Класс шины что это
Перейти к содержимому

Класс шины что это

  • автор:

Нужна ли водителям классификация автомобильных шин

Шины – наиболее часто востребованная деталь в автомобилях, именно они встречаются с сопротивлением дорожного полотна в любом его состоянии, при транспортировании пассажиров и грузов. Описание свойств и характеристик шины в кратком виде содержит маркировка покрышки, расположенная на боковине. Для поиска шины для конкретного автомобиля созданы классификации по признаку или параметру, благодаря чему легче выбрать покрышки с нужными характеристиками.

Большинство классификаций не регламентируются и часто пересекаются между собой, некоторые унифицированы и имеют всеобщее употребление, как, например, классификация резины по типоразмерам, индексам скорости и нагрузки и т.п. Далее мы рассмотрим различные классификации по видам, классам и категориям шин.

Разные виды автомобильных шин

Шиной называется мягкая оболочка колеса, предназначенная для смягчения движения при ударах о неровности дорожной поверхности. С развитием технологий для конструкторов появились возможности разработки различных видов резины, которые используются в современном автомобильном транспорте, или будут работать в машинах будущего.

  1. Сплошная шина – целиком состоит из резины. Первоначально устанавливались на всех автомобилях, со временем стали производиться с внутренними воздушными полостями для облегчения веса. Сейчас используются в крупногабаритных производственно-бытовых устройствах и детских велосипедах. Применяются для спортивных автомобилей.
  2. Пневматическая шина – резина с герметической полостью, наполняемой сжатым воздухом или другим газом до показателя, обеспечивающая комфортное движение и надежную управляемость автомобиля. Пневматические шины получили массовое распространение, в настоящее время они используются в двух вариантах:
  3. Камерная шина. Состоит из двух элементов – внутренней камеры, наполненной воздухом, и внешней покрышки. Камера создана из прорезиненного текстиля, герметически закрывается ниппелем, через который происходит подкачка давления. Маркируется как tube type.
  4. Бескамерная шина герметически охватывает колесный диск и накачивается воздухом до необходимого, рекомендованного производителем, давления. Маркируется как tubeless.
  5. Безопасная шина – конструкция покрышки нового типа, которая обеспечивает безопасность движения при проколе или другом повреждении. Инженерные решения по безопасным шинам развиваются в двух направлениях:
  6. Базирующиеся на пневматической конструкции покрышки, читайте подробнее в наших статьях типа Runflat или Flowforming.
  7. Новое поколение покрышек, безвоздушной конструкции. О них также мы писали, подробнее вот здесь.

Уже более сотни лет наиболее распространены в автотранспорте пневматические шины как наиболее легкие, способные выдерживать значительные нагрузки, поддерживать управляемость автомобиля, устойчивые к износу и долговечные, пригодные к многочисленным ремонтам.

По типоразмерам

Это самая необходимая и наиболее популярная классификация шин, она присутствует на всех покрышках и называется маркировкой. Основными типоразмерами колес являются габаритные размеры, в сочетании с основными показателями нагрузки и скорости, принятые производителями во всем мире как стандартные для всех марок и видов автотранспорта. Типоразмер имеет вид 185/70 R14 C 102 Q, наносится на боковину автопокрышки производителем во время отливки. В данной маркировке цифры обозначают следующие размеры:

185 — ширина беговой дорожки; 70 — серия шины; R – радиальная; 14 – диаметр обода в дюймах;

82 — индекс или коэффициент нагрузки; Т — индекс скорости.

Серия шины это процентное соотношение ширины и высоты профиля. Если серия не указана, это значит, что шина полнопрофильная, то есть соотношение равно 80 % или более.

В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения: 185 R14 C 102 Q, индексом С обозначаются так называемые «усиленные» шины с большим коэффициентом нагрузки.

Кроме типоразмера, на боковине покрышки обязательно указывается наименование производителя и модели покрышки, например, NRT2. Встречаются и другие надписи, например, сезонность или дата производства. Дата указана четырьмя цифрами, две из которых обозначают номер недели, две других – год производства шины. Более подробно читайте о маркировке шин у нас.

Опустили цены ниже нижнего Получите дополнительную скидку 3% по промокоду «блог» и покупайте шины и диски по самому низу

Sailun Atrezzo EliteSailun Atrezzo Elite
Sailun Atrezzo EcoSailun Atrezzo Eco
Arivo Premio ArzeroArivo Premio Arzero

По размерам профиля

Профилем шины называется вид ее поперечного сечения.

Габаритные размеры покрышки напрямую влияют на управляемость автомобиля и комфорт движения. Ширина покрышки обеспечивает ее устойчивость на дорожном полотне, высота способствует управляемости автомобилем и комфорту езды. Ширина профиля – это расстояние между боковыми частями покрышки в накачанном состоянии, без учета дополнительных выпуклостей, набивок маркировки и тп. Если размер профиля точно не определен, принимают среднее оптимальное значение ширины примерно равным трети от обода колеса. По этому размеру определяют профили шины:

  • крупногабаритные – ширина от 14 дюймов (350 мм) и больше, независимо от посадочного диаметра;
  • среднегабаритные – шириной от 7 до14 дюймов (200 мм – 350 мм) и посадочным диаметром не менее 18 дюймов (457 мм);
  • малогабаритные – шириной до 10 дюймов (260 мм) и посадочным диаметром не более 18 дюймов (457 мм).

Значение высоты профиля шины важно для управляемости автомобиля и комфорта движения. Шины с высоким профилем принимают большую часть механических ударных нагрузок, делая движение плавным и снижая нагрузку на подвеску.

С повышением значения высоты снижается управляемость автомобилем, хуже выполняется маневрирование на скорости. Поэтому скоростные и спортивные модели стремятся к снижению высоты профиля покрышки, в ущерб комфорту и плавности.

Впрочем, для гоночных и болидов используют специальные гладкие трассы без неровностей и ям.

Классификация шин по высоте профиля в цифрах описывается соотношением высоты к ширине и принимается:

  • обычный профиль, при отношении высоты профиля (H) к его ширине (B) более 0,89;
  • широкопрофильные -H/B = 0,6 — 0,9;
  • низкопрофильные — H/B = 0,7 — 0,88;
  • сверхнизкопрофильные — H/B = < 0,7;
  • арочные — H/B = 0,39 — 0,5;
  • пневмокатки — H/B = 0,25 — 0,39.

Два последних вида профиля покрышек применяются для специального транспорта, в условиях работы на лесозаготовках, карьерах, сельскохозяйственных угодьях, объектах и т.п.

По расположению корда

Способ укладки нитей корда в каркасе и соединения с брекером важный параметр в конструкции шины, поскольку они влияют на основные рабочие способности покрышки. Есть два вида шин, по способам перекрещивания корда в каркасе – радиальные и диагональные.

Радиальные шины

В радиальной конструкции нити корда расположены от борта к борту и не перекрещиваются в смежных слоях. Нити корда повышают прочность резины в части беговой дорожки, защищают каркас от повреждений, ограничивают распространение трещин в резине протектора. Радиальные шины выпускаются с кордом из синтетических волокон, и с металлическими или текстильными нитями брекера. Металлический корд более прочный, чем текстильный, обладает меньшим удлинением, более устойчив к тепловому износу и лучшей теплопроводностью.

Радиальное расположение нитей имеет ряд преимуществ перед диагональным как в восприятии нагрузок так и в качестве движения автомобиля:

  • напряжения каркаса в радиальном расположении нитей значительно ниже, нет необходимости строить многослойную конструкцию
  • каждый слой работает самостоятельно, число слоев обеспечивает заданную прочность резины
  • площадь контакта резины с дорожным полотном больше и плотнее, что усиливает сцепление с дорогой
  • при деформации протектора брекер удерживает форму пятна контакта, увеличивая эффективность блоков и канавок протектора.

По эксплуатационным характеристикам радиальные шины имеют следующие преимущества:

  • большая несущая способность на 15-20%;
  • повышенная максимальная скорость;
  • уменьшенная масса покрышки на 3-4%;
  • большая радиальная эластичность на 20-30%,
  • меньший нагрев материала покрышки на 20-30%.

За счет улучшения сцепных свойств, уменьшения риска повреждений и последствий проколов шины в пути, улучшения устойчивости и управляемости в целом, благодаря использованию радиальной конструкции укрепляется безопасность движения автомобиля в целом.

Конструкция пневматической шины состоит из основных элементов:

Диагональные шины

В диагональных конструкциях нити корда от борта к борту расположены по диагонали, они перекрещиваются в смежных слоях каркаса, поэтому общее количество слоев должно быть четным. Угол расположения нитей в рядовой диагональной резине равен от 30 0 до 40 0 к осевой плоскости колеса, опоясывающей диагональной шине угол равен до 60 0 . К преимуществам диагональных конструкций можно отнести:

  • простое диагональное строение конструкции удешевляет ее производство и последующие ремонты
  • высокая прочность боковых стенок покрышек
  • смягчение ударных воздействий на автомобиль улучшает комфорт и передаваемые на подвеску нагрузки.

Эксплуатационные свойства диагональных шин значительно уступают радиальным. Это происходит из-за деформации корда под влиянием нагрузок, что приводит к смятию протектора и нарушению его рабочих свойств.

По этой причине диагональные способы укладки нитей практически не применяются для большинства автомобильной техники. Их выпускают только для грузового транспорта или специальных машин.

Виды рисунка протектора

Протектор является частью автомобильной шины, ответственный за контакт с дорожным полотном при любых дорожных обстоятельствах, известный под названием беговой дорожки колеса. Одновременно с сопротивлением силам дорожного покрытия конструкция протектора принимает со стороны массы автомобиля силовые нагрузки, передаваемые на колеса подвеской.

Эффективная работа протектора по выполнению этих задач обеспечена конструкцией силового каркаса и составом резины, а также рисунком протектора шины. Над созданием эффективного рисунка протектора шины, обеспечивающего курсовую устойчивость автомобиля и безопасность движения по заданному маршруту, работают конструкторы и дизайнеры.

При всем многообразии дизайна функциональность протектора успешно воплощается в использовании одного из трех типов рисунка:

  1. Ненаправленный рисунок, или симметричный относительно продольной (радиальной) плоскости колеса. Этот тип рисунка универсальный и подходит для всех вариантов движения, установка колеса с симметричным узором всегда будет правильной. Ненаправленный рисунок хорошо работает на сухой асфальтовой поверхности, хуже отводит воду на мокром полотне, на зимних дорогах рисунок забивается снегом, за счет чего и снижается управляемость автомобилем.
  2. Направленный рисунок, симметричен относительно поперечной (центральной) плоскости вращения. Такой рисунок обеспечивает хорошее сцепление с одновременным отводом воды на мокрой дороге, обладает пониженным уровнем шума. При установке необходимо обращать внимание на направление движения, указанное на шине стрелкой. При использовании направленного рисунка на запасном колесе оно будет правильно работать лишь по одной стороне автомобиля. Установка на «неправильную» противоположную движению сторону при необходимости может применяться при езде на сниженной скорости.
  3. Асимметричный рисунок, хорошо работает для совмещения разных функциональных потребностей в одной шине, часто внутренняя сторона предназначена для работы на мокром дорожном полотне, а внешняя для сухой дороги.

Понимая особенности рисунка протектора, можно выбрать автомобильную шину, не зная ее назначения и маркировки. Канавки и ламели на резине протектора позволяют отводить воду или снег с пятна контакта, продольные ребра жесткости удерживают курсовую устойчивость на трассах, поперечные канавки оптимизируют путь торможения в городских дорогах с интенсивным трафиком. Боковые грунтозацепы и крупные блоки центральной части создают условия для езды по мягкому грунту или бездорожью.

Для летних, зимних и всесезонных шин рисунок протектора также различается глубиной канавок и ламелей, наличию, количеству и расположению ребер жесткости, крупных или мелких квадратных блоков. В сочетании с составом резины и структурой корда рисунок протектора формирует чрезвычайно надежную беговую дорожку автомобиля.

По рабочему давлению

Давление воздуха в колесе является динамическим показателем, влияющим на качество движения, безопасность управления автомобилем и эксплуатационные свойства покрышки.

Внутреннее давление в колесе является рекомендованной производителем величиной, величина указана в инструкции к эксплуатации шины. В основных видах автомобильных шин используется нерегулируемое постоянное давление. По величине абсолютных значений шины разделяются на:

  • сверхнизкого давления, внутреннее давление воздуха около 0,05—0,08 Мпа
  • низкого давления, внутреннее давление воздуха около 0,1—0,4 Мпа
  • среднего давления, внутреннее давление воздуха около 0,4—0,6 Мпа
  • высокого давления, внутреннее давление воздуха около 0,6—0,7 Мпа и выше.

Шина регулируемого давления предполагает управляемое изменение показателя давления, в зависимости от условий эксплуатации. Например, применяется в широкопрофильных шинах, работающих на мягких грунтовых поверхностях, или шина с установленным на ниппеле специальным индикатором давления.

Классификация шин по индексам грузоподъемности и скорости

Грузоподъемность – один из ключевых показателей эффективности автомобиля, особенно в коммерческом транспорте. В зависимости от видов перевозимых объектов, автотранспорт разделяется по грузоподъемности:

  • легковой и пассажирский транспорт, предназначен для перевозки людей в индивидуальном автомобиле (такси) или маршрутном режиме (автобусы, троллейбусы)
  • легкогрузовой транспорт – микроавтобусы и грузовые машины малой грузоподъемности, до 3,5 тонн, для перевозок грузов
  • грузовые автомобили служат для перевозок любых видов грузов
  • специальная техника, для выполнения погрузо-разгрузочных операций, работ по подъему на высоту людей и грузов, и т.п.

Примерно по таким же категориям разделены и шины. Индексы грузоподъемности шины обозначаются коэффициентами от 0 до 279, каждому значению соответствует максимальная нагрузка на шину в килограммах.

Таблицы для определения грузоподъёмности едины для всех видов транспорта, коэффициенту 0 соответствует максимальная нагрузка на колесо до 45 кг, для коэффициента 279 максимальная нагрузка на колесо равна 136 000 кг. Где-то между крайними значениями находятся нагрузки для всех марок автомобилей и моделей шин.

Зависимым от индекса нагрузки является индекс скорости – значение максимальной скорости данной шины при заданном коэффициенте грузоподъёмности. Буквенные значения индексов скорости размещены рядом с нагрузкой в маркировке шины, абсолютные значения максимальной скорости определяются по таблицам.

Между индексами грузоподъемности и скорости существует обратно пропорциональная зависимость, несущая способность колеса может увеличиться, если скорость движущегося под нагрузкой автомобиля будет меньше.

Виды шин по климату и сезонности

Разнообразие климатических условий на Земле вынуждает производителей изготавливать шины для легковых и грузовых автомобилей с разделением по климатическим зонам. Типоразмеры и маркировка шины едины для всех, для работы в разных климатических зонах создают различную по составу и свойствам резину.

Поскольку диапазон температур находится в разбросе от -45 С° до +55 С°, сезонные шины выпускаются в среднем, тропическом и северном вариантах, так как понятие лета или зимы на северных широтах значительно отличается от экваториальных. В инструкции производителя указан климатический пояс, для которого подходят характеристики данной шины. Для более точного соответствия климатическим условиям отличаются также по рисункам протектора шин в сезонном и межсезонном исполнении:

  • летние шины отличаются глубиной продольных канавок для отвода воды, неглубоким поперечным рисунком, плавным переходом от протектора к боковинам, жесткой, устойчивой к износу, резиной.
  • зимние шины обладают сложным рельефом, крупным блочным рисунком протектора с глубокими поперечными канавками, рабочими боковыми поверхностями. Зимние шины северных районов могут быть оснащены шипами для усиления сцепления с ледяной или заснеженной трассой. Рисунок протектора часто имеет направленный характер для улучшения управляемости автомобилем.
  • всесезонные шины часто представляют собой комбинацию летнего и зимнего проектора с усредненными качествами резины. Они подходят для езды в умеренном климате на протяжении года, но лучше всего работают в межсезонье. Маркируются All Seasons, M+S и т.п.
  • универсальные шины подходят для 60-80% отечественных дорог по климату и качеству полотна, у них глубокий рисунок проектора с заметным поперечным разветвлением.

Сезонность всех видов шин, за исключением летних, указана в маркировке на боковине буквенными или символьными обозначениями. Летние шины в свою очередь, классифицируются по продуктивности на классы UHP, H/P, S/T, M/T, A/T – высокопроизводительные шины для автомобилей премиум класса, гоночных и спортивных машин, езды по шоссейным дорогам, бездорожью и грязи. Важно применять шины в соответствии с их назначением и проектными характеристиками, только в естественных для себя условиях их рабочий ресурс будет полностью направлен на полезную работу.

Классы шин и требования ЕС

Стандартная маркировка шин не является консервативной, она постоянно изменяется и дополняется. Кроме конструктивной и технической составляющей, классификация шин происходит по уровню комфорта и экономичности использования. Информация по этим показателям расположена на утвержденных этикетках автомобильных шин, экспортируемых из ЕС. В самые горячие, только введенные в действие в 2021 году стандарты этикеток автомобильных шин Евросоюза включены такие показатели:

  • Внешний уровень шума качения оценивается тремя классами, от «A» (самый низкий уровень) до «C» (самый высокий уровень)
  • Уменьшено количество классов в экономии топлива и сцепления на мокрой дороге теперь 5 уровней от «A» до «E»
  • На маркировке указывается новый символ снежной поверхности, если шина подходит для езды по сильно заснеженной поверхности
  • На маркировке указывается новый символ сцепления с ледяной поверхностью, для шины C1 (шина для легковых автомобилей)
  • Уникальный идентификатор каждой шины и наименование производителя шины
  • QR-код, сканированием которого можно получить доступа к информации о продукте.

Классы резины по уровню шума

Комфортность определяется уровнем внешнего шума от качения автомобиля по дороге. В зависимости от качества дорожного покрытия и материала шины, классификация резины по уровням обозначается от А до С:

  • уровень А шумность до 65 дБ
  • уровень В шумность от 67 до 71 дБ
  • уровень С шумность от 72 дБ

В измерениях шумности не арифметическая, а логарифмическая зависимость, то есть уровень шума на 1дБ равен трехкратному возрастанию шумности.

Классы шин по экономичности потребления топлива

В этом показателе автомобильные шины разделены на 7 классов от А до Е, шаг между которыми составляет 0,1 л на 100 км топлива.

Помимо непосредственного снижения расхода топлива, более экономичные модели шин способствуют снижению выбросов CO2 в окружающую среду.

Если от выбора класса шины по этому показателю расход топлива снижается до 20%, стоит задуматься над своим осознанным выбором и как минимум просчитать все «за» и «против».

Этикетки не вводят новой классификации резины, но делают публичными данные о топливной эффективности, экологии, основных экологических характеристиках. Это дает покупателю более широкие возможности сделать точный осознанный выбор модели.

Класс опасности шин

Еще одно свойство, сопровождающее жизнь шины, и относящее ее к классу опасности – утилизация. Израсходовавшие рабочий ресурс шины принадлежат к отходам IV класса опасности и должны быть утилизированы экологически безопасным способом. История непростая, но задача выполнима и давно ожидает практического решения в России, как она давно решена в других странах мира.

Приведенные в статье виды, типы и классы резины не исчерпывающий перечень. В разных странах существуют внутренние стандарты изготовления покрышек и некоторые из них настолько престижные, что имеют международный авторитет – как, например, справочник безопасности шин DOT Департамента Транспорта в США или сертификат качества VIA в Японии.

Шины: классификация по качеству и цене

В наше время рынок автомобильных шин обладает большой плотностью и насыщенностью брендов. Огромный ассортимент продукции представляют не только шинные гиганты с многолетней историей, но и сравнительно молодые производители, делающие ставку на ценовую доступность своих покрышек. Сейчас никто не сможет с уверенностью сказать, когда и каким образом шинная продукция стала классифицироваться, и у многих современных автовладельцев часто возникают вопросы насчет того, какие бренды или модели шин относятся к тому или иному сегменту.

Мы хотим внести немного ясности в эту тему. Так повелось, что деление шин условно происходит по трем основным сегментам: премиальный, средне-ценовой и эконом (или бюджетный). Такое разграничение, как правило, применяется к компаниям-производителям, а не к конкретным моделям покрышек. Так уж повелось. И в современном мире свое соответствие тому или иному классу многие бренды используют как дополнительный инструмент маркетинга для повышения привлекательности своей продукции, особенно к новым моделям.

Но главное, не стоит забывать, что и цены на те или иные шины тоже начинают сильно зависеть от сегментации самих брендов, под которыми они выпускаются. Каждый производитель в целях оправдания стоимости своей продукции наверняка отдает себе отчет в том, что качество и характеристики их шин просто обязаны соответствовать цене, а также тому классу (сегменту), в котором находится бренд. Иначе последствия при выпуске хотя бы одной неудачной модели, особенно для премиальных брендов, могут быть печальными.

Сами производители шин и крупные дилеры используют простую и понятную многим сегментацию рынка по 3-м категориям, которая применима к большинству отраслей промышленности.

Сегмент A (премиум). Это ведущие производители с мировым именем, разрабатывающие и внедряющие основные инновации, а также задающие стандарты качества в шинной индустрии.

Сегмент B (средне-ценовой). К нему относится “средний класс” производителей шин, выпускающих очень надежную продукцию, характерные особенности которой – сочетание повышенного качества и относительно доступной цены для основной массы потребителей.

Сегмент C (эконом). Наиболее бюджетный класс брендов, которых много. Чаще всего это марки, популярные на региональном уровне, но слабо известные на рынках других стран, предлагающие наиболее доступные покрышки и не так часто обновляющие ассортимент продукции.

Пирамида шинных брендов на российском рынке в 2021 году

Основными факторами такой классификации являются: ценовая политика бренда; используемые технологии производства; качественные характеристики продукции. Отметим, что опыт и возраст компании тоже считается важным, но далеко не решающим показателем – в одном сегменте со старожилами рынка могут соседствовать и сравнительные новички.

Сегодня сегментация брендов находится в динамике, как никогда раньше. Потребительский спрос постоянно меняется из-за растущей осведомленности и опыта использования. Доли рынка, занимаемые тем или иным брендом, регулярно трансформируются. И причины этого не только в покупательской способности, но и в характерных особенностях как самих сегментов, так и современного рынка.

Пирамида шинных брендов каких-то 4-5 лет назад на российском рынке выглядела чуть иначе. К примеру,
можно заметить небольшое нисходящее движение японского бренда Yokohama, который раньше претендовал на место в премиальном сегменте, но в последнее время крепко удерживается в средне-ценовом. А корейская марка Kumho, в свою очередь, числится теперь на отечественном рынке в бюджетном классе, хотя в прошлом причислялась к среднему.

Пирамида шинных брендов на российском рынке в 2017 году

Обратно противоположное направление наблюдается у производителя Hankook, который всеми силами стремится в премиальный эшелон. Об этом заявляют сами представители компании, а подтверждением служит ряд высокотехнологичных новинок летних и зимних шин, вышедших на мировой рынок в течении последних лет. Кроме того, концерн активно спонсирует самые известные соревнования в автоспорте, футболе и хоккее, а для бюджетного сегмента на шинном рынке создал новый суббренд Laufenn. Для закрепления на высочайшем уровне пирамиды компании Hankook остается только выпустить еще несколько инновационных новинок, которые у производителя наверняка уже в разработке.

Тенденции последних 10-летий на мировой шинной арене приводят к существенным изменениям, отражающимся на ранжировании брендов в том или ином сегменте. На это во многом повлияли и экономические кризисы, и тренды конца ХХ – начала ХХI века на поглощение крупными маститыми брендами некоторых хорошо известных марок, не выдержавших в одиночку конкуренции на рынке.

И получается, что бóльшую часть мирового рынка автомобильных покрышек контролирует всего 5-10 известных компаний, имена которых на слуху у каждого. Возможно, они вряд ли бы достигли впечатляющих результатов по выпуску продукции без своих дочерних брендов.

Так, например, немецкий концерн Continental владеет целым десятком других шинных марок, среди которых самыми известными являются шведская Gislaved, словацкая Matador и американская General Tire. Французская корпорация Michelin имеет в своем активе 7 дочерних брендов, включая американский BF Goodrich и сербский Tigar. А под крылом крупнейшего в США шинного концерна GoodYear находятся еще 6 брендов, в том числе Falken, Sava и легендарный британский Dunlop, которым американцы владеют вместе с японской компанией Sumitomo.

Другие же производители идут путем форматирования своих исключительных продуктовых линеек в самостоятельные бренды с определенным позиционированием их на рынке (например, Nordman от Nokian Tyres или Formula от Pirelli), а кто-то просто создает с нуля новый суббренд для своей продукции более экономичного класса (та же марка Laufenn, презентованная концерном Hankook в 2015 году).

Каждый сегмент автомобильных шин имеет свои преимущества и недостатки, даже в премиальном классе, где стоимость продукции представляет собой явный минус для многих покупателей. Поэтому для правильного выбора резины своему автомобилю можно придерживаться следующих рекомендаций:

✅ Для премиальных и высокоскоростных автомобилей или спорткаров лучше подойдут шины премиум-сегмента. Они гарантируют вам самый высокий уровень управляемости и комфорта, а также надежную безопасность.
✅ Для большинства автомобилей оптимальным вариантом могут стать шины средне-ценового сегмента. Они достаточно технологичны и качественны, в них по большей части используются пусть и не сверхновые, но все же передовые технологии. Кроме того, они существенно дешевле в сравнении с резиной класса премиум.
✅ Для бюджетных и маломощных автомобилей очевидным выбором будут покрышки эконом-сегмента. Они в разы дешевле премиальных моделей, при этом оптимальны для эксплуатации на дорогах плохого качества – если шина повредится или станет неремонтопригодной, ее замена на новую не ударит по бюджету.

Не забывайте делиться ссылками на наши публикации со своими подписчиками и друзьями.�� Подписывайтесь на наш блог – мы стараемся информировать вас только о полезном и интересном в области шинной и автомобильной отрасли.��

Как выбрать автомобильные шины

Аватар

Лонгрид, который поможет разобраться в типах шин, их особенностях и технологиях, научит читать маркировку и сравнивать характеристики разных шин.

Сезонность

Первое, с чем надо определиться, — это сезонность шин: летние, зимние или всесезонные. Последний тип вызывает много дискуссий: одни против их круглогодичной эксплуатации, другие за. Факт в том, что это компромиссное решение, а значит, зимой они не так хороши, как зимние шины, а летом уступают летним.

Совет для тех, кто твердо решил купить всесезонные шины: ищите покрышки не просто с маркировкой M+S (то есть Mud + Snow), а с рисунком снежинки на фоне трех пиков. Three-peak Mountain Snowflake, или сокращенно 3 PMSF, говорит о том, что шины прошли сертификацию на снежном покрытии.

Пиктограмма справа на боковине всесезонной шины — доказательство, что шина прошла сертификацию на снегу. Любые другие снежинки и льдинки — не более чем украшательства

Типы зимних шин

Шины для зимы бывают трех типов: шипованные, фрикционные (нешипованные) скандинавского типа и фрикционные европейского типа.

Шипованные шины

  • вы живете в северном регионе,
  • на дорогах бывает много льда,
  • коммунальные службы в вашем районе плохо работают.

Шипованные шины легко отличить по торчащим из протектора металлическим шипам и слову Studded на боковине. Предназначены для регионов с самыми суровыми зимами, для горной местности и районов, где за дорогами плохо следят. Если снег лежит несколько месяцев в году и часто приходится ездить по льду, шиповка — логичный выбор.

Существует мнение, что такие шины плохо работают на асфальте, а шипы вылетают от эксплуатации в городе. Это не совсем так. Часто тормозной путь шипованных шин на асфальте даже меньше, чем у фрикционных шин скандинавского типа. Это объясняется тем, что части протектора, куда вживляются шипы, сделаны из более твердой резины. И эти жесткие блоки лучше цепляются за асфальт, чем более мягкая резина нешипованных шин. Некоторые производители при установке сажают шипы на клей, поэтому в ошипованных в заводских условиях покрышках шипы сидят очень и очень прочно. Другое дело — шипуемые покрышки, они обозначаются надписью Studdable. Если шиповать их после покупки, то да, шипы из них вылетают гораздо легче — в процессе хранения и транспортировки в отверстия для шипов попадают посторонние предметы или грязь, в результате шипы фиксируются не так надежно.

Плюсы шипованных шин:

  • хорошее сцепление на льду и снегу,
  • относительно неплохое сцепление с асфальтом.

Минусы шипованных шин:

  • повышенный шум при эксплуатации,
  • повышенный расход топлива.

Нешипованные скандинавские шины нужны

Можно выбрать, если:

  • вы живете в северных регионах,
  • заснеженных дорог вокруг больше, чем ледяных,
  • вы цените тишину в автомобиле.

Зимние шины NOKIAN Nordman 7, 205/65/R16, 99T, шипованные [ts32342]

Фрикционные покрышки скандинавского типа созданы для тех же условий, что и шипованные. Они сделаны из самой мягкой резины (параметр измеряется в единицах Шора, иногда указывают в характеристиках), чтобы она не дубела на морозе. На таких шинах есть ламели — прорези для сцепления со льдом. Покрышка словно растекается по льду, цепляясь за малейшие неровности. Обратная сторона этой мягкости — повышенное сопротивление качению, а значит, больший расход топлива.

По качеству сцепления с дорогой скандинавские проигрывают шипованным шинам. Зато на снегу они работают не хуже, так как тут важнее рисунок протектора. На асфальте скандинавские фрикционные шины тоже часто хуже управляются и хуже тормозят, но они гораздо тише.

Плюсы фрикционных шин скандинавского типа:

  • хорошее сцепление на снегу,
  • тише шипованных шин.

Минусы фрикционных шин скандинавского типа:

  • плохое сцепление со льдом,
  • повышенный расход топлива.

Нешипованные европейские шины

  • зима умеренно холодная, снега мало,
  • льда почти нет, зато часто приходится ездить по асфальту.

Фрикционные шины европейского типа — нечто среднее между зимними и всесезонными шинами. Резина не такая мягкая, как на скандинавских, но тоже большое количество ламелей. Рассчитаны на регионы с мягкой зимой, где снег выпадает, но не лежит 4–5 месяцев в году, температура может опускаться ниже нуля, но обильных снегопадов и гололеда нет.

Плюсы фрикционных шин европейского типа:

  • неплохое сцепление со снегом,
  • хорошее сцепление с асфальтом,
  • тише, чем скандинавские шины.

Минусы фрикционных шин европейского типа:

  • плохое сцепление со льдом,
  • не предназначены для сильного мороза.

Подходить к выбору зимних шин надо, учитывая в первую очередь условия эксплуатации. А затем — отталкиваться от бюджета. Дорогие шины премиальных брендов по характеристикам лучше бюджетных моделей, но при разнице в цене в два раза — тормозной путь в два раза короче не будет.

Типы летних шин

Зимние шины PIRELLI Ice Zero Friction, 225/55/R17, 101H, нешипованные [3763200]

Летние шины выбрать сильно проще — тут, по большому счету, важно учитывать только тип автомобиля.

Летние шины для легковых автомобилей не имеют специальной маркировки и условно делятся на модели с пониженным сопротивлением качению, спортивные или предназначенные для мокрых условий. При выборе можно опираться на обещания производителей и независимые испытания.

Шины класса UHP (Ultra High Perfomance), предназначенные для скоростных и мощных автомобилей. Часто их выпускают для конкретных моделей, они получают одобрение производителя. Об этом говорит маркировка в виде букв и цифр: Audi (A0), Bentley (В, В1), Jaguar (J), Ferrari (K1, K2, F), Mercedes-Benz (M0), Porsche (N0, N1).

Среди шин для SUV, то есть для кроссоверов и внедорожников, разнообразие побольше. Шины для них условно можно разделить на три категории: асфальтовые (HT), универсальные (AT) или внедорожные (MT). Наиболее распространен первый вариант — HT, или highway terrain, то есть шины преимущественно для дорог с твердым покрытием.

Плюсы внедорожных шин HT:

  • хорошее сцепление на асфальте,
  • тишина при эксплуатации.

Минусы внедорожных шин HT:

  • плохое сцепление на бездорожье,
  • более подвержены порезам, чем шины AT и MT.

Универсальные шины AT (all terrain) годятся как для езды по асфальту, так и для бездорожья. Агрессивность протектора и поведение вне дорог зависят от конкретной модели, но в целом такие шины не напрягают при ежедневной езде и вполне могут выручить в глубокой колее. Хотя на асфальте не так хорошо управляются и тормозят, как HT.

Плюсы внедорожных шин AT:

  • подходят как для асфальта, так и для бездорожья,
  • неплохо защищены от порезов и проколов.

Минусы внедорожных шин AT:

  • повышенный шум при езде по асфальту,
  • повышенный расход топлива.

Внедорожные, или, как их еще называют, грязевые шины MT (mud terrain) — самый экстремальный вариант шин для внедорожников. Эти покрышки отличаются крупными блоками протектора, грунтозацепами на боковинах, крепкими боковинами и большим весом. Предназначены для эксплуатации на тяжелом бездорожье, на обычных дорогах ведут себя скверно: шумят, плохо управляются и отличаются большим тормозным путем на мокром асфальте. Выглядят очень брутально, но для езды по городу лучше выбрать что-то другое.

Плюсы внедорожных шин MT:

  • хорошая защита от проколов и порезов,
  • высокая проходимость на бездорожье.

Минусы внедорожных шин MT:

  • сильный шум при езде по асфальту,
  • большой расход топлива,
  • плохие сцепные свойства на асфальте,
  • высокая цена.

Четких критериев деления шин на категории не существует, никакой сертификации они не проходят, и некоторые AT на бездорожье могут ехать не хуже MT. Но отличить их можно по следующим признакам:

  1. в описании MT шин вам могут встретиться слова «внедорожный» или «экстремальный»,
  2. в названии могут быть уточнения: Mud, Mud-Terrain, MT, M/T или M-T,
  3. по внешнему виду: у таких шин будут крупные грунтозацепы, глубокий протектор и характерная «елочка».

Выбираем размер

Летние шины MICHELIN Primacy 4+, 205/55/R16, 91V, нешипованные [444057]

Как правило, производитель автомобиля рекомендует 2–3 размера шин для каждой модели. Наклейка с этой информацией есть на передней двери или средней стойке кузова и в руководстве по эксплуатации. Например, для седана Lada Vesta рекомендованы два варианта: 185/65 R15 и 195/55 R16. Могут подойти и покрышки 205/50 R17 от Vesta Sport/Vesta Cross. Но это, во-первых, нарушение предписаний производителя, во-вторых, надо убедиться, что такие колеса ничего не задевают при движении. Лучше не отступать от рекомендаций производителя и не экспериментировать.

В России и Европе используется метрическая система размеров. Надпись на шине 205/50 R17 означает ширину 205 мм, высоту профиля 50% от ширины (102,5 мм), R — обозначение радиальной шины, монтируемой на 17-дюймовый диск. Бывает, что на шинах для коммерческой техники или внедорожников размер указан так: 215R16. В этом случае высота профиля 82% (стандартный показатель), то есть около 176 мм.

Реже (и в основном на внедорожных шинах) встречается дюймовая система, например 31х10,5 R15 . Это значит, что шина с внешним диаметром 31 дюйм, шириной 10,5 дюйма для 15-дюймовых дисков. Ближайший аналог метрического размера — 265/70 R15 .

Меняя шины, лучше всего покупать рекомендованные производителем размеры. Это важно, потому что автомобиль настраивался под конкретный размер колес. Если поставить другие шины, может некорректно работать электроника (ABS и ESP), более крупные и тяжелые колеса быстрее износят подвеску, ширина покрышки или диски с другим вылетом могут в корне изменить характер управления автомобилем.

Проверяем индексы скорости и нагрузки

На наклейке с информацией о размере шин содержатся требования к допустимой нагрузке и максимальной скорости. Стоящее после размера число — это индекс нагрузки: от 0 (45 кг на колесо) до 999 (13 600 кг). Буква после него — индекс скорости: от A (максимум 40 км/ч) до Z (свыше 300 км/ч).

Допустимые размеры шин, индексы нагрузки и скорости, а также рекомендованное давление в шинах указаны в табличке на центральной стойке кузова или двери

Зимние шины VIATTI Brina Nordico V-522, 205/60/R16, 92T, шипованные [3151016]

  • Сезонность шин : зимняя
  • Размер : 205/60/R16
  • Индекс : 92T
  • Тип транспортного средства : легковой автомобиль
  • Тип рисунка протектора : асимметричный

Как правило, современные шины сделаны с запасом. Например, даже 13-дюймовые шины выдерживают по полтонны нагрузки, то есть рассчитаны на двухтонные авто. Этот параметр важен, только если собираетесь использовать легковые шины на кроссоверах и внедорожниках или коммерческих фургонах и грузовиках.

Например, шины размерностью 195/55 R16 , рекомендованные для Lada Vesta, имеют минимальный индекс 87H, то есть рассчитаны на автомобиль общей массой 2 180 кг (545 кг на колесо), способный разогнаться до 210 км/ч. И это зимняя шина, у которой максимально разрешенная скорость обычно ниже. При этом допустимая масса самой тяжелой Vesta SW Cross — 1730 кг, а максимальная скорость самой быстрой версии Vesta Sport — 193 км/ч.

На что еще обратить внимание

Информацию о дате выпуска шины содержит DOT-маркировка — четыре цифры, заключенные в овал. Она означает дату производства: неделю (первые две цифры) и год (последние две). Чаще маркировку размещают на внутренней боковине, поэтому если шины уже стоят на автомобиле, ее не всегда просто найти. Не удивляйтесь, если увидите, что шины произведены на 54-й неделе, хотя в календарном году всего 52. Это не подделка, а особенность шинного производства, где год делится на 54 недели.

Чем свежее шины, тем лучше, так как со временем резиновая смесь может потерять эластичность. Кроме того, на складе покрышки могут храниться неправильно, например стопками друг на друге, отчего деформируется корд и меняет форма покрышки.

Если в автомобиле нет запасного колеса, стоит обратить внимание на покрышки с технологиями RunFlat или Seal . RunFlat — это жесткие боковины, которые не позволяют колесу лечь на обод при потере давления. Но имейте в виду, что такие шины более жесткие и снижают плавность хода. Seal — это шины со слоем герметика, который затягивает дырку при проколе. То есть если наехать на гвоздь, его можно просто вытащить и спокойно поехать дальше. У разных производителей технология может называться по-разному, но обязательно присутствует слово Seal: SealGuard, Selfseal, Conti Seal, Seal Inside, DuraSeal.

Сравниваем варианты

Летние шины CROSSLEADER Dsu02, 245/40/R17, 95Y, нешипованные [1pu02454017eu2cbcy]

Понять, какая покрышка лучше, можно, изучив инструментальные тесты независимых автомобильных СМИ. В России их проводят «АвтоРевю» и «За рулем» . Если нужную модель шин они не тестировали, посмотрите на наклеенную на шину евроэтикетку или маркировку UTQG.

Старая евроэтикетка, справа — евроэтикетка, применяемая с 2021 года

Евроэтикетка — аналог наклейке энергоэффективности бытовой техники, она содержит информацию о безопасности и экологичности шины. Буквами от G (самый низкий уровень) до A (самый высокий) обозначается класс экономии топлива (замеряется сопротивление качению) и сцепление с мокрой поверхностью (оценивается эффективность торможения). Еще на ней указаны уровень шума и наличие сертификатов 3PMSF и Ice Grip.

Новая маркировка шин в Европейском союзе

Шины, изготовленные с 2012 года, и доступные для покупки в магазинах ЕС, должны иметь специальную маркировку, информирующую о сопротивлении качению, классе сцепления с мокрой дорогой и внешнему уровню шума. С 2021 года планируется ввести новую маркировку шин, в особенностях которой разбирался журналист немецкого автомобильного портала Auto Zeitung.

Маркировка призвана информировать потребителя об эффективности использования топлива и других важных параметрах при покупке автошин категории C1 (легковые), а также категорий C2 (коммерческие) и C3 (грузовые). В мае 2020 года Европейский парламент утвердил новые требования к маркировке шин, которые, как ожидается, будут применяться с 1 мая 2021 года.

Этот регламент не накладывает каких-либо дополнительных обязательств на конечного потребителя, напротив, возникают новые информационные возможности. Шины обозначены наклейкой, которая очень похожа на широко известную энергетическую маркировку. Маркировка шин ЕС либо наносится на протектор самой шины, либо в виде печатной этикетки на идентичном наборе шин.

НОВЫЕ ПЛАНЫ МАРКИРОВКИ ШИН, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ НА 2021 ГОД

Ожидается, что с 1 мая 2021 года маркировка станет более точной. Это вызвано необходимостью упростить выбор энергосберегающих моделей. Целью новой маркировки является снижение расхода топлива, что также должно улучшить климатическую обстановку и стоимость километра пробега. Депутаты Европарламента договорились о необходимости введения новой маркировки еще 14 мая 2020 года. Теперь соглашение еще предстоит официально принять странам ЕС в Совете министров.

Согласно достигнутой договоренности, информация, которая в данный момент размещается на маркировке, должна быть более заметной и более точной. При этом, визуальная составляющая должна быть выполнена в дизайне общей энергетической маркировки с градацией от зеленого до красного. Со слов финской докладчицы Хенны Вирккунен (Henna Virkkunen), регламент должен гарантировать, что потребители получат точную и актуальную информацию при выборе шин. В первую очередь, это вызвано тем, что в процессе эксплуатации шин в окружающую среду выбрасывается большое количество микрочастиц резины. По данным Европарламента, новая система маркировки поможет сократить выбросы CO2 на 10 миллионов тонн. Кроме того, благодаря новой маркировке планируется оптимизировать мониторинг рынка шин и сократить количество контрафактного товара. На необходимость новой маркировки повлиял доклад о растущем потреблении энергии в процессе дорожного движения, что означает увеличение выбросов парниковых газов.

ЕВРОМАРКИРОВКА ДЕЙСТВУЕТ С 2012 ГОДА И ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ

В период с 2006 по 2008 годы Комиссия ЕС приняла решения об «Озеленении транспорта» и «План действий по энергоэффективности». Они инициировали ряд целевых мер, включая маркировку шин, направленных на снижение потребления энергии на 20% к 2020 году. Стоит отметить, что наиболее важным параметром в маркировке автошины является топливная экономичность. Потребление топлива автомобилем на 20-30% зависит от сопротивления качению установленных на него шин. Таким образом, снижение сопротивления качению может способствовать повышению энергоэффективности дорожного движения и, следовательно, снижению выбросов загрязняющих веществ.

Маркировка шин касается и безопасности дорожного движения. Дело в том, что указанные на ней параметры влияют друг на друга. Так, например, улучшение сопротивления качению может отрицательно отразиться на сцеплении с мокрой дорогой, а улучшение сцепления на мокрой дороге, в свою очередь, негативно сказывается на уровне шума. Поэтому параметры сопротивления качению, класса сцепления на мокрой дороге и внешнего шума, должны побуждать производителей шин не только улучшать одно свойство шины, но и в равной степени оптимизировать все параметры.

Маркировка шин в ЕС помогает определиться с выбором в процессе покупки. Например, при выборе «зеленых» моделей, можно сэкономить не только на их стоимости, но и в процессе эксплуатации на экономии топлива.

ПАРАМЕТР СОПРОТИВЛЕНИЕ КАЧЕНИЮ

Сопротивление качению — это сила, которую необходимо приложить для поддержания шины в движении. Данные об этом параметре расположены в левом верхнем углу маркировки рядом с изображением заправочного пистолета. Благодаря шинам можно снизить расход топлива автомобиля до 7,5%, что в пересчете составляет около 0,5 литров на 100 километров. Для ранжирования была выбрана шкала с категориями от A (наибольшая эффективность) до G (наименьшая эффективность). Все категории можно разделить на две:

От A до C: высокая эффективность

От E до G: низкая эффективность

Здесь следует отметить, что эффективность также отличается в зависимости от категории (буквы). Например, класс шин B имеет более высокое сопротивление, чем класс шин A, и поэтому он менее энергоэффективен.

ПАРАМЕТР СЦЕПЛЕНИЕ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ

В том параметре оценивается сцепление шины с мокрой дорогой. Данные об этом параметре можно найти в правом верхнем углу маркировки рядом с изображением шины с дождем. Благодаря этой характеристике можно сократить тормозной путь на мокрой дороге до 30 метров со 100 км/час! В то время, как автомобиль с шинами класса A уже остановился, на шинах класса F он еще продолжает движение со скоростью 50 км/час. В случае, если для вас приоритетно безопасное вождение на мокрых дорогах, то имеет смысл выбирать лучшие шины по этому параметру. В случае с мокрой дорогой градация характеристик шины ранжирована от A до F, которую условно можно разделить на две категории:

А до С: высокая эффективность

E к F: низкая эффективность

Как и в случае с сопротивлением качению, тут необходимо отметить, что эффективность шины на мокрой дороге напрямую зависит от категории (буквы). Так, например, шины класса A имеют лучшее сцепление на мокрой дороге, чем шины класса B.

ПАРАМЕТР ВНЕШНИЙ УРОВЕНЬ ШУМА

В отличие от сопротивления качению и сцепления на мокрой дороге, уровень внешнего шума отображается в виде схематической диаграммы с изображением шины и динамика.

3/3: шина соответствует высокому уровню шума.

2/3: шина соответствует предельному уровню шума, установленному с 2016 года, или ниже этого уровня на 3 дБ (A)

1/3: ниже допустимого уровня шума 2016 года более чем на 3 дБ (A).

Поскольку у каждой шины свой собственный уровень шума, на диаграмме он дублируется цифровым значением с точным значением в дБ (A).

КРИТИКА МАРКИРОВКИ ШИН

Маркировка шин в ЕС информирует потребителей только о трех важных параметрах шины: сопротивление качению, сцепление на мокрой дороге и уровень шума. Критика евромаркировки связана с тем, что она игнорирует такие важные параметры, как сцепление на сухой дороге, срок службы и стабильность вождения. Помимо прочего, критике подвергаются и сами испытания, по результатам которых выставляется оценка. Дело в том, что испытания проводятся производителями шин. Критики утверждают, что маркировка теряет смысл, поскольку потребители не могут полностью полагаться на информацию, предоставленную производителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *