Как проверить и отремонтировать крышку расширительного бачка
Любой работающий двигатель неизбежно нагревается, поэтому его нужно принудительно охлаждать. Большинство автомобилей оснащаются жидкостной системой охлаждения, когда блок цилиндров погружается в рубашку, по которой циркулирует охлаждающая жидкость.
Поскольку любая жидкость при нагревании расширяется и испаряется, в системе охлаждения поднимается давление. В результате она может разгерметизироваться и перестать выполнять свои функции. Чтобы этого не случилась на расширительный бачок устанавливается специальная крышка. Она закрывает его горловину от попадания сторонних предметов и одновременно служит предохранительным кланом, через который сбрасывается лишнее давление. После снижения давления при охлаждении антифриза крышка должна запустить в бачок воздух, чтобы там не образовывалось разрежение. Поэтому любые неисправности крышки расширительного бачка приведут к выходу из строя системы охлаждения, без которой двигатель работать не будет.
Устройство и принципы работы
Конструкция пробки расширительного бачка призвана решить главные задачи этого устройства – выравнивание давления в системе охлаждения при нагревании и охлаждении залитого в нее антифриза. Кроме того, она должна препятствовать попаданию в систему посторонних тел и жидкостей, а также разливанию содержимого бачка, поэтому должна плотно прилегать к его горловине, затягиваясь крупной резьбой.
Внутри крышки расположена клапанная система, через которую регулируется давление. Она находится непосредственно в расширительном бачке и обеспечивает сообщение с атмосферным воздухом. Некоторые крышки оборудованы одним клапаном, через него воздух проходит в ту и другую сторону, есть варианты, на которых стоят два клапана – впускной и выпускной.
Если давление в охладительной системе находится в нормальных пределах, клапана ничего не пропускают. Как только давление повышается, клапан крышки расширительного бачка работает на выпуск, а при снижении давления вследствие охлаждения он запускает воздух.
Признаки неисправности
На начальных стадиях, когда клапана только начинают выходить из строя, определить поломку достаточно непросто. Но снижение работоспособности крышки расширительного бачка может привести к большим проблемам, поэтому нужно обращать внимание на такие тревожные признаки:
- Появление белого пара из-под капота. Это случается тогда, когда через поврежденную крышку антифриз попадает на впускной коллектор. Такая ситуация встречается на прогретом двигателе и указывает на то, что нужно проверить крышку расширительного бачка, клапан которого начинает работать на выпуск до достижения пикового значения давления.
- Перегревается двигатель, при этом печка гонит холодный воздух. Это означает, что плохо работает клапан низкого давления. Это приводит к образованию в системе воздушных пробок и ухудшению циркуляции охлаждающей жидкости.
Проблемы с пробкой приводят к разрыву патрубков, срыву хомутов, повреждению радиатора и самого расширительного бачка. Если из-под хомутов начинает сочиться антифриз, это еще один признак избыточного давления, которое не сбрасывается через крышку.
Способы проверки правильной работы крышки расширительного бачка
При возникновении проблем с работой системы охлаждения или в профилактических целях делается проверка пробки расширительного бачка. Здесь самый важный показатель – давление срабатывания выпускного клапана.
Проверка клапана сброса давления
Для проведения теста подойдет старый расширительный бачок от автомобиля или снятый бачок для тормозной жидкости. Крышка плотно накручивается на бачок, один из выходов которого заглушается. Для этого в шланг вставляется болт и затягивается хомутом, а сам шланг надевается на выход бачка и тоже затягивается хомутом.
Из старой камеры вырезается ниппель, вставляется в шланг подходящего диаметра и обтягивается хомутом. Второй конец фиксируется на втором выходе из бачка. После этого в емкость накачивается воздух и проверяется, при каком давлении срабатывает клапан. Для этого лучше применять портативный автомобильный компрессор, оборудованный манометром. В процессе подкачки воздуха должно быть слышно шипение. Нормальный показатель давления при этом составляет 1,3 атмосферы и по окончанию подкачки давление не должно упасть ниже 0,8 атмосферы.
Если проблема приключилась в дороге, тот же тест можно провести непосредственно на расширительном бачке. Шланг с ниппелем подключается к выходу на перелив. Отсоединенный шланг при этом обязательно нужно заглушить болтом и хомутом. К ниппелю присоединяется компрессор и накачивается до срабатывания клапана, затем он оставляется, если давление не упало ниже 0,8 атмосферы, крышка работает нормально. При откручивании крышки давление на манометре упадет до нулевой отметки.
Проверка вакуумного клапана
Для проверки работы вакуумного клапана нужно провести очень простой тест. Сначала крышка начисто вытирается или промывается, поскольку антифриз системы охлаждения двигателя токсичен. Затем нужно через клапан крышки потянуть в себя воздух. Если это делается без усилия, то клапан работает нормально, в случае, когда воздух протянуть сложно – вакуумный клапан вышел из строя.
Ремонт крышки расширительного бачка
Очевидно, что неисправную крышку лучше заменить, но в пути это не всегда возможно. В этом случае пробку расширительного бачка можно отремонтировать. На внутренней части крышки имеется резиновое кольцо, которое снимается обычной плоской отверткой. Оно должной быть целым.
Центральная часть придерживается пальцем, поскольку она подпружинена, после чего ее тоже поддевают плоской отверткой, и она легко выходит из креплений. Большая пружина клапана работает на сброс давления, а маленькая пружина – на вакуум. Как правило, с ними ничего не случается.
На избыточном клапане есть резиновое уплотнительное кольцо из силикона или специальной резины. При выработке на нем может образоваться канавка, которую нужно удалить. На пружине вакуумного клапана есть резиновая заглушка, она тоже может быть выработана. Это повреждение тоже нужно устранить.
Для устранения повреждений на смоченное стекло укладывается наждачная бумага номер 1 и на ней шлифуется прокладка. После этого процедура повторяется на наждачной бумаге номер 0, что позволяет добиться ровной поверхности.
При повышенном давлении нужно подрегулировать пружины. Если давление сброса превышает 1,5 атмосферы, большую пружину нужно укоротить на один виток. При повышенном вакууме, что видно по тому, как сминаются резиновые трубки охладительной системы, на один-два витка укорачивается маленькая пружинка. После этого производится обратная сборка.
Заключение
Ремонт крышки расширительного бачка своими руками не представляет никаких проблем. Для него требуется инструмент и оборудование, которое есть у каждого автолюбителя. Своевременное обнаружение неисправности поможет избежать гораздо более крупных проблем. Это повреждение элементов системы охлаждения и, как следствие, неизбежный перегрев двигателя, что приведет к преждевременному капитальному ремонту.
Проверьте крышку расширительного бачка. Она может «взорвать» помпу
К значимым работам по обслуживанию системы охлаждения ДВС входят осмотр и диагностика радиаторов с обязательным разбором и поэтапной чисткой, замена антифриза, осмотр всех патрубков и помпы на предмет течей. Кроме того, время от времени необходимо «обновлять» пробку расширительного бачка или аналогичную на радиаторе.
А ведь пробки выполняют важную функцию: контролируют давление, стравливая «лишние бары» по необходимости. Система перепускных клапанов позволяет замкнутому контуру выдержать сложные испытания, однако она нуждается в точно таком же контроле. Копеечная деталь запросто может стать причиной разрушения и спровоцировать множество трат.
На отечественных машинах и старых иномарках контролирующий давление в системе клапан зачастую размещали не на радиаторе, а на расширительном бачке. Функцию пробка выполняла ту же, но эффект от ее выхода из строя был разный. Например, бачок мог не только лопнуть, но и сжаться, как пакет сока, из которого выдавили все до последней капли. В трех случаях из четырех это — вина некачественной или «сдавшейся» пробки. Приходится ее менять.
В этой связи вполне закономерно напрашивается вопрос: а почему, собственно, нарушается нормальная работа клапанов пробки, из-за которых ее приходится менять?
Оказывается, причины могут быть разные, начиная от заводской некондиции и заканчивая банальным скоплением грязи под крышкой. Однако наиболее распространенной причиной, по мнению мастеров, является коррозия клапанного механизма, спровоцированная парами охлаждающей жидкости (ОЖ). Подобное обычно происходит после заливки в систему дешевого и, как правило, некачественного антифриза, содержащего метанол.
Такой «метиловый» антифриз при температурах выше 50°С активно взаимодействует с алюминиевыми деталями, быстро разрушая их. Скорость этой реакции столь высока, что химики сравнивают подобный процесс с травлением металла. Что уже говорит само за себя. Так стоит ли так рисковать, соблазнившись низкой ценой ОЖ? Тем более, что сейчас вполне можно найти достойный антифриз по вполне приемлемой стоимости.
Так, например, антифриз популярной серии G12 немецкой марки reinWell выпускается по современной OAT-технологии (Organic Acid Technology).
Благодаря OAT-технологии продукт обеспечивает не только эффективное охлаждение двигателя, но и создает условия для надежной защиты от коррозии всех элементов системы охлаждения, включая пробку радиатора. Кроме того, в состав антифриза reinWell входит пакет присадок, повышающий рабочий ресурс охлаждающей жидкости G12+ до 5 лет или до 250 тыс. км пробега.
reinWell зарегистрирован в Германии. Разработка проводилась с учетом жестких европейских требований к экологии и эффективности продукта в целях защиты прав потребителей. Составы были доступны только в профессиональном сегменте: корпоративные автопарки, техцентры, автобазы. С локализацией производства в России reinWell вышел в сегмент частного обслуживания автомобилей: продажи в розницу, мелкая фасовка. При любой локализации продукция соответствует заданным при регистрации стандартам качества – таковы правила.
Теперь у автолюбителей есть возможность пользоваться профессиональными европейскими составами по ценам российских аналогов.
Как проверить крышку расширительного бачка на исправность работы клапанов
Автомобиль — это механизм, в котором каждая деталь выполняет свою задачу. Неисправность одной может повлечь нарушение работы всех систем. Мало кто знает, насколько огромное значение имеет такой элементе в ДВС (двигатель внутреннего сгорания) автомобиля, как крышка бачка охлаждающего замкнутого контура, вот о ней и будет далее рассказано.
С одной стороны, может показаться, что эта пробка просто не дает расплескиваться антифризу или тосолу. Не все так просто! Поверьте, если данная деталь в двигателе придет в негодность, у основных узлов автомобиля будут проблемы. Соответственно, вашему кошельку придется похудеть.
Что необычного в крышке бачка с охлаждающей жидкостью
Казалось бы, обычная пробка, которая закрывает емкость с жидкостью, но в основном весь негатив исходит из-за не ликвидности этого элемента ДВС. В данном элементе системы присутствуют 2 клапанных механизма (регулятора). Один сбрасывает избыточное давление, а другой наоборот, нагнетает воздух для увеличения давления.
Когда система нагревается при запущенном двигателя автомобиля, клапан сбрасывает лишнее давление для поддержания системы в рабочем состоянии. В случае остывания двигателя давление падает в охлаждающем контуре. Чтобы патрубки не начали сжиматься, и система не пришла в нерабочее состояние, другой регулятор вступает в игру, увеличивая попадания воздуха из атмосферы внутрь системы.
Немало важный факт, связанный именно с крышкой отечественного производства, заключается в том, что данную деталь порой нужно дорабатывать самому в гаражных условиях или на дому. С завода у пружин много витков, тем самым образуется плотное соприкосновение клапанов с крышкой.
Поэтому они не могут выполнять свои функции в полном объеме. Водители-рукодельники исправляют дефект самостоятельно. Если же вы не разбираетесь в технической части автомобиля, то лучше обратиться в сервисный центр или заменить деталь.
Как устроена крышка и принцип её работы
Данный элемент имеет простое строение:
- Пластмассовая крышка (оболочка);
- 2 пружины с клапаном;
- Пробка с отверстиями;
- Резиновый уплотнитель.
Принцип работоспособности пробки также очень прост: в случае чрезмерного нагрева охлаждающего контура, регулятор спускает избыточное давление. Наоборот, если оно в контуре низкое, регулятор пропускает через себя атмосферный воздух, чтобы набрать давление. Благодаря впускному клапану, охлаждающий контур постоянен.
Если один из элементов охлаждающего контура окажется негерметичным, то в системе окажется воздух. В результате возникает воздушная пробка. К чему это приведет? Перегрев ДВС или нарушение циркуляции во всей системе.
Признаки неисправности
В случае перегрева ДВС водители стараются найти проблему под капотом, в частности проверяют крышку бачка охлаждающей системы, которая держит давление в охлаждающем контуре. Печальным результатом перегрева может стать антифриз (тосол), который может попасть в сам двигатель.
Главной и основной проблемой является нарушение работы внутреннего клапана. При нарушении его работоспособности в систему попадает воздух, вследствие чего образовывается воздушная пробка. Она не дает правильно циркулировать антифризу (тосолу) внутри герметичной охлаждающего контура.
Если крышка неисправна или сам впускной клапан, может произойти следующее:
- Нарушение целостности шлангов из-за превышения срока эксплуатации или некачественных материалов;
- Расплавление оболочки термостата;
- Образование течи в радиаторе;
- Нарушение целостности бачка, в котором находится охлаждающая жидкость.
- Заменять неисправную деталь 1 раз в 2-3 года;
- Постоянно следить за уровнем и качеством антифриза, который залит в бачок системы.
Почему давит антифриз из-под пробки бачка ОЖ
Основной причиной выхода антифриза из расширительного бачка является неисправность пробки.
Помимо самого запирающего элемента есть ряд других причин, из-за которых может выйти охлаждающая жидкость:
- Трещина в корпусе бачка, в котором находится антифриз;
- Разгерметизация охлаждающего контура, в результате прогара прокладки головки блока двигателя;
- Плохая работоспособность помпы. Из-за нее циркуляция в охлаждающем контуре не позволяет внутренностям охладиться до приемлемой температуры;
- Поломка термостата;
- Трещины на радиаторе;
- Трещины на соединениях шлангов и патрубков.
Как правильно проверить крышку и устранить проблему
Первоначально окинуть взглядом деталь на предмет повреждений. Неосмотрительность-главный фактор, который может навредить всей охлаждающей системы и двигателя в целом. При покупке новой крышки следует ее проверить на наличие повреждений, так как возможен брак с магазина.
Если крышка без внешних дефектов, ее следует закрутить и завести двигатель. ДВС должен поработать, чтобы набрать рабочую температуру. После данного действия нужно осторожно прокручивать пробку против часовой стрелки. Должен появиться шипящий звук. Отсюда можно понять, что пробка, действительно, работает как надо.
Пока двигатель заведен, следует проверить толстые патрубки охлаждающего контура. Если в системе несоответствующее давление (низкое), то патрубки на работающем двигателе будут вдавленными.
Открутить крышку расширительного бачка и сдавить патрубок. После закрыть пробку и отпустить патрубок. Он должен прийти к изначальной форме при повседневном для силового агрегата давлении в охлаждающем контуре.
Лучшим вариантом для теста пробки бачка системы является насос с измерительным показателем уровня давления в контуре.
Диагностика элемента на автомобилях моделей Калина, Приора, Газель
Чтобы понять исправность крышки, нужно не только проверить ее состояние, но и произвести диагностику атмосферным воздухом. В специальных сервисных центрах используют оборудование-насос давления, которые нагнетают необходимое количество атмосфер. Им можно вычислить работоспособность клапанов в крышке расширительного бачка.
К примеру, у водителей на Приоре нет специального насоса, как ему проверить работоспособность крышки расширительного бачка?
Диагностика качества работы пробки будет менее точная, но все равно можно выявить неисправности работы клапанов:
- Сначала следует заглушить двигатель.
- Как силовой агрегат автомобиля немного постоит, выкрутить пробку с горловины расширительного бачка.
- Провести осмотр детали на наличие ярко выраженных дефектов. Осмотреть резиновый уплотнитель внутри крышки.
- Если пробка в исправном состоянии, вернуть крышку обратно и снова завести двигатель.
- Ожидать, пока двигатель не наберет штатную температуру.
- Взять пробку в руку и плавно откручивать до шипящего воздуха. Если он появился, то клапаны в пробке готовы к дальнейшей эксплуатации.
- Двигатель заглушить и дать постоять.
- Осмотреть прилегающих к контуру шлангов. Если они будут втянуты, то в системе давление ниже нормы. Соответственно, вакуумный клапан не справляется с регуляцией давления.
Это основная инструкция к моделям АвтоВАЗа. Данная инструкция подойдет к Калине, Приоре и моделям марки Газель.
Проверка крышки на моделях ВАЗ 2108 – 2116
У каждого поколения автомобилей, начиная с «восьмерки», технология обследования пробки бачка системы не особо различается. Разберемся по порядку.
Осмотр элемента на ВАЗ 2108/2109
Строение «восьмерок» и «девяток» позволяет произвести проверку готовность работы клапанов крышки всего за 60 секунд.
Порядок действий такой:
- Открыть капот ВАЗа. Подождать пару минут, чтобы ДВС немного постоял после эксплуатации.
- Ослабить крышку бачка охлаждающего контура.
- Сжать подводящий патрубок, что есть силы.
- Одновременно со сжатием шланга затянуть пробку на горловине.
- Потом отпустить патрубок.
Выпрямляется после сжатия, с клапанами все в порядке и вам нечего бояться.
Диагностика пробки на ВАЗ 2110—2112
Технология проверки данной детали в точности такая же, как и всех моделях автомобилей марки ВАЗ. Главное, чем отличается: при открытии крышечки механизм, который установлен в ней, может выпадать.
Это не признак неисправности, просто заводской дефект. Если его правильно не установить, то данный элемент контура, увы, недолго проработает.
Проверка детали для охлаждающего контура на ВАЗ 2113—2116
Все просто, товарищи автомобилисты:
- Запустить двигатель.
- Приоткрыть капот и начинать откручивать крышку бачка системы.
- Если при первых же манипуляциях из-под крышки доносится звук газов, все в порядке и не о чем волноваться.
Разработчики новых моделей русской марки создают более новые и сложные механизмы. Поэтому проверка работоспособности клапанов в кустарных условиях может не принести результатов. Придется в таком случае обращаться к специалистам в сервис. Там вам смогут продиагностировать крышку бачка охлаждающей системы при помощи специального оборудования.
Какой можно сделать вывод
Крышка расширительного бачка – это элемент, который жизненно необходим двигателю. Он играет роль не только запирающего устройства в подкапотном пространстве, но и своего рода регулятора. Пробка регулирует давление в системе охлаждения, что позволяет силовому агрегату работать исправно и без нареканий.
Но если наступают моменты, которые заставляют засомневаться, что крышка неисправна, то следует ее проверить в обязательном порядке. Все способы и порядок действий описаны выше.
В случаях, когда крышка в ненадлежащем состоянии, рекомендуется приобрести новую. Лучший вариант купить в специализированном автомагазине, именно той марки, которой владеете.
Оригинальная крышка прослужит дольше, чем те, которые приобретаются на рынках. Установив оригинал, можно не беспокоиться о системе охлаждения в течение нескольких лет.
Как проверить крышку расширительного бачка автомобиля
Как проверить крышку расширительного бачка автомобиля, если на дороге Ваша машина закипела — это очень просто. Нормальное давление в системе охлаждения автомобиля ЗАЗ, Таврия, Славута 1,2-1,3 Атмосфер, но в разных автомобилях оно может отличаться.
Есть всего два типа неисправности пробки расширительного бачка:
Нет давления. В современном (горячем моторе), крышка ПРОСТО ОБЯЗАНА способствовать нагнетанию атмосфер (от 1,1 до 1,4). Иначе закипим! Сами подумайте — мотор работает при 110 градусах, а пробка не держит, и создает в системе атмосферное давление, антифриз очень быстро закипит, его может — как минимум, выкинуть из бачка. Как максимум перегреете мотор, со всеми вытекающими.
Излишнее давление. Когда пробка держит больше 1,4 АТМ, например 2,0 или даже выше! Это также опасно, у вас может скинуть шланги и патрубки с системы охлаждения, разорвать радиаторы (а они сейчас сделаны с пластиковыми стенками). Это опять может привести к разгерметизации системы и ее перегреву.
Можно купить новую пробку, но нет гарантии, что она качественная и держит необходимое давление в системе охлаждения.
Для проверки крышки расширительного бачка автомобиля, я собрал небольшой испытательный стенд из бачка для тормозной жидкости автомобиля, но можно использовать старый расширительный бачок.
Кроме бачка Вам понадобится кусок крепкого шланга подходящего диаметра, 4 хомута, болт и нипель со старой автомобильной или велосипедной камеры. Накручиваем пробку на бачок, глушим один штуцер шлангом с пробкой, а на второй закрепляем шланг с нипелем. Подаем через нипель в бачок давление воздуха от автомобильного насоса с манометром и смотрим на его показания. Если у Вас нет подходящего бачка, можно подключить насос напрямую к расширительному бачку автомобиля. Тем самым Вы проверите пробку и герметичность всей системы охлаждения двигателя, но давление воздуха нужно тщательно контролировать. Если Вы подадите слишком большое давление, герметичность системы охлаждения автомобиля может нарушится.
Если насос начинает качать, доходит до 1,4 Атм дальше открывается клапан и скидывается излишнее давление, проявляется шипение (но 1,3-1,4 Атм держится, даже после того как вы выключили насос) – то она рабочая можно ставить на машину. ЭТО 100% ПРОВЕРКА!
Ремонт пробки расширительного бачка своими руками, заключается в проверке всех пружин избыточного, вакуумного клапана и состояния резиновых прокладок этих клапанов.