Недозаряд аккумулятора — чем грозит и как устранить
Систематический недозаряд аккумулятора на борту автомобиля является распространённой проблемой несмотря на то, что она довольно просто устраняется. Всё, что для этого нужно — это найти причину, и устранить её известными методами. К счастью, неисправностей, из-за которых аккумулятор недозаряжается от генератора, не так много. Все они несложные в диагностике и ремонте. Задача этого материала — доступно объяснить обычному автолюбителю, что такое недозаряд АКБ, как его выявить, чем он опасен, почему возникает, и из-за каких неисправностей.
Недозаряд АКБ — это когда автомобильный аккумулятор заряжается от генератора в принципе, но всегда не на 100%. То есть, что при движении, что во время стоянки — уровень заряда обычно не превышает 50…70%. Если аккумулятор постоянно разряжен ещё глубже, то это уже не недозаряд. Это более серьёзный дефект, связанный, скорее всего, либо со значительным износом самой батареи, либо с критической поломкой в системе зарядки на машине.
Как выявить недозаряд? Чтобы заметить проблему, в первую очередь, необходимо научиться более-менее точно определять степень заряженности аккумулятора. Делать это можно несколькими способами. Самые простые и доступные — измерение плотности электролита или напряжения на выводах АКБ. Отметим, что первый способ доступен только для так называемых обслуживаемых аккумуляторов, то есть, у которых предусмотрены пробки. Напряжение же на клеммах — это универсальный и, надо сказать, очень точный метод, который подойдёт абсолютно всем.
Плотность электролита. Напрямую зависит от того, насколько аккумулятор заряжен или разряжен. Измерив её при помощи ареометра, можно с достаточно высокой точностью определить, сколько процентов сейчас в АКБ. Существенным преимуществом данного способа является то, что проверять степень заряженности по плотности можно абсолютно в любой момент. Это в отличие от напряжения на выводах аккумулятора, о чём сказано дальше.
Недостатки у метода тоже есть. Первый — если аккумулятор необслуживаемого типа, добраться до электролита и измерить его плотность просто невозможно технически. Таких АКБ с каждым днём всё больше и больше, так как технологии постоянно совершенствуются, и в пробках постепенно отпадает необходимость.
Второй недостаток — неточность измерений, если плотность электролита неравномерная. В верхних слоях, над пластинами, где как раз и осуществляется забор ареометром, плотность часто бывает более низкой, чем в нижних слоях. В непосредственной близости со свинцом. Этот недостаток можно минимизировать принудительным перемешиванием электролита. Но не механически, а электрохимически — «заставив» батарею «покипеть» несколько минут. Чтобы сделать это, надо просто завысить немного напряжение заряда.
Напряжение на выводах АКБ. Данный метод является универсальным и точным, если правильно им пользоваться. В отличие от плотности электролита, напряжение на выводах аккумулятора нельзя измерять когда попало, если ваша цель — узнать степень заряженности в процентах. Делать это можно только после того, как АКБ постоит около 8…12 часов в состоянии покоя. Обычно, измеряют напряжение утром, когда после поездки машина простояла всю ночь, и все процессы в аккумуляторе «успокоились». Измерения сразу после остановки двигателя или зарядки стационарным зарядным устройством — бесполезны и неинформативны. Напряжение всегда будет завышенным, и ни о чём полезном вам не скажет.
Определить степень заряженности и недозаряд, если он имеет место быть, по плотности электролита или напряжению на выводах АКБ вы сможете по специальной табличке, представленной ниже. Напомним, что автомобильного аккумулятора вполне нормальным является режим эксплуатации, если он заряжен хотя бы на 70%. Стремиться поддерживать круглосуточно 100-процентный заряд нет смысла, да и не всегда реально. Если же по утрам уровень заряда ниже 70% — это и есть недозаряд аккумулятора.
Чем опасен недозаряд аккумулятора?
Хронический недозаряд АКБ влечёт за собой три проблемы:
- Сульфатация пластин. Образование сульфата свинца является естественным процессом в автомобильном аккумуляторе. Он появляется на пластинах при разряде, но исчезает при последующем заряде. Однако, все образовавшиеся при разряде сульфаты растворяются в электролите обратно только при условии, что аккумулятор заряжается полностью. Если же происходит недозаряд, сульфаты остаются на свинце, толстеют и крепчают. В результате со временем появляется проблема, которая называется сульфатацией.
- Ускоренный износ АКБ. Последствие сульфатации. Закрытые не растворяющимися сульфатами свинцовые пластины не участвуют в процессах зарядки и разрядки. В итоге снижается ёмкость и пусковой ток аккумулятора. Когда сульфатация «съедает» более 60% ёмкости, батарея считается непригодной для дальнейшей эксплуатации, и подлежит замене. Срок службы, при этом, может исчерпаться всего за каких-то пару лет, что для современных АКБ очень мало.
- Ненадёжность аккумулятора. Вытекает из предыдущей проблемы. Ослабленный систематическими недозарядами аккумулятор плохо крутит стартер и регулярно подводит. При износе более, чем на 60%, не всегда помогает даже ежедневная подзарядка от стационарного зарядного устройства.
Кроме основных проблем могут возникать и другие. Например, именно недозаряд часто становится причиной короткого замыкания «банки» АКБ, преждевременного «кипения», перегрева, вздутий и так далее. Любой аккумулятор, каким бы он ни был — служит долго и надёжно, только если его поддерживают в нормально заряженном состоянии. Для автомобильных свинцово-кислотных АКБ это ключевой момент.
Условия для нормальной зарядки АКБ от генератора
Перед тем, как искать причину недозаряда аккумулятора, зайдём сначала с другой стороны. Рассмотрим условия, которые нужны для того, чтобы батарея заряжалась на борту автомобиля полноценно.
Чтобы это происходило, необходимо:
- Иметь на борту исправный и ухоженный аккумулятор без дефектов и сильного износа.
- При работающем двигателе бортовое напряжение (а значит и на выводах АКБ) должно быть в пределах 14,2…14,8 В.
- Автомобиль должен эксплуатироваться достаточно долго и часто для того, чтобы аккумулятор успевал восстанавливаться от генератора.
Если с состоянием АКБ и напряжением бортовой сети всё понятно, то вот с последним пунктом не всё так просто. Время, которое необходимо аккумулятору для восстановления от генератора, зависит от многочисленных факторов. В первую очередь, от его ёмкости, и напряжения бортовой сети, температуры окружающей среды. К примеру, если на борту нет указанного выше напряжения, времени для полной зарядки требуется больше. В мороз первые минут 20…40 АКБ от генератора вообще почти не заряжается.
В среднем же (если первые два условия выполняются) недозаряда не должно быть, если машина ездит каждый день хотя бы в течение двух часов. При максимально благоприятных условиях (на улице тепло, батарея в идеальном состоянии и изначально была заряжена, на борту высокое напряжение) может хватать и 40…60 минут.
Причины недозаряда аккумулятора на борту автомобиля
Теперь, когда условия для полноценной зарядки автомобильного аккумулятора обозначены, найти причину недозаряда — проще. Если он есть, значит условия не соблюдаются, и их надо обеспечить. Дальше описаны пять возможных причин, почему АКБ не хочет заряжаться на 100% от генератора, а также как их диагностировать и устранять своими силами.
Аккумулятор значительно разряжается во время стоянки автомобиля
Запас энергии АКБ может чрезмерно расходоваться во время стоянки как из-за самой батареи, так и из-за машины. Первый аспект больше осветлён в последней, пятой причине, где рассказано о дефектах аккумуляторов. Что же касается автомобиля, то причина здесь одна — это ток утечки выше нормы.
Ток утечки — это энергия, которая тратится из аккумуляторной батареи, когда автомобиль находится, так сказать, в спящем режиме. То есть, двигатель выключен, ненужные потребители тоже. Работают только те приборы, которые переведены в режим ожидания, и охранная система. В исправном автомобиле всё это должно потреблять из АКБ не более 70 мА тока. Такая «утечка» считается полезной, и исправный заряженный аккумулятор вполне способен покрывать её в течении многих недель.
Если же утечка превышает 0,07 А, то это вполне может быть причиной систематического недозаряда АКБ. Вернее, аккумулятор может заряжаться от генератора вполне достаточно, но к утру оказываться недозаряженным.
Начать надо с выяснения, действительно ли недозаряд АКБ связан с превышающим норму током утечки. Сделать это очень просто. Если аккумулятор обслуживаемого типа, то перед постановкой автомобиля на стоянку надо измерить плотность электролита. Ориентируясь на табличку выше, определить — на сколько процентов заряжена батарея. Если показатель близок к 100%, а к утру заметно падает — это чрезмерная утечка (ну или дефект АКБ, о чём сказано ниже).
Если аккумулятор необслуживаемый, и плотность измерить нет возможности, можно обойтись и простым мультиметром. Но, поскольку правильно измерять напряжение после 8…12 часов простоя АКБ, утечку тока надо исключить. Для этого аккумулятор временно отключается от бортовой сети. Если обычно к утру он недозаряжен, а после снятия клеммы сохранил заряд — это точно утечка тока. Причём, сильно превышающая норму.
Утечку тока следует искать в три этапа:
- Потребители в ждущем режиме. Магнитола, видеорегистратор, сигнализация, навигация и прочее. Убедитесь, что их спящий режим работает корректно. Вычислить «прожорливые» потребители легко — измеряя ток утечки, нужно отключать их по очереди от питания, и засекать резкое снижение тока.
- Прочие потребители. К ним следует отнести всё, что во время стоянки работать и потреблять энергию АКБ не должно. Вычисляется проблемное место путём поочерёдного вытаскивания предохранителей и контролем изменений тока утечки.
- Генератор. Подключён к АКБ и бортовой сети без каких-либо предохранителей, из-за чего вычислить проблему с ним предыдущим метом невозможно. Утечка тока на генератор облегчается тем, что при её наличии показатели на мультиметре достигают 3…5 А, что очень много. Проверить утечку можно двумя методами. Первый — приложить к шкиву подключённого к АКБ генератора металлический предмет (ключ, отвёртку). Если он примагнитился, значит генератор потребляет ток, чего быть не должно. Второй метод — отключить генератор, сняв силовые провода непосредственно с него самого. Если утечка была, то она тут же пропадёт, что будет видно на мультиметре.
Утечка тока выше нормы устраняется путём прозвонки, ремонта или замены «прожорливого» узла.
Низкое напряжение бортовой сети
Для начала его надо проверить. Для этого запустите двигатель, и прогрейте его, чтобы работа на холостом ходу была стабильной. Подключите мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения непосредственно (это важно) к выводам АКБ. Прибор покажет истинное бортовое напряжение. Если оно в пределах 14,2…14,8 В, значит недозаряд происходит не по этой причине. Ниже? Значит напряжения для нормального заряда не хватает.
Где искать проблему? Она где-то в генераторе. Первым надо проверить реле-регулятор напряжения. Затем щётки и токоведущие кольца. Если этого не хватило, придётся снимать генератор с машины, разбирать его, и прозванивать диодные мосты и обмотки. Инструкций, как это сделать без помощи автоэлектрика, в Интернете полно. После замены дефектных элементов системы зарядки автомобиля недозаряд должен прекратиться.
Кратковременные поездки
Дополнительно к тем потерям, которые возникают из-за тока утечки, аккумулятор тратит немало энергии на работу стартера при запуске двигателя. Эти все потери он должен восполнить от генератора, и моментально он сделать это не может технически. Аккумулятору нужно время, чтобы полноценно зарядиться. Сколько времени — как уже было сказано выше, зависит от многих переменных. На исправном автомобиле и в тёплое время года хватает и часа в день. Зимой надо больше времени, так как простоявший всю ночь на морозе аккумулятор начинает заряжаться от генератора не сразу.
Опять же, прежде чем подозревать в недозаряде кратковременные поездки, нужно убедиться, что аккумулятор действительно не восстанавливается от генератора, а не садится во время стоянки. Выше рассказано, как это сделать.
Отрицательная температура воздуха
Температурные условия важны для любых аккумуляторов. А автомобильные в этом плане одни из самых уязвимых. В морозы они заряжаются неохотно, и для раскачки процессов им необходимо время. Поэтому, недозаряд АКБ зимой — это не неисправность, а просто проблема. К счастью, она решаема. Есть несколько способов.
Во-первых, если есть такая возможность, зимой аккумулятор можно заносить в тепло на ночь. Это сильно помогает. Во-вторых, можно использовать специальный теплосберегающий чехол для АКБ. Его эффективность не 100-процентная, но некоторым помогает. В-третьих, если иных выходов нет, остаётся только подзарядка аккумулятора зарядным устройством.
Дефекты АКБ
Немаловажным условием нормального функционирования АКБ на борту автомобиля является её исправность. К неисправностям, из-за которых может возникать недозаряд, относится следующее:
- грязный корпус;
- повышенный саморазряд;
- сульфатация;
- короткое замыкание в одной из «банок»;
- окислы и сульфаты на выводах и клеммах;
- недостаточный уровень электролита;
- механические повреждения.
Некоторые из этих дефектов можно устранить или минимизировать их влияние. Такие проблемы, как короткое замыкание, глубокая сульфатация и повышенный саморазряд из-за естественной деградации батареи — устраняются только заменой аккумулятора.
Заключение
Недозаряд аккумулятора — это проблема, которая существенно сокращает его ресурс и снижает надёжность. Возникать она может как из-за самой батареи, так и из-за неисправностей системы зарядки автомобиля. Понятно, что причину нужно искать и устранять как можно скорее. Но, если это сделать не получается (нет времени, возможности, желания), то спасти ситуацию сможет только принудительная подзарядка от стационарного зарядного устройства. Многие так эксплуатируют АКБ годами. Это неудобно, не всегда на это есть время, но это тоже выход. Хоть и временный.
Причины неполного заряда АКБ
Эксплуатация автомобиля при неполном заряде аккумулятора может весьма негативно отразиться на характеристиках АКБ, и, к тому же, доставляет владельцу авто много головной боли. Во-первых, такой аккумулятор приходится часто подзаряжать. Во-вторых, если АКБ постоянно находится в состоянии недозаряда, в ней происходит необратимый процесс сульфатации. Это приводит к потере емкости и невозможности полностью восстановить заряд. В-третьих, такой аккумулятор может подвести в любой момент — как это чаще всего случается, в самый неподходящий. В итоге все это приведет к преждевременной необходимости замены АКБ.
Перед началом зимы важно помнить и о том, что эксплуатация разряженного аккумулятора при минусовой температуре приводит к замерзанию электролита. Поэтому при обнаружении неполного заряда АКБ следует незамедлительно приступить к поиску причин, которые привели к возникновению неисправности. Давайте разберемся, какими они могут быть.
1. Если вы уверены, что аккумулятор исправен (например, он новый), но во время стоянки автомобиля он разряжается, причина, чаще всего, в утечке тока. Ее, в свою очередь, может вызвать неправильное подключение потребителей энергии. Эту ситуацию мы подробно разбирали в отдельной теме.
2. Возможно и такое, что аккумулятору не хватает времени для полной зарядки. Такая причина характерна для ситуаций, когда автомобиль используется редко и, к тому же, для кратковременных поездок.
3. Недозаряд аккумулятора может происходить при наличии проблем с генератором. Например, когда тот не выдает нужное напряжение, ослаблен ремень генератора и пр.
Для диагностики такой проблемы лучше обратиться к профессиональному автоэлектрику.
4. Если за АКБ не ухаживать, окисление клемм и загрязнение корпуса приводят к повышению ее саморазряда.
5. Ослабление креплений аккумулятора и фиксации клемм на его контактах также приводят к разряду.
6. Долгий простой без подзарядки — еще одна причина неполного заряда АКБ.
Если вы планируете поставить автомобиль на стоянку на долгое время, аккумулятор рекомендуется снять и поместить на хранение. При этом АКБ должна быть полностью заряжена. Если такой возможности нет, то, оставив ее на машине, снимите минусовой провод.
Вообще, вне зависимости от того, используется автомобиль или нет, рекомендуется два раза в год проводить полную зарядку аккумулятора.
7. В случае, если у АКБ имеются какие-либо дефекты (трещины, вздутие и пр.) или износ, она в принципе не способна заряжаться до конца. Так что исправлять нечего, и вариант один — ставить новую. Основные признаки того, что аккумулятор пора менять, вы найдете в нашем отдельном обзоре.
Устраняем неисправности: недозаряд (неполный заряд) аккумулятора
Недозаряд аккумулятора в автомобиле может наложить негативный отпечаток на всем источнике питания в целом.
Чтобы этого не произошло, необходимо разобраться в причинах возникновения недозаряда аккумуляторной батареи.
Что означает в аккумуляторе понятие «недозаряд»
Недозаряд аккумулятора — это положение, при котором источник питания не может зарядиться полностью. Такое происходит, если внутри АКБ появилась оксидная пленка либо же мало времени было уделено самому заряду аккумуляторной батареи.
Эксплуатация АКБ в данном положении существенно увеличивает неблагоприятные изменения в самом изделии. Поэтому, если у вас частенько происходит недозаряд аккумулятора, то это явный «звоночек», чтобы проверить источник питания на предмет исправности.
Во-первых, необходимо найти причину данной неисправности. Многие симптомы могут оказаться видны невооруженным глазом; для невидимых причин необходимо воспользоваться специальным инвентарем (приборами, приспособлениями) по их устранению.
Можно ли самому обнаружить недозаряд аккумулятора
Если при запуске двигателя значение разрядного тока заметно уменьшается, то, скорее всего, это происходит из-за недозаряда.
То же самое бывает и при вращении коленвала. Его частота оборотов значительно падает. Недозаряженный источник питания просто не может справиться с этой работой.
Прибор под названием «мультиметр» легко справляется с задачей обнаружения неполного заряда аккумуляторной батареи. Чтобы произвести такого рода диагностику, вам надо предпринять следующие шаги:
- Отсоединить зажимные приспособления от АКБ.
- Перевести изделие в порядок измерения I(const).
- Подключить электрощупы к выводу проводов источника питания.
Замерив таким образом напряжение АКБ и увидев его значение меньше чем 12,5V, можно предположить, что все дело в недозаряде аккумулятора.
Не стоит сильно переживать, если ваше авто использовалось в редком эксплуатационном режиме — такое положение недозарядки будет абсолютно допустимо.
Но, если же автомобиль используется каждодневно, то следует обратить внимание на емкость АКБ и ее восстановление.
Печальные последствия неполного заряда аккумуляторной батареи
При постоянном недозаряде АКБ могут произойти его перегрев, деструкция свинцовых решеток, а также процесс покрытия пластин сернокислым свинцом (сульфатация).
Если долго не использовать в рабочем строе аккумуляторную батарею, то оксидная пленка со временем окутает пластины, находящиеся внутри источника питания, тем самым так же приводя АКБ к недозаряду.
При маленьком значении тока разряда запуск двигателя будет осуществляться намного медленнее, что грозит замыканием 1-ой или нескольких банок, входящих в состав аккумулятора.
Как правильно устранить недозаряд аккумулятора
Основная задача источника питания состоит в том, что обеспечить запуск двигателя автомобиля и поддерживать работу электрических приборов, находящихся внутри машины. Выполняя данные действия, АКБ преимущественно теряет свой ранее запасенный заряд.
При движении автомобиля на маленьких оборотах двигателя, генератор отдаст аккумулятору совсем малое количество электрической энергии для его подзарядки.
Неполный заряд АКБ может происходить и по ниже перечисленным причинам:
- при выходе батареи из рабочего строя (тогда лучше поменять на новое изделие);
- регулятор реле стал неисправным;
- АКБ практически не эксплуатируется (посмотреть на каком уровне находится электролит и проверить изделие на факт сульфатации);
- ремень генератора плохо натянут;
- изношенность щеток ремня;
- изделие в редких случаях заряжается полностью;
- саморазряд аккумуляторной батареи при стоянках (либо долгом простое);
- короткие поездки в минусовую погоду производят также саморазряд батареи (в таком случае необходимо чаще подзаряжать источник питания).
Устраняя вышеперечисленные неисправности, вы сможете полностью восстановить заряд источника питания.
Если же дефекты батареи вызваны с помощью погрешностей при использовании изделия, то с помощью необходимых ЗУ возможно восстановить емкость эксплуатируемого аккумулятора.
Недозаряд аккумулятора
Регулярный недозаряд аккумулятора — это проблема, которая сначала ворует ресурс АКБ, а затем время и нервы автовладельца. Вопреки кажущейся сложности, она достаточно легко устраняется. Для этого достаточно понять следующее: чем отличается недозаряд от схожих проблем; как его определить; при каких условиях аккумулятор заряжается на борту автомобиля полноценно; почему эти условия не выполняются в вашем случае и как их обеспечить. В этом материале на Авто без СТО вы найдёте ответы на все вопросы, и после их изучения легко устраните недозаряд АКБ на своём автомобиле.
Недозаряд стартёрной АКБ — определение
Недозаряд аккумулятора — это когда АКБ заряжается от генератора автомобиля, но никогда (или почти никогда) не заряжается полностью. На практике эту проблему замечают, как правило, слишком поздно. Чтобы выявить недозаряд своевременно, нужно регулярно следить за уровнем заряженности аккумулятора, чем мало кто заморачивается. К фактическому недозаряду можно также отнести случаи, когда АКБ заряжается на борту автомобиля полноценно, но после стоянки оказывается в полуразряженном состоянии.
О причинах пока говорить рано. Но, если в общих чертах, то их бывает всего три. Во-первых, недозаряд случается из-за неисправностей системы зарядки автомобиля или дефектов самого аккумулятора. Во-вторых, полноценному заряду могут не способствовать температурные условия эксплуатации. В-третьих, бездействие или определённые действия владельца автомобиля тоже приводят рано или поздно к этой проблеме.
Методы определения недозаряда аккумулятора
Чтобы определить, есть ли недозаряд АКБ в вашем случае, можно прибегнуть к двум простым и доступным способам. Суть любого из них заключается в том, чтобы измерить степень заряженности аккумулятора после того, как он заряжался от генератора. Оба способа рабочие, достаточно точные, и не требуют наличия дорогого профессионального оборудования. Недостатки у обоих тоже есть. Но они не критичные. То есть, факт недозаряда вы в любом случае установите.
Метод 1. Плотность электролита
Плотность электролита в свинцово-кислотном аккумуляторе прямо указывает на то, на сколько он заряжен. При этом, настолько точно, что уровень заряженности этим способом можно определить с точностью до 5%. А этого более чем достаточно, чтобы установить наличие хронического недозаряда АКБ на своей машине. Для измерения плотности понадобится только ареометр. На нём уже есть цветная шкала, по которой можно примерно понять, на сколько заряжен аккумулятор. Чтобы узнать более точные цифры, можно воспользоваться общедоступными таблицами, коих миллион есть в Интернете. Вот одна из них.
Плотность (г/см 3 )
Заряд (%)
Плотность выше нормы
Преимущества метода. Во-первых, высокая точность. Во-вторых, плотность можно измерять, когда вздумается, независимо от того, бездействовал или заряжался накануне аккумулятор. Особенно ценным является второе преимущество, так как у второго способа определения уровня заряженности АКБ это слабое место.
Ареометр — прибор для измерения плотности электролита
Недостатки. Самый существенный заключается в том, что не у всякого современного аккумулятора есть доступ к электролиту. Технологии постоянно совершенствуются, и на каком-то этапе производители пришли к тому, что АКБ стали вполне способными отработать положенный срок без вмешательства пользователя в плотность и уровень электролита. В народе такие АКБ называют необслуживаемыми. Пробок у них не предусмотрено. Соответственно, если у вас такой аккумулятор, вам этот метод не подойдёт. О зарядке необслуживаемых АКБ.
С измерением плотности электролита у некоторых современных АКБ встречается ещё одна проблема. Электролит в верхних слоях, откуда берётся проба ареометром, может заметно отличаться от того, который находится в батарее ниже, в непосредственном контакте со свинцовыми пластинами. Эта проблема появилась тогда, когда придумали кальциевые аккумуляторы. Электролит в них «защищён от кипения», а значит и от нормального перемешивания. В результате при зарядке АКБ его плотность возле свинца повышается, а сверху показатели, мягко говоря, отстают.
Поэтому, если у вас кальциевый аккумулятор, или любой другой, который по задумке производителя не должен «кипеть» при нормальном зарядном напряжении (до 14,8 В) — учтите этот фактор. Может получиться так, что недозаряда на самом деле нет, а измерения плотности электролита верхних слоёв будет говорить об обратном. Как добиться равномерной плотности и получить адекватные показатели — смотрите материалы о кальциевых аккумуляторах на Авто без СТО. Например, вот этот.
Метод 2. Напряжение на выводах АКБ
Напряжение на выводах аккумулятора при определённых условиях зависит от степени его заряженности так же, как и плотность электролита. В отличие от первого метода, этот более универсален. К нему можно прибегнуть независимо от того, есть ли на вашей модели пробки, или нет. Для измерения напряжения подойдёт абсолютно любой, даже самый дешёвый, мультиметр. Чтобы перевести измеренные вольты в проценты заряда АКБ, достаточно простой таблички. На Авто без СТО везде фигурирует вот такой её вариант.
Напряжение покоя (В)
Заряд (%)
Преимущества метода. Напряжение измерять гораздо проще, чем возиться с ареометром. Это раз. А два — способ универсальный, и подходит не только для автомобильных аккумуляторов, но и для всех прочих источников питания. Только таблицы там другие, так как всё зависит от номинального напряжения. Но принцип везде одинаковый — чем полноценнее заряжен аккумулятор, тем напряжение на его выводах выше.
Измерение напряжения на выводах АКБ
Недостатки (скорее, особенности). Напряжение нельзя измерять, когда вздумается. Чтобы по вольтажу получить адекватные проценты заряда, замеры необходимо проводить на «отдохнувшем» аккумуляторе. Дело в том, что в течение первых 8…12 часов после зарядки от генератора (от зарядного устройства, кстати, тоже) в АКБ продолжаются естественные процессы, и напряжение на выводах в это время всегда слегка завышенное. Что-то в районе 13 с копейками вольт. Поэтому, чтобы снять адекватные показатели, надо подождать указанное время, дав аккумулятору «успокоиться и стабилизироваться».
Последствия недозаряда АКБ
Систематический недозаряд аккумулятора только на первых порах ни на чём существенно не сказывается, а потому редко замечается своевременно. Однако, уже через несколько считанных месяцев эксплуатации АКБ начинает деградировать. В том числе, уменьшается её реальная ёмкость, слабеет максимальный пусковой ток и, в конце концов, батарея начинает регулярно подводить по утрам при попытке запустить двигатель в мороз.
Если рассматривать проблему более предметно, то можно выделить три печальных последствия хронического недозаряда:
- Сульфатация.
- Сокращение ресурса АКБ.
- Снижение надёжности аккумулятора.
Остановимся немного на каждом пункте.
Сульфатация
Сульфатация в случае со свинцово-кислотными аккумуляторами — это естественный химический процесс, который протекает при абсолютно каждом разряде батареи. Когда АКБ отдаёт в нагрузку электроэнергию, на её свинцовых пластинах образуется сульфат свинца. Представляет собой он серо-белый налёт, который под микроскопом выглядит следующим образом.
Сульфатация под микроскопом
Если аккумулятор после очередного разряда в скором времени заряжается до 100% или около того, сульфаты пропадают. За счёт этого, кстати, повышается плотность электролита. Если же АКБ часто и долго находится в полуразряженном состоянии, что и происходит при недозаряде, сульфатный налёт становится толще, крепче и труднее устраняемым. В результате часть площади свинца прекращает взаимодействовать с электролитом, то есть, не участвует в работе батареи. Ёмкость и пусковой ток АКБ — снижаются.
Конечно, многие слышали о таком деле, как десульфатация. Если нет, то на Авто без СТО есть материал об этом. Десульфатация в ряде случаев позволяет устранить данное последствие систематического недозаряда. Но только на начальных этапах. То есть, когда проблема выявлена своевременно, и устранена оперативно. В запущенных случаях десульфатация даже с помощью продвинутых и дорогих зарядных устройств — бессильна. А сульфатация перетекает в следующую проблему.
Сокращение ресурса
Любой аккумулятор, который регулярно не получает полноценный заряд, служит гораздо меньше, чем ему положено. В случае с автомобильными АКБ нормальным ресурсом считается 5 лет. Тогда как в случае систематического недозаряда новый аккумулятор может пойти в утиль уже на вторую зиму. Срок службы во многом зависит от того, насколько существенный есть недозаряд. То есть, если батарея недополучала постоянно каких-то 10%, она прослужит почти столько же, сколько её сестра в идеальных условиях. Если же аккумулятор чаще всего простаивал заряженным всего наполовину, его ресурс будет меньше заявленного на столько же или даже хуже.
Причина ускоренного износа проста и понятна. Сульфатация имеет свойство накапливаться, если для этого есть «благоприятные» условия. В первую очередь, недозаряд аккумулятора. Из-за сульфатов он становится всё менее и менее ёмким, что рано или поздно приводит к отказу крутить стартер. Опять же, десульфатация иногда помогает вернуть часть утраченной ёмкости и, тем самым, увеличить ресурс АКБ. Но, к сожалению, лишь иногда.
Аккумулятор часто подводит
Чаще всего недозаряд аккумулятора обнаруживается автовладельцами уже на этой стадии. До того, пока АКБ хватает для успешного запуска двигателя, мало кто утруждает себя контрольными замерами плотности и напряжения. Как говорится: ездит, и хорошо, не буду лезть в то, что и так работает. Однако, если есть недозаряд, то даже если вы о нём не подозреваете, отказ аккумулятора — неизбежное последствие проблемы. Как это бесит, когда машина вдруг не хочет заводиться, знают многие. Потому долго на этом останавливаться нет смысла.
Нормальные условия для полноценной зарядки АКБ на машине
Вот в чём реально есть смысл, так это в знании и понимании условий, при которых недозаряд аккумулятора на борту автомобиля невозможен. Фундаментальных их три:
- Аккумуляторная батарея — исправная и без дефектов, из-за которых заряд происходит неэффективно, либо возникает сильный саморазряд.
- Напряжение бортовой сети автомобиля — в пределах 14,2…14,8 В.
- Время работы системы зарядки АКБ (генератора) — достаточное для восстановления потраченной на запуск двигателя энергии.
Дефекты АКБ. Пожалуй, рассмотрим их позже, так как они относятся к причинам недозаряда аккумулятора.
Напряжение бортовой сети. Здесь важно понимать, что в расчёт берётся только то напряжение, которое по факту есть непосредственно на выводах аккумулятора при работающем двигателе. Вольтаж на штатном или самодельном вольтметре, в прикуривателе и других местах проводки автомобиля — в данном случае нас не интересует. Только от того, что приходит на выводы АКБ, зависит, будет ли она заряжаться полноценно, или нет. В теории, конечно, аккумулятор с номиналом 12 В способен зарядиться на 100% или около того, даже если заряжать его напряжением в районе 13 В. Однако, времени при таком напряжении потребует очень много.
Поэтому, чтобы в реальных условиях эксплуатации автомобиля аккумулятор успевал восстанавливаться от генератора, последний должен выдавать не менее 14,2 В, а лучше больше. Но не выше 14,8 В, так как это уже перезаряд, и свои неприятные последствия.
Время. Ни один аккумулятор не способен заряжаться мгновенно, как это могут конденсаторы. Для восстановления даже полностью заряженной АКБ, которая пару секунд покрутила стартер, надо, как минимум, минут 20…30. Если же на момент запуска аккумулятор был заряжен неполностью, двигатель замёрзший и стартонул не с первой попытки, а на улице ещё и отрицательная температура — времени нужно намного больше. Сколько точно — сказать невозможно. Слишком много переменных факторов.
Аккумулятор постоянно недозаряжается — причины
Собственно, зная условия, необходимые для полноценной зарядки, причину недозаряда аккумулятора найти и устранить уже несложно. Ниже рассмотрено пять часто встречающихся проблем, из-за которых АКБ недозаряжается от генератора. Описана суть проблемы, как её выявить и устранить в гаражных условиях, то есть, без СТО.
Причина 1. АКБ не хватает напряжения
Напомним, что для нормальной и сравнительно быстрой зарядки автомобильного аккумулятора на борту должно быть напряжение 14,2…14,8 В. Проверяется оно элементарно. Мультиметром, включённым в режим измерения постоянного напряжения в пределах 20 В, и подсоединённым непосредственно к выводам АКБ при устойчиво работающем двигателе.
Если на холостом ходу при выключенных потребителях (фары, печка, прочее) прибор показывает вам что-то из указанного выше диапазона — напряжения АКБ хватает. Недозаряд происходит не из-за этого. Если норма достигается только при повышении оборотов до 2-3 тыс., это указывает на неполноценную работу генератора. Просадка в районе 0,2…0,6 В допускается при включённых мощных потребителях. То есть, с фарами и печкой напряжение может уменьшаться с 14,4 В до 13,8 В. Это нормально.
Если же мультиметр показывает существенно меньше — это и есть причина недозаряда аккумулятора. Искать её источник придётся в генераторе, но, скорее всего, найдётся она в реле-регуляторе напряжения. Как всё это проверить без специалистов, вы можете узнать из материалов на Авто без СТО (смотрите раздел «Карта сайта»). В двух словах это описать невозможно.
Причина 2. АКБ не хватает времени
Несмотря на то, что эта причина идёт здесь вторым номером, определять её надо в последнюю очередь. Когда все остальные исключены. Основная проблема в том, что не существует точного времени, которое необходимо АКБ для полноценной зарядки. Оно зависит, как минимум, от:
- исходного уровня заряда;
- технического состояния АКБ;
- напряжения бортовой сети;
- температуры воздуха.
Тем не менее, примерные цифры, всё же, обозначить можно. Если аккумулятор исправен, до запуска двигателя был заряжен хотя бы на 70%, напряжение на борту в пределах нормы, а на улице нет сильного мороза — хватит 40…90 минут. Зимой, как правило, этого мало. Потому и рекомендуют многие именно в этот период года почаще контролировать состояние АКБ и, при необходимости, подзаряжать её от зарядного устройства в гараже.
Причина 3. АКБ «мёрзнет»
Здесь всё совсем просто. Если машина некоторое время стоит на морозе, то после запуска двигателя первые 30…40 минут АКБ принимает заряд от генератора крайне плохо. Эту проблему часто пытаются решить при помощи термо-чехлов для аккумуляторов. Однако, как показывает практика, они в большинстве случаев особо не помогают. Как вариант, можно заносить батарею на ночь в тёплое помещение, что многие и делают. Это эффективно, так как сразу же после запуска двигателя «тёплый» аккумулятор сразу же полноценно начинает заряжаться от генератора.
Если ни термо-чехол, ни ежедневное извлечение АКБ и переноска её туда-сюда не для вас, то выход только один — регулярно подзаряжать аккумулятор от зарядного устройства. Впрочем, если вы ездите на машине часто и далеко, то эта причина для вас попросту неактуальна. Недозаряд аккумулятора, если он есть, происходит по другим причинам.
Причина 4. АКБ с дефектами
Недозарядом могут страдать аккумуляторы с такими дефектами:
- грязный корпус;
- окислы и соли на выводах;
- недостаточный уровень электролита;
- трещины, сколы;
- вздутия; (что это, и как проявляется, читайте на Авто без СТО в этом месте).
Сульфатацию, о которой сказано выше, тоже можно отнести к дефектам аккумулятора. Обратите внимание, что некоторые из перечисленных косяков можно легко исправить. Например, помыть корпус водой с содой, почистить выводы от налёта, долить воды в электролит. Другие дефекты из списка, к сожалению, исправить можно только покупкой нового аккумулятора.
Причина 5. АКБ садится во время стоянок
Здесь ключевым фактором является ток утечки. Об этом на Авто без СТО есть полноценный материал. Кроме тока утечки стоит также учитывать продолжительность стоянок. Также полезно будет выяснить, когда именно аккумулятор оказывается заряженным не полностью — сразу после очередной поездки, или, всё же, после стоянки. К сожалению, подходит для этого только способ с измерением плотности, так как напряжение сразу после остановки двигателя измерять бессмысленно.
Выводы
Хронический недозаряд аккумулятора возникает как из-за неисправностей, так и из-за независящих от машины факторов. Диагностируется и устраняется сравнительно просто — путём проверки и обеспечения оптимальных условий, при которых АКБ быстро и полноценно сможет заряжаться от генератора. Даже если проблему не удаётся устранить оперативно, но выявлена она своевременно, настоятельно рекомендуется регулярно «подживлять» аккумулятор от стационарного зарядного устройства. Это поможет сохранить его ресурс и подольше не сталкиваться с описанными здесь последствиями.