги, патрубки, уплотнители задубели и начинают рассыхаться, трескаться — замените их.
.
.
7. СВОЕВРЕМЕННОЕ УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.
Если, к примеру, на панели загорелся "чек энжин", то без промедлений выясните, в чём причина, и устраните её.
Если вы заподозрили какую-либо неисправность, поезжайте на диагностику.
Вовремя не устранённая даже мелкая проблема может повлечь за собой другие очень серьёзные проблемы.
Рекомендую обращаться к диагностам, у которых кроме читалки ошибок есть ещё и осциллограф — основной инструмент диагностики.
Мой знакомый профессиональный диагност дал мне ссылку на ресурс, где можно найти такого диагноста:
autodata.ru/training/master/
.
.
8. ПРОФИЛАКТИКА ТИПИЧНЫХ ВАШЕМУ ДВИГАТЕЛЮ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.
У некоторых двигателей есть типичные болячки, и как правило, они хорошо известны, и информации о них достаточно.
Узнать о них можно, например, на сервисе, который занимается только обслуживанием и ремонтом определённой марки. Поставьте им цель провести профилактику по данным моментам, если это необходимо.
Пример такой болячки — маслоотделитель/клапан ВКГ на двигателях VAG семейства EA888 1.8 и 2.0 TSI — оптимально его просто менять каждые 100 000 км во избежание неожиданного начала расхода масла и троения двигателя.
.
.
9. НЕ УДАЛЯЙТЕ КАТАЛИЗАТОР.
Часто, в основном из корыстных побуждений, на сервисах предлагают удалить исправный катализатор. Якобы это предотвратит попадание керамической пыли в поршневую при его разрушении.
Вообще такой исход крайне маловероятен, и нигде лично я не встречал достоверной информации о том, что такое возможно.
А вот удаление катализатора может повлечь за собой серьёзные проблемы.
Так как убирается участок местного сопротивления, а вместо него часто либо ничего не устанавливается, либо ставится пламегаситель внутренним сечением равным сечению выхлопной трубы, то продувка цилиндров усиливается, и если в моторе есть начинающаяся проблема по расходу масла, которая может ещё и не проявляться вовсе, то расход масла может начаться либо значительно усилиться — регулярное явление в нашей практике.
Заниматься с катализатором рекомендую только в случае его выхода из строя, о чём просигнализирует ошибка по второй лямбде, либо вы просто почувствуете значительное ухудшение тяги, а выхлопные газы из трубы на оборотах будут очень горячие.
Лучше всего вместо вышедшего из строя установить ремонтный катализатор, иначе просто находиться рядом с авто с запущенным мотором станет очень некомфортно — выхлопом будет вонять очень неприятно.
Если же финансово ремонтный катализатор для вас обременителен, то вместо удалённого катализатора установите пламегаситель с заужением внутренней части (недорогие и довольно качественные пламегасители производит, например, CBD, выбирайте максимально большой по размеру). Это хотя бы частично компенсирует сопротивление катализатора, оставит выхлоп и продувку ближе к стоку и спровоцирует меньше либо ноль проблем.
.
.
10. Ну и, само собой, СВОЕВРЕМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ по регламенту (в некоторых случаях даже чаще).
Это, например, замера деталей ГРМ (ремни, цепи, ролики, натяжители и т. д.), регулировка клапанов, замена помпы — всё это есть в инструкции по эксплуатации и обслуживанию вашего авто — ознакомьтесь с ней или доверьте ТО надёжному фирменному сервису.
Ведите записи по произведённым работам с фиксацией даты и пробега.
.
Все эти пункты соблюдать не сложно и не затратно, и, напротив, выгодно в долгосрочной перспективе.
Как правило, ПРОФИЛАКТИКА ДЕШЕВЛЕ РЕМОНТА.
Желаю вам максимально приятного времяпровождения за рулём и миллиона пробега вашему мотору!
.
Если у вас есть, что добавить, пишите в комментариях, только по возможности максимально полную точную формулировку, пожалуйста — разумные предложения внесу в статью.
Если нужна ПОМОЩЬ или КОНСУЛЬТАЦИЯ, пишите в личку или в нашей группе ВК.
Как продлить жизнь двигателю: советы от экспертов
Автомобильный двигатель – это одна из наиболее важных и дорогостоящих частей автомобиля. Его правильная эксплуатация и техническое обслуживание являются ключевыми факторами продления срока службы автомобиля. В данной статье мы рассмотрим несколько советов от экспертов по тому, как продлить жизнь двигателю автомобиля.
Правильное использование
Первый и самый важный совет – это правильное использование автомобиля. Избегайте частого резкого ускорения и торможения, поскольку это может повлиять на состояние двигателя. Не допускайте перегрева двигателя, следите за показателями температуры и давления масла, и не перегружайте автомобиль, так как это может привести к износу двигателя.
Регулярное ТО
Регулярное техническое обслуживание – это еще один ключевой фактор, влияющий на срок службы двигателя. Рекомендуется регулярно менять масло и фильтры, следить за уровнем охлаждающей жидкости и проверять работу системы зажигания. Необходимо также регулярно проверять уровень и состояние трансмиссионной жидкости и жидкости гидроусилителя руля.
Использование высококачественного топлива и масла
Использование качественного топлива и масла – это еще один важный фактор, влияющий на состояние двигателя. Высококачественное топливо снижает износ двигателя, а использование рекомендованного производителем масла помогает уменьшить трение и износ двигателя.
Проверка работы системы охлаждения
Система охлаждения играет важную роль в работе двигателя. Необходимо регулярно проверять работу системы охлаждения, чтобы избежать перегрева двигателя. Если система охлаждения не работает должным образом, необходимо сразу же устранить неисправность.
Избегайте длительных простоев
Длительные простои автомобиля могут привести к засорению системы выхлопа, что в свою очередь может повлиять на работу двигателя. Рекомендуется регулярно запускать двигатель и прокручивать колеса, чтобы избежать скопления коррозии на тормозных дисках и других механизмах.
Заключение
Соблюдение всех вышеперечисленных советов поможет продлить жизнь двигателю автомобиля и снизить риск неожиданной поломки. Регулярное техническое обслуживание, использование качественного топлива и масла, а также правильное использование автомобиля – все это важные факторы, влияющие на срок службы двигателя. Важно понимать, что забота о двигателе – это не только экономия на ремонте, но и гарантия безопасности на дороге.