Проверка тормозных колодок. Когда менять тормозные колодки?
Тормозная система – едва ли не самая основная, отвечающая за безопасность при движении на автомобиле. И очень многое в ее нормальной работе зависит от состояния тормозных колодок.
Работа тормозных колодок постоянно сопряжена с экстремальными условиями. Перепады температур, высокая влажность, грязь — все эти факторы способствуют износу колодок. Именно поэтому, колодки относятся к одним из наиболее часто заменяемых деталей в автомобиле, а проверка тормозных колодок, всегда будет очень важным моментом в обеспечении безопасного движения на машине.
• Как часто надо менять колодки?
В принципе, это указано в руководстве по эксплуатации того, или иного автомобиля. Но полагаться только на инструкцию, не только нежелательно, но и опасно. На скорость износа колодок влияет огромное количество факторов, учесть которые практически невозможно. Вот лишь немногие из них: состав, из которого изготовлены фрикционные накладки, свойства металла дисков или барабанов, стиль вождения автовладельца и многое другое. Поэтому, проверка тормозных колодок для их своевременной замены очень важна вне зависимости от указаний производителя автомобиля. На иномарки довольно давно стали устанавливать датчики износа тормозных колодок. Загорелась лампочка – пора менять. Но здесь, все-таки, лучше руководствоваться принципом «Доверяй, но проверяй».
• Проверка тормозных колодок!
На моем веку, случалось и такое, что лампочка еще не загорелась, а колодки уже срочно надо менять! Так может получиться по разным причинам. Самые распространенные из которых, на мой взгляд — это не аккуратная установка новых колодок при их замене, а так же грязь, ржавчина и различные окисления на датчиках, передающих сигнал о необходимости замены колодок на панель приборов. Если объяснить по простому, то это может выглядеть примерно так: на колодке, на определенном расстоянии от конца(по толщине) колодки, выступает специально предусмотренный контакт, который, при износе колодок до уровня, на котором он установлен, начинает касаться тормозного диска, и тем самым дает сигнал на лампочку в вашей панели приборов. В том случае, если при не осторожном монтаже новых колодок, этот контакт отломался или отогнулся – он не даст вовремя, нужного сигнала. Такой же результат может получиться, если в процессе езды, контакт окислился, загрязнился, заржавел или с ним произошло что то еще нехорошее. Что из этого следует? Каждому автомобилю, время от времени, необходима проверка тормозных колодок, причем не столь важно, сделаете вы это сами или отдадите на проверку в автосервис.
Самостоятельная проверка тормозных колодок — это очень просто. Если на автомобиле установлены литые диски с большими отверстиями, через которые можно видеть тормозной механизм, то износ колодок можно проверить даже не снимая колеса. Просто посмотрите, на сколько сильно стерлась колодка (обычно в таком случае видна только наружняя колодка). Если толщину колодки удается определить на глаз- хорошо, если нет- возьмите линейку и замерьте ее, приложив линейку торцом к тормозному диску.
В случае, если отверстия в колесах не открывают достаточной видмости колодок, необходимо снять колесо. Это тоже совсем не сложно и думаю не составит не для кого большого труда. Сняв колесо, появиться возможность оценить и состояние второй колодки и состояние тормозного диска, однако, при сильном износе хотя-бы одной из колодок, необходимо менять обе колодки на колесе, а так же очень желательно и правильно, поменять сразу и на противопожном колесе (на одной оси).
По рекомендации некоторых профессионалов, минимальная допустимая толщина колодок, не должна быть меньше, чем 1,5-2 мм, однако, мой совет, при толщине колодок 5 мм и меньше, серьезно задуматься о их замене и при первой возможности заменить.
• Обратите внимание!
Изношенные и не замененные вовремя колодки, могут основательно повредить тормозной диск, или барабан. А это уже совсем другие, более масштабные расходы. Но и это не самое главное. Износ тормозных колодок очень сильно сказывается на работе тормозов в целом, что может привести к весьма печальным последствиям.
• Совет при покупке тормозных колодок.
При выборе и покупке тормозных колодок руководствоваться только критериями цены ни в коем случае нельзя. Прежде всего, покупать надо только оригинальные тормозные колодки. То есть, рекомендованные производителем автомобиля. Другие могут подойти по размерам и по форме, но совершенно не подойдут по своим свойствам. Это в лучшем случае, приведет к лишнему вложению денег, а в худшем, может привести к неправильной работе всей тормозной системы.
Не экономьте при покупке колодок. Помните, скупой платит дважды. Лучше купить более дорогую продукцию в магазине с хорошей репутацией, чем взять дешевле. Дешевые колодки, как правило, очень низкого качества, и могут повредить тормозные диски, которые стоят гораздо дороже. Да и качественного безопасного торможения дешевая подделка тоже гарантировать не может.
Удачи на дорогах!
1 — тормозной диск; 2 — направляющая колодок; 3 — суппорт; 4 — тормозные колодки; 5 — цилиндр; 6 — поршень; 7 — сигнализатор износа колодок; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — защитный чехол направляющего пальца; 10 — направляющий палец; 11 — защитный кожух.
Как понять, что пора менять тормозные колодки? Инструкция «Медузы» и Audi
Весна — самое время обслужить машину, причем не только «переобуть» зимние шины на летние, но и проверить амортизаторы, подвеску, а самое главное — привести в порядок тормоза. Ведь на сухой дороге, когда сцепление шин с покрытием максимально, нагрузка на тормоза заметно растет. И если за зиму что-то пришло в негодность, есть риск узнать об этом в самый неподходящий момент. Полную проверку необходимо регулярно делать в профессиональном сервисном центре, но обращать внимание на тормоза стоит и между плановым ТО. Вот несколько простых способов проверить колодки и диски до того, как в комбинации приборов загорится лампочка тормозной системы.
Посмотреть на колодки
Простейший способ понять состояние колодок — это оценить толщину внешней колодки, заглянув между спиц колесного диска (если форма диска позволяет). Но способ ненадежный: увидеть так внутреннюю колодку невозможно, а ее износ зачастую может быть выше, чем у наружной. Так что лучше не полениться и для осмотра снять колесо (либо совместить это с сезонной «переобувкой» колес). 3–4 миллиметра — уже критическая величина. Трещины и отслоения фрикционного материала от металлической основы также требуют замены колодок. А если окажется, что старые колодки приобрели клиновидную форму, то это повод привести в порядок суппорты.
Пощупать тормозной диск
Понять состояние тормозных дисков проще: достаточно пальцем нащупать буртик на поверхности диска, чтобы прикинуть его высоту. Дело в том, что при работе колодки постепенно «прогрызают» на поверхности диска канавку. Это происходит медленно: обычно дисков хватает на два комплекта колодок. Но когда толщина диска уменьшилась на два миллиметра, можно считать его полностью изношенным.
Поискать пятна и трещины на дисках
Трещины на поверхности диска, как и пятна-проплешины от неравномерного прихвата колодками, повод отправиться на сервис. Впрочем, не заметить появление пятен трудно: с ними каждое торможение обычно сопровождается вибрацией.
Покачать педаль тормоза
Попробуйте несколько раз покачать педаль тормоза при выключенном двигателе, а затем, удерживая педаль нажатой, завести его. Педаль должна податься вперед. Если этого не происходит — налицо симптомы проблем с усилителем тормозов. Проверьте и торможение с ходу: если вам кажется, что интенсивность замедления упала по сравнению с новым автомобилем, а усилие на педали выросло, то дело может быть в закисших направляющих тормозного суппорта. Этому способствует агрессивная химия на зимних дорогах.
Прислушаться к вибрации при торможении
Вибрация при торможении, отдающая в педаль и в руль, — симптом покоробленного или перекошенного диска. Только не путайте ее с легкой высокочастотной вибрацией на педали, возникающей при срабатывании антиблокировочной системы, — это как раз нормально.
Проверить, прямо ли тормозит машина
На пустынной дороге проверьте, не тянет ли машину в сторону при интенсивном торможении. Так могут проявляться подклинившие тормозные цилиндры или направляющие суппортов. К сожалению, это не редкость в больших городах, где дороги обрабатывают агрессивной химией, вызывающей коррозию.
Вспомнить, когда был последний техосмотр
Если вы давно не делали профессиональный осмотр тормозной системы, стоит задуматься об этом прямо сейчас. Неисправности бывают разные, и не каждая поддается самостоятельной диагностике. Многие возникают просто от времени: например, может закиснуть поршень или направляющие суппорта, либо потрескаться резиновые уплотнительные кольца суппорта. Тормозная жидкость со временем впитывает атмосферную влагу — на глазок это распознать невозможно, а при экстренном торможении насыщенная влагой жидкость закипит, и тормозная педаль провалится в пол.
Поэтому если на предыдущем ТО вы никак специально не обращали внимание на тормоза, очередную проверку затягивать не стоит. Этот материал мы написали вместе с компанией Audi: до конца мая у нее действует специальное предложение по обслуживанию тормозной системы. В рамках весеннего сервиса квалифицированные механики в официальных сервисных центрах Audi могут заменить тормозные колодки, диски вместе с колодками и элементы подвески по привлекательным расценкам.
Как определить износ тормозных колодок со снятием и без снятия колес
Исправность тормозной системы и состояние колодок напрямую влияют на качество торможения автомобиля, поэтому ездить на машине с неисправными тормозами нельзя. Это главное правило, которое должен знать каждый. Но чтобы своевременно менять элементы системы, необходимо знать, как определить износ тормозных колодок. Эти детали подвергаются большим нагрузкам при эксплуатации авто и менять их нужно вовремя, а не только после полного отказа системы торможения.
Производители тормозных колодок рекомендуют проводить замену каждые 10-15 тысяч километров, но диапазон может меняться в зависимости от определенных факторов. Поэтому так важно проводить профилактический осмотр элементов системы, чтобы выявить возможные неисправности. Подробнее о способах проверки износа тормозных колодок и пойдет речь в данной статье.
Почему они изнашиваются
Для протокола: в конструкцию тормозной колодки входит каркас и накладка, выполненная из фрикционного материала. При контакте с диском она постепенно изнашивается, из-за чего этот процесс является зоной повышенного внимания. На скорость износа влияют разные факторы, начиная с химического состава материала и качеством деталей, а заканчивая условиями эксплуатации.
Причины износа тормозных колодок
Рассмотрим главные причины износа тормозных колодок:
-
;
- качество материалов, используемых при производстве;
- климатические условия;
- характер вождения (при спокойной езде накладки прослужат намного дольше);
- загруженность автомобиля;
- неисправность тормозных цилиндров.
Важно! Несмотря на установленные производителем ресурсы, неправильная эксплуатация автомобиля или воздействие вышеперечисленных факторов могут существенно повлиять на срок службы накладок.
Износ тормозных колодок передней колесной пары
Характерные признаки
Специалисты выделяют несколько основных признаков, по которым можно определить степень износа. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Признаки износа тормозных колодок
Появление стуков или других звуков
Когда ресурс накладки заканчивается, она начинает стираться неравномерно, из-за чего на поверхности фрикционного слоя могут появляться разные трещины или сколы. Изношенные тормозные колодки при контакте с диском издают биение и шум.
Появление стука при торможении
Увеличение тормозного пути
Опытные водители могут заметить, что при длительной эксплуатации колодок тормозной путь может увеличиваться, а педаль тормоза для остановки автомобиля приходится вдавливать сильнее.
Увеличение тормозного пути
Странная работа системы
Резкие или ослабленные тормоза могут свидетельствовать об утончении накладок. В первом случае колеса блокируются даже при незначительном нажатии на педаль. Объяснить это можно полным износом фрикционного материала, в результате чего колодка трется об диск металлической частью. Во втором случае, когда тормоза очень слабые, педаль опускается значительно ниже обычного, а система срабатывает не так интенсивно. В обоих случаях изношенные элементы нужно менять.
Тормоза ведут себя неадекватно
Появление стружки металла
Иногда для определения износа нужно просто посмотреть на колеса: появление равномерно-темного налета говорит о нормальном состоянии накладки, а металлических частиц – об их износе (они начинают царапать поверхность диска). В таком случае необходимо как можно скорее произвести замену.
Появление стружки на литье
На заметку! Диагностика накладок путем выявления стружки и пыли не применяется на авто, оснащенных вентилируемой тормозной системой. Подобная диагностика также неприменима к машинам на легкосплавных дисках.
Стружка металла на колесном диске
Особенности диагностики
Основным методом определения состояния накладок был и всегда будет водитель. Только он сможет заметить даже незначительные отклонения в работе системы торможения, так как он привык к своему автомобилю. Неравномерный износ накладок приводит к тому, что колеса начинают тормозить с разной эффективностью.
Как определить износ тормозных колодок
Колодка, подвергавшаяся более высоким механическим нагрузкам, покроется большим количеством сколов и трещин. Как результат, при торможении она издает много шума. Отсюда и стуки в колесах. С признаками износа все понятно, осталось теперь научиться диагностировать накладки в полевых условиях.
Диагностика тормозных колодок
Как определить степень износа
При наличии специального датчика определить степень износа очень просто – при стирании фрикционной накладки на приборной панели загорается лампочка. Это значит, что дальнейшая эксплуатация колодок нежелательна, поэтому их нужно поменять. Но практика показывает, что подобные датчики не всегда срабатывают правильно, к тому же не все автомобили ими оснащены. В таких случаях водитель может надеяться только на себя. Определить степень износа тормозных накладок можно двумя способами: со снятием колеса или без снятия. Рассмотрим каждый из методов отдельно.
Как установить износ тормозных колодок
Со снятием колеса
Периодическая проверка тормозных колодок на износ является важной составляющей обслуживания авто. Ниже приведена пошаговая инструкция проверки состояния накладок со снятием колеса.
Проверка колодок со снятием колеса
Таблица. Проверка состояния тормозных колодок.
Шаги, фото | Описание действий |
---|---|
![]() |
Поддомкратьте свой автомобиль с той стороны, где будет сниматься колесо. Перед этим машину поставьте на стояночный тормоз. |
![]() |
Открутите крепежные болты и снимите колесо. Крутить их нужно против часовой стрелки. |
![]() |
Осмотрите тормозной суппорт и найдите в нем специальное отверстие, через которое видно колодки. |
![]() |
Используя штангенциркуль, измерьте толщину тормозных колодок (смотрите на фото). |
![]() |
Если толщина тормозных накладок меньше допустимой нормы – замените их. После чего поставьте колесо на место. |
Обратите внимание! Людям, проживающим в крупных городах, менять колодки приходится чаще, чем людям, обитающим в сельской местности. То же самое можно сказать о других деталях системы торможения.
Без снятия колеса
При наличии литых дисков диагностика накладок упрощается. В таком случае даже не нужно будет снимать колеса. Ниже приведена пошаговая инструкция данного процесса.
Проверка тормозных колодок без снятия колеса
Шаг 1. Подготовьте штангенциркуль для измерения толщины колодки. В нашем случае используется электронный штангенциркуль – он более точный. Также вам может понадобиться маркер и пластиковая соломинка, на которой нужно ставить отметки. Хотя многие автомобилисты обходятся без нее.
Подготовьте штангенциркуль для работы
Некоторые для измерения используют соломинку
Шаг 2. Вытащите глубинометр (внутренняя часть штангенциркуля). С его помощью будут проводиться дальнейшие измерения.
Используйте глубинометр
Шаг 3. Осмотрите тормозной суппорт – в его корпусе есть смотровое окошко, через которое можно будет измерить толщину колодки.
Найдите смотровое окошко в тормозном суппорте
Шаг 4. Вставьте глубинометр в смотровое окошко до упора, как это показано на фото.
Вставьте штангенциркуль в смотровое окошко
Шаг 5. Аккуратно прижмите штангенциркуль к наружной поверхности тормозной колодки.
Прижмите штангенциркуль к колодке
Шаг 6. Вытащите штангенциркуль и ознакомьтесь с результатами измерений. Если толщина тормозной накладки меньше 5 мм, тогда нужно проводить замену элементов.
Изучите результаты измерений
Важно! Размеры смотрового отверстия не всегда позволяют изучить состояние колодки, из-за чего провести измерения без снятия колеса невозможно. В таком случае необходим демонтаж колеса.
Советы и рекомендации
Чтобы предупредить преждевременный износ тормозных колодок, нужно соблюдать несколько простых правил.
- Не нажимайте педаль тормоза без необходимости. Многие автомобилисты разгоняются на небольших отрезках дороги, зная о том, что через 20-30 метров им придется тормозить. Это существенно уменьшает ресурс тормозных дисков и колодок.
- Выбирайте качественные запчасти. Не обязательно тратить большие деньги на оригинал, но и экономить на системе торможения тоже не стоит. Эксперты рекомендуют покупать диски и колодки от одного производителя.
- Проводите регулярные проверки состояния колодок и других элементов системы. Не обязательно это делать самому – вы можете обратиться за помощью к сотрудникам СТО.
- При выборе колодок отдавайте предпочтение деталям с индикатором износа. Они стоят немного дороже, чем обычные тормозные колодки, то наличие индикатора сильно облегчит процесс обслуживания.
Тормозная система – это важная составляющая автомобиля. Она отвечает за безопасность водителя и пассажиров, поэтому обслуживание и уход должны быть правильными. Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации, вы не только узнаете, как определить износ тормозных колодок, но и обеспечите надежную работу всей системы.
Как узнать износ тормозных колодок: датчики и индикаторы
Изношенные колодки представляют серьезную опасность и могут стать причиной полного отказа тормозной системы. Если фрикционные накладки полностью сотрутся, будет происходить торможение металлом о металл. Во-первых, это приведет к повреждению тормозных дисков, на них образуются глубокие царапины и канавки. Во-вторых, из-за недостаточного коэффициента трения между двумя металлами торможение будет малоэффективным. В-третьих, железные основания сточенных колодок могут зацепиться за неровности на дисках. Это приведет к моментальному заклиниванию колес и заносу автомобиля. Чтобы не возникло таких ситуаций, необходимо знать, какой допустимый износ тормозных колодок, и как его определить. Предлагаем подробно изучить эти вопросы.
Помимо физического износа существуют другие факторы, влияющие на ресурс колодок. В некоторых случаях рабочие накладки вырабатываются быстрее, чем положено. Например, из-за нерегулярного обслуживания суппортов могут заклинить направляющие втулки. Если закисла одна из них, будет возникать клиновидный износ тормозных колодок. Если заржавели обе втулки на суппорте, то на каждом колесе будет работать только одна из двух колодок. Это будет сопровождаться уводом руля в сторону при торможении. Также возникнет неравномерный износ тормозных колодок с наружных и внутренних сторон дисков.
Проще всего оценить состояние тормозных накладок, когда в машине установлены легкосплавные колесные диски с большими зазорами между спицами. Если суппорт не полностью закрывает собой колодки, то можно увидеть их, не снимая колеса.
Чтобы точнее проверить толщину износа передних тормозных колодок, необходимо снять их и замерить штангенциркулем. Остаток рабочего материала должен быть не менее 2 мм. Если фрикционный слой тоньше указанного предела, нужно срочно проводить замену. Также стоит убедиться в отсутствии трещин и сколов на рабочих поверхностях.
Во многих авто используются колодки со специальными датчиками. С их помощью можно вовремя заметить критический износ, при котором толщина накладок достигает минимально допустимого значения. Существует два типа датчиков:
- Механические. Это металлические скобы, которые крепятся непосредственно на колодках. Когда толщина рабочего материала становится критичной, они начинают соприкасаться с тормозными дисками и издавать характерный металлический скрежет или свист при вращении колес. По этому звуку можно легко понять, что пришло время обслуживать тормоза.
- Электронные. На колодке присутствует металлический контакт, к которому подведен провод. Когда накладка не изношена, он не соприкасается с диском, и электрическая цепь остается разомкнутой. При критическом уменьшении толщины он начинает тереться о диск. Соответственно, замыкается электрическая цепь, и на приборной панели машины загорается индикатор износа тормозных колодок.
Датчик может быть установлен только на одном из передних колес, на передней и задней оси либо на всех колесах.
При нормальных условиях накладки в передних тормозах полностью изнашиваются за 30–40 тыс. км, поскольку они испытывают на себе основную нагрузку при торможении. Износ задних тормозных колодок происходит в 2–3 раза медленнее. Они могут прослужить даже 100–120 тыс. км, поскольку на заднюю ось при торможении припадает лишь 10–20% от общего усилия.