Неочевидные летние шины, которые оправдали ожидания
Чуууть-чуууть шинного контекста во вступлении, а далее подробно о тех, на которых теперь езжу.
Я по-прежнему считаю, что шины — не бананы. Ориентируюсь не на возраст, а на общее состояние и то, как они ощущаются пока катятся, тормозят, поворачивают и всякое такое.
Заводской Amtel — вещь в себе. Возить будут долго — фиг сотрёшь, быстрее успеют надоесть. Прочные. В рамках класса проходимые. Но. Чем старше, тем твёрже. Чем старше — тем шумнее. И не любят асфальтовую колею. Если меня эти вещи не сильно пугают, то жене, которая в этом году садится за руль, оставлять нюансы с курсовой устойчивостью не хочется.
И кто из дастероводов не засматривался на Goodrich, Geolandar, Outpost и прочие известные AT-варианты?) Новая АТ’шка от Nokian вообще самая популярная в этом сезоне и в ленте о ней чуть ли не каждый третий пост. Вот и я засмотрелся, даже подумал, что определился. Потом вспомнил, сколько раз за последнее время заезжал в жидкую грязь и АТ отпала как класс — будет попросту излишней. Совсем гладкие беззубые варианты тоже отмёл — не универсально. Выбирал, исходя из своих представлений о том, какие свойства хочу получить. Чтобы было множество ломанных ламелей разной ширины и глубины, открытые блоки протектора (это должно дать хороший кромочный эффект, обеспечив и зацеп, и водоотвод) плюс прочная боковина пару раз в год не помешает.
Здесь опущу все варианты, на которые падал глаз, но в итоге незакрытыми остались две вкладки в браузере. С Viatti Bosco H/T (та, что V-238) и с Maxxis Bravo HP-M3. Россиянка с итальянским именем оказалась мне ближе.
Bosco H/T — шина дорожная. Сразу достал запаску, прикинуть, что я приобрёл и что потерял в сравнении со штатным Cruise 4×4.
Минус проходимость — ежу понятно. Далее, у Viatti чуть мягче резиновая смесь (даже с поправкой на возраст Amtel’а), поэтому плюс тишина, плюс комфорт на мелких дефектах и шершавом асфальте. Спецы смогли бы понять что-то ещё, но я не спец.
Справа — Amtel, проехавший 9 сезонов.
Для тех, кого интересуют замеры: глубина протектора Bosco в беговой зоне (в районе рёбер курсовой устойчивости) — 8мм. В плечевой зоне — 6,5мм.
У нового Cruise 4×4 8мм, у потёртого комплекта осталась ровно половина — 4мм.
Новые шины (размер, кстати, штатный 216/65-16) смонтированы на литые диски КиК КС672, весит такая сборка 20,3кг. Напишите в комментариях, много это, на ваш взгляд, или мало. По балансировке суммарная масса грузиков на колесо от 30 до 80грамм.
Из полезной информации на боковине — индекс нагрузки 98 (до 750 кг на колесо), индекс скорости H (до 210 км/ч, информация взята с сайта, на колесе не отштампована) и слойность (которую почему-то ни один сайт не приводит) — в беговой части 2 слоя полиэстера, двойной стальной брейкер и 1 слой нейлона. В боковине — 2 слоя полиэстера.
Если бы на шинах была евроэтикетка, коэффициенты для этого размера расставились бы так:
Торможение по прямой на мокром асфальте — B
Топливная экономичность — E
Уровень шума, издаваемого шиной 69 Дб.
Защиты обода у Bosco H/T нет. По геометрии не маломерят и не большемерят, посадка и внешний вид колеса в арке не поменялись.
Проехал пока всего-ничего, километров 300 и всё по сухому асфальту, дорожная поливайка не в счёт) На слух шина тише прежней, комфортней на мелких и средних неровностях. На крупных аналогична Amtel’у (ожидаемо, боковины наощупь были похожи). К колее на асфальте безразлична и куда-либо кинуть машину не пытается. На прямой увода в сторону так же нет. В поворотах ощущается немного отзывчивей.
Экстренных торможений, каких-то резких манёвров и движения в дождь пока не было. Когда будет что сказать по этому поводу — поделюсь.
По Viatti Bosco H/T нет большого количества отзывов и обзоров, поэтому я и взялся за этот пост. Возможно, кому-то моя информация поможет.
Думаю, эти шины не подойдут Доминику Торетто, а так же не прослужат долго на машине массой в 2,5 тонны (но это не точно). Для себя и для Дастера выбор считаю неплохим. А что там с долговечностью — самому интересно.
Бесшумные летние шины
При выборе новой летней резины для автомобиля водителям всегда приходится сталкиваться с непростыми решениями. Тем более, что есть много аспектов, которые необходимо учитывать перед покупкой. Большинство доступных тестов и рейтингов сосредоточены в первую очередь на вопросах, связанных со сцеплением или торможением на различных типах поверхностей. Часто слегка недооцениваемой темой является шум шин, который, тем не менее, оказывает существенное влияние на комфортность поездки. Именно поэтому мы решили подготовить список лучших летних моделей, которые также выделяются по этому параметру.
Оглавление:
- Как проверить на шум перед покупкой?
- Рейтинг бесшумных летних шин
- Заключение
Как проверить на шум перед покупкой?
Шумность шин имеет решающее значение для комфорта вождения, особенно в слегка менее звукоизолированном салоне автомобиля. Постоянный гул вращающихся колес может отнять удовольствие даже от коротких поездок. Вместо того чтобы смириться с этим и ездить с радио на полную мощность, лучше перед покупкой проверить, какой шум издают автошины.
Уровень шума колес влияет на комфорт во время движения, особенно в дальних поездках.
Самый популярный и, в то же время, самый простой способ, до которого можно добраться — это проверить этикетку шины. Это регламентированный регламентами ЕС набор данных, который в обязательном порядке прилагается ко всем новым автошинам, продаваемым на территории государств-членов ЕС. Там найдутся достоверные и проверенные данные об основных параметрах автопокрышек, включая среднее значение генерируемого шума в децибелах. Для удобства интерпретации содержащейся в нем информации она также представлена с помощью пиктограмм. Для громкости это символ динамика, за которым следуют буквы A, B или C, где A обозначает самые тихие продукты, а C — самые громкие. На более старых этикетках (до 05.01.2021) вместо букв стоят символы волн – от одной к трём.
Шумность авторезины зависит от состояния дорожного покрытия, но хорошие колеса могут его снизить.
Однако стоит помнить, что испытания маркированных покрышек проходят в строго определенных погодных условиях и на определенных покрытиях. Поэтому они не всегда полностью надежны в каждом климате. Различия в уровне шума колес также во многом зависят от поверхности, которую проезжают, и ее состояния, а также от выбранного размера. В зависимости от ширины, профиля и диаметра, а также индексов скорости и нагрузки значение децибел может быть разным даже в пределах одной модели. Поэтому убедитесь, что читаете этикетку для правильного размера.
Еще одним источником информации могут быть тесты автопокрышек, организованные признанными автомобильными ассоциациями или периодическими изданиями. В первую очередь стоит обратить внимание на результаты ADAC, Autobild, AMS или AutoZeitung, пользующихся большим уважением в отрасли.
Рейтинг бесшумных летних шин 2022 — 2023 года
Вышеуказанные методы работают в первую очередь, если на руках уже есть выбранные продукты, и хотите проверить их параметры. Но что, если не уверены, какую модель выбрать? В этом могут помочь подготовленные нами списки бесшумных летних шин. Мы создали для вас комбинации в четырех самых популярных размерах.
Данные о громкости моделей получены от этикеток ЕС. Они учитывают только размеры, предлагаемые интернет-магазинами по состоянию на 17 мая 2021 года. Они могут отличаться от фактического состояния. В данных учтены различия параметра громкости для разных вариантов заданного размера в зависимости от индексов нагрузки и скорости – в случае различий представлены крайние значения.
195/65 R15
Автомобильный рынок постоянно развивается, и вместе с меняющимся предложением автопроизводителей все большую популярность приобретают новые типоразмеры автошин. Однако в разгар постоянно меняющихся тенденций размер 195/65 R15 всегда кажется на вершине всевозможных рейтингов. Неудивительно, ведь это один из самых универсальных и часто используемых размеров, который можно встретить как в городских автомобилях, так и в кроссоверах.
В размере 195/65 R15 у таких моделей, как Kleber Dynaxer HP4, MICHELIN PRIMACY 4, Nokian Wetproof и Dunlop SP Sport Bluresponse уровень шумности равняется 68 дБ, а у покрышки Nexen N’Blue HD Plus – 68-71 дБ.
205/55 R16
В размере 205/55 R16 у таких моделей, как Nokian Wetproof и Dunlop SP Sport Bluresponse уровень шумности равняется 68 дБ, Falken Ziex ZE310 Ecorun чуть потише – 67-69 дБ, а Kleber Dynaxer HP4 и шины Michelin Primacy 4 – чуть погромче 68-70 дБ.
Размер 205/55 R16 немного больше, но не менее популярен. Его часто выбирают для более тяжелых автомобилей с большей мощностью. Вот почему можно найти его, например, в моделях таких производителей, как Audi, BMW или Hyundai.
- Sava Intensa UHP 2;
- Falken Azenis FK510;
- Dunlop Sport Maxx RT2;
- Nexen N’Fera Sport.
Бесшумные шины особенно важны на высоких скоростях, например, на автомагистралях.
225/45 R17
17-дюймовые летние покрышки не могли быть представленными производителями тихими еще десяток лет назад. Однако развитие технологий и приток совершенно новых качественных материалов однозначно изменили такое положение вещей. В настоящее время шины шириной 225 мм могут быть действительно тихими и гарантировать акустический комфорт даже в дальних поездках и с менее звукоизолированными салонами автомобилей. Модели, которые указаны ниже, являются лучшим примером этого:
- Pirelli Powergy – 68 дБ;
- Dunlop SP SportMaxx RT – 67-69 дБ;
- Nokian Powerproof – 68-69 дБ;
- Falken Azenis FK510 – 69 дБ;
- Bridgestone Turanza T001 – 69-71 дБ.
Размер 225/45 R17 также часто используется в автомобилях с более спортивным характером, что, безусловно, находит своих сторонников, особенно в летний сезон.
225/40 R18
Рейтинг бесшумных шин 2022 года наверняка был бы неполным без учета размера 225/40 R18, который совсем недавно блистал в каталогах производителей. Это решение в первую очередь для легковых автомобилей из сегментов C и D, но часто из-за большой ширины и низкого профиля этот размер устанавливается и на автомобили со спортивными характеристиками.
В размере 225/40 R18 у таких моделей, как Falken Azenis FK510, Kleber Dynaxer UHP, Nokian Powerproof, Goodyear Efficientgrip Performance уровень шумности составляет 69 дБ, а у авторезины Dunlop Sport Maxx RT 2 чуть-чуть меньше – 68 дБ.
Заключение
Как показывают приведенные выше примеры, самые тихие летние автопокрышки — это не только прерогатива шин маленького размера. До недавнего времени слегка забытый размер 225/40 R18 сейчас предлагают все ведущие автопроизводители. Это видно и в данном рейтинге, где доминируют бренды из премиального и среднего сегментов.
16 самых тихих летних шин
Хотя шумность – далеко не самая важная характеристика автомобильных шин (например, гоночные слики за счет отсутствия рисунка протектора будут практически бесшумны, но как на них ездить после дождя?), сегодня мы остановимся именно на ней. У качественных летних шин возможности уже вполне способны перекрыть потребности стандартного режима эксплуатации автомобилей. То есть при реальной езде по городскому циклу рекламные фразы типа «шины ХХХ на 10% лучше, чем шины YYY» вполне могут дать нулевую разницу, а вот акустические характеристики резины уши почувствуют сразу. Особенно если Ваш автомобиль на заводе обделен качественной шумоизоляцией – а таких на наших дорогах большинство.
Составляя сегодняшний рейтинг лучших тихих летних шин, мы опирались не только на абсолютные величины шумности конкретной резины, но и на некое усредненное соотношение «шумность/качество». Если взять покрышку с мелкими и неглубокими канавками протектора, то она, конечно, будет тихой, зато после дождя ухудшение торможения и управляемости будет критичнее удобства для ушей. Немаловажен и ресурс – слишком быстро стирающиеся покрышки трудно порекомендовать.
Категория | Место | Наименование | Рейтинг |
---|---|---|---|
Самые тихие летние шины бюджетного сегмента | 1 | Nokian Tyres Nordman SX3 | 9.6 / 10 |
2 | Tigar High Performance | 9.5 / 10 | |
3 | Cordiant Comfort 2 | 9.5 / 10 | |
4 | Viatti Strada 2 V-134 | 9.4 / 10 | |
5 | Yokohama Bluearth ES32 | 9.3 / 10 | |
6 | Triangle Group Sportex TSH11 / Sports TH201 | 9.2 / 10 | |
7 | Formula Energy | 9.1 / 10 | |
8 | LingLong Comfort Master | 9.0 / 10 | |
Самые тихие летние шины среднего класса | 1 | Continental PremiumContact 6 | 9.7 / 10 |
2 | Hankook Tire Ventus Prime3 K125 | 9.5 / 10 | |
3 | MICHELIN Energy XM2+ | 9.4 / 10 | |
4 | Kumho Ecsta HS51 | 9.2 / 10 | |
5 | Matador MP 47 Hectorra 3 | 9.1 / 10 | |
Самые бесшумные летние шины премиального класса | 1 | MICHELIN Primacy 4 | 9.8 / 10 |
2 | Pirelli P Zero New (Sport) | 9.6 / 10 | |
3 | Toyo Proxes STIII | 9.5 / 10 |
Самые тихие летние шины бюджетного сегмента
Nokian Tyres Nordman SX3
С выходом в 2022 году нового поколения шин Nordman SX, уже третьего по счету, производитель продолжил своеобразный «поиск блох» по отзывам владельцев. Если Вы, возможно, помните, шины Nordman SX2 в прошлой редакции нашего рейтинга тихих летних шин тоже присутствовали – и, при всех их достоинствах, получили критику за излишнюю мягкость боковин.
Шины сохранили асимметричность, мало изменившись внешне. Сохранена и фирменная технология Silent Groove Design, призванная улучшать акустический комфорт при езде и разработанная изначально для более дорогой серии Hakka. В этом плане шины прошлого поколения не вызывали нареканий, так что финны не стали пытаться экспериментировать.
А вот состав резинового компаунда изменили – это и стало главным нововведением. Теперь при производстве шины изготавливаются из более жесткого состава, что, по утверждению производителя, увеличило стойкость к повреждениям. На практике, однако, для сохранения комфорта это потребовало сделать боковины несколько тоньше… И в результате практически поменять шило на мыло: шины точно так же не любят притираний, камней и прочих «дорожных сюрпризов», так что с точки зрения конечного пользователя они по сути являются все теми же SX2. Но, однако, низкую шумность, хорошую управляемость и стойкость к аквапланированию у них по-прежнему не отнять – так что баллы рейтинга мы, пожалуй, сохраним. Хотя сами перспективы марки сейчас спорные – завод во Всеволожске (выпускавший 82% всех шин Nokian в мире, напомним) перешел в собственность «Татнефти» и только перезапускается.
- Комфорт при езде
- Хорошая контролируемость на мокром асфальте
- Неплохой ресурс протектора
- По-прежнему слабые боковины
Tigar High Performance
Бренд Tigar (который сам по себе на слух воспринимается чем-то похожим на приснопамятный «Абибас» с вещевых рынков) принадлежит отнюдь не новоиспеченной компании – основана эта сербская фирма еще в 1935 году, а автомобильные шины выпускает с 1959. Так что с «тигром» Вы угадали, просто по-сербски это слово пишется именно так.
На данный момент компания полностью принадлежит Michelin, и это определенно чувствуется по характеру покрышек: мягкие боковины всегда стойко ассоциировались с французской резиной. Хотя это и требует определенной осторожности при штурме бордюров, к комфорту передвижения дает изрядный плюс, а уж бортировать-разбортировать мягкую резину и вовсе одно удовольствие.
Рисунок протектора вполне консервативен – две широких канавки по центру и изогнутые ламели, напоминающие полосы на шкуре того самого тигра. Но это решение, явно продиктованное дизайнерами, еще и работает: конечно, под ливнем резина Tigar High Performance не провоцирует на агрессивную езду, но зато на сухом асфальте нет проблем ни с управляемостью, ни с акустическим комфортом.
- Быстрая прикатка
- Небольшой вес
- Достаточно мягкие боковины
- Слегка ватные реакции на руль на штатных давлениях (для высокого профиля)
Cordiant Comfort 2
Бюджетные шины российского производства при своей цене оказались способными реально удивить. И удивить приятно – с комфортом у них действительно все очень даже хорошо, причем без ущерба другим характеристикам.
Такие летние шины чаще всего покупаются для старых машин или новых, но невысокого класса – а, стало быть, не отличающихся качеством шумоизоляции. Поэтому новый владелец сразу сможет оценить то, что катятся Comfort 2 заметно тише многих сопоставимых по цене «бюджеток»: сказывается небольшая ширина поперечных канавок. В то же время и мягкость у резины достаточная, чтобы хорошо амортизировать неровности и удары, а за борьбу с аквапланированием в первую очередь отвечают широкие продольные канавки, которые на шумность при качении практически не влияют.
В результате мы получаем не просто тихую резину, но еще и хорошо тормозящую на мокром асфальте: с комфортом сочетается и приличный уровень безопасности. Но, конечно, при такой цене у резины есть и недостатки, и первый из них – это мягкие боковины. Резина ощутимо подламывается при резких маневрах, чувствительна к порезам и пробоям, на месте которых неизбежно появятся грыжи. Так что будьте все-таки осторожнее – «лосиный тест» и притирания к бордюрам «Кордианту» не нравятся совсем.
- Низкий уровень шума, в этом плане резина способна поспорить и с более дорогими конкурентами
- Хорошее сцепление на мокром асфальте
- Излишняя мягкость боковин
Viatti Strada 2 V-134
Особенность асимметричного рисунка протектора – широкие центральные канавки, что обещает хороший водоотвод. Поперечные же, напротив, достаточно узкие, с неравномерным шагом и ощутимым наклоном относительно траектории качения – это обеспечивает шинам умеренную шумность. Управляемости удалось добиться вполне адекватной – хотя, надо сказать, что определенные жертвы в угоду надежности принести пришлось.
Боковины у шин достаточно жесткие (вот тут сразу понимаешь, что «Кама» родом с того же завода). С одной стороны, это дает хорошую гарантию стойкости к повреждениям и затрудняет «подлом» при резких маневрах. С другой, однако, снижается комфорт: если на мелких неровностях все в пределах нормы, то крупные уже отчетливо передаются на кузов. Конечно, учитывая состояние немалой части наших дорог, надежность шин важнее комфорта для многих.
- В целом хорошее соотношение цены и качества
- Хорошее сопротивление аквапланированию
- Умеренная чувствительность боковин к ударам и притираниям к бордюрам
- Средний уровень комфорта на неровностях
Yokohama Bluearth ES32
Мы неоднократно акцентируем внимание на том, что тихие шины, как правило, страдают проблемами с проходимостью вне асфальта. Но в случае с «Йокогамой» это особенно заметно: протектор у этих покрышек ну уж очень специфичен, «гребучести» от редких и узких канавок, которые в центральной части к тому же не прорезают резину на всю ширину между продольными канавками, ждать не стоит.
По уровню шума резина ожидаемо хороша: за акустический комфорт ей можно поставить высокий балл. Водоотведение на прямолинейной траектории хорошее, на сухом же асфальте резина за счет достаточной жесткости достойно ведет себя и при маневрах. Эта же жесткость обеспечивает и низкое сопротивление качению – расход топлива не будет возрастать из-за смены покрышек. В то же время чрезмерно жесткими Bluearth ES32 не назвать: по совокупности они обеспечивают комфорт на должном уровне.
Резюме будет простым: среди «бюджеток» эти шины интересны и экономичностью, и комфортом, и умеренными темпами износа. Для города и трассы они будут хороши практически всегда, но резких маневров на мокрой дороге все же стоит избегать – поперечное аквапланирование начинается быстровато, для подобных протекторов это норма.
- Тишина и низкое сопротивление качению
- Умеренная жесткость боковин – хороший баланс надежности и комфорта
- Для грунтовок подходят не лучшим образом
- Поперечные канавки склонны собирать мелкие камни
Triangle Group Sportex TSH11 / Sports TH201
Китайские «треугольники» в свое время стали популярны среди любителей дрифта с ограниченным бюджетом – жечь их было недорого, при этом машина сохраняла вполне приемлемую управляемость. Ну, а учитывая настолько низкие цены, мелкие огрехи можно было простить.
Применительно же к нормальной езде эти покрышки действительно неплохи – хотя «дубеют» они и быстровато (что, повторим, для бюджетной марки неудивительно), резина получилась ожидаемо малошумной из-за специфического рисунка протектора. В сочетании с жесткими боковинами он обеспечивает и крепкий «держак», и стойкость к подламыванию в маневрах. Для сухого и жаркого лета – отличный вариант бюджетной резины.
Ключевое слово «сухого». Увы, этот же рисунок протектора обеспечивает и явную чувствительность покрышек Sportex к осадкам – не настолько критично, чтобы исключить их из рейтинга, но изменение сцепления все же великовато. В дождь стоит быть поосторожнее.
- Пожалуй, одни из самых дешевых «околоспортивных» покрышек
- Слабый водоотвод из зоны контакта
Formula Energy
Когда всемирно известный концерн запускает «бюджетный суббренд», невольно хочется съязвить – мол, чтобы не портить его качеством репутацию своей марки. Вот и резина Formula Energy – это «недо-Пирелли», для российского рынка выпускающаяся на заводах в Кирове и Воронеже (бывший «Амтел»), и о «корнях» которой напоминает только скромная надпись на наклейке – «Созданы Pirelli».
Рисунок протектора – с выраженной асимметрией, протектор в центральной зоне отчетливо разделен на «наружный» и «внутренний» блоки. Познакомиться с ним российские автомобилисты успели хорошо – шины без изменений выпускаются давно и, судя по обещанному отказу итальянцев от инвестиций в свои российские активы, имеют все шансы еще долго не меняться.
На мокрой дороге резина тормозит приемлемо, а на перестроениях ведет себя скорее даже на «выше среднего». На сухом асфальте, однако, уже ощущается недостаток сцепления и определенная вялость в маневрах. Однако по совокупности качеств это даже скорее в плюс: все-таки «заточенность» на влажное покрытие, когда езда опаснее по определению, имеет свои неоспоримые плюсы.
- Неплохой ресурс
- Стойкость к аквапланированию
- Ощутимая ватность реакций «на сухую»
LingLong Comfort Master
Что ж, китайские шинные производители пришли на наш рынок всерьез и надолго – а происхождение шин LingLong очевидно, производитель не прячется за «типаевропейским» брендом. И, между прочим, содержит даже свою собственную дрифтовую команду, выступающую в последнее время на престижных соревнованиях весьма уверенно – а этом и не китайские-то производители шин не всегда могут похвастаться.
Впрочем, шины Comfort Master – это продукт сугубо бюджетный и «городской». Классический рисунок протектора не заставляет зацепиться за него глазу. Мягкая боковина при выбранном названии не удивляет – производитель действительно ориентировал покрышки больше на комфорт, при этом, увы, пожертвовав прочностью и снизив на свой процент управляемость. Хотя, учитывая, что мы говорим о бюджетных покрышках, то тут чаще всего бывает одно из двух: либо «слишком мягко», либо уже «дуб дубом».
- Неплохой уровень комфорта
- Доступная цена
- Заметная «ватность» в резких маневрах из-за мягкой боковины
Самые тихие летние шины среднего класса
Continental PremiumContact 6
Говоря об этих покрышках с точки зрения шумности, придется по факту говорить о двух шинах. Дело в том, что несколько типоразмеров этой линейки два года назад получили «апгрейд» — их внутренняя поверхность дополнительно обрабатывается по фирменной технологии ContiSilent, которая предусматривает нанесение вспененного полиуретана на «внутренности» — он работает как слой шумоизоляции.
Однако большинство типоразмеров в линейке этого покрытия лишены, поэтому давайте поговорим в первую очередь о них. Протектор – асимметричный, с тремя продольными канавками и набором нешироких поперечных и наклонных канавок – для малошумности выбор правильный. На сравнительно высоких профилях к низкому шуму качения добавляется и эффективное гашение вибраций, боковины мягкие – в результате мы получаем тихую и комфортную резину. Низкопрофильные варианты уже пожестче, но на ровной дороге все так же радуют тишиной при движении.
Малошумность и хорошее сцепление на сухом асфальте часто конфликтуют со склонностью к аквапланированию – так произошло и здесь. В продольном направлении резина хорошо отводит воду, а во в боковых маневрах уже «подвсплывает». Ну и, естественно, такой протектор не любит проселочные грунтовки: резина создавалась именно для комфортного движения по асфальту, и это потребовало жертв. Однако в сравнении с предыдущим поколением резина стала вести себя четче на сухом покрытии (сказывается возросшая площадь пятна контакта), избавилась от некоторой доли «ватности» в маневрах, которая была у высокопрофильных «пятерок» ярко видной. Так что нельзя сказать, что от обновления до шестого поколения покрышки PremiumContact стали хуже: немного сместились акценты, но в целом это все равно удачный выбор малошумной резины для асфальта.
Мотор, камера, поехали. Измеряем, как звучат шины в салоне автомобиля
Нельзя сказать, что шумность шин — это определяющий фактор при выборе покрышек. Хотя в отзывах все чаще встречаются фразы вроде «при скорости в 120 км/ч почти не слышно» или «на трассе ревет как белуга». Подобные оценки, конечно, носят весьма субъективный характер. Мы же во время нашего испытания зимних шин решили оцифровать звуковые показатели, измерив уровень шума с помощью сертифицированных приборов. О результатах — ниже.
Измерение шума. Почему это важно?
Считается, что вклад покрышек в уровень шума, издаваемого автомобилем, наиболее значительный. По данным Европейской федерации транспорта и защиты окружающей среды (T&E), начиная со скорости в 30 км/ч в режиме постоянного контакта с дорожной поверхностью протектор колеса легковушки производит звук, превосходящий шум двигателя. В случае с грузовиком это происходит на скорости 50 км/ч и выше.
В развитых странах этой проблеме уделяется огромное внимание. На производителей шин оказывается серьезное давление, и они все больше вынуждены учитывать данный фактор при разработке новых моделей.
На стикерах продаваемых покрышек можно увидеть обозначения в виде динамика, от которого исходят звуковые волны. Пока принята градация в три ступени, хотя очевидно, что этого вскоре будет недостаточно.
К первому типу относятся тихие шины (исходящий от них шум ниже предельного лимита для Евросоюза на 3 дБ и более). Ко второму — умеренно шумные (между допустимым значением и уровнем ниже него на 3 дБ). К третьему — шумные, то есть не соответствующие предельному значению для ЕС.
Подчеркнем, что речь идет о внешнем (наружном) шуме. Эта классификация принята в первую очередь для определения уровня воздействия на окружающую среду. Мы же собираемся измерять внутренний шум, то есть звуки, которые слышат водитель и его пассажиры.
Что еще важно знать? На силу шума влияют несколько факторов. Например, рисунок протектора. Чем больше острых углов и ломаных линий, в особенности в контактном пятне, тем сильнее шина будет «звучать» на скорости.
Важное значение имеют также сырье, из которого произведена покрышка, ее ширина, индекс скорости, наличие шипов и, безусловно, дорожное покрытие.
Условия испытания: измеряем шум при скорости в 50, 60, 90 и 120 км/ч
Как и два предыдущих испытания, измерение акустического эффекта проходит на Республиканском полигоне для испытания мобильных машин (более известен как «Липки»), где практически не ездят другие транспортные средства. Спецтрасса находится на удалении от МКАД. Поблизости расположен аэродром, и это учитывается: во время взлетов замеры мы приостанавливаем. То есть воздействие инородного шума практически исключено.
В течение трех дней погода позволяла провести замеры при идентичных условиях. Сила ветра достигала 1—3 метров в секунду. Осадков не было. Если в прошлые разы мы усиленно поливали асфальт и базальт, то теперь, наоборот, нам необходимо сухое покрытие.
В остальном все как раньше: пять комплектов «зимы» и один — «лета». За рулем — Юрий Краснов. На заднем сиденье располагается специалист, у которого имеется сертифицированный прибор — шумомер. Микрофон размещается возле уха водителя, чтобы получить объективную информацию о звуковом воздействии на управляющего автомобилем.
Измерения производятся на четырех скоростях: 50, 60, 90 и 120 км/ч. Двигатель работает на постоянной скорости, за ее поддержание отвечает круиз-контроль. Вентиляция салона и аудиосистема выключены, стекла полностью закрыты. Все находящиеся в машине по команде замирают и замолкают.
Прежде чем перейдем к результатам, напомним, во сколько децибел оцениваются понятные нам звуки: шелест листьев — 10 дБ, шепот — 20 дБ, разговор — 60 дБ, поезд в метро — 100 дБ. Болевой порог составляет 120 дБ, смертельный уровень — 200 дБ.
Premiorri ViaMaggiore Z Plus
По традиции начинают испытание украинские шины с итальянским названием Premiorri ViaMaggiore Z Plus, спроектированные, как следует из маркировки на боковине, в Великобритании. У покрышек асимметричный рисунок проектора, а индекс скорости соответствует 210 (H).
На сайте производителя — компании «Росава» (ранее Белоцерковский шинный завод) — про акустические эффекты модели информации мало. Лишь те же данные, что на наклейке — обозначение умеренно шумных шин (второго типа). Фигурирует значение в 71 дБ. Повторимся, речь о внешнем звуке. Мы же измеряем салонные показатели.
Сразу после «переобувки» и поездки по городу возникли субъективные ощущения, что эти шины гудят. Разница после «лета» действительно ощущалась. А может, просто показалось? Вот и проверим!
— Набираем 50 км/ч, все молчат и не двигаются, — командует специалист, вооруженный шумомером.
Повисает тишина, слышен лишь мерный звук двигателя и шуршание покрышек об асфальт. Через пару секунд нам объявляют результаты: «58,8, 59,8, 59,2, 58,8 дБ. »
А как только помеха отдалилась, шумомер вернулся к прежним значениям. Средний результат для 50 км/ч — 59,2 дБ.
Теперь заезды на 60 км/ч. Показатели по ним слегка выше: 59,1, 59,2, 59,8 дБ. Фиксируем среднее значение в 59,4 дБ. Напомним, по громкости это сопоставимо со спокойным разговором.
Автомобиль опять набирает скорость. Когда на экране высвечивается 90 км/ч, водитель включает круиз-контроль. Если верить прибору, то шум вырос: 64,5, 63,8, 63,6 дБ. Средняя цифра — 64 дБ.
Остается крейсерская загородная скорость — 120 км/ч. Ухо улавливает разницу, но небольшую. Прибор более точен: 68, 67,8, 67,9 дБ. Средний результат — 67,9 дБ.
HIFLY Win-Turi 212
Вторым к акустическим измерениям приступает китайский бренд HIFLY, а точнее, модель Win-Turi 212. У этих шин также асимметричный рисунок, а индекс скорости равен 210 км/ч. На сайте изготовителя имеется нетипичное обозначение звуковых характеристик покрышки и подпись Quiet (тихие).
— Это «зима» или «лето»? — сев в автомобиль, удивляется специалист.
Возможно, это были субъективные ощущения, так как прибор стал выдавать вполне четкие значения. Средний результат для 50 км/ч (60,4 дБ) оказался лишь немногим ниже, чем для 60 км/ч (60,7 дБ), что, в общем-то, логично.
Для 90 км/ч зачетными получаются такие результаты: 64,3, 64,2, 64,2 дБ. В итог записываем 64,2 дБ.
Наконец, при скорости в 120 км/ч шумомер фиксирует кучные показатели: 68,6, 68,2, 68,3 дБ. Результат — 68,4 дБ.
Viatti Bosco S/T V-526
«Переобуваем» автомобиль в российские покрышки Viatti Bosco S/T V-526, также имеющие асимметричный рисунок (индекс скорости — 190 км/ч). Изготовитель заявляет, что шины сочетают в себе комфорт и бесшумность вождения со способностью выдерживать значительные нагрузки. Наклейки или другие обозначения, указывающие на уровень шума, нам обнаружить не удалось.
Практически все результаты оказываются довольно кучными. Так, для 50 км/ч получаем среднее значение в 59,2 дБ.
На скорости 60 км/ч российские покрышки звучат в среднем с такой же громкостью — в 59,2 дБ.
На спидометре высвечиваются мкадовские 90 км/ч, а результат, который идет в итоговую таблицу, составляет 63,8 дБ.
Загородные 120 км/ч шумомер оценивает в средние 66,4 дБ.
Tigar SUV Winter
Сербские покрышки Tigar SUV Winter по итогам двух предыдущих испытаний стали одними из лидеров, показав, в частности, отменные результаты при торможении на мокром базальте. А что насчет шума?
Исходные данные говорят, что у шин симметричный рисунок протектора и индекс скорости H (до 210 км/ч). На русскоязычном сайте изготовителя сказано, что внешний шум соответствует 70—72 дБ. Это подтверждается обозначениями на наклейке: умеренно шумная, 70 дБ.
Прибор наготове, Юрий Краснов разгоняется до необходимой скорости и включает круиз-контроль. Потом минутка тишины и замеры. Вот какие средние результаты мы получаем: для 50 км/ч — 59,4 дБ, для 60 км/ч — 60 дБ, для 90 км/ч — 64 дБ, для 120 км/ч — 67,8 дБ.
Nokian Hakkapeliitta R3 SUV
Интересно было узнать, какая роль в нашем оркестре достанется «скандинавам» — финским Nokian Hakkapeliitta R3 SUV. Это представители премиум-сегмента, которые рассчитаны на суровую зиму.
Как заявляет производитель, у шин агрессивный рисунок протектора, а частицы имеют острые грани, которые проявляются на протекторе по мере износа и делают резиновую смесь более шершавой. Сказывается ли это на уровне шума? На проверку понадобится совсем немного времени.
Наклейка же говорит об умеренном шуме и 72 дБ.
Наш водитель-испытатель Юрий Краснов, немного проехав на «Нокиан», замечает: «Катятся мягко». Но интрига заключена в акустическом эффекте.
Итак, полученные нами средние показатели составляют: для 50 км/ч — 59,1 дБ, для 60 км/ч — 59,8 дБ, для 90 км/ч — 64,6 дБ, для 120 км/ч — 68,8 дБ.
Разброс довольно большой: при городской скорости в 50 км/ч результат получился практически самым низким, а вот шум, выдаваемый при 120 км/ч, самый громкий.
Bridgestone Dueler H/P Sport
Штатные Bridgestone Dueler H/P Sport, продававшиеся вместе с автомобилем, были включены в испытания для репрезентативности. Хотя в плюсовое межсезонье при торможении они показали очень достойные результаты.
При 50 км/ч прибор фиксирует средний показатель в 60,8 дБ. Это удивительно, поскольку он у нас оказывается самым шумным результатом для этой скорости.
Дальше — больше. При 60 км/ч — 61,2 дБ, что тоже является самым высоким результатом для шинных испытаний Onliner.
Правда, на 90 км/ч Bridgestone Dueler H/P Sport звучали уже не так громко, выдав средние 63,9 дБ. При 120 км/ч прибор зафиксировал 67,4 дБ.
Таблица результатов
Premiorri ViaMaggiore Z Plus (зимние) | HIFLY Win-Turi 212 (зимние) | Viatti Bosco S/T V-526 (зимние) | Tigar SUV Winter (зимние) | Nokian Hakkapeliitta R3 SUV (зимние) | Bridgestone Dueler H/P Sport (летние) | |
Уровень шума при постоянной скорости 50 км/ч | 59,2 дБ | 60,4 дБ | 59,2 дБ | 59,4 дБ | 59,1 дБ | 60,8 дБ |
Уровень шума при постоянной скорости 60 км/ч | 59,4 дБ | 60,7 дБ | 59,2 дБ | 60 дБ | 59,8 дБ | 61,2 дБ |
Уровень шума при постоянной скорости 90 км/ч | 64 дБ | 64,2 дБ | 63,8 дБ | 64 дБ | 64,6 дБ | 63,9 дБ |
Уровень шума при постоянной скорости 120 км/ч | 67,9 дБ | 68,4 дБ | 66,4 дБ | 67,8 дБ | 68,8 дБ | 67,4 дБ |
Средний тормозной путь с 40 до 0 км/ч на мокром базальтовом покрытии | 34 м | 27,7 м | 28,2 м | 25,8 м | 30,2 м | 28,3 м |
Средний тормозной путь с 80 до 0 км/ч на мокром асфальте | 38,7 м | 30,3 м | 36,3 м | 31 м | 34,6 м | 28,3 м |
Неожиданно лучший результат по уровню шума в салоне автомобиля показали российские Viatti Bosco S/T V-526. Итог данного испытания нам кажется очень симптоматичным и подтверждающим непреложную истину: идеальных шин не бывает. В разных ситуациях покрышки ведут себя по-разному. Одни лучше тормозят на мокром асфальте, другие — в условиях гололедицы, третьи очень прочные, и ямы им ни по чем, четвертые великолепно ведут себя на гравийке. Выигрывают те, что обладают оптимальными характеристиками для определенных условий. А наше испытание продолжается. Впереди еще три публикации на шинную тему.