Что такое теплообменник в автомобиле
Перейти к содержимому

Что такое теплообменник в автомобиле

  • автор:

Astra J. Теплообменник для чайников. Теория, полезные статьи. Заваривать или нет?

Статья написана мной с целью расставить все точки над "i" в вопросе теплообменников на моторах A16XER, A18XER, A16LET, A14NET.

В данной статье я "на пальцах", максимально упрощённым языком, расскажу про сам теплообменник и нужно/можно ли его удалять и заваривать каналы.

Сначала мы рассмотрим теорию работы теплообменника, а в конце статьи — нужно/можно ли его заваривать?

1. Теплообменник — для чего и зачем.

Фото в бортжурнале Opel Astra J Наши теплообменники

Двигатели A16XER, A18XER, A16LET, A14NET — горячие. Температура открытия термостата 105° (!). Экология, форсирование, все дела.

Ну и пофиг, скажете Вы, ведь для масла 105° не являются чем-то критичным. Вполне рабочие температуры для современного масла.

Не всё так просто! Для понимания проблемы стоит уточнить кое-что:
Антифриз — это теплоноситель. Распределяет тепло по всему двигателю и "транспортирует" к месту, где его можно рассеять. Очень грубо (!) тепло рассеивается 4 способами: радиатор ОЖ, радиатор отопителя салона, выхлопная система, поверхность двигателя.

Масло в этом плане "мультиинструменталист". У него в двигателе много задач и перенос тепла — лишь одна из них. Но делает это оно гораздо хуже. Раза этак в 3-4. Меньше теплоёмкость и меньше теплопроводность.

Нам важно лишь то, что масло медленнее нагревается и медленнее остывает. Антифриз быстрее нагревается и быстрее остывает.

Это и порождает проблему. Термостат открывается на 105°, масло в этот момент продолжает нагреваться. К моменту, когда ситуацию удаётся развернуть вспять — масло может нагреться и до 115° и до 120°. Ничто не происходит моментально, на всё нужно время.

Но это ещё не всё. Есть же ещё повышенная нагрузка на двигатель. Например серия резких разгонов, подъём в гору и т.п. В общем ситуация, когда за короткий промежуток времени выделяется огромное количество тепла от сгораемого топлива. При таком раскладе температура масла может доходить и до 140°-150°. Нет запаса по температуре в отличие от "холодных" термостатов.

Ещё на двигателях A16XER A18XER, A16LET, A14NET нет датчика температуры масла. Мы видим только температуру антифриза. Но уверяю Вас, масло при интенсивных резких нагрузках гораздо горячее антифриза.

Инженеры для наших горячих моторов придумали 2 решения:
а) Теплообменник. Узел, где масло сможет эффективно отдавать тепло антифризу. Это по сути радиатор, в котором происходит интенсивный теплообмен между маслом и ОЖ.

При прогреве двигателя антифриз нагревает масло (что полезно — оно быстрее выходит на рабочую температуру), а при нагрузке отводит тепло, не позволяя ему перегреваться до критических значений.

б) Принудительное открытие термостата. В ЭБУ заложены алгоритмы, при которых термостат открывается раньше, чтобы иметь запас по охлаждению. Думаю вы уже поняли, что часть этих алгоритмов — высокие обороты и нагрузка на двигатель.

Кстати, на спортивных авто термостаты открываются и на 68°. Понятно почему? Большие нагрузки — нужен больше запас для охлаждения, потому что температура будет быстро расти и за ней нужно поспеть. Можно это сравнить с углами опережения зажигания.

И даже это не решает проблему окончательно. Даже при таких мерах масло может нагреваться до 130°.

Итак, мы разобрались для чего нужен теплообменник на наших моторах.

2. Заваривать теплообменник или нет?

Зная первую часть, мы можем здраво рассуждать по поводу второй части.

Давайте сразу обозначим один момент:
Если корректно говорить, то теплообменник — это собственно сам радиатор, который удаляется при заваривании. Остальное — корпус масляного фильтра с подводом каналов антифриза и масла.

Предположим, вы выкинули теплообменник и заварили каналы. Что происходит с температурой?

А вот что: мотор как был горячим, так им и остался. Но вы по сути сделали из системы охлаждения калеку. С этого момента нет места, где масло может эффективно отдавать тепло. Масло начинает испытывать ещё более высокие температурные нагрузки в определённых режимах работы двигателя.

Самое плохое в этом то, что это приводит к локальным перегревам узлов внутри двигателя. Масло не может охладить детали до температуры ниже, чем у него самого. При этом у масла происходит серьёзная просадка вязкости, оно быстрее деградирует и теряет свои свойства.

Что же делать? Ну, многие уже давно догадались до решения — нужно понизить температуру двигателя, создать запас "прочности" для системы охлаждения. Этакий буфер.

Меняем термостат на "холодный", прошиваем температуру включения вентилятора — всё, мы нивелировали отсутствие теплообменника. Плюс снизили нагрузку со всех резинотехнических изделий в двигателе.

Если этого не делать (не снижать температуру при удалении теплообменника), то по сути вы просто нанесли своему двигателю ущерб в угоду собственному покою по поводу течи из под 1 прокладки (я согласен, что сам узел собран через жопу и подвержен таким течам). Пиррова победа.

Вы однозначно снизите абсолютный ресурс работы двигателя. Коварство ситуации в том, что ущерб этот не виден на коротких дистанциях и развивается на протяжении десятков тысяч километров.

Частично скомпенсировать эту ситуацию можно частой заменой масла и внимательным отношением ко всем узлам автомобиля.

3. Разбор спорных моментов

3.1 НИРАБОТАЕТ

Некоторые считают, что теплообменник на наших моторах вообще не выполняет свою функцию, так как находится между ГБЦ и выпускным коллектором, а он очень горячий.

а) Во-первых не просто так радиатор развернут к ГБЦ. Между радиатором и выпуском находится корпус масляного фильтра. Плюс воздушная прослойка, а не прямой контакт поверхностей.
б) Во-вторых масло и антифриз двигаются под давлением и постоянно циркулируют, не задерживаясь в теплообменнике. Это не кастрюля на плите.

И ещё хочу отметить, что это не сумрачный гений инженеров GM. Двигатели A16XER, A18XER, A16LET, A14NET — это не с нуля спроектированные двигатели. Это глубоко модернизированные движки родом из 80-90х годов двадцатого века.

Такое расположение выпуска, каналов масла и ОЖ — наследство, эволюционные особенности. А это всегда накладывает свои ограничения, что привело к такому расположению теплообменника.

3.2 Как заваривать

Тут я полностью на стороне камрадов dimm33 (тык) и morfiche (тык). Заваривать только трубками и т.п., не заужая пропускную способность масляного канала. Никаких пластин вплотную.

Фото в бортжурнале Opel Astra J Как устроена циркуляция масла и ОЖ в корпусе масляного фильтра. Спасибо камраду dimm33 за картинку

Не рискуйте системой смазки, вы же хотите как лучше, удаляя теплообменник, верно?

4. Заключение

Я вижу картину так:
а) Идеальное решение — понижение температуры двигателя путём замены на холодный термос+прошивка при сохранении теплообменника. Но это для тех, кто хочет грамотной работы двигателя, а не мелочной экономии на 1 прокладке.

UPD: Камрад Vlad-2015 дал так же информацию по замене штатного радиатора на комплектациях с МКПП на радиатор большей площади (от комплектации с АКПП) — как более эффективного в плане рассеивания тепла. Речь про мотор A16XER.

б) Два хороших решения — своевременная замена масла (5-7.5 ткм) на исправной системе ОЖ. Никаких вязких масел. Выше вязкость — хуже охлаждение маслом.

Фото в бортжурнале Opel Astra JКартинкО

И удаление теплообменника с заменой термостата на холодный+прошивка.

в) Плохое решение — удаление теплообменника без понижения температуры. Хотя бы часто меняйте масло.

Теплообменник неисправен: признаки и последствия

Теплообменник в автомобиле работает именно так, как следует из названия. Он обменивается выделяемым теплом с другим компонентом и, при необходимости, передает его внутрь автомобиля. Тепло, исходящее от двигателя, поглощается охлаждающей водой и затем передается теплообменнику. Функция теплообменника выходит за рамки обогрева салона и обеспечивает фактор безопасности. Нагретый воздух помогает даже при запотевании окон. Генерация потока теплого воздуха работает только после того, как двигатель достиг определенной рабочей температуры. Неисправный теплообменник может иметь неприятные последствия. Здесь вы можете узнать, какие признаки помогут вам распознать дефект.

Теплообменник неисправен

Достижение рабочей температуры должно быть главным приоритетом для автомобиля, особенно зимой. Поэтому нет смысла запускать двигатель и включать вентиляцию на неподвижном автомобиле. Это не только запрещено, но и бессмысленно. В современных транспортных средствах при неподвижном автомобиле сжигается столько же топлива, что и двигатель, а это означает, что выделяется лишь незначительное количество отработанного тепла. Поэтому для автомобиля и окружающей среды гораздо лучше просто начать движение. Это связано с тем, что двигатель намного быстрее достигает своей рабочей температуры, а теплообменник подает теплый воздух.

Признаки неисправности теплообменника

Самым явным признаком неисправности теплообменника, конечно же, является воздушный поток из внутренней вентиляции. Если воздух остается холодным, несмотря на уютные 22 градуса по Цельсию, которые, возможно, были установлены, все указывает на нефункциональный теплообменник. В этом случае возможно засорение компонента. Если вы заметили потерю охлаждающей жидкости и пространство для ног (обычно со стороны пассажира) очень влажное, то, вероятно, в теплообменнике есть утечка. Если вы обошлись без антифриза в охлаждающей жидкости, это может привести к коррозии. Точно так же могут устареть уплотнения, повреждение крепления теплообменника или вибрация могут стать причиной потери теплоносителя. Неприятный запах и белые облака тумана также могут быть явным признаком неисправности теплообменника.

Причины, приводящие к неисправности

Наиболее очевидным является износ уплотнения. Теплообменник также может быстро засориться, если охлаждающую воду никогда не менять или не менять слишком долго. В какой-то момент в охлаждающей воде собирается слишком много частиц грязи, которые затем забивают трубы, а не только трубы теплообменника. Защита от замерзания от коррозии также теряет свою эффективность по прошествии определенного времени. Регулярная замена охлаждающей жидкости — это один из интервалов обычного технического обслуживания, и ее следует всегда соблюдать. Обычно замену охлаждающей жидкости проводят после 50 000–75 000 километров пробега. В старой охлаждающей воде также могут образовываться пузырьки, которые в какой-то момент лопаются (кавитация) и повреждают охладитель и другие компоненты из-за взрыва.

Ремонт теплообменника

В принципе, теплообменник представляет собой простой компонент, и его ремонт или замена принципиально просты. Однако его проблемное расположение в большинстве автомобилей требует очень много времени. Этот компонент часто устанавливается прямо за приборной панелью. В таком случае он должен быть полностью расширен всем, что с ним связано. Обычно это рулевое колесо, перчаточный ящик и нередко система входа или информационно-развлекательная система. Подушки безопасности также страдают от такой попытки, что также делает ситуацию опасной. Статический заряд может вызвать возгорание подушек безопасности, что создает очень высокий риск получения травм. К работе допускаются только квалифицированные специалисты, которые знают, что делают. Часто бывает необходимо, чтобы эту работу выполняли два человека. Вы можете рассчитывать на то, что на это уйдет от шести до восьми часов. Сливается охлаждающая жидкость или отсоединяются соответствующие магистрали. Затем вставляется новый теплообменник, и все линии снова подключаются и проверяются.

Что такое теплообменник в автомобиле

Что такое теплообменник в автомобиле опель астра. Как устранить проблему

Течь масла из-под прокладок теплообменника в автомобилях Опель Астра — ещё одна типовая «фирменная» проблема моторов ECOTEC. Редкий Опель доезжает до 80 тыс. км с сухим ДВС. Виной тому — высохшие прокладки теплообменника (маслоохладителя). Причиной видятся попытки конструкторов сэкономить несколько грамм топлива и вписаться в экологические стандарты. Со школы известно, что чем выше температура ДВС, тем выше его КПД (цикл Карно). К слову, все современные моторы у OPEL теплонагруженные, рабочая температура моторов достигает 103-105С, а у некоторых моторов еще выше. Детонация ДВС, высохшие пластиковые трубки, дубовые резиновые прокладки и преждевременное окисление масла являются платой за экологичность.

Вовремя замененные прокладки маслоохладителя у автомобилей Опель позволяют избежать попадания масла в систему охлаждения двигателя. В противном случае в расширительном бачке образуется эмульсия, а внутренние элементы системы охлаждения покрываются налетом, что ухудшает теплоотвод и приводит к выходу из строя термостата. Устранение таких проблем потребует дополнительных работ по промывке системы охлаждения специальным составом и замены расширительного бачка.

Масло с текущих прокладок теплообменника попадает на выпускную трубу, вызывая появление запаха горелого масла в салоне. Это небезопасно, т к может привести к возгоранию автомобиля

Мы предлагаем услугу по замене прокладок теплообменника!

Комплект прокладок теплообменника + работа по замене прокладок + очиститель (Опель Астра,Зафира, Мокка, Шевроле Круз, с двигателями z 16 xer , z 18 xer , a 16 xer ) = 12200 руб.

Комплект прокладок теплообменника + работа по замене прокладок + очиститель (Опель Астра,Зафира, Мокка, Шевроле Круз, с двигателем a 14 net c турбиной) = от 17100 до 27000 руб.

Комплект прокладок теплообменника + работа по замене прокладок + очиститель (Опель Астра,Зафира, Мокка, Шевроле Круз, с двигателем a16Let c турбиной) = от 21100 руб до 24600 руб.

«Опель-Астра J» — компактный хэтчбек, который появился на рынке в 2009 году. Впоследствии были выпущены модели с другими типами кузова, которые также пользовались спросом. Покупатели автомобиля оценили яркий дизайн со спортивным уклоном, функциональность и невысокую стоимость деталей. Необходимость выполнить плановую диагностику и ремонт теплообменника «Опель-Астра J» обычно возникает через каждые 30 тысяч километров пробега.

Как определить появление неисправности

В теплообменнике «Опель-Астра J» появляются течи вследствие воздействия высокой температуры, в результате чего разрушаются уплотнительные кольца, прокладки. Дополнительное негативное влияние оказывают сами жидкости, поскольку масло и антифриз разъедают уплотнитель. Протекание будет заметно под выпускным коллектором, также масло проникнет в систему охлаждения, впоследствии может засорить ее. Своевременное обнаружение проблемы поможет оперативно обратиться в сервисный центр для ремонта теплообменника «Опель-Астра J». Определить описанные неполадки можно по следующим признакам:

  • изменение цвета антифриза, появление в нем специфических пятен, что свидетельствует о проникновении масла в систему охлаждения;
  • при включенном двигателе в салоне транспортного средства появляется специфический запах масла;
  • потемнение, которое можно заметить на расширительном бачке;
  • следы под масляным радиатором (заметны снизу на блоке двигателя).

Как устранить проблему

Качественный ремонт теплообменника в автомобиле данной модели требует профессионального подхода. Сотрудники нашего автосервиса «Автопилот» имеют огромный опыт в оказании подобных услуг. У нас имеется самое современное оборудование для определения причин поломки, что позволит провести обслуживание максимально быстро, качественно и надежно.

Качественная смазка трущихся частей двигателя зависит от температуры его масла. Если она низкая, смазочные свойства намного ухудшаются за счет высокой консистенции (густоты). Благодаря теплообменнику холодное масло двигателя быстро прогревается. В то же время слишком горячее пользы тоже приносит мало. Маслоохладитель поддерживает оптимальную температуру смазки двигателя. Слабым местом теплообменника Опель Астра J являются его прокладки. Их несвоевременная замена может привести к дорогостоящему ремонту всего двигателя.

Замена прокладки теплообменника Опель Астра J: предпосылки

Во время работы двигателя вышедшая из строя прокладка теплообменника ничем себя не проявляет. Эту неисправность можно обнаружить только при осмотре состояния моторного масла, антифриза и внешнего вида блока цилиндров снизу, то есть из смотровой ямы в гараже или на подъемнике в автосервисе.

Наличие неисправности можно определить по следующим признакам:

Эти характерные признаки указывают на нарушение целостности прокладки маслоохладителя. Но не всегда. В двигателе могут возникнуть другие неисправности с похожими признаками.

Наиболее распространенными причинами выхода прокладок из строя являются:

  • ремонт (в том числе и замена прокладок) своими руками;
  • старение (естественный износ);
  • повреждение корпуса масляного радиатора; эксплуатации;
  • прогорание гофры глушителя.

Срок службы прокладок сокращают и другие факторы. Но их влияние менее значительно. В любом случае с негерметичными прокладками теплообменника машину эксплуатировать нельзя.

Важно! При возникновении признаков выхода из строя прокладки теплообменника автомобиль нужно немедленно доставить в профильный автосервис для диагностики.

Почему нельзя менять прокладки своими руками?

Замена прокладок теплообменника Опель Астра J – сложный и ответственный процесс. Для его проведения нужны не только специальные знания и опыт выполнения подобных работ, но и специальные инструменты, приспособления, оборудование.

Для замены прокладок придется снимать турбину, выпускной коллектор и множество других узлов и деталей. Обязательными являются промывка системы охлаждения и замена антифриза. Возможно, возникнет необходимость замены масла двигателя вместе с масляным фильтром.

Перечислена маленькая толика работ, которые обязательно нужно выполнить. Причем правильно, не повредив соседние детали. Это только разборка. Далее, после замены прокладок, нужно все аккуратно собрать.

Ошибки, допущенные во время ремонта, ставят весь двигатель под угрозу выхода из строя.

Таким образом, сомнительная экономия на ремонте в большинстве случаев приводит к дорогостоящим затратам, которых можно было избежать.

Совет: Замену прокладок теплообменника необходимо производить только в специализированных автосервисах.

Замена теплообменника на Опель Астра J и другие наши услуги

Специалисты нашего автосервиса имеют богатый опыт в ремонте двигателей Опель Астра J, в том числе и замене прокладок теплообменника.

Мы оказываем следующие виды услуг:

  • диагностика теплообменника;
  • замена прокладок;
  • замена теплообменника и масляного радиатора;
  • промывка системы охлаждения;
  • замена охлаждающей жидкости.

В обязательном порядке наши специалисты дают клиенту исчерпывающую информацию по всем вопросам эксплуатации теплообменника.

К сведению: Чаще всего прокладки теплообменника на Опель Астра J требуют замены примерно через 5 лет или после 80 тысяч км пробега.

Ценообразование на замену прокладок теплообменника Astra J

Чаще всего большинство автолюбителей не хотят обращаться за услугами автосервиса. Причина здесь одна – боязнь высокой цены ремонта. Только поэтому некоторые решаются на самостоятельный ремонт своего авто, порой абсолютно не задумываясь, что в этом случае риск заплатить намного больше повышается в разы.

Наш автосервис придерживается упрощенного и прозрачного ценообразования за представляемые клиенту услуги.

После диагностики мастер-приемщик обсуждает с автовладельцем все нюансы предстоящего ремонта с озвучкой цены на выполняемые работы. Одновременно обсуждаются варианты ее уменьшения. Основными пунктами формирования стоимости ремонта являются:

  • объем необходимых работ;
  • марка автомобиля;
  • время выполнения заказа;
  • обеспечение запчастями.

Понятно, что плановый (в порядке общей очереди) заказ будет стоить дешевле в сравнении со срочным. Ремонт с использованием запчастей, представляемых клиентом, также значительно снизит общую стоимость.

Немаловажную роль в ценообразовании играют проводимые акции и наличие скидок. Они способны снизить цену ремонта на несколько десятков процентов.

Внимание! Запчасти, поставляемые для ремонта клиентом, принимаются только от проверенного производителя.

Замена прокладки Astra J с гарантией качества

Качество ремонта теплообменника Опель Астра J зависит от двух основных факторов – от качества самих прокладок и от опыта мастеров-ремонтников.

Наши профессионалы более 5 лет выполняют подобные работы. Об их качестве можно судить по положительным отзывам наших клиентов. За все время существования СТО не было ни одного случая возврата машины для устранения недостатков произведенного ремонта.

Многолетний опыт наших мастеров, оснащение СТО специальным инструментом и приспособлениями, современным оборудованием и средствами диагностики позволяют давать гарантию на все выполненные нами работы.

Доверяя замену прокладок теплообменника профессионалам нашего СТО, вы отдаете свой автомобиль в надежные руки. Мы гарантируем высокое качество ремонта. В этом убедились множество наших клиентов.

Теплообменник: зачем нужен, принцип работы, функции и преимущества

Главная задача теплообменника — отводить тепло, охлаждать и защищать двигатель техники от перегревания. Он поддерживает правильный температурный режим в процессе эксплуатации ДВС и тем самым защищает элементы устройства от перегрева, который приводит к износу и поломке деталей, а также снижению мощности мотора.

Теплообменник работает с несколькими видами теплоносителей — водой и маслом. Подходит для различной промышленной техники:

машин специального назначения;

аппаратов для подземных работ и т. д.

Наличие надежного теплообменника в системе охлаждения особенно важно для спецтехники, которая функционирует в сложных условиях: работает 24 часа в сутки, при температуре от -50 до +55 ℃, высокой влажности и т. д. Устройство помогает обеспечить стабильную работу машин, избежать поломок техники и ситуаций, когда она простаивает.

Теплообменник — ключевая часть системы охлаждения двигателя

Чтобы осознать важность теплообменника, необходимо разобраться в устройстве современной системы охлаждения двигателя. Рассмотрим популярную гибридную. Главная ее часть — теплообменник, который по-другому называют радиатором охлаждения. Он охлаждает воду или масло уличным воздухом. Состоит из трубок, по которым перемещается жидкость, и определенного количества охлаждающих пластин. Наиболее надежными и долговечными считают радиаторы, составляющими которых являются плоскоовальные трубки из латуни и пластины из меди. Медно-латунные конструкции противостоят коррозии, хорошо переносят воздействие низких и высоких температур, помогают достичь необходимых аэродинамических и гидравлических показателей.

Кроме теплообменника, в систему охлаждения радиатора также входят:

водяная рубашка мотора и другие элементы.

Система охлаждения считается рабочей, если все ее составляющие исправны и работают корректно. В таком случае она может эффективно отводить тепло от ДВС промышленной техники.

Преимущества медно-латунных теплообменников для тяжелой техники

Теплообменники, элементы которых состоят из меди и латуни, отличаются сверхпрочной конструкцией. Благодаря этому они бесперебойно работают на протяжении долгих лет и выдерживают серьезные нагрузки.

Среди других преимуществ устройств:

Устойчивы к большинству агрессивных жидкостей и газов.

Имеют легкую конструкцию, поэтому удобны в транспортировке и хранении.

Обладают высокими жаропрочными свойствами.

Радиаторы, изготовленные из меди и латуни, можно смело использовать в экстремальных условиях. Они востребованы у производственных компаний, которые хотят получить максимальную эффективность от автомобилей БелАЗ, самосвалов, машин специального назначения и другого промышленного оборудования.

Как выбрать теплообменник?

Чтобы подобрать подходящий вариант, необходимо проанализировать технические характеристики техники, для которой предназначено устройство. Также нужно изучить параметры теплообменника:

расположение охлаждающих трубок;

материал элементов изделия;

техника, для которой подходит устройство.

При выборе важно обратить внимание на возможности интересующего теплообменника. Качественное изделие изготовлено из прочных материалов, отличается надежностью и длительным сроком службы, подходит для использования в условиях низких и высоких температур.

Сколько стоит теплообменник?

Стоимость изделия зависит от производителя, материалов изготовления и других параметров.

Чтобы приобрести продукцию на выгодных условиях, можно воспользоваться предложением ООО «Завод Систем охлаждения». Предприятие более двадцати лет проектирует и производит теплообменники, радиаторы и другие элементы систем охлаждения. Благодаря наличию собственных производственных мощностей, тщательному подбору сырья и комплектующих, использованию инновационных решений в процессе проектирования устройств, завод предлагает доступные цены на продукцию.

Чтобы рассчитать стоимость оборудования или задать вопрос, свяжитесь с менеджером компании. Оставить запрос можно онлайн, по телефону или электронной почте. Специалисты обрабатывают заявки в рабочие часы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *