Охлаждающая жидкость: концентрат или готовый продукт?
Ранее мы уже писали насколько важно правильно подобрать и своевременно менять охлаждающую жидкость. Полезные статьи по этой теме можно прочесть здесь и здесь.
Рано или поздно практически каждый автолюбитель сталкивается с полной или частичной заменой охлаждающей жидкости. И тут встает вопрос: использовать антифриз (концентрат) и разбавить его водой или же залить уже готовую к использованию жидкость?
Рассмотрим "за" и "против".
Транспортировка и хранение концентрата куда более выгодна в сравнении с готовой к применению жидкостью. Более того, конечно, одним из преимуществ использования концентрата является возможность его смешивания с водой в желаемой пропорции для достижения нужной температуры замерзания. Например, при замене охлаждающей жидкости некоторая часть старой жидкости или воды, в случае промывки, остается в системе и в последующем смешивается с новой, поэтому для достижения оптимальной пропорции может потребоваться корректировка. В данном случае концентрат антифриза является незаменимым.
Для разбавления можно использовать обычную водопроводную воду, однако к ней предъявляются определенные требования: вода должна быть пригодной для питья, и её жесткость не должна превышать 20°dH (немецкая шкала градусов жесткости воды), что соответствует значению 3,5 ммоль/л.
И в этом скрывается один из недостатков использования концентрата. Процедура замены становится более сложной: необходимо предварительно найти чистую ёмкость подходящего объема, воду необходимого качества, смешать в правильной пропорции. Неправильная пропорция смеси антифриз-вода, использование некачественной воды, а также несоблюдение интервалов замены могут привести к коррозии не только отдельных деталей, но также и всей системы охлаждения.
Примеры повреждений в результате применения некачественной охлаждающей жидкости
Куда более удобной является готовая к применению охлаждающая жидкость Ready Mix:
— надежное использование при температуре воздуха до -35°C;
— не требует смешивания с водой;
— экономия времени при замене;
— отсутствие рисков неправильной пропорции;
— проверенное качество используемой воды;
— возможность использования как на СТО, так и владельцами автомобиля;
— сделано в ЕС.
Если с концентратами потребители продукции bilstein group уже хорошо знакомы (представлены в ассортименте брендов febi и SWAG), то готовые к использованию охлаждающие жидкости Ready Mix являются новинкой.
С ассортиментом новинок вы можете ознакомиться в онлайн-каталоге, а также спрашивайте у наших официальных дистрибьюторов (партнеров в вашем городе можно найти здесь).
Что лучше и выгоднее: охлаждающая жидкость или концентрат?
Функционирование системы охлаждения автомобиля обеспечивает циркулирующая в ней охлаждающая жидкость, задача которой отводить тепло от двигателя, предотвращая тем самым его перегрев.
С ролью охлаждающей жидкости вполне неплохо справляется обычная вода, но у неё есть ряд недостатков. В частности вода образует накипь, отложения которой со временем забивают систему охлаждения и ухудшают её эффективность, но самый главный недостаток воды это то, что она замерзает при низких температурах. Собственно поэтому и появились специально разработанные для системы охлаждения жидкости или, как их называют в народе, антифризы.
В отличие от обычной воды охлаждающие жидкости не замерзают при низких температурах. Кроме того они обладают антикоррозийными свойствами, не образовывают накипь, а так же не агрессивны к алюминию, резине и другим деталям системы охлаждения.
В настоящее время на рынке огромный выбор охлаждающих жидкостей, но относительно недавно в продаже появились ещё и их концентраты. Чем концентрат отличается от готовой охлаждающей жидкости и что из этого выгоднее, разберёмся далее.
И так, охлаждающая жидкость на 50% состоит из деминерализованной воды. 49% охлаждающей жидкости составляет этилен или пропиленгликоль, благодаря которым охлаждающая жидкость не замерзает. А оставшийся 1% это различные антикоррозийные, противоизвестковые и препятствующие пенообразованию химические добавки.
Что касается концентрата, то в его состав входит всё то же самое, кроме деминерализованной воды. Исходя из этого понятно, что для приготовления охлаждающей жидкости из концентрата его необходимо разбавить водой, но ни в коем случае не водопроводной, а деминерализованной или, в крайнем случае, дистиллированной.
Стоимость 5-ти литров охлаждающей жидкости, а именно в таре такого объёма она чаще всего продаётся, составляет около 600 российских рублей.
В свою очередь концентрат чаще всего продаётся в таре объёмом 1 литр, и его стоимость составляет около 300 российских рублей.
Да, охлаждающие жидкости и их концентраты есть и более дорогие, но сути это не меняет.
Концентрат разбавляют в зависимости от требуемого порога замерзания. В Европе, в силу её относительно тёплого климата, чаще всего на 1 литр концентрата добавляют 3 литра воды. В этом случае получается 4 литра готовой охлаждающей жидкости, а её порог замерзания составляет -15°C, что для большинства европейских стран достаточно, но не достаточно для России, где зимы более суровые и требуется более низкий порог замерзания.
В России концентрат охлаждающей жидкости обычно разбавляют с водой поровну, то есть на 1 литр концентрата добавляют 1 литр воды и порог замерзания готовой охлаждающей жидкости составляет уже не -15°C, а -40°C, как у большинства имеющихся в продаже готовых охлаждающих жидкостей.
В итоге получается, что для приготовления 5-литров достаточно морозоустойчивой охлаждающей жидкости россиянину необходимо приобрести как минимум 2 литра концентрата, стоимость которого будет сопоставима со стоимостью уже готовой охлаждающей жидкости и это без учёта стоимости деминерализованной или дистиллированной воды. Так зачем же так заморачиваться, если можно приобрести готовую охлаждающую жидкость и просто залить её в систему охлаждения?
Совершенно очевидно, что для большинства жителей России никакой выгоды в концентрате охлаждающей жидкости нет. Тем не менее, если вы живёте там, где температура зимой не опускается ниже -10°C, то 1 литр концентрата можно смело разбавить 4-мя литрами воды, что действительно будет выгоднее готовой охлаждающей жидкости.
В общем, выводы делайте сами в зависимости от того, где вы живёте и какой там климат.
Концентрат или готовый антифриз. Что лучше?
Часть автомобилистов, при замене или доливке охлаждающей жидкости, использует готовый антифриз. Другие автовладельцы предпочитают концентрат. Попробуем разобраться в вопросе, что лучше: антифриз или концентрат антифриза.
Из чего состоит концентрат антифриза и чем отличается от готового продукта?
Обычный готовый к использованию антифриз состоит из 4 основных компонентов:
- этиленгликоль;
- дистиллированная вода;
- пакет присадок;
- краситель.
В концентрате отсутствует только один из компонентов: дистиллированная вода. Остальные составляющие в полном составе есть в концентрированных вариантах охлаждающих жидкостей. Иногда производители для упрощения и предостережения излишних вопросов на упаковке пишут просто «Гликоль» или «Этандиол», что, по сути, является другим названием этиленгликоля. О присадках и красителе обычно не упоминается.
Однако все присадочные компоненты и краситель в подавляющем большинстве случаев есть во всех составах, выпускаемых уважающими себя производителями. И при добавлении воды в нужной пропорции на выходе получится обычный антифриз. Сегодня на рынке встречаются в основном концентраты антифризов G11 и G12 (и его производных, G12+ и G12++). Антифриз G13 продаётся в готовом виде.
В дешёвом сегменте можно встретить и обычный этиленгликоль, не обогащённый присадками. Использовать его следует осторожно, так как сам по себе этот спирт обладает небольшой химической агрессией. А отсутствие защитных присадок не позволит предотвратить образование очага коррозии или остановить его распространение. Что в долгосрочной перспективе сократит срок службы радиатора и патрубков, а также увеличит количество образующихся окислов.
Что лучше антифриз или концентрат антифриза?
Выше мы выяснили, что в плане химического состава после приготовления концентрата различий с готовым продуктом практически не будет. Это с тем условием, что пропорции будут соблюдены.
Теперь рассмотрим преимущества концентрата перед готовым составом.
- Возможность приготовления антифриза с такой температурой замерзания, которая оптимально подходит под ситуацию. Стандартные антифризы в основном рассчитаны на –25, –40 или –60 °C. Если готовить охлаждающую жидкость самостоятельно, то можно подобрать концентрацию как раз для той местности, в которой эксплуатируется авто. И здесь есть один тонкий момент: чем выше у этиленгликолевых антифризов низкотемпературная стойкость, тем ниже устойчивость к закипанию. Например, если для южного региона залить антифриз с температурой застывания –60 °C, то он закипит при локальном разогреве до +120°C. Такой порог у «горячих» моторов при интенсивной езде легко достигается. А играя с пропорцией можно подобрать оптимальное соотношение этиленгликоля и воды. И полученная ОЖ не замёрзнет зимой и будет устойчива к высоким температурам летом.
- Точная информация о том, при какой температуре замёрзнет разбавленный концентрат антифриза.
- Возможность доливать в систему дистиллированную воду или концентрат для смещения точки застывания.
- Меньше вероятность купить подделку. Концентраты обычно выпускают именитые фирмы. И поверхностный анализ рынка говорит о том, что подделок больше среди готовых антифризов.
Из недостатков самостоятельного приготовления антифриза из концентрата можно отметить необходимость поиска дистиллированной воды (обычную воду из-под крана использовать крайне не рекомендуется) и затраты времени на приготовление готового продукта.
Исходя из всего вышесказанного, однозначно сказать, что лучше, антифриз или его концентрат, нельзя. У каждого состава есть свои преимущества и недостатки. И при выборе следует исходить из собственных предпочтений.
Антифризы. Какой заливать в свой автомобиль?
Всем водителям без исключения знакомо слово «антифриз». Однако далеко не все, в частности начинающие водители, точно знают какую именно функцию он выполняет в автомобиле. Сегодня мы подробно разберемся с тем, что же такое антифриз, его свойства, каких видов он бывает, а также с тем, как его правильно выбрать.
Что такое антифриз?
«Antifreeze» с английского можно перевести как «не замерзающий» (anti – против, freeze – замерзать). Этим словом во всем мире принято называть специальную жидкость, которая заливается в систему охлаждения силового агрегата авто.
Антифриз (охлаждающая жидкость) — бесперебойно циркулирует между системой и радиатором, выводит лишнее тепло, предотвращая перегрев и выход мотора из строя.
За счет своего специфического состава, t° замерзания антифриза значительно ниже чем у воды, поэтому можно не опасаться, что жидкость замерзнет при сильных морозах, а система пострадает (вплоть до разрыва стенок двигателя). Соответственно, это средство является эффективным и безопасным для системы охлаждения и двигателя в целом.
Состав охлаждающей жидкости
Все антифризы имеют одинаковый состав:
- 90% – основа из этиленгликоля (пропиленгликоля);
- 5-7% – комплекс присадок (антикоррозионные, противопенные, стабилизирующие);
- 3-5% – вода;
- краситель (в основном красного, зеленого или синего цвета).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Этиленгликоль – это маслянистая, сладковатая жидкость, которая является сильнодействующим ядом. Летальная доза для взрослого человека составляет 200-250 мл. Нейтрализовать действие яда поможет этиловый спирт.
Полезные свойства антифриза
К основным эксплуатационным свойствам охлаждающих жидкостей (ОЖ) относятся:
- сохранение рабочих характеристик в широком температурном диапазоне;
- высокая температура кипения (от 108 до 160°С);
- низкая температура замерзания (от -25 до -65 °С);
- высокая теплопроводность;
- стабилизация работы системы;
- надежная защита металлических деталей радиатора и ДВС от коррозии;
- эффективная защита всех элементов системы охлаждения от кавитации;
- препятствование пенообразованию при повышенных температурах;
- нейтральность (не разъедает) по отношению к резиновым и полимерным деталям системы охлаждения (шлангам, уплотнителям), а также их предохранение от высыхания и растрескивания.
Цвет антифриза
Многие ошибочно думают, что от цвета ОЖ зависят ее эксплуатационные свойства. На самом деле не имеет значения, какого антифриз цвета – красного или зеленого.
Изначально целью, которую производители преследовали, окрашивая ОЖ, была подсказка водителям, что потекла система охлаждения. Увидев яркие подтеки под своим авто владелец сразу понимал, что произошла утечка и требуется срочный ремонт.
На сегодняшний день флаконы с яркой цветной жидкостью можно расценивать как маркетинговый ход, который привлекает внимание потенциальных покупателей. Производители могут окрашивать антифриз в любой понравившийся цвет, поэтому подбирать охлаждающую жидкость по цвету нельзя!
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Категорически нельзя смешивать антифризы исходя из их цвета! Принцип «красный с красным» или "зеленый с зеленым" тут абсолютно не работает, поскольку жидкости одного цвета могут иметь абсолютно разный состав и рабочие характеристики. Именно поэтому доливать можно ОЖ любого цвета, главное, чтобы она имела аналогичный состав с жидкостью, изначально залитой в систему.
А что делать, если возникла ситуация, в которой нужно долить охлаждающую жидкость (более 200 мл), а Вы не знаете какой состав уже в системе? В таком случае специалисты советуют полностью заменить антифриз в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
Если жидкости нужно долить немного, до 200 мл, используйте дистиллированную или фильтрованную воду (ни в коем случае не водопроводную). Это не нарушит рабочие свойства состава (фактически, Вы просто восстановите количество воды, которое испарилось при избыточном давлении).
Классификация антифризов
Во всем мире общепринятой стала классификация, разработанная специалистами компании Volkswagen. Согласно ее стандартам все охлаждающие жидкости делятся на три группы – G11, G12 и G13.
G11. Производится по традиционному (силикатному) методу с применением небольшого количества антикоррозийных, смазывающих и противопенных присадок из неорганических веществ (силикатов, фосфатов, нитритов и пр.). На сегодняшний день ОЖ G11 считаются устаревшими. Производители не используют их при первой заливке в авто из-за того, что срок службы неорганических ингибиторов максимум 2 года. Кроме того, они не выдерживают температуры свыше 108 °С.
G12. От G11 его отличает отсутствие силикатов в составе – вместо них используются органические карбоновые кислоты. Благодаря этому антикоррозионные, противокавитационные и прочие полезные свойства у G12 значительно выше. Также преимуществом антифризов этого класса является более длительный эксплуатационный период – около 5 лет без замены.
*Антифризы с маркировкой G12+, G12++ являются улучшенными разновидностями G12, отличающимися более эффективными присадками, минимумом вредных примесей, еще большей чистотой основы и увеличенным сроком службы, до 8 лет.
G13. Новый класс антифризов, разработанные на пропиленгликоле. В отличие от ОЖ из ядовитого этиленгликоля, они имеют экологическую (не токсическую) основу, которая соответствует требованиям Европы к экобезопасности. Среди всех видов охлаждающих жидкостей G13 является самым дорогим по цене, при этом, от G12+ и G12++ фактически он отличается только своей безвредностью для окружающей среды.
НА ЗАМЕТКУ!
Антифризы одного и того же типа разрешается смешивать. Например, G11+ и G11 или G12+ и G12. При этом одновременно заливать ОЖ G11 и G12 нельзя из-за несовместимости присадок в составе.
Разница между готовым антифризом и концентратом
В целом, это один и тот же продукт. Самое главное их отличие – это насыщенность, поскольку готовый антифриз представляет собой концентрат, разведенный водой.
Считается, что концентрат – экономически более выгодная покупка. В свою очередь готовая охлаждающая жидкость не требует траты лишнего времени на разбавление водой, соответственно более удобна для применения. Поэтому, что лучше выбрать – антифриз или концентрат, каждый водитель должен сам решить для себя, исходя из личных предпочтений.
GM Антифриз красный | Mobil Концентрат | Total Концентрат | CoolStream Антифриз |
Подробнее | Подробнее | Подробнее | Подробнее |
Стандарты антифризов
На сегодняшний день в мире существует общепринятый стандарт, который изначально разработали американцы. Он разделяет автомобильные ОЖ на 2 вида:
- этиленгликолевая основа (ASTM D 3306, D 4340, D 4985)
- основа из экологичного пропиленгликоля (SAE J1034).
Но, несмотря на это, в России существует свой стандарт – ГОСТ 28084-89, Великобритании – BS6580:1992, Австрии – ONORM V5123, Германии – FWHEFTR 443, Японии – JISK 2234 и т.д. Каждый из них разработан в соответствии с климатом своей страны, при этом учитывая климатические особенности других государств-потребителей (авто других марок, нюансы их систем охлаждения).
В чем отличие антифриза от тосола?
Большинство водителей со стажем знает, что оба продукта являются охлаждающими жидкостями, которые отличаются при этом своими техническими и эксплуатационными характеристиками. Рассмотрим их подробнее.
Изначально «тосол» был разработан для системы охлаждения советских автомобилей в 70-е годы прошлого столетия. Это была усовершенствованная в институте «ГосНИИОХТ» жидкость, которая заменила обычную воду, заливавшуюся до этого в радиаторы. Для старых машин с латунными радиаторами и моторами из чугуна такой способ охлаждения был безопасен, а вот для более современных двигателей это грозило повреждением блока цилиндров, патрубков или всей системы в целом. В состав нового продукта, получившего название «тосол», кроме воды входил этиленгликоль и добавки (присадки) на основе неорганических солей, которые защищали ДВС от коррозии.
Что касается антифризов, это те же ОЖ, но только импортного производства и с более усовершенствованным составом. Тосол, в отличие от зарубежного аналога, образует по всей поверхности системы антикоррозийный слой, толщиной 0,5 мм. Из-за этого металл хуже передает тепло, а эффективность процесса охлаждения заметно снижается, ускоряя износ мотора и увеличивая расход топлива. Кроме того, свои рабочие характеристики тосол теряет уже через 35 000-40 000 км. В свою очередь импортный продукт «работает» деликатнее, образуя защитный слой не по всей поверхности, а только на проблемных участках системы. Благодаря этому не нарушается теплообмен и продлевается срок службы агрегата. К тому же антифриз более устойчив к закипанию (115°С), чем тосол (107°С) и его замена требуется после 250 000 км.
НА ЗАМЕТКУ!
Одновременно смешивать антифриз с тосолом запрещается из-за разницы в составе. В отличие от импортной ОЖ, тосол содержит агрессивный силикат, негативно воздействующий на каналы. Последствиями смешивание двух продуктов без промывки системы охлаждения может стать коррозия, выпадение осадка, который забьет каналы, ухудшение рабочих свойств жидкости и пр.
Какой антифриз выбрать для своего авто?
Однозначно ответить на вопрос, какой антифриз лучше, практически невозможно. Например, в отличие от современных авто, ТС старше 20 лет не требовательны к составу – в них можно заливать и тосол, и антифриз. Поэтому, для того чтобы Вам было проще определиться с выбором подходящего продукта, воспользуйтесь рекомендациями специалистов:
- Подбирать ОЖ нужно исходя из инструкции по ремонту и эксплуатации авто (мануалу), в котором указаны требования производителя к техжидкостям.
- При выборе продукта обязательно нужно учитывать температурный диапазон своего региона (максимальные минусовые температуры). Антифриз нужно всегда покупать «с запасом».
- Выбирая антифриз, всегда нужно обращать внимание на его упаковку и внешний вид. Емкость должна быть герметичной, без дефектов, на этикетке указан завод-изготовитель, его местоположение, реквизиты, сроки годности и дата изготовления продукта. Сама ОЖ должна быть без осадка (хлопьев), а пена, которая возникает во время встряхивания канистры должна исчезать за пару секунд (в концентрате – максимум за 5 сек.).
Купите антифризы по самой выгодной цене в Москве
В нашем интернет-магазине «Лига-М» можно выбрать и выгодно купить высококачественные антифризы ведущих брендов – Coolstream, X-FORCE и прочих. Если у Вас появились вопросы, уточнить детали и получить больше подробной информации о товаре можно связавшись с нашими консультантами по телефону (посмотреть) или заказав «обратный звонок». Оперативная доставка предоставляется по всей территории России.