Тощая свеча что это
Перейти к содержимому

Тощая свеча что это

  • автор:

Тощая свеча что это

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Подсвечник.

Подсвечник. «Тощая свеча»

Архангельск (?). Сер. XVII в.

  • Дерево, паволока, левкас, металл, слюда, резьба, литье, краска . В. — 159 дм. верх. — 39,5
  • ДРД-440

Пост. в 1897 г. из Музея ИАХ (привезен в 1889)

  • Период Древнерусское искусство
  • Ключевые слова Древняя Русь
  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
    • Осень русского Средневековья

    Росписями декорировались и свечи, которые сами служили символически значимым украшением храма. Наряду с легкими ставниками уже в XVI веке появляются «нарядные» подсвечники с тяжелым восковым стержнем. История бытования подобных светильников связана с традицией вкладов «пудовых», «обетных» или памятных свечей. «Обетная» свеча не только украшалась росписью, но и подписывалась вкладчиком. Со временем сами восковые свечи превратились в стержень подсвечника, сверху которого устраивалось металлическое навершие или «насвечник» со свечниками — шандалами. Для таких свечей применялись и более доступные, удобные в исполнении деревянные стержни. Деревянные подсвечники получили наименование «тощие свечи», поскольку внутренняя часть древесины выбиралась, оставлялась пустой — «тощей».

    В XVI–XVII веках «тощие свечи» были в большом употреблении в городских и сельских храмах Северной Руси. По их верхнему краю зачастую пускалась вкладная надпись, летопись или молитва. В коллекции Русского музея сохранилось шесть деревянных расписных свечей, происхождением связанных с северными землями. Форма и характер их орнаментального декора находятся в русле развития русского декоративного искусства XVII века. В росписи, при всем многообразии мотивов, можно выделить ряд особенностей, объединяющих эти памятники. Все свечи имеют охристо-желтый фон, на который укладывается орнамент, что, возможно, связано с пониманием желтой охры как «златовидной» краски. Близки их орнаменты, в основе мотивов которых — декоративные побеги, листья и цветы. Все элементы декора имеют белильный контур, подчеркивающий его нарядность, придающий четкость линиям и движениям кистевой росписи. Своего рода выражением общей идеи подобных предметов, их декоративной роли и функции в храме, их образного восприятия служит чудом сохранившаяся надпись на публикуемой свече из коллекции музея: «Лета 1677 го(ду) поставлена сия свеща на устроение храму и на украшение церкви». Она словно вторит древнерусскому летописцу, нашедшему точное, художественно емкое определение древнерусскй культуры в целом: «красота церковная».

    Реставрирован в 1966-1967 и в 1996-1997 в ГРМ.

    И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко. «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 162.

    Подсвечники церковные (интерьерные)

    Подсвечник в храме

    В русском православном храме можно увидеть множество подсвечников, предназначенных для того, чтобы прихожане возжигали свечи перед иконами. Наиболее распространенная конструкция в наши дни – прямоугольный или округлый столик на высокой ножке со множеством лунок для свечей.

    Иногда подсвечник для множества свечей именуют поликандилом, хотя чаще это слово относят к небольшой храмовой люстре с несколькими источниками света.

    Материалы изготовления

    Как правило, подсвечники в храм делают из металла – стали, покрытой нитридом титана или латуни.

    Разновидности

    Центральный подсвечник – как правило, самый большой. В центре такого подсвечника обычно бывает установлена лампада.

    Подсвечник центральный на 100 свечей

    Обычные подсвечники – ставятся перед иконами, мощами, распятием. Могут быть круглыми или многогранными, реже прямоугольными, с лампадой или без нее.

    Подсвечник обычный напольный

    Детские напольные подсвечники отличаются от взрослых меньшей высотой. Благодаря этому малышам бывает удобно ставить на них свечи.

    Подсвечник детский

    Канун (канон, тетрапод) – заупокойный подсвечник, панихидный стол.

    Панихидный подсвечник

    Подвесные подсвечники (кандила). Встречаются значительно реже напольных. В православных храмах их, как правило, помещают перед чтимыми иконами. Такой подсвечник может иметь лунки для одной или нескольких свечей, а также стаканчик для лампады.

    Подсвечник настенный

    Варианты изготовления

    Наиболее распространенный вариант подсвечника – с лунками для свечей. Лунки эти могут быть одинакового или разного диаметра.

    Помимо подсвечников с лунками, встречаются песочные подсвечники, где место верхней поверхности занимает емкость для песка. В этот песок прихожане и ставят свечи.

    Песочный подсвечник

    Особенности оформления

    В старину были распространены подсвечники, в которых лампада устанавливалась на особой трубе – металлической или фарфоровой. Благодаря этому ее огонек оказывался выше свечей. Это несло в себе особую символику: лампада в центре подсвечника символизирует Спасителя, а свечи – святых или просто всех членов Церкви. Эта практика оформления подсвечников встречается и в наши дни.

    Особенности использования

    В русской традиции подсвечники обычно ставят перед иконами и святынями (мощами, распятием и т.п.) В Греции практика несколько иная: там в храме, а то и около него, на церковном дворе, устанавливается всего один или два подсвечника – для свечей, поставляемых с молитвой о здравии и об упокоении.

    Полезный совет

    Перед тем, как начать ставить на металлический подсвечник свечи, его щедро смазывают лампадным маслом. Это облегчит чистку подсвечника от застывших капель воска и убережет его от порчи.

    Согласно требованиям пожарной безопасности подсвечник должен стоять на негорючей поверхности. Помимо этого, стоит позаботиться, чтобы воск не падал на храмовый пол, иначе на нем останутся пятна. Поэтому во многих храмах подсвечники ставят на специальные круги-подложки из подходящих материалов.

    Подсвечник на круге-подложке

    Из истории

    В старину на Руси существовал такой вариант напольного подсвечника в храм, как тощая (или поставная) свеча. Это подсвечник, ножка которого выполнена в виде цилиндрического столбика и сама напоминает огромную свечу. Как правило, такие подсвечники украшались богатой росписью или резьбой. Изначально их делали из полой внутри деревянной колоды, позднее – из фарфора. Орнамент, украшавший «тощую свечу», символизировал райские кущи и представлял собой переплетения диковинных растений.

    Тощая свеча (Русь)

    Духовно-символическое значение

    Подсвечник, на который верующие ставят свечи в знак своей любви и благоговения, символизирует Церковь, где собрались все мы, призванные пламенеть огнем молитвы и быть пред Богом мягкими и податливыми, как воск, а по отношению к ближним – теплыми и милостивыми.

    Молитва в храме

    В наличииВ наличии

    Тощая свеча

    Наверное, многие слышали о традиции в древней русской Церкви поставления пудовых свечей (пуд равен 16 кг). Как правило, такие свечи ставили состоятельные люди в честь какого-либо события или обета. Но, так как нет предела совершенству, человеческому тщеславию и рвению в жертвовании на богоугодное дело, то продолжением этой традиции стала «тощая свеча». Так в древней русской Церкви стал называться напольный подсвечник, по своей форме напоминающий пудовую свечу.

    Тощая свеча

    Основой для «тощей свечи» стало бревно, но не цельное, а полое (пустое, «тощее») внутри. Из обрезка бревна удалялась сердцевина так, что оставались тонкие стенки и на выходе получался полый деревянный цилиндр. Готовый цилиндр устанавливался на массивное основание из дерева, камня или металла и венчался металлическим навершием с «гнездами» для установки свечей. Обычно делали 12 «гнезд» по кругу (по числу апостолов), в центре было «гнездо» более крупного диаметра для установки крупной свечи или лампады (символически — Христос). Как правило, «тощая свеча» украшалась богатой росписью или резьбой. Часто, как дополнение к орнаментальному украшению «тощей свечи», присутствовала надпись вязью с указанием даты поставления «сией свещи», имени дарителя или события.

    Тощая свеча

    Уникальная традиция «тощих свечей» практически исчезла и забыта, но ничего не мешает ее вернуть, и посему принято решение ее изготовить. Со всеми этапами изготовления «тощей свечи» буду знакомить на своей странице.

    Во многих источниках можно встретить утверждения, что технологически «тощую свечу» делали методом выжигания открытым огнем сердцевины с последующим финишным выскабливанием. Лично у меня подобные утверждения о таком методе вызывают большие сомнения. Сторонникам данной технологии хотелось бы порекомендовать попробовать самим на практике осуществить равномерное выжигание сердцевины в бревне длинной от 80 до 100 см. Поэтому решил корпус «тощей свечи» делать наборным. Для этого было приготовлено 18 реек (ламелей) липовой доски, из расчета, что готовый цилиндр будет длиной 80 см и диаметром 270 мм.

    Набор реек

    Для склейки «трубы» необходимо, чтобы ребра реек имели угол. В нашем случае этот угол составляет 10 градусов. Перед склейкой готовые рейки щитом разложить на столе, предварительно скрепив с тыльной стороны скотчем. Это необходимо для проверки «на сухую» (без клея) монтажа трубы и точного примыкания всех ребер. Склейку лучше делать стяжными ремнями с храповиком. В нашем случае использовались 4 ремня-стяжки.

    Стяжка из реек

    Часть вторая

    В первой части моей «повести о тощей свече», как заключительный результат был изготовлен 18-гранный деревянный и полый внутри цилиндр. Но обещая повествование о поэтапном изготовлении «тощей свечи», предлагаю к вниманию следующую операцию. В данном случае — превращение 18-гранного цилиндра в гладкую деревянную трубу диаметром 270 мм. Разумеется, что для такого «превращения» самым простым способом будет обработка на токарном станке.

    Набор корпуса свечи из реек

    При всей простоте данной операции пришлось изготовить несколько дополнительных приспособлений. Прежде всего, это две 18-гранные заглушки на торцы цилиндра, для зажатия в центрах токарного станка, и небольшая «реконструкция», а точнее удлинение опорного подручника станка в виде приваривания к нему трубы квадратного сечения для более удобной и точной проточки цилиндра. При точении «трубы» и контроля диаметра настоятельно рекомендую использовать кронциркуль для диаметров до 300 мм. После изготовления «трубы» необходимого или получившегося диаметра переходим к «прориси» изображения.

    Орнаментальная пропись для тощей свечи

    Да-да, в технологии изготовления «тощей свечи», как и в написании или нарезании икон, необходима «прорись» будущего изображения. Учитывая диаметр изделия и используя школьную формулу расчета длины окружности, готовим лист бумаги необходимого размера, где и изображаем орнаментальное украшение нашей «тощей свечи».

    Нанесение орнаментальной прописи

    Часть третья

    После приготовления «прориси» с орнаментальным рисунком переходим непосредственно к резьбе на корпусе «тощей свечи». Следует учитывать, что корпус имеет довольно крупные размеры и сферическую поверхность. Поэтому для удобства при работе целесообразно изготовить «козлы» с центрами, где деталь будет надежно зафиксирована.

    Нанесение орнаментальной прописи

    Также не лишним будет разметить и засверлить 12 отверстий в одной из «заглушек», установленных в торцах цилиндра. Этот своеобразный делительный диск позволит избежать проворачивания детали при резьбе. В качестве фиксатора можно использовать любой металлический пруток нужного диаметра, пропущенный через корпус «бабки» с направляющим центром. После переноса рисунка с «прориси» на корпус «тощей свечи» при помощи «копирки», приступаем к удалению фона. Завершив выборку всего фона, режем рельеф «райских кущей». Готовую резьбу шлифуем, извлекаем корпус из центров и вытаскиваем «заглушки». Корпус «тощей свечи» готов.

    Резьба орнаментальной прориси

    Часть четвертая

    Следующим этапом изготовления «тощей свечи» стала работа с навершием подсвечника и его постаментом. Уже готовый и украшенный резьбой корпус «тощей свечи» необходимо установить на массивное основание. Для этого сначала точится на токарном станке навершие подсвечника и промежуточный диск с округлыми краями, который будет установлен между корпусом «тощей свечи» и основным постаментом.

    Постамент

    Сам постамент технологически изготовлен так же, как и корпус «тощей свечи» и тоже является пустотелым 12-гранным цилиндром. Так как весь подсвечник фактически пустотелый, то при всей своей кажущейся массивности, общий вес его не столь значителен. А учитывая еще небольшую площадь постамента при высоте изделия 1 м 10 см, то при каких-то ситуациях есть риск его опрокидывания.

    Постамент

    Поэтому еще одной деталью постамента будет квадратный щит, который позволит подсвечнику быть более устойчивым. После изготовления всех необходимых деталей навершия и постамента можно переходить к общему монтажу.

    Свеча с постаментом

    Для сборки и склейки корпуса «тощей свечи» с навершием и постаментом потребуются струбцины длиной не менее 120–150 см. После завершения монтажа и склейки подсвечника можно сказать, что на этом основные столярные работы с изготовлением «тощей свечи» выполнены. В следующей части «повести о тощей свече» уже рассмотрим не только отделочные работы, но и изготовление металлической части подсвечника. А именно — навершия с «гнездами» для установки церковных свещей.

    Свеча в сборе

    Часть пятая, заключительная

    Последним этапом в столярной части изготовления «тощей свечи» стала отделка. В данном случае корпус был покрыт масляной морилкой, а после ее полного высыхания вся поверхность изделия была обработана восковой мастикой. Так как в состав мастики, кроме пчелиного воска, входит еще льняное масло, то стоит учитывать, что процесс полной полимеризации покрытия может занять две недели. Пока покрытие «доходит» до нужного состояния, можно перейти к металлическим работам.

    Отливка гнезд подсвечников

    Как показывают сохранившиеся образцы древних «тощих свечей», наиболее частым в использовании металлом для изготовления наверший было олово. Так как наша задача изготовить наиболее достоверную эпохе реплику «тощей свечи», то остановимся и на соответствующем эпохе металле. Сам диск навершия был изготовлен из жести по технологии ручной жестяной работы с креплением всех швов на фальц. Уже готовый жестяной диск был залужен оловом. В качестве совета можно порекомендовать проводить лужение поверхности в проветриваемом помещении или на открытом воздухе. Впрочем, столь непродолжительная работа не вреднее чаепития из угольного самовара. После лужения диска приступаем к «малой металлургии» по технологии отлива оловянных солдатиков. Так как «гнезда» подсвечника подразумевают некую серийность и одинаковость, то необходимо изготовление формы для отлива. Для этого была выточена из березы модель гнезда, по которой и была изготовлена гипсовая форма.

    Гнезда подсвечников

    К счастью, форма выдержала все двенадцать отливок с лишь небольшими погрешностями поверхности на последних двух отливках. Все двенадцать «гнезд» изготовлены под наиболее «популярную» свещу — сороковку. По такой же технологии была изготовлена еще одна форма для тринадцатого, центрального гнезда подсвечника. Данное гнездо чуть большего размера под свещу — двадцатку. Закрепив металлическое навершие на корпусе «тощей свечи» можно перейти к заключительной полировке воскового покрытия корпуса.

    Окрашенная свеча

    На этом процесс изготовления «тощей свечи» завершен. С готовым образцом реплики «тощих свечей» древней русской Церкви можно будет скоро ознакомиться воочию в рамках готовящейся выставки в Доме Ряпуши.

    Готовая тощая свеча

    Автор: Павел Варунин
    Источник: страница председателя Союза старообрядческих общин и руководитель Общества культуры староверов Эстонии Павла Варунина в социальной сети

    Понравился материал?

    Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

    Тощая свеча что это

    Подсвечник напольный для церкви

    Подсвечник напольный для церкви

    В церквях применяются несколько видов подсвечников, в том числе и напольные. Они являются частью убранства православного храма. Материалом для светильников чаще всего служит латунь, а выполняются они в технике художественного литья. Часто они поражают прихожан церкви ювелирной тонкостью работы и необыкновенной красотой.

    Подсвечник напольный, в котором ставятся свечки, является очень важной составляющей в храме. Зажжённые в храме свечи символизируют Божественный Свет. Подсвечник предназначен для того или иного количества свечей, которые устанавливают прихожане. Нередко в церквях устанавливаются многоярусные, многоуровневые подсвечники.

    Наиболее древние подсвечники обладали самой простой формой — на их стержне, который украшался декоративными элементами, устанавливалось блюдо для установки свеч. А в наши дни фантазия мастеров художественного литья, изготавливающих напольные светильники, не ограничена ничем. Сегодня подсвечники более сложны по своей форме — например, их основание, а также блюдо для свеч декорируется. Помимо этого, значительное распространение получили многоуровневые и многоярусные подсвечники.
    Основание современных подсвечников напоминает витую колонну, либо перевитый виноградными гроздьями ствол дерева. Блюдо для свеч также обычно декорируется. Формы современных подсвечников символизируют ангельские силы — например, они могут напоминать плоды дыни, винограда и т. д. Различные спиральные фигуры, уступчатые основания и карнизы символически обозначают воинство ангелов и его иерархию.

    Одним из видов церковных односвечных напольных подсвечников является вощаница, или т. н. "тощая свеча". Подсвечник представляет собой цилиндр, поставленный на торец и богато декорированный художественными элементами. Такие подсвечники сейчас встречаются редко, хотя и разрабатывались раньше для интерьеров очень многих известных церквей.

    Изготовливаются сейчас в основном многосвечные подсвечники. При этом современная техника художественного литья вполне позволяет создавать истинные шедевры — очень красивые многоуровневые и многоярусные подсвечники.

    Вообще говоря, напольные подсвечники всем своим видом вызывают в воображении верующего пылающий неугасимым огнём куст — “неопалимую купину”, столп огня, который водил израильский народ по пустыне.

    Производство и продажа напольных подсвечников для храма

    Производству напольных подсвечников в нашей компании уделяется большое внимание. Эта утварь богато украшена декоративными элементами, состоит из большого количества больших и мелких деталей. Однако опыт наших мастеров позволяет справляться с решением любых задач, которые ставят перед ними наши клиенты. Они выполняют напольные подсвечники точно по эскизам, которые предоставляются нашими покупателями, несмотря на сложность многих видов работ. Конечный результат всегда радует заказчиков, которые доверяют нам украшение больших и малых храмов.

    В нашей компании всегда можно приобрести подсвечники из наличия, которые отвечают самым высоким требованиям. Все они созданы в соответствии с канонами, за образцы брались напольные подсвечники наиболее известных храмов страны. Мы предлагаем покупателям продукцию, различную по форме, размерам и содержанию, назначению. В нашем каталоге Вы всегда сможете подобрать готовую продукцию для городского храма, деревенской церкви или часовни, над которой трудились лучшие мастера нашей компании. Все представленные подсвечники напольные отличаются высоким качеством исполнения, независимо от своей ценовой категории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *