Методика экспресс — оценки и выбраковки моторного масла по капельной пробе.
Назначение:
Методика предназначена для автолюбителей, желающих оценить в полевых условиях качество работы моторного масла по капельной пробе и принять решение о времени замены масла при достижении критических (выбраковочных) значений одного из двух показателей: коэффициента механических примесей (Кмпр) и/или коэффициента моющее-диспергирующего свойства масла (Кмд).
Теоретическое основание — авторское свидетельство СССР №201768, МПК 7 G01N 31/05 / Н.С.Пасечников, Н.М.Хмелевой.
Фиг. 1.
На фиг.1 показаны:
1. Ядро – обозначается как d1.
2. Краевая зона ядра – обозначается как d2.
3. Зона дисперсии – обозначается как D.
4. Зона чистого масла – в расчетах не используется и присутствует на капельной пробе не всегда.
Расчетные соотношения:
Кмпр = d1/ d2, диметр ядра делим на диаметр краевой зоны
Кмд = D/ d2, диаметр зоны диффузии делим на диаметр краевой зоны
Диаметр – наименьше и наибольшее расстояние соответствующей зоны складываем и делим пополам.
Способ получения капельной пробы:
1. Берем чистую офисную бумагу плотностью 80 г/м.кв 10 на 10 см.
2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры – 90 град. Цельсия.
3. Выключаем двигатель и даем стечь маслу в течение 3-5 минут после остановки.
4. Достаем щуп и, не вытирая его ветошью, дожидаемся, когда стечет ПЕРВАЯ капля на бумагу с высоты 3-5 см.
5. Бумагу кладем на не впитывающее основание – стекло, плексиглас, пластик или широкое кольцо, чтобы капля масла, растекаясь, не касалась ворсового основания под бумагой
6. Осуществляем сушку пробы: при комнатной температуре – не менее суток, в духовке не менее часа при 100 град Цельсия
7. Измеряем линейкой диаметры зон и считаем коэффициенты Кмпр и Кмд
8. Если коэффициенты хуже (меньше), чем браковочные, хотя бы один, то заменяем масло в двигателе
9. Фотографируем капельную пробу с расстояния 10-15 см от пробы (макросъемка), положенной на лист офисной бумаги и выкладываем фото на форум для накопления статистики капельных проб и условий эксплуатации масла.
Порядок получения значений выбраковочных коэффициентов для моторного масла:
Сформировано убеждение о том, что моторные масла не работают в современных двигателях и тяжелых условиях эксплуатации более 5-7,5 тыс.км. Это мнение подтверждается лабораторными пробами отработок моторных масел в данном диапазоне пробега автомобиля на масле.
На форуме собираем фотографии капельных проб моторных масел и по результатам расчетов коэффициента механических примесей (Кмпр) и коэффициента моющее-диспергирующего свойства масла (Кмд) собираем базу данных капельных проб.
Данные, которые должны быть в базе данных: сама фотография, сведения о моторном масле, пробеге автомобиля на масле, моточасах и средней скорости на данном пробеге.
Пробег автомобиля на масле разбивается на отрезки (интервалы), кратные 500 км от 500 и до 15000 км. Все данные капельной пробы с указанным пробегом в километрах на данном масле, попадают в ближайший интервал. Данные для каждого интервала и по каждому коэффициенту суммируются и рассчитывается среднее значение. Среднее значение коэффициента на определенном интервале помещается на графике для наглядности.
Браковочным значением является наименьшее среднее значение коэффициента механических примесей (Кмпр) или коэффициента моющее-диспергирующего свойства масла (Кмд) на интервале в 5 — 7,5 тыс. км.
На графиках показаны выбраковочные коэффициенты при базе данных капельных проб более 60.
Фиг. 2.
Фиг. 3.
Порядок применения методики – автолюбитель сделал капельную пробу, посчитал Кмд и Кмпр. Полученные значения сверил с выбраковочными значениями и принял решение на замену масла или продолжение его эксплуатации.
Описание кругов на капельном тесте масла.
Методика экспресс-оценки и выбраковки моторного масла по капельной пробе.
Состояние капель.
Визуальная оценка состояния масла по капельной пробе.
надо смотреть общее состояние масла по цвету, ядро, краевую зону, зону диффузии и прочее.
Чем темнее цвет, тем больше масло удержало в себе продуктов горения, а у кого то, при условии грязного двигателя и сажи.
Дело в том, что в чистом двигателе отложений либо нет, либо минимальны и ядро может не появиться совсем, или же появиться через большой промежуток времени, когда масло уже перенасытится продуктами горения и прочей субстанцией, начнет откладывать шлам на поверхности деталей двигателя.
Смотрим по цвету и ориентируемся по моточасам:
Гидрокрекинговое масло — 400 часов трассового режима, средняя скорость 35-40 км/ч =13-15 000 км, 250-300 часов городского режима, средняя скорость 20-25 км/ч = 7500 км или 1 год;
ПАО+Эстеры — 700 моточасов трассового режима и больше, средняя скорость 35-40 км/ч = 24 000 км, 500-600 часов городского режима, средняя скорость 20-25 км/ч = 10-12 000 км или 1 год.
Состояние вновь залитого масла и срок его службы зависит от общего состояния двигателя и наличия внутри двигателя старого масла с которым новое масло в любом случае перемешается и понизится его щелочное число, т.к. старое масло кислотное.
Сливайте масло как можно лучше, желательно с минимальным остатком и промывкой системы промывочным маслом — это важно, вреда от этого точно не будет.
Все доводы что масло че то там моет это бред, масло моет очень медленно, оно омывает а не моет и лучше использовать мягкие промывки и промывочное масло если хотите что то помыть. 5 минутные промывки лучше не использовать, т.к. вы намерено хотите отмыть годами копившийся в поддоне шлам, который хлопьями полетит вместе с сажей если таковая есть по всей маслосистеме. Тем более что продукты горения и прочие шламы если и были в двигателе то давно въелись в поверхность металла и отмыть их без использования механического вмешательства будет крайне сложно.
Лучше не допускать отложений в маслосистеме и тогда возможно ничего не придется мыть или же мыть будите в целях профилактики.
Капельный тест масла
Узнать качество моторного, трансмиссионного масла несложно в лабораторных условиях благодаря капельному тесту. Но, какую смазочную жидкость заливать в двигатель личного автомобиля, не составит труда определить подручным способом.
В предлагаемой статье подробно рассказывается об алгоритме действий и сути капельного теста. Получают по такому методу неточный, как лабораторным условиям результат, но критично приближенным к нему.
Метод капания на лист бумаги
Сначала разогревают смазочный продукт до рабочей температуры силовой установки. Затем шприцом или иным инструментом, делают забор двигательного масла со щупа. Предварительно перед операцией на техническом столике разлаживают стандартизированный лист бумаги плотностью 80 грамм на метр квадратный. Далее капают на него масло и ждут, когда капли «расползутся» по бумаги. На это отводится полусуток или 24 часа.
На листе за это время капельная проба, растекаясь по кругу, образует кольца. Это внутреннее и внешнее. Для подсчета используют формулу ДСС=1 — d2 / D2. Делим хроматограмное ядро на диффузионный наружный диаметр. В итоге появится значение 0,3. Меньше этого числового значения не должно быть.
Тест на глаз
Опытные водители способны определить качество смазочных жидкостей на глаз. Внешний вид расскажет о многом.
Проводимый капельный тест моторного масла дает возможность визуально определить структурный состав. Разместив на листе бумаги три капли от разных масляных жидкостей, по площади растекания, характерному цвету, водители-профи способны сделать заключение о качестве продукта.
Центр капли на бумаге сосредотачивает тяжелые частицы смазочной жидкости. То есть слаборастворимые или нерастворимые частицы. Ими бывают металлические примеси иные взвеси.
Капельный самостоятельный тест масла способен дать результаты, приближенные к лабораторным исследованиям:
- Исследуется зона края, прилегающая к ядру;
- Имеет черный или темный цвет;
- В зоне присутствуют слаборастворимые присадки органического происхождения;
- Если масло чистое, то наблюдается отсутствие кольца;
- Аналогичная картина, когда капля сильно загрязнена. В таком случае ядро получает однородный светлый цвет.
Подтек на листе бумаги получают благодаря физическому явлению проникать атомами в инородную структуру. Такой метод называется диффузией. Каждому знаком со школьной скамьи. Диффузия формирует кольцо серого цвета за ядром, то есть очерчивает зону, созданную растворимыми примесями органического происхождения.
Показатели для чистого масла
Визуальный анализ капель дает возможность определить зону чистого масла:
- Это светлое кольцо, потерявшее дисперсные взвеси;
- Образованное пятно исчезает спустя несколько дней;
- Профессионалы по прерывистому цвету определяют, что масло разбавлено водой;
- Если диффузионное пятно желтоватого, коричнево-светлого цвета, то факты свидетельствуют о сильном окислительном процессе, сформированном недопустимым перегревом силовой установки.
Показатели работоспособность смазочной жидкости
Оригинальный капельный способ установления качества смазывающих консистенций при помощи офисного стандартного листа требуемой плотности, позволяет избегать заливки в картер двигательной установки некондиционных смазочных средств. Подручный бумажный анализ обязательно покажет, можно использовать продукт или отказаться от затеи залить моторное масло в картер двигателя.
Хроматограмма «посоветует» водителю сделать правильный выбор выявленным цветом определенных зон на экспериментальном бумажном листе с нанесенными масляными каплями.
Если зоны диффузного распространения продукта светлы, как слезы ребенка, то смазывающая жидкость высокой эксплуатационной пробы.
Такое масло долгое время работоспособное, но в эксплуатации не бесконечное. Повторно взятые пробы обязательно выявят признаки, по которым рекомендуется заменить смазывающий продукт новым аналогом:
- Если зона диффузного проникновения меняет светлый фон на темный цвет.
- Уменьшение в размерах диффузионного круга свидетельствует, что масло медленно, но уверено засоряется тяжелыми взвесями.
Предложенные кустарные способы проверки смазочных моторных жидкостей на поверку оказались эффективными и прикладными в водительской практике.
Как отличают оригинальные масла от фальсификата?
Использование масел для двигателей внутреннего сгорания от проверенных производителей, являет залогом длительной эксплуатации силовых установок. Это аксиома. Многие водители стремятся продлить эксплуатационный ресурс смазочной жидкости спорадической доливкой свежего продукта. И ошибаются, поскольку деградация только усиливается.
Не секрет, что на некоторых ликвидных площадках вместо оригинального масла, пытаются продать фальсификат. Специально уменьшают цену. На дешевизну тянется народ. Но сегодня не об этом разговор. Задача — отличить в случаях самостоятельного тестирования по капельному простому методу, фальсификат от качественного продукта, изготовленного известными отечественными и зарубежными компаниями.
Как делают фальсификата?
Базовым элементом структуры фальсифицированного смазочного продукта являются масла веретенные, продаваемые по низким ценам. Индустриальный продукт легко достать. Несложно смешивать со смазочными жидкостями, которые используют в силовых установках тяжелой специальной техники. Их получают в процессе перегонки, то есть регенерации. Исходным материалов служит «отработка». Даже кустарные проверки на оригинальность, показывают в них ничтожный объем присадок или полное отсутствие.
Заливка в картер двигателя подделанной консистенции — прямой путь к уничтожению силового автомобильного агрегата.
Самостоятельная проверка масла с помощью теста
Купленную масляную моторную жидкость следует налить в небольшую ванночку и убедиться в насыщенности консистенции.
- Если масло густое, то это верный признал наличия в объеме загустителей, необходимых присадок, иных добавлений;
- Цвет смазочной консистенции тоже свидетельствуй о ее качестве. Если масло обладает янтарно-светлым оттенком, то продукт оригинальный. Коричнево-темный фон говорит о подделке.
- Качество масляного продукта различают по запаху. Смазочный материал, изготовленный на брендовых предприятиях, обладает мягкими запахами. Фальсификат наоборот — источает резкий, отвратительный «аромат».
- Перед заливкой смазывающего продукта в картер, рекомендуется жидкость поместить в темное место и продержать там 20 минут. Если после отстоя не наблюдается образование осадков, расслойки, то продукт сертифицирован и отвечает стандартным требованиям.
Оригинальный метод обнаружения фальсификата с помощью капельного простого теста является опробованный способ — при помощи бумажной экспертизы.
На лист офисной бумаги рекомендуемой плотности наносят каплю масляной жидкости. Когда процесс диффузии (впитывания) закончится, лист рассматривают на свет. Если, распространившееся по листу масляное пятно, содержит маленькие черные точки (вкрапления), то продукт либо фальсифицированный, либо завод-поставщик на ликвидные торговые площадки поставил некачественный продукт. Точки говорят, что жидкость содержит некачественные присадки.
Как проверить качество масла – хитрый способ
Многие слышали про этот любительский способ проверки качества масла в двигателе. К такой проверке часто обращаются те, кто не меняет масло через положенный производителем срок или при определенном пробеге.
В чем суть? Предлагается дать мотору поработать 5–10 минут, выключить зажигание, открыть капот и капнуть пару капель масла с щупа на лист бумаги. Если пятно однородное, светлое с ровными краями, воды нет – масло хорошее. Если центр темный – масло слишком грязное, его пора менять.
Мнение специалиста
Алексей Ревин, эксперт «За рулем»:
Попытки оценить степень износа двигателя по металлическим блесткам в масле, на мой взгляд, обречены на провал. Ведь металлические частицы, имеющие намного большую плотность, чем масло, быстро «утонут» и не попадут на масляный щуп. То же самое произойдет и с водой, плотность которой тоже выше, чем у масла.
Оценить качество масла можно, только если сольете его через отверстие в поддоне. Тогда и металлические частицы, и вода будут видны. Но масло-то уже слито! Придется все равно заливать свежее.
Вместо всего этого шаманства я советую просто регулярно менять моторное масло – и чаще, чем рекомендует производитель. То есть через 7500 км. При этом заливать масла известных производителей. Опасаетесь подделок – приобретайте масло на фирменных заправках или у официальных дистрибьюторов: их список всегда есть на сайте производителя масла.
Наш вердикт: когда-то этим советом можно было пользоваться, но, увы, он устарел. Поэтому рекомендуем не искать хитрых способов отсрочить замену масла. Придерживайтесь инструкции (или сокращайте предписанный интервал замены) и покупайте масло в проверенных местах.
Не забудьте подписаться
Интересные факты, новости автомобильного мира, мнения экспертов и наши экспертизы — все это есть в каждом выпуске журнала «За рулем». Самый верный способ ничего не пропустить — подписаться на журнал, который вам каждый месяц будут доставлять на дом.
Оформить подписку на журнал можно по этой ссылке всего за несколько минут.
Как проверить моторное масло на наличие отложения, имея под рукой лист бумаги
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как уже можно было догадаться, регулярная проверка моторного масла на наличие вредных отложений – залог здорового двигателя любимого авто. Благо, для осуществления проверки не нужно никакого специального дорогостоящего оборудования. Даже знаний каких-либо исключительных на этот счет от автомобилиста не потребуется. Все, что нужно – это небольшой кусок чистой бумаги. Подойдет обычный белый лист, салфетка или даже фрагмент туалетной бумаги.
Проверка производится в два этапа. Сначала открываем капот у «холодного» автомобиля, забираем масло щупом и роняем одну его каплю на лист бумаги. Сразу после этого заводим автомобиль, прогреваем его до рабочей температуры, глушим и осуществляем еще один забор масла на бумагу уже из «горячего» двигателя. Теперь остается только ждать около 20-40 минут, пока масло растечется по бумаге и подсохнет.
Когда выйдет срок, необходимо проверить лист бумаги с каплями. Интересует нас не то, как масло растекалось, а то насколько сильно оно поменяло свой цвет. Суть в том, что грязное масло будет после высыхания на бумаге иметь неоднородный цвет. Как правило, оно будет изменяться от центра к краям кляксы. На краях будут скапливаться тяжелые отложения, а значит они будут несколько темнее.
Кроме того, масло можно оценить на наличие других вредных примесей. Например, на уровень содержания воды. Проверка осуществляется точно также, однако для понимания вопроса, придется найти в интернете специальную таблицу для проверки качества масла.
Например, вот такую:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, что за белый налет появляется на крышке маслозаливной горловины : стоит ли его бояться.