Подсистема дренажа топливных баков
— для обеспечения пожаробезопасности топливной системы путем выведения паров топлива за борт самолета.
В общем случае подсистема дренажа включает:
— воздухозаборники, обычно расположенные на нижней панели крыла в дренажных баках;
— систему трубопроводов, по которой воздух подается во все топливные баки системы;
— предохранительные клапаны, предотвращающие повышение давления в баках выше заданного;
— вакуум- клапаны, обеспечивающие связь баков с атмосферой в случае засорения заборных патрубков;
— устройства, предотвращающие попадание пламени в подсистему дренажа при аварийных ситуациях (пламепреградители) и др.
В конструкции подсистемы учитывается, что на основных этапах полета (набор высоты, крейсерский полет, движение по аэродрому) наиболее «высокими» точками являются области отсеков вблизи передних лонжеронов. Именно в эти области выводятся выходные патрубки системы основного дренажа. Однако на некоторых этапах полета (торможение, аварийное снижение) топливо приливает к переднему лонжерону и перекрывает выходные патрубки основного дренажа. В этом случае на ряде самолетов используется система дополнительного дренажа, выходные патрубки которого расположены в области заднего лонжерона крыла.
Рассмотрим конструкцию и работу подсистем дренажа современных самолетов.
На рис.1.5 приведена схема дренажной системы самолета Ил-76.
Дренажная система выполнена раздельно для баков левого и правого полукрыла. В каждом полукрыле предусмотрено два дренажа: основной, обеспечивающий дренирование баков в горизонтальном полете, в наборе высоты и на земле, а также дополнительный, обеспечивающий дренирование баков при планировании (аварийном снижении), когда выходные патрубки основного дренажа будет залит топливом.
В каждом полукрыле имеется дренажный бак для сбора топлива, попадающего в дренажный трубопровод. Накопившееся в дренажных баках топливо автоматически перекачивается в резервные топливные баки двигателя 1 (из левого дренажного бака) и двигателя 4 (из правого дренажного бака). Перекачка может быть включена вручную с центрального пульта летчиков. Каждый дренажный бак сообщается с атмосферой посредством воздухозаборника, выведенного под нижнюю поверхность концевой части крыла.
Воздухозаборник 6 дренажа состоит из трех патрубков: заборного, клапанного и внутрибакового. Конец заборного патрубка, выведенный под нижнюю панель крыла, имеет срез под углом 46° к направлению набегающего в полете потока воздуха. В расточках четырех приливов клапанного патрубка установлены три вакуумных клапана 5 и один предохранительный 4. Вакуумные клапаны 5 служат для сообщения дренажной магистрали с атмосферой, если перекроется заборный патрубок и в надтопливном пространстве баков образуется разрежение, предохранительный клапан 4 сообщает дренажную магистраль с атмосферой при повышении давления в магистрали.
В горизонтальном полете и наборе высоты при наличии топлива в баке магистраль дополнительного дренажа перекрыта заслонками поплавковых клапанов. Дренирование топливного бака происходит через магистраль основного дренажа: поток набегающего воздуха через воздухозаборник создает избыточное давление в дренажном баке и через трубопровод дренажной магистрали в надтопливном пространстве бака. Если перекрыто входное сечение воздухозаборника (обмерзание), дренажная магистраль разобщается с атмосферой и в баках при снижении самолета или по мере выработки топлива в горизонтальном полете будет уменьшаться давление. При увеличении перепада между давлением в дренажном баке и давлением в дренажной магистрали и топливных баках до величины 0,02кгс/см 2 откроется три вакуумных клапана, установленных в клапанном патрубке воздухозаборника, и соединят дренажную магистраль и надтопливное пространство баков с атмосферой. Если давление в топливных баках будет выше атмосферного, срабатывает предохранительный клапан, установленный в клапанном патрубке воздухозаборника, надтопливное пространство баков через дренажную магистраль соединится с атмосферой и давление в баках выравнивается.
Система дренажа топливных баков Топливо размещается
Топливо размещается в шести топливных баках. В центроплане находятся четыре топливных бака — два (расходный бак № 1 и бак № 4) в фюзеляжной части, два (два бака № 2(левый и правый) в крыльевых частях). В каждой из отъёмных частей крыла находится по баку № 3.
Бак № 1 является расходным, из которого топливо подается на питание всех двигателей; в течение всего полета он должен быть заполнен топливом не менее чем на 95% своего объема. Из баков № 2, 3, 4 топливо перекачивается в расходный бак № 1
Дренаж топливных баков поддерживает в топливных баках заданное избыточное давление для: обеспечения бескавитационной работы насосов; обеспечения минимального внутреннего и внешних давлений на стенки баков; регулирования давления воздуха в баках при их заправке топливом и сливе его. Для нормального функционирования топливной системы в надтопливном пространстве баков с помощью дренажных устройств поддерживается давление, значение которого определяется прочностью баков и кавитационными свойствами подкачивающих насосов. Дренаж баков может быть открытым либо закрытым. При открытом дренаже надтопливное пространство баков сообщается с атмосферой трубопроводом, конфигурация которого исключает вытекание топлива из баков при выполнении эволюции воздушного судна. Давление в баках зависит от формы заборного патрубка и располагаемого скоростного напора набегающего потока воздуха. При закрытом дренаже воздух для подачи в баки отбирается за компрессором двигателя. В этом случае устанавливаются клапан наддува, поддерживающий требуемое давление, и предохранительные клапаны. Дренаж баков в большинстве случаев осуществляется открытой системой дренажа через дренажный отсек, соединенный трубопроводами с атмосферой через воздухозаборники. Для предохранения системы дренажа при закупорке в трубопроводы, идущие от воздухозаборников дренажа, вварены патрубки, в которых установлены вакуумные клапаны дренажа, открывающиеся при создании в трубопроводе разрежения, предохраняя его от смятия.
В полете количество топлива, находящегося в герметичных баках, непрерывно и быстро уменьшается, поэтому образующийся в баках вакуум необходимо предотвращать, чтобы не допустить деформации тонких стенок баковкессонов. Поэтому все топливные баки сообщаются с атмосферой трубопроводами для выравнивания давления внутри баков с атмосферным. Трубопроводы проложены под верхней обшивкой крыла, выходят в атмосферу по обоим бортам фюзеляжа перед носком крыла. Чтобы при эволюциях самолета топливо не выливалось в атмосферу, дренажные трубопроводы подняты к потолку фюзеляжа, делают там петлю и опускаются вниз.
Система дренажа топливных баков. Система предназначена для сообщения надтопливного пространства топливных баков с атмосферой с целью не допущения в них: разряжения
Система предназначена для сообщения надтопливного пространства топливных баков с атмосферой с целью не допущения в них: разряжения, при выработке топлива из баков; избыточного давления, при заправке топливом.
На самолёте применена система дренажа открытого типа. Системы дренажа топливных баков левой и правой половин крыла не связаны между собой. Воздухозаборники дренажа расположены на передней кромке СЧК (нерв.11. 12). Баки 1-й очереди (мягкие баки) соединены между собой внутренними дренажными трубопроводами. Баки 2-й очереди соединяются с баками 3-й очереди через окна перелива.
Воздухозаборник левой (правой) системы дренажа соединяется с надтопливным пространством топливных баков через дренажные бачки (2шт., из них 1-н находится внутри СЧК нерв.6. 7; 2-й в носке СЧК нерв.11. 12), а с надтопливным пространством баков 3-й очереди, кроме того, через дренажные мачты. Дренажные бачки служат для сбора топлива, в случае попадания его в дренажный трубопровод.
Дренажный бачок (ёмкость л), находящийся в районе нерв.6. 7, работает на баки 1-й очереди (баки 1,2,4,5,5). Этот бачок сообщается через дренажный трубопровод с баком №4 и через топливный клапан дренажа (внутри бака №6) с баком №6. Назначение топливного клапана дренажа предотвращать попадание топлива из бака №6 в дренажный бачок. Топливо из этого дренажного бачка само сливается в бак 1-й очереди (№6) через обратный клапан. Дренажный бачок (ёмкость л), находящийся в районе нерв.11. 12, работает на все баки. Топливо из этого дренажного бачка необходимо сливать вручную через сливной кран (носок СЧК, нерв.12).
Дренажная мачта (СЧК, нерв.7. 8а) возвышается над верхней панелью СЧК. Внутри неё находится петлеобразный трубопровод, предназначенный для предотвращения выбросов топлива из баков 3-й очереди в дренажный трубопровод при эволюциях самолёта.
В случае засорения воздухозаборника дренажа и создания в дренажных трубопроводах разрежения более 0,01кгс/см 2 , открывается обратный клапан дренажа (рядом с воздухозаборником) и дренаж топливных баков происходит не через воздухозаборник дренажа, а через обратный клапан дренажа.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Дренаж топливных баков
Дренаж топливных баков поддерживает в топливных баках заданное избыточное давление для: обеспечения бескавитационной работы насосов; обеспечения минимального внутреннего и внешних давлений на стенки баков; регулирования давления воздуха в баках при их заправке топливом и сливе его.
Для нормального функционирования топливной системы в надтопливном пространстве баков с помощью дренажных устройств поддерживается давление, значение которого определяется прочностью баков и кавитационными свойствами подкачивающих насосов. Дренаж баков может быть открытым либо закрытым. При открытом дренаже надтопливное пространство баков сообщается с атмосферой трубопроводом, конфигурация которого исключает вытекание топлива из баков при выполнении эволюции воздушного судна. Давление в баках зависит от формы заборного патрубка и располагаемого скоростного напора набегающего потока воздуха. При закрытом дренаже воздух для подачи в баки отбирается за компрессором двигателя. В этом случае устанавливаются клапан наддува, поддерживающий требуемое давление, и предохранительные клапаны.
Дренаж баков в большинстве случаев осуществляется открытой системой дренажа через дренажный отсек, соединенный трубопроводами с атмосферой через воздухозаборники.
Для предохранения системы дренажа при закупорке в трубопроводы, идущие от воздухозаборников дренажа, вварены патрубки, в которых установлены вакуумные клапаны дренажа, открывающиеся при создании в трубопроводе разрежения, предохраняя его от смятия.