Что такое чип тюнинг
Перейти к содержимому

Что такое чип тюнинг

  • автор:

Чип-тюнинг: что это и для чего он предназначен?

Чип тюнинг– это изменение программы управления двигателем ради повышения мощности, экономичности или исправления ошибок. Работой двигателя управляет ЭБУ – электронный блок управления, который поддается перепрограммированию (в аналогии с компьютерами – это переустановка операционной системы).

Если с двигателя можно снять большую мощность, поменяв лишь «прошивку», почему этого не сделают прямо на заводе? Неужели производители глупее чип-тюнеров?

Нет, не глупее. Однако для производителей удельная мощность не является главным критерием. Двигатели редко форсируют на 100% их физических возможностей, и причины могут быть самые разные. Иногда выбирают мощность, выгодную с точки зрения налогов, либо «душат» мотор, чтобы снизить выбросы СО2 – от них в Европе зависят налоги.
Бывает, один и тот же мотор выпускают с разными степенями форсировки. Например, двигатель Ford 1.6 Duratec Ti-VCT может быть 105-сильным или 125-сильным, хотя конструктивно версии не отличаются.
В России из-за ступенчатого роста транспортного налога Ssang Yong Actyon может комплектоваться 2-литровым дизелем мощностью 175 л.с. или его дефорсированной до 149 л.с. версией.
В современных моторах все большее значение приобретают экологические характеристики. Очень часто для снижения вредных выбросов приходится одновременно жертвовать и мощностью, и экономичностью. Это позволяет улучшить отдачу мотора, поступившись его эко-стандартом.
Иногда речь идет о банальной ошибке в программе или «придушенности» мотора ради возможности использовать менее качественный бензин.
Чип-тюнеры ищут подобные лазейки и стараются увеличивать мощность и момент в тех пределах, которые производители не использовали по политическим или экологическим мотивам.

Во-вторых, ресурс современных моторов «по железу» (к примеру, цилиндро-поршневой группы) составляет сотни тысяч километров, так что первого-второго владельца некоторое падение ресурса обычно не волнует.
Наконец, в большей степени на ресурс влияет качество масла и топлива, чем изменения картографии мотора.
Впрочем, все это справедливо для грамотного чип-тюнинга, авторы которого не жадничали. Естественно, неудачная программа может сказаться на ресурсе мотора или просто вывести его из строя.
Кроме того, чип-тюнинг может перегрузить крутящим моментом коробку передач: например, шестиступенчатый автомат Aisin для автомобилей Volkswagen в версии 09G рассчитан на момент 250 Н*м. До таких значений некоторые чип-тюнеры предлагают форсировать двигатель 1.4 TSI (122 л.с.), что сделает нагрузку на коробку передач предельно-допустимой. При этом у автомата Aisin есть усиленные версии, например, 09K, способные выдержать 400-450 Н*м, однако они отличаются несколько иной конструкцией (количеством фрикционов в том числе). В чип-тюнинге главное – это чувство меры и доскональное знание возможностей мотора.
Никакой объективной страховки от поломки вам не предложат, поэтому остается уповать лишь на солидность фирмы-чиповщика. Крупные компании, через которые прошли сотни машин, стараются не рисковать репутацией и форсируют автомобиль до безопасных пределов либо официально предупреждают о возможности негативных последствий. Тем не менее гарантировать надежную работу они смогут вам лишь на словах.

Лишусь ли я заводской гарантии, если проведу чип-тюнинг?

Скорее всего, да: безграмотный чип-тюнинг может вывести мотор из строя, и производитель вряд ли захочет покрывать расходы на подобный ремонт.
Чип-тюнеры в основном напирают на «незаметность» процедуры: мол, никто не определит. Ведь «чипованные» программы обычно пишут на базе заводских, так что обнаружить изменения можно, лишь задавшись целью. Если вы обратились за гарантийным ремонтом подвески, вряд ли дилер будет искать причину поломки в измененной программе компьютера (хотя исключать этого нельзя).
Гарантию на силовой агрегат вы потеряете почти наверняка. В случае каких-то проблем с мотором дилер скорее всего определит измененную версию «прошивки», а это как минимум повод для тщательного разбирательства.
Иногда дилерские центры предлагают свои программы чип-тюнинга, однако цены у них обычно выше, при этом очень часто заводская гарантия на мотор все равно прекращается.
Некоторые чип-тюнеры обещают собственную гарантию, которая в основном распространяется на сами устройства для тюнинга, например, модули увеличения мощности (тюнинг-боксы).

Насколько можно поднять мощность и момент за счет чип-тюнинга?

Для атмосферных моторов пределы небольшие – обычно 3-7%, иногда до 10-15%. Обычно при чип-тюнинге безнаддувных двигателей большее внимание уделяют не максимальной мощности, которая используется редко, а крутящему моменту в среднем диапазоне оборотов. Это делает двигатель более «живым».

Лучше поддаются чип-тюнингу наддувные моторы, как бензиновые, так и дизели – здесь удается выжать 25-30%, иногда – до 50%.
Ниже приведены внешние скоростные характеристики двигателя Volkswagen 1.8 TSI до и после чип-тюнинга: как видите, мощность выросла со 155 л.с. до 199 л.с., крутящий момент – с 253 Н*м до 326 Н*м, причем пик его сместился к низким оборотам.

Какие именно параметры меняются во время чип-тюнинга?

Меняются калибровочные коэффициенты, отвечающие за зависимости углов опережения зажигания (впрыскивания для дизелей), коэффициента избытка воздуха, фаз газораспределения (в двигателях с их автоматическим регулированием), алгоритм работы перепускного клапана системы наддува, а также ряд других параметров.
В чем смысл чип-тюнинга безнаддувных моторов, если прибавка мощности невелика?
Выжать большую мощность из атмосферного мотора, не принося в жертву его ресурс, очень сложно. Поэтому максимальная мощность после чип-тюнинга обычно меняется незначительно.
Основное внимание тюнеры уделяют кривой крутящего момента, стараясь поднять ее в зоне средних оборотов, которые чаще всего и используются при обычной езде. Условно говоря, уделяют большее внимание не объективной динамике (по секундомеру), а субъективной. Двигатель становится более эластичным, иногда острее реагирует на газ, и это создает ощущение, что мотор ощутимо прибавил в мощности.
Иногда на кривой крутящего момент наблюдаются очевидные провалы, появление которых обусловлено заботой об экологии или ошибками в программе. Ниже приведена внешняя скоростная характеристика двигателя Chevrolet Lacetti 1.4 до и после чип-тюнинга. Мощность поднялась всего на 1 л.с., крутящий момент на 5%, однако кривая крутящего момента стала более «полной», особенно в зоне до 4000 об/мин.

Некоторые чип-тюнеры обещают одновременное увеличение мощности и улучшение топливной экономичности. Возможно ли это в принципе?
В принципе, возможно, например, за счет снижения экологических параметров двигателя. Так, выбросы окислов азота зависят от максимальной температуры в цилиндре. При уменьшении угла опережения зажигания ниже оптимального значения содержание окислов азота падает, но снижаются и мощность, и экономичность. Увеличивая угол, иногда удается одновременно поднять и мощность, и экономичность, но ценой экологичности двигателя. Понятное дело, что большинство клиентов она не волнует.
Чип-тюнеры иногда делают акцент на повышении экономичности при постоянной мощности, однако надежных экспериментальных данных об эффективности данных мероприятий мы не нашли.

Сколько стоит чип-тюнинг?

Зависит от автомобиля и сервиса: «гаражные» спецы предлагают чиповку от 1000 рублей, серьезные компании, которые пишут программу специально под ваш автомобиль, просят обычно от 7-12 тысяч за 1,6-литровый атмосферник до 20-30 тысяч за мощный многолитровый двигатель. Иногда чип-тюнеры акцентируют внимание на относительную дешевизну дополнительных «лошадей»: так, увеличение мощности двигателя Porsche 911 Carrera (997) с 325 л.с. до 350 л.с. позволяет приблизить ее динамику к модели Carrera S. Стоимость чип-тюнинга – порядка 26 тысяч рублей, разница в цене между моделями – около полумиллиона.
В целом для двигателей, хорошо поддающихся чиповке, стоимость дополнительной лошадиной силы составляет порядка 300-1000 рублей.
Зачем делают чип-тюнинг?
Львиная доля обращений – это желание улучшить динамику машины, к которому иногда примешивается стремление сэкономить на транспортном налоге, ведь он платится «по паспорту». Экономичность – второй мотив.
Некоторые стремятся исправить характеристику мотора, убрать провалы и «подвисания» двигателя на определенных оборотах или повысить отзывчивость на педаль газа: впрочем, для последний задачи лучше подходят специальные устройства (см. ниже).
Иногда чип-тюнинг нужен для исправления ошибок программы, которые, например, приводят к неустойчивой работе в холодном состоянии или рывкам при переключении передач.

Как убедиться, что чип-тюнинг дал результат?

В чип-тюнинге, как и в медицине, силен эффект плацебо: даже если в машине ничего не изменилось, владельцы чувствуют чумовую прибавку мощности. Просто потому, что больше крутят мотор и чаще давят педаль газа в пол.
Поэтому серьезные чип-тюнинговые компании располагают стендами для снятия внешней скоростной характеристики. Более дорогие стенды позволяют работать с полноприводными моделями, некоторые оснащены вентиляторами обдува, чтобы двигатель не перегревался при многократных повторениях. Кстати, имейте в виду, что если вентилятора нет, повторные измерения с малым интервалом могут привести к перегреву мотора.
Для грамотного чип-тюнинга снятие внешних скоростных характеристик до и после обязательно в том числе ради обеспечения надежности «чипованного» мотора.
Помимо этого иногда чип-тюнеры проверяют динамику разгона автомобиля с помощью измерительного комплекта (например, RaceLogic) и сравнивают ее с характеристиками до чип-тюнинга.

Как делают чип-тюнинг в специализированных фирмах?

Сначала автомобиль проходит диагностику, чтобы исключить неисправности, которые помешают чипованию.
Если все хорошо, снимается внешняя скоростная характеристика. Исходная программа ЭБУ сохраняется, и обычно, если клиент остается недоволен новой программой в течение 1-2 недель эксплуатации, чип-тюнеры заливают прежнюю версию и возвращают деньги. Это один из признаков серьезности компании.
Затем данные об автомобиле и его программа передаются специалистам, которые пишут новую программу, опираясь на предыдущий опыт работы с данной моделью.
После этого автомобиль проходит стендовые измерения с новой программой, и если обнаруживаются какие-то нюансы – программа дорабатывается. Иногда для получения желаемого результата требуется несколько «итераций».

Можно ли с помощью чип-тюнинга сделать педаль газа более «острой»?

Да, можно. Однако если задача только в этом, можно использовать корректор электронной педали газа. Это небольшой электронный блок, который включается в цепь между датчиком положения педали газа и ЭБУ. Он модулирует сигнал от педали газа, обычно удваивая его: если педаль газа выдает сигнал 10%, корректор увеличивает его до 20% и передает в ЭБУ.
Современные машины нередко кажутся более «тупыми» по сравнению с автомобилями аналогичной мощности, выпускаемыми в 90-х годах. Во многом это связано с настройками акселератора ради улучшения экологичности мотора на переходных режимах. Корректоры позволяют отчасти решить эту проблему и сделать автомобиль субъективно быстрее, иногда – проще в управлении. Впрочем, обычно корректоры увеличивают расход топлива (водитель чаще ездит на полном газу), а для иных машин создают лишь дискомфорт.
Один из плюсов корректора – возможность снять его, например, перед посещением дилерского центра. Эффективность корректора зависит от конкретного автомобиля и ваших предпочтений: в идеале, сначала лучше взять корректор на «тест-драйв» и потом уже отдавать 5-10 тысяч рублей.
У некоторых корректоров есть кнопка отключения, чтобы сделать педаль менее «острой»

Есть ли варианты чип-тюнинга, позволяющие не вмешиваться в стандартную программу управления?

Да, например, с помощью так называемых тюнинг-боксов: блоков, модулирующих сигнал от контроллера к исполнительным устройства, например, форсункам. Чаще всего боксы предлагаются для дизелей, улучшая их мощность или экономичность. В самом двигателе не меняется ничего, и «бокс» всегда можно снять и переставить, к примеру, на другую машину.
По заявлению производителей, боксы, ориентированные на экономичность, позволяют снизить расход топлива на 10-12%, при этом немного улучшить отдачу мотора. «Мощностные» боксы обеспечивают прибавку мощности на 20-30%, а некоторые модели позволяют плавно менять степень форсирования двигателя, выбирая между стандартной программой, экономичными или мощностными режимами.
Так, один из боксов на пикапе Mitsubishi L200 во время стендовых испытаний показал следующие значения: нулевой режим – мощность 130 л.с.; момент 265 Н*м, что примерно соответствует паспортным данным. Самый форсированный 8-й режим – 152 л.с. и 306 Н*м.
Современные боксы позволяют управлять режимами с сотового телефона.

Что нужно знать о чип-тюнинге двигателя?

Прежде чем углубиться в сам процесс программной модификации двигателей внутреннего сгорания, обратимся к истории. Чип-тюнинг стал возможен благодаря появлению электронного блока управления (ЭБУ), который начали использовать еще в далеком 1939 году. Его создатели — немецкие инженеры концерна BMW, и именно они попытались повлиять на работу системы подачи топливной смеси, в результате чего в двигателе повысилось количество оборотов, улучшился крутящий момент. Этот удачный эксперимент положил начало чип-тюнингу.

Настоящий же переворот в этой области произошел в девяностых годах, когда за дело взялись программисты, которые пытались изменить заводские настройки электронных блоков. С тех пор корректировка работы программного обеспечения ЭБУ становилась все более востребованной, а сам тюнинг в большинстве случаев проводился путем перезаписи программного кода в чипах (микросхемах памяти), в результате чего и появилось понятие чип-тюнинга.

Содержание

  1. Что такое чип-тюнинг
  2. Что дает чип-тюнинг
  3. Что нужно для чип-тюнинга
  4. Что следует учитывать при чип-тюнинге
  5. Чип-тюнинг атмосферных двигателей
  6. Заключение

Что такое чип-тюнинг

Итак, что делает чип-тюнинг? Процесс тюнинга подразумевает изменение настроек в программном обеспечении ЭБУ, которое способно повлиять на режим работы двигателя и других систем автомобиля. Для этого прошивка скачивается из контроллера на компьютер и модифицируется с помощью специального программного обеспечения. В некоторых случаях может понадобиться демонтаж блока управления. Последние версии блоков управления поставляются без отдельного блока флеш-памяти, а сам программный код записывается непосредственно в память контроллера.

Сервисное программное обеспечение состоит из бутлоадера (загрузчика), который управляет процессом запуска и обновления прошивки, калибровочных программ. Бутлоадер позволяет обновить ПО всех компонентов блока управления. Существуют программаторы, которые выполняют обновление кода без участия человека с возможностью его редактирования через дополнительный программный модуль. Выбор программного обеспечения осуществляется в зависимости от типа ЭБУ.

Что нужно для чип-тюнинга?

Для проведения процедуры перепрограммирования ЭБУ потребуется:

  • ноутбук;
  • кабель K-Line для подключения к блоку управления (для каждой модели ЭБУ используется свой тип кабеля);
  • инструменты для демонтажа панели;
  • софт для перепрошивки;
  • прошивка.

Что дает чип-тюнинг

Водителям с опытом хорошо известно, что производители автомобилей при настройке ЭБУ выбирают золотую середину между производительностью и экономией топлива. Из-за этого характеристики большей части автомобилей усреднены, что не позволяет полностью раскрыть потенциал двигателя. Чип-тюнинг обеспечивает прирост мощности, что и является целью многих владельцев автомобилей даже несмотря на повышение расхода топлива.

В целом можно выделить следующие основные причины, из-за которых автомобилисты прибегают к чиповке двигателя:

  • Низкая динамика. Недостаточное ускорение авто при разгоне или резкие обрывы при максимальных скоростях. Детальная настройка ЭБУ позволяет решить эту проблему.
  • Большой расход топлива. Правильная настройка позволяет оптимизировать расход топлива.
  • Адаптация к определенному виду топлива. В этом случае настройка поможет добиться максимально эффективной работы двигателя и оптимального расхода топлива.
  • Доработка механической части двигателя. После любых изменений конструкции силового агрегата должна производиться настройка ЭБУ.

Кроме этого, тюнинг может понадобиться, если выбросы двигателя не соответствуют существующим экологическим нормам, для адаптации автомобиля под стиль вождения владельца.

Что следует учитывать при чип-тюнинге

Перед проведением тюнинга обратите внимание на то, что (об этом вас должны предупредить до начала процедуры):

  • самых высоких результатов от тюнинга можно добиться на новых машинах;
  • чип-тюнинг возможен не на всех ЭБУ (на некоторых моделях модернизация невозможна по причине наличия защиты, установленной производителем);
  • на некоторых моделях автомобилей программное обеспечение настроено на оптимальный тягово-скоростной режим работы двигателя, поэтому тюнинг может не принести ожидаемых результатов.

Рассчитывать на максимальный прирост мощности могут только владельцы автомобилей с турбомоторами — здесь он может достигать 20-30%. В случае с атмосферными силовыми агрегатами реальное увеличение мощности составляет 10% (более высоких показателей можно добиться при модернизации технической части автомобиля).

Тюнинг должен осуществляться с учетом запаса трансмиссии по прочности. Особенно это касается турбодвигателей, в которых возможен прирост мощности до 30% и более.

Владелец автомобиля, решившийся на тюнинг, должен понимать, что после перепрограммирования высока вероятность проблем с гарантийным обслуживанием. У каждой прошивки существует идентификатор, который в свою очередь связан с VIN автомобиля. Если он не сохраняется, при диагностике в дилерском центре будет невозможна его сверка по сети.

Чип-тюнинг атмосферных двигателей

Чип-тюнинг атмосферников возможен только на моделях, оснащенных встроенным ЭБУ. В этом случае, как мы уже писали выше, можно рассчитывать на прирост мощности в диапазоне от 8 до 10%. Тем, кто желает более ощутимых результатов, необходимо подумать о модернизации «железа». На некоторых автомобилях с атмосферными двигателями возможен и более высокий прирост, но это касается только дефорсированных производителем моторов.

Заключение

Данная статья подготовлена при участии специалистов компании «Атлас-Тюнинг», которая оказывает услуги в области чип-тюнинга. В штате фирмы — инженеры, квалификация которых позволяет подготовить ПО исходя из конфигурации автомобиля, что дает возможность не только повысить производительность двигателя, но и уменьшить расход топлива. Чтобы узнать больше о чип-тюнинге и получить бесплатную консультацию, оставьте заявку или позвоните по телефонам, указанным на сайте.

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.

Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО
Модель До чип-тюнинга, л.с. После чип-тюнинга, л.с.
Lada Vesta 122 135
Volkswagen Polo 125 150
Hyundai Solaris 123 135
BMW 320i 184 285
Skoda Octavia 180 220
Volkswagen Tiguan 220 315
Skoda Kodiaq 180 250
Toyota Camry 249 300
Mercedes E-Class 184 230
Jaguar XF 340 400
Volvo XC60 163 270

Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».

С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.

Фото: Pravda Komsomolskaya / Russian Look

Ретро и 1200 сил: самый безумный тюнинг из Лас-Вегаса

«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.

Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.

«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.

Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.

Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.

Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.

«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.

Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.

Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.

Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.

Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».

К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.

Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.

Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.

Чип-тюнинг: придаем мотору мощи

Немало автовладельцев, приобретя машину, пожалели, что не взяли модификацию с более мощным двигателем. Раньше, чтобы удовлетворить свои гоночные амбиции, эти люди шли двумя путями: либо покупали машину с более мощным двигателем, либо шли на замену агрегата или на внесение в его конструкцию существенных изменений. И та, и другая операции дорогостоящи, поэтому многим приходилось мириться со своими маломощными агрегатами. Но с изобретением чип-тюнинга проблема повышения мощности двигателя была решена. Что это за операция, как с ее помощью мотор набирает дополнительные лошадиные силы, каковы плюсы и минусы чип-тюнинга – об этом сегодня мы расскажем в нашем новом материале.

Все о чип-тюнинге двигателя

Все о чип-тюнинге двигателя

Истоки чип-тюнинга

Зародился чип-тюнинг в первой половине 1990-х годов – в самый пик эры развития компьютерных технологий. В то время компьютеризации подвергались самые различные отрасли промышленности, и автомобильная – не исключение. Именно на это время пришлось появление многих компьютерных систем контроля (тот же бортовой компьютер или «электронные мозги»), которые в современном автомобиле уже никого не удивляют. Помимо программ, созданных для управления системами автомобиля, появились программы, корректирующие работу этих систем. Такие программы стали основой нового направления – чип-тюнинга. Он предполагает внесение изменений в работу электронного блока управления (ЭБУ) двигателя без вмешательства в его механическую часть.

Электронный блок управления (ЭБУ)

Электронный блок управления (ЭБУ)

Корректировка работы двигателя выполняется при помощи специальных программ – контроллеров. Они изменяют стандартные заводские настройки, влияя на несколько параметров – увеличение мощности, уменьшение расхода топлива, работу установленной на мотор турбины, новых форсунок и так далее. Немаловажно применение чип-тюнинга при установке на автомобиль газобаллонного оборудования. Но чаще всего чип-тюнинг применяется для увеличения мощностных характеристик мотора или исправления ошибок в заводских настройках двигателя. Причем, как показывает практика, применять эту операцию можно на моторах любых автомобилей, главное, чтобы у таких машин присутствовал электронный блок управления и необходимые разъемы для подключения компьютерного оборудования.

Основные этапы перепрошивки ЭБУ двигателя

Для того чтобы изменить параметры двигателя, необходимо провести несколько операций. Операция первая: считывание программы заводской настройки мотора с ЭБУ. Зачастую выполняется она при помощи ноутбука с установленным на нем специальным программным обеспечением. Для этого ноутбук подсоединяется к диагностическому разъему блока управления, и ПО считывает установленную в нем еще на заводе программу. Существуют еще два вида считывания заводских настроек: путем изъятия ЭБУ, выпаивания из него «памяти» с последующим перепрограммированием на специальном оборудовании (характерно для автомобилей, произведенных до 1997 года, когда машины еще не оснащались диагностическими разъемами). А также — при помощи программного обеспечения BDM (Background Debug Mode), которое позволяет изменять настройки двигателя в режиме фоновой отладки. Особенностью последнего вида перепрошивки является то, что ее можно произвести только с двигателями, чьи ЭБУ собраны на базе процессора Motorola, так как именно эта компания разработала BDM.

ChipTuningPRO - программа для чип-тюнинга

ChipTuningPRO — программа для чип-тюнинга

Операция вторая: редактирование программы заводской настройки. Как правило, эту операцию выполняют не в той компании, куда человек приезжает делать тюнинг, а в фирмах, специализирующихся именно на корректировке заводских данных. Эти фирмы сотрудничают с тюнинг-ателье, работники которых занимаются по большому счету только считыванием и последующей записью обновленного контроллера в память электронного блока управления. Фирмы по редактированию контроллеров обладают специальным программным обеспечением, а их сотрудники – огромным багажом знаний по каждому отдельно взятому агрегату. Они могут не только правильно скорректировать работу мотора, увеличив его номинальную мощность и повысив крутящий момент, но также обнаружить и исправить ошибки, допущенные производителем двигателей. В процессе редактирования происходит пересчет калибровочных данных, ответственных за мощность, крутящий момент, расход топлива, показания угла опережения зажигания и другие характеристики.

Операция третья: внесение откорректированных контроллеров в память электронного блока управления двигателя. Эта операция не отличается от первой: выполняется она теми же способам и, как и при изъятии прошивки. Отметим, что процесс чип-тюнинга возможна и в обратном порядке, например, когда владелец автомобиля решил вернуться к заводским настройкам, измененные данные контроллеров можно «откатить».

Особенности чип-тюнинга для различных типов двигателей

Процессы перепрошивки программ для атмосферных и турбированных двигателей отличаются. Для того, чтобы добиться повышения мощности атмосферного двигателя, оператор-тюнинговщик вносит корректировки в калибровочные данные угла опережения зажигания и подачи топлива. В случае с турбированными моторами корректировке подвергаются калибровочные данные давления наддува. В результате, можно повысить мощность атмосферного двигателя на 5-12%, а турбированного – на 30-40%. Параллельно с этим, оператор вносит поправки в алгоритм работы топливной карты, что приводит к уменьшению количества впрыскиваемого топлива. Мощность же повышается за счет увеличения коэффициента полезного действия от сгорания топлива.

Плюсы и минусы чипования мотора

К преимуществам, которые автовладелец, решившийся провести операцию чип-тюнинга, можно отнести повышение мощности двигателя, его крутящего момента, улучшение динамических характеристик (максимальной скорости, разгона от 0 до 100 км/час), уменьшение расхода топлива, адаптация двигателя под определенный вид горючего. К минусам можно отнести возможное повышение токсичности выхлопных газов. И то, этот недостаток проявляется, если операция чип-тюнинга была произведена некорректно. Именно поэтому проводить подобные операции нужно в компаниях, которые много лет занимаются чип-тюнингом.

ABT QS3 - тюнингованный вариант Audi Q3, который также не обошелся без чип-тюнинга.

ABT QS3 — тюнингованный вариант Audi Q3, двигатель которого также не обошелся без чип-тюнинга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *