Какие процедуры проводятся при проведении капитального ремонта двигателя?
Для начала определимся с ответом на вопрос, что такое капитальный ремонт двигателя. Это работы по устранению неисправностей, требующие полной или частичной разборки мотора с заменой или восстановлением важных деталей и узлов. В их число входят такие части ДВС:
•газораспределительный механизм (ГРМ);
•головка блока цилиндров (ГБЦ).
Капитальный ремонт двигателя автомобиля чаще всего связан с естественным износом, но нередко необходимость отремонтировать движок возникает из-за игнорирования правил ухода за ним и установленного производителем регламента технического обслуживания. В первом случае сроки капремонта определяет пробег машины.
Он не наступает внезапно и указывается в руководстве по эксплуатации в виде сроков службы и допустимой степени износа отдельных деталей двигателя. Во втором случае необходимость ремонтировать мотор может возникнуть когда угодно. Использование некачественного топлива и моторного масла, несвоевременная замена фильтров, работа двигателя на предельных режимах приводят к ускоренному его износу и повышают риск серьезных поломок.
Порядок капитального ремонта двигателя
Теперь ответим на вопрос, что входит в капитальный ремонт двигателя с точки зрения процедуры этого процесса. Порядок ремонта мотора авто выглядит следующим образом:
•вначале проводится диагностика двигателя для оценки технического состояния агрегата;
•затем наступает время его разборки;
•составляется дефектная ведомость, по которой определяют, какие запчасти нужны для капитального ремонта двигателя – они подразделяются на пришедшие в полную негодность, подлежащие восстановлению и пригодные для дальнейшего использования детали;
•проводится оценка предстоящих работ на предмет целесообразности ремонта – если его цена выходит за разумные рамки, ищут другие пути решения проблемы;
•затем делают собственно ремонт и обратную сборку мотора.
Принимать окончательное решение, стоит ли делать капитальный ремонт двигателя автомобиля, следует как можно раньше. Например, не надо тратить время и средства на ремонт мотора с серьезными повреждениями корпуса.
Очень дорого может обойтись и восстановление заклинившего двигателя. В таких случаях будет проще и дешевле купить контрактный мотор или пустить двигатель, и даже сам автомобиль, на запчасти.
Основные работы при капитальном ремонте двигателя
На очереди ответы на вопрос, что входит в ремонт двигателя автомобиля с точки зрения выполняемых работ. Они могут включать следующие операции:
•замена или восстановление клапанов;
•восстановление коленчатого вала до ремонтных размеров – это намного дешевле покупки нового запасного вала;
•ревизия системы охлаждения и смазки двигателя – очистка каналов и прочее;
•замена коренных подшипников, втулок, вкладышей, уплотнителей.
Конкретное решение вопроса, что входит в ремонт двигателя, зависит от его технического состояния. Например, состав работ может ограничиться последним пунктом этого списка.
Самым тяжелым случаем является замена деталей поршневой группы и восстановление коленчатого вала. Эти неисправности чаще всего происходят по вине водителя, запустившего двигатель до такого состояния, когда проблему можно было решить путем своевременной замены поршневых колец, сальников или вкладышей. Если вы хотите минимизировать свои расходы на капремонт мотора в будущем, не жалейте денег на его обслуживание сегодня.
Капитальный ремонт двигателя. Что такое? Как правильно делать? Распространенные ошибки.
Ввиду тотального невежества и обилия диванных экспертов, которые направо и налево раздают советы, и при этом двигатель видели только на картинках, решил запилить пост про очень насущный для многих вопрос капитального ремонта двигателя.
Все нижеизложенное является выражением абсолютно неоспоримой логики, и справедливо для планеты Земля, и для физических законов, которые на ней действуют (силы трения, тяготения, химические процессы и прочее). Если вы хотите меня в чем-то переубедить, не тратьте время напрасно, комменты диванных экспертов и тролей будут беспощадно баниться и удаляться, в то же время, если у вас есть реальный адекватный вопрос, буду рад на него ответить. В общем, кто вдумчиво и рассудительно подходит к вопросам обслуживания своего железного коня, тому данная статья будет полезна, а всяким пуленепробиваемым удачно пройти мимо.
Как понять, что нужен капитальный ремонт двигателя?
В первую очередь всегда проявляются субъективные факторы вроде падения мощности — по ощущениям машина стала ехать хуже, не так весело набирает обороты, ускоряется и прочее. Есть так же более объективный фактор — расход масла. Тут важно сделать уточнение, с учетом того, что сейчас в мировом автопроме во всю применяются технологии запрограммированного старения узлов и агрегатов, даже новый двигатель, например, у немцев, имеет расход масла. Но вообще расход масла вещь ненормальная.
После того, как проявились вышеуказанные факторы необходимо сделать квалифицированную диагностику. При этом величина сервиса, его официальность и прочее не влияют вообще ни на что, в первую очередь не надо питать иллюзии по поводу компетентности тамашних умельцев, но об этом ниже. Строго говоря, процедура диагностики двигателя всегда должна начинаться с замера компрессии по цилиндрам. Если компрессия отличается от допустимых значений — дело плохо. Нужно разбираться почему наблюдается падение компрессии. Если виновата головка(и), можно считать "повезло", ибо отремонтировать головку(и) быстрее и дешевле, если виноваты поршневые кольца — дело труба.
Сразу стоит оговориться по поводу ремонта головок. Если двигатель находится в среднеушатанном состоянии, то после ремонта головки(ок), когда вернется герметичность и все параметры войдут в номинал, велика вероятность того, что возрастет нагрузка на кольца и они начнут пропускать. Скажем так, эффект "Газовой трубы", есть труба, которая раздоена на конце, по ней под давлением идет газ, если один конец перекрыть, то в другом пропорционально возрастет давление. Это пример для простоты понимания.
Еще можно применить из современных методов диагностики — эндоскоп. Заглянуть камерой в цилиндры и оценить их состояние, если видны задиры и трещины, то выводы можно сделать неутешительные.
Что такое капитальный ремонт двигателя?
Сам термин "капитальный" не только в автомобильном обслуживании, но и вообще, говорит об основательной дефектовке, разборке и обновлении, с целью максимально приблизить вещь к состоянию новой, только что вышедшей с завода, построенной и так далее. Хороший новый двигатель должен спокойно ходить 200-300 тысяч километров пробега, хотя раньше были движки миллионники, они и сейчас есть, например американская тройка HEMI, LS или Койот, но это все же экзотика. Конечно, в условиях того, что сейчас все стараются сделать одноразовым эти показатели существенно ниже, но про такие движки и говорить нет смысла, потому как обычно их не ремонтируют, а меняют, это проще и дешевле.
Итак, капитальный ремонт это максимально возможное обновление всех узлов и агрегатов двигателя. Подходим к понятию допусков. При изготовлении любой детали всегда есть определенные допуски для контроля качества, так как нельзя к примеру выточить две совершенно одинаковые детали, всегда будет некоторое расхождение даже в серийном производстве. Что важно понимать при ремонте ДВС? Есть минимальное значение допуска и максимальное значение. Максимальное значение допуска говорит о том, что эксплуатация возможна, но не говорит о том, сколько она продлится, поэтому, что касается трущихся деталей и поверхностей всегда стоит стремиться к минимально возможному допуску, это и есть пресловутый запас прочности.
Простой пример, возьмем тормозные колодки одной и той же фирмы, но одни будут новые, а другие стертые на 50%, установим на одинаковые автомобили и будем их использовать в одинаковом режиме. Логично, что при таком раскладе новые колодки будут служить в 2 раза дольше. Если у вас этот ассоциативный ряд не рождает правильные причинно-следственные связи, то следует обратиться к профильному специалисту.
Соответственно всякие приколы в стиле поменять поршневые кольца это не капитальный ремонт, а действия в жанре "оживить покойника". Да, первоначально может наблюдаться эффект отсутствия потребления масла, повышения мощности до номинала и прочее, но он будет кратковременным, или вернее сказать, не таким длительным как при правильном капитальном ремонте.
Капитальный ремонт всегда делается по минимально возможным допускам!
Пару слов о трудоемкости. Капитальный ремонт ДВС, предполагает полную разборку двигателя с учетом его снятия с автомобиля. Поршневые кольца, вкладыши, как правило, так же меняются при полной разборке (хотя бывают варианты гинекологических ухищрений, но это скорее исключение). Для примера возьмем ремонт такого двигателя как VQ35DE. Средний ценник замены поршневых колец, цепей, вкладышей, всяких сальников и прочего 120 тысяч рублей с деталями. Автомобиль на приколе, движок снят и разобран, делается все не за один день, и абсолютно удивляют люди, которые при всем при этом жмут денег на работу с блоком (расточка, хонинговка, замена поршневой группы), при этом блок может находиться в верхней границе допуска. Да, все манипуляции с блоком добавят к цене ремонта процентов 20, но в контексте общего ценника это ничто. В конце концов какая стоит цель? Отъездить после "оживления покойника" 20-30 тысяч и вернуться в исходную точку, по сути потеряв деньги и время, или сделать качественный ремонт всерьез и надолго?
Контрактный или восстановленный двигатель?
Многих "умных" людей посещает мысль о том, чтобы наколоть систему и не заморачиваться с капитальным ремонтом, а просто купить себе контрактный движок. Такой вариант в денежном выражении обычно дороже или примерно равен цене капиталки, при этом все забывают, что это лотерея. Никто не знает реальный пробег, условия эксплуатации и прочее. Соответственно, это потенциальный риск такой же потери денег.
Восстановленный двигатель. Это двигатель после капитального ремонта сделанного за границей, например, в Японии или США. Стоит такой вариант значительно дороже контрактника, но и надежды на качество намного больше. Опять же везде работают люди, и нужно смотреть что за компания это делает.
На мой взгляд, лучше знать и контролировать самому что и как было сделано, чтобы минимизировать все риски.
Поиски мастера
Задача поиски мастера с руками из нужного места, без преувеличения, является ключевой. Такой мастер сможет сделать грамотную деффектовку, все правильно оценить и по итогу сделать. И такому мастеру не нужно говорить все то, что написано в этой статье, он все это должен знать и так.
Сложно сказать где и как найти такого мастера, это непростая задача. Но пару советов как избежать точного провала все же есть.
Во-первых, не нужно связываться со старыми мастерами, которые кичатся своим многолетним опытом, не признают техническую литературу в которой прописаны все допуски, моменты затяжки и прочее. Они все делают на глаз и на вкус, технологии ремонта уже давно шагнули вперед, а старые люди, как правило, ничего не хотят менять, изучать новое, делают все по-старинке. Ну, к молодым щеглам, которые только закончили фазанку, по понятным причинам обращаться тоже не стоит.
Во-вторых, пусть вас не вводят в заблуждения величина сервиса, его официальность и прочие маркетинговые ухищрения. Не нужно тешить себя иллюзиями, везде работают люди, в том числе работают выпускники ПТУ, которые еле-как учились, а сейчас просто крутят гайки. Крутить гайки может и обезьяна, это не делает ее автомехаником. Что еще важно знать, в крупных сетевых сервисах есть такое вредное понятие как норма-часы, там все стараются сделать как можно быстрее, а излишняя спешка в таком деле как капитальный ремонт двигателя совершенно недопустима.
Расточка, шлифовка, хонинговка
Самый важный и ответственный этап капитального ремонта – работа с блоком и коленчатым валом. Расточка очень важный момент, ее очень часто делают некорректно, так как берут за точку отсчета нижнюю плиту блока, которая вполне может быть неровной. Убедитесь в том, что ваш расточник будет делать привязку к специальной шлифованной металлической чушке в постеле коленчатого вала, только так можно выдержать точные геометрические параметры блока.
Хонинговка после расточки – вещь обязательная. Что такое хон? Это специальные насечки на стенках цилиндров, которые служат для удержания масла. Хонинговка не делается наждачкой (а я видел и такое), она делается на специальном станке специальными камнями. Еще один путь в тупик – шлифануть цилиндры в зеркало, это делается с мотивацией снижения трения, но при абсолютном непонимании назначения хона.
Работа с коленвалом, помимо шлифовки и подбора ремонтных вкладышей, необходимо делать балансировку. Балансировка делается в несколько этапов.
1. Балансировка коленчатого вала
2. Балансировка коленчатого вала с передним шкивом
3. Балансировка коленчатого вала с передним шкивом, с маховиком и корзиной сцепления (если она есть)
Балансировка – залог того, что не будет разных паразитных вибронагрузок у двигателя, которые негативно влияют на ресурс.
И еще важный момент, которому мало кто уделяет должное внимание и как следствие получает пробитую(ые) прокладки ГБЦ. В обязательном порядке, особенно если у вас прокладки головок блока представляют собой металлопакет, необходимо шлифовать привалочную поверхнуть как самих головок так и плиты блока(ов). После любой установки, особенно касается алюминиевых блоков, привалочная поверхность в районе болтов вытягивается и деформируется, и в процессе эксплуатации металл в любом случае немного ведет, поэтому когда головки сняты, их поверхность уже не идеально ровная.
Замена всяких сальников, резиночек, и прочего. Делается обязательно. Когда двигатель находится в разобранном состоянии все это поменять гораздо проще. Замена цепей и ремней ГРМ, роликов и прочего тоже рекомендуется сделать. Обязательно сделать развесовку поршней и шатунов.
Полезные доработки и тюнинг. Если есть возможность что-то улучшить для увеличения ресурса – конечно же это лучше сделать. Например, поставить бронзовые или металлокерамические направляющие клапанов, более легкие тарелки клапанов или толкатели. Очень часто на современных поршнях за маслосъемными кольцами нет маслоотводящих отверстий, просверлить их очень полезно.
И еще один важный момент, не делайте капитальный ремонт двигателя в зимний период, чтобы исключить ударные нагрузки при холодных пусках в период обкатки. Если делаете ремонт в зимний период, позаботьтесь о предпусковом подогревателе, чтобы минимизировать негативные последствия.
Капитальный ремонт очень трудоемкая, затратная и сравнительно небыстрая процедура, но если вы все сделаете так как написано, то результат будет того стоить.
Капитальный ремонт двигателя автомобиля – причины и этапы
При этом капитальный ремонт подразумевает, что последующая эксплуатация двигателя не сразу будет такой же, как перед ремонтом. Например, «притирки» с ДВС после капитального ремонта происходят на протяжении ещё 3000 км пробега.
В зависимости от сложности капремонта ДВС замене могут подлежать кольца, подшипники, масляные насосы, втулки клапанов, клапаны, поршни.
Капремонт не стоит путать с текущим. Задачи последнего – не восстановить все характеристики двигателя, а только очистить узлы, подтянуть болты, привести в порядок поршневые кольца, вкладыши, топливную систему.
Когда необходим капремонт двигателя и в каких случаях в нем нет необходимости?
- Присутствует обильный белый нагар с металлическим оттенком на свечах зажигания.
- Появился маслянистый черный нагар в камере. Это свидетельство выхода из строя цилиндрово-поршневой группы ДВС.
- Существенно увеличилась потребность в расходе топлива. Во время движения транспортного средства ДВС огорчает водителя посторонними шумами, звуками.
- У авто – проблемы с заводом, при работе глохнет датчик системы смазки сигнализирует о снижении давления, горит контрольная лампа.
- Из выхлопной трубы идёт дым неоднородного по цвету оттенка, либо выхлопы становятся сизого оттенка.
- У двигателя падает мощность.
- Слышно «чихание» карбюратора.
- Устройство «съедает» существенно больше смазки нежели ранее.
- Система показывает низкое давление масла.
- Снизилась компрессия в цилиндрах.
- ДВС перегревается.
- ДВС неустойчиво, неравномерно работает на холостых оборотах.
- Маслянистый чёрный нагар на стенках камеры сгорания не стоит путать с нагаром серого, кофейного оттенка. Это обычное явление при активной работе двигателя. Если же нагар имеет чёрный оттенок, но при этом он по структуре бархатистый, то прежде чем браться за демонтаж. ДВС, стоит внимательно оценить ситуацию. Очень часто проблема – свечи зажигания, и вопрос решается именно их заменой. Чтобы правильно принять решение, нужна грамотная диагностика.
- Не нужно сеять панику и при любом белом нагаре. Если он слабо выражен, а его распределение на поверхности электрода равномерное, то проблема может связываться и с качеством топлива. И как только владелец транспортного средства перейдёт на более качественное топливо проблема отпадет сама собой.
- Диагностика системы смазки показала, что масло ДВС активно «кушает» из-за износа, деформации маслосъёмных колпачков, колец. Стоит задуматься о диагностике и возможном капитальном ремонте двигателя если пробег ДВС составляет свыше 200 000 км.
Что входит в капитальный ремонт – этапы
-
Капремонт ДВС базируется на следующих этапах:
- Демонтаж агрегата.
- Мойка, чистка.
- Диагностика узлов.
- Замена износившихся, сломанных деталей, восстановительные работы.
- Монтаж и сборка.
Капитальный ремонт бензинового ДВС
- Демонтаж, разборка и чистка узлов ДВС. Технология разборки ДВС отличается от марки авто, его конструктивных особенностей: типа привода, расположения двигателя, количества цилиндров, особенностей коробки передач. Очень многое зависит от того, насколько транспортное средство «напичкано» электроникой. Чем её больше, сложней снять двигатель.
- Мойка. Не просто чистка, а основательная обработка под давлением. Важно основательно вымыть всю грязь, металлическую стружку, которая образовалась при эксплуатации транспортного средства.
- Определение степени износа отдельных деталей.
- Измерение геометрии деталей, зазоров.
- Дефектовка коленчатого вала. Во внимание берётся всё: прогиб, твердость, центровка, степень изношенности запчастей, состояние поршневой группы. Если на этом этапе выявлены существенные проблемы, может быть принято решение о дальнейшей нецелесообразности ремонта двигателя и осознание необходимости покупки нового ДВС.
- Устранение сколов, задиров, выравнивание привалочной плоскости. ГБЦ, устранение сколов, задиров.
- Замена втулок, клапанов, фасок (восстановление головки цилиндра).
- Ремонт ниши коленвала.
- Восстановление самого коленчатого вала. Традиционно включает шлифовку, рихтовку, чистку каналов.
- Шлифовка плоскостей блока, головки.
- 11 Опрессовка и центровка сцепления. Мастер тестирует блок цилиндров, головку на герметичность и блока цилиндров. Для проверки используется керосин. При выявлении трещин, нарушения герметичности выполняются ремонтные сварочные работы. Затем производится выставление центробежной силы сцепления. За точку равнения берется коленчатый вал. Сцепления присоединяется к коленчатому валу. Для уменьшения трения выполняется их совместная балансировка.
- Сборка и монтаж. Сборка узла делается на стенде. Благодаря этому можно легко крутить ДВС на 360 градусов. Сборка и монтаж осуществляются в следующем порядке: вкладыши, коленчатый вал, поршневая группа, шатуны, бугели, крышки, закрывающие двигатель, насос для масла, помпы, шкив коленвала, головки блока цилиндра, поддон, мелкие узлы, компоненты топливной системы.
Капитальный ремонт двигателя, который работает на дизтопливе.
Достаточно много хлопот при капремонте дизельного ДВС доставляют и форсунки. У них достаточно малые сечения, а установка требует максимально предельной точности.
Настройка ТНВД проводится на специализированных стендах. Регулируются циклы подачи топлива и угол опережения начала подачи горючего в камеру сжигания.
Обкатка и испытания — как ездить после капремонта
Заканчивается капремонт обкаткой. После ремонта ДВС лучше всего на практике проявляет себя комбинированная обкатка: на горячую + на холодную.
После обкатки выполняется регулировка оборотов на холостом ходу и заливка масла.
Также в идеале кроме обкаточного стенда на СТО существует и испытательный стенд.
Проведение на нём испытаний помогает определить, какой реальный ресурс двигателя после проведения ремонтно-восстановительных работ.
Особое внимание заслуживает эксплуатация двигателя после капитального ремонта.
Двигатель обкатывается первые 3 тыс. км. В этот период нельзя перегружать двигатель. При этом владелец должен обеспечить следующие условия:
Прогреть ДВС первой до уровня рабочей температуры.
Исключить резкие подъемы и езду по бездорожью, желательно двигаться по ровному дорожному полотну. Запрещено резкое торможение, ускорение. Важно плавно дозировать нагрузки. Игнорирование этого правила ДВС после капитального ремонта не прощает.
Скорость езды в этот период не должна превышать 60-70 км/час.
Также во время обкатки, испытаний специалисты не рекомендуют передвигаться на постоянных высоких или, напротив, низких оборотах.
Цена вопроса
- Сложности конструкции ДВС (например, даже одна только расточка блока цилиндров V-образного двигателя существенно более трудоемка и дороже аналогичных работ на рядном двигателе).
- Типа двигателя (бензиновый двигатель с карбюраторной системой впрыска, бензиновый двигатель с инжектором, дизельный двигатель с турбонаддувом требуют своего подхода).
- Полноты восстановления деталей и узлов, комплекта запчастей, могут сразу меняться поршни, насос, колпаки, втулки, кольца, вкладыши, сальники, прокладки, кольца или только часть из названного выше списка.
- Количества включённых процессов (на одних СТО проводится только обкатка, на других испытания).
- Стоимости запчастей.
Сколько длится капремонт и на что обратить внимание после ремонта?
У старого легкового автомобиля типа «Жигули» – 3 часа ,у бюджетных иномарок — от 10 часов.
А при капремонте коммерческого грузового транспорта этап демонтажа двигателя может длиться 36 часов.
Весь процесс ремонта ДВС легкового автомобиля, если речь идёт только о замене и восстановлении параметров несложных деталей, может занять 1-2 дня, но это исключение из правил. Всё-таки чаще такие сроки больше характерны для мелкого текущего ремонта. А капитальный ремонт даже при наличии на СТО всех деталей и оборудования занимает 3-4 дня.
Но иногда машина может оставаться на сервисе и месяц. Особенно, если требуется проведение комплекса слесарных, токарных, фрезерных работ, приобретение деталей под заказ.
После ремонта, чтобы избежать новых сюрпризов нужно оградить двигатель от тяжелых перегрузок, некачественного масла, топлива с сомнительными примесями.
Также важно не пренебрегать своевременным прохождением технического обслуживания автомобиля.
Как увеличить срок службы и что такое капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания
Большинство автомобильных двигателей рассчитаны на пробег в один миллион километров. Основные достоинства таких двигателей – высокая износоустойчивость деталей и ремонтопригодность. Жизненный цикл мотора выглядит так:
- Техническое обслуживание – 1–2 раза в год;
- Капремонт – каждые 300–400 тыс. км пробега.
После третьего капитального ремонта автомобиль проходит ещё 300–400 тыс. км, затем наступает предельное состояние двигателя, при котором восстановление нецелесообразно по экономическим, техническим, экологическим или другим причинам. Следующий этап – замена двигателя, чаще всего, с автомобилем.
Что значит капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания (ДВС)
Детали ДВС изнашиваются от трения и механических нагрузок, от местных нагревов меняется структура металла. Коррозия разъедает рубашку блока и головку цилиндров.
Своевременное проведение технического обслуживания, замена масла и охлаждающей жидкости замедляют износ деталей, но вечный двигатель не изобретён – ресурс ДВС продлевает капитальный ремонт.
Капремонт – это набор ремонтных работ, при которых выполняется демонтаж, разборка двигателя и полная замена изношенных деталей, чем достигается восстановление технических характеристик мотора, приближенных к заводским.
Полный ремонт ДВС требует наличия станочного парка, измерительных инструментов, средств диагностики. В кустарных условиях капремонт проводить не рекомендуется.
Когда делают капитальный ремонт двигателя, показания к проведению
Не все автопроизводители указывают в инструкции по эксплуатации автомобиля периодичность капитального ремонта ДВС. Необходимость проведения капремонта можно определить по следующим косвенным признакам:
- Наблюдается выход дыма из сапуна и выхлоп чёрного цвета;
- Увеличился расход топлива и масла;
- Снизилась мощность;
- Упало давление масла;
- Увеличилась температура охлаждающей жидкости.
При сочетании этих отклонений нужно обследовать двигатель с применением диагностических средств и переносных приборов в автосервисе. Замер компрессии и давления масла образцовым манометром – это первое что нужно сделать. Если давление масла ниже допустимого эксплуатация автомобиля усугубит проблему и увеличит стоимость ремонта.
По результатам диагностики владелец автомобиля, принимает решение об объёме ремонта ДВС, учитывая рекомендации механика автосервиса.
Что входит в капитальный ремонт двигателя
ДВС различаются по способу воспламенения на дизельные и бензиновые, по расположению цилиндров на вертикальные и V-образные, по виду топлива на бензиновые, дизельные и газовые. Отличий много. У дизельных двигателей сложная топливная аппаратура, газовые имеют редуцирующие устройства для подачи рабочей смеси в цилиндры. Объединяет их одно – состав узлов, в общем случае он выглядит так:
- Блок цилиндров;
- Картер;
- Головка цилиндров;
- Детали цилиндропоршневой группы;
- Кривошипно-шатунный механизм.
Каждый узел состоит из набора деталей, которые подвержены износу.
Поршни, кольца, вкладыши выпускаются номинального размера и трёх ремонтных.
Порядок проведения капитального ремонта ДВС
Капремонт начинается с демонтажа и разборки двигателя. Детали тщательно очищают и промывают.
На заводе-изготовителе основные детали промаркированы, при разборке необходимо заметить, как они установлены. При отсутствии меток нужно их нанести, чтобы при сборке не нарушить взаимное расположение.
Далее детали осматривают, измеряют и дефектуют. Измерительный инструмент должен быть поверенным. Ошибки в измерениях на сотые доли миллиметра приведут к неверным решениям по замене сборочных единиц.
Блок цилиндров (БЦ) – это литая деталь из чугуна или сплава алюминия. БЦ изготавливают монолитным или со съёмными гильзами. Распространённые дефекты БЦ, это:
- Эллипсность и конусность цилиндра. Если эти размеры по индикатору превышают 0,04 мм и 0,06 мм, соответственно, БЦ подлежит ремонту.
- Задиры и риски на зеркале цилиндра.
- Поломка шпилек крепления головки блока цилиндров (ГБЦ).
- Задиры на постели рамных подшипников.
- Трещины в рубашке охлаждения.
БЦ восстанавливается шлифовкой, протачиванием на станке или заменой гильз, в зависимости от вида БЦ. Поршни, компрессионные и маслосъёмные кольца подлежат полной замене на ремонтные большего диаметра. Основные ремонтные работы ГБЦ выполняются в следующем порядке:
- Полная разборка.
- Проверка на герметичность (опрессовка).
- Проверка нижней плоскости, при необходимости восстановление шлифовкой.
- Замер люфта клапана в направляющей втулке.
- Проточка сёдел клапанов развёрткой, притирка поверхностей седло-клапан, проверка герметичности.
- Замеры шеек распределительного вала и диаметра подшипников скольжения. Замена кулачкового вала или восстановление постелей требуется, если разница более 0,1 мм.
По результатам осмотра и замеров шеек коленчатого вала принимается решение о замене или восстановлении. При подозрении на трещины проводится капиллярный контроль. Геометрия шеек восстанавливается проточкой с последующим шлифованием. Вкладыши подшипников скольжения заменяются на новые соответствующего ремонтного размера.
При сборке агрегата прокладки, сальники, приводные ремни подлежат полной замене на новые. После сборки ДВС и установки на машину производится обкатка на холостых оборотах.
В СПб капитальный ремонт ДВС грузовых, легковых автомобилей и автобусов, оборудованных бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями выполняют опытные механики автосервиса «РКС Авто». Стоимость работ на 2021 год вы можете узнать во вкладке «Цены».