Самостоятельная установка ГБО (part 1 — Компоненты)
По поводу установки ГБО на свою машинку я начал задумываться уже очень давно. Но пробеги у меня в год достаточно маленькие, цены на бензин были большими, но и на газ не очень маленькими. И по моим подсчетам получалось, что установка окупится в срок от пары лет и дольше.
В связи с очередной волной кризиса в Украине и соответствующего скачка цен на все, в т.ч. и на топливо, я понял, что нужно что-то делать — деньги обесцениваются, жить становится дороже, и покупать бензин по таким ценам, что раздевать себя до трусов.
В общем, было принято решение, пока цены еще не перевалили за все мыслимые и немыслимые пределы, а деньги совсем не обесценились, вложить свои скромные сбережения в установку ГБО.
Для начала нужно было определиться, что ставить, и где.
Обрыв кучу сайтов, обзвонив и обспрашивав кучу знакомых и установщиков, пришел к выводу, что на мою машинку есть два варианта — т.н. ГБО второго и четвертого поколений. Узнав разницу, второе было быстро отброшено, как вчерашний день.
Когда стал углубляться в суть вопроса, то понял, что и с четвертым не все так просто. Оказывается бывают разные редуктора, форсунки, мозги, и все это очень сильно влияет на геморройность и цену установки. И почему-то, чем ниже цена, тем сильнее геморройность.
Уже было даже хотел отказаться от этой идеи, но очередной взгляд на ценник АЗС вернул меня к этой идее обратно.
Стал углубленно изучать мат.часть на различных форумах и сайтах, созванивался с установщиками и узнавал, что ставят, что рекомендуют, а от чего отговаривают. В итоге вырисовался оптимальный комплект, в котором компоненты в меру дорогие, но достаточно качественные и такие, что не должны мне принести каких-либо неприятных сюрпризов.
Нашел я магазин, в котором как раз продавался установочный комплект из именно такого оборудования, которое я себе и подобрал, чему я был весьма рад. Во-первых, установкой ГБО я раньше никогда не занимался и даже особо не интересовался, так что не знал точного списка необходимых вещей, а во-вторых, комплектом покупать получилось дешевле, нежели каждый из этих же компонентов по отдельности (в том же магазине). Далее я опишу весь этот комплект и, попутно расскажу о самих компонентах, и почему именно таких, а не каких-либо других.
Прежде всего мне нужно было определиться с "мозгами". Выбор был достаточно велик, но задача перед мной стояла следующая: мозги должны быть распространенными (чтобы знали все настройщики-установщики), в меру навороченными по функционалу и достаточно недорогими. Повыбирав немного остановился на Stag 4 Plus.
Коробка с газовым блоком была самой большой в купленном мною комплекте, оно и не мудрено, ведь в ней находился сам блок управления, а также провода к этому блоку, которых весьма и весьма много. Кроме этого там был комбинированный МАР-сенсор (датчик давления во впускном коллекторе) с датчиком температуры газа, датчик уровня остатка газа с проводом, кнопка с индикатором, несколько мелочей для установки, и еще книжечка-гарантийка и схема установки на английском и польском языках.
Коробка с контроллером и проводкой к нему
Содержимое коробки: проводка, сам контроллер, МАР-сенсор с датчиком температуры газа, датчик остатка топлива (в пакетике), разная мелочь, гарантийка и схема подключения
Содержимое пакетика: кнопка с индикатором режима работы и остатка газа с двусторонним скотчем, зуммер, термоусадочные кембрики, штуцер вакуума, хомуты 7-11 и 10-22, клеммы электроклапана, предохранитель 15А и защитный колпачок на диагностический разъем.
Внутренности кнопки крупным планом
Содержимое пакетика с датчиком остатка газа
Датчик крупным планом. На тыльной стороне виднеются магниты. Сам датчик имеет 11 фиксированных значений (уровней) сигнала.
Вторым немаловажным компонентом был редуктор. К нему так же выдвигались требования: не дорогой, надежный, распространенный и таковой, который способен справиться с прожорливостью моего автомобиля. Выбор пал на Tomasetto Alaska AT-09. В комплекте с ним был и его крепеж.
Редуктор в комплекте
Ну и третьим основным компонентом были форсунки. Из широкой гаммы представленных вариантов я достаточно быстро определился, что это будут Hana как таковые, которые фактически не требуют никакой настройки, с завода хорошо равномерно откалиброваны и достаточно быстры для работы в режиме весьма коротких таймингов (особенность двигателей с попарно-параллельным впрыском, в отличии от фазированного — вдвое короче импульсы открытия форсунок т.к. при фазированном впрыске происходит всего одно открытие форсунок на такте впуска, а при попарно-параллельном — два, но вполовину короче — на такте впуска и на такте сжатия). По параметрам мощности моего двигателя мне подошли т.н. черные Hana (от других цветов отличаются лишь диаметром сопел (дюз) т.е. пропускной способностью). Еще оказалось, что форсунки бывают для одиночного монтажа и комплектом из четырех штук на рампе. Я выбрал одиночные т.к. с такими форсунками есть возможность сделать шланги к штуцерам минимальной длинны (это благоприятно влияет на работу ГБО). Но к ним еще требуется распределительная рампа.
Рампа и коробочки с форсунками
Форсунки поближе. На нижней части виднеется вкрученный жиклер, который определяет цвет форсунки. Без него это была бы зеленая.
Все остальные компоненты играют второстепенную роль и, по большому счету, на качество работы ГБО не влияют. Но, все же, нельзя не упомянуть и про них.
Резервуар для газа. Баллон я решил выбрать "под запаску" то бишь тороидальный. Классический цилиндрический занимает слишком много места в и так не большом багажнике. Из рекомендаций я понял, что они отличаются по размерам и фирмами-производителями. Из размеров, максимум, что можно безболезненно впихнуть на место запаски в ланос, это баллон на 42л размерами 200х600мм. Что касается производителей, то рекомендуют брать, что понравится, но все же у заграничных качество лучше.
Ну и еще один момент: поскольку вместо запаски будет баллон, то нужно куда-то деть запаску. Возить ее в багажнике — не вариант. Выход — приобрести докатку. Но это уже дополнительные расходы…
Баллон в упаковке
Распакованный баллон
Маркировка баллона
В комплекте с баллоном: крышка, сапун и крепеж
Мультиклапан. Весьма интригующее название для устройства. Кто не в курсе, что это такое, может нафантазировать себе нечто, вплоть до узла космического корабля. Так думал и я, пока не узнал о нем подробностей. Штука эта — всего-навсего небольшой узел, отвечающий за заправку баллона (встроен заправочный клапан) и за подачу газа из баллона к потребителям (встроен клапан подачи).
Мультиклапаны бывают разные, но ключевыми параметрами их являются параметры (классы) безопасности. Это наличие клапана сброса давления (чтобы баллон не разорвало в случае избытка давления) и электромагнитного клапана подачи газа в магистраль потребителей. Все крайне рекомендуют выбирать и устанавливать мультиклапан класса А с клапаном сброса, что касается электромагнитного клапана, то тут кто как хочет, хотя лучше все же с ним. Правда у меня получилось так, что приобрел я без эл.магнитного клапана, но ничего, в будущем, когда-нибудь, поменяю)))
С мультиклапаном в комплекте также идет ВЗУ — выносное заправочное устройство для монтажа на кронштейне где-нибудь под бампером, сам кронштейн и элементы крепления.
Упаковка мультиклапана и ее внутренности — сам мультик, ВЗУ с крепежом и листок-вкладыш
ВЗУ крупнее. Там еще запчасти к мультиклапану — винты крепежные для ВЗУ и мультика, а также ниппеля и гайки для крепления штуцеров
Магистрали. Для пропан-бутана есть два варианта магистралей — медные и пластиковые.
Преимущество первых — цена — они относительно дешевые. Но за это приходится расплачиваться удобством монтажа и частой чисткой фильтров. Суть проблемы в том, что медная трубка достаточно тонкостенная и хрупкая. Одно неловкое движение и залом обеспечен, а выгибать его обратно нельзя — только замена всей магистрали, либо установка на месте излома штуцера-переходника "трубка-трубка". Вторым минусом использования таких магистралей есть то, что медь вступает в реакцию с газом, образуя различного рода оксиды, которые интенсивно оседают на фильтрах в виде серовато-зеленоватых хлопьев, тем самым забивая их. Всех этих недостатков лишены пластиковые трубки, но они гораздо дороже.
Я, конечно же, выбрал пластиковые трубки. Для заправки (у меня от лючка бензобака) необходим шланг ø8мм длинной порядка 2-х метров, и для прокладки питающей магистрали от баллона до редуктора — ø6мм порядка 5-ти метров. В купленном мною комплекте было 2 и 6 метров соответственно. Ну и к шлангам 4 штуцера — два прямых и два угловых.
Все трубки комплекта: 6м ø6мм для подачи газа, 2м ø8мм для заправки, по метру остальных — ø5мм вакуумный и ø5мм газовый на форсунки, ø12мм подачи газа и ø16мм на обогрев
Датчик температуры редуктора. Как ни странно, но ни в комплекте с редуктором, ни с контроллером не идет этот датчик и если покупать все отдельно, то этот датчик будет сам по себе. Еще один момент, касаемо датчика это то, что он не совсем подходит к комплектному редуктору и нуждается в небольшой доработке, но об этом уже в другом разделе.
Датчик температуры редуктора
Фильтр газа. ГБО имеет в своем состае два фильтра. Даже три. Первый фильтр — небольшая сеточка на заборной трубке мультиклапана. По идее в обслуживании не нуждается.
Второй фильтр — очистки жидкой фазы — находится в редукторе и должен меняться при каждом ТО системы. Ну и третий фильтр — фильтр тонкой очистки газообразной фазы. Он тоже меняется при каждом ТО. С этим фильтром не все так просто — если первые два какие есть, такие есть, то этот можно выбрать на свой вкус и цвет, как говорится. Такие фильтра быают на несколько входов и выходов, с отстойниками и без, бумажные и с другими фильтрующими элементами. В моем случае в комплекте был бумажный фильтр с одним входом и одним выходом, без отстойника. Для начала сгодится, но все же в будущем я его заменю на фильтр с отстойником т.к. он более качественно защищает форсунки от преждевременного износа.
Фильтр тонкой очистки. Простой, бумажный
Остальные компоненты не нуждаются в особом описании и понятны всем и так.
Штуцеры-распылители для врезки во впускной коллектор
Тройники тосольные, хомуты 12-20мм и 5мм а также два штуцера — прямой и угловой под пластиковый газовый рукав ø6мм (точно таких же 2 штуцера, но чуть побольше, под ø8мм видны на фото с трубками)
Ну вот и весь комплект, который можно купить в магазине. Жаль только, что это далеко не все, что понадобится при установке ГБО, но об этом уже в следующей записи.
Все части:
— компоненты 1, 2, 3
— монтаж 4, 5, 6, 7, 8, 9
— настройка 10
— прошивка 11
— итоги 12
ГБО: что это такое, как работает, какие поколения?
ГБО — это газобаллонное оборудование, устанавливаемое на автомобили для обеспечения возможности работать не только на классическом топливе как бензин, но и на газу. Тем более сейчас, когда цены на традиционное топливо (бензин или дизель) поднимаются чуть ли не ежедневно, популярность установки будет расти. Даже несмотря на то, что двигатель на газу на 100 км потребляет немного больше, чем бензин, дизель, за счет цен на газ, в конечном итоге затраты меньше. Даже если сейчас сравнить расценки на заправках, то за литр бензина приходится отдавать в среднем от 40 до 45 руб., за литр «солярки» минимум 43 руб.
Тогда же стоимость литра пропан-бутан или метана в среднем 18-20 руб. Как видим, получается экономия практически в 50%, с учетом немного больше расхода получается где-то 40-45% можно сэкономить на том же отрезке пути. Для дизеля экономия, безусловно, чуть меньше, почему читайте ниже. Но все равно в среднем можно сэкономить где-то до 25-30%.
на фото: газобалонное оборудование
Поэтому разберемся с тем, как работает ГБО, какие разновидности есть, в чем их основное отличие? Кстати, много вопросов касательно того, а можно ли устанавливать ГБО на дизель? А почему нельзя? Оборудование то же самое. Единственно исключение это то, что для воспламенения солярки необходимо давление, а газ в таких случаях не горит. Поэтому ДВС будет работать постоянно на двух видах топлива, только в зависимости от разновидности оборудования и вида самого газа, пропорция может отличаться. К примеру, для запуска всегда используется порция дизеля, потом уже добавляется газ. Как правило, соотношение не превышает 50/50%, если работает на пропане. У метана больше возможностей, тогда же доля может увеличиться до 75%.
В целом, система достаточно сложная, как для дизеля, так и для бензина и представляет собой россыпь всевозможных деталей, включая механические (в зависимости от поколения) и электронные блоки. Все оборудование в конечном итоге подключается к ЭБУ, в простонародье «мозгам». Кстати, отличие дизельного ГБО от бензинового, в том, что в первом случае в комплект деталей прибавляется устройство для регулировки соотношения дизеля/газа.
Состоит газовое оборудование из следующих компонентов:
Из чего состоит ГБО
• Редуктор-испаритель, предназначен для подогрева горючей смеси и испарения.
• Газовый редуктор обеспечивает понижение давления газа при его «транспортировке» из баллона.
• Электромагнитый газовый и бензиновый клапан-фильтр, два устройства устанавливаемые для перекрытия газовой магистрали в первом случае, при неработающем моторе. Второй устанавливается только на ДВС оснащенные карбюратором, где необходимо отсекать бензиновую магистраль при работе на газу. В инжекторах за это отвечает эмулятор форсунок.
• Дозатора, а также смесителя.
• Мультиклапан. Устройство по сути включающие в себя несколько клапанов и датчиков. Состоит из заправочного, расходного клапана, датчика уровня.
• Венткоробка. В этом «агрегате» помещается мультиклапан, а сам короб при утечке газа, отводит испарения на улицу.
• Емкости под топливо. Различают несколько разновидностей баллонов, в зависимости от используемого материала:
Виды баллонов под ГБО: сверху циллиндрической формы, снизу в виде таблетки
Кстати, используемый материал говорит о том или ином поколении ГБО. По внешнему виду, бывают как «таблетки», то есть в виде запаски и монтируемые в соответствующую нишу, а также цилиндрические.
• Фильтр грубой и тонкой очистки.
Газовая рампа
• Датчики давления и разряжения газа (МАП-сенсор).
Стрелкой отмечен MAP сенсор на Lovato 4-го поколения
Как работает ГБО?
Из бака под давлением газ «транспортируется» по топливоканалам. Распределение и проход газа производится через мультиклапан, через него также производится и заправка емкости с газом. Далее газ, в жидкой форме двигаясь по «трубопроводу», попадает в клапан фильтр, где очищается от примесей и прочих смолистых отложений.
Пройдя через фильтр, газ направляется в редуктор испаритель, откуда уже под меньшим давлением (с былых 16 атмосфер, до единицы) направляется дальше. Во время испарения, газ охлаждает редуктор. Кстати, для того чтобы редуктор не перемерзал и не перегревался, он соединяется с системой охлаждения ДВС.
Как работает ГБО
После понижения давления, топливо из редуктора по магистрали низкого давления направляется к дозатору и смесителю. Последний устанавливается зачастую между воздушным фильтром и дросселем. Имейте виду, что данный принцип работы характерен только для первого и второго поколения ГБО.
Работа ГБО на более ранних поколениях несколько отличается. Из баллона газ движется к редуктору, далее к фильтру первой очистки (грубой). Затем редуктор нагревает и понижает давление газа. Дальше топливо проходит через второй фильтр и попадает на рампу форсунок. Какую именно порцию газа подать на форсунки, определяет ЭБУ согласно полученных данных с датчиков. Для принятия «решений», принимаются к сведению показания: ДПДЗ, ДПКВ, лямба-зонд. Газовый блок управления направляет импульсы, по которым форсунки открываются в определенной последовательности или по времени. Таким образом, фазируя впрыск и порции газа. Из форсунок газ попадает к впускному коллектору.
Виды и поколения ГБО
Газобаллонное оборудование, как известно, отличается поколениями, всего их насчитывается на текущий момент шесть. Итак, поколения ГБО:
1. I-поколение. Наиболее старое, здесь газ подается за счет разряжения в коллекторе. Подобные системы монтируются на карбюраторные ДВС, где за управление подачей газа отвечает вакуумный редуктор. Принцип работы в том, что при запуске двигателя в коллекторе создается разряжение, после чего в движение приходит мембрана на вакуумном редукторе и газ направляется к коллектору, через карбюратор.
ГБО 1-поколения на ВАЗ 2106
Чуть позже появились электромагнитные клапаны, за счет чего редуктор начинал «гнать» газ раньше, не дожидаясь сигналов с самого коллектора. Сигналы изначально приходили с зажигания.
2. II-поколение. Ознаменовалось появлением инжекторов. Впервые был разработан и применен газовый смеситель, который размещается перед впускным коллектором. Применяются электронные дозаторы и редукторы, управляемые за счет сигналов с лямбо-зонда, ДПДЗ и ДПКВ.
3. III-поколение. Впрыск производится уже с помощью механических форсунок. Количество смеси формируется за счет показания датчиков, перечисленных выше, однако в этой версии к ним добавился датчик давления газа. Предусмотрели индивидуальную подачу газовой смеси в цилиндр, за счет дозирующих газовых инжекторов.
4. IV-поколение. Более совершенно, подача производится последовательно, параллельно, за счет установки электромагнитных форсунок. Их работа регулируется ЭБУ. Кроме того, при формировании «порции» газа учитываются показания давления газа, температуры топлива и редуктора, уровня разряжения в коллекторе. Таким образом, управление происходит за счет полученных данных со штатного ЭБУ. При этом блокируется подача бензина путем обрыва сигнала газовым ЭБУ на бензиновые форсунки.
Комплект ГБО 4-го поколения
Не стоит также забывать и о поколении 4+, где управление и работа, как газовых, так и бензиновых форсунок одновременна. В таких случаях, подача на бензиновые форсунки не прекращается, а только сокращается. Как правило, пропорция составляет 20/80%, где 80% соответственно газ.
5. V-поколение. Особенность в том, что горючка подается в жидком виде. Специально установлен газовый насос, нагнетающий и циркулирующий топливо по трубопроводу к форсункам под давлением. Отпала необходимость в охлаждении, а соответственно в редукторе-испарителе, так как были созданы специальные форсунки, позволяющие подавать жидкий газ в коллектор. То есть теперь, возможно запускать ДВС в любую погоду, непосредственно с газа.
6. VI-поколение. Последняя ныне версия подойдет не для каждого ДВС, а только для тем, где инжектор оснащается насосом высокого давления (ТНВД), то есть это ДВС с непосредственным впрыском.
Принцип работы частично отличается, так как добавлено еще звено в роли блока клапанов. Сначала насос «гонит» топливо из баллона в блок клапанов, естественно минуя все необходимые системы очистки. Далее через ТНВД горючка подается на форсунки и оттуда уже в коллектор. За счет того, что в блок приходит две магистрали (бензин и газ), использования бензина не обязательное.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели, что такое ГБО, как оно работает, а также его разновидности. В следующей статье разберемся с тем, действительно ли газ «убивает» мотор, а также рассмотрим другие возможные плюсы и минусы установки оборудования, как долго будет окупаться и кому лучше не ставить ГБО?
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Подбираем ГБО: из чего состоит комплект 2 и 4 поколения газового оборудования на авто
Приступая к выбору ГБО, первым делом, интернет-магазин GAZZONE рекомендует сориентироваться в составляющих комплекта ГБО. Этим и займемся.
Для начала – несколько слов о поколениях ГБО. Следует заметить, что лучшим считается оборудование, которое зарекомендовало себя за длительный период времени. На украинском рынке газобаллонное оборудование, в основном, представлено 2 и 4 поколением.
- 1) Баллон – емкость для газа.
- 2) Мультиклапан – запорная арматура баллона.
- 3) Внешнее заправочное устройство — ВЗУ.
- 4) Магистральная газовая трубка от баллона до редуктора и от ВЗУ до баллона.
- 5) Клапан газа – обеспечивает поступление газа или закрытие подачи газа. Устанавливается отдельно или может быть встроен в редуктор. В клапане находится фильтр грубой очистки (жидкой фазы).
- 6) Газовый редуктор 2 поколения. Основное назначение редуктора гбо 2 поколения заключается в преобразовании газа из жидкого состояния в парообразное, а также в стабилизации давления топлива на пути из баллона во впускной коллектор.
- 7) Карбюраторный или инжекторный переключатель газ-бензин. Для 2 поколения гбо переключение газ-бензин выполняется вручную.
- 8) Приспособление, перекрывающее подачу бензина: клапан бензина (в карбюраторных автомобилях) или эмулятор форсунок (в инжекторных авто).
- 9) Рукава тосольные + тройники (переходники) тосольные – для подключения редуктора к системе охлаждения автомобиля. Используются для обогрева редуктора.
- 10) Газовые рукава (шланги) – необходимы для подачи газа от редуктора к двигателю.
- 11) Дозатор мощности (регистр мощности, «винт жадности») – для корректировки количества газа, подающегося в двигатель.
- 12) Приспособление для подключения газового шланга к двигателю: штуцеры-врезки в карбюратор или специальные смесители, которые подбираются в зависимости от модели конкретного карбюратора, инжектора, моно-инжектора.
- 13) Расходные материалы, применяемые при монтаже комплектующих ГБО.
- 1) Баллон.
- 2) Мультиклапан.
- 3) ВЗУ.
- 4) Газовые трубки.
- 5) Клапан газа с фильтром грубой очистки.
- 6) Газовый редуктор 4 поколения + датчик температуры редуктора.
- 7) Тосольные и газовые рукава + тосольные тройники (переходники).
- 8) Подкапотная электроника 4 поколения, которая включает в себя:
- Блок управления (ЭБУ) – контролирует работу всей системы ГБО.
- Проводка.
- MAP-сенсор — датчик давления и разрежения
- Кнопка-переключатель. Вообще система гбо 4 поколения работает автоматически, но в любой момент есть возможность перейти на тот или иной вид топлива.
- Датчик уровня газа – устанавливается на мультиклапан, соединяется и подает сигнал на кнопку, на которой мы можем увидеть ориентировочный уровень заполнения баллона.
Выбирая комплект ГБО на авто, обязательно убедитесь в его качестве, помните, что все узлы газового оборудования подбираются для каждого автомобиля индивидуально. В следующих статьях мы поговорим подробнее о видах вышеперечисленных комплектующих и об особенностях их выбора именно на Ваш автомобиль. До встречи!