Приборная панель автомобиля (торпедо): устройство и назначение
Например, показателей текущей скорости машины, расхода топлива и т.п. Расположена данная зона зачастую перед водительским креслом (за рулевым колесом). Реже ее устанавливают на центральной консоли, но с наклоном в сторону водителя для удобного считывания данных.
Примечание! На современной панели, в среднем, размещается порядка 10 приборов. Такое количество считается оптимальным для информирования водителя о состоянии автомобиля. Если поставить меньше или больше, то информации может быть недостаточно, либо наоборот, внимание автовладельца будет рассеиваться от переизбытка приборов.
Устройство приборной панели
Все обозначения торпеды можно глобально разделить на две группы:
- контрольно-измерительные приборы — отвечают за демонстрацию различных измерений. К примеру, пробега, текущей скорости и т.п.;
- контрольные лампы (значки) — их задача оповещать водителя световыми сигналами о состоянии некоторых элементов и узлов автомобиля. Например, тормозной системы и заряда аккумулятора.
Состав приборной панели индивидуален для каждого авто и его комплектации. Но существует ряд приборов, которые так или иначе присутствуют в каждой торпеде:
- спидометр (указатель скорости машины);
- индикатор топлива (показывает, насколько заполнен топливный бак);
- тахометр (измеритель оборотов двигателя);
- одометр (отображает общий и суточный пробег автомобиля);
- индикатор температуры в системе охлаждения (отображает температуру охлаждающей жидкости в двигателе).
Отталкиваясь от этого набора, производители вносят свои коррективы в количество и состав панели приборов.
Примечание! В автомобилях современного образца показатели приборов торпеды анализируются бортовым компьютером. Если какое-то измерение не соответствует норме, то БК оповещает водителя уведомлением на экране. Таким образом автовладелец узнает о возникших неполадках с тормозными дисками, световой оптикой и не только.
Контрольные лампы: расшифровка цветов подсветки
Каждый автопроизводитель по-разному графически оформляет сигнальные значки на приборной панели. Однако сориентироваться в них поможет общий стандарт цветов подсветки:
- Зеленый или синий — такие значки предназначены для информирования о включенных в настоящее время функциях автомобиля. Например, фар или полного привода.
- Желтый (или оранжевый) — оповещают о возможной или уже имеющейся неполадке, либо проблеме с функционалом, не требующей неотложного вмешательства. Это может быть низкий уровень давления в шинах и т.д. Желтый цвет не означает серьезную неисправность и можно продолжать движение, если такой значок загорелся. Однако во время дальнейшей поездки следует уделить повышенное внимание управлению. И при первой возможности исправить неполадку, не откладывая устранение на потом.
- Красный — этот цвет в большинстве случаев сигнализирует о серьезной неисправности, представляющей аварийную опасность. Неполадки подобного характера требуют немедленного устранения. Второстепенно такие значки используются для информирования водителя о крайне низком уровне топлива в баке, заряда АКБ и т.п. Желательно изучить, что значат те или иные иконки. Если загорелся красный значок и не знаете, что он означает, то рекомендуется остановить машину. Поскольку продолжение движения может быть чревато аварией по причине отказа важной системы авто вплоть до двигателя. Но если намерены ехать, то направляться нужно сразу на СТО и ехать очень осторожно.
Некоторые графические значки при активации сопровождаются звуковым сигналом.
Виды приборных панелей
Выделяют две разновидности торпедо:
- Аналоговые (стрелочные) состоят из механических деталей и встречаются в старых или бюджетных авто. Измерительные приборы (тахометр, спидометр и другие) оформлены в виде полукруга и текущее значение указывается стрелкой. Контрольные индикаторы оснащены лампочками, которые загораются при активации функционала автомобиля или выявления неисправности.
- Электронные (виртуальные) — более актуальный вид панелей, установленных на многих современных авто. Их основу составляет программное обеспечение, которое выводит на экран нужную информацию. Экран и ПО заменяют механические датчики и приборы, однако нередко виртуальные решения визуально имитируют аналоговые торпедо.
Электронные приборные панели, если сравнить их со стрелочными, значительно превосходят предшественника по многим параметрам. Они обладают большей информативностью, более эстетичным внешним видом и индивидуальной настройкой под себя. Если водителю не нравится, как выглядит виртуальная панель, он может изменить цветовую гамму и т.д.
Также можно упомянуть о специальных функциях по типу проецирования панели приборов на лобовое стекло. Таким образом автомобилист получает возможность следить за показателями торпеды, не отрывая взгляда от дороги.
Виды, назначение и функции панели приборов автомобиля
Во время движения водителю крайне важно знать текущую скорость автомобиля, расход топлива, обороты двигателя и другие важные параметры. Эта информация отображается на панели приборов. Автопроизводители стараются сделать ее все более функциональной, информативной и удобной.
Функции и назначение
Через приборную панель осуществляется связь водителя с автомобилем. Главная ее функция – это информировать о главных показателях во время движения: уровень и расход топлива, скорость, обороты двигателя, заряд АКБ и другое.
Как правило, она расположена прямо перед водителем, немногим ниже уровня глаз. В некоторых моделях отдельные приборы вынесены посередине на центральную консоль.
Современная приборная панель представляет собой блок, который объединяет ряд контрольно-измерительных приборов, сигнальные и контрольные лампы, а также бортовой компьютер. В среднем на ней расположено около десяти приборов. Большее их количество будет только отвлекать водителя, а меньшее скажется в худшую сторону на информативности.
Устройство и работа приборной панели
Все обозначения на панели приборов делят на два вида:
- контрольно-измерительные приборы;
- контрольные лампы.
К контрольно-измерительным приборам, как правило, относятся те приборы, которые показывают различные измерения (скорость, обороты, пробег и др.), например, тахометр, спидометр и одометр.
Контрольные лампы загораются на панели и оповещают водителя о работе различных узлов и элементов. Это может быть заряд АКБ, активация стояночного тормоза, работа привода, тормозные диски, ABS, поворотники, ближний/дальний свет и множество других. Все зависит от конкретной модели автомобиля и варианта “приборки”.
В стандартный набор входят следующие индикаторы и контрольно-измерительные приборы:
- спидометр (показывает скорость авто во время движения);
- тахометр (показывает количество оборотов коленчатого вала в минуту);
- одометр (показывает общий и текущий километраж, пробег);
- индикатор топлива (показывает уровень топлива в баке, сигнал поступает от соответствующего датчика);
- индикатор температуры (показывает текущую температуру охлаждающей жидкости в моторе);
- указатель давления масла;
- другие индикаторы.
В современных автомобилях многие параметры контролируются бортовым компьютером, который выводит информацию о неисправностях на экран. Это могут быть неполадки с ABS, тормозными дисками, фарами и т.д.
Сигнальные и контрольные лампы
Данные сигналы призваны оповещать водителя о различных неисправностях или, наоборот, о правильной работе систем автомобиля. Контрольные лампы также сигнализируют о включении различных функций (полный привод, свет и т.д.). Большинство обозначений имеет общий стандарт. Также при срабатывании некоторых сигналов подаются и звуковые.
Контрольные и сигнальные лампы подсвечиваются разными цветами:
- красным;
- желтым;
- зеленым;
- синим.
Каждый цвет информирует об уровне неисправности или просто о работе системы в данный момент. Как правило, красный цвет предполагает серьезную неисправность. Желтый цвет предупреждает водителя об имеющийся проблеме. Например, низкий уровень давления в шинах, износ тормозных колодок, незакрыта пробка топливного бака и многое другое. Игнорировать красные и желтые сигналы нельзя, необходимо сразу обратиться в сервис или устранить проблему самостоятельно.
В большинстве случаев проблема не лежит на поверхности и для точного поиска неисправности понадобится автосканер. Универсальным устройством является Rokodil ScanX.
Сканер совместим с большинством отечественных и иностранных автомобилей, начиная с 1996 года выпуска. Для поиска кодов неисправностей необходимо подключить устройство в OBD-II разъем и запустить диагностику через приложение на iOS, Android или Windows. По результатам данной процедуры вы будете точно знать имеющиеся ошибки с их кратким описанием на русском языке.
Виды панелей приборов
Панели приборов можно разделить на два вида:
- аналоговые (стрелочные);
- электронные или виртуальные.
В аналоговой модели используются механические составляющие. Тахометр, спидометр и другие индикаторы показывают значения стрелками, на индикаторах загораются лампочки. Такими панелями оснащены большинство старых и бюджетных моделей авто.
На виртуальной панели используется специальная программа. Все данные выводятся на единый экран. Такой вариант считается более современным, но многие водители предпочитают проверенные старые датчики.
Оптитронная
Среди разновидностей аналоговой панели выделяют так называемую оптитронную модель. Название происходит от английского «Optitron», но это не технический термин, а товарный знак от Тойота. При выключенном зажигании разглядеть приборы практически невозможно. Они активируются при включении зажигания. Загораются стрелки, затем спидометр, тахометр, уровень топлива, стояночный тормоз.
Для нее характерна повышенная затемненность. Благодаря подсветке на панели видны основные показатели, а другие индикаторы практически незаметны. Они загораются по необходимости. Смотрится оригинально и красиво.
Электронная (виртуальная)
Развитие электронной или виртуальной приборной панели проходило постепенно. Это результат современных технологий. Сначала среди аналоговых циферблатов помещали дисплеи бортового компьютера, затем она стала полностью виртуальной. Программа имитирует на экране привычное расположение приборов.
У такой панели есть свои преимущества:
- большая информативность;
- красивый внешний вид, разработчики стараются сделать дизайн как можно ярче;
- индивидуальные настройки, водитель может сам выбирать внешний вид, цветовую гамму и другое;
- взаимодействие с водителем.
Разработчиками цифровых панелей являются многие ведущие автопроизводители (AUDI, Lexus, Volkswagen, BMW, Cadillac и другие. Наиболее прогрессивной считается виртуальная панель Audi Virtual Cockpit. Жидкокристаллический дисплей с высоким графическим разрешением, на котором отображается множество информации, включая информационно-развлекательный комплекс. Управлять системой и настройками можно с рулевого колеса.
Также многие современные автомобили оснащаются функцией проекции приборной панели на лобовое стекло. Проекционный дисплей показывает основные показатели (скорость, навигация и т.д.). Водителю не нужно отрывать взгляд от дороги и отвлекаться.
Приборная панель – это коммуникатор, через который проходит связь автомобиля с водителем. Чем информативнее и правдивее будет информация, тем безопаснее и удобнее будет поездка. Современные панели отличаются не только информативностью, но и ярким дизайном. Различные решения добавляют индивидуальности салону, но все же главное, чтобы водитель в любой момент движения мог увидеть интересующую его информацию.
Панель приборов в автомобиле — для чего необходима, как устроена
Приборная панель в транспортном средстве необходима для того, чтобы автомобилист мог вовремя получать наиболее важную информацию. Различные приборы и датчики посылают сигналы именно на экран приборной панели. В сокращенном варианте данный элемент автомобиля называется приборкой. Это обобщённое название зоны, в которой расположены все основные контрольно-измерительные приборы транспортного средства. Они необходимы для того, чтобы оперативно оповещать автомобилиста о текущем состоянии всех значимых систем и агрегатов. Кроме того, на приборную панель выводится информация об актуальной скорости передвижения и доступном количестве топлива. Многие автомобилисты при помощи приборки отслеживают пройдённый путь.
Напомним, что спидометр показывает актуальную скорость, а тахометр – обороты двигателя
Как правило, все приборные панели располагаются с левой стороны прямо перед автомобилистом. В некоторых серийных автомобилях панель приборов может размещаться по центру передней консоли, но при этом она поворачивается в сторону водителя для более удобного считывания информации. В стандартной панели приборов присутствует определённый набор индикаторов – спидометр, контрольные лампы работоспособности агрегатов, счётчик пробега, индикатор температуры охлаждающей жидкости, индикатор уровня горючего и тахометр. Напомним, что спидометр показывает актуальную скорость, а тахометр – обороты двигателя. Это классический набор показателей приборной панели, который может меняться в зависимости от модели автомобиля. К примеру, на некоторых современных транспортных средствах присутствует контроллер износа тормозных дисков. От этих элементов выводится информация на приборную панель в виде сигнальных ламп.
Контрольно-измерительные приборы в большинстве автомобилей работают по стандартному принципу – красный свет всегда обозначает проблему. Если на экране горит любая красная лампочка или стрелка прибора находится в красной зоне, это указывает на проблемы с транспортным средством. В таких случаях лучше произвести остановку и изучить неисправность.
Первым делом следует включить зажигание, но не запускать двигатель. На панели загорится большое количество разноцветных лампочек
Не все знают, что ещё до начала движения автомобиля приборная панель может указать на наличие проблем с транспортом. Заметить их очень просто. Для этого нужно провести краткое тестирование систем в начале эксплуатации транспорта. Первым делом следует включить зажигание, но не запускать двигатель. На панели загорится большое количество разноцветных лампочек. Среди них должна быть лампа давления в смазочной системе, лампа исправности аккумуляторной батареи и лампа включения ручного тормоза.
После этого нужно запустить мотор. Все тревожные индикаторы красного цвета должны исчезнуть. На приборной панели останется только датчик ручного тормоза. Чтобы проверить исправность ручника и его контроллера, следует затянуть его и отпустить обратно. При этом нужно проверять реакцию соответствующего индикатора на приборной панели.
Панель приборов содержит электронные, световые и механические элементы. Доля последних в современных автомобилях уменьшается
Через 20 секунд можно выключить двигатель и снова включить зажигание. Если силовой агрегат находится в исправном состоянии, датчик масляного давления не должен загораться, так как параметр уже повысился до нормы. Панель приборов содержит электронные, световые и механические элементы. Доля последних в современных автомобилях уменьшается. В основном поломки связаны с выходом из строя механических деталей или сбоями бортового компьютера.
Итог. Приборная панель необходима в транспортном средстве для того, чтобы автомобилист вовремя получал актуальную информацию о состоянии транспорта. Многие индикаторы на панели могут указывать на наличие неисправности.
Анатомия цифровой приборной панели JLR
В данной заметке приведена информация о аппаратной и программной начинке ЖК приборных панелей компании JLR. Эта информация может быть интересна как владельцем автомобилей JLR с цифровыми приборными панелями, так и владельцам желающим обновить приборную панель в своем автомобиле.
В 2009 году для нового Range Rover 2010 модельного года(L322) была создана цифровая приборная панель, в которой вместо механических стрелок и лампочек применили 12 дюймовый ЖК дисплей, на котором полностью отрисовывается привычный для водителей интерфейс с двумя шкалами приборов. Для 2009 года это было передовое техническое решение, которое в дальнейшем практически без модификаций применялось целых 7 лет, как в Range Rover так и в других моделях JLR. В 2017 году произошла смена поколений цифровой приборной панели — цифровая приборка была обновлена более современными электронными комплектующими.
TFT приборная панель RR 2010MY
За счет того, что существуют решения по установке приборных панелей от Range Rover(L322) в автомобили, для которых они изначально не предназначались, такие как Land Rover Discovery3(L319) и Range Rover Sport(L320) на бу приборки от L322 есть спрос и цена на них начинается от 20т.р. на авито.
Перед покупкой приборки, я сделал предварительный поиск информации по приборке L322 в гугле, пресс-релиз 2009 года обещал наличие внутри приборки операционной системы(ОС) QNX, а это значит, что есть потенциальная возможность запуска своих приложений на приборке. Просмотр vbf файлов прошивок, относящихся к этой приборке подсказал, что QNX должен работать на процессоре JADE(Fujitsu MB86R01). Дополнительный поиск по VBF файлам показал, что процессор JADE использовался не только в приборке для L322, но и в Jaguar XJ(X351).
До недавних событий приборки от X351 можно было приобрести на allegro.pl от 2 т.р + доставка, в РФ стоимость приборок от Jaguar сейчас начинается от 7т.р, поэтому я для экспериментов приобрел приборку от X351.
Впоследствии оказалость, что внутренности приборок L322 и X351 одинаковые, различаются приборки только прошивками и корпусом — стекло у XJ351 меньшего размера. Найти такие приборные панели на авито можно по словам "10849 jaguar", "10849 rover" или BW93-10849 и CPLA-10849.
Заглянем, что расположено внутри приборных панелей JLR.
Начинаем разбор
Внутри приборки расположена плата с очень большим количеством и плотным расположением элементов. Печатные платы одинаковые для приборок следующих моделей JLR до 2017 года: L322, XJ351, L405, L494.
Основные элементы на плате, по которым становятся понятными характеристики приборной панели:
Графический процессор Fujitsu MB86R01(JADE), ARM926EJ-S 333MHz
Память ОЗУ IS46DR16160A, DDR2, 2x32MB
Память FLASH S29GL512N, 64MB
Интерфейсный процессор TMS470PLFA21, ARM7TDMI, 1MB FLASH
Дисплей TJ123NP01CA разрешением 1280×480
MOST25 трансивер, OS81050
FPD-Link LVDS преобразователь в RGB, DS90UR124
FPGA/CPLD микросхема LATTICE P750060CFPC002
2 x CAN трансивера TJA1042
LIN трансивер TJA1020
I2C EEPROM 24C16
Плата приборной панели Jaguar XJ 2010MY
На плате два процессора TMS470 — интерфейсный процессор и MB86R01 — графический процессор, к первому подключены внешние шины, а ко второму подключен дисплей приборки.
CAN и LIN трансиверы приборной панели, подключены к процессору TMS470, данный процессор непосредственно подключен в перечисленные шины автомобиля и организует взаимодействие с другими блоками автомобиля. Также процессор TMS470 управляет питанием графического процессора MB86R01. При появлении активности в шине CAN, TMS470 включает питание для MB86R01, а при засыпании автомобиля, TMS470 отключает питание для MB86R01. Взаимодействие между TMS470 и MB86R01 осуществляется через шину SPI, по которой TMS470 передает всю необходимую информацию для отрисовки графического интерфейса.
Через LVDS на приборную панель передается изображение миникарты от навигационной системы, с помощью DS90UR124 LVDS сигнал преобразуется в параллельный RGB сигнал, а далее с помощью неизвестной FPGA/CPLD изображение вводится в MB86R01.
Шина MOST подключена к процессору MB86R01, по ней передается информация от развлекательной и навигационной систем, которая в последствии отображается на приборной панели в виде подсказок навигации и/или текущей FM станции или треке.
На отдельные площадки выведены jtag разъемы, с помощью которых в случае необходимости перепрошить память процессоров.
На всех L322 приборках, а я видел их только на фото, не было MOST и LVDS разъемов. На следующей фотографии плата из приборной панели L322, фото взято из заметки у isheez , на плате не распаяны элементы относящиеся к MOST и LVDS. Поэтому можно сделать вывод, что у части L322 приборок отсутствовал функционал LVDS и MOST. На приборках от X351 MOST и LVDS разъемы всегда присутствуют. Может были и полнофункциональные L322 приборки, нужна обратная связь от владельцев L322 с штатной навигацией, есть ли у вас информация от навигации на приборке?
Плата приборной панели Range Rover 2010MY
При разборе приборной панели я преследовал цель найти точки подключения к последовательному порту процессора MB86R01, т.к. предварительное изучение vbf файлов прошивок показало, что на последовательном порту MB86R01 запущена системная консоль QNX.
Поиск выводов последовательного порта от MB86R01 затруднен, тем что тип корпуса у MB86R01 BGA и "прозвонить" его выводы непросто, но мне по знакомству сделали несколько фотографий платы на рентгене, что впоследствии облегчило поиск нужных контактов на плате.
Выводы TX и RX последовательного порта на плате
После подключения последовательного порта на скорости 115,2кбс к указанным точкам, подойдет любой usb2com с 3В уровнями напряжения, появляется доступ к системной консоли QNX.
При включении приборной панели, через этот последовательный порт передается отладочная информация во время загрузки QNX, а после загрузки QNX, которая занимает пару секунд, появляется возможность самому запускать программы на процессоре MB86R01 отдавая соответствующие команды. На следующем скриншоте приведен загрузочный вывод на последовательном порту MB86R01 и вывод от нескольких программ, которые я запускал.
QNX это UNIX подобная ОС, так что те кто знаком с linux/bsd/macos не будут испытывать особых проблем с qnx.
Системная консоль QNX на последовательном порту
pidin arg — отображает список работающих программ, аналог команды ps в linux
pidin info — отображает информацию о системе, аналог команды uname+free+uptime в linux
В списке программ есть как системные программы QNX:
— procnto ядро ОС QNX
— devf-einstein драйвер flash накопителя
— devf-ser8250 драйвер последовательного порта
так и программы от JLR:
— tpo_power инициализация и управление дисплеем
— hmi обеспечивает графический интерфейс приборной панели.
Как видно из вывода команды pidin info, в приборке используется ядро QNX версии 6.3.2, но как я выяснил позднее, основная часть системных файлов взята из дистрибутива QNX 6.3.0SP3. Дистрибутивы QNX версий 6.3.0SP3 и 6.3.2, при желании можно найти в сети и установить например в VirtualBox, после установки в виртуальной машине с QNX будет весь необходимый инструментарий для разработки своих приложений под приборную панель.
Для возможности загрузки-выгрузки файлов на приборную панель можно использовать все тот же последовательный порт, для этого достаточно прошить в приборную панель файл utils.vbf. В процессе прошивки файла utils.vbf в каталог /fs0p3 приборной панели будут установлены программы lrz/srz, которые обеспечивают функционал приема/передачи файлов через последовательный порт по протоколу Z-modem. А если еще дополнительно с помощью команды stty увеличить скорость на последовательном порту, например так /fs0p3/stty 230400, то перепрошивка приборной панели через последовательный порт будет занимать время не большее чем через шину CAN.
Тем кто не имеет в доступности подобной приборной панели для опытов или не хочет ее разбирать, но хочет ознакомиться с QNX в приборной панели, могу порекомендовать программу qemu. QEMU это программа, которая позволяет запускать на intel/amd процессорах приложения предназначенные для других процессоров, в том числе и ARM.
Но в официальной версии qemu нет плат с процессорами ARM926EJ-S и с поддержкой QNX 630SP3, поэтому я нашел на гитхабе стороннюю ветку qemu(ветка at91sam_support_for_merge) с реализацией процессорной платы AT91SAM9263-EK, для которой есть поддержка в QNX 630SP3 и немного ее доработал, чтобы qemu можно было собрать под windows. Затем на основе прошивки приборной панели сформировал образ накопителя для qemu с учетом отличий процессоров в qemu и приборной панели.
При запуске QNX в qemu, приложения разработанные для приборной панели не подозревают, что работают в эмуляторе, т.к. они выполняются в такой же ОС QNX и на таком же типе процессора ARM926EJ-S как и в приборной панели. На скриншоте ниже показан запуск приложения hmi в qemu под linux и вывод содержимого файла /dev/shmem/debug.log, который создается при запуске hmi.
Загрузка QNX в qemu(linux)
Версию qemu под windows можно скачать по следующей ссылке: qemu-at91sam9263ek.zip, после распаковки архива и запуска qemu.bat запустится QNX в эмуляторе, в котором часть программ взяты из прошивки приборной панели L322 и они корректно запускаются и работают в qemu.
На скриншоте ниже показана информация QNX в эмулируемой системе, в основном она схожа с информацией от реальной приборной панели на скриншоте с системной консолью QNX на последовательном порту.
Загрузка QNX в qemu(windows)
В целом с помощью qemu можно разрабатывать и отлаживать приложения для приборной панели, даже без физического доступа к приборной панели, а только имея файлы прошивок от приборной панели.
Файлы прошивок для приборных панелей JLR можно найти в составе программы JLR SDD, прошивки в SDD хранятся внутри vbf файлов, для манипуляций с vbf файлами я использую редактор qvbf, который можно скачать по ссылке из заметки о редакторе qvbf
В составе SDD под рассматриваемое поколение приборных панелей есть более десятка прошивок — на разные модели автомобилей и разные года выпуска модели автомобиля, но все прошивки объединяет общая структура из 5 файлов.
Так для полной перепрошивки какой-либо приборной панели в приборку для L322 нужны 5 следующих файлов:
AH42-14C026-AN.vbf — прошивка для TMS470
AH42-14C088-AN.vbf — калибровки для TMS470
AH42-14C026-CB.vbf — раздел с ядром ОС QNX
AH42-14C026-BJ.vbf — два раздела с программами FS0P1 IFS2 b и раздел для логов FS0P3
AH42-14C088-BJ.vbf — раздел с изображениями
В процессе прошивки файлов процессора TMS470 нет ничего необычного — используются связка из PBL/SBL загрузчиков для обновления flash-памяти в TMS470, кому интересно, подробнее об этом процессе в заметке о перепрошивке ЭБУ автомобиля.
А вот обновление прошивки в MB86R01 уже не такой простой процесс, т.к. MB86R01 не подключен к шине CAN, а взаимодействует с внешним миром через процессор TMS470, да и MB86R01 уже не микроконтроллер, а процессор с ОС в которой есть файловая система.
Подсказки о том как происходит обновление ПО в MB86R01 можно получить из vbf файлов прошивок, в заголовке vbf файлов дана информация о кодировании файлов в виртуальные адреса прошиваемых блоков.
информация о протоколе JADE в vbf файле AH42-14C026-BJ.vbf
Разработчики приборной панели реализовали свой протокол поверх протокола UDS, используемого для прошивки TMS470:
— для прошивки MB86R01 используются адреса блоков выше максимально возможного адреса для TMS470 в 1MB, тем самым такие такие блоки транслируются в MB86R01
— перед передачей блока с данными, передается блок с виртуальным адресом, в котором закодировано название файла, с которым нужно сохранить последующий блок данных
— полученный блок с данными в MB86R01, сохраняется на файловой системе в файл с названием раскодированным из данным предыдущего блока
— сохраненный файл может быть архивом, и тогда он будет распакован перед сохранением, может быть обычным файлом или программой, которая будет выполнена после сохранения на файловой системе MB86R01
Из самих блоков, в которых находятся файлы для прошивок можно также получить дополнительную информацию о разметке flash накопителя MB86R01.
Содержимое блока №2 из файла AH42-14C026-BJ.vbf
По информации из vbf файлов становится ясной разбивка flash памяти MB86R01, полный объем flash памяти 64MB разделен на несколько разделов. Для обновления содержимого отдельных разделов применяется свой vbf файл.
Распределение flash-памяти MB86R01
Разделение накопителя по разделам — это правильное решение, т.к. когда изображения хранятся в отдельном разделе, то обновление изображений в приборке, затрагивает перепрошивку только одного раздела с изображениями, а другие разделы остаются не модифицированными, поэтому риск вывести из строя приборную панель минимален.
Пояснения по распределению памяти:
IPL(initial program loader) — начальный загрузчик
IFS(image file system) — образ c ФС только для чтения
EFS(embedded file system, FFS3 — Flash File System v3) — образ с ФС для чтения/записи
EFS и IFS это стандартные для QNX файловые системы, в дистрибутиве QNX есть инструменты для распаковки содержимого этих файловых систем, это программы dumpifs и dumpefs.
Команды для распаковки ifs/efs файлов:
dumpifs -x -b file.ifs
dumpefs -t file.efs | python efsasm.py
В разделе images хранятся все изображения из графики приборки: стрелки, шкалы, цифры и т.д. и т.п. Изображения хранятся без файловой системы и не как файлы, а в закрытом формате, в следующей заметке я подробно расскажу о формате хранения изображений и о возможностях по модификации графики в приборке.
Для модификации изображений в JLR приборках я написал две программы — редактор изображений и прошивальщик изображений, с помощью которых любой автовладелец сможет самостоятельно модифицировать графику в приборках, без привлечения сторонних "специалистов", нужен только j2534-адаптер(JLR mongoose) и желание.
Т.к. времени на эти программы было потрачено не мало, поэтому пока распространение этих программ на коммерческой основе.
С руководством по этим программам можно ознакомится по ссылке: руководство по модификации изображений в JLR приборках
Ранее я уже немного затрагивал тему о модификации изображений в заметке о проверке TFT приборки в своем FL2 и Sergey-3d поделился своими наработками — это пример, того, что с помощью пары программ можно поменять начальные заставки, пиктограммы, лого автомобиля и преобразить интерьер автомобиля.
Модификация шкал от Sergey-3d
Коллаж от Sergey-3d
Для понимания, что можно можно изменить в приборной панели, по ссылке можно скачать архив со всеми изображениями из L322(AH42-14C088-BJ)
В следующем поколении приборных панелей JLR, уже не стали мудрить с форматом хранения изображений, и все изображения хранятся как файлы в файловой системе IFS, и все файлы можно извлечь стандартными инструментами, а для ознакомления, по ссылке можно скачать архив со всеми изображениями из приборки KPLA-14C026-KC
Вывод:
В заметке приведен краткий обзор аппаратной и программной начинок приборной панели JLR. Со времени своего создания в 2009 году и по текущее время цифровая приборная панель JLR была отличным законченным решением. Но сейчас есть возможности по модификации и расширению ее функций, список отсортирован по трудности реализации и надеюсь будет дополняться:
— модификация изображений в приборках эксплуатируемых автомобилях
— использование JLR приборки в сторонних автомобилях с помощью дополнительный адаптера
— модификация приложений в ОС QNX, например для отображения дополнительной информации или для отключения зависимости от шины MOST при показе навигации
— модификация прошивки в TMS470 для возможности использования JLR приборки в сторонних автомобилях без дополнительного адаптера