Как часто проводится ТО 2 основного пожарного автомобиля?
В соответствии с расчетом периодичность проведения ТО для пожарных автомобилей (3 категория эксплуатации) составит: ТО-1 — 2000 км; ТО-2 — 10000 км общего пробега. Высокая боевая готовность подразделений пожарной охраны в значительной мере зависит от уровня развития ее технической службы.
Сколько дней проводится то 2?
На все этапы ТО-2 выделяется 2 дня для основных ПА, 3 дня для специальных и 5 дней для крупной техники – АЦЛ и АЦПК выше 30 м, большегрузных шасси. Если срок эксплуатации транспортного средства составляет от 10 лет, то на него также выделяют 5 дней.
Когда проводится то 2?
ТО-2 – это оптимальный перечень работ по комплексному техобслуживанию, позволяющий провести профессиональное обслуживания всех основных компонентов транспортного средства. Техническое Обслужвание-2 рекомендуется проводить не реже чем через 25-30 000 км пробега после проведения последнего техобслуживания.
Когда проводится ТО 1 ТО 2 мчс?
Технические обслуживания ПА (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком. Годовой план-график ТО-2 составляется отделом ПТ, согласовывается с отделом службы и подготовки и утверждается начальником органа управления (начальником Главного управления или начальником отряда).
Сколько видов ТО на пожарных автомобилях?
Видами ТО пожарного автомобиля являются: ежедневное ТО при смене дежурных караулов; ТО на пожаре (пожарно-тактическом учении); ТО по возвращении подразделения пожарной охраны с пожара (учения);ТО после первой 1000 км пробега пожарного автомобиля (по спидометру); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе .
Чем отличается то 1 от ТО 2?
ТО-2 (второе техническое обслуживание) проводится реже первого, но отличается от него трудоемкостью и масштабностью необходимых работ, так как целью является выявление всех возможных неисправностей, изношенных деталей, сбоев регулировки и устранение обнаруженных недочетов.
Когда проводится то на пожарных автомобилей?
В соответствии с расчетом периодичность проведения ТО для пожарных автомобилей (3 категория эксплуатации) составит: ТО-1 — 2000 км; ТО-2 — 10000 км общего пробега. Высокая боевая готовность подразделений пожарной охраны в значительной мере зависит от уровня развития ее технической службы.
Когда проводится то 1 то 2?
периодического, представляющего собой ряд мероприятий, направленных на выявление возможных неисправностей с устранением их причин, и подразделяющегося еще на две категории — ТО-1 и ТО-2; сезонного, проводящегося дважды в год, перед началом летнего и зимнего сезонов, и заключающегося в подготовке автомобиля к ним.
Что меняется на 2 то?
ТО 2 – техобслуживание, проводимое каждые 30 тыс. км пробега. Цели и задачи у него такие же, как и в ТО 1, но с большим объёмом работ и их более высокой сложностью. Например, при проведение ТО 2 меняются топливный фильтр, салонный, производится смена тормозной жидкости, охлаждающей.
Как часто проводится ТО 1 пожарного автомобиля?
В соответствии с расчетом периодичность проведения ТО для пожарных автомобилей (3 категория эксплуатации) составит: ТО-1 — 2000 км; ТО-2 — 10000 км общего пробега. Высокая боевая готовность подразделений пожарной охраны в значительной мере зависит от уровня развития ее технической службы.
Что включает в себя то 2?
Перечень обязательных при ТО-2 работ включает в себя полный список мероприятий ТО-1, а также тщательный осмотр, проверку, регулировку всех узлов и систем автомобиля с последующим устранением обнаруженных неисправностей.
Как часто проводится ТО 2 основного пожарного автомобиля? Ответы пользователей
Как часто проводится ТО-2 основного пожарного автомобиля? · после 5000 км. пробега, но не реже 2 раз в год · после 5000 км. пробега, но не реже 1 раза в год .
ТО-2 на год разрабатывается отделом ПТ, проходит согласование с отделом службы и подготовки, утверждается начальником УГПС, ОГПС. ТО-1 на год разрабатывается .
Виды ТО (ежедневное, ТО 1, 2, сезонное, на пожаре, при хранении) и ремонта . При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей .
При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, . -второе техническое обслуживание (ТО-2);.
После текущего и среднего ремонта — 150 километров и двухчасовой эксплуатацией основного рабочего агрегата. После капремонта — 400 км. пробега и 2 часа .
1.3.2. К средствам технической службы относится пожарная техника, в состав которой входят . Путевка на выезд основного (специального) пожарного автомобиля .
Как часто проводится ТО 1 основного пожарного автомобиля? . ТО для пожарных автомобилей (3 категория эксплуатации) составит: ТО-1 — 2000 км; ТО-2 — 10000 .
место, время и порядок проведения осмотра техники перед использованием; . Ответственность за содержание ПТВ пожарных автомобилей в .
Текущий ремонт пожарного автомобиля или отдельного агрегата проводится по . работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей до очередного ТО-2.
Как часто проводится ТО 2 основного пожарного автомобиля? Видео-ответы
Техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения
Фильм «Техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения».
ПОЖАРНЫЙ КОУЧИНГ ОТ НАЧАЛЬНИКА СПТ (КАМЧАТКА)! 20 ЛЕТ ОПЫТА-ЗА 2,5 ЧАСА, ПОЖАРНЫЕ СЛУШАЛИ ОТКРЫВ РОТ
Уважаемые коллеги, друзья, предлагаю Вашему вниманию опытный взгляд на актуальные темы . Этот теоритечекий урок .
Два выезда по тревоге пожарных Сочи
В первом выезде получили сообщение о возгорании автомобиля в центральной районе Сочи, на подземной парковке ЖК .
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей специального назначения
ПожарнаяПесня — песни пожарных и о пожарных! Друзья Вы можете помочь проекту в развитии донатом: .
КАК ВОДИТЕЛИ ПРИНИМАЮТ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ПРИ СМЕНЕ КАРАУЛА
Всем привет! Сегодня очередная серия про пожарную технику. Сегодня я расскажу как водители принимают пожарные .
Об авторе
Иван Быстров
Здравствуйте! Меня зовут Иван Быстров, и я главный редактор этого сайта. Мне 32 года, я живу в Ярославской области России. Я всегда увлекался автомобилями, всегда хотел узнать больше, но зачастую не мог найти ответы на свои вопросы. Это сподвигло меня на создание проекта, где будет собрано воедино максимальное количество вопросов про автомобили, и на каждый из них будет предложен грамотный ответ! Очень надеюсь, что мой труд поможет всем получить новые знания быстро и без лишних затрат энергии!
Виды ТО пожарных автомобилей
Пожарные машины, как и любой другой автомобиль, перед вводом в эксплуатацию проходят ряд обязательных процедур. Здесь регистрация, обкатка с последующим обслуживанием и ремонтом. Но обслуживание машин этого типа несколько иное, потому что они относятся к категории «спецтехника». Итак, в статье мы рассмотрим виды обслуживания пожарных машин, планирование этих мероприятий и порядок их проведения.
Эксплуатация пожарных машин
Организация операций — это перечень процессов, которые выполняются с автомобилем. Вот четкая последовательность действий, которые нужно предпринять:
- после постановки на учет автомобиль в ГИБДД ставится по тревоге;
- внутри гаража автомобиль зарегистрирован;
- здесь всегда проверяют, какую работу выполняет машина;
- поддержание;
- ремонт;
- передача оборудования на зимнее или летнее обслуживание;
- диагностика технического состояния.
Техническое обслуживание
Отношение к обслуживанию пожарных машин серьезное. Потому что эффективная работа оборудования зависит от технического обслуживания. Но, как и любое оборудование, детали, узлы и агрегаты со временем изнашиваются. Этот процесс естественный и естественный. Износ деталей приводит к ухудшению качественного состояния самого станка. Это означает, что велика вероятность того, что в самый неподходящий момент он выйдет из строя. Это повлияет на боевые условия пожарной части.
Технический осмотр пожарной машины дежурным экипажем
Существует пять показателей эффективности, определяющих техническое состояние оборудования. Это:
- длительная эксплуатация;
- надежность техники;
- скорость передвижения должна быть максимальной;
- по максимуму должна быть и производительность, и мощность;
- нельзя забывать об экономической стороне дела.
понятно, что со временем эти характеристики уменьшаются. Но чтобы со временем усилить их действие, необходимо периодически проводить техническое обслуживание и при необходимости выявлять недостатки или неисправности, проводить ремонт. Поэтому производители устанавливают частоту для пожарных машин.
Что должно предоставить ТО:
- постоянная готовность к выполнению боевой задачи;
- обеспечить надежный сервис в сроки, указанные производителем;
- двигаться с высокой степенью безопасности;
- найти и устранить причины, способные создать условия для возникновения сбоев в работе;
- не превышать установленный в паспорте расход топлива и других расходных материалов;
- снизить негативное воздействие самой пожарной машины на природу.
Мойка пожарной машины
ЭТО в основном мойка автомобилей, смазка вращающихся и движущихся частей, подтяжка крепежа, диагностика. Во-вторых, это заправка и тушение, наладка деталей и узлов по нормам, ремонтные работы. Эти три операции выполняются только после постановки диагноза. И если вы подтвердите, что эти процедуры необходимы.
Техническое обслуживание — это плановая профилактическая система. То есть никто не позволит вам открыть машину и начать обслуживание без повода. Поэтому на каждый год составляется план проведения этого мероприятия. И придерживаются строго в срок.
Суть ГЧП заключается в следующем:
- проводить испытания и техническое обслуживание по истечении установленного производителем пробега или определенного времени эксплуатации;
- существует два вида (соответственно и периодичность) обслуживания пожарных машин: ТО-1 и ТО-2, при производстве которых используется перечень наших работ;
- оба вида обслуживания выполняются в разных отделах.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что техническое обслуживание проводится строго по графику, а ремонт — по мере необходимости.
Ремонт пожарных машин производится по мере необходимости
Как планируется техническое обслуживание
По видам обслуживания пожарных машин бывает двух типов: ТО-1 и ТО-2. Программа, также известная как годовой план, для ТО-1 разрабатывается начальником инженерного отдела пожарной части. Этот документ согласовывается с пожарной службой той же партии. Программа утверждается начальником гарнизона.
Важно! Составляя график ТО, начальник инженерного отдела формирует единую периодичность вывода каждой пожарной машины из боевого состава. При этом учитывается ТО-2 и другие специфические условия пожарной службы.
Что касается ТО-2, то программу его подготовки составляет пожарная служба областной или районной администрации, которая согласовывает все свои планы со службой вышестоящей организации, а также с отделом услуг и обучения. Этот документ утверждается руководителем НГОПС или УГПС. То есть в пожарной части его не заполняют. Но выписка рассылается во все подразделения за 15 дней до начала года, то есть 25-26 декабря.
Следует отметить, что в некоторых регионах оба вида обслуживания объединены в одной программе.
Капитальный ремонт проводится строго по плану по инструкции
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Здесь следует учитывать, что в пожарной части есть обычные и специальные автомобили. Так частота ТО-1 для крупных пожарных машин — не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. По спец раз в месяц или при пробеге 1000 км.
Но как учесть пробег, ведь при включенной помпе машина тоже горит. Последний приводится в действие двигателем. Следовательно, в общем пробеге также учитывается время работы насоса. Отсюда формула для расчета общего пробега:
So = Sпр + Sн, где Sпр — пробег, измеренный спидометром, S — пробег, равный времени работы насоса, измеренному в часах.
Процедура первого обслуживания следующая:
- пожарная машина снимается с боевой службы максимум на двое суток;
- производить техническое обслуживание в том месте, где установлена машина;
- само техническое обслуживание осуществляется бригадой в свободное и рабочее время, начальник — старший водитель;
- инструкции по техническому обслуживанию взяты за основу при обслуживании пожарных машин.
ТО-1 курирует старший водитель
Второе техническое обслуживание
Периодичность ТО-2 основных пожарных машин — 7000 км или 1 раз в год. Для спецтехники — 5000 км. Для этого машина снимается с боевой службы на два-три дня. Управляют автомобилем водитель и сотрудники технической службы пожарной части.
Настройка пожарной машины на второе ТО производится в пожарно-техническом центре почтового отделения (отдельно для каждого автомобиля).
Сезонное обслуживание (СО)
Этот тип технического обслуживания следует рассматривать как одну из задач. Чаще типа ТО-1. Поэтому во многих случаях CO корректируется в соответствии с первым графиком технического обслуживания. Сезонное обслуживание пожарной машины проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача — подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО — это вид самостоятельного обслуживания пожарных машин.
Замена шин — Сезонное обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание
Цель ETO — убедиться, что пожарная машина готова к действию. Это мероприятие проводится водителем и членами экипажа, участвующими в вахте. Бригадир отвечает за процесс. Что делать при ежедневном обслуживании:
- автомобиль заводится для проверки правильности работы двигателя, помпы, других механизмов и групп;
- при необходимости дозаправка осуществляется топливом, маслом, водой и средствами пожаротушения.
Техобслуживание на пожаре
Процедура технического обслуживания при пожаре рассматривается с тех же позиций, что и в инструкции по эксплуатации пожарной машины. Чаще всего им управляет водитель, но иногда задействованы и члены экипажа.
Суть этого вида обслуживания заключается в том, что при работе всех узлов и механизмов машины он подвергается большим нагрузкам. И цель водителя — убедиться, что некоторые узлы не выходят из строя. Следовательно, нет никаких стандартов, применимых к срокам проведения этого типа обслуживания. Но в сложной боевой обстановке это все равно нужно делать, вне зависимости от того, что происходит в огне.
Главное при проведении данного вида обслуживания — следить за работой двигателя автомобиля и насосного оборудования. Если один из них выйдет из строя, машина потеряет всякий смысл.
После тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных труб, если пожар тушили пеной. Убедитесь, что вы наполнили резервуар водой. Затем машина отправляется в пожарную часть. Попутно проверяют работу тормозов, двигателя и других вращающихся деталей.
Автосервис во время пожара
Раньше после приезда машины на агрегат также проводилось техническое обслуживание. Сегодня они этого не делают. Но обязательно помыть машину, залить горючим и огнетушащим составом, проверить узлы, детали и агрегаты. Также осматривают пожарные рукава на предмет их технического состояния. В случае неудовлетворительного результата трубки заменяют на новые.
Было еще одно техническое обслуживание, которое проводилось после пробега спидометра на 1000 км. Фактически это был ТО-1. Даже сегодня его отменили.
Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей
Есть две причины, по которым рабочий процесс развивается:
- Рационально проведенный процесс исключает длительное непроизводство.
- С его помощью рационально используется техника и инструменты, а также задействован почтовый персонал в технических работах.
Техническое обслуживание пожарной машины — это комплекс действий, выполняемых в последовательном порядке. Все действия, также являющиеся операциями, объединены в группы в соответствии с условиями выполнения или характером выполняемых операций. Поэтому работы, выполняемые при обслуживании, делятся на следующие категории:
- также собраны операции стирки;
- диагностические, они же тесты;
- застежки, в процессе которых подтягиваются застежки различного назначения;
- регулирование;
- сТО: топливо, огнетушащий состав, техническое масло;
- смазка, при которой смазываются узлы и вращающиеся детали;
- пневматический: смена шин, прокачка воздуха и т д.
На видео показано, как проводить техническое обслуживание пожарных машин:
Заключение по теме
Далее в статье обсуждаются типы обслуживания пожарных машин, сроки, место и частота. В заключение следует сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность противопожарного оборудования, максимальную надежность узлов и агрегатов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.
В то же время техническое обслуживание позволяет выявить неисправности и неисправности автомобиля и противопожарного оборудования, которое является неотъемлемой частью автомобиля. А также причины, которые могут привести к этим проблемам. То есть с помощью ТО «убивают сразу двух зайцев». Поэтому для каждого вида услуг есть инструкция, в которой четко прописано, что делать при постановке пожарной машины на то или иное ТО.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность
Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание. Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего. В России существует специальный закон: Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей», который устанавливает правила и требования к тех.обслуживанию пожарной техники.
Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.
Виды технического обслуживания пожарных автомобилей
Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.
Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:
- ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.
- Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
- ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.
- СО – сезонное, при смене времени года.
Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:
- месяц;
- полугодие;
- год;
- согласно регламенту.
На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.
Ежедневное
Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:
- внешним видом;
- безопасностью езды;
- исправностью основных агрегатов;
- функционированием ПТВ и АСО;
- уровнем горючего, охладителя и ГСМ.
Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:
- ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;
- ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
- специальные ПА – 7 мин.;
- АЛ и АЦПК – 10 мин.
В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:
- Наружный осмотр, проверка комплектации пожарного оборудования.
- Состояние дверей, салона, кузова, стекол, зеркал, оперения, знаков, рамы, рессор, колёс.
- Наличие пломб на спидометре, счётчике моточасов насоса.
- Надёжность крепления элементов резервуара и кузова.
- Отсутствие протечек в резервуарах и трубах.
- Функционирование запирающих механизмов на трубах, насосах, пенообразователях.
- Отсутствие остатков воды, растворов и посторонних вещей в насосе.
- Степень натяжения ремней привода.
- В зимний период – чехол-утеплитель.
- Отсутствие протечек ГСМ.
- Показатель масла во всех элементах двигателя.
- Уровень жидкостей – вода: низкозамерзающая, тормозная, в гидроусилителе, сцеплении, горючее.
- Функционирование сцепления и степень хода педали.
- Работа двигателя при холостом ходе и в движении, функционирование датчиков приборной панели в кабине и насосном отделе, при его наличии.
- Гидроусилитель руля, рулевые тяги, ограничители поворота.
- Наличие свободного хода руля.
- Осветительные приборы, звуковой сигнал, «дворники», обогрев, вентиляция.
- Работа радиосвязи.
- Тормозная система.
- Коробка переключения передач.
- Раздаточная коробка.
- Переключение мостов, при их наличии.
- Коробка отбора мощности дополнительной трансмиссии.
- Работа моторно-трансмиссионной установки в насосном отделении.
- Масло в пожарном насосе, включая ванну и бачок, смазка в пресс-маслёнке.
- Соединение насоса и рамы.
- Запуск мотора из насосного отделения.
- КИП насосного отделения.
- Вакуумная система.
- Герметичность насоса.
- Масляный фильтр после отключения мотора.
- Световая индикация открытия дверей и кузовных отделов.
- Пожарное вооружение – исправность, укладка, крепление.
- Мойка кабины, кузова, фар, сигнальных ламп, знаков.
- Заправка и доведение смазочных материалов до необходимого уровня.
Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.
Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:
- масло в двигателе, холостой ход;
- масло в двигателе, средние обороты;
- напряжение, запуск мотора;
- напряжение, рабочий режим;
- давление пневматической системы, отключение аккумулятора;
- давление пневматической системы, номинал;
- давление в тормозах, нажатая педаль;
- выход штоков тормозных камер;
- свободный ход педали тормоза;
- дистанция от пола до педали тормоза в момент нажатия.
- свободный ход педали сцепления;
- полный ход педали сцепления;
- люфт руля;
- прогиб ремня привода;
- время вакуумирования;
- разряжение в насосной полости, максимум;
- разряжение в насосной полости, через 2,5 минуты работы.
Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.
Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:
- плотность электролита;
- давление в колёсах;
- уровень затяжения колёсных гаек.
Техническое обслуживание на пожаре и АСР
В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:
- безопасное удаление от пожара;
- отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;
- смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;
- отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;
- нагрев охлаждающей жидкости;
- давление масла в моторе;
- показания КИП;
- очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;
- заполнение резервуара воды после завершения тушения;
- откачка воды из насоса и системы подачи;
- ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.
В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:
- Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.
- Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.
- Гидрант – плотное соединение сальников.
- Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.
- Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.
- Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.
Первое техническое обслуживание
Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:
- основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;
- специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.
Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.
ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:
- Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.
- Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.
- Смазка элементов.
- Прочистка фильтров.
- Функционирование осветительных приборов и сигналов.
- Работа насоса и всех коммуникаций.
При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:
- Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.
- Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.
- Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.
- Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.
- Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.
- Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.
Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.
Второе техническое обслуживание
Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:
- основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;
- специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.
ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:
- кабина, рама, кузов, колёса, подвеска, оперение;
- двигатель;
- сцепление;
- коробка переключения передач;
- спидометр;
- карданная передача;
- задний и передний мост, рулевое управление;
- тормоз;
- аккумулятор, генератор;
- зажигание;
- свет и сигналы.
При проведении ТО-2 дополнительно осматривается специальное оборудование:
- резервуар для воды и ВМП;
- насос – функционирование, управление, КИП;
- места для пожарного расчёта;
- подогрев резервуара;
- охлаждение двигателя;
- смазка агрегатов, связанных с пожарной техникой;
В случае необходимости, сюда включается текущий ремонт. На все этапы ТО-2 выделяется 2 дня для основных ПА, 3 дня для специальных и 5 дней для крупной техники – АЦЛ и АЦПК выше 30 м, большегрузных шасси. Если срок эксплуатации транспортного средства составляет от 10 лет, то на него также выделяют 5 дней.
Сезонное техническое обслуживание
Пожарный автомобиль полностью подготавливается к работе в определённый период – зима или лето. Обслуживание выполняется 1 раз в полгода и обычно совмещается с ТО-1 и ТО-2 в следующих периодах – 15.03-15.05, 15.09-15.11. Основные работы:
- прочистка охлаждающего контура;
- тестирование функционирования кранов и слива тормозной системы и питания;
- смена смазки в основных агрегатах;
- тестирование карбюратора, насоса топлива;
- прочистка бака горючего;
- стендовая проверка аккумулятора.
Техническое обслуживание при хранении техники
В этом случае руководствуются инструкциями по эксплуатации от производителя, в которых указываются нормы и необходимые работы. В общих случаях проводятся:
- внешний осмотр состояния основных элементов кузова и рамы;
- очистка от загрязнений;
- проверка защитных покрытий, а при необходимости – их нанесение;
- проверка герметичности.
Порядок планирования ТО
Для технического обслуживания составляется специальный график с указанием дней для каждой отдельной единицы техники. ТО-2 на год разрабатывается отделом ПТ, проходит согласование с отделом службы и подготовки, утверждается начальником УГПС, ОГПС. ТО-1 на год разрабатывается начальником ТС, проходит согласование со службой пожаротушения, утверждается начальником гарнизона. В некоторых случаях допускается составление единого плана для обоих видов технического обслуживания.
Порядок планирования ремонтов
Разработкой графика занимается отдел ПТ УГПС, ОГПС. В нём прописывается число ремонтов на год, а также трудозатраты. Утверждается начальником УГПС, ОГПС. Разрешено составлять один график для ТО и для ремонта.
Меры безопасности при ТО и ремонте АЦ и насосно-рукавных автомобилей
Для проведения технического обслуживания подготавливается специальный пост, либо хорошо вентилируемое помещение. В нём предусматривается смотровая канава с металлическими или ЖБ ребордами и щитами. Также в ней присутствует обогрев на зимний период. Помещение снабжается системой отвода газов, с возможностью подключения к выхлопной системе ПА.
- самостоятельная модификация рабочего инструмента;
- снятие колёс при помощи кувалды, наезда автомобиля и других нетехнических методов;
- вести работу с трансмиссией при заведённом автомобиле;
- осуществлять любые работы со станками без заземления;
- пользоваться электрическим оборудованием с нарушениями в изоляции или без заземления;
- работать на автомобиле, находящемся в подвешенном состоянии, на домкратах и т.д.;
- использовать посторонние предметы в качестве подкладки под вывешенный ПА;
- работать с подвешенным ПА без подставки упоров;
- выполнять проверку систем при включённом двигателе, где это не требуется;
- преграждать проходы, подходы к источникам воды, пожарному оборудованию, рабочему инвентарю;
- оставлять открытыми баки для горючего;
- использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для промывки элементов;
- держать ЛВЖ и ГЖ, которые не требуются для ТО, и оставлять их в открытом виде.
Виды ремонтов
Несмотря на периодическое ТО, вероятность повреждения остаётся всегда, так как пожарная техника постоянно сталкивается с экстремальными ситуациями. В связи с этим остаётся необходимость в ремонтных работах. К тому же, после превышения пробега для определённого типа ПА, допускается его использование, при условии качественного ремонта.
Ремонт производится только после полной диагностики пожарного автомобиля и установления неисправностей. Существует 3 вида восстановительных работ:
- текущий;
- средний;
- капитальный.
Текущий ремонт (ТР)
Необходим для поддержания работоспособности пожарного автомобиля, посредством установки новых агрегатов или восстановления уже имеющихся, но не более 1 базового. Помимо этого, производятся:
- регулировка отдельных элементов;
- улучшение крепёжа;
- сварка;
- слесарные работы;
- механические работы.
Текущий ремонт допускает лишь частичную разборку агрегатов, замену его части или её восстановление, опять же, за исключением основных. Необходимость в починке может быть выявлена во время прохождения контрольного осмотра, либо по непосредственному сообщению водителя.
Средний ремонт (СР)
В этом случае допускается замена целого ряда агрегатов, но если они являются основными, то не более 4 штук. Сюда может входить двигатель, которому требуется капитальный ремонт, и полная покраска кузовной части. В результате этих действий обеспечивается правильное функционирование пожарного автомобиля.
Капитальный ремонт (КР)
Наиболее комплексный подход, при котором допускается полная разборка любой детали, или их замена. Причиной для производства капитального ремонта может служить выявление необходимости в полном ремонте следующих элементов:
- кузов;
- кабина;
- резервуар;
- насос;
- более 2 элементов шасси.
В состав комиссии, которая определяет тип ремонта и срочность его проведения входят:
- члены технической службы гарнизона;
- начальник подразделения;
- отделы технической службы;
- старший водитель;
- прикреплённый водитель из части, откуда прибывает ПА.
После проведения ремонта, автомобиль проходит испытание в специальном посту – проезд 2-4 км. Перед тем, как ПА будет возвращена обратно на дежурство, она проходит обкатку на протяжении 400 км после КР и 150 км по СР. Все выполненные работы заносятся в формуляр и подписываются начальником отдела технической службы, который и несёт за них ответственность, а также печатью.
Нормы потребления топлива
Они были введены МЧС России, чтобы обеспечить постоянное наличие и контроль над использованием горючего. Есть 2 вида учёта его потребления:
- массовое выражение (кг, тонн) – планирование и поступление в подразделения;
- объёмное (литры) – расход в подразделениях, кроме консистентных смазок.
Для современных ПА существуют 3 типа норм:
- работа двигателя при полной нагрузке на каждые 100 км;
- работа агрегатов в стационарном режиме;
- работа двигателя без нагрузки.
Полный перечень норм расхода топлива представлен в приложении №7 к приказу МВД №549 от 20.12.93 г. Они являются базовыми, то есть используются в качестве основы при расчётах, но дополнительно к ним могут применяться и различные коэффициенты увеличения:
- Наличие прицепа. Бензин — +2 л на 1 тонну веса прицепа, а дизель — +1.3 л.
- Климатический регион. Южный – до 5%, средний – до 10%, северный – до 15%, крайний северный – до 20%.
- Горная местность. Высота над уровнем моря 500-1500 м — +5%, 1501-2000 м — +10%, 2001-3000 м – 15%, 3000 м и более — +20%.
- В пунктах с более 1 млн. жителей – до 10%.
- Пробег 1 000 км после капитального ремонта – до 10%.
- Полевые условия и лес – до 20%, в период снегов или при наличии песка – до 35%.
Существует коэффициент понижения, если ПА эксплуатируется за чертой города на дорогах с улучшенным покрытием – до 15%. В случае, если требуется применить несколько надбавок, то берётся их итоговая сумма. Расчёт расхода производится водителем каждый раз после выезда, с учётом конкретных условий, с которыми он столкнулся.
Виды ТО пожарных автомобилей
Пожарные машины
Исправность техники, задействованной при тушении пожара, – одна из составляющих успеха всей операции. Именно поэтому приказом МЧС РФ № 555 от 18.09.2019 утверждена «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В ней прописан порядок, сроки и виды ТО пожарных автомобилей.
Регулярное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации всех видов пожарных автомобилей. Оно обеспечивает:
- постоянную боеготовность техники;
- безопасность эксплуатации автомобилей;
- обнаружение изношенных деталей;
- продление межремонтных промежутков;
- сокращение расхода горючего.
ТО проводится в пунктах постоянной дислокации автомобилей. Если техника находится на выезде, то ее обслуживание проводится посредством задействования подвижных средств или сторонними организациями, уполномоченными проводить данный вид работ.
Виды техобслуживания
Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.
Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:
- моечные;
- смотровые, или диагностические;
- крепежные;
- пускорегулировочные;
- топливно-заправочные;
- смазочные;
- шинные.
Первое ТО
График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.
В первом ТО важно соблюсти порядок действий:
- Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.
- Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.
- После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.
Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.
Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.
Второе ТО
Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.
ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:
- раму, кабину, кузов;
- мотор;
- сцепление;
- трансмиссию;
- карданный вал;
- рулевое управление;
- передний и задний мосты;
- аккумулятор;
- тормозную систему;
- осветительный комплекс;
- водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;
- насос;
- систему подогрева резервуара;
- место для пожарного расчета.
На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.
Сезонное
Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:
- прочистку охлаждающего контура;
- диагностику кранов и слива тормозной системы;
- замену смазки всех агрегатов;
- проверку карбюратора и топливного насоса;
- очистку бака горючего;
- тестирование аккумулятора на стенде.
Ежедневное
ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.
В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:
- ПА общего назначения с мотором с карбюратором – 3 мин.;
- ПА целевого использования на дизеле с многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
- ПА специального типа – 7 мин.;
- АЛ и АЦПК – 10 мин.
Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).
Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.
ТО на пожаре и АСР
Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:
- выведение пожарной единицы из зоны огня;
- устранение перегибов рукавов и всасывающих сопел;
- смазка уплотнителей через каждые 60 минут работы;
- проверка двигателя и наноса на протечки;
- диагностика нагрева охлаждающей жидкости;
- контроль уровня масла в двигателе;
- очистка пенообразователя и каналов от ВМП;
- заполнение резервуара водой после окончания работ по пожаротушению;
- откачка остатков воды из наноса.
ТО в зависимости от вида ПА
При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.
Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.
Меры безопасности при проведении техобслуживания
Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.
- Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
- Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
- Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
- В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
- Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
- Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
- Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.
Виды ремонта
Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.
- Капитальный предполагает полное восстановление работоспособности агрегатов машины. Их разбирают, меняют изношенные детали, собирают и проводят наладку. Капремонту подвергают двигатель, сцепление, коробку передач, насосы, коробку отбора мощности.
- Средний ремонт – замена двигателя, проверка целостности всего автомобиля и его полная прокраска.
- Текущий – частичная разборка машины с заменой одного или нескольких агрегатов. Проводят крепежные, регулировочные, смазочные, сварочные работы. Текущий ремонт должен гарантировать целостность узлов до следующего ТО-2.
Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.