Синтетика, и все что с ней связано.
Определимся сразу: речь будет идти исключительно о маслах со 100% базовым маслом IV или V группы, то есть за основу возьмем именно технологический, а не маркетинговый аспект. То есть, говоря «синтетика», мы будем подразумевать только базовое масло, полученное на основе органического синтеза, а не просто то, на этикетке которого написано «Fully synthetic» — поскольку всем известно отсутствие прямой корреляции между надписью на сарае и его содержимым. Правомерность же использования фразы «Fully synthetic» (с точки зрения закона) определяется не технологией производства продукта, а правовыми документами. И Американский Национальный Совет по вопросам рекламы (NAD) своим решением от 1999 года разрешил маркировать смазочные материалы, изготавливаемые с использованием масел группы III (гидрокрекинг), как «синтетические». Но об этом чуть позже, а сейчас немного истории.
Исторически сам термин «синтетический» в отрасли смазочных материалов использовался именно в качестве синонима термину «полимеризованное базовое масло», например, такому как полиальфаолефины (PAO) (собственно базовые масла IV группы). Первые синтетические базовые масла на основе РАО были произведены в 1937 Standard Oil (в состав треста входили нынешние Mobil, Chevron, Texaco, Exxon, Amoco и др.). С коммерческой точки зрения проект не был удачным: себестоимость производства была очень высокой, а спрос на подобные продукты — явно недостаточным.
1.
Вложив немало времени, сил (и денег) в разработку и создание производственной базы РАО, компания Mobil вскорости озаботилась вопросом расширения сбыта своей продукции. Безусловно, сегменты арктических атомоходов и реактивной авиации были высокодоходными (на обороне, как правило, не экономят), однако, вероятно, парк авианосцев, несущих службу в арктических широтах, рос не столь впечатляющими, как хотелось компании, темпами. И Mobil обратила задумчивый взгляд на автомобильный рынок…
Mobil.
Чтобы быть совсем точным, надо сказать, что пионером в применении синтетических масел в автомобильных двигателях была компания AMSOIL, возглавляемая бывшим военным летчиком подполковником Альбертом И. Аматуцио. Проходя службу на авиабазе в северной Миннесоте, подполковник и его друзья начали добавлять отработку синтетического масла, используемого в реактивных двигателях, в моторное масло своих автомобилей в целях облегчения запуска в холодную погоду. Увлечение экспериментами с отработкой переросло в бизнес, и именно Аматуцио первым получил сертификат API на 100% синтетическое масло в 1972 году, обогнав на целый год могущественную Mobil. Но силы были слишком неравны, и уже через год на рынок США вышел продукт Mobil 1, позиционируемый как масло «для очень холодных условий» и, в первую очередь, для Аляски. Маркетинговая машина начала набирать обороты.
Скажем прямо, задача вывода на рынок синтетических моторных масел не была простой. С одной стороны, на начальном этапе РАО масла имели существенные преимущества перед конкурентами II и III группы: высокий индекс вязкости, температурная стабильность и стойкость к окислению. С другой, высокая себестоимость производства, усугубляемая незначительными объемами сбыта, формировала весьма недемократичную цену. Ну, трудно было изначально убедить автовладельцев, что двигатель их автомобиля находится в столь же непростых условиях как ракетоносец под арктическими льдами или реактивный истребитель на высоте 20 000 метров. Еще труднее было заставить за это заплатить.
Компания стала активно спонсировать автогонки (ту же "Формулу 1"), известные гонщики в рекламных роликах убеждали, что двигателю обычного автомобиля необходимы «передовые технологии, проверенные в автоспорте» — это уже было понятнее и ближе простому человеку чем истребители и авианосцы. Реклама заработала, процесс пошёл, продажи начали сначала медленный, а затем всё более уверенный рост.
Формула 1.
Однако беда пришла откуда не ждали. Конкуренты не стояли на месте: базовые масла III группы последовательно наращивали свои эксплуатационные характеристики, вплотную приближаясь к РАО и оставаясь существенно (до 30%-50%) дешевле в производстве. И вот в 1997 компания Castrol тихо заменила РАО в своем флагманском продукте Castrol Syntec на базовое масло III группы, произведенное по технологии компании Shell. При этом надпись «Fully synthetic» на канистре была оставлена, а потребитель и не почувствовал подмены. Разъяренная Mobil обратилась в Американский Национальный Совет по вопросам рекламы (NAD) с требованием призвать обманщика к ответу. Обсуждение длилось два года, но в итоге было принято решение: слово «синтетическое» на канистре не означает способа получения, а является лишь термином, описывающим потребительские свойства масла. Маркетинговая монополия РАО в сегменте синтетических масел закончилась.
Разнообразие.
1. Общая информация.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день существует немало различных классификаций моторных масел. Это и классификация по API (Американский институт нефти), по ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов) и по ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей). Однако сегодня я хочу остановиться на одной из классификаций, которую большинство производителей моторных масел не выносят на красочные этикетки и часто не упоминают в технических документах — как я полагаю, из маркетинговых соображений. Это классификация моторных масел по типу базового масла, на основе которого оно изготовлено. Рассмотрим подробнее именно ее:
— II группа: масла на нефтяной или минеральной основе (минералка), полученные путем «простой» очистки (перегонки) исходного сырья
— III группа: масла на нефтяной или минеральной основе (крекинг), полученные путем гидрокрекинга, т.е. масла высокой степени очистки
— IV группа: масла на основе неорганического синтеза, в основном это полиальфаолефины (ПАО), синтетика
— V группа: масла на основе органического синтеза, основную часть которых составляют эстеры.
В итоге получаем: минералка, гидрокрекинг, ПАО и эстеры. Теперь рассмотрим подробнее сильные и слабые стороны каждой группы.
Минералка: недорогое производство, хорошо растворяет присадки, но не термостабильна и дает значительные отложения.
Гидрокрекинг: относительно недорогое производство, хорошие смазывающие свойства, не агрессивность к РТИ, в большинстве своем слабые низкотемпературные характеристики, ограниченные интервалы замены, прочность масляной пленки ниже, чем у настоящей синтетики.
ПАО: хорошая термостабильность в широком диапазоне температур, отличная низкотемпературная текучесть, хорошие моющие свойства, увеличенные интервалы замены, дорогое производство, плохие смазывающие свойства, плохая растворимость присадок.
Эстеры: отличная низкотемпературная текучесть, хорошие моющие свойства, непревзойдённая прочность масляной пленки, низкий % угара, весьма дорогое производство, гигроскопичность.
Надо заметить, что на практике практически не встречается масло, состоящее только из какой-то одной группы, как правило, существует микс обычно из двух групп.
2. Гидрокрекинговые масла
В большинстве своем оригинальные масла для японских автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка Японии, являются гидрокрекинговыми или маслами III группы, которые еще называют маслами технологии VHVI или НС-синтеза. Сами японцы называют свои масла "минеральными", и это правильно, т.к. основой для их производства служит нефть. Пускай это продукт очень высокой степени очистки и высокорафинированный, но всё же это масла нефтяного происхождения. Несколько по-другому обстоят дела у других производителей, например, у европейских маслобрендов. Некоторые из них называют гидрокрекинговые масла "синтетикой" и пишут об этом на канистрах: «Синтетика» или «100% синтетика». На сегодняшний день многие известные маслобренды планомерно и намеренно вводят в заблуждение автовладельцев, указывая на канистре красивые надписи «Синтетика», при этом заливая туда в лучшем случае III группу. Использование аббревиатуры VHVI или НС-синтез позволило некоторым производителям (не во всех странах) юридически узаконить формулировку: гидрокрекинг = синтетика.
3. Кто есть кто?
Есть несколько вариантов формулировки, что можно назвать «синтетикой». Наиболее распространённым можно считать утверждение что:
— «Синтетикой» можно считать масло, где доля синтетической составляющей не менее 25%
— «100% синтетикой» можно считать масло, где доля синтетической составляющей не менее 50%
Оставим эти утверждения на совести производителей и юристов.
Но не все так плохо, если у Вас в ДВС залито гидрокрекинговое масло. На данный момент по эксплуатационным характеристикам гидрокрекинг вплотную догнал ПАО-синтетику и даже обошел ее по некоторым позициям. Самый большой плюс современного гидрокрекинга — это цена, которая значительно ниже ПАО или эстеров. Исходя из этих соображений все больше и больше именитых брендов «сползают» на гидрокрекинг, а маркетологи умело маскируют данный факт под революцию в области производства смазочных материалов.
К сожалению простому автомобилисту проверить в лабораторных условиях изложенные утверждения не представляется возможным. Однако и без возможности проводить химические или спектральные анализы, существует ряд методов определить «синтетичность» масла по тестам на низкотемпературную текучесть и изменение оптических характеристик (помутнение). Данные критерии позволяют лишь с определенной долей вероятности сделать вывод о наличии в образцах синтетики.
За последние годы в интернете появилось достаточное количество видео-тестов на подобную тематику. Вот только некоторые видео ролики, демонстрирующие низкотемпературные характеристики наиболее распространенных брендов при температуре воздуха -30° и процессы помутнения (парафинизации) при -22°.
За последние годы в интернете появилось достаточное количество видео-тестов на подобную тематику. Вот только некоторые видео ролики, демонстрирующие низкотемпературные характеристики наиболее распространенных брендов при температуре воздуха -30° и процессы помутнения (парафинизации) при -22°.
Масла категории 0W20, 0W30 и 0W40 (нулёвки).
Тест на «синтетичность»
Какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика?
04.07.2017
Содержание
Покупка автомобиля и его дальнейшая эксплуатация всегда сопряжены с массой вопросов. И один из наиболее важных — выбор моторного масла. Ведь именно оно защищает узлы двигателя от износа, обеспечивая его нормальную работу. В настоящий момент на рынке лидируют синтетические и полусинтетические масла, которые обладают множествами преимуществ перед обычными минеральными. В частности, они лучше сохраняют свои свойства при пониженных и повышенных температурах, почти не имеют вредных примесей в составе и отличаются гораздо более длительным периодом замены. Но какое моторное масло лучше — синтетика или полусинтетика? Чтобы найти ответ на этот вопрос прежде всего нужно узнать, чем отличается синтетическое смазочное средство от полусинтетического и каковы их общие особенности.
Функция моторного масла/классификация масел
Основная задача моторного масла — создание защитной плёнки на деталях. Это уменьшает трение между соприкасающимися частями, замедляя их изнашивание, а также дополнительно защищает детали от грязи и продуктов коррозии. Поскольку защита двигателю требуется всегда, важно чтобы моторное масло обладало высокой текучестью для холодного запуска даже в сильный мороз и вместе с этим имело достаточную вязкость, чтобы сохранять устойчивую защитную плёнку при эксплуатации автомобиля в жаркую пору. Поэтому на рынке есть разные варианты масел, которые отличаются по свойствам. И для удобства выбора сегодня используется общепринятая на международном уровне система классификации SAE:
Синтетика и полусинтетика — в чём разница
Синтетические масла
Моторные масла этой категории создаются в результате сложных химических преобразований исходного сырья — нефти. В ходе этих процессов полностью меняется молекулярная структура основы, принимая заранее заданные параметры. Кроме того, полученное вещество обогащается различными присадками, препятствующими его загустеванию и дополнительно защищающие узлы двигателя от износа.
Преимущества синтетики:
- Почти абсолютная чистота. В составе нет примесей, которые могли бы откладываться внутри двигателя в виде шлама.
- Эффективная защита от износа. Синтетическое масло имеет чётко заданные характеристики, поэтому во время работы оно ведёт себя предсказуемо и практически не теряет своих свойств.
- Синтетика не густеет. Воздействие низких температур и долгий простой не меняют характеристик масла.
- Хорошая защита двигателя даже при высоких температурах. Синтетические масла не испаряются и не разлагаются под воздействием высокой температуры, поэтому двигатель всегда будет надёжно защищён.
Недостатки:
- относительно высокая цена;
- сложность выбора ( уникального набора различных присадок, которые добавляет в свой продукт каждый производитель).
Полусинтетические масла
Смазочные материалы этой категории представляют собой смесь на основе минерального и синтетического масел в пропорции 60/40. Как правило, его заливают в двигатели автомобилей, имеющих солидный пробег и связанный с этим более высокий расход масла.
Преимущества полусинтетики:
- Невысокая цена. По сравнению с синтетическими маслами цены на полусинтетику гораздо ниже.
- Хороший показатель защиты двигателя. Незначительно ниже, чем у синтетических масел, но намного выше, чем у минеральных.
- Высокий КПД при использовании в умеренном климате. Если автомобиль будет эксплуатироваться в средних широтах, такое масло почти ничем не хуже синтетики.
Недостатки:
Недостаток, по сути один — при эксплуатации в экстремальных температурах, характеристики такого масла могут сильно ухудшаться.
Так всё же, какое моторное масло лучше — синтетика или полусинтетика?
Изучив вышесказанное, можно сделать вывод, что даже сама постановка вопроса является неверной. Синтетика, полусинтетика, «минералка» — это непринципиально. В первую очередь нужно ориентироваться на рекомендации самого производителя и выбирать масло, чётко следуя указанным параметрам вязкости, температурным режимам Это и есть ключевое требование. Если масло полностью соответствует — оно в любом случае подойдёт, а синтетика это или полусинтетика не столь важно. Ведь к примеру, можно залить в двигатель самое дорогую и качественную синтетику, после чего мотор благополучно «сдохнет», поскольку не были учтены заданные производителем допуски. В то же время средненькое полусинтетическое масло, подходящее по всем параметрам, пойдёт очень даже замечательно.
Вывод: допуски производителя — это главное, а всё остальное второстепенно. И если, например, производитель уже указал какое моторное масло лучше для Лады Веста (в данном случае это и ), синтетика это будет или полусинтетика уже не так принципиально.
Совместимость масел
Если вопрос, какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика, уже решён, может возникнуть и ещё одна трудность — как правильно перейти с одного масла на другое. На автофорумах по этому поводу встречается разная информация, но на самом деле здесь всё достаточно просто:
- При замене идентичного по параметрам синтетического масла на полусинтетическое (или наоборот) от одного производителя, смешивание допустимо.
- При переходе с полусинтетики на синтетику (или наоборот) с разными параметрами или от разных производителей, желательно промыть двигатель.
Последнее связано с тем, что смешивание масел с разными параметрами может ухудшить свойства обоих, а каждый производитель использует свой набор присадок, и неизвестно, как они могут взаимодействовать друг с другом и какой окажется реакция.
Синтетические моторные масла для автомобилей
Моторное масло – это одна из важнейших жидкостей, которая циркулирует по системам автомобиля. При этом класс транспортного средства и тип самого силового агрегата здесь не имеют значения. На выбор масла, как правило, влияют самые разные факторы, включая его стоимость, бренд и маркировку. Однако специалисты рекомендуют обращать внимание и на другие нюансы.
Функции моторного масла
Данная жидкость напрямую влияет на жизнеспособность двигателя и на то, насколько хорошо он справляется со своей работой. Вот, например, какие задачи оно может выполнять:
Задача | Описание |
Очищение ДВС | Масло нейтрализует кислоты, выводит продукты износа и окисления из зоны трения в зону фильтрации к масляному фильтру. |
Смазка внутренних элементов | Масло помогает предотвратить сухое трение, которое приводит к чрезмерному износу деталей. Это возможно благодаря образованию масляной пленки на их поверхности. |
Защита от перегрева | Масло, будучи жидкостью, помогает отвести тепло от трущихся поверхностей, что предотвращает перегрев. |
Уплотнение зазоров между элементами цилиндропоршневой группы | Благодаря этой функции масло сводит к минимуму самые разные проблемы, в том числе прорыв газов из камеры. |
Предотвращение ржавчины | Ржавчина изнашивает металл и ускоряет появление новых проблем. Ряд антикоррозийных присадок помогают замедлить этот процесс. |
Предъявляемые требования
Жидкости, используемые в двигателях внутреннего сгорания, работают в невероятно жестких условиях, ведь на них оказывают влияние многочисленные факторы. Вот почему нет ничего удивительного в том, что к ним предъявляются достаточно серьезные требования. Качественные моторные масла должны:
- обладать высокими моющими и стабилизирующими свойствами, чтобы эффективно удалять нагар и другие загрязнения;
- иметь высокие термические и термоокислительные способности, чтобы показывать эффективность при охлаждении поршня и его колец;
- успешно нейтрализовывать действие кислот, чтобы предохранять двигатель внутреннего сгорания от преждевременного износа;
- оказывать ощутимый антикоррозионный эффект на металлические комплектующие мотора как в процессе активной работы, так и в периоды длительных простоев;
- качественно смазывать детали, чтобы обеспечивать легкий запуск двигателя даже при экстремальных температурах;
- сохранять свои свойства на протяжении длительных отрезков времени, чтобы предотвращать такие негативные явления, как чрезмерный угар и невысокую летучесть материала.
Особенности базовых масел, используемых для производства
Стоит понимать, что моторное масло – это многокомпонентный продукт, состав которого напрямую зависит от того, в каких ситуациях его предстоит использовать. В наши дни выделяют несколько основ.
Минеральная. Считается традиционной, используется с 19 века. Масла на такой основе, как правило, очень простые и доступные, если говорить о ценах на них. Однако их приходится менять чаще остальных, так как они обладают не самой высокой термоокислительной стабильностью. Также можно отметить тот факт, что они быстрее других теряют свои свойства и «стареют», что приводит к более частым заменам.
Полусинтетическая. Представляет собой смесь минеральной и синтетической основ. Их соотношение составляет примерно 70 на 30 процентов. В качестве дополнения используются присадки и различные полимерные продукты. Как правило, это масло высокого качества в сочетании с адекватной стоимостью.
Синтетическая. Используется для создания моторной смазки, приспособленной к экстремальным условиям эксплуатации и чрезмерным нагрузкам. Ее изготавливают путем многоступечатого химического синтеза. Эффект дополняют антикоррозионные, моющие и другие присадки.
«Синтетика» для двигателя
Те, кто выбирает синтетические моторные масла для автомобилей, знают, как важно обеспечивать силовой агрегат качественными продуктами для стабильной работы. В отличие от других смазочных жидкостей для двигателей внутреннего сгорания, эти масла позволяют обеспечить надежную работу двигателя при температурах за -40 и предотвращать износ и задиры при самых высоких возможных нагрузках на двигатель. А увеличенный интервал замены сокращает затраты на приобретение масла.
О видах данного продукта
Выбирая масло в двигатель и отдавая предпочтение «синтетике», стоит обратить внимание на тот факт, что можно выбрать один из трех вариантов.
ПАО-масла
Более дорогие, но отличающиеся высочайшим качеством. Производятся на основе коротких мономеров путем олигомеризации, двойной дистилляции и гидрогенизации. С точки зрения визуальной оценки имеют однородную структуру. Они обладают более низкой испаряемостью и известны тем, что максимально долго сохраняют свои свойства.
Гидрокрекинг
Представляет собой тщательно очищенную нефтяную основу. Путем различных манипуляций ее избавляют от нежелательных компонентов и модифицируют ее химические примеси. Все это необходимо, для того чтобы повысить термическую стабильность, увеличить вязкостный индекс продукта, как следствие – повысить его качество.
Эстеровые смазочные материалы
Имеют основу в виде сложных растительных эфиров. Для их производства применяют такой процесс, как этерификация. В нем принимают участие карбоновые кислоты и спирты, которые превращаются в молекулы с отрицательным зарядом. Они буквально примагничиваются к металлическим элементам мотора и позволяют создать масляную пленку, устойчивую к негативным факторам и износу. Данный тип моторных масел считается одним из самых экологичных.
Преимущества «синтетики»
Если говорить о достоинствах данного продукта в сравнении с остальными, то можно выделить несколько важных моментов.
- Высокий индекс вязкости, который напрямую влияет на создание масляной пленки на всех элементах при самых разных температурах. Это параметр помогает снизить износ ДВС.
- Достойные эксплуатационные свойства при низких температурах. «Синтетика» позволяет сохранить текучесть при запуске мотора, чтобы обеспечить поступление жидкости к ключевым деталям в кратчайшие сроки.
- Устойчивость к испаряемости отвечает за снижение расхода смазочных жидкостей и сокращению необходимых доливок продукта.
- Пониженный коэффициент трения напрямую влияет на повышение эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, так как происходит снижение рабочих температур.
- Достойные термоокислительные свойства, позволяющие замедлить процессы старения жидкости и уменьшить образование нагара и других вредных отложений.
О возможных присадках
Разумеется, само по себе базовое масло не способно справиться со всеми задачами, предъявляемыми к продукту. Ему ощутимо помогают разнообразные присадочные добавки. Их можно разделить на несколько групп.
- Детергентно-диспергирующие – для защиты от образования нагара на различных внутренних элементах ДВС, включая поршень и поршневые кольца.
- Антифрикционные – для повышения мощности мотора и снижения расхода топлива.
- Противоизносные – для увеличения рабочего ресурса двигателя внутреннего сгорания.
- Противозадирные – для предотвращения появления так называемых задиров на поверхностях, подвергающихся трению.
- Антиокислительные – для торможения процессов старения жидкости.
- Вязкостные – для увеличения вязкости основы при определенных температурах.
- Противопенные – для защиты от чрезмерного образования пены при высоких нагрузках.
- Депрессорные – для снижения температуры застывания жидкости.
Где применяются синтетические моторные масла
Если говорят о конкретных сферах применения, то их сложно выделить, ведь синтетические масла отличаются своей универсальностью и хорошими эксплуатационными характеристиками. Как правило, их одинаково успешно используют и для бензиновых, и для дизельных двигателей. Примечательно, что такие продукты подходят к турбированным моторам, а также к агрегатам с системой нейтрализации отработанных газов или сажевыми фильтрами. Большая часть концернов, производящих транспортные средства бизнес-класса, также применяют именно такую моторную смазку. Однако в случае с двигателями, которые подвержены чрезмерному износу, синтетическое моторное масло может лишь навредить. Все потому, что эффективное удаление нагара приводит к быстрому засорению рабочей системы и фильтров.
Минеральные и синтетические масла. В чём разница?
В предыдущей статье мы разобрали, какие бывают группы базовых масел.
Но как эта информация может помочь при выборе моторного масла для автомобиля?
Для этого мы рассмотрим отличия минеральных моторных масел (1, 2, 3 группа) от синтетических (4, 5 группа).
Минеральная база представляет собой огромное количество разных молекул. В ней содержится большое количество разных веществ: парафины, изопарафины, нафтены, ароматические кольца, бензольные кольца и т.п.
Чтобы эта база была пригодна в качестве смазывающего вещества, её сначала нужно обработать (очистить).
В свою очередь, синтетическая база максимально однородна, т.к. вид молекулы закладывается при синтезе. Такой базе не нужна обработка, а её характеристики максимально понятны и прогнозируемы.
Визуально это выглядит примерно так:
Вообще, существует теоретическая возможность очистки минеральной базы до полной однородности молекул. Но она коммерчески невыгодна, т.к. её возможная стоимость является запредельной для конечного результата.
Рассмотрим подробнее, какую обработку проходит минеральная база и почему она не нужна для синтетической.
Обработка минеральной масляной базы
1. Вакуумная дистилляция.
Определяет вязкость, температуру вспышки и температурную стабильность масла.
По сути, происходит процесс выбора молекул с нужной молекулярной массой.
При этом, при создании синтетического масла, нужная молекулярная масса достигается продлением времени реакции и закладывается в процесс заранее.
2. Селективная очистка
Экстракция растворителем, которая позволяет удалить ненужные ароматические компоненты и улучшает устойчивость базы к окислению.
В синтетическом масле сразу при создании отсутствуют ненужные ароматические вещества.
3. Депарафинизация растворителем
Улучшает температуру застывания за счёт удаления воскообразных молекул.
Синтетическая база лишена таких молекул сразу при синтезе.
4. Гидроочистка
Разрыв слабых двойных углеродных связей, а также удаление существенной части соединений азота и серы.
В случае 2 и 3 группы масел, этот процесс называется гидрокрекингом. Гидрокрекинг также помогает удалить большую часть соединений азота и серы, а также разрывает двойные связи и нафтеновые кольца.
Так как в масле на базе полиальфаолефинов изначально нет таких компонентов, гидрокрекинг такому маслу так же не нужен.
Преимущества ПАО базы
Так как молекулы PAO-базы изначально одинаковые и имеют заданные характеристики, мы можем выделить ряд преимуществ такой базы:
1. Высокий индекс вязкости
Идеальное моторное масло имело бы одинаковую вязкость при любой температуре. К сожалению, это невозможно, но можно измерить устойчивость масла к изменению вязкости, применяя понятие Индекс Вязкости (VI).
Индекс вязкости — это разница показателей вязкости масла при высокой и низкой температурах. Чем меньше разница, тем выше индекс вязкости, тем более стабильно масло себя ведёт.
Обычно, ИВ 1 и 2 группы примерно 80-120.
Показатель ИВ 3 группы (гидрокрекинг) выше 120.
ИВ ПАО масла имеет показатель 160-220.
2. Лучше устойчивость к сдвигу
Устойчивость к сдвигу не зависит от базы масла. Но в масла 1, 2 и 3 группы для достижения нужных показателей производителю приходится добавлять специальные присадки. Это длинные полимерные цепочки, которые могут легко разрушиться, что снижает устойчивость к сдвигу во время эксплуатации.
В ПАО отсутствуют полимерные загустители, что улучшает показатели устойчивости к сдвигу.
3. Низкая испаряемость
4. Высокая температура вспышки и низкая температура застывания
В минеральных базах присутствует много молекулы с разной массой и разными свойствами. В ПАО базе большая часть молекул одной массы и свойств.
Таким образом, в ПАО отсутствуют короткие и лёгкие углеводородные молекулы. Это молекулы с маленьким количеством атомов углерода. Чем короче молекула, тем более она подвержена вспышке и испарению.
И также отсутствуют длинные и тяжёлые молекулы. Чем длиннее молекула в составе, тем быстрее замёрзнет базовое масло.
5. Лучше устойчивость к окислению
В ПАО базе очень мало молекул с двойными углеродными связями. Нет соединений азота, серы, ароматических колец и т.п.
Таким образом, в молекулы ПАО изначально, при создании, заложена хорошая устойчивость к окислению, что делает эту базу намного стабильнее. чем базу из естественного сырья.
6. Выше коэффициент сцепления молекул
Поскольку все молекулы имеют одинаковый размер, внутреннее трение этих молекул меньше.
Какие минусы у ПАО базы?
Но при всех своих преимуществах, ПАО база имеет и минусы.
1. Плохая растворяемость
2. Плохая полярность
Так как минеральное базовое масло по сути своей представляет коктейль из разных веществ, содержащиеся в ней полярные молекулы помогают такому маслу растворять присадки.
В ПАО базе молекулы не полярны, поэтому присадки в такой базе растворяются очень плохо. Эта проблема легко решается добавлением в ПАО некоторого количества эстеровой базы (5группы). Обычно достаточно 5-10% эстеров, чтобы присадки хорошо и надёжно растворились в базе, а масло надёжно прилипало к поверхностям двигателя.