Поликлиновой, ручейковый: вкратце о ремнях агрегатов
Подготавливая автомобиль к летнему сезону, не стоит забывать и про одну из самых нагруженных деталей – ремень агрегатов. Тот, который отвечает за работу генератора, водяного насоса, ГУР и кондиционера. В арсенале запчастей ACDelco такие компоненты широко представлены. В частности, для многих автомобилей концерна GM, которые поставлялись на российской рынок.
Несмотря на то, что средний срок службы приводных ремней агрегатов оценивается в 60-70 тысяч километров, в наших условиях он может быть и меньше. Реагенты на зимних дорогах, перепады температур, наконец, простая невнимательность владельцев, приводят к тому, что эта деталь может досрочно выйти из строя.
Предельный износ ремня привел к разрыву вдоль ручейков
Конечно, разрыв ремня – случай достаточно редкий. Это происходит по причине низкого качества изделия, или в случае повреждения одного из шкивов агрегатов. Не исключен и вариант заклинивания одной из осей, например, водяного насоса или кондиционера, на который иногда идет и отдельный поликлиновой ремень. Но, в любом случае, все начинается с мелочей.
Поликлиновые ремни — обычно трехслойные
Конструкция современных агрегатных ремней практически на всех легковых автомобилях — поликлиновая или, как еще говорят, ручейковая. Если говорить совсем просто – ремень представляет собой трехслойную ленту, состоящую из внешнего слоя или покрытия с текстурированием, несущего слоя из синтетического корда, и основы, которую часто называют рабочей зоной.
Ремни приводных агрегатов ACDelco служат оригинальным оборудованием для автомобилей GM. Также ACDelco выпускаются ремни для послегарантийного обслуживания различных марок автомобилей, так называемые aftermarket.
Именно рабочая зона, имеющая разделенные канавками трапециевидные профили или клинья, и дала название этому типу ремня – поликлиновой. Причем, чем больше клиньев, тем больше площадь зацепления с ответной, также поликлиновой частью шкивов агрегатов. То есть, такой ремень сможет передать большую мощность от коленвала к вспомогательным механизмам.
Прочность и долговечность поликлинового ремня зависит от материалов и технологий изготовления. Компания ACDelco, как и многие другие ведущие производители, применяет для основы и покрытия материал под названием EPDM. Это аббревиатура эластомера, одного из видов синтетического каучука с насыщенной цепью полиэтилена. Проще – смесь этилена, пропилена и диена в определенных пропорциях.
Поликлиновые ремни ACDelco обладают высоким качеством и долговечностью
Упомянутый ранее кордовый несущий слой напоминает тот, что применяется в шинах или армированных шлангах, но еще более прочный – нейлоновый, или даже в некоторых случаях кевларовый. Он не дает ремню растягиваться и деформироваться при сохранении достаточной гибкости. Сочетание трех упомянутых слоев при вулканизации образует очень прочную, необходимую для ремня структуру.
Поликлиновые ремни используются в самых разнообразных машинах и механизмах. Соответственно, это ремни различных типов, различающиеся по своей маркировке. Как правило, для маркировки используется стандарт ISO 9982, индекс состоит состоящий из цифр и букв. Например, 6PK1555. В некоторых случаях, после последних цифр может быть буквенная версия исполнения.
Поликлиновые ремни маркируются по типу, размеру и артикулу
Первое число означает количество клиньев ремня, две буквы – тип профиля. Для легковых автомобилей, тип PK — самый распространенный с расстоянием между вершинами клиньев 3,56 мм и толщиной ремня в 5,50 мм. Последняя цифра – длина окружности ремня. Она приводится не по внутреннему и не по внешнему диаметру, а примерно посредине.
Маркировка обязательно присутствует на самом ремне, но может отсутствовать на упаковке. На упаковке ремней ACDelco часто наносится каталожный номер/артикул GM, который пересекается с кросс-каталогом ACDelco. Такая схема маркировки не случайна. Она исключит использование ремня не той длины и типа.
На упаковке ремня обозначен его артикул
При подборе ремня агрегатов есть один существенный нюанс. Например, при необходимой длине 1557 мм, вам, скорее всего, не удастся установить ремень длиной 1548 мм. В то же время, длина ремня в 1560 мм, при всех прочих соответствиях (типе профиля и количеству клиньев) вполне подойдет, если вам не удастся найти ремень с длиной точно 1557 мм. Ролик натяжителя выберет лишние 3-5 мм.
Чтобы упростить производство, некоторые производители объединили три или четыре близкие длины в единую максимальную, пригодную для установки, обозначив ее одним каталожным номером и артикулом.
Чего точно не стоит делать ни при каких ситуациях – устанавливать поликлиновой ремень с меньшим чем положено числом ручейков, даже при идеально совпадающей длине. Например, 5PK вместо 6PK. Эти ремни рассчитаны на разные нагрузки, да и при большей ширине шкивов, ремень лишится одного из боковых упоров, что может привести к его перемещению.
Ремень и шкивы должны соответствовать по типу и числу «ручейков»
Но вернемся к тому, как же проверить поликлиновой ремень агрегатов на предмет пригодности к использованию. Единственный доступный автовладельцу способ – визуальный осмотр. Он же, кстати, и самый эффективный.
На этот счет есть следующие рекомендации:
1. При осмотре рабочей поверхности не поворачивайте ремень больше чем на 90 градусов.
2. Ремень подлежит замене, если:
А) срок эксплуатации составил 3-4 года или при пробеге в 60-70 тыс. км
Б) на внешней поверхности есть трещины, а также значительные потертости
В) на боковой поверхности видны вылезшие нити корда
Г) на рабочей поверхности видны трещины клиньев или их выкрашивание
Д) трапециевидная форма клиньев изменилась на выраженную треугольную, что свидетельствует об истирании рабочего слоя
Поводами для замены ремня агрегатов в некоторых случаях может служить скрип или свист, место которого легко определяется при открытии капота. Также, при проскальзывании ремня возможен недозаряд аккумулятора, тусклый свет фар при работающем двигателе, а часто и перегрев.
Бывает, что причинами преждевременного износа становятся несоосные шкивы агрегатов, включая и выработавший свой ресурс ролик натяжителя. В этом случае ручейки ремня перемещаются от шкива к шкиву с перекосом, что вызывает их ускоренную выработку. Быстро изнашивают ремни сколы на шкивах или их значительная коррозия.
Клинья рабочей поверхности ремня с сильным износом теряют форму трапеции
Подклинивающий или имеющий люфт ролик разрушает наружный слой поликлинового ремня. При корректно работающем натяжителе примерный прогиб ремня агрегатов должен составлять не более 0,5 см.
Также не допускается попадание масла или антифриза на поликлиновой ремень. Постоянно подтекающая помпа, скорее всего, вызовет досрочный выход из строя даже такого качественного ремня, как ACDelco. Напомним, что при его замене весьма желательно менять и ролик натяжителя.
Нашим же читателям мы, как и всегда, предлагаем делиться своим опытом. В данном случае, об использовании ремней агрегатов, принципах их выбора и покупки и частоте замены. Ждем ваших дополнений и комментариев!
Что такое приводной ремень и для чего он нужен
Приводным ремнем называют ременной привод двигателя. Именно от этого ремня зависит качество и скорость передачи энергии от ведущего вала к валу ведомому. Передача энергии возникает благодаря трению рабочей поверхности ремня о кольцевую ленту из прочных и эластичных материалов. Как правило, приводные ремни имеют различную ширину сечения, данный показатель влияет на теплообразование во время работы, а также на передаваемую мощность. Известно, что плоские приводные ремни передают энергию при контакте с теми шкивами, которые имеют бочкообразную форму или же форму цилиндра.
Если вам необходимо приобрести ременные приводы двигателя, то остановите свой выбор на компании с положительной репутацией, известной на рынке не менее двух-трех лет. Это является гарантией того, что выбранная вами продукция прослужит продолжительной срок, не утратит своих важнейших характеристик и качеств уже после первой недели эксплуатации.
Компания реализует только качественную продукцию в течение четырнадцати лет. Основной профиль компании – изготовление и реализация транспортерных лент, среди которых ленты B Band, приводных ремней, широко используемых в промышленных целях, а также сопутствующих товаров. Здесь работают специалисты, которые выполнят любой заказ, даже если он нестандартный. В этом случае возможно выполнение заказа по чертежу, который предоставляется клиентом.
Проектирование осуществляется в соответствии с новейшими мировыми разработками, так что заказчик всегда получает качественную, технически совершенную продукцию, призванную оптимизировать труд и увеличить основные показатели производства. В компании можно купить товары по приемлемой стоимости, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества. Приятных покупок!
Ремень навесного оборудования в автомобиле
Нетрудно догадаться, что подзарядка аккумулятора, поддержание комфортного климата в салоне и циркуляция жидкости в системе охлаждения происходят за счёт передачи механической энергии (крутящего момента) двигателя на вспомогательные агрегаты осуществляется посредством ременной передачи. Ремень навесного оборудования является единым приводным элементом всех необходимых устройств, что позволяет эффективно расходовать энергию сгорания топлива и экономить подкапотное пространство. Многие до сих пор называют эту деталь ремнём привода генератора, но это скорее в силу определённой инерционности мышления. Генератор, безусловно, является важнейшим элементом поддержания машины в жизнеспособном состоянии, но функционал современных приводных ремней оборудования шире, а значит и требования к ним высоки.
Виды приводных ремней
- Зубчатые. Расположенные на поверхности материала зубцы, зацепляют зубья, проточенные на шкивах. Ведущий шкив передаёт свой крутящий момент на зубчатый ремень, который в свою очередь передаст этот крутящий момент одному или нескольким ведомым шкивам.
- Клиновые. Клиновидный выступ является одновременно и рабочей поверхностью. Классический пример – старый ВАЗовский ремень генератора, ролик которого, собственно и обеспечивал натяжение. Как правило, клиновидные ремни генератора приводят в движение один механизм.
- Поликлиновые или ручейковые приводят в действие несколько навесных устройств. Соответственно и структура их поверхности более сложна, и состоит из множества клиньев (ручейков), несущих рабочую нагрузку, контактируя с прижимными роликами и шкивами.
Структура ремня навесного оборудования в автомобиле
Поликлиновый ремень – достаточно высокотехнологичное изделие, состоящее из нескольких слоёв высокопрочных пространственно-ориентированных полимеров с наружным композитным покрытием, что позволяет обеспечить максимальную стабильность размера по всей длине при возникновении высоких нагрузок на растяжение и максимально стабильную передачу крутящего момента.
Для корректной работы приводного ремня, он должен иметь нужную силу натяжения, обеспечиваемую натяжными роликами, и поддерживаться обводными роликами. На роликах-натяжителях лежат повышенные динамические и температурные нагрузки, поэтому ответственные производители используют при их изготовлении высокоуглеродистую сталь в сочетании с прецизионной обработкой детали и качественные антифрикционные смазки.
Рабочий ресурс и повреждения приводных ремней
Как бы ни был хорош ремень привода навесного оборудования, это всего лишь «расходник» с заявленным сроком службы до 100000 км пробега. Есть и временной лимит в 5-6 лет, обусловленный тем, что перепады температур и другие неблагоприятные факторы оказывают влияние на синтетические материалы, независимо от интенсивности эксплуатации автомобиля.
Преждевременный износ приводного ремня навесного оборудования автомобиля может быть обусловлен поломками этого самого оборудования, длительной эксплуатацией ремня с ослабленным натяжением и дефектами натяжных и обводных роликов. Другими словами, «клин» генератора, компрессора кондиционера, водяной помпы или муфты вентилятора радиатора создают избыточную нагрузку на приводной ремень.
О проблемах с приводом навесных элементов нам напоминает резкий свист и (или) неисправного натяжного механизма при запуске двигателя. Не часто, но бывает, что обрыв ремня происходит без предварительных симптомов, тогда в прямом смысле слова «тушите свет» и организуйте эвакуацию на СТО или в гараж.
Самостоятельная замена ремня привода навесного оборудования
На автомобилях архаичных (или проверенных временем – как кому больше нравится) платформ, замена приводных ремней не доставит большого труда. Например, на ВАЗ-2109 с полутора литровым двигателем даже обрыв ремня ГРМ не приводил к фатальным последствиям, не говоря уже о клиновом привода генератора. У любого автомобилиста с минимальными слесарными навыками лежали в багажнике запасные ремни и менялись они, при наличии минимального набора инструментов и домкрата буквально в чистом поле. В большинстве современных автомобильных моторов, разрыв ремня ГРМ, практически неизменно приведёт к «загибу» клапанов, а значит, его замена не даст ничего без смены головки блока цилиндров, а её в багажнике особо не повозишь. Можно сказать, что это своеобразная плата за технологичность, но и надёжность у новых моторов куда выше. С поликлиновым ремнём всё менее драматично и при наличии инструкции, а также определённых технических навыков, эту работу можно сделать самостоятельно, но, опять же, не в полевых условиях. Стоит отметить, при его замене, крайне желательно менять и ролики, а делать это лучше всего в условиях СТО.
Что такое приводные ремни и какую роль играют? Как понять, что приводной ремень пора менять?
В современных моторах довольно много различного навесного оборудования, которое требует наличия привода. Чтобы не ставить на каждый агрегат отдельный моторчик, все узлы такие как ГУР, генератор, кондиционер, водяная помпа и т. д. они приводятся в движение при помощи ремней.
Ременная передача намного удобнее и дешевле, так как всего один ремень может приводить в движение сразу несколько узлов. Но, как и все в этом мире, ремни имеют ряд недостатков, о которых мы и поговорим в данной статье. Также затронем популярную тему замены, попытаемся ответить на вопрос как часто менять приводные ремни и как понять, что приводной ремень пора менять.
Приводной ремень или ремень агрегатов — это ременная передача, передающая крутящий момент от шкива двигателя на шкив узла, который нужно привести в движение (выше я перечислил большинство из них). Ремни бывают разных типов: зубчатые, клиновые и поликлиновые.
Самой большой проблемой всех ремней является их уязвимость и невысокая прочность. Несмотря на то, что порвать такой ремень вряд ли сможет даже очень сильный человек, в процессе эксплуатации они очень часто рвутся и доставляют массу хлопот. Происходит это из-за суровых условий эксплуатации, перегревы, чередующиеся охлаждением, влага, масляные подтеки и мелкие песчинки сказываются на состоянии ремня. Из-за всех этих факторов ремень приходит в негодность, о чем сообщает характерным свистом, который собственно и является вторым существенным недостатком всех приводных ремней. Появление скрипа и свиста вызывает у большинства автомобилистов неприятные ощущения, после чего многие производят их замену. Это, в принципе, правильно, однако в некоторых случаях в замене нет необходимости и решить вопрос появления свиста можно обычной регулировкой.
К зубчатым относится ремень ГРМ. Разрыв данного ремня наиболее опасен и может нанести мотору серьезный вред. Поэтому за его состоянием необходимо особенно следить. Замена этого ремня производится в строгом соответствии требованиям, это примерно 50-70 тыс. км. пробега. Хотя все индивидуально, у некоторых производителей ремни ходят по 100 и даже 150 тыс. км пробега.
Клиновые и поликлиновые ремни используются для передачи крутящего момента от шкива двигателя на шкивы навесного оборудования. Данный тип ремней не играет такую важную роль как ремень ГРМ, однако и от его разрыва у вас могут быть большие неприятности. Замена ремней агрегатов также у каждого автопроизводителя может быть своя, в среднем этот интервал составляет примерно 50-70 тыс. км. Довольно часто случается так, что приводной ремень меняют досрочно по причине его непригодности. Из-за тяжелых условий эксплуатации поликлиновые и клиновые ремни могут преждевременно выйти из строя. Проявляется это в виде появления характерного свиста, который доносится из-под капота. Также понять, что ремень пора менять можно по наличию на его поверхности трещин, потертостей, торчащих нитей и т. д.
Почему свистят ремни?
Свист ремня генератора, а также ремня ГУР происходит по следующим причинам.
- Критический износ ремня. Истирание ручейков и ребер, а также повреждения разного рода.
- Попадание сторонних предметов. Иногда в ручейки попадают мелкие камешки, в результате чего сцепление ремня ухудшается. Чем больше этих камней будет в пазах, тем хуже будет сцепление ремня со шкивами, в итоге ремень начнет проскальзывать, издавая неприятный свист.
- Влага и прочие жидкости. Вода или другая жидкость (масло, антифриз, омыватель и т. д.) попадая на ремень или шкив, приводит к тому, что сцепление ремня со шкивом ухудшается, в результате чего он проскальзывает и начинает свистеть. Если после проезда по луже ремень начал пищать или свистеть, но уже очень скоро это прошло, переживать не стоит. Однако если свист появляется регулярно, например, во время запуска двигателя или при включении света, кондиционера, и других электропотребителей то, скорее всего, потребуется подтяжка или даже замена приводного ремня. Порою даже исправный ремень свистит в сырую или слишком холодную погоду, при первом запуске мотора. В данном случае рекомендуется произвести его регулировку, замена скорее всего не потребуется. Кроме воды на поверхность ремня могут попадать масло и охлаждающая жидкость. В данном случае ремень тоже будет проскальзывать, однако в отличие от воды, эффект от попадания масла может быть гораздо серьезнее. Масло не испарится так быстро, кроме того на масляную поверхность соберется большое количество пыли и песка, которые уничтожат ремень окончательно. Также масло негативно влияет на состояние резины из которой изготовлен ремень, что так или иначе ускорит процесс его старения.
- Шкивы. Проблемы с ремнями возможны также и по вине самих шкивов. За время эксплуатации они несмотря на то, что изготовлены из металла, способны истираться, особенно в тех случаях, когда в ремень набивается много камешков, которые стирают ребра шкива. В итоге даже после замены ремня вы можете наблюдать проскальзывание ремней по той причине, что сам шкив уже не соответствует требованиям данного ремня, проще говоря они уже подходят не идеально.
Что произойдет в случае разрыва приводного ремня?
В случае полного разрыва ремня агрегатов вы можете остаться без кондиционера, ГУРа (повернуть руль вы сможете разве что во время движения), а также без зарядки АКБ, света и охлаждения двигателя. Как вы понимаете, без ГУРа и кондиционера «жить», как говорится, можно, а вот без охлаждения и зарядки аккумулятора — вряд ли. Если без генератора вы еще «проедете на аккумуляторе» и после его полной разрядки просто заглохнете, то с охлаждением все намного сложнее. Без циркуляции ОЖ двигатель можно перегреть, в результате чего у вас будут очень большие проблемы.
Также обрыв приводного ремня опасен тем, что после обрыва куски ремня могут повредить другие узлы или «замотаться» в такой же ремень агрегатов. Последствия могут быть разные. В лучшем случае придется менять два ремня, в худшем — вы можете «попасть» на замену узлов, которые находятся возле этих ремней.
Как понять, что приводной ремень порвался?
Во-первых, скорее всего, вы услышите характерный звук похожий на хлопок. Во-вторых, из-за разрушения одного из ремней может пропасть зарядка на АКБ, о которой просигнализирует лампочка на панели. Если же это ремень ГУР вы почувствуете, что руль повернуть очень сложно, лучше всего это будет ощущаться на месте. Также один из признаков разрыва или отсутствия ремня — неработающий кондиционер. Из-за разрыва приводного ремня крутящий момент от шкива коленвала не будет передаваться на шкив вышеперечисленных агрегатов.
Обязательно посмотрите это видео про ТОП-6 признаков износа ремня ГРМ! Это важно!
Подведем итоги…
Приводные ремни, изготовленные из резины и капрона, имеют ряд преимуществ, среди которых: невысокая себестоимость, простота, удобство замены и довольно большой срок эксплуатации. Среди минусов можно выделить: отсутствие защиты от грязи, пыли и влаги. Также минусом является способность таких ремней к растягиванию, а также вероятность разрыва в случае износа. Металлические цепи, к примеру, служат гораздо больше, не боятся ничего из вышеперечисленного, однако в случае разрыва урон двигателю будет просто колоссальным. Также следует учесть, что цепная передача крутящего момента гораздо дороже с точки зрения реализации, да и замена цепи ГРМ, к примеру, будет стоить в несколько раз дороже по сравнению с ремнем ГРМ.
Чтобы не допустить разрыва приводных ремней старайтесь следить за их состоянием, и контролируйте степень их натяжения. Избегайте движения по большим лужам и не асфальтированным дорогам. Не тяните с заменой с появлением первых признаков износа, произведите осмотр, подтяжку или замену ремней.
У меня все, спасибо за внимание! Напишите в комментариях, через сколько вы меняете ремни агрегатов и поделитесь секретом как продлить срок службы проводных ремней. До новых встреч на Вопрос Авто. Пока.