Для чего нужны ABS/ESP/TCS/EBD/Brake Assist
ESP — Электронная система курсовой устойчивости
ESP (Electronic Stability Program — «программа электронной стабилизации») значительно снижает риск попадания автомобиля в занос или снос в критических ситуациях. Например, когда превышена допустимая скорость в повороте, при перестроении или при манёврах на скользком покрытии. В большинстве случаев ограждает машину от потери курсовой устойчивости при ошибке водителя, в самом начале развития заноса или сноса выборочно подтормаживая одно из четырёх колёс и (или) уменьшая подачу топлива в двигатель (эта же система выполняет и функцию противобуксовочной, при разгоне). Тем не менее, законы физики или целенаправленные действия водителя ESP победить не сможет. Так что при очень значительном превышении безопасной скорости прохождения поворота или чрезмерно резком вращении руля, электроника полностью занос предотвратить не в состоянии. Чудес, как известно, не бывает.
ABS — Антиблокировочная система
ABS (Anti-lock Brake System) предотвращает блокировку колёс автомобиля при резком торможении. В большинстве ситуаций она как минимум сокращает тормозной путь. Но главное достоинство ABS в том, что при экстренном торможении автомобиль остаётся управляемым, то есть не срывается в неуправляемое скольжение. Таким образом, водитель может одновременно и тормозить и поворачивать, чтобы например, избежать столкновения. Также ABS спасает машину от заноса, вылета с дороги или на встречную полосу при резком торможении в ситуации, когда одна сторона машины находится на сухом асфальте, а вторая — на грунтовой обочине или на мокром покрытии. Система состоит из нескольких датчиков и электронного блока управления, в реальном времени подстраивающего давление в тормозной системе для каждого колеса автомобиля.
EBD — Электронная система распределения тормозных сил
EBD (Electronic Brake Distribution) улучшает эффективность торможения, меняя соотношение тормозных сил между передними и задними колёсами при изменении загрузки автомобиля. Кроме того, эта система перераспределяет тормозные усилия на правых и левых колёсах при торможении в поворотах, что помогает сохранить курсовую устойчивость. С помощью различных (в разных вариантах системы) датчиков она измеряет загрузку машины, и по мере наполнения автомобиля, позволяет тормозной системе давать большую долю усилия на задние, всё более загружающиеся, колёса.
Brake Assist — Усилитель экстренного торможения
Система Brake Assist сокращает тормозной путь при паническом торможении, когда водитель нажимает на педаль тормоза быстро, но при этом недостаточно сильно. Brake Assist мгновенно увеличивает давление в тормозной системе, не дожидаясь от водителя полного нажатия на педаль. Это позволяет машине чуть раньше начать торможение с максимально возможной интенсивностью, чем это произошло бы на автомобиле с обычной тормозной системой. Brake Assist реагирует не на степень нажатия на педаль тормоза, а на скорость её перемещения.
TCS — Антипробуксовочная система или, как иногда ее называют, трэкшэн-контроль (TCS — трэкшен контрол систем). Назначение системы — предотвратить срыв колес в скольжение, а также снизить силу динамических нагрузок на элементы трансмиссии на неоднородном дорожном покрытии. Ведущие колеса сначала подтормаживаются, затем, если этого недостаточно, уменьшается подача топливной смеси в двигатель и, следовательно, поступающая на колеса мощность.
Чем противобуксовочная система отличается от ESP: факты, которые удивят даже опытных автовладельцев
Эти две электронные системы работают очень схожим образом, но служат разным целям.
Система курсовой устойчивости (Electronic Stability Programm, ESP) помогает избежать заноса и бокового соскальзывания, которые часто приводят водителя в кювет или, что гораздо страшнее, выносят его задом наперёд на встречную полосу.
Эта система состоит из набора разнообразных датчиков и микрокомпьютера. Электронный «мозг» постоянно измеряет множество параметров, которые могут помочь определить, по какой траектории движется автомобиль:
- скорость вращения каждого колеса.
- угол поворота передних колёс.
- ускорения, действующие на автомобиль в целом.
- В типичном случае это происходит 25 раз в секунду.
На основании этих данных система определяет, едет ли автомобиль строго по заданной траектории или начал потихоньку сползать в занос. Во втором случае система автоматически подтормаживает то или иное колесо, а если этого не хватает, то может и «придушить» двигатель, чтобы уменьшить скорость и вернуть управляемость.
Эволюция тормозных систем: ABS, ESP и TSC. Отличия и преимущества
Самое страшное и опасное для водителя – потерять контроль над движущимся автомобилем. Одна из распространенных причин потери управления – блокировка колес при экстренном торможении на мокрой или скользкой дороге. При этом, как многие помнят из школьного курса физики, к центробежной силе присоединяется действие поперечных сил, возникающих из-за разницы в действиях тормозной системы на разные колеса. Причин неравномерности торможения может быть множество: как субъективные (различный износ протектора и т.п.), так и объективные (различные тормозные свойства участков дороги, находящихся под разными колесами и т.п.). Результат один – автомобиль превращается в неуправляемую железную махину, под воздействием боковых сил произвольно изменяющую направление движения.
Для предотвращения последствий экстренного торможения человечество давно и успешно придумывает и эксплуатирует системы, препятствующие блокировке колес даже на мгновение. Первые ABS (Antilock Brake System – антиблокировочная тормозная система) появилась еще в 70-ых годах прошлого столетья, но принципы их работы используются до сих пор. ABS включает в себя три составляющих элемента: датчики скорости колесного вращения, модулятор давления тормозов и блок управления. Датчики определяют и регистрируют начало процесса блокировки колес. Когда процесс начался, блок управления, получивший данные от датчиков, включает работу модулятора, который понижает давление в тормозной системе. Колесо разблокируется, снова начинает вращаться, давление жидкости в системе возвращается к исходному уровню, тормоза срабатывают. Этот процесс повторяется столько раз, сколько нужно для исчезновения угрозы блокировки. Работу системы ABS водитель ощущает по толчкам, чувствующимся в педали тормоза.
При начале движения с резкими ускорениями, по дороге с разнородными по сцепным свойствам покрытиями, колеса способны начать скользить и пробуксовывать. Для предотвращения таких нежелательных эффектов движения была разработана система TCS (Traction Control System – дословно: система управления тяги), называемая еще ASR, ASC, ETS. В основе этих систем лежит все тот же принцип функционирования ABS. TCS состоит из тех же элементов, только программное обеспечение «мозгов» системы расширено для выполнения дополнительных функций. Блок управления TCS распознает колеса, и отличать ведущие от ведомых. Если ведущие колеса начинают вращаться быстрее ведомых, компьютер расценивает это как пробуксовка, и включает следующие действия: снижает обороты двигателя, с какой силой бы не жал водитель на акселератор, одновременно притормаживаются ведущие колеса. Процесс торможения продолжается до тех пор, пока не закончится пробуксовка, и ведущие колеса прочно не зацепятся за дорогу.
Электроника, научившаяся управлять тягой двигателя и тормозной системой, пошла дальше. Следующим шагом конструкторов стало внедрение программы электронной стабилизации ESP (Electronic Stability Program – дословно: программа устойчивости электронной оболочки). Также ESP успешно имитирует блокировку дифференциала, что стало важным решением для создания полного привода нового типа. ESP – это очень умная ABS с расширенным списком опций. В дополнение к системам ABS, ESP располагает:
- датчиками курсового отклонения;
- датчиками поперечного ускорения;
- датчиками рулевого колеса.
Кроме управления тормозной системой и вращением колес, ESP управляет также вращением руля, боковыми ускорениями и скоростью автомобиля, двигателем и трансмиссией.
В чем отличие ABS от ESP? Нагляднее рассмотреть на конкретном примере. Входящий на большой скорости в поворот автомобиль начинает сносить. Водитель выкручивает руль в сторону заноса, резко тормозит – но усилий ABS оказывается недостаточно. Автомобиль сносится с незаблокированными колесами. Другое дело ESP. В аналогичной ситуации ESP производит целый ряд противоаварийных действий:
- уменьшает подачу топлива, приводя обороты мотора и скорость вращения коленчатого вала, а значит и скорость автомобиля, в соответствие с дорожной ситуацией;
- выбирает оптимальный тормозной режим для каждого колеса, таким образом, чтобы результат усилий всех четырех колес вкупе противодействовал перевороту и развороту автомобиля, удерживал его на оптимальной траектории движения.
При заносе задней оси, система подтормаживает наружное переднее колесо, а если этого недостаточно – еще и заднее внутреннее, помогая водителю вписаться в поворот.Таким образом, функции водителя умного автомобиля сводятся к заданию направления движения и маневра, а еще — к своевременной диагностике «электронных мозгов», профилактике и ремонту в автотехцентре соответствующего уровня оснащения.
В автотехцентре VWS производится компьютерная диагностика тормозных систем любого уровня сложности. При выявлении неисправностей выполняется ремонт и отладка всех функций.
Tcs и esp в чем разница
Можно посмотреть, например, здесь и здесь. Сонатоводы тоже обсуждали. Еще где-то, уже не помню.
На самом деле, сколько не перетирали, до сих пор к единому мнению не пришли. Вопрос неоднозначный. Самое смешное, что и официалы на него ответить толком не могут .
После неоднократных и довольно длительных поисков нашел более-менее вразумительное описание TCS:
Цитата Поддержка тяги
Колеса способны также сорваться в скольжение при троганьи автомобиля с места, при разгоне, в случаях энергичного движения по участкам с разнородным по сцепным свойствам покрытием. Желание избавиться от этих недостатков обусловило появление TCS (Traction Control System, другие возможные названия: ASR, ASC, ETS). Собственно говоря, своим существованием противобуксовочные системы обязаны ABS. Конструкторы воспользовались компонентами ABS, расширив лишь программное обеспечение процессора этой системы. Блок управления ABS "обучили" распознавать колеса. Стоит только ведущим колесам начать вращаться быстрее, чем катятся ведомые, это логично воспринимается процессором, как пробуксовка. Далее становятся возможными два варианта: первый — электроника "придушит" двигатель, ничуть не обращая внимания на то, как активно давит на педаль газа водитель; второй — ведущие колеса притормаживаются до тех пор, пока не перестанут буксовать и не зацепятся протектором за покрытие. Впрочем, обычно процесс идет по смешанному сценарию.
Что в TCS примечательно, так это способность этой системы, которая по своей сути является "довеском" к ABS, самостоятельно управлять двигателем и тормозами отдельных колес. Получив в руки такие козыри, конструкторы смогли вплотную подойти к разработке еще одного электронного "помощника" водителю — программы электронной стабилизации ESP (Electronic Stability Program). Кроме того, возможностью электронного управления тягой впоследствии воспользовались, чтобы сымитировать блокировку, нет, не колес, а дифференциала. Так появились современные системы полного привода 4-Matic Mercedes-Benz и xDrive BMW.
Полный вариант статьи можно прочитать здесь. Думаю, что по мере роста числа а/м с этой системой будет появляться и больше описаний и публикаций. Пока у меня, честно говоря, больше вопросов, чем ответов. Многие непонятки можно устранить только прямым экспериментом (а то и серией. ), на что не хватает то времени, то желания. Хлопотное и кропотливое это дело.
Вот мне еще тут ребята текст по TCS подкинули:
Вот еще, но на ЭТО моих способностей уже не хватает . Кто рискнет разобраться — поделитесь .