Замена электролита в АКБ …
Добрейшего времени суток уважаемые читатели Drive2.ru!
Идёт осень, а за нею( оглянуться не успеешь) и зима, впрочем всё хорошее — рано и поздно заканчивается:)
Одним словом, пора готовить по тихой волне своего железного друга к зиме и лучше это сделать раньше, чем никогда…
Начнём пожалуй с такого немаловажного узла в авто, как — аккумулятор( в холодное время года -очень важный узел)!
Так вот ; с некоторых пор, стал замечать по показаниям индикаторов и дополнительного БК падение напряжения бортовой сети автомобиля ;12.3 В в простое и 13,9 при работе двигателя моего авто (не критично, но беспокоит — " батарейке " в ноябре 5 лет отроду, а современные АКБ столько не живут( впереди зима)!
Ранее показание были более высокие 12,5 на 14,3 . Плюс, за время эксплуатации не единожды
( обслуживал )доливал в АКБ дистиллированную воду( один раз, аж целых — 400 мл), соответственно и, скорее всего плотность электролита уже со временем наверняка далека от нормы ( раньше не замерял, нечем было ), однако прошлой зимой проблем с запуском ДВС не наблюдалось совершенно — всегда с пол оборота…
Многие владельцы авто не совсем верно трактуют термин на этикетке аккумулятора
" не обслуживаемая батарея " — это значит в ней нельзя заменить банку, а если на корпусе присутствуют пробки, то она всё ещё обслуживаемая!
Да, поставил я
АКБ на зарядку, благо в наличии — классное зарядное автоматическое интеллектуальное устройство( подарок лучшего Друга Павла mikeket ),
однако после зарядки — напряжение бортовой сети практически не поменялось ; 12.4 В в простое и 13,9 -14,0 при работе двигателя через несколько часов сделал замер плотности ареометром 1.22 и это после зарядки!
Походу не долго жить осталось моей батареи…
Печаль( беда), надо попробовать спасти старичка, а для этого надо попробовать довести плотность до кондиции! Сосед по гаражу заменил в старом АКБ ( хандрил) электролит, " батарейка " ещё 1,5 года прослужила !
Есть 2 варианта поднять плотность; серной кислотой( хрен достанешь) либо заменить электролит… Делать нечего, еду на авто-рынок и покупаю( стоит не дорого) 2 литра электролита,
сколько жидкости в самом АКБ? А, фиг его знает, прикинул что хватит …
Вообще поменять электролит в АКБ не сложно, нужно лишь соблюдать меры предосторожности ( резиновые перчатки, очки, фартук), но если делать замену предельно осторожно и не спеша, то можно обойтись и без этого!
Есть ещё нюансы; ни в коем случае нельзя переворачивать корпус АКБ и таким образом сливать жидкость( можно взбаламутить осадок и это печально окончиться для пластин), следует откачать грушой сколько возможно из банок электролит,
потом нужно его слегка тихонько наклонить и с помощью шланга
( удлинить грушу) откачать основную часть жидкости!
Я заранее приготовил 2 литровые пластиковые бутылки, сколько откачал -столько и залил, благо в каждой банке есть индикатор уровня электролита( пластиковая лапка-вровень)!
Слегка качнул пару раз АКБ, покурил и замерял плотность -ради спортивного интереса,
вообще то, плотность полагается( наверное) мерять после зарядки через несколько часов! Плотность поднялось до уровня 1,26 -1,27, что меня вне всякого сомнения обнадёжило! Далее подключил умную зарядку( силу тока автоматически регулирует от 7,1 А в начале если АКБ полностью разряжен и до 0,5 А в процессе в конце), за полдня зарядил до 100 % !
После зарядки показания в авто бортовой сети ( напряжение) сразу изменились в лучшую сторону! 12,5 — 12,6 при простое и 14,2 в движении, далее при запуске двигателя в момент пуска просадка напряжения не более 11 В ( + -) где то в этом районе, показания прыгают и сфоткать не получится:), что вроде, как совсем неплохо для старой " батарейки " …
Плотность замерять не стал сразу после зарядки, а на следующий день на дачу взял ареометр и там снял замеры ; 1,28 плюс минус ! То, что — доктор прописал:)
АКБ готов к зиме наверное( но это не точно:))) Хотя по большому счёту, какие у нас теперь в Беларуси зимы? Максимум 10 градусов ниже нуля и то пару дней было прошлой зимой…
Полагаю, что я в процессе сего, до воле таки интересного мероприятия немногое потерял ; день времени и 2,5 $ денег за электролит… Касаемо пользы — время покажет, может и получиться продлить жизнь АКБ ещё на зиму… Этой марки " батарейки " в нашей ветке у владельцев Renauit Sandero Stepway 2 умирали уже в среднем через 3 года( без обслуживания), мой и так прослужил порядком, помрёт — так помрёт:) Нет, так нет!
Хотя, мне парень прислал сообщение, что у него точно такой же АКБ прослужил 7 лет, но это скорее исключение из правил!
В заключение для тех кто планирует в будущем менять аккумулятор рекомендую не смотреть на бренд
( маркетинг ), а покупать АКБ по весу! Да, да :))) За АКБ с весами, чем тяжелее " батарейка "( больше свинца) тем дольше она проживёт ! Смотрим видео, там всё разложено по палочкам…
Приготовление электролита и заливка аккумуляторных батарей
Электролит приготовляется путем разведения аккумуляторной серной кислоты плотностью 1,83. 1,84 (ГОСТ667—73) в дистиллированной воде с допустимыми примесями.
Химическая чистота электролита оказывает существенное влияние на работоспособность и срок службы батарей. Загрязнение электролита такими вредными примесями, как железо, марганец, хлор и другие, приводит к повышенному саморазряду батарей, снижению отдаваемой емкости, разрушению электродов и преждевременному выходу батареи из строя. Поэтому для приготовления электролита запрещается применять техническую серную кислоту и загрязненную (недистиллированную) воду. При приготовлении электролита, приведении батарей в рабочее состояние и техническом обслуживании батарей в эксплуатации необходимо пользоваться только чистой посудой и соблюдать чистоту.
В исключительных случаях при отсутствии дистиллированной воды для приготовления электролита допускается использование снеговой или дождевой воды, предварительно профильтрованной через чистое полотно для очистки от механических загрязнений. Нельзя собирать воду с железных крыш и в железные сосуды.
Электролит следует готовить в стойкой к действию серной кислоты посуде (эбонитовой, фаянсовой, керамической), соблюдая при этом особую осторожность и правила техники безопасности. Применение железной, медной, цинковой или стеклянной посуды категорически запрещается.
Аккумуляторные батареи в зависимости от климатической зоны заливаются электролитом, имеющим плотность, указанную в графе 5 таблицы 3. Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83. 1,84 г/см 3 и воды. Однако при непрерывном вливании кислоты в воду происходит сильный разогрев раствора (80-90 °C) и требуется длительное время для его остывания. Поэтому для приготовления электролита требуемой плотности более удобно применять раствор кислоты промежуточной плотности 1,40 г/см 3 , так как в этом случае значительно сокращается время охлаждения электролита.
Таблица 3. Плотность электролита при приведении аккумуляторных батарей в рабочее состояние
Таблица 4. Количество дистиллированной воды, кислоты или её раствора плотностью 1,40 г/см 3 , необходимое для приготовления 1 л электролита требуемой плотности (при 25 °C)
Требуемая плотность электролита, г/см 3 | Кол-во воды, л | Количество серной кислоты плотностью 1,83 г/см 3 | Кол-во воды, л | Количество раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 , л | |
л | кг | ||||
1,20 | 0,859 | 0,200 | 0,365 | 0,547 | 0,476 |
1,21 | 0,849 | 0,211 | 0,385 | 0,519 | 0,500 |
1,22 | 0,839 | 0,221 | 0,405 | 0,491 | 0,524 |
1,23 | 0,829 | 0,231 | 0,424 | 0,465 | 0,549 |
1,24 | 0,819 | 0,242 | 0,444 | 0,438 | 0,572 |
1,25 | 0,809 | 0,253 | 0,464 | 0,410 | 0,601 |
1,26 | 0,800 | 0,263 | 0,484 | 0,382 | 0,624 |
1,27 | 0,791 | 0,274 | 0,503 | 0,357 | 0,652 |
1,28 | 0,781 | 0,285 | 0,523 | 0,329 | 0,679 |
1,29 | 0,772 | 0,295 | 0,541 | 0,302 | 0,705 |
1,31 | 0,749 | 0,319 | 0,585 | 0,246 | 0,760 |
1,40 | 0,650 | 0,423 | 0,776 | — | — |
Раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 , приведенной к 25 °C, должен готовиться заранее и после охлаждения храниться в стеклянной или полиэтиленовой посуде.
Количество воды, кислоты или её раствора плотностью 1,40 г/см 3 , необходимое для приготовления 1 л электролита, указано в табл. 4. Примерное количество электролита, необходимое для заливки одной аккумуляторной батареи, дано в табл. 1. Пользуясь таблицами 1 и 4, можно рассчитать количество электролита заданной плотности для заливки как одной, так и нескольких батарей любого типа.
Расчет проводится в такой последовательности: из табл. 1 определяется общий объем электролита для заливки нужного числа батарей, затем по табл. 4 подсчитывается количество дистиллированной воды и раствора кислоты плотностью 1,40 г/см 3 (или крепкой кислоты), нужное для приготовления электролита заданной плотности для заливки всех батарей.
Плотность электролита измеряется с помощью денсиметра ГОСТ 1300-57 или аккумуляторного ареометра ТУ 25-11-968-77 (рис. 35). В первом случае электролит наливают в мерный цилиндр (мензурку) или другой стеклянный сосуд высотой 200. 300 мм, диаметром 50. 70 мм и опускают в него денсиметр (поплавок). Деление денсиметра, совпадающее с уровнем электролита в цилиндре, указывает на его плотность. Способ измерения плотности электролита в цилиндре применяют главным образом для контроля плотности электролита в баке, где его приготовляют.
Измерение плотности электролита ареометром
- стеклянный цилиндр
- резиновая груша
- резиновая пробка
- заборная трубка
- денсиметр (поплавок)
- мензурка
Ареометр позволяет измерять плотность электролита непосредственно в аккумуляторе. Он состоит из цилиндра с резиновой грушей и заборной трубкой и денсиметра (поплавка). При определении плотности электролита необходимо сжать рукой резиновую грушу ареометра, ввести конец заборной трубки в электролит и постепенно отпустить грушу. После того, как денсиметр всплывет, по его шкале определить плотность электролита в аккумуляторе. При измерениях надо следить за тем, чтобы денсиметр свободно плавал в электролите («не прилипал» к стенкам цилиндра).
Плотность электролита зависит. от температуры. При повышении температуры на 1 °C плотность электролита уменьшается, а при понижении температуры на 1 °C, наоборот, увеличивается на 0,0007 г/см 3 . На каждые 15 °C изменения температуры плотность изменяется примерно на 0,01 г/см 3 . Исходной считается температура электролита 25 °C. Поэтому при измерении плотности электролита следует учитывать его температуру и в необходимых случаях вносить поправку к показаниям ареометра, пользуясь табл. 5
Таблица 5. Величины поправок к показанию ареометра (денсиметра) в зависимости от температуры электролита
Температура электролита при измерении его плотности, °C | Поправка к показанию ареометра, г/см 3 |
от -55 до -41 | -0.05 |
от -40 до -26 | -0.04 |
от -25 до -11 | -0.03 |
от -10 до +4 | -0.02 |
от +5 до +19 | -0.01 |
от +20 до +30 | 0.00 |
от +31 до +45 | +0.01 |
от +46 до +60 | +0.02 |
Заливку электролита в аккумуляторы нужно проводить в такой последовательности:
- снять защитный кожух полюсных выводов и крышку батареи (у танковых батарей и, автомобильных батарей типа 6СТ490ТР и 6СТ-190ТРН);
- очистить поверхность батареи от пыли;
- внешним осмотром убедиться в исправности моноблоков и ящиков и отсутствии дефектов в мастике (пузыри, трещины, отслоения);
- разгерметизировать батареи, для чего с пробок удалить герметизирующую пленку (если они ею заклеены), срезать герметизирующие выступы на полиэтиленовых пробках, вывернуть пробки и удалить герметизирующие диски (где они установлены). В батареях с автоматической регулировкой уровня электролита удалить укупорочные стержни, вывернуть пробки и плотно надеть их на вентиляционные штуцера. Герметизирующие диски и укупорочные стержни обратно не ставить. Следует помнить, что, если не удалить герметизирующие детали, возникнет опасность разрыва аккумулятора газами, выделяющимися при заряде;
- прочистить вентиляционные отверстия в пробках;
- залить в каждый аккумулятор электролит (рис. 36) небольшой струей. Для заливки применять фарфоровую, полиэтиленовую или эбонитовую кружку и стеклянную, полиэтиленовую или эбонитовую воронку.
Аккумуляторные батареи заливаются электролитом, имеющим плотность в зависимости от климатической зоны, указанной в табл. 3.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, должна быть не ниже 15° и не выше 25 °C.
В жаркой и теплой влажной зонах допускается заливка батарей электролитом с температурой до 35 °C.
Заливать электролит следует небольшой струей до тех пор, пока зеркало электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины. В батареи, не имеющие тубуса, заливку электролита производить до уровня на 15. 20 мм выше предохранительного щитка для танковых и на 10. 15 мм выше предохранительного щитка для автомобильных батарей.
Уровень электролита проверяется с помощью стеклянной трубки диаметром 5. 6 мм с делениями (рис. 37). Погрузив трубку в электролит до упора в предохранительный щиток, нужно зажать пальцем верхний конец, затем приподнять ее: высота столбика в трубке соответствует уровню электролита в аккумуляторе.
![]() 37. Проверка уровня электролита в аккумуляторе с помощью стеклянной трубки с делениями |
![]() 38. Установка одинакового уровня электролита в аккумуляторах батареи с помощью груши со специальным наконечником |
Корректировка уровня электролита в аккумуляторах при заливке батарей упрощается при применении для этой цели резиновой груши со специальным наконечником (рис. 38). Груша имеет сменный эбонитовый наконечник в виде трубки с заглушённым нижним концом, в котором на некотором расстоянии от конца наконечника просверлено отверстие диаметром 2. 2,5 мм. Практически нужно иметь четыре сменных наконечника с расстоянием отверстий от конца: 12, 15, 17 и 20 мм. Наконечник груши вводят в заливное отверстие крышки аккумулятора до упора в предохранительный щиток, после чего грушу сжимают и отпускают. Если уровень электролита ниже нормы, в отверстие наконечника будет засасываться воздух: в аккумулятор следует добавить электролит. Если уровень электролита выше нормы, излишек его будет отсасываться в грушу и уровень установится на нужной высоте над предохранительным щитком.
Автомобильные батареи с автоматической регулировкой уровня электролита следует заливать (при пробке, надетой на вентиляционный штуцер) до верхнего среза заливной горловины. После снятия пробки со штуцера уровень электролита снизится автоматически до установленной нормы.
Примерное количество электролита, необходимое для заливки батарей разных типов, указано в табл. 1.
Как правильно поменять электролит в аккумуляторе
Без сомнений, одним из важных узлов каждого транспортного средства является аккумулятор. Если говорить об автомобильных АКБ, они представляют собой расходную деталь с ограниченным сроком эксплуатации и рабочим ресурсом. Если не знать о том, как поменять электролит в аккумуляторе, в скором времени машина попросту перестанет нормально функционировать.
Предназначение АКБ
Как известно, аккумулятор является недешевым элементом транспортных средств, поэтому покупка нового при повреждении или снижении эффективности работы старого — не совсем обдуманное решение. К счастью, выходом из такой неприятной ситуации может стать замена электролита в аккумуляторе. Если правильно выполнить эту процедуру, то за короткое время можно будет возвратить аккумулятору былые рабочие показатели.
Каждый автомобилист знает, что конструкция аккумулятора выглядит предельно просто и включает в себя ряд простых узлов. Среди них:
- Свинцовые пластины, которые покрывают весь корпус.
- Электролит — специальная жидкость, которая считается связующим элементом между этими пластинами.
В результате химической реакции два элемента накапливают в себе и проводят электрический ток.
Учитывая важность роли электролита, его объем и качество могут определять конечные рабочие свойства АКБ. Речь идет не только о показателях вырабатываемой энергии, но и напряжения. Если уровень вещества начинает снижаться, а качество падать, это может существенно ухудшить рабочие показатели АКБ.
Деформация пластин из свинца считается довольно распространенным явлением, и именно снижение качества электролита вызывает ослабевание химической реакции. В конечном итоге в аккумуляторе возникают осадки, помутнение и всевозможные испарения, что приводит к таким неприятностям, как отсутствие взаимодействия элементов для выработки энергии. Чтобы возвратить былую эффективность работы детали, важно как можно быстрее осуществить замену жидкости.
Возможные неисправности
В большинстве случаев, автомобильные аккумуляторы страдают от такой проблемы, как потеря плотности. Неприятность объясняется самыми различными причинами, а именно:
- Старением.
- Сульфатацией пластин.
- Неправильным обслуживанием.
Самым распространенным фактором считается сульфатация пластин, которую вызывает постоянное отсутствие правильной зарядки. Чтобы понять принцип разрушения, достаточно вспомнить школьную химию и оценить те процессы, которые происходят в устройстве.
Как известно, внутри АКБ расположены свинцовые решетки, которые, в свою очередь, наполнены диоксидом свинца. При разряде начинается восстановление оксида свинца на катоде и окисление (обратный процесс) на аноде. Простыми словами — на плюсе и минусе. И в первом, и во втором случае, начинается образование сульфата свинца, а плотность серной кислоты стремительно падает.
Многие владельцы автомобилей часто допускают большую ошибку — замерив показатели плотности, они начинают доливать электролит, повышая плотность до требуемого уровня. В результате происходит дальнейшая сульфатация и полное повреждение аккумулятора.
Специалисты советуют приступать к замеру плотности исключительно на полностью заряженном устройстве с нормальным качеством кислоты. Даже если встроенный аккумулятор указывает на 100% заряд, это может быть неточно.
Особенности замены
К сожалению, не все автомобилисты знают, можно ли менять электролит в аккумуляторе своего транспортного средства. К тому же, в кругу более опытных специалистов бродят разногласия по поводу необходимости этой процедуры. Существуют два мнения:
- Заменять электролит полностью бесполезно и даже опасно. Лучше покупать новый элемент.
- Замена электролита — залог успешной работы аккумулятора и очень важное действие, которое нужно проводить как можно чаще.
В принципе, оба высказывания имеют право на жизнь.
При наличии финансовых возможностей, покупка нового аккумулятора — отличное решение, так как новая модель будет работать гораздо эффективнее чем старая, даже отремонтированная. Но далеко не каждый владелец авто может позволить себе такое недешевое удовольствие, поэтому остается лишь вовремя заменять электролит и стараться следить за состоянием батареи.
К замене жидкости внутри АКБ нужно приступать только при таких обстоятельствах:
- Если она помутнела и потеряла свой базовый оттенок.
- Если на дне появился характерный осадок.
- Если ее уровень сильно снизился. Кстати, в таком случае можно просто долить электролит, но осадок или помутнения должны полностью отсутствовать.
При отсутствии таких проблем осуществлять замену электролита самостоятельными усилиями, не имея надлежащего опыта, категорически запрещено.
Любая ошибка может стать причиной серьезной поломки важных узлов автомобиля, а также снижения эффективности работы аккумуляторной батареи. Но если продуктивность работы узла находится на низком уровне, правильная замена может стать лучшей «реанимацией».
Очистка аккумулятора
Если же автомобилист решился на работу и теперь пытается понять, как поменять кислоту в аккумуляторе, ему важно правильно следовать за пошаговыми инструкциями и поэтапно переходить от одного действия к следующему.
Для начала нужно провести несколько подготовительных мероприятий, а именно — извлечение электролита из банок. Учитывая агрессивность среды, в которой будет осуществляться процедура, начинать ее без применения защитных средств категорически запрещено.
Итак, для повышения собственной безопасности нужно взять:
- Защитные резиновые перчатки.
- Резиновую грушу.
- Тару для слива.
- Ветошь.
Дальше необходимо учитывать руководство и не упускать важных моментов. Чтобы освободить батарею и обеспечить себе доступ к банкам, нужно изъять клеммы и переместить конструкцию на ровную поверхность. Затем следует снять защитную полоску и отвинтить пробки на банках.
Важно отметить, что некоторые модели АКБ не позволяют автомобилистам свободно добираться к банкам, т. к. они являются неразборными. В этом случае придется просверлить в корпусе специальные отверстия, через которые будет подаваться жидкость. Для этой цели применяется дрель.
После выполнения таких действий остается отсосать с помощью резиновой груши старую кислоту, полностью опустошив банки. Ненужную жидкость выливают в любую подходящую тару. На этом этапе важно соблюдать повышенную осторожность: контакт кислоты с кожей может привести к плачевным последствиям. Если же это произошло, важно как можно быстрее обработать пораженный участок кожи мыльным раствором.
В случае если внутри резервуаров аккумулятора присутствует значительный осадок, нельзя переворачивать его для слития кислоты. Если частицы окажутся на контактах, это может привести к «пробою», после чего восстановление устройства станет практически невозможным.
Если резервуары будут полностью опустошены от старой кислоты, необходимо избавиться от налета и осадка с помощью дистиллированной воды. Как известно, подобная жидкость представляет собой мощный диэлектрик, который снижает риск появления пробоя.
Можно даже осторожно потрясти аккумулятор после заполнения банок, чтобы поднять осадок и остатки старой жидкости. Затем образованную консистенцию выливают.
Подготовка кислоты
Важно понимать, что взять любой электролит и залить его в резервуар нельзя. Для этой цели нужно подобрать специальную кислоту, которая соответствует строгим характеристикам. И одна из них заключается в плотности.
Желательно, чтобы показатель плотности составлял 1,28 г на кубический сантиметр. Для определения точных данных нужно использовать ареометр. Не секрет, что многие магазинные модели обладают плотностью 1,40 г, поэтому на этапе покупки важно уточнить этот момент.
Опытные автомобилисты создают электролит своими руками, но его качество далеко от желаемого и находится на низком уровне. В результате эффективность работы аккумулятора оказывается под угрозой.
Чтобы избежать рисков, лучше приобрести готовую продукцию.
После завершения очистки банок и подготовительных этапов, можно переходить к заливке электролита. В процессе выполнения этого действия применяются:
- Лейка.
- Резиновые перчатки.
- Сам раствор.
Кроме этого, автомобилисту нужно воспользоваться ареометром, который позволит провести предварительную проверку плотности. В идеале она должна быть на уровне 1,28 г на кубический сантиметр. При условии, что отображенный показатель соответствует норме, можно медленно заполнять резервуар, заранее выделив нужное количество кислоты для каждого из них.
Полезная рекомендация: если электроды покрыты налетом сульфата, то его можно удалить посредством добавления в жидкость специальных присадок.
Заполнять резервуары нужно равномерным и постепенным образом, удаляя излишки резиновой грушей. Также их нужно вытирать тканью или салфеткой. Дальнейшее заполнение банок отличается простотой и не нуждается в каком-либо профессиональном подходе. Достаточно лишь определить показатели плотности и постепенно наполнять жидкостью пустые банки.
Если резервуары окончательно заполнены, ни в коем случае нельзя начинать работу с аккумулятором. Лучше оставить его на 24−48 часов в режиме бездействия. Это позволит присадочным веществам окончательно раствориться, а воздуху — выйти наружу. Только после этого можно приступать к зарядке и проверке.
Проверка устройства
Если прошло двое суток, можно приступать к мероприятиям по зарядке. Для первой зарядки берется специальный прибор, выдающий напряжение в 12 В. На этом этапе необходимо изъять защитные пробки и присоединить зарядное устройство к батарее. Затем начинается циклическая зарядка, которая состоит из повторов схемы «заряд-разряд».
Оптимальный показатель тока не должен превышать 0.1 ампера. Для первой процедуры таких показателей вполне хватает. Аккумулятор заряжают до тех пор, пока уровень заряда не достигнет 100%. Для проверки берется вольтметр, с помощью которого осуществляется определение напряжения каждой секции или клеммы. Важно убедиться, что на каждой секции напряжение не ниже 2.3 В, а на клеммах — не ниже 13 В.
Соблюдая эти рекомендации, можно без особых трудностей повысить технические показатели старого устройства. Своевременная замена электролита позволит вернуть аккумулятору прежнюю работоспособность и сделать его более продуктивным. Если же процедура не решает проблемы, а причина плохой функциональности объясняется не жидкостью, а самими пластинами, то реанимационные работы не принесут никакого успеха.
Единственный выход из ситуации — приобретение нового аппарата, т. к. старый не подлежит восстановления.
Полезные советы по эксплуатации
Чтобы не задаваться вопросом, можно ли поменять электролит в аккумуляторе, лучше правильно следить за его состоянием и учитывать основные правила эксплуатации. Одним из наиболее важных является обеспечение сбалансированного температурного режима: при опускании температуры до определенных отметок кислота может замерзать.
Минимальная плотность АКБ при температуре до минус 30 градусов Цельсия должна быть равна 1,29 г. Если температура ниже — до 1,32 г. Если оптимальные показатели отсутствуют, то придется восстановить их посредством добавления серной кислоты.
Дело в том, что электролит с меньшей плотностью очень быстро подвергнется замерзанию и станет непригодным для дальнейшей эксплуатации, так как любые химические процессы перестанут в нем осуществляться. При повышении плотности снижается точка замерзания. Если же так сложилось, что внутри аккумулятора появился лед, остается только надеяться, что он не деформировал свинцовые пластины. При появлении повреждений придется провести ремонт или полную замену батареи.
Зная о том, как правильно поменять электролит в аккумуляторе, можно избежать необходимости обращаться в сервисный центр и переплачивать за дорогой ремонт.
Залив электролита в аккумулятор
С необходимостью выполнить залив электролита в аккумулятор рано или поздно может столкнуться каждый автовладелец. Данная процедура не является сложной, но она крайне важна для правильного функционирования АКБ. В основе принципа работы аккумуляторной свинцово-кислотной стартерной батареи лежит электрохимическая реакция. Компонентами, взаимодействующими между собой, являются раствор электролита и пастонамазка на поверхности пластин, состоящая из свинцового сплава. Портал АКБобзор расскажет как залить электролит в аккумулятор правильно.
- Заливают ли электролит в аккумулятор
- Какой электролит заливать в аккумулятор
- Как залить электролит в аккумулятор
- Как ровно налить электролит
- Сколько заливать электролита в аккумулятор
- Что залить в аккумулятор: воду или электролит
- Слив электролита
- Заключение
Заливают ли электролит в аккумулятор
АКБ могут производиться и поставляться как сухозаряженные (без электролита), так и полностью залитые и сформированные. На производствах электролит заливают в батареи непосредственно перед процессом зарядки. У сухозаряженных после формировки жидкость сливают и подготавливают АКБ к хранению. Большинство батарей, представленных на рынке для конечного потребителя − полностью готовые к эксплуатации. Сухозаряженные обычно поставляются в дилерские центры, которые обладают соответствующим оборудованием и штатом сотрудников для своевременной заливки и предпродажной подготовки этого типа АКБ.
Для аккумуляторов типов GEL и AGM также используется жидкий электролит. Гелевая структура придается с помощью добавления кремниевого песка, а система AGM предполагает использование особого сепаратора, который смачивается жидкостью и разбухает, увеличивая устойчивость батареи к разливу, возможному обрыву цепи и возникновению короткого замыкания.
АКБ может требовать заливки электролита
Какой электролит заливать в аккумулятор
Для приготовления рабочего раствора используется кислота серная аккумуляторная ГОСТ 667-73 и дистиллированная вода ГОСТ 6709-72. Для обычного автомобилиста самостоятельное изготовление не имеет большого смысла. Лучше купить готовую разведенную серную кислоту с оптимальной плотностью и именно ее заливать а АКБ.
Готовый раствор − лучший вариант какой электролит заливать в аккумулятор
При самостоятельном приготовлении в соответствии с требованиями безопасности кислоту наливают в воду и перемешивают для получения электролита заданной плотности. В процессе смешивания выделяется большое количество тепла и испарений, поэтому необходима эффективная воздушная или водная система охлаждения раствора, а также приточно-вытяжная вентиляция.
Для хранения серной кислоты и приготовления электролита используют только специальную кислотостойкую пластиковую тару (стеклянные емкости могут лопнуть из-за резкого повышения температуры жидкости).
Дистиллированную воду в промышленных масштабах получают при помощи установок обратного осмоса высокой производительности.
Финальная плотность электролита в АКБ должна составлять 1,28 г/см3. Исходя из этого показателя, а также продолжительности формировочного цикла для батарей разной емкости, рассчитывается стартовая плотность раствора. Чаще всего это 1,23/1,24 и 1,26, но усредненного значения не существует, производители формируют внутреннюю нормативную производственную документацию и технологические процессы индивидуально, основываясь на фактических замерах и расчетах.
Сухозаряженные АКБ требуют минимальных токов для активации, поэтому для их заливки применяют электролит плотностью 1,27 г/см3.
При приготовлении, последующем использовании раствора и контроле эксплуатации батарей учитывают текущую температуру (с понижением температуры растет плотность электролита). Рекомендации по пропорциям воды и кислоты для получения электролита определенной плотности при заданной температуре приведены в таблице.
Плотность серной кислоты при разной температуре
Если после окончания зарядки плотность электролита в АКБ превышает 1,28 г/см 3 , водой разбавлять не рекомендуется. Допустимо слить жидкость полностью и заменить на раствор плотностью чуть ниже (например, 1,26). Плотность после стабилизации перезаряда вырастет до требуемого по ГОСТ значения.
Как залить электролит в аккумулятор
Для ручного заполнения используют мерную кислотостойкую тару и воронку. В каждое отверстие крышки над банкой заливают одинаковое количество электролита. Во время работы обязательно использование СИЗ. Ниже представлена инструкция Как залить электролит в аккумулятор.
1. При помощи отвертки или монетки открутить пробки на банках АКБ.
2. Вынуть пробки.
Изъятие пробки
Аккумулятор с изъятыми пробками
3. Вставить лейку из кислотостойкого материала.
Лейка вошла в отверстие банки
4. Взять электролит.
Подготовка к заливке
5. Залить электролит в аккумулятор.
Заливка электролита
6. Аналогично залить электролит во все банки.
7. Убрать лейку. Электролит не должен попасть на металлические и прочие поверхности, так как может повредить их.
Необходимо аккуратно убрать лейку
8. Дать постоять аккумулятору несколько часов.
Аккумулятор с залитым электролитом
9. Проконтролировать уровень электролита и напряжение.
Проверка напряжения
10. При необходимости зарядить аккумулятор.
Зарядка аккумулятора
Восстановление уровня электролита после продолжительного периода эксплуатации в батареях открытого типа процедура простая, для людей, обладающих знаниями и навыками в области обслуживания АКБ. Гарантия на аккумулятор может быть аннулирована при вмешательстве потребителя в работу устройства и нарушении его герметичности для проверки уровня электролита.
Как ровно налить электролит
При промышленном производстве внутрь банок корпуса аккумуляторной батареи раствор серной кислоты добавляют с помощью автоматической установки с дозатором, которая подает воздух для перемешивания электролита внутри АКБ и ускорения химической реакции.
При самостоятельной заливке электролита обычно достаточно контролировать его уровень на глаз. Он должен находиться между метками, указанными на АКБ. При желании удовлетворить перфекционизм и получить идеально ровный уровень во всех банках, можно воспользоваться нижеприведенным способом.
1. При помощи штангельциркуля измерить расстояние от верха до рекомендуемого уровня электролита.
Измерение расстояния
Расстояние от верха до рекомендуемого уровня электролита
2. Залить электролит чуть выше рекомендуемого уровня.
3. Надеть на шприц шлангочку, длина которой соответствует измеренному размеру.
Шприц со шлангочкой
4. Откачать с каждой банки электролит шприцом.
Откачка электролита
В результате шлангочка войдет в каждую банку на одинаковую глубину, поэтому уровень электролита станет идеально ровным.
Иногда можно обойтись без шприца. Если есть аэрометр, то при помощи проставки можно подобрать оптимальную глубину его опускания. Остается только откачать электролит и все банки станут идеально одинаковыми.
Подбор проставки, чтобы аэрометр опускался на требуемую глубину
Откачка электролита аэрометром с проставками для получения идеального уровня во всех банках
Сколько заливать электролита в аккумулятор
Уровень электролита в банках АКБ должен быть минимум на 1 см. выше кромки соединительного свинцового моста. При первичной заливке уровень проверяется вручную. Объем электролита отличается в зависимости от типоразмера корпуса аккумулятора, но мосты должны быть полностью погружены в раствор. При этом не должны быть закрыты газоотводные каналы и после укупоривания аккумулятора не должны наблюдаться протечки.
Электролит не должен закрывать газоотводные каналы, но при этом полностью покрывать пластины и мосты
Самый простой и эффективный способ контроля − встроенный в крышку индикатор. Однако всегда определять уровень электролита по нему не рекомендуется. Он показывает состояние только одной банки. При этом шарики внутри индикатора могут залипнуть, что исказит информацию об уровне электролита.
Индикатор
Что залить в аккумулятор: воду или электролит
Продолжительная эксплуатация АКБ при высоких температурах (в регионах с жарким климатом) может приводить к снижению уровня электролита в банках, падению напряжения и пускового тока. Восстановить уровень жидкости и работоспособность батареи несложно. Главное знать что залить в аккумулятор: воду или электролит.
Что залить в аккумулятор: воду или электролит
В процессе работы АКБ происходит нагревание и испарение воды из раствора электролита. Плотность растет, уровень падает. АКБ закрытого типа (без выкручивающихся пробок в крышке) обладают системой лабиринта, в котором пары воды конденсируются и возвращаются в банки. Этот тип аккумуляторов благодаря особенностям конструкции надежно защищен от выкипания. Батареи открытого типа чаще всего подвержены снижению уровня электролита, особенно при активной эксплуатации.
Добавляя дистиллированную воду при помощи резиновой груши, восстанавливают уровень жидкости в банках на 1-1,5 см. выше мостов. Для перемешивания подключают АКБ к зарядному устройству, не закрывая отверстия для пробок, устанавливают минимальный ток 2 А на 1,5 часа. После отключения устройства производят контрольные замеры.
Для перемешивания рабочей жидкости выполняют заряд током около 2 А
Слив электролита
У нормально функционирующего аккумулятора слив электролита не требуется. При возникновении такой необходимости не стоит пытаться откачать жидкость шлангочкой, так как высок риск повреждения пластин. Лучшим вариантом для слива электролита будет способ представленный ниже.
1. Выкрутить все пробки.
2. Повернуть аккумулятор на бок.
Вытекание электролита, когда аккумулятор на боку
3. Дождаться, когда электролит перестанет стекать.
Электролит перестал стекать
4. Перевернуть аккумулятор вверх дном.
Слив электролита
5. Дождаться полного слива электролита и повернуть АКБ в нормальное положение.
Важно! Сливать электролит рекомендуется в поддон, чтобы не загрязнять окружающую среду.
Заключение
Портал АКБобзор рассказал сколько и как залить электролит в аккумулятор. Использование наших рекомендаций позволит выполнить данную процедуру без ошибок. Пользуйтесь нашими советами по эксплуатации автомобильных аккумуляторов и с Вашим АКБ все будет в порядке.