БТР и БМП – в чём разница между боевыми машинами
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первые бронетранспортёр был спроектирован в Великобритании в начале XX века, где долгое время был окрещён «транспортным танком». То есть главное отличие БТР от БМП – функция поддержки линии огня – не совсем отличие в полной мере, учитывая, что изначально БТР назывался не иначе как «танк» и в большинстве случаев был укомплектован как минимум пулемётом.
Первая боевая машина пехоты, вышедшая с конвейера, увидела свет только в 1966 году. БМП-1 сегодня располагается в музее одной из крупнейших металлургических компаний, которая и была ответственна за выпуск оборудования.
Безусловно, машина боевой пехоты оправдывает своё название гораздо более основательным подходом к вооружению. Это – полноценная боевая машина, помимо того что это ещё и надёжное средство доставки солдат прямо в эпицентр сражения.
Их всегда оснащали продуманными системами управления огнём, прицелами высокой точности. Не обходили стороной и средства маскировки вроде механизма создания дымовой завесы.
Всё это указывает на очевидное соотношение БТР и БМП в стоимости. Дело не просто во вложении в огневую мощь, которая у последних порой не уступает средним танкам. Стоимость – это очень важный критерий для стратегии, который нельзя отрицать, когда вложения требуют уделить больше внимания к обороне неба или моря. Бронетранспортёры обладают приблизительно такими же характеристиками защиты, как и их дорогостоящие конкуренты. Та же броня из гомогенной противотанковой стали. Разница заключалась лишь в том, что защитные листы катаной сверхпрочной стали БТР располагаются под наклоном, а также тем, что у БМП диапазон толщины листов почти в два раза шире.
Посему БТР выгодны действительно крупным армиям. Когда военачальниками предполагается оперативная транспортировка колоссального объёма войск на огневые рубежи, в дело вступает множество надёжно укреплённых установок. В такой ситуации гораздо практичнее прибегнуть к помощи множества БТР, чем нескольким единицам серьёзной атакующей бронетехники.
Гусеничный трак у БМП прокаченный до предела, ведь эти машины призваны оказывать сопротивление наравне с солдатами. Можно сказать, это их верный надёжный механизированный соратник в любом бою. Боевые машины должны быстро и эффективно маневрировать и точно вписываться в повороты. И это опять парадоксально по отношению к БТР, с которым его всегда сопоставляли. Тем более, с учётом существования моделей машин боевой пехоты на колёсах, в то время как шины оставались чуть ли не последней отличительной чертой БТР.
Мы помним, что главная задача БТР – перемещение пеших солдат, на то это и бронетранспортёр. Он также не застрахован от непогоды и вражеских ловушек, при этом значительно уступает в передвижении высокотехнологичной БМП. Всё это означает, что способность вести прицельный огонь и ловко маневрировать являются отличием двух образцов боевого транспорта, но и в то же время с совсем неожиданной стороны. Напоминаю, что БТР изначально делал ставку на перемещение, а БМП – на возможность ведения боя.
Тем более, с семимильными шагами прогресса БМП и БТР усовершенствовались настолько, что их сложно отличить друг от друга во всех отношениях.
БТР стоит уважать уже за обширный исторический опыт. Когда бронетранспортёр выступал на полях Первой Мировой войны, он уверенно шёл в атаку, и начиная с чертежей конструкторов проектировался с расчётом на поддержку пехоты, которую он и доставлял в пункт ведения огня.
Нередко возникает нешуточный спор теоретиков о том, что сегодня можно считать полноценной БМП. Некоторые радикально склоняются к тому, чтобы отдать определение всем машинам с ракетным и пушечным вооружением, а БТР оставить только привычные уже больше сотни лет пулемёты. Однако здесь возникает навязчивое противоречие, поскольку БТР-82 и БТР-90 в данной системе координат подпадают под определение полноценных БМП.
На раннем этапе многие БМП могли похвастаться бойницами, что давало возможность войскам атаковать на полном ходу своего проверенного транспорта, подобно конным стрелкам Золотой Орды. Современность демонстрирует примеры БТР с бойницами, в отличие от машин боевой пехоты, у которых от отверстий для ведения огня и след простыл. Этот простой факт даёт БТР неожиданные новоявленные преимущества. Так БТР будет очень кстати, к примеру, в зоне радиоактивного заражения, позволяя войнам миновать открытого пространства, атакуя исключительно изнутри.
В уже необоснованное противостояние БТР и БМП вмешался новый вид бронетранспортёров, продуманно защищённый от подрыва мин «MRAP». Внешне это огромный грузовик, доставляющий пехоту и подготовленный(настолько, насколько возможно) ко встрече с вражескими минами. Колёсные бронемашины не являются участниками боя, занимаясь перемещением наземных войск. По сути, они идут по стопам БТР на начальной ступени развития, но и их уже постепенно начинают снабжать пулемётами, так что они подбираются к БМП, а там уже и до современных БТР рукой подать.
Чем отличается БТР от БМП?
БТР, БМП и БМД — каковы конструктивные особенности, характеристики этих боевых машин?
Суть у всех этих машин одна и та же. Защитить пехоту от легкого стрелкового оружия и осколков противника. Особенности есть. БТР предназначен возить пехоту до 8 человек и плохо приспособлен к ее защите и высадке на местности во время атаки. На нем из вооружения как правило пара пулеметов 14.5мм КПВТ и 7.62 КВТ. Колеса обычные пневматические. Машина плавает.
БМП — боевая машина пехоты уже более совершенная. Она лучше бронирована. На ней стоит или 100 мм орудие или 30 мм пушка. Она может бороться с танками и долговременными огневыми укреплениями. Тоже возит пехоту до 7 человек и тоже плавает, но на гусеничном ходу. Сейчас очень популярна БМП-3. Закупается многим странами мира в больших количествах.
Скоро завод выпустит БМП-4. Фото будет ниже.
БМД — боевая машина десанта. Легкая бронированная подвижная гусеничная плавающая десантная машина. У нее высокие показатели по мощности и потому она может быстро передвигаться на местности. Внутри 3 места отдельно и еще 4 места. Со всех мест пехота и расчет машины могут вести огонь. Пушка тоже 30 мм и кроме нее есть пулемет, ПКТ, плюс место для пулемета Калашникова и гранатомет с больших запасом гранат. Для своих маленьких размеров БМД вооружена очень неплохо.
К сожалению подробно описывать ТТД машин невозможно. Получится очень много. Ниже БМП-4
В чём разница между БТР и БМП
Бронетранспортёры и боевые машины пехоты, БТР и БМП соответственно это два класса военной техники, максимально близких друг к другу. Оба выполняют, по сути, одну задачу — возят пехоту. Так в чём между ними разница и есть ли она вообще? Мы попробуем разобраться в нашем сегодняшнем выпуске.
На первый взгляд, ответить на этот вопрос очень просто. Бронетранспортёр — это в первую очередь «маршрутка» для своих пехотинцев, в бой с ними эта машина ходить не должна. БМП же, наоборот, воюет вместе с пехотой, потому у него и вооружение лучше, и ходовая часть чаще гусеничная, ибо нужна лучшая проходимость. Но верные ли это критерии и достаточно ли их?
БТР, БМП, БРМ, БРДМ, БМД
БТР К-16 и БМП К-17 (ВПК-7829). БТР, БМП. (Россия)
БТР К-16 и БМП К-17 (ВПК-7829) — современные российские БТР и БМП. Основаны на платформе «Бумеранг».
Разработка «Бумеранга» велась не на пустом месте — активно использовался опыт, полученный при изготовлении опытных БТР-90. В ходе ОКР «Росток» и «Росток-М» была построена почти дюжина машин, отличающихся применяемыми конструктивными особенностями и техническими решениями. Несмотря на это, при создании «Бумеранга» конструкторы столкнулись со многими проблемами, которые в конечном итоге были
БТР-94. Бронетранспортер. (Украина)
БТР-94 — украинский бронетранспортер. Разработан в 1990-х годах и является модернизацией советского БТР-80. В 1997 году Иордания заказала 50 таких машин. Поставки начались в 2000 году, однако в 2004 — Иордания передала все БТР-94 Ираку.
Корпус БТР-94 сварной из катаной броневой стали обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту. Лобовая броня обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибра 12,7 мм. Отделение управления с местами механика-водителя и командира находится в передней
БРДМ-2. БРДМ. (СССР)
БРДМ-2 — советская бронированная разведывательно-дозорная машина (ГАЗ-41). Является дальнейшим развитием машины БРДМ. Была разработана конструкторским бюро ГАЗ во главе с В.А. Дедковым в 1959-1961 гг. В июне 1961 г. были завершены полигонно-войсковые испытания машины. В 1962-1965 гг. машина оснащена башенной установкой вооружения, что вызвало задержку с началом ее серийного производства. Ведущим конструктором машины был А.Н. Лебедев. Машина принята на вооружение Постановлением СМ СССР
TPz 1 Fuchs. БТР. (Германия)
TPz 1 Fuchs — немецкий бронетранспортер. Предназначен для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск бундесвера.
В первой половине 70-х годов в подразделениях бундесвера возникла необходимость замены американских и французских гусеничных БТРов М113 и «Джоркус». Разработка нового колесного бронетранспортера была начата фирмами «Даймлер-Бенц» и «Порше» в 1973 году, а серийное производство новых машин, обозначенных TPz.1 «Фукс» (Лиса), началось в 1980 году на заводе фирмы
«Тигр». Бронеавтомобиль. (Россия)
«Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Заказчиком многоцелевого транспортного средства выступило военное ведомство ОАЭ, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Первые образцы Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Автомобили заказчику понравились, но в результате контракт на поставку Тигра так и не был подписан.
БТР-50П. Бронетранспортер. (СССР)
БТР-50П — бронетранспортер на базе шасси легкого плавающего танка ПТ-76. Внутризаводское обозначение — Объект 750.
Принятый в 1954 году на вооружение бронетранспортер БТР-50П имел такое же вооружение, что и предыдущие машины этого класса. Экипаж бронемашины располагал одним 7,62-мм пулеметом СГМБ. После модернизации конца шестидесятых годов все бронетранспортеры этого семейства были перевооружены пулеметами ПКБ. Пулеметы обоих типов могли устанавливаться на одном из двух кронштейнов: на
M-ATV. Бронеавтомобиль. (США)
M-ATV — американский бронеавтомобиль. Разработан компанией Oshkosh Truck по программе министерства обороны США MRAP (Mine Resistant Ambush Protected). В 2009 году армия США заказала у компании тысячу бронеавтомобилей M-ATV, стоимость одной машины составляла около 470 000 долларов. Стоимость контракта оценивается в 438 миллиона долларов. Комплекты брони для M-ATV поставлял американский филиал Plasan North America израильской фирмы Plasan.
Хорошая мобильность M-ATV, которая определяется
БМД-4. БМД. (Россия)
БМД-4 — современная российская боевая гусеничная плавающая машина. Предназначена для транспортировки личного состава Воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя. Авиадесантируется парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом.
Принята на вооружение в 2004 году. Разработана и создана Волгоградским тракторным заводом и является модернизированным вариантом БМД-3. Ранее она обозначалась БМД-3М.
БТР-82. Бронетранспортер. (Россия)
БТР-82 — российский колесный бронетранспортер. Является глубокой модернизацией БТР-80, с двигателем мощностью 300 л.с., с установленным 14,5-мм пулеметом КПВТ (БТР-82) или скорострельной 30-миллиметровой пушкой 2A72 (БТР-82А) спаренными с 7,62-мм пулеметом ПКТМ, электроприводом и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, комбинированным всесуточным прицелом наводчика ТКН-4ГА-02 со стабилизированным полем зрения и каналом управления дистанционным подрывом снаряда. Повышена живучесть
БМД-3 «Бахча». БМД. (СССР-Россия)
БМД-3 «Бахча» — советская и российская боевая гусеничная плавающая машина. Десантируется парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом. БМД-3 предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя.
В начале 1980-х гг. продолжалась работа по созданию БМП, единой для Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Для этого были утверждены «Единые тактико-технические требования к шасси легкой
Patria AMV. ББМ. (Финляндия)
Patria AMV — финская модульная многоцелевая колесная боевая бронированная машина.
Разработана фирмой Patria Vehicles в сотрудничестве с финскими силами обороны, использован опыт, полученный при проектировании, разработке и производстве бронетранспортеров для перевозки личного состава серии ХА с колесной формулой 6х6. Они находятся в производстве с 1984 г., всего в настоящее время выпущено около 1000 машин.
С момента принятия на вооружение серия ХА была расширена для выполнения
«Бумеранг». Универсальная колесная платформа для производства БТР и БМП. (Россия)
«Бумеранг» — российская перспективная универсальная колесная платформа средней весовой категории для производства БТР и БМП. Разрабатона ООО «Военно-промышленная компания». Первые образцы были представлены в 2013 году, массовые поставки начались 2015 году. Широкой публике машины представлены на параде Победы в 2015 году.
На основе унифицированной средней платформы «Бумеранг» планируется производить бронетранспортер, колесную боевую машину пехоты, боевую машину с тяжелым