Интересно об утилитарном квадроцикле
Утилитарный квадроцикл давно любим и популярен среди всех фанатов мототехники, ему собственно, мы и посвящаем эту статью. Обратим ваше внимание на то, что существует некая классификация мототехники, в ней выделяют детские квадроциклы на аккумуляторе, утилитарные, и спортивные мотовездеходы. Исходя из их названия применение детских и спортивных мотовездеходов вполне понятно.
Утилитарными квадроциклами принято называть тот вид мотовездеходов, которые используются для экстремальных прогулок, сельскохозяйственных нужд, рыбалки или охоты.
Утилитарный квадроцикл начал свою историю вместе с мотовездеходовами. Первые квадроциклы были представлены широкой общественности еще в 1970 году, а полноценные утилитарные квадроциклы были представлены несколько позже. Интересным фактом является то, что первоначально квадроциклы создавались исключительно для сельскохозяйственного использования. Так и получилось, сперва, они использовались фермерами, а немного позже были задействованы для увеселительных поездок по бездорожью и лесной местности.
Из-за популярности таких экстремальных прогулок, появилась новая версия утилитарных квадроциклов, которые отличались меньшим весом и параметрами, характерными для лесных прогулок, а не транспортировки разнообразных грузов на ферме.
Без сомнения, экстремальные прогулки на таких квадроциклах достаточно популярны, но не будем забывать об их первоначальной миссии – помощи по хозяйству. Можно сказать, что утилитарные квадроциклы это настоящие современные рабочие лошадки.
При его помощи вы сможете убирать рыхлую землю, снег, листья и перевозить разнообразные грузы весом до двух тонн. Кроме того, вы можете улучшить свой квадроцикл, приобретя несколько специальных устройств и насадок. Как было сказано ранее, он будет незаменим для охотников и рыболовов.
Квадромания – разбираемся в популярных типах квадроциклов
Вот и прошла порция майских праздников. Все сгоняли на дачу, на природу поесть шашлычку, ну или просто выбрались из городов в сторону природы. И снова в головах многих возник вопрос: «а не купить ли квадрик?» Попробуем разобраться в многообразии видов, размеров и цен квадроциклов, представленных в России.
Квадрик – штука, без сомнения, полезная. Хочешь – на рыбалку, хочешь – на охоту. Станет потеплее – купаться на речку гонять, возить дрова из леса, познакомиться, наконец, с соседями, которые не квасят бездумно ханку на газоне своей «фазенды» выходные напролет, а то и дело отправляются на квадроциклах в какие-то «экспедиции». Словом, желание есть, а понимания вопроса нет. Именно им, пониманием квадроциклетного вопроса, мы и займемся в этом материале.
Оговорюсь сразу: не буду плотно затрагивать тему «бэушной» техники, так как выбор подержанного «квадрата» — тема довольно специфичная и в каждом конкретном случае несущая в себе множество нюансов, однако отмечу, что все нижеописанное вполне подходит и для техники, бывшей в употреблении.
Готовим квадробазу
Итак, прежде чем купить квадрик, стоит озадачиться несколькими весьма прозаичными вещами. Доставка и хранение. Квадр, даже маленький — это не мопед, его в сарай не закатишь. Так что гараж должен присутствовать, да и тот же сарай должен быть оборудован сообразного размера воротами и крепким замком. На моей памяти было изрядное количество случаев, когда свежекупленные квадрики уводили прямо с дачного двора. «У нас забор», «мы запираем на ночь ворота», «у нас сторож»… — все это не работает, как правило. Противоугонные системы на внедорожной технике — не более чем номинальные, да и без ключа квадр легко утаскивается на «галстуке», Блокировок руля или чего-то подобного почти никогда на квадре нет.
Далее – транспорт. Номинально, квадроциклам запрещено передвигаться по дорогам общего пользования. Однако гаишники часто закрывают на это глаза, особенно, если у водителя «квадрата» имеются государственная регистрация (номер), техосмотр и водительское удостоверение тракториста-машиниста категории «АI». У вас, скорее всего, на момент покупки не будет ни того, ни другого, да и езда по асфальту не очень полезна самой машине, так что лучше обзавестись прицепом.
Третье вытекает из второго: узнайте, где находится отделение Гостехнадзора, а еще лучше — заранее озадачьтесь получением «тракторных прав». Однако более подробно к вопросу о регистрации квадрика и получении на него «прав» мы вернемся в ближайшем будущем. Тема достойна отдельной статьи, однако при покупке квадрика стоит уточнить у продавца, как он «завезен» в Россию. Возможны два варианта. Если это по документам «самоходная машина», то к нему будет положен паспорт самоходной машины и будут требоваться «тракторные» права категории «АI» (внедорожные мототранспортные средства).
Второй вариант – квадрик ввезен как «мототехника», к нему прилагается обычный «дорожный» ПТС, как на автомобиль или мотоцикл, и, соответственно, для управления им требуются обычные права категории «А» (или «А1», в зависимости, от кубатуры). Последние делают в основном китайцы и, чаще всего, это техника очень низкого качества, но об этом ниже.
Утиль – это не мусор
Наиболее распространенным типом можно назвать утилитарные квадроциклы. История развития этой техники в последние годы вывернула в такую неожиданную сторону, что называть продукцию современной квадроциклостроительной отрасли «утилитарной» было бы совершенно неправильно. Однако традиция до сих пор сильна, и пытаться с ней бороться мы не будем, хотя было бы грамотнее называть эти аппараты «рекреационными», ведь их покупают (а значит, и разрабатывают) в основном для отдыха и развлечений.
На фото: Типичный представитель утилитарного семейства: Yamaha Grizzly 700
Именно этот тип квадров встречается в «природе» чаще всего. Классический «утиль» – это квадроцикл, оборудованный одно- или двухцилиндровым четырехтактным двигателем объемом от 350 до 1000 см3. Меньшие кубатуры отнесем к детским и вынесем за скобки. Чаще всего кубатура вертится вокруг 500-700 «кубов».
Утиль имеет независимую подвеску всех четырех колес на спаренных А-образных рычагах (хотя встречаются и продольные торсионы сзади (Can-Am), и макферсон (Polaris) спереди и более экзотические конструкции).
Все об утилитарных квадроциклах
При покупке квадроцикла важно правильно выбрать модель, которая будет полностью соответствовать запросам и ожиданиям владельца. В сети можно найти немало статей о том, как выбрать такой транспорт, но многим читателям бросается в глаза непонятное название одного из наиболее распространенных типов мотовездеходов – «утилитарный». Что это такое и как правильно выбирать утилитарный квадроцикл – в нашей статье.
Что это такое?
Потенциальная сфера использования мотовездеходов довольно широка – они пригодятся и для охоты с рыбалкой, и для спорта, и для просто веселых покатушек, и для различных хозяйственных работ. Понятно, что в разных ситуациях от транспорта требуются разные возможности, а производители, реагируя на запрос потребителей, выпускают специальные модели – например, туристические, спортивные и утилитарные.
Понятие «утилитарный квадроцикл» означает, что конкретно взятая модель рассчитана именно на выполнение различных хозяйственных нужд. Это не значит, что на таком вездеходе нельзя просто кататься или использовать его для других нужд, но самые сильные его стороны продуманы с учетом необходимости масштабной грузоподъемности, транспортировки грузов (в том числе на буксире), расчистки дорог.
Такой агрегат – не столько развлечение или игрушка, сколько верный помощник в строительстве или загородном хозяйстве. Грубо говоря, это маленький трактор для небольшого имения.
Основные требования к типичному утилитарному квадроциклу выглядят следующим образом:
- грузоподъемность – выше средней;
- мощность – чем выше, тем лучше;
- проходимость – достаточная для езды по бездорожью;
- дорожный просвет – обеспечивающий хорошую проходимость по любым кочкам;
- дополнительное оборудование – лебедка и фаркоп обязательны.
Хотя у утилитарных моделей, на первый взгляд, четко обозначена сфера применения, их не стоит воспринимать как сугубо хозяйственную машину. На самом деле это универсальное устройство, настоящий зверь, умеющий решать совершенно любые задачи. Такой мотовездеход нередко стоит чуть дороже многих аналогов, но зато он сделан, как говорится, с запасом, и не подведет своего хозяина ни в какой ситуации.
Обзор брендов и моделей
В наши дни большинство производителей в своих модельных линейках основной упор делают именно на утилитарные модели – как на те, что пригодятся своим хозяевам в любой ситуации. С одной стороны, широкий выбор позволяет придирчивому покупателю подыскать для себя оптимальный вариант мотовездехода, но с другой – большое разнообразие запросто может запутать новичка. Мы попробуем вкратце рассмотреть наиболее известные бренды подобной продукции по странам, чтобы внести некоторую ясность в этот вопрос.
- Япония. Изобретателями квадроциклов считаются инженеры Honda, но сегодня эта страна предлагает едва ли не самый широкий выбор подобного транспорта благодаря участию в отрасли таких брендов, как Kawasaki, Suzuki, Yamaha. Все они известны потребителю своими мотоциклами и автомобилями. Упор часто делается на спортивные модели, но утилитарники есть в модельных рядах каждой из названных фирм.
Обратите внимание, что японцы не делают двухместных утилитарных мотовездеходов, а стоимость японской техники и ее обслуживания в России сильно завышена из-за отсутствия полноценного представительства этих брендов.
- США. Американцы по разнообразию брендов не сильно отстали от японцев, но узнаваемость этих фирм чуть ниже – кроме сравнительно известной John Deere. На рынке представлены также Arctic Cat и Polaris. Зато американцы во многом делают именно тяжелые утилитарники – мощные, с полным приводом, на «неубиваемых» литых дисках.
- Канада. Тут бренд пока только один – BRP, но его часто хвалят за высокую технологичность моделей. Продукция этой фирмы отличается особенно надежной усиленной рамой, повышенной управляемостью за счет усиления руля и подвески, специально сконструированной для жесткого бездорожья.
- Тайвань. Здешние бренды – Cectek и SYM – занимаются выпуском преимущественно утилитарных мотовездеходов. Обозреватели говорят, что продукция качественная, однако в России такие квадроциклы пока не очень распространены.
- Китай. Столь большая страна разнообразием брендов, конечно, не страдает. Обратить внимание стоит на продукцию фирм CFMoto, Kymco, Stels, AWM. Китайские квадроциклы часто являются аналогами японских, но при этом стоят дешевле. Привод у них, как правило, только задний, что может оказаться риском для преодоления непроходимых местностей.
При уже довольно неплохом качестве китайских товаров не стоит сильно рассчитывать на потрясающую долговечность таких мотовездеходов.
- Россия. Отечественные квадроциклы тоже существуют, среди них многие как раз утилитарные. Производством занимаются Тутаевский моторный завод и «Русская механика». Российская продукция хороша тем, что стоит сравнительно недорого и приспособлена к нашим климатическим условиям, да и детали всегда под рукой. Но российские мотовездеходы за границей спросом не пользуются, и этим все сказано.
Чем отличается от туристического?
Туристический квадроцикл часто путают с утилитарным – по крайней мере, потому, что турпоходы нередко организовываются именно на утилитарных моделях. Хотя в некоторых ситуациях они действительно взаимозаменяемы, ставить знак равенства между ними ни в коем случае не следует – это чревато возникновением проблем в последующей эксплуатации. Главная «фишка» туристических моделей – их высокая проходимость по любому бездорожью, они прекрасно подходят для катания даже по горам. Утилитарные модели тоже славятся своей способностью штурмовать бездорожье благодаря крупным колесам, однако походы в горы на них, как правило, все-таки не организовывают – агрегат оказывается тяжеловатым для слишком крутых подъемов и спусков, потому более легкий «турист» выглядит интереснее.
Туристический мотовездеход имеет увеличенный запас хода, потому что его создатели прекрасно понимают: возможности заправиться по дороге не будет. Утилитарный агрегат почти всегда оснащен большим топливным баком, вот только его внушительные габариты не позволяют экономить топливо. Что же касается хозяйственных потребностей, то здесь туристические модели с треском проигрывают утилитарным конкурентам. Первые рассчитаны только на перевозку пассажиров, они сравнительно легкие, их мощности вряд ли хватит для решения серьезных хозяйственных нужд. Фаркоп у них также не бывает предусмотрен, и хорошо еще, если есть хотя бы лебедка. Из всего вышесказанного становится очевидно, что утилитарным мотовездеходом можно заменить туристический при условии, что вы не отправляетесь в горы. При этом туристический вариант квадроцикла почти никогда не является достойной заменой для утилитарной модели.
Как выбрать?
Выбирая помощника в хозяйстве, следует ориентироваться на то, чтобы он действительно оказался практичным и полезным, а не стал бессмысленной тратой денег. Определяясь с моделью, помните, что бюджетный квадроцикл, скорее всего, не будет обладать максимальной мощностью. Возможно, в вашем случае и нет смысла покупать прямо самый лучший, но выбор в любом случае должен быть сознательным.
Для утилитарника очень важен большой объем двигателя – модели меньше 400 «кубиков» вообще не рассматривайте, а лучше сразу обратите свой взор на квадроциклы от 500 кубов. Другим важным критерием будет грузоподъемность. Сколь бы мало груза вы ни собирались доставлять, всегда помните о том, что транспорту придется везти еще и своего водителя, а значит, по-хорошему, меньше 150 килограммов не стоят внимания потребителя. Показатель лошадиных сил как можно выше тоже не помешает.
Второе место в утилитарнике не является обязательным, оно более типично для туристических моделей, но иногда необходимость во втором человеке присутствует, если вы на месте будете работать вдвоем или параллельно используете транспорт для прогулочных и охотничьих поездок по бездорожью. Если так оно и есть, обязательно берите именно двухместную модель, иначе «лишнего» пассажира втиснуть просто не получится. Важно и то, что квадроцикл чем-то похож на велосипед – езда на нем будет удобной только в том случае, если агрегат подходит для роста водителя.
Особое внимание обратите на дополнительное оборудование. Лебедка для утилитарника является неотъемлемым элементом – без нее вы не сможете перемещать грузы и вызволять застрявший в грязи или снегу транспорт, ведь даже скромный мотовездеход утилитарного типа весит свыше 200 килограммов. Фаркоп обязателен, если вы планируете пользоваться прицепом. Вместительные кофры для багажа позволят брать с собой ту же бензопилу, что для заготовки дров неоценимо.
Универсальная крепежная система способна превратить транспорт в трактор для уборки снега.
В следующем видео вас ждет краткий обзор утилитарного квадроцикла HISUN HS500 EFI.
Виды квадроциклов
Любители драйва и высокой скорости присмотрят для себя спортивные модели квадроциклов. Спортивные квадроциклы отличаются более высокой скоростью и управляемостью за счет пониженного клиренса и обтекаемого аэродинамичного корпуса, чаще всего модели не оснащены багажником. Спортивные версии квадроциклов облегченные и укороченные, корпус за счет облегчения более подвержен к сколам и царапинам от небрежной езды, а топливный бак вмещает меньше топлива, нежели утилитарный собрат. Такой тип квадроциклов больше подходит для быстрой езды по подготовленным участкам, по асфальту, гоночным трекам, ровным поверхностям. Свою задачу о ни выполняют на сто процентов только развивая максимальную скорость, которая достигается до 150 км/ч. Недостатками являются жесткая подвеска, отсутствие отсеков и багажников, управление требует опыта вождения спортивными мотосредствами.
Туристические
Туристические квадроциклы предназначены для езды на дальние расстояния. Это значит они лучше защищены от перегрева двигателя, более комфортны для водителя за счет увеличенного корпуса и полноценного водительского и пассажирского сидений. Шины рассчитаны на низкое давление, а высокий просвет и глубокий рисунок протектора шин позволяет беспрепятственно проезжать по песку, грязи, болотистой местности без риска увязнуть. Гарда, лебедка и фаркоп присутствуют по умолчанию. Туристические квадроциклы станут незаменимым средством передвижения как для путешественника, так и для охотника и рыболова. Каждый оценит несомненные плюсы туристических моделей, такие как полноценное седло на двух человек, отсеки и багажники, прочный корпус, усилитель руля, повышенная проходимость. Недостатком является стоимость на рынке, поскольку туристические квадроциклы являются узкоспециализированной техникой, а усиленные силовые элементы достигаются за счет более дорогой технологии производства.
Квадрициклы
Несмотря на разницу в одной букве, квадрициклы существенно отличаются от квадроциклов. Во-первых, это два разных вида транспортных средств. Квадрицикл – это автотранспортное средство на четырех колесах, которое может достигать до 25 км/ч, мощность двигателя которого составляет до 20 «лошадок» и массой не выше 400 кг (грузовые модели до 550 кг в снаряженном исполнении). Квадрицикл используется как микроавтомобиль для комфортного перемещения по городу на небольшой скорости. Для управления «малышом» до 50 см3 правила дорожного движения требуют наличие категории М. Категория М «мопеды» дается при наличии открытых категорий А, В. При отсутствии категории «М», достаточно одной из двух перечисленных категорий. Для вождения квадрициклом объемом двигателя свыше 50 см3, требуется наличие прав категории В1. Квадроцикл – это четырехколесный мототранспорт, предназначенн ый для езды по бездорожной местности. Требует наличия в водительском удостоверении категории А1. Документ, подтверждающий право собственности на квадроцикл – паспорт самоходной машины (ПСМ). На квадрицикл – паспорт транспортного средства (ПТС). Квадроцикл ставится на учет в Гостехнадзоре. Квадрицикл в ГИБДД. Отличным примером квадрицикла служит всеми известная в народе советская «инвалидка» СМЗ С-3Д.
Багги
По сути тот же самый квадроцикл, но с кабиной водителя. Багги бывают одноместными и двухместными. Багги в плане комфорта более предпочтительны, поскольку лобовое стекло защищает водителя от попадания грязи, камней и насекомых. Багги могут обладать кузовом, что позволяет использовать их в фермерском хозяйстве. Багги устойчивы и имеют меньший риск опрокидывания. Для гонок по пересеченной местности и в условиях нестабильного климата следует выбирать багги. Если нужна маневренность и езда по полному бездорожью – квадроцикл предпочтительнее.
Трициклы
Определение трициклу четко дано в ГОСТе Р 52051-2003. Это трехколесное транспортное средство с рабочим объемом более 50 см3 и скоростью свыше 50 км/ч. Расположение колес может быть двоякое – либо 2 колеса спереди одно сзади, либо одно колесо спереди и два сзади. Второй вариант чаще встречается ввиду удобства управления конструкцией. Достоинства трицикла в условиях бездорожья: все 3 колеса в контакте с поверхностью, меньшая общая масса, простота конструкции, однако в недостатках меньшая проходимость, неустойчивость, несовпадение колеи переднего колеса с задними, очень сложно реализовать полный привод на 3 колеса. В целом в качестве внедорожника трициклы выступают реже, чем квадроциклы, поскольку проигрывают по всем параметрам последним.
Следует начать с определения. ATV это аббревиатура от слов «All Terrain Vehicle», что означает возможность одинаково комфортной езды как для техники, так и владельца ТС по любым дорожным и внедорожным покрытиям. Ключевой особенностью является малый вес. Габариты тоже меньше. Такая техника более ремонтопригодна в силу упрощенной технической конструкции. Но даже казалось такая версия квадроциклов имеет свои недостатки. К недостаткам относят низкую грузоподъемность, меньшую комфортабельность.
SSV (side-by-side vehicle)
Эти модели оснащены автомобильным механизмом – на такого типа квадроциклы ставится автомобильный руль, педали, пассажир и водитель имеют автомобильную посадку сидений. Зачастую имеют увеличенную колесную базу и колею, нежели прочие квадроциклы с посадкой мотоциклетного типа, что минимизирует возможность опрокидывания на повороте и способствует большей устойчивости при езде на высоких скоростях. Усиленный каркас предохраняет ездоков от переворота. Лобовое стекло и двери можно установить дополнительно, если они не предусмотрены изначально заводом-изготовителем. Утилитарные SSV обладают кузовов с высокой грузоподъемностью – от 250 до 500 кг. Один из распространенных SSV – Can-Am от BRP. Они снабжены двигателем Rotax, развивающий до 195 лошадиных сил, кабины вместимостью от двух до четырех человек, гидроусилитель руля и трансмиссия 4×4 с возможностью блокировки дифференциала.
UTV (utility task vehicle)
UTV квадроциклы имеют свои недостатки – увеличенные радиус поворота, габариты, более высокую стоимость нежели аналогичные квадроциклы. Однако преимуществ гораздо больше: автомобильная посадка сидений, вместительность (существуют модели до 6 посадочных мест), безопасность за счет усиленного каркаса и ремней безопасности, грузоподъемность до 500 кг, могут комплектоваться полноценной аудиосистемой и бортовым компьютером. По сути его следует считать разновидностью ATV. Последние три версии квадроцикла обладают общим недостатком – высокой стоимостью, поскольку ценник на них может достигать от миллиона рублей и выше. Также название «багги» стало нарицательным и вполне справедливо называть модели ATV, SSV, UTV одним термином – багги.