Зажигание ВАЗ классика (и не только), контактное, бесконтактное, двухконтурное. Теория и информация.
В данной статье не может, и не будет, рассматриватся вся теория систем зажигания в бензиновых двигателях. Но будут приведены ссылки на источники использованные автором а также другие источники, в которых можно будет погрузиться в эту теорию с головой.
Цель данной статьи рассмотреть необходимость и способы перехода с контактной системы зажигания на более совершенные варианты. В следующих статьях я постараюсь подробней раскрыть некоторые вопросы.
Рассмотрим для начала устройство системы зажигания.
Начнём с терминологии:
Прерыватель-распределитель зажигания — электромеханическое устройство, обеспечивающее своевременную подачу импульсов высокого напряжения на свечи зажигания. Часто его называют трамблером.
Распределитель зажигания (Трамблёр).
Опережение зажигания — воспламенение рабочей смеси в цилиндре раньше, чем закончится такт сжатия.
Угол опережения зажигания (УОЗ) — угол поворота коленчатого вала двигателя от положения, соответствующего появлению искры на свече до прихода поршня в верхнюю мертвую точку.
Контактная система зажигания — система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается механическим прерывателем.
Схема контактной системы зажигания.
Бесконтактная система зажигания — система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается электронным модулем, управляемым электронным датчиком положения коленчатого вала — например, датчиком Холла (ВАЗ-2108) или магнитоэлектрическим (ГАЗ-2410).
Схема бесконтактной системы зажигания.
Электронный датчик положения коленчатого вала
Датчик холла бесконтактной системы зажигания.
Прерыватель системы зажигания — механический выключатель в трамблере, непосредственно соединенный с первичной цепью катушки зажигания.
Прерыватель зажигания.
Бегунок — элемент трамблера, поочередно передающий высокое напряжение от катушки зажигания на высоковольтные провода, соединенные со свечами зажигания двигателя.
Бегунок Бегунок
Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) — величина, показывающая, как долго контакты механического
прерывателя должны оставаться замкнутыми. Для классических Жигулей УЗСК составляет примерно 55 градусов. Правильно выбранный УЗСК дает катушке зажигания возможность набирать нужную энергию и полностью отдавать ее на свечи зажигания.
Системы зажигания так же могут быть одноконтурными (одна катушка на все цилиндры), двухконтурными(одна катушка на пару цилиндров), и с индивидуальными катушками на каждый цилиндр.
Заранее оговорюсь, что двухконтурная система имеет самые выгодные параметры при использовании на атмосферных моторах с невысокой степенью сжатия, и нераспределённым впрыском. Обладает хорошим соотношением цена/эффективность.
Высокими показателями энергии искры. Высокой надёжностью благодаря возможности установки катушки в более холодном и вибро-ненагруженном месте чем головка блока, по сравнению с индивидуальными катушками.
Контактная система зажигания является самым старым типом системы зажигания. На первых системах 2101 устанавливались распределители зажигания без вакуум корректора, с ручным “октан корректором” угла опережения зажигания.
Совместная работа центробежного и вакуумного регуляторов обеспечивает нужный угол опережения зажигания на всех режимах работы двигателя.
Октан-корректор предназначен для корректирования угла опережения зажигания при изменении октанового числа топлива.
Привод октан-корректора на трамблере Р125.
Вакуумный же корректор обеспечивает изменение УОЗ в зависимости от разрежения во впускном коллекторе.
Схема работы вакуум-корректора.
Вакуум-корректоры ВАЗ 2101-07 (“классика”) и ВАЗ 2121 (Нива) отличаются по характеристике, это нужно учитывать при замене одного на другой.
Центробежный регулятор обеспечивает изменение УОЗ при увеличении оборотов двигателя и как следствие сокращения времени на сгорание топлива.
Отличаются и характеристика центробежных регуляторов. Их можно менять преднатягом первой пружины и изменением свободного хода второй. Эта тема будет раскрыта в конце статьи. Пружины могут быть разные по жесткости от “классики” или например “восьмёрки”. К вопросу Жесткости пружин мы вернемся в конце статьи. Так же, это было рассмотрено в видеоматериале Евгения Травникова “Теория ДВС”. Ссылки в конце статьи.
Центробежный и вакуумный регуляторы УОЗ.
Механический прерыватель предназначен для размыкания цепи низкого напряжения (цепи первичной обмотки катушки зажигания). При размыкании контактов во вторичной цепи катушки зажигания наводится высокое напряжение. Для защиты контактов от обгорания в цепь параллельно контактам включен конденсатор.
механический прерыватель, со снятой контактной группой.
Контакты механического прерывателя являются самой большой бедой системы зажигания. Износ, и как следствие изменение УОЗ, дребезг контактов, и как следствие не четкий момент воспламенения, потеря энергии в увеличенном сопротивлении контактной группы из-за окисления и коксования паров масла, зависание на высоких оборотах двигателя, перебои зажигания, поломка пружины контактной группы.
Именно поэтому многие автовладельцы озадачены переходом на бесконтактную систему зажигания.
Комплект бесконтактной системы зажигания.
При выборе как трамблеров контактных так и бесконтактных систем зажигания нужно иметь ввиду что они не взаимозаменяемы с некоторыми моделями
Комплектации некоторых автомобилей ВАЗ.
В скобках приведены распределители предлагаемые для замены. Не лишним будет уточнить, что распределитель Р125 отличается характеристикой центробежного регулятора от всех остальных распределителей. Установка вместо распределителя Р125, распределителей 30.3706-83 (без вакуум-корректора, с октан-корректором (монетка)), или 38.3706-01 / 30.3706-01 (с вакуум-корректором) благотворно сказывается на поведении мотора.
Как видно из приведённой таблицы, трамблеров есть два вида, с коротким валом и с длинным. Если же случилось так, что вам достался трамблер с длинным валом а блок у вас «низкий», тогда можно установить толстую алюминиевую шайбу.
Трамблер Р125, у которого отличается характеристика центробежного регулятора (см рис.) и отсутствует вакуумный регулятор, вместо него установлен ручной октан-корректор, можно использовать установив на него пружины центробежного регулятора от трамблеров 38.3706 / 38.3706-01 /30.3706-01 / 30.3706-83, или весь центробежный регулятор в сборе. Если автомобиль будет эксплуатироваться на средних и высоких нагрузках чаще чем на малых вакуумный корректор, отсутствующий на данном трамблере конструктивно, не сыграет сколько-нибудь существенной роли.
Распределители контактной, слева, и бесконтактной, справа, систем зажигания.
В бесконтактной системе зажигания роль контактной группы играет датчик холла (или в некоторых аналогах инфракрасный оптический датчик, встречаются так же индуктивные датчики).
Сигнал от датчика поступает на электронный коммутатор который запитывает катушку зажигания.
Электронный коммутатор БСЗ.
При такой схеме энергия искры выше, двигатель работает стабильней, и пропадает необходимость в периодической регулировке.
Мы избавились от самого проблемного узла. Теперь можно долго и счастливо ездить и не парится. Но в системе по-прежнему осталась одна катушка зажигания на 4 цилиндра, которая еле успевает заряжаться на высоких оборотах, и разносчик искры, который изнашивается, искрит, создаёт дополнительное сопротивление, и, в конце концов, пробивает изоляцию крышки распределителя на корпус. Двигатель троит, особенно в сырую погоду, свечи закидывает, на холостых оборотах глохнет, в общем, все как было с контактной системой.
Эти узлы при больших пробегах изнашиваются и разрушаются, нарушая работу системы зажигания, делая не возможной стабильную работу двигателя точную настройку системы зажигания, а значит и двигателя в целом.
Повреждение крышки трамблёра одноконтурной системы зажигания.
Эту проблему можно решить на корню. А именно, установив полностью электронное, двухконтурное бесконтактное зажигание, построенное на модернизированной шторке датчика холла, двухканальном коммутаторе, и двухконтурной катушке зажигания 2111.
Схема бесконтактной двухконтурной системы зажигания.
Справедливости ради нужно сказать, что можно обойтись и без перехода на двухконтурную систему. Ведь при своевременном обслуживании и замене узлов система работает достаточно приемлемо. Разница в поведении автомобиля, при замене одноконтурной системы зажигания на двухконтурную, очевидно заметна лишь при плохом состоянии одноконтурной системы.
В то же время, нельзя не отметить преимущество бесконтактной системы зажигания — большая энергия искры. За счёт того что в БСЗ катушек две, а значит в два раза больше времени на заряд катушки, в два раза меньше нагрузка на эти самые катушки, и, как минимум в два раза, больший искровой зазор, так как искра одновременно проходит через две свечи, что увеличивает пробивное напряжение. Это становится возможным благодаря увеличению времени заряда катушки. Следует иметь ввиду что при переходе на двухконтурную систему зажигания, ввиду использования катушки с большей энергией, и увеличенным искровым зазором (две свечи на одной обмотке, вместо одной) и отсутствия резистора бегунка, следует использовать свечи с резисторами и провода свечей с сопротивлением. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующих статьях.
Для перехода на такую систему потребуется:
1. Распределитель зажигания ВАЗ-2101/2103 (в зависимости от того какой у вас блок двигателя) бесконтактный, если у вас он ещё не установлен.
Трамблер БСЗ.
Есть производителя СОАТЭ, есть МЗАТЭ (рекомендую брать МЗАТЭ)
2. Коммутатор двухканальный Астро
Двухканальный коммутатор.
Коммутаторы Ромб и Астро более надежные чем аналоги. У коммутаторов АСТРО есть особенности, например не подключен 6 вывод питания датчика Холла. Решение описано в следующей записи.
3. Проводка ВАЗ-2101-2107, М-2141 жгут коммутатора АЭНК, если у вас до этого была установлена контактная система зажигания.
Проводка из комплекта БСЗ.
4. Катушка зажигания 2111-3705010
Двухконтурная катушка зажигания BOSH.
Рекомендую брать BOSH, она стоит в два раза дороже, но это оправдано.
5. Колодка разъема ВАЗ-2110-15, 1118 катушки зажигания 42.3705 АЭНК
Разъем датчика.
6. дополнительный провод с наконечником подобным наконечникам разъёма коммутатора, для подключения к 7 выводу коммутатора.
Шторки датчика холла необходимо изготовить новые (чертёж прилагается), так как двухканальный коммутатор формирует сигналы на 1-ую катушку по фронтам шторок, а на 2-ую по срезам, а не как раньше по одному сигналу от фронта каждой шторки на одну катушку. Либо отрезать две противоположные шторки и припаять их части к оставшимся шторкам. При этом необходимо быть очень точным, каждая шторка должна составлять 90°±5" (90градусов плюс/минус 5 минут).
Чертёж новой шторки трамблёра для двухконтурной системы.
В одноконтурной и двухконтурной системе отсутствует односторонняя пульсирующая нагрузка на вал трамблёра, что значительно снижает вибрации и как следствие помехи и не точности в работе системы зажигания, продлевает срок службы подшипника трамблёра, и как следствие сальника – основной причины выхода из строя как электрических так и механических частей трамблёра. Механические части, такие как опорные оси грузиков, поворотная пластина, смазываются местно, и только малым количеством консистентной смазки. Попадание масла через вышедший из строя сальник приводит к вымыванию консистентной смазки и осаждению грязи на обильном слое жидкого масла. Исходя из вышесказанного, а так же из достаточной надёжности вакуумного и центробежного регулятора угла опережения зажигания можно считать бесконтактные одноконтурные и двухконтурные системы зажигания сверх достаточными как для автомобилей ВАЗ классика, так и для многих подобных.
Тем не менее, некоторые идут дальше, и устанавливают целые процессорные блоки управления двигателем. Ввиду высокой стоимости, сложности устройства, и достаточного числа источников рассматривающих этот вопрос в интернете, в данной статье я этот вопрос освещать не буду. Скажу лишь, что в таких процессорных системах форма графика характеристики регулировки УОЗ может быть любой, и меняется по различным параметрам. Это очень важно для двигателей с шатровой камерой сгорания и высокой степенью сжатия, как у современных двигателей. А для двигателей с клиновой камерой сгорания и низкой системой зажигания, как у ВАЗ классики детонация наступает раньше чем оптимальный УОЗ.
Ведь в отличии от качества смеси, УОЗ очень сильно зависит от конструктивных факторов двигателя. Причем оптимальный угол однозначно определяется максимальным моментом двигателя (при условии что топливо уже настроено). Однако сам диапазон допустимых углов невелик и влияние угла на мощность гораздо меньше чем влияние качества смеси. Это влияние в основном определяется конструктивом камеры сгорания двигателя. А именно расстоянием которое фронт пламени проходит от свечи до самого удалённого участка камеры. Например на двигателях с клиновой камерой сгорания (где свеча вкручивается «с боку» (ВАЗ-2101-07; ВАЗ2108(8кл.)), где значения оптимального УОЗ как правило очень велики (35° на 6000об/мин) влияние УОЗ на мощность так же очень велико и составляет около 1% на градус.
Однако, в подобных двигателях УОЗ как правило всегда находится за гранью детонации, т.е. фактором настройки УОЗ в таком двигателе должна выступать детонация а не мощность.
Регулировка угла опережения зажигания по границе детонации (на примере двигателей ВАЗ):
1-граница детонации на бензине с повышенным октановым числом или стандартном бензине с пониженной степенью сжатия;
2-граница детонации на стандартном бензине АИ-93, двигатель с номинальной степенью сжатия;
3-граница детонации на бензине с пониженным октановым числом или на стандартном бензине с повышенной степенью сжатия;
4-кривая оптимальных углов опережения зажигания;
5-«заводская» характеристика центробежного регулятора при установочном угле опережения зажигания 13° до ВМТ;
6-«заводская» характеристика центробежного регулятора при установочном угле опережения зажигания -1° (т.е. 1° после ВМТ);
7-заводская характеристика центробежного регулятора при установочном угле опережения зажигания 7° до ВМТ.
Штриховая линия выше 7 — характеристика центробежного регулятора, выбранная по границе детонации на бензине с повышенным октановым числом при номинальном установочном угле 7° и уменьшенном натяжении первой пружины регулятора.
Штриховая линия ниже 7 — характеристика центробежного регулятора, выбранная по границе детонации на бензине с пониженным октановым числом при установочном угле опережения зажигания 7° и увеличенном натяжении первой пружины регулятора.
Ввиду этого, стремление к как можно более точному огибанию кривой детонации снизу, на данном типе двигателей, вряд ли даст существенный прирост. Из этого же графика видно, что повышение октанового числа топлива и/или степени сжатия, в некоторых пределах, с последующей корректировкой начального УОЗ, позволит реальному графику УОЗ быть существенно ближе к оптимальному (см. кривую 5 и 4 рис.). Половина графика будет немного ниже оптимального, а вторая половина выше.
Даже у штатного механизма центробежного регулятора, не прибегая к помощи контроллеров и процессоров с датчиками, есть возможность изменить наклоны характеристики УОЗ путем изменения преднатяга первой пружины и свободного хода второй. Изменять жесткость пружин не рекомендуется, ввиду резкого изменения характеристик регулятора. Более того, исправный штатный центробежный регулятор трамблера обладает оптимальной характеристикой для заводской конфигурации мотора. Какие либо изменения требуются только при внесении конструктивных изменений в двигатель. Для штатного же двигателя достаточно заменить пружины, потерявшие жесткость, на новые.
Проверить Жесткость пружины можно в домашних условиях. Достаточно иметь несколько грузов, и штангенциркуль или на крайний случай линейку. Подвешивая на пружину закреплённую вертикально груза и замерять её удлинение.
k = (масса*10) / удлинение в метрах.
Расстояние между опорами пружины 1 – 21,6 мм
Расстояние между опорами пружины 2 – 21,4 мм
Ход штифта в окне — 3,1 мм
Пружина 1 – диаметр 6,3 мм, Длина 22,5 мм, Жесткость 350 г/мм
Пружина 2 – диаметр 5,4 мм, Длина 24 мм, Жесткость 460 г/мм
Каждый сам должен решить какая система ему подходит исходя из поставленных задач, исходных параметров (состояние автомобиля в целом, состояние двигателя, состояния системы зажигания, пробегов совершаемых автомобилем за год, стоимости автомобиля и его рентабельности), и возможности и желания автолюбителя заниматься данными переделками.
Мой личный выбор тоже не однозначен, на двух моих автомобилях ВАЗ-2101 установлены разные системы зажигания. На первом автомобиле установлена бесконтактная одноконтурная система зажигания, и в ближайшее время будет установлена двухконтурная. А на втором автомобиле установлен почти заводской вариант. Почему почти. Потому что вместо распределителя Р125, применён собранный из Р125 и 38.3706 аналог 30.3706-83, т.е. распределитель с центробежным регулятором УОЗ и ручным октан-корректором, без вакуумного регулятора. Оба двигателя работают исправно и приемлемо.
Данная статья лишь попытка поместить основные моменты и тезисы в одном месте. Несмотря на кажущуюся легкость, эта статья далась тяжело. Поэтому прошу отнестись с пониманием к возможным огрехам.
В следующих статьях постараюсь разобрать подробней все то чему здесь не было уделено должного внимания.
Источники:
1. Статья «Устройство контактной системы зажигания.»: systemsauto.ru/fire/contact.html
2. Интернет версия журнала «За Рулём», «Зажигательная физика — опережение, трамблер и УОЗ.»: www.zr.ru/content/article…-vystavit-zazhiganie-uoz/
3. Статья с DRIVE2, WerWolf-DVS, Евгений Травников, «Двухконтурное зажигание» www.drive2.ru/l/288230376153184012/
4. Статья с DRIVE2, Alex Hrabovy, «Тонкая настройка зажигания: немного об УОЗ.»:
www.drive2.ru/l/2352842/
5. Статья «Зажигание без секретов» www.autoelite.ru/articles/zajiganiesix.php
6. «Автомобили «Жигули» моделей ВАЗ-2101-2102-21011-21013. Устройствои ремонт» В.А.Вершигора, издание второе, Москва, «Транспорт» 1990.
7. «Автомобили «Жигули» моделей ВАЗ-2103-2106. Устройствои ремонт» В.А.Вершигора, производственное издание, Москва, «Транспорт» 1986.
8. «Каталог деталей легкового автомобиля «Жигули» (моделей ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103).» М., Машиностроение, 1976.
9. ¬«-/————/-(-/——-/-ВАЗ-21011-/——/-)-/———/-.» 1977.
10. «Каталог деталей автомобиля ВАЗ-2105». 1985.
11. «Автомобили мира 160 регулировочных параметров.» Москва «ВТУЗ», 1995.
12. «Устройство и эксплуатация автомобилей «Жигули» и «Москвич».» Издание третье. Москва. Издательство ДОСААФ СССР 1987.
13. «Мой автомобиль «Жигули.» Издание второе. Москва «Транспорт», 1980.
14. Журнал «Сделай сам.» «Советы автолюбителям» 10’89. И.С.Туревский. Издательство «Знание» Москва.
15.
Рекомендуемая литература:
1. Ю. Архипов “ ЦИФРОВОЙ РЕГУЛЯТОР УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ“(стр.129 149) РАДИОЕЖЕГОДНИК за 1991год .
2. Тюфяков А. Система зажигания без секретов : Сб. Автомобилист -86-М.: ДОСААФ, 1986 .
3. В.С.Яценков “Микроконтроллеры MicroCHIP “ практическое руководство 2-е издание Москва Горячая линия – Телеком 2005.
4. А. Долганов “Регулятор угла ОЗ на PIC16F84 “ РАДИО № 3, 2006 г.
5. Видео канала Теория ДВС Евгения Травникова по системам зажигания:
Какое выбрать электронное зажигание на ВАЗ 21065 ?
Решил заапгредить к наступающей зиме свою ласточку 2000 года. Сейчас обычная контактная система стоит. В тёплую погоду заводится не с первого раза, а со второго и надо обязательно вытянуть заслонку, зимой аналогично.
На рынке чего то продают, но выглядит оно как то самопально, не хотелось бы совершить ошибку. Расскажите парни какую систему зажигания купить или выбрать. Смонтировать я справлюсь сам, главное какие блоки выбрать.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
tvmaster написал :
В тёплую погоду заводится не с первого раза, а со второго и надо обязательно вытянуть заслонку, зимой аналогично.
сомневаюь что смена зажигания радикально повлияет на эту проблему , тут скорее карбюратор настраивать надо (и степень закрытия возд заслонки по книжке выставить) а заслонку на холодном двигателе (хоть зимой хоть летом) вытягивать обязательно надо.
ПС у меня копейка когда была до -25 заводилась с "подсосом" и контактным зажиганием.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
У меня на трёхе стояло ЗИЛовское зажигание. Добавочное сопротивление такое Коммутатор, катушка зажигания, помню её индекс — 114Б. Отличный пуск в любой мороз и при любом состоянии акумуллятора. Даже в практически разряженном состоянии вдвоем толкнули немного — завелась.
Кажется на УАЗике тоже что-то подобное, посмотрите и разберитесь. УАЗ на севере очень почетная машина.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
tvmaster , Судя по году выпуска у вас контактное зажигание? Лет много назад на свою копейку я поставил трамблер с датчиком Холла, коммутатор и катушку от девятки и навсегда про систему зажигания забыл
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Викторыч написал :
tvmaster, Судя по году выпуска у вас контактное зажигание? Лет много назад на свою копейку я поставил трамблер с датчиком Холла, коммутатор и катушку от девятки и навсегда про систему зажигания забыл
От 9-ки трамблер даже близко не подходит под классический двигатель. Скорее всего трамблер ставили от НИВЫ. А коммутатор и катушка — от девятки. Но надо смотреть на приводной вал трамблера. Насколько помню, они разные по длине (могу и ошибаться, но то что разница есть — это точно).
А разница между контактным зажиганием и электронным — чувствуется сразу. Неудобство — если контактное выставить — проблем никаких, то с электроникой, да еще и чтобы работала нормально без провалов или упирания — надо повозиться.
На электронике, на 7-ке проездил почти 6 лет и не жалею, совершенно другая машина .
Это мое мнение и его не навязываю
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Смотрите в магазине комплект бесконтактного зажигания,конкретно под свой двигатель.Поставить сами сможете-там все просто,мануалов в интернете много.Заодно и свечи меняйте и провода.Потом не забудьте съездить к карбюраторщику нормальному.
Ставил на рабочую 4ку с троешным двигателем сам,получше ехать стала-без провалов,да и заводиться в морозы тоже.
Так что это вам на любом профильном форуме расскажут-поищи в яндексе ваз 2106 клуб или форум.
Также советуют для зимы масло пожиже взять-например что-то вроде 5w30,полусинтетики не так много такой.
Поиск вам в помощь)
Кстати,на холодную всегда надо подсос вытягивать-летом поменьше конечно.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Ким написал :
От 9-ки трамблер даже близко не подходит под классический двигатель. Скорее всего трамблер ставили от НИВЫ. А коммутатор и катушка — от девятки.
Похоже я не очень понятно сформулировал, я и говорил, что катушка и коммутатор от девятки, а трамблер под копеечный двигатель, тогда продавали такие, типа ремкомплект А про валы вы правы, длина разная. Я лажанулся и купил для тройки (вроде ?) , пришлось разбирать и вал обрезать. Проблем с выставлением зажигания никаких не было, провалы и упирания, ИМХО, проблема карбюратора, ну еще может клапанов
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Трамблёры под датчик Холла на копейку есть в магазине и это ВЕЩЬ (поставил и забыл).
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Вот один из вариантов — готовый комплект. . По моим воспоминаниям — электронное зажигание кушает много бортовой электроэнергии и родной генератор не справлялся , особенно по нашим пробкам. И ещё, если на контактной системе зажигания я раз в 6 лет просто менял трамблёр на новый и всё, то на бесконтактной -датчик Холла я поменял через месяц, а коммутатор через 3 месяца. В общем устанавливая себе эту систему надо возить с собой эти две запасные позиции. Реально хороший зимний запуск это инжекторный двигатель с разделённым впрыском и ,как уже писали полусинтетическое масло 5W40/
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Систему брать "Ниву-тайгу": коммутатор, катушку, распределитель, жгут проводки. Ничего изобретать не надо, дефектны чаще всего жгуты проводки в автомагазине, лучше сразу пропаять все обжимки в разъемах. В разъемы заложить консистентную смазку (защитит от коррозии).
По 150+ тык ходят, без проблем. К люфтам в валике распределителя не чувствительны.
По поводу потребляемой энергии — заблуждение. Справедливо только для коммутатора ТК102 (ЗиЛ-130 и тп). Система 2108 и ее клоны в среднем расходует меньше классической контактной, особенно на малых оборотах.
Зимний пуск будет гарантирован — при условии, что карбюратор ОК, и крышка сухая. У меня если стартер вращал — пускалось. У этих систем при просадке бортового напряжения вдвое мощность искры снижается только на 10-15%, у контактной обычной — более чем в 4 раза.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Спасибо парни за советы.
Купил вот такой набор БСЗВ.625 ЗЭ бесконтактная система зажигания для автомобилей "ЖИГУЛИ" за 1400 рублей. В комплекте новый распределитель с датчиком Холла, коммутатор, катушка и провода.
Установил сегодня за час с копейками. По позже будут фотографии.
Самое главное при монтаже — необходимо сначала снять крышку с бегунка на старом распределителе и запомнить в каком положении стоит бегунок. чтобы новый распределитель установить точно так же. Я не догадался, пришлось потом подбирать.
Остальное ставится быстро. Катушка на место старой, провода тоже. Коммутатор прикрутил на пару саморезов под бачком омывателя. Высоковольтные провода не менял, с виду не сильно старые.
Завелась не сразу, пришлось выставить в правильном положении бегунок и чуток покрутить распределитель — выставляя примерно 800 оборотов холостого.
Впечатления положительные.
Работает устойчивее, даже на оборотах сильно ниже холостых, когда и тахометр молчит — мотор работает.
Пропали дерганья, когда трогаешься с места и на первых двух передачах.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
tvmaster написал :
Высоковольтные провода не менял, с виду не сильно старые.
Дело не в возрасте, а в сопротивлении.Вазовские — красные,родные точно не подходят. Свечи тоже помню менял.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Свечи менял недавно, купил в Ленте какие то чехословацкие, были самые дешёвые.
Провода у меня голубые или синие, пыльные цвет не разберёшь.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
tvmaster написал :
Свечи менял недавно, купил в Ленте какие то чехословацкие, были самые дешёвые. Провода у меня голубые или синие, пыльные цвет не разберёшь.
Свечи менять надо сразу. У контактного зажигания и электронного разные зазоры. Если не ошибаюсь, 0,7 против 1,1
Не знаю как сейчас, раньше брал наши свечи А17ДВРМ и Вриск. На контактном зажигании ездил на А17ДВР. Разница между ними — в зазоре и качестве центрального электрода .
Это мое мнение и его не навязываю
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Ким написал :
Свечи менять надо сразу. У контактного зажигания и электронного разные зазоры.
вовсе не обязательно менять , а зазор лего выставить подгибанием бокового электрода
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Смысла нет, свечи недорогие, вроде 107 рублей комплект.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
tvmaster написал :
Смысла нет, свечи недорогие, вроде 107 рублей комплект.
я предпочитаю свечи в районе 100р за 1 штуку.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
На импортный мотик само собой, я тоже не скуплюсь.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
johnlc написал :
вовсе не обязательно менять , а зазор лего выставить подгибанием бокового электрода
Можно и зазор сделать другой. Но "ходят" эти свечи меньше чем те которые предназначены под коммутатор. Не разбирался но проходил такой вариант. А может так мне попадалось .
johnlc написал :
. я предпочитаю свечи в районе 100р за 1 штуку.
Всем известно, что у "богатых свои причуды . " и 100 руб. никогда не гарантировало качество продукта, тем более, у нас в стране. Если, конечно же, эти свечи не проверены временем и эксплуатацией. А так, главное чтобы нормально работало, а стоимость это уже может быть и вторичным .
Это мое мнение и его не навязываю
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Хорошо работают Октаны. Из первых рук можно купить в фирме рядом с ул. Тельмана. Сам брал у них.Реально дешевле чем на Салова и Фучика. Нашел адрес. Ул Челиева17 оф 315. Вроде телефоны в форуме писать нельзя(типа реклама).Если нужны-напиши, дам контакты.
Можно сразу взять коммутатор, блок ручного сдвига угла опережения и ,если надо, электронный траммлёр.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Посмотрел этот Сонар. Не впечатлил. Крайне примитивная штука. Использует старую катушку, поэтому мощность искры прежняя. Штатный вакуумный регулятор опережения зажигания с этой штукой не функционален, соответственно, ни какой другой коррекции угла опережения зажигания от оборотов тоже не предусмотрено или они об этом молчат.
Да, как то работает, понятно не в оптимальном режиме, то есть топливо не экономят. Преимущество этой железки — хорошо подходит для низкоквалифицированных гаражных мастеров.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Ким написал :
и 100 руб. никогда не гарантировало качество продукта,
пользую бош либо нжк — в "классическом" варианте, вполне стабильное какчество.
впрочем не покупал давненько — у меня живут два комплекта, уже лет 8 только чищу их периодически а то с нашим зинбином менять засравшиеся свечи накладно получается.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
tvmaster написал :
Посмотрел этот Сонар. Не впечатлил. Крайне примитивная штука.
Я имел в виду Октан. Кривая опережения зашита в логике, нагрузка на двигатель определяется по второй производной от оборотов и корректируется в зависимости от УОЗ. Имеет смысл пользовать совместно с блоком коррекции начального угла. А преимущество в том, что малоквалифицированные граждане на сей девайс внимания не обращают, поэтому по соотношению цене-качество(а цена не растёт ввиду и так малых продаж) это одно из лучших устройств в своём классе.
А касательно штатной контактной системы зажигания ВАЗовской классики, так(лет тридцать назад и на спор) из 15 новых траммлёров ни один не выдавал штатный график ОЗ. Если не полениться и настроить на стенде усилия пружинок, веса грузиков и усилие оттяжки мембраны, да ещё и карб перебрать до-кучи, то будете приятно удивлены результатом. А если довести авто до состояния замшелости, так никакая система зажигания нормально работать не будет.
Сравнивал, от балды — есть возможность на работе, штатную,конденсаторную, транзисторную(Э-М датчик) и адаптивную на Холле системы на стенде на свежеоткапиталенном ,для авто сестры, ВАЗ овском (1100) движке. Разницы при работе почти никакой. Улучшение (по сравнению с обычной контактной) лишь на пусковых и на "обедненных режимах". Поскольку Вебер и его отпрыски беднить смесь не умеет ,по-определению, то, имеет смысл использовать либо штатную СЗ(отрегулировав её) либо любую другую с функциями "мощная искра" и "ручная подстройка угла" или "автокоррекция по детонации" УОЗ. Остальное — от лукавого.
А ,вообще, удивлён темой дискуссии. Лет ,этак, 25-30 назад это было своевременно. А сейчас можно взять контроллер, зашить алгоритм работы и будет он делать с зажиганием что хочешь.
Прошу прощения за резкость. Всю жизнь связан с автоспортом, так иногда такой лажи про автомобили наслушаешься, аж уши в трубочку сворачиваются. Кстати о ресурсе системы зажигания УАЗа(с вариатором и 6 вольтовой бобиной). Лазаешь в траммлёр раз в 40-60 тысяч, скорее для порядка. Контакты менял через ,примерно, тысяч 200 пробега да и то в целях профилактики а не по необходимости(траммлёр переделан под конический подшипник, поэтому вопрос о радиальных люфтах вала распределителя снят с рассмотрения).
Бсз на ваз 2106 какой выбрать
Жигуленышь
Группа: Жигулисты
Сообщений: 84
Регистрация: 1.1.2008
Из: г.Киров
Пользователь №: 1948
Машина:Vaz 2106
Цвет:rubin
Год Выпуска: 1995
Спасибо сказали: 0 раз
Никто вразумительно не отвичает стоит ли ставить сонар или всёже лутше холл нарыл статейку что вы думаете по сему девайсу.
ИНФРАКРАСНЫЕ КОМАНДУЮТ ЗАЖИГАНИЕМ
Михаил Колодочкин
За рулем №2 2000
Статью прочитали 277 раз
страница 1
[Image] [Image]
ИНФРАКРАСНЫЕ КОМАНДУЮТ ЗАЖИГАНИЕМ
Заменить контактную систему зажигания на бесконтактную сегодня не проблема — были бы деньги и желание.
Владельцам "копеек" и прочей "классики" рынок предлагает как готовые трамблеры с датчиком Холла, так и отдельно упомянутые датчики в комплекте со специальными крыльчатками, задающими момент искрообразования. С выбором электронного коммутатора сложностей также не возникает — их достаточно на любой вкус.
Заметим, однако, что на "Холле" свет клином не сошелся — на фото представлены системы зажигания с инфракрасными датчиками. Краткая родословная подобных изделий изложена в нашей справке.
Московский вариант воплощения "инфракрасной" идеологии "Бустер-3" содержит датчик и экран, устанавливаемые внутри распределителя вместо штатного прерывателя, а также электронный коммутатор — его крепят в подкапотном пространстве. В экране — четыре прорези по 30° каждая. В момент прохождения прорези через зазор датчика на его выходе появляется сигнал, который "приказывает" коммутатору резко прервать ток через катушку — тут и возникает искра. Короче говоря, перед нами — простейшая бесконтактная система электронного зажигания.
Питерские "инфракрасные" делают то же самое, но гораздо эффектнее, поскольку ни экрана, ни отдельного коммутатора в их компактном изделии нет. Снял контактную группу, установил вместо нее "Сонар-ИК" и все — зажигание готово. Вместо вращающегося экрана здесь — "квадратный" профиль штатного валика распределителя зажигания, который прерывает инфракрасный луч своими "углами". Оригинально.
Проверка "Бустера-3" и "Сонара-ИК" на стенде никаких сенсаций не принесла. Их электрические параметры примерно соответствуют обычной "классике", только скорость нарастания вторичного напряжения чуть выше, а ток разрыва чуть ниже, но в целом — то же самое. Есть и преимущества: устойчивая работа при низких частотах вращения коленвала, а также при снижении напряжения питания примерно до +6 В. При этом бесконтактные датчики разгружают подшипник распределителя, не боятся влаги и не нуждаются в обслуживании. А вот насчет снижения расхода топлива и уменьшения уровня СО, обещанного москвичами, особо обольщаться не стоит — это, скорее, из области рекламы.
Некоторое преимущество "Бустера" перед "Сонаром" — вращающийся экран, позволяющий забыть про возраст штатного валика распределителя. Если предположить, что профиль изношенного (а может быть, и нового) валика имеет геометрические огрехи, то оптоэлектронный датчик "Сонара" слепо их повторит. В остальном же питерское изделие гораздо современнее и удобнее. Встроенный светодиодный индикатор облегчает установку "Сонара" на автомобиль — при правильном монтаже он начинает мигать с красного на зеленый: наглядно и удобно.
Жаль, что изготовители никак не использовали главный козырь своих изделий — их нестандартность. Подсказка разработчикам — простейшая доработка схемотехники может превратить "Бустер" или "Сонар" в оригинальную и недорогую "противоугонку".
Система оптимизации параметров зажигания "Бустер-3".
Изготовитель: Московский электромеханический завод № 1. Цена — 8 у. е.
Бесконтактное электронное зажигание "Сонар-ИК".
Изготовитель: фирма "Деметра" (Санкт-Петербург). Цена — 8 у. е.
Наша справка
Вообще говоря, БЕСКОНТАКТНЫМ ДАТЧИКОМ может быть любой преобразователь угла поворота коленчатого вала в электрический сигнал. Известны индукционные генераторные датчики "Бош", магниторезисторные датчики "Сименс", датчики с высокочастотным генератором "Лукас", оптоэлектронные датчики "Моторола". Автолюбители со стажем помнят популярную некогда систему БЭСЗ-1, в которой был бесконтактный датчик с высокочастотным генератором. Однако датчик Холла практически полностью вытеснил с нашего рынка все остальные. Это объясняется, по всей видимости, принципом "от добра добра не ищут". Надежность серийно выпускаемых "холлов" наконец-то достигла проектной величины, а приобрести их можно повсеместно.
Попытаемся объективно сравнить опто-
электронный датчик с его знаменитым коллегой. Оба изделия позволяют отслеживать с высокой точностью угол поворота вращающегося экрана, формируя на выходе четкий электрический сигнал с крутым фронтом при любой частоте вращения. (В этом их главное преимущество перед датчиком "Волги", выходной сигнал которого по форме близок к синусоиде.) Недостатком оптоэлектронных датчиков принято считать их загрязнение в процессе эксплуатации, которое может привести к сбоям в работе. Однако если применение датчика Холла влечет за собой использование магнита, а также специального экрана, способного шунтировать магнитный поток, то оптоэлектронный датчик менее притязателен. Магнит ему, естественно, не нужен, а экран может быть хоть пластмассовым. А если учесть, что диаграмма направленности оптоэлектронного датчика более "узкая", нежели у "Холла", то и требования к точности сборки у него ниже. Кроме того, он сохраняет работоспособность при снижении напряжения питания чуть ли не до 2 В, тогда как "Холл" начинает капризничать уже при 6 В.
з.ы. если кто с данным девайсом ездит ,или ездил и снял по какимто причинам, прошу отпишитесь !!!!
denis-21061
бсз на ваз 2106 есть ли смысл?электронного заж.?будет ли экономичней?
Ну да. На инжекторах напряжение в разы выше и провода горят не чаще чем на контактной системе. А комутатор конечно бывает, но на дворе не 80-ый год когда это была болезнь. Да и бегунок для БСЗ немного другой и тоже надёжный. На контактных системах я намного чаще вижу прогревший бегунок. И как вы сами правильно заметили, напряжение пробоя там намного выше и зимний запуск намного надёжнее. Или вы с этим не согласны? Сколько человек я уговорил поставить БСЗ, не кто не жаловался а на оборот говорят что наконец то избавились от проблем. Или вы хотите сказать что на Нивах все мучаются?