Как использовать 11 самых известных растительных масел
Кулинарное применение подсолнечного и оливкового масел у большинства россиян вопросов не вызывает, а вот что делать с кунжутным, миндальным или маслом авокадо – стоит разобраться.
У растительного масла, кроме происхождения, вкуса и аромата, есть еще такая важная характеристика, как температура (точка) кипения, то есть та, при которой оно начинает гореть. Добавляя масло в готовое блюдо мы можем следовать только его очевидным характеристикам — аромату и вкусу, а если собираемся на нем жарить, то лучше знать и точку кипения.
Оливковое масло
Температура кипения для extra virgin – 160 °С, для virgin – 210 °C, для pomace (из жмыха) – 238 °С, для extra light – 242 °C.
Extra virgin не подходит для фритюра, зато идеально для заправок, соусов и выпечки, а также для добавления в уже горячие готовые блюда, например, в супы. Остальные (в зависимости от вида) годятся для жарки и тушения. Рецепт пряного морковного торта на оливковом масле смотрите здесь.
Пряный морковный торт на оливковом масле
Масло из авокадо
Температура кипения – 270 °С. Одно из самых дорогих и ценных. Используется только в заправках и соусах. Жарить на нем тоже можно, но в исключительных случаях, если, например, вам надо пожарить само авокадо.
Соевое масло
Температура кипения – 160 °С (нерафинированное) и 238 °С (рафинированное). Рафинированное подходит для жарки и фритюра, нерафинированное — для заправок.
Кукурузное масло
Температура кипения – 178 °С (нерафинированное) и 232 °С (рафинированное). Использовать для соусов, жарки, тушения и фритюра. Рецепт аргентинского мясного рагу смотрите здесь.
Аргентинское мясное рагу, приготовленное с кукурузным маслом
Миндальное масло
Температура кипения – 216 °С. Использовать для выпечки, жарки и для приготовления заправок. Видеорецепт постного печенья с шоколадом, приготовленое на миндальном масле смотрите здесь.
Постное печенье с шоколадом на миндальном масле
Пальмовое масло
О нем написано много "страшилок", но мы советуем просто правильно его выбирать — покупайте ТОЛЬКО красное пальмовое масло! Нечастый гость на наших полках. Лучше искать в магазинах биопродуктов. Температура кипения – 230 °С. Подходит исключительно для жарки и фритюра.
Про пользу и вред пальмового масла читайте здесь.
Подсолнечное масло
Температура кипения для рафинированного – 227 °С, для нерафинированного – 107 °С. Подсолнечное масло прямого отжима (нерафинированное) ни в коем случае нельзя использовать для жарки. Но оно идеально подойдет для маринования и заправки для салатов.
Кунжутное масло
Температура кипения для полурафинированного – 232 °С, для нерафинированного кунжутного масла – 175 °С. Придает блюдам азиатское звучание, используется для заправок, соусов и как ароматная добавка к другому маслу в блюдах на воке. Рецепт салата из хрустящих овощей с заправкой на кунжутном масле смотрите здесь.
Салат из хрустящих овощей для похудения
Рапсовое масло
Температура кипения рафинированного масла – 227 °С. но некоторые шефы рекомендуют не нагревать его выше 160-180 °С., утверждая, что тогда оно начинает горчить. Для заправок лучше использовать рафинированное.
Виноградное масло
Температура кипения – 216 °С. Подходит для тушения, применяется в заправках и выпечке. Рецепт морковного салата с пекинской капустой и сладким перцем читайте здесь.
Морковный салат с заправкой на виноградном масле
Кокосовое масло
Температура кипения нерафинированного масла – 177 °С, а рафинированное начинает гореть после 204 °С. Подходит для жарки и тушения, но никак не для фритюра. Рецепт сырников, которые лучше всего жарить на кокосовом масле читайте здесь.
Температура кипения масла: подсолнечного, растительного, сливочного в градусах
Масло растительного происхождения очень полезно для организма. Однако если его неправильно задействовать, оно может стать опасным для здоровья. В процессе нагревания масляная жидкость выделяет канцерогены. Это происходит тогда, когда продукт сильно раскалили до температуры кипения либо выше. Ниже представлена таблица, в которой указывается оптимальный показатель нагрева масла подсолнечника.
Правила выбора продукта
При использовании сырья для обжарки продуктов предпочтение необходимо отдавать жидкости, которая при тепловой обработке не выделяет опасные соединения.
Чтобы определить выделяет используемое масло свободные радикалы либо опасные вещества, необходимо учесть 2 фактора:
- насыщенных жиров в сырье должно быть больше, а полиненасыщенных не выше, чем 15 %;
- точка дымления должна начинаться от 160 °С.
На данный момент существует довольно большой выбор растительных масел, которые используются для изготовления пищи. Также необходимо отметить, что не каждое сырье может подходить для жарки ингредиентов. Льняное масло категорически не рекомендуется использовать при термической обработке продуктов. Это связано с тем, что жирные кислоты, которые находятся в нем, при нагреве становятся трансжирами, приносящими вред человеческому здоровью.
В итоге они могут выступать фактором злокачественных заболеваний. Процесс обжарки допустимо производить на масле оливы, подсолнечника или горчичном масле. Диетологи рекомендуют задействовать для обжарки сырье, у которого температурный показатель кипения считается наивысшим.
С медицинской точки зрения – это самый лучший вариант. К таким маслам относятся соевое, оливковое, пальмовое, кукурузное. Их температурный режим кипения такой: у подсолнечного от 120 и до 140 ℃, у кукурузного – 180 ℃.
Критерии, по которым можно выбрать лучшее масло для изготовления горячих блюд:
- В масле должно быть малое содержание Омега-3 линоленовой кислоты. Благодаря тому, что именно этой жирной кислоты немного, масло обладает высокой стабильностью и защищено от окисления и прогорклости, что является решающим показателем при изготовлении здоровой пищи.
- Меньшее количество Омега-6 по отношению к Омега-3. Из-за того, что в рационе человека находится очень много полиненасыщенных жиров Омега-6 и слишком мало Омега-3, которые замещают друг друга, это может привести к ухудшению здоровья и развитию сердечно-сосудистых заболеваний.
- Отсутствие трансжиров. Малое количество промышленных трансжиров способно увеличить шансы на развитие заболеваний, связанных с сердцем и сосудами. В основном они сосредоточены в гидрогенизированных маслах типа маргарине или спреде, их также допустимо обнаружить в соевых и рапсовых масляных жидкостях.
Определение крайних точек
Температура кипения масла подсолнечного на этапе термического воздействия должна выделять соединения в большом объеме, чтобы стал заметен появляющийся синий дымок. На этой стадии соединения в виде жирных кислот проступают из масляной жидкости. После этого они разрушаются, создавая копоть. Точкой кипения именуют температурный предел, при котором допустимо использовать любое масляное сырье.
С объемом незанятых жирных кислот в жидкости связывается температурный режим дымления. Их численность огромная и на них будет влиять уровень очищения используемого сырья. Чем качественнее рафинированный тип масла подсолнечника, тем выше его точка кипения. Это свидетельствует о малом объеме присутствующих в нем незадействованных жирных кислот. При разогреве масляной жидкости формируются жирные кислоты и, чем дольше оно греется, тем больше появляется кислот.
Это, в свою очередь, снижает температурный режим дымления. В результате это является одной из причин того, почему нельзя применять одно и то же масло несколько раз. Качество масляной жидкости намного быстрее снижается, если ее задействовать периодически, нежели постоянно. На порядок больше показателя дымления располагается точка горения. Это температурное значение, при котором жидкость начнет покрываться пламенем при взаимосвязи с воздухом.
Температура кипения масла подсолнечного, а также состав и объем незаменимых жирных кислот влияет на дымление жидкости. Данный показатель на порядок выше у рафинированного сырья, потому что данная технология подразумевает удаление из масел незаменимых жирных кислот.
Точка дымления позволяет определить тот верхний предел температурного показателя, до которого допустимо задействовать выбранное масло либо другой любой животный жир. Когда точка кипения будет достигнута, вещества распадаются. В результате их принимать в еду запрещено. Масляные продукты имеют свободные жирные кислоты, которые варьируются в большом диапазоне.
На это будут воздействовать следующие факторы:
- источник вещества;
- рафинация сырья.
Точка дымления будет повышенной при большой степени рафинации либо если в сырье присутствует мало незадействованных жирных кислот. Они появляются на этапе подогревания масляной жидкости. От длительности зависит и объем образующихся кислот. Если их достаточно, температурный показатель кипения начинает снижаться.
Не рекомендуется задействовать одно и то же сырье при изготовлении картофеля фри и иных подобных изделий больше 2 раз.
Также качество масла снижается, если его периодически использовать для обжарки продуктов длительное время. Если изделия готовят в большом количестве и во фритюре, рекомендуется приобрести специальный термометр для измерения температурного режима масла на этапе его нагрева. Самой большой температурой считается его точка горения, превысив которую можно будет наблюдать за воспламенением паров жира при взаимодействии с воздухом.
На жидкости, которая имеет повышенную температуру дымления, обжаривать допустимо, а на продукте с минимальными показателями, наоборот, не рекомендуется.
Способы проверки
Масло подсолнечника не должно дымиться. Поэтому не стоит дожидаться того, когда появятся пузырьки. Для готовки требуется лишь горячая жидкость, а не кипящая. Если температурный режим масла превысил допустимые нормы и появился сильный булькающий звук, понадобится отключить огонь и накрыть емкость крышкой. Это требуется для того, чтобы жидкость немного остыла.
Чтобы проверить: закипело масло или нет, допустимо воспользоваться следующими способами:
- Если сотейник разогревался уже с маслом, понадобится покрутить емкость, чтобы масло перетекало по основанию. Жидкость должна медленно перетекать и быстро покрывать основание емкости.
- Изначально понадобится хорошо раскалить сотейник, а после влить масло. Когда жидкость начнет тонким слоем растекаться по раскаленной емкости, она сразу нагреется до нужного температурного режима. Однако данный метод не подходит при использовании сковороды с антипригарным покрытием.
- Необходимо небольшой ломтик лука либо чеснока опустить в нагретую жидкость. Если он начал шипеть, значит, можно приступать к жарке. Однако если от края емкости начал тянуться дымок, сотейник необходимо убрать с огня. Это свидетельствует о том, что жидкость очень сильно нагрелась.
- Поверхность раскаленного масла должна быть блестящей.
Почему это вредно?
Масло начинает выделять вредные канцерогенные примеси в следующих случаях:
- если жидкость нагревать выше ее температуры кипения;
- если продукт хранится, контактируя с кислородом либо на свету.
Температурой дымления является тот показатель, при котором подсолнечное сырье начинает выделять дым. На данной этапе в нем скапливаются вредные вещества.
Некоторые из вредных примесей перечислены ниже:
- Акролеин является альдегидом кислоты акриловой, который имеет слезоточивое действие. Способен очень сильно раздражать дыхательные пути, а также глаза. Образуется акролеин сразу после того, как маслом будет достигнута его точка дымления.
- Акриламид выступает в качестве амида кислоты акриловой. Способен поразить ЦНС и печень, пагубно воздействует на глаза. Данное компоненты, как правило, появляется в процессе жарки крахмалосодержащих продуктов.
- Свободные радикалы, а также гетероциклические амины находятся в источниках дымления и подгорания. Данные вещества считаются токсичными. Поэтому они очень опасны при взаимодействии с кожным покровом и вдыхании.
Прогорклость, в свою очередь, помогает появлению следующих опасных веществ:
- альдегиды являются веществами, которые скапливаться в человеческом организме и раздражать его;
- кетоны – вредные компоненты, которые могут попадать через кожный покров, оказывая раздражение;
- низкомолекулярные жирные кислоты в своем большинстве не несут опасности для человека, но они отвечают за специфический запах пригоревшего масла.
Отличие нерафинированных от рафинированных
Разница между рафинированным и нерафинированным типом масла заключается изначально в процессе производства продукта. Процедура рафинирования заключается в очистке продукта от различных примесей и элементов. Данная технология осуществляется с помощью физического либо химического способа. Процесс рафинирования подразумевает выполнение выпаривания, фильтрации, а также нейтрализации веществ, которые входят в состав сырья.
Для получения рафинированного вида масла сырье проходит многоступенчатую очистку, дезодорацию и осветление. В конечном результате переработанный продукт обладает светлым прозрачным оттенком. При этом он не имеет запаха и не покрывается пенкой в процессе теплового воздействия. Рафинированное сырье может выдержать процесс нагревания до 240 ℃. Однако в химическом составе такого масла будут отсутствовать все ценные питательные элементы.
При этом в жидкости могут присутствовать остатки химических соединений, которые способны оседать в организме человека. Нерафинированный вид сырья получается в процессе многоступенчатой технологии. Изначально отбирают лучшие семена масличных культур. Далее их в сыром виде перемалывают, а затем кондиционируют, чтобы простимулировать метаболическую активность. Неочищенный продукт также именуют маслом холодного отжима.
Его получают при замесе либо отжиме семян специальным прессом без влияния высокого температурного режима. По завершении этапа прессования наступает стадия очистки, седиментации и центрифугирования. Благодаря холодному отжиму масло подсолнечника способно сохранить питательные элементы, а также вкусовые и ароматические качества. Рафинированное масло подсолнечника характеризуется однородной структурой.
При этом оно практически бесцветное и не имеет запаха. Вкусовые качества не слишком выражены либо вовсе отсутствуют. Нерафинированный тип жидкости обладает приятным ароматом и привкусом, который будет зависеть от основы, используемой для производства масла (например, олива, кукуруза, семечки). Сырье имеет желтоватый оттенок. При этом в нем может присутствовать осадок.
Рафинированный вид масла подсолнечника зачастую применяют в процессе обжаривания либо запекания, поскольку оно не дает дыма. При этом сырье задействуют для изготовления изделий, в которых не должен присутствовать специфический аромат масла. Нерафинированное масло зачастую задействуют в качестве салатной заправки, чтобы придать лакомству специфический привкус.
В процессе обжаривания натуральный нерафинированный тип жидкости будет выделять дым. В результате лакомство будет обладать горьковатым привкусом.
Под воздействием высокого температурного режима данный продукт способен накопить в изделии вредные вещества. В связи с этим не рекомендуется использовать нерафинированный тип сырья для разогрева. Также рафинированный тип отличается от нерафинированного тем, что он в процессе обжаривания не пенится и не меняет основной вкус продукта.
Меры предосторожности
Температура кипения масла подсолнечного достаточно высокая.
Поэтому необходимо придерживаться правил безопасности в процессе нагревания жидкости:
- Для готовки требуется брать продукт с высоким показателем температуры дымления. При этом не нужно очень сильно разогревать сотейник.
- Желательно для обжарки брать рафинированный тип продукта, поскольку он увеличивает температуру кипения.
- Масло требуется держать в холодном и сухом помещении, куда не будет проникать свет. Благодаря этому продукт не испортится раньше времени, и масло нормально нагреется.
- Подсолнечное масло необходимо использовать лишь один раз. При этом не рекомендуется жарить ингредиенты слишком долго. Это приведет к тому, что в продукте появятся вредные вещества.
Примеры значений
Температура кипения масла подсолнечного может быть разной относительно типа используемого продукта. Чтобы знать до какого показателя можно разогревать жидкость, рекомендуется ознакомиться с приведенной ниже таблицей.
Температура кипения масла из семян кукурузы.
В ней приведены все допустимые продукты, которые можно подвергать нагреву:
Наименование масла | Температурный показатель кипения |
На базе арахиса нерафинированное | 160 ℃ |
На базе арахиса рафинированное | 232 ℃ |
Горчичное | 254 ℃ |
Из авокадо | 270 ℃ |
Из косточек винограда | 216 ℃ |
Из грецкого ореха нерафинированного типа | 160 ℃ |
Из грецкого ореха полурафинированного типа | 204 ℃ |
Из семян камелии | 252 ℃ |
Касторка | 200 ℃ |
Из мякоти кокосовых орехов virgin | 177 ℃ |
Из мякоти кокосовых орехов рафинированное | 204 ℃ |
Из плодов конопли | 165 ℃ |
На базе семян кукурузы нерафинированное | 178 ℃ |
На базе семян кукурузы рафинированное | 232 ℃ |
На базе семян кунжута нерафинированное | 177 ℃ |
На базе семян кунжута полурафинированное | 232 ℃ |
На базе семян льна | 107 ℃ |
Из ореха макадамии | 210 ℃ |
Из семян сладкого миндаля | 216 ℃ |
На основе оливы extra virgin | 160 ℃ |
На основе оливы virgin | 210 ℃ |
На основе оливы рафинированное | 199 ℃ — 243 ℃ |
На основе оливы с малой кислотностью | 207 ℃ |
Из мякоти плодов масличной пальмы дифракционное | 235 ℃ |
Из семян подсолнечника высокоолеиновое | 160 ℃ |
Из семян подсолнечника нерафинированное | 107 ℃ |
Из семян подсолнечника полурафинированное | 232 ℃ |
Из семян подсолнечника рафинированное | 227 ℃ |
На базе рапса нерафинированное | 107 ℃ |
На базе рапса рафинированное | 204 ℃ |
Из рисовых отрубей | 254 ℃ |
Сливочное | 150 ℃ |
На основе семян сои нерафинированное | 160 ℃ |
На основе семян сои полурафинированное | 177 ℃ |
На основе семян сои рафинированное | 238 ℃ |
Хлопчатниковое | 216 ℃ |
Масло подсолнечника может сначала кипеть, затем дымить, а после начать гореть. Это происходит тогда, когда был превышен температурный режим, необходимый для оптимального разогрева продукта. Чтобы избежать подобных ситуаций, требуется соблюдать меры предосторожности, а также следить за показателем температуры масляной жидкости.
При какой температуре испаряется масло
Если вы ни разу не сталкивались с закипанием масла в ДВС, то я могу сделать один из двух выводов – либо вы отличный хозяин и хорошо заботитесь о своем автомобиле, либо вам просто до сих пор везло. На самом деле, проблема весьма распространенная. Как наступает весеннее-летний период, так клиентов у нас в СТО прибавляется. Люди обращаются именно с этим вопросом.
Стоит сказать, что закипеть смазка может даже у очень рачительного и щепетильного автомобилиста. Причин для этого масса, начиная от покупки некачественной смазки и заканчивая проблемами с движком. Поскольку закипание масляного состава может привести к серьезным последствиям, необходимо четко ориентироваться в вопросе и знать, какая температура кипения установлена для конкретного масла. Итак, давайте об этом поговорим в представленной статье.
Как расшифровать термины «рабочая температура масла» и «плюсовые» отклонения от данного показателя?
Моторный агрегат работает в особых условиях. Во время его функционирования, в рабочей зоне появляется повышенное давление и высока температура. Оба этих фактора действуют на детали разрушительно. Чтобы исключить негативные последствия, для защиты особенно подверженных влиянию деталей, в систему и заливается смазка. Фактически, моторное масло – это расходный материал, способствующий поддержанию в системе комфортабельной обстановке.
Усредненная температура в ДВС достигает 90-105 градусов Цельсия. Любое отклонение от этой нормы, не важно, в сторону повышения или понижения, влечет за собой существенные перебои в работе двигателя. Здесь важно знать об одном нюансе. Если низкие температуры на мощность и запуск мотора влияния не оказывают, то с «плюсовыми» скачками, дела обстоят более неприятно.
Температура вспышки масла указывается на этикетке. Это необходимо, поскольку у каждого вещества свой порог закипания. Чем качественнее использованы присадки, тем выше температурный уровень.
Чем характерен процесс «кипения» масла?
Когда мы говорим, что масло «закипело», то имеет в виду, что вещество начало пузыриться. Смазка отличается летучестью, а значит, быстро испаряется, образуя большое количество отложения. Осадок и накипь забивают щели и зазоры между деталями, остаются в каналах, где перемещается смазка. В результате, движок остается без надежной защиты и может быстро прийти в негодность.
Несмотря на то, что многие производители указывают температуру воспламенения масла 230-240 градусов Цельсия, реальные показатели гораздо ниже 150-190 градусов. Это связно с тем, что в системе, образуются еще и пары от масла и провоцируют раннее воспламенение смазок. Получается, что реальная температура вспышки во многом зависит от количества пара, образовавшегося во время кипения.
По каким признакам можно определить, что смазка закипела?
Есть четыре основных признака, которые указывают на факт закипания смазки. Эти симптомы позволяют водителям быстро принять меры для предотвращения неприятных последствий. К таковым относятся:
- показания термостата повысились. Устройство для регистрирования температуры в системе ДВС имеется в каждом автомобиле, на приборной доске. Именно по нему, водитель следит за температурой смазки даже во время управления транспортом. Небольшие отклонения допустимы, но как только стрелка начинает медленно перемещаться в сторону красной границы, значит, масло начинает закипать;
- характерные звуки. В большинстве случаев до водителя начинают доноситься характерные звуки кипения. Спутать его вряд ли с чем-то получится;
- появление дыма. Данный симптом указывает на критичность ситуации, поэтому, важно сразу же принять меры по охлаждению мотора;
- чернее выхлопы. Если первые три симптома не появились (хотя это вряд ли) или водитель их не заметил, на кипение смазки укажут выхлопные газы черного или темно-синего цвета. Чем сложнее ситуация, тем выше вероятность появления черного дыма.
Когда такие признаки появились, что остается лишь быстро принять меры по устранению проблемы. Решение существует, но многое зависит от того, насколько быстро водитель примет меры по устранению неприятности.
Чем может быть опасна высокая температура?
Когда температурный показатель превышает средние 105 градусов, изменяется вязкость продукта в сторону снижения. После такой трансформации, защитный слой нарушается, а детали в механизме начинают часто соприкасаться друг с другом. Как только это происходит, сила трения возрастает в разы, и температура повышается еще больше. Процесс окисления деталей происходит значительно быстрее, что приводит к сокращению срока эксплуатации ДВС.
Вред может причинить и испорченная смазка. Когда она проходит по патрубкам и каналам, остается нага и шлам. Чем интенсивнее кипит масло, тем больше вредных отложений. Особую опасность представляют масляные пленки – лаки, которые запекаются на отдельных деталях и не позволяют им полноценно функционировать. Как только температура смазки достигает 125 градусов Цельсия, она утрачивает свою изначальную вязкость и начинает вытекать из всех возможных щелей. Если своевременно не предпринять меры, то возможен даже пожар двигателя. Чтобы избежать такого исхода, автомобиль нужно немедленно заглушить и доставить его на СТО. Важно избежать резкого торможения, поскольку это может серьезно усугубить ситуацию.
Температура кипения моторного масла (температура горения и вспышки)
Проблема закипания смазочного вещества внутри двс является достаточно распространенной и возникает она обычно в весенне-летний период, когда чрезмерная жара может спровоцировать дополнительное повышение температуры внутри силовой установки. Однако, данный недуг не исключен и в условиях сильных морозов. Поговорим сегодня о том, какая температура кипения устанавливается для моторного масла, что может стать причиной закипания жидкости и к каким последствиям может привести ее горение.
Рабочая температура масла и «плюсовые» отклонения от нее
Во время работы моторной установки в ее рабочей зоне создается повышенное давление и высокая температура, которые разрушительно влияют на все взаимодействующие детали. В целях противостояния двум этим опасным факторам в систему заливается защитное вещество – масло, призванное поддерживать в установке оптимально комфортную среду. Рабочая температура масла в двигателе автомобиля составляет 90-105 градусов Цельсия. Любое отклонение от нее – вверх или вниз – влечет за собой появление перебоев в работе мотора. Если низкие температуры влияют на запуск мотора и его мощность, то с «плюсовыми» отклонениями дела обстоят более серьезно.
Температура кипения автомобильного масла характеризует свойства каждого используемого в его составе ингредиента. И определяется она самым низким параметром. Так, например, если для одной из присадок будет характерна температура кипения 180 градусов, а для остальных составляющих – 195, то для моторного масла будет устанавливаться именно первый показатель кипения.
Т.к. масло, независимо от основы – минеральной, полусинтетической или синтетической – относится к горючим продуктам, то его свойства также характеризует главный параметр — температура вспышки масла. Достижение критической величины вызывает воспламенение ГСМ. Несмотря на то, что многими производителями технических жидкостей указывается температура воспламенения в диапазоне от 230 до 240 градусов Цельсия, в реальных условиях она оказывается гораздо ниже и составляет 150-190 градусов. Связано это с тем, что в процессе сгорания масла в двигателе образуются дополнительные пары, которые и становятся причиной раннего воспламенения смазки. Таким образом, реальная температура вспышки масла зависит от количества пара, образовавшегося в результате его кипения.
Симптомы сгорания масла
Существует четыре основных симптома закипания смазочного вещества. Среди них:
- изменение показаний термостата. Каждый автомобиль оснащается специальным индикатором на приборной панели, с помощью которого водитель всегда может следить за температурой моторной смазки. При хорошо прогретом двигателе стрелка индикатора должна указывать на среднее значение (небольшие отклонения – не больше одного деления – допустимы в обе стороны). Но как только владелец транспортного средства заметил, что стрелка медленно, но верно ползет в направлении красной границы, значит пришло время бить тревогу — температура автомобильного масла начала повышаться.
- звук кипения. Не во всех, но во многих случаях при появлении подобной проблемы возникает характерный для кипения масла звук. Спутать его ни с чем невозможно.
- дым. Еще один симптом критического повышения – дым, валящий из подкапотного пространства. Обратите внимание, что его появление может сигнализировать не только о кипении масла, но и о закипании охлаждающей жидкости. В последнем случае он будет локализован преимущественно в районе бачка, предназначенного для заливания антифриза или тосола.
- черные выхлопы. Если вы не заметили первые три симптома, или по какой-то причине они не образовались, но температура масла чрезмерно возросла, то выхлопной газ начнет приобретать сине-черный цвет. Его интенсивность возрастет, и не заметить его будет невозможно.
Что делать, если закипело масло?
Если вы стоите в пробке или на парковочном месте и заметили горение масла, сразу же заглушите мотор. Паниковать не нужно, главное – остановить работу двигателя.
При появлении дыма из подкапотного пространства во время езды останавливать машину нужно следующим образом:
- Минимизируйте нагрузку на силовую установку – для этого уберите ногу с педали газа, чтобы понизить обороты.
- Включите автомобильную печь на максимальный обдув – это позволит вывести из рабочей зоны часть перегретого воздуха и снизить его концентрацию в движке.
- Если позволяют дорожные условия, прокатитесь накатом до полной остановки автомобиля. Встречный поток ветра охладит моторный отсек.
- Как только машина остановится, выждите еще 5 минут и только после этого глушите двс.
Причины образования проблемы
Разберем причины, из-за которых температура моторного масла начинает повышаться:
- Основная причина повышения рабочей температуры защитной смазки – это ее низкое качество. Если вы стремитесь сэкономить на техническом обслуживании своего средства передвижения, сразу готовьтесь к появлению неприятных сюрпризов в его работе. Низкокачественное моторное масло не справляется с постоянными скачками температур внутри силовой установки: оно быстро теряет эксплуатационные свойства, превращаясь в водянистую жидкость, которая мало того, что начинает стремительно стекать с механизмов, оставляя их без защиты, так еще и начинает гореть и испаряться.
- Неисправности в охладительной системе также могут стать причиной резкого роста температуры масла. Например, спровоцировать это может обрыв или ослабление ремня привода вентилятора или насоса системы охлаждения, неисправность гидромуфты привода вентилятора, загрязненность радиатора и прочие несовершенства конструкции.
Это две основные причины, которые могут вызвать кипение масла внутри силовой установки.
Чем опасна высокая температура?
Если температура масляного материала становится выше 105 градусов Цельсия, то его вязкость быстро снижается, и детали из-за нарушенного защитного слоя начинают соприкасаться друг с другом. Как только это произойдет, сила трения внутри силовой конструкции возрастет, что послужит причиной сокращения теплового зазора между элементами. Повышение температуры моторного масла активирует его окисление и быстрое устаревание.
От циркуляции в моторе испорченной смазки на всех узлах конструкции остаются частички шлама, лаки и нагар. Из-за возгорания масла количество вредных отложений существенного возрастает.
Нагар образуется на поверхностях деталей в результате окисления углерода и представляет собой скопление твердых веществ. Среди них – свинец, железо и прочие металлические частицы. В больших количествах нагар провоцирует троение двигателя, калильное зажигание, а может и вовсе стать причиной детонационного взрыва.
Как только температура моторного масла превысит отметку в 125 градусов, оно полностью утратит былую вязкость и начнет вытекать сквозь неплотности конструкции. Таким образом, двигательная система начнет испытывать масляное голодание.
Самым опасным последствием перегрева моторной смазки может стать пожар — после него восстановить автомобиль будет уже невозможно.
И напоследок
Как уже стало понятно из вышесказанного, повышение рабочей температуры смазочного состава – опасный недуг, с которым может столкнуться каждый автолюбитель. Обезопасить себя и свое средство передвижения можно при помощи своевременно проводимых технических обслуживаний. При этом экономия на смазочном ГСМ не уместна: низкая температура вспышки масла моторного может выйти боком. Используемая для автомобильных моторов смазка должна полностью соответствовать требования автопроизводителя.
При какой температуре кипит моторное масло?
Часто можно услышать про такое понятие, как температура кипения моторного масла. На что влияет этот параметр и как он связан с похожими определениями, наподобие температуры горения или вспышки – рассмотрим ниже.
Температура вспышки моторного масла
Начнём рассматривать этот вопрос с минимальной температуры для трёх перечисленных в первом абзаце понятий и будем раскрывать их по возрастающей. Так как в случае с моторными маслами логически понять, какой же из пределов наступает первым, вряд ли получится.
При достижении температуры приблизительно в 210-240 градусов (в зависимости от качества базы и пакета присадок) отмечается точка вспышки моторного масла. Причём под словом «вспышка» подразумевается краткосрочное появление пламени без последующего горения.
Определяется температура воспламенения методом прогревания в открытом тигле. Для этого масло наливается в мерную металлическую чашу и разогревается без использования открытого пламени (например, на электрической плите). При достижении температуры, близкой к предполагаемой точке вспышки, при каждом поднятии на 1 градус над поверхностью тигля с маслом проводится источник открытого пламени (как правило, газовая горелка). Если испарения масла не вспыхивают, тигель прогревается на ещё 1 градус. И так до тех пор, пока не образуется первая вспышка.
Температура горения отмечается при такой отметке на термометре, когда пары масла не просто разово вспыхивают, а продолжают гореть. То есть горючие пары при нагревании масла выделяются с такой интенсивностью, что пламя на поверхности тигля не гаснет. В среднем подобное явление наблюдается через 10-20 градусов после достижения точки вспышки.
Для описания рабочих свойств моторного масла обычно отмечается только температура вспышки. Так как в реальных условиях температура горения практически никогда не достигается. Как минимум в том смысле, когда речь идёт об открытом, масштабном пламени.
Температура кипения моторного масла
Закипает масло при температуре примерно 270-300 градусов. Закипает в традиционном понятии, то есть с выделением пузырьков газа. Опять же, подобное явление крайне редко встречается в масштабе всего объёма смазочного материала. В поддоне масло никогда не достигнет этой температуры, так как двигатель откажет ещё задолго до достижения даже 200 градусов.
Кипят обычно небольшие скопления масла в наиболее горячих участках мотора и при явных сбоях в работе ДВС. Например, в головке блока цилиндров в полостях, близких к выпускным клапанам при нарушении в работе газораспределительного механизма.
Это явление крайне негативно сказывается на рабочих свойствах смазки. Параллельно образуются шламовые, сажевые или маслянистые отложения. Которые в свою очередь загрязняют мотор и могут стать причиной закупорки заборника масла или каналов смазки.
На молекулярном уровне в масле уже при достижении температуры вспышки происходят активные преобразования. Во-первых, из масла выпариваются лёгкие фракции. Это не только элементы базы, но и присадочные компоненты. Что само собой меняет свойства смазочного материала. И всегда не в лучшую сторону. Во-вторых, значительно ускоряется процесс окисления. А окислы в моторном масле – это бесполезный и даже вредный балласт. В-третьих, ускоряется процесс выгорания смазочного материала в цилиндрах двигателя, так как масло сильно разжижается и проникает в камеры сгорания в большем количестве.
Всё это сказывается в конечном итоге на ресурсе мотора. Поэтому, чтобы не доводить масло до кипения и не ремонтировать двигатель, необходимо внимательно следить за температурой. При отказе системы охлаждения или явных признаках перегрева масла (обильное образование шлама под клапанной крышкой и в поддоне, ускоренный расход смазки на угар, запах палёных нефтепродуктов при работе мотора) желательно провести диагностику и устранить причину образовавшейся проблемы.
Температура возгорания моторного масла
В оборудовании, автомобильном моторе в качестве смазки используется масло. Температурные показатели жидкости заметно влияют на проявляемые свойства. Но наиболее опасно превышение тепловых характеристик.
Какие же значения считаются нормой? Чем угрожает вспышка и воспламенение субстанции? Как действовать в таких ситуациях?
Оптимальная температура моторного масла
Используемые в промышленности группы материалов, предназначенные для смазывания гидравлических передач, оборудования, измерительной аппаратуры, станков, имеет разнообразный режим эксплуатации.
Как правило, рабочая температура находится в диапазоне 40–60 °C. Но с развитием технологий все чаще стали появляться механизмы с повышенным уровнем нагрузок, требованиями к стойкости масла к окислению в течение нескольких тысяч часов эксплуатации, функциональным режимом до 100 °C.
Рабочая температура материала зависит от его вязкости. Чем выше ее уровень, тем при больших тепловых нагрузках будут сохраняться эксплуатационные свойства индустриального масла.
Нормирование параметров для мало- и средневязкого материала производится при температуре 50 °C, а тяжелого (высоковязкого) – при 100 °C.
Рабочий диапазон эксплуатации масла ограничивается двумя величинами. Нижнее значение – это температура застывания, а верхнее – воспламенения паров.
Для механизмов опасна любая крайность, а при достижении больших тепловых показателей появляется угроза загорания мотора.
Вспышка и воспламенение индустриального масла
Эти два параметра относятся к высокотемпературным критическим точкам эксплуатации.
Определение
При повышении температуры материала начинается его испарение с образованием газовой смеси над поверхностью. Если к возникшему облаку поднести источник открытого огня, произойдет быстрогаснущая вспышка, которая не приведет к возгоранию масла.
Наименьшая температура, при которой происходит описанный процесс, называется температурой вспышки вещества.
Если продолжать нагрев материала, то в определенный момент загорится само масло, причем огонь продержится в течение пяти секунд и дольше. В этот момент фиксируется температура возгорания масла.
Причины
Во-первых, тепловые параметры вещества могут изменяться в течение его эксплуатации. Во время использования смазки происходят процессы окисления, внутренние химические реакции. Образуются смеси с лаками, красками, появляются нагар, вкрапления мелких частиц, образующихся при трении деталей мотора.
Данные процессы ускоряются при работе агрегата в условиях повышенных температур, самовоспламенении.
Во-вторых, при возникновении подтекания горючего, например, в автомобильном двигателе. Бензин или дизельное топливо имеют более низкие тепловые показатели вспышки. Смешиваясь со смазкой, они понижают значения температуры возгорания моторного масла.
Для жидких веществ наиболее часто устанавливают и используют показатели вспышки. Есть два метода определения ее температуры в открытой емкости (Кливленда) и закрытом тигле (Пенкси-Мартенса). Эти два способа дают приблизительно одинаковые значения, погрешность составляет не более 20 °C.
Для топлива температуру вспышки определяют в закрытом тигле в соответствии с ГОСТ 6356-75, тогда как для моторных масел применяют метод Кливленда (открытый).
Рассмотрим значения тепловых показателей для некоторых жидкостей.
Из таблицы видно, что тепловые показатели топлива заметно ниже, чем у веществ, применяющихся для смазки двигателей.
Для масел, применяемых в процессе приготовления пищи, используется показатель «точка дымления». Это температура, при которой субстанция начинает разлагаться и терять свойства.
Например, подсолнечное нерафинированное масло становится непригодным для употребления уже при 107 °C. А самую высокую тепловую обработку допускается проводить с использованием топленого масла (гхи). Оно сохраняет характеристики до 252 градусов Цельсия.
Признаки
Основанием для того, чтобы заподозрить критическое повышение температуры в двигателе, могут стать:
- показания приборов, которые монтируются в автомобилях и на некотором промышленном оборудовании: если стрелка термостата приближается к красной зоне, необходимо принять меры для охлаждения механизма;
- характерный звук закипания смазки или хлопо́к при вспышке;
- появление дыма вокруг оборудования или из-под капота машины;
- выхлопы автомобиля черного цвета.
При возникновении одного или нескольких признаков перегрева мотора стоит немедленно приступить к устранению появившейся проблемы.
Опасность
При перекаливании снижается вязкость смазывающего состава.
Это, в свою очередь, приводит к:
- уменьшению зазора между деталями механизма;
- ускорению процессов окисления, вступлению состава в химические реакции, старению масла;
- появлению нагаров, отложений, способных спровоцировать детонационный взрыв двигателя;
- образованию пленки, которая запекается на внутренних поверхностях;
- вспышке и возгоранию механизма, который может уничтожить оборудование или автомобиль за считаные минуты.
Что делать при возгорании моторного масла
Если все-таки первые признаки перегрева оборудования были проигнорированы, и начался процесс горения, то прежде всего надо вызвать бригаду МЧС. Затем остановить работу механизма, по возможности его обесточить и приступить к тушению пламени.
Гасить огонь, возникший в масляной среде, водой нельзя. Вода тяжелее масла и не растворяет его, а опускается ниже, начинает испаряться и затруднять мероприятия по ликвидации пожара. Лучше всего использовать углекислотный или порошковый огнетушитель, который перекроет доступ воздуха к пламени и остановит реакцию окисления.
Чтобы не допустить возгорания моторного масла, надо постоянно контролировать температурный режим работы агрегатов, заботиться об охлаждении нагревающихся механизмов и своевременно производить замену смазочного материала.