Что следует заливать в аккумулятор — воду или электролит 29.11.2021
Корректно работающий аккумулятор — это источник жизненной силы автомобиля. Хоть он и не является самым главным элементом в системе авто, без аккумулятора транспортное средство не способно завестись. Поскольку срок службы аккумулятора является ограниченным, многие автовладельцы пытаются своими силами продлить ему жизнь, пытаясь доливать разные жидкости в устройство. На этом этапе будет важным рассмотреть, какую жидкость и в каком объеме лучше использовать для заправки аккумулятора — дистиллированную воду или электролит, в каких случаях стоит заправлять, а в каких лучше отвезти аккумулятор на техническое обслуживание.

Причины, по которым сокращается жизнь аккумулятора авто
Для долгой непрерывной работы любого оборудования необходим уход. Средний срок службы автомобильного аккумулятора — около пяти лет, однако если не следить за ним, он может проработать значительно меньше. Хотя некоторые производители и заявляют, что их устройства не требуют регулярного обслуживания, все равно желательно проводить процедуры по увеличению срока службы. Далее мы приведем причины, которые снижают срок эксплуатации батареи:
- Перезаряд аккумулятора. Может происходить при неисправности регулятора напряжения. Вызывает перегрев пластин и повышенное испарение электролита, особенно в летний период. При правильной работе аккумулятора, когда заряд подходит к концу, происходит электролиз воды с выделением кислорода и водорода. Перезаряд и высокая температура во много раз усиливают данный процесс. При слишком интенсивном электролизе кислород может реагировать с активной массой и решетками пластин, вызывая их коррозию, в результате чего снижается срок эксплуатации аккумулятора. Этот процесс усугубляется перегревом пластин, что может привести к их деформации.
- Низкий уровень электролита. Может быть следствием перезаряда или слишком редкого обслуживания АКБ, который этого требует.
- Недостаточный заряд. Может быть вызван многими причинами, например, в случае очень редких поездок, когда автомобиль долгое время не эксплуатируется. Поэтому чтобы продлить срок службы аккумулятора, подзаряжайте его время от времени, даже если не пользуетесь авто. Также недозаряд могут вызывать неисправности электрооборудования автомобиля.
- Неправильно поставленный или незакрепленный аккумулятор. Вибрация и сильные удары могут серьезно повредить аккумулятор, также есть риск его опрокидывания, особенно во время езды на большой скорости по бездорожью.
Химический состав электролита аккумуляторов

Очень важно постоянно следить за уровнем электролита в вашем аккумуляторе. При длительной работе двигателя повышается температура в подкапотном пространстве, что приводит к испарению воды из электролита. Поскольку в аккумуляторе находятся свинцовые пластины, необходимо следить, чтобы они были постоянно покрыты жидкостью, во избежание их оголения и перегрева. Уровень электролита должен постоянно быть на 15-20 мм выше уровня пластин. Именно поэтому необходимо периодически заглядывать под капот и добавлять жидкость. На этом этапе часто возникает вопрос: «Что заливают в аккумулятор: дистиллированную воду или электролит?»
Электролит — это раствор дистиллированной воды и серной кислоты, которым заливают свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы.
При полном заряде аккумулятора электролит представляет собой раствор, где 35 % — это серная кислота, все остальное — вода. По мере разряда аккумулятора, активная масса реагирует с кислотой, выделяя сульфат свинца, который остается на поверхности пластин. В результате такого химического процесса электролит теряет часть серной кислоты, плотность его постепенно снижается, и электролит становится слабым раствором воды и кислоты.
В процессе заряда батареи сульфат, находящийся на электроде с положительным зарядом превращаются в оксид свинца, а на электроде с отрицательным зарядом — в чистый свинец. В результате электролит приобретает большую концентрацию серной кислоты.
Плотность электролита объективно отражает степень заряда аккумулятора.
Добавление воды в аккумуляторный электролит
При нормальных условиях количество серной кислоты в аккумуляторе не меняется, она просто переходит из одного химического состояния в другое и либо присутствует в виде водного раствора, либо абсорбируется свинцом. Такого нельзя сказать о воде, так как ее количество безвозвратно уменьшается при каждой химической реакции. Именно поэтому необходимо заливать воду в раствор электролита. Количество воды уменьшается не только в результате электролиза, но и в очень жаркую погоду. В машине, которая долгое время стоит на солнце, происходит естественный процесс испарения. Поэтому в жаркие месяцы добавлять воду в аккумулятор нужно чаще.
Как мы выяснили, из двух компонентов, которые входят в состав электролита, меняется только количество воды, а количество серной кислоты остается неизменным при разных процессах. Однако существуют моменты, когда нужен залив именно серной кислоты.
Если аккумулятор был плохо прикреплен, то в результате ударов во время движения, могла вытечь часть кислоты. Также бывают моменты, когда аккумулятор опрокидывается или роняется, в этом случае необходимо проверить, сколько серной кислоты осталось, используя специальные приспособления — ареометр или рефрактометр. В случае уменьшения количества кислоты в растворе необходима доливка.
Процесс заправки аккумулятора
Перед тем, как заливать воду в аккумулятор, необходимо проверить, нужна ли вообще дозаправка. Проверку нужно производить при комнатной температуре. На многих АКБ имеются метки, по которым можно понять каким должен быть уровень электролита. Они могут находиться снаружи, если корпус прозрачный или внутри каждой банки под крышкой. Если меток нет, нужно ориентироваться на 20 мм над пластинами, используя прозрачную трубку для замеров. Если электролит ниже допустимого уровня, тогда воспользуйтесь следующей инструкцией:
- Набирайте в шприц или ареометр дистиллированную воду и добавляйте ее по мере того, как дойдете до отметки нужного уровня.
- После того как вы добавили воду, поставьте АКБ на заряд малым током.
- Через 2-3 часа проверьте плотность электролита. Если показатель ниже, чем 1,275 г/см³ продолжайте заряд, пока плотность не придет в норму.
- Перед установкой на автомобиль, рекомендуется оставить АКБ на несколько часов, чтобы полностью улетучился взрывоопасный газ, который выделяется при заряде.
- После проведенных манипуляций еще раз проверьте плотность раствора в банках. Нормальные значения свидетельствуют о правильности проведенных процедур и возможности дальнейшей эксплуатации.
Использование водопроводной воды: можно или нет
Заключающим компонентом в статье станет тип воды, используемой для доливки аккумулятор. Итак, какая же вода должна заливаться для заполнения электролита?
Хоть некоторые автовладельцы используют водопроводную воду для заливки, но специалисты крайне не рекомендуют этого делать. Поскольку водопроводная вода в своем составе имеет очень много примесей, таких как магний, фосфор, хлор и многие другие, это может привести к повышенному саморазряду, снижению емкости и пусковых характеристик батареи. Водопроводная вода может постепенно начать разрушать пластины, так как свинец будет вступать в химическую реакцию с металлами. В конечном итоге все это приведет к замене аккумулятора.
Лучше всего использовать очищенную воду — дистиллированную либо деминерализованную. Дистиллированная вода очищается особым способом, поэтому она точно не станет причиной поломки. Также можно использовать бидистиллят. Он отличается тем, что проходит очистку два раза, по сравнению с дистиллированной водой он стоит дороже.
Продлить срок эксплуатации систем — желание каждого автовладельца. Однако если ваш аккумулятор полностью вышел из строя, мы рекомендуем его заменить на новый, потому что все попытки лишь на время продлят его срок эксплуатации, но в конечном счете все равно приведут к утилизации.
Для чего нужна дистиллированная вода в аккумуляторе

Аккумулятор отвечает за электрооборудование в машине, поэтому важно поддерживать его в рабочем состоянии. Он работает от электрохимической реакции окисления свинца в растворе серной кислоты. А раствор серной кислоты включает в себя дистиллированную воду.
Почему именно дистиллированная
Вода из-под крана содержит соли, щелочь и другие вещества. Дистиллированная вода состоит только из молекул водорода и кислорода. Только такой состав воды имеет необходимую для электролита плотность и никак не вредит аккумулятору.
Состав электролита
Электролит состоит из 35% серной кислоты и 65% воды. Если доля кислоты будет больше, свинцовые пластины постепенно расплавятся. Такая реакция приведет в негодность аккумулятор и весь автомобиль. А если серной кислоты недостаточно, то реакция окисления не произойдет, машина не заведется, а вы будете пытаться устранить эту проблему.
Заливать в аккумулятор уже готовый электролит нежелательно, если только не хотите сдать свой автомобиль на утилизацию. Если наполнять АКБ уже готовым электролитом, то доля серной кислоты увеличится и пластины начнут плавиться.
Советы
Объем воды зависит от емкости аккумулятора. Логично, что чем больше аккумулятор, тем большее количество воды вам потребуется. Для удобства возите в машине литровую бутылку дистиллированной воды. Ее хватит на пару месяцев.
Если аккумулятор необслуживаемый, закрытого типа, то расход воды будет минимальным. Такой АКБ уверенно работает без заливания дистиллята несколько лет. А в случае, если аккумулятор обслуживаемый, рекомендуется регулярно следить за его состоянием.
Отвечаем на вопрос: когда нужно доливать дистиллированную воду в аккумулятор?
Дистиллированная вода является важным компонентом электролита, который присутствует в автомобильном аккумуляторе. Очищенный водный состав требуется для поддержания нужной плотности электролита.
Не всегда имеется необходимость в добавлении в батарею воды. Это следует делать только в определенных случаях.
Зачем в аккумуляторной батарее должен присутствовать дистиллят?
В АКБ содержится специальная жидкость, называемая электролитом. В его составе имеются два компонента. Первый – серная кислота.
Ее содержание составляет 35%. Второй компонент – дистиллированная вода. Ее содержание равно 65%.
Дистиллят нужен для поддержания в электролите определенной концентрации веществ.
За счет чистой воды создается необходимая для работы аккумуляторного механизма концентрация электролитного состава.
Для чего добавлять?
Периодически в устройство необходимо доливать чистую воду. Это делается в следующих целях:
- восполнение ранее выкипевшей водной массы;
- предотвращение перегрева аккумуляторного механизма;
- снижение концентрации серной кислоты в смеси;
- улучшение процесса накопления смесью необходимых для работы батареи электрических зарядов.
Когда надо доливать?
Воду всегда нужно доливать в устройство, если внутри него повысилась плотность электролитной смеси.
Это можно узнать, произведя замер при помощи ареометра.
Прибор нужно окунуть в раствор, и посмотреть показатель концентрации вещества по шкале.
Если его концентрация высокая, то требуется залить в аккумулятор определенное количество воды.
О необходимости доливки очищенной воды в механизм можно понять по состоянию свинцовых пластин. Если они полностью не покрыты веществом, то необходимо добавить в АКБ дистиллят так, чтобы состав покрывал пластины.
Нужно ли вообще или нет?
Доливка в устройство необходима всегда, когда ареометр фиксирует увеличение плотности состава. Если этого не сделать, то батарея сильно перегреется. Все это в итоге приведет к поломке.
Если систематически не добавлять дистиллят в АКБ, когда насыщенность кислоты внутри него повышается, то срок службы батареи сократится в несколько раз.
Всегда ли требуется заливать?
Очищенную воду не всегда требуется добавлять в электролит. В ряде случаев дистиллированная вода может навредить устройству.
Воду нужно заливать, когда:
- ареометр показал увеличение плотности раствора в аккумуляторе;
- пластины внутри механизма сильно оголились из-за того, что вода выкипела;
- устройство сильно перегрелось.
Раствор не надо добавлять в случаях, если:
- ареометр показал уменьшение плотности электролитной смеси;
- уровень электролитной жидкости находится в норме, и она полностью покрывает пластины в аккумуляторном механизме;
- устройство не перегрето и работает в нормальном режиме.
Не следует вливать дистиллят в АКБ в зимний период. Чрезмерно разбавленный электролит при минусовых температурах может быстро замерзнуть. Это чревато обледенением пластин в приборе. Также из-за льда могут повредиться шланги. Все это приводит к преждевременному выходу прибора из строя.
Электролитная смесь, концентрация которой стала низкой из-за разбавки, также будет хуже накапливать и проводить электрические заряды. Из-за такой смеси двигатель станет хуже запускаться. Сам процесс пуска будет затруднительным.

Заключение
Дистиллят нужно доливать в аккумуляторную батарею. Он необходим для создания оптимальной концентрации электролитического раствора. Дистиллят также добавляют в АКБ для восполнения нужного соотношения. Также вода предотвращает перегрев устройства.
Важно использовать только качественную дистиллированную воду, которая соответствует ГОСТу. Но необходимо заливать ее в аккумулятор только тогда, когда насыщенность серной кислоты в нем высокая. Не следует заливать воду в батарею зимой, поскольку разбавленная электролитная масса может замерзнуть.
Как правильно долить в аккумулятор дистиллированную воду?
Все знают, что нужно доливать воду в аккумулятор, но не каждый понимает, когда это можно делать и в каком количестве. Как известно, этими качествами обладает свинцово-кислотная батарея. В процессе эксплуатации вода неизбежно испаряется, поэтому наступает момент, когда уровень воды оказывается ниже положенного и ее необходимо восполнить. Почему она убавляется и как доливать воду в аккумулятор? На эти и другие вопросы ответим в нашей статье.
Зачем нужна дистиллированная вода?
В аккумулятор производитель заливает не чистую кислоту, а раствор. Он на 65% состоит из дистиллированной воды и на 35% из серной кислоты. Данное соотношение обеспечивает оптимальную плотность электролита и работоспособность батареи в целом. Серная кислота является весьма активным химическим веществом, которое в большом количестве постепенно разрушает свинцовые клеммы. Она нужна для запуска реакции окисления и восстановления оксида свинца, которая запускается движением электронов, но при этом разбавлять ее нужно так, чтобы химический процесс быстро запускался от небольшого перевеса. Именно поэтому дистиллированной воды в источнике постоянного тока должно быть определенное количество. Больше — реакция окисления и восстановления будут протекать намного медленнее, меньше — будет ускорен процесс окисления свинцовых электродов.
Что такое дистиллированная вода? Дистиллят представляет собой обычную воду без примесей, не содержащую никаких дополнительных веществ. По сути, это самый эффективный разбавитель, который можно использовать для разрежения любых кислот. Так как в растворе химический состав остается неизменным, а испаряется только вода, то и доливать следует только H2O в чистом виде, без примесей. Это восполнит мольное количество вещества и восстановит работоспособность АКБ — пусть не полностью, но с большей интенсивностью.
Почему используется именно дистиллят?
Количество дистиллированной воды должно быть точно выверенным, иначе батарея работать в полную мощь не будет. Важным фактором работы источника питания автомобиля является плотность вещества. То есть, в 1 см 3 должно быть строго определенное количество активного компонента. В данном случае, таковым является кислота, и ее должно быть не более 1,4 г в указанном объеме. Кислота не способна испаряться, поэтому доливать воду нужно ровно в том объеме, который испарился. Но как правильно определить, сколько нужно добавить дистиллята в аккумулятор?
Почему испаряется вода и когда требуется заправка батареи?
Заправка жидкостью аккумулятора свинцово-кислотного типа с сурьмянистым электродом должна выполняться в обязательном порядке. Но, как правило, доливка дистиллированной воды требуется только на 4-5 году эксплуатации, когда источник питания уже изрядно изношен. И это не означает, что его пора выбрасывать. С необслуживаемым, по всей видимости, так пришлось бы поступить, потому что повлиять на его работоспособность невозможно. В нем протекают необратимые химические процессы, которые исправить можно только в определенных ситуациях.
На протяжении всего срока службы уровень воды должен оставаться неизменным на статическом значении. Если он падает, то имеет место проблема в батарее автомобиля или в цепях зарядки источника тока. Необходимо выполнить диагностику, чтобы найти проблему, а пока необходимо долить воду в аккумулятор.
Причины испарения воды в АКБ:
- Выкипание под длительным воздействием высокого тока. В какой-то момент процесс гидролиза, холодного расщепления воды на водород и кислород переходит в кипение, что связано с постоянным нагревом жидкости в корпусе АКБ. Когда температура поднимается выше 100 градусов, вода интенсивно начинает испаряться. Нельзя перезаряжать аккумулятор. Он быстро выйдет из строя.
- Гидролиз или разложение воды на водород и кислород. Даже при кратковременном процессе выделившийся водород улетучивается через микропоры корпуса, клапан и крышки. Это приводит к снижению уровня раствора в банках.
- Короткое замыкание, которое сопровождается бешеными токами. Электролит закипает мгновенно. Имеется ввиду КЗ не банках, а во внешних цепях.
Доливка воды
Дистиллированная вода для аккумулятора берется из расчета количества испаренной. Это можно узнать двумя способами:
- взвесить батарею на точных весах;
- посмотреть в банки.
С весом могут быть проблемы, потому что количество доливаемой воды ничтожно мало по сравнению с массой источника авто. Поэтому проще определить на глаз, взглянув в отверстие. Пластины должны быть слегка прикрытый водой. Если они сухие, то нужно взять ровно столько, сколько хватило бы для закрытия решеток тонкой электролитической пленкой. Если залить больше положенного, то при закипании может сорвать колпаки из-за непредвиденного роста давления. Если пластины окажутся открытыми, работа батареи будет нарушена, и она быстро выйдет из строя.
Как правильно заряжать аккумулятор?
Основной причиной повышения плотности электролита является неправильная зарядка, которая введется с большим током, чем положено. Он не должен превышать 10% от всего, то есть, если емкость батареи составляет 100 А/ч, то номинальный ток — 10 А. Увеличение зарядного тока в любом случае приведет к порче источника питания.
Существует такое состояние, как сульфатация пластин. Если ваш АКБ уже ей подвержен, то он гарантированно будет кипеть даже при малом увеличении номинального значения тока. Если такое состояние наблюдается с вашей батареей, нужно выполнить переполюсовку АКБ и затем на длительное время поставить на зарядку на малый ток. После каждого закипания обязательно проследите за уровнем электролита в банках.