Как переключать передачи на КамАЗе
Большинство КамАЗов оснащены механическими 5-ступенчатыми КПП. Переключение передач осуществляется нажатием педали сцепления и выбором рычагом коробки нужной передачи, но переводить делать это нужно поэтапно.
- — Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
- — Педаль сцепления нажимать до упора.
- — Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
- — Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
На КПП КамАЗа 15-ой серии и коробках ZF предумотрен делитель с двумя режимами: повышенный «В» и пониженный «Н». Для переключения режима необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой выдержки (1 секунда) отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения передачи и включения высшей или низшей передачи необходимо установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», потом выжать педаль сцепления и переключить рычаг.
Схема переключения передач
Схема переключения передач в коробке передач модели 144
Схема переключения передач в коробке передач модели 154
Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310 переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310): 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора); 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора). При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1. При движении всегда держать передачу включенной. Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования. На коробках «ZF» запрещается переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший при скорости более 30 км/час и двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач.
Чтобы тронуться с места необходимо переключение скоростей в несколько этапов, для пример привередем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:
- 1-я передача, повышенный режим (В);
- 2-я передача, повышенный режим (В);
- 3-я передача, повышенный режим (В);
- Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
- Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
- Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
- Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.
Краткая запись схемы: 1В — 2В — 3В — 4Н — 4В — 5Н — 5В.
Главная особенность начала движения на КамАЗ — это плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач.
При большой загруженности или движении сложных условиях, первые четыре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В).
Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.
Особенности коробок ZF моделей 161 и ZF-9S109
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается специальный индикатор.
На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
Движение на подъемах
При подъеме необходимо переключиться на пониженные режим «Н».
Следуйте следующим правилам:
- — При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
- — Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
- — При подъеме обороты двигателя должны быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может перегреться и остановиться.
- — Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.
- — Своевременно переключайте нужные передачи.
Управление на спусках
Двигаясь на спуске — нельзя выключать двигатель, так как прекращается работа усилитиля и блокируется рулевое управление, что может привести к аварийной ситуации.
Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.
Передвижение по оледенелой дороге
Передвижение на этом отрезке трассы выполняется с наибольшим запасом хода и скорости. Остановку требуется выполнять совместно со вспомогательной системой.
Учитывайте следующее:
— Соблюдайте дистанцию, оставляйте запас места для маневра.
— Используйте вспомогательную систему торможения.
— Рекомендуется использование цепей на колёсах машины.
— Обязательно учитывайте риск заноса при экстренном торможении из-за блокировки колес прицепа.
Притормаживать двигателем на спуске можно только в исключительных случаях, так как это приводит его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.
При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.
При пробуксовке надо сбавить обороты, заблокировать дифференциал (с помощью регулятора на щитке) и начинать двигаться со второй повышенной передачи. После окончания трудого участка дифференциал необходимо разблокировать.
Передачи на КАМАЗЕ — Схема и порядок переключения передач
КамАЗ – не только мощная, но и технически сложная машина. Управлять ею, соблюдая все меры безопасности, нет так уж и легко. Изначально потребуется детально изучить передачи на КамАЗе, так как это позволит чувствовать себя за рулем громадной техники гораздо увереннее.
Что нужно знать о трансмиссии
Трансмиссия машины состоит из следующих частей и узлов:
- силовая установка;
- коробка переключения передач;
- блок для включения задней передачи;
- трехвальный картер;
- защитная крышка агрегата.
Тип и устройство КПП напрямую зависит от модели грузовика. На данный момент большинство машин комплектуются пятиступенчатой коробкой передач механического типа. Трансмиссия может иметь КПП и на 10 передач. 5-ступенчатые преимущественно используются на КамАЗах, которые эксплуатируются в качестве индивидуальных грузовых машин. 10-ступенчатые актуальны для огромных автопоездов, транспортирующих внушительные грузы.
Модели КамАЗов, на которые устанавливаются эти два типа коробок:
- 55111;
- 43118;
- 4308;
- 5490;
- 5511;
- 53229;
- 53212;
- 53205;
- 53114;
- 65115 и многие другие.
Десятиступенчатая коробка отличается повышенной мощностью. Ее разрабатывали конкретно для машин, эксплуатация которых осуществляется в тяжелых условиях, например, на неподходящем для езды грунте, горном рельефе, с транспортировками габаритных и массивных грузов.
Главная конструктивная особенность этой коробки – появился редуктор, позволяющий работать в двух режимах, конкретно – в пониженном и повышенном. Он имеет улучшенный синхронизатор. Мощность трансмиссии существенно возросла именно за счет делителя режимов. Он необходим для уменьшения нагрузки на двигатель, что положительно сказывается на его работоспособности и коэффициенте полезного действия.
При движении в облегченном режиме рычаг делителя должен находиться в опущенном состоянии. Если предполагается езда с грузом, его нужно перевести в поднятое состояние.
Вне зависимости от типа включаемой передачи – как пониженной, так и скоростной, обязательно использование системы сцепления. Водитель воздействует на нее с помощью соответствующей педали в кабине.
Схема переключение передач на КАМАЗЕ
Схема переключения коробки передач на КамАЗе имеет гораздо больше вариантов, если сравнивать с классическими легковыми автомобилями. Во многом это обусловлено установкой разделителя.
Расположение передач на отечественном КамАЗе моделей 5320 или 6520 хорошо видно на демонстрируемой картинке, где Н – это пониженный режим работы, а В – повышенный:
С точки зрения водителя переключать передачи на КамАЗе нужно следующим образом:
- первая передача – влево и вверх (при условии, что рычаг изначально находился в нейтральном положении);
- вторая передача – вправо и вверх;
- третья – вниз по центру;
- четвертая – вверх, право и еще раз вверх;
- пятая – вниз справа.
- задняя – влево и вниз.
Положение рычага делителя на порядок переключения и на расположение передач не влияет.
Как начать движение
Начинать движение на этой машине нужно с пониженной скорости. Поэтому рычаг делителя трогать не надо. Обязательным условием является выжимание педали сцепления. Порядок переключения высоких и низких передач на КамАЗе может изменяться, в зависимости от условий окружающей среды и массы самого грузовика.
Классическая схема выглядит следующим образом:
- выжимается сцепление и включается первая передача (1В);
- далее необходимо переключиться на передачу 2В;
- следующий этап – включение передачи 3В. При этом скорость вращения коленвала уже должна быть не меньше семи тысяч оборотов в минуту.
Автомобиль начинает ехать и постепенно разгоняться. Теперь можно перевести рычаг делителя в верхнее положение. Когда стрелка тахометра покажет 3000 оборотов в минуту, включается четвертая передача 4Н. Далее – снова понижаем скорость, включаем уже 4В. И на заключительном этапе требуется переключить на 5Н. Если все было проделано правильно, КамАЗ уже будет на уверенном и быстром ходу.
Трогаться с места на КамАЗе, при условии соблюдения вышеописанных рекомендаций, не так уж и сложно. Постоянная практика позволит выработать мышечную память, благодаря чему необходимые передачи будут включаться быстро и без задержек.
Важно понимать, что от уровня оптимизации работы коленчатого вала зависит и расход топлива. Переключаются передачи на КамАЗе быстро, без ненужных задержек и ровно в то время, когда это требуется. Несоблюдение основных правил и рекомендаций приводит не только к значительному увеличению количества используемого топлива, но и к износу механических деталей и узлов трансмиссии.
Особенности маневрирования
Наличие знаний о том, как переключать скорости и начинать движение – это хорошо, но их явно недостаточно для уверенного управления тяжелой машиной. Обязательно нужно изучить, как включаются передачи на КамАЗе, если есть необходимость в маневрировании. Это может быть движение задним ходом, на подъемах и спусках, на обледенелых дорогах и т.д. Чем больше информации усвоит водитель и чем больше у него будет практики, тем безопаснее будет его езда. Так же можете прочитать про Не заводится КамАЗ .
На подъемах
Чтобы иметь возможность выехать на КамАЗе на подъем, необходимо двигаться на повышенных передачах. Включение первой скорости осуществляется стандартно, а вот для активации второй нужно прибегнуть к методу двойного выжимания сцепления. При этом одновременно следует нажимать на педаль газа и не забывать о подаче горючего к двигателю.
Нарушение одного из этих правил может привести к целому ряду проблем:
- мотор заглохнет, соответственно, машина остановится и начнет самовольное движение назад, что является крайне опасным явлением. Двигатель глохнет преимущественно из-за резкого падения количества оборотов коленвала, особенно если этот показатель не превышает 2000 об/м;
- износ движущихся деталей коробки передач или даже ее выход из строя. Ремонт КПП – затратное и длительное мероприятие, требующее привлечение опытных специалистов;
- увеличение рабочей температуры мотора и, как следствие, более быстрый износ его механизмов;
- увеличенный расход топлива – это негативно скажется на экономическом факторе.
На спусках
В таких грузовиках традиционно используется тормозная система двойного типа. Помимо стандартного метода торможения, присутствует также дополнительная система замедления движения. Отключать ее во время движения на спуске категорически не рекомендуется.
Активное вспомогательное торможение – основной помощник при таком виде маневрирования. В процессе спуска нельзя выжимать сцепление и заниматься переключением передач на КамАЗе. В более поздних модификациях этих машин уже устанавливаются усовершенствованные типы трансмиссионных механизмов, которые не подвержены сильной нагрузке во время наклонного движения вниз. Соответственно, это позволяет защитить их от преждевременного износа.
Главная ошибка водителя на спуске – это когда он глушит двигатель. Делать это категорически запрещено. Дело в том, что остановка мотора активирует систему блокировки руля. А это уже создание потенциально аварийной обстановки на дороге.
Задний ход
Включаются скоростя на российском КамАЗе не только передние, но и задние, причем последних может быть две (если речь идет о десятиступенчатой коробке, например, на грузовике модели 55102). Схема переключения наглядно показывает, что для активации заднего хода необходимо перевести рычаг КПП в нижнее левое положение.
Важно – категорически запрещено включать задний ход во время движения. Предварительно нужно обязательно остановить машину и только тогда переключать рычаг в соответствующее положение.
На обледенелых участках
Здесь нужно соблюдать максимальную осторожность. Важное требование – всегда надо иметь достаточный запас хода, что поможет оперативно выйти из аварийной ситуации. Торможение на дорогах с гололедом рекомендуется осуществлять с помощью дополнительной тормозной системы, основная задействуется только в крайних случаях, например, когда нужно экстренно остановиться. Она позволяет существенно сократить протяженность тормозного пути, но при этом могут появиться иные проблемы:
- увеличенный износ деталей и механизмов силового агрегата;
- проскальзывание колес (если это происходит, необходимо выключить пониженную передачу, что поможет быстро сбросить скорость вращения коленчатого вала);
- возрастает риск попадания в занос.
Если на обледенелом участке нужно выполнить аварийное торможение, всегда нужно начинать с прицепа. Если тормозить колесами самого грузовика, то прицепное оборудование уйдет в занос, вовлекая за собой и саму машину.
Занос и переключение скоростей
Занос – крайне опасное явление, при котором водитель практически полностью теряет управление автомобилем. Самое главное требование, которое обязан знать каждый, кто садится за руль транспортного средства – это то, что переключение передач на КамАЗе при заносе теряет всякий смысл, более того, становится опасным.
Схема переключения передач КАМАЗ-6520
Грузовые автомобили марки КАМАЗ в числе лучших грузовых автомобилей не только в России, но и в мире. Эти машины неоднократно участвовали в международных авторалли и даже были призерами. Российские большегрузные КАМАЗы колесят по всему миру, перемещая тонны грузов и товаров.
КАМАЗ 6520 – это крупнотоннажный самосвал с грузоподъемностью до 20 тонн. Выпускается в Набережных Челнах с 2003-го года. Длина его составляет 7830 мм, ширина – 2555 мм, что сравнимо с габаритами просторной жилой комнаты. И, несмотря на то, что это крупногабаритный и тяжелый грузовик (вес его без груза составляет 13-14 тонн), управлять этой машиной относительно не тяжело. Этому способствует механическая двухрядная коробка передач на КАМАЗ-6520 и ее схема переключения скоростей.
Устройство МКПП
Механическая коробка передач ZF-16 работает по схеме сдвоенного Н-образного переключения. Между третьей-четвертой, а также пятой-шестой передачами встроено положение холостого хода. Первые 4 ступени называются медленной группой заднего делителя, а 5-8-ю передачи называют быстрой группой заднего делителя. Обе группы отделяются друг от друга тугой пружиной.
Дорожка, по которой передается движение задним ходом, защищена стопором, и чтобы перевести рычаг в это положение, потребуется приложить значительное усилие. Это было сделано для того, чтобы избежать ошибки при переключении скоростей.
Почему шестнадцатиступенчатая?
МКПП ZF-16 считается 16-ти ступенчатой. Но, как показывает схема КПП КАМАЗ-6520, в ней фактически 8 ступеней. Слева располагаются нечетные ступени, справа – четные. И тут напрашивается вопрос: а откуда взялись еще 8 ступеней? Ведь коробка передач считается 16-ти ступенчатой.
Дело в том, что на рычаге переключения скоростей под ручкой имеется небольшой флажок-переключатель, соединенный с редуктором, который называется делителем, или split на английском языке. Если изменить его положение, то рычаг переключения скоростей начнет работать с промежуточными ступенями. Их так и называют: первая повышенная, либо первая пониженная. Перевод рычага в верхнее положение скорости увеличивает, а в нижнее положение – замедляет.
В ZF-16 встроены синхронизаторы для шестерней, благодаря которым переключение выполняется быстрее, менее шумно, а устройство коробки становится более надежным, реже выходит из строя. Таким образом, это синхронизированная коробка передач с комфортной схемой переключения передач на КАМАЗ-6520.
При переключении на высокие передачи нет необходимости в двойном выжиме сцепления. Не надо нажимать на педаль, управляющую подачей топлива, когда водитель переключается на более низкую передачу, даже когда машина движется под уклон или при возникновении опасных ситуаций.
Чтобы переключить 1-2 или 7-8 скорости, рычаг переводят против силы, натягивающей пружину, и удерживают его в выбранном положении. Если рычаг отпустить в середине дорожки, то он перейдет в положение холостого хода.
Устройство делителя
Делитель, увеличивающий число передаточных ступеней, состоит из следующих элементов:
- Кран золотникового типа, которым управляется делитель. Он встраивается в рычаг переключения передач, и обеспечивает снижение скоростей и возврат в стандартное положение, называемое повышенным.
- Редукционный клапан – устройство, отбирающее поток сжатого воздуха из пневмоузла. При излишне высоком давлении клапан выпускает часть воздуха, который поступает на управляющий кран и клапан, включающий делитель, благодаря чему в системе управления двигателя формируются одновременно 2 контура.
- Клапан, включающий делитель, подает сжатый воздух на устройство, при отключении сцепления. Это позволяет запускать или отключать пониженную скорость синхронно с переключением ступеней на КПП.
- Делительный механизм состоит из поршня, установленного внутри цилиндра. Шток, отходящий от поршня, соединяется с рычагом, закрепленным на валике узла. При попадании сжатого воздуха в устройство, поршень смещается в заданном направлении, и его смещение приводит к изменению режима работы.
- Делительный механизм оснащен воздухораспределительным патрубком, который подает воздух в цилиндр.
Чем отличается схема переключения передач на КАМАЗ-6520 и 5320
КАМАЗ-5320 – грузовой автомобиль с грузоподъемностью в 8 тонн был разработан в 1976-ом году и выпускался до 2001-го года. Модель 6520, по сути, сменила устаревшую модель, хотя 5320 на протяжении четверти века совершенствовалась и видоизменялась. КАМАЗ-6520 – это абсолютно новая модель автомобиля, разработанная конструкторами автозавода, и не является ничьей модификацией.
В КАМАЗе 5320 была установлена усовершенствованная для того времени коробка переключения передач – механическая пятиступенчатая. Впоследствии появилась коробка с делителем, сделавшим МКПП десятиступенчатой. Такие коробки устанавливали на тягачах, работавших в составе автопоездов.
Благодаря делителю автомобиль получает две задние и 10 передних скоростей. Наличие делителя в коробке передач снижает нагрузку на двигатель и позволяет экономить топливо.
На обеих моделях КАМАЗ – 6520 и 5320, схема переключения передач КПП зависит от загруженности машины. Если автомобили идут свободными без груза или загружены менее чем наполовину, то флажок делителя-редуктора следует устанавливать в пониженное положение. И при этом передачи будут пониженными. Если автомобиль загружен более чем наполовину, то при движении флажок следует устанавливать в верхней позиции, и тогда все передачи будут повышенными.
Положение рычага КПП в зависимости от выбранной передачи
На 10-ти ступенчатой коробке переключение передач КАМАЗ-5320 с делителем выглядит следующим образом:
Передачи | Положение рычага. Перевод из нейтрального положения |
1-я | влево – вверх |
2-я | вправо – вверх |
3-я | вниз по центру |
4-я | вверх – вправо – вверх |
5-я | Вниз – вправо |
Задняя | Влево – вниз |
Как переключать передачи КАМАЗ-6520 во время движения?
Производитель автотранспортного средства не рекомендует форсировать двигатель, и начинать движение следует с первой пониженной передачи, особенно, если автомобиль груженый. Многие водители КАМАЗов начинают движение со 2-й или третьей передачи на твердой дороге и при пустой, или частично загруженной машине. Но если машина загружена полностью, если дорога плохая, или идет в гору, ни в коем случае нельзя начинать движение с 3-й передачи. Это изнашивает двигатель.
Многие водители, привыкшие работать без делителя, его попросту игнорируют, установив флажок в постоянном положении. Но те из автовладельцев, кто хоть раз воспользовался этой функцией, отмечают его бесспорные достоинства.
Поэтому начав движение с первой или второй пониженной, число оборотов можно постоянно увеличивать, переходя со второй пониженной на вторую повышенную, со второй повышенной на третью пониженную, потом на третью повышенную, на четвертую пониженную и так далее.
Но не рекомендуется часто использовать 7-ю и 8-ю передачи. Для движения груженого КАМАЗа достаточно 4-й передачи. А для пустой машины при хорошей дороге можно подняться до 6-й ступени. Если предстоит движение в гору, то схема переключения передач у самосвала КАМАЗ-6520 не предусматривает увеличения передачи. Положение рычага должно быть установлено не выше второй ступени.
Переключение скоростей нельзя выполнять при выжатом сцеплении. Иначе синхронизаторы быстро выйдут из строя.
Управление КамАЗом
Устройства
Описание используемых коробок
Программа переключения передач напрямую зависит от типа трансмиссии, установленной на грузовике КАМАЗ. В большинстве используемых автомобилей применяется коробка передач с пятью скоростями вперед и одной скоростью назад, которая является моделью Index 14. Эта трансмиссия используется, когда нет необходимости буксировать прицеп, или когда вес груза не превышает 10 тонн.
Коробка передач КАМАЗ-14.
Автомобили, используемые для перевозки больших грузов или для участия в автопоездах, используют коробку передач с маркировкой 15. В этом случае необходимо приобрести навыки вождения самосвала КАМАЗ, так как в коробке передач присутствует редуктор. Это та же трансмиссия 14 с пятью передачами вперед и одной передачей назад. При необходимости делитель включает понижающую скорость, чтобы у автомобиля было в два раза больше передач.
Коробка передач КАМАЗ-ЗФ.
Используемая коробка передач Index 16 имеет восемь механических скоростей. Имеется четырехступенчатая коробка передач и пониженная передача. Также доступна коробка передач ZF, которая оснащена девятью передачами и вспомогательной понижающей передачей.
Независимо от типа трансмиссии, механическая коробка передач приводится в действие с помощью педали сцепления. Переключение передач происходит ступенчато, с учетом самого низкого и самого высокого режимов. Рычаг на кулисе отвечает за переключение передач. В конструкции учтено, что КАМАЗ — тяжелый автомобиль, которому необходимо снижать тягу при нагрузке. И наоборот, езда в пустом состоянии не приведет к перегреву двигателя и расходу топлива.
Принцип работы
Грузовики КАМАЗ, как правило, оснащаются механической коробкой передач. Механизм работает классическим способом: выжимаем педаль сцепления и перемещаем кулису в нужное положение. Особенностью передачи являются режимы понижения (H) и повышения (V). Эта возможность позволяет минимизировать нагрузку на силовой агрегат. Как правило, для этой цели используется делитель, действующий как редуктор скорости для увеличения передаточного отношения. В некоторых автомобилях не используется кулисный переключатель для переключения передач вверх и вниз. Для этого используется специальный переключатель и педаль сцепления. Передачи переключаются автоматически таким образом, что верхнее положение рычага полезно, когда автомобиль загружен, а нижнее — когда автомобиль пуст. Подробности управления автомобилем описаны в руководстве по эксплуатации коробки передач, которое прилагается к изделию. Вы также можете прочитать о том, как отрегулировать сцепление КАМАЗ.
Старт
Для того чтобы знать, как правильно управлять самосвалом КАМАЗ, узнайте о программе переключения передач. Как и в стандартной версии, маневрирование осуществляется с помощью педали сцепления.
- 1-я передача, овердрайв (B).
- 2-я передача, овердрайв (B).
- 3-я передача, овердрайв (B).
- Переключитесь на 2-ю минус (H) и 4-ю передачу.
- Переключитесь на 1-ю передачу (B), передача останется на 4-й передаче.
- Понижайте передачу (H) до 5-й передачи.
- Вернитесь в режим повышенной передачи (B), передача остается 5-й.
Основными особенностями запуска КАМАЗа являются плавный старт и увеличение скорости при переключении на пониженную передачу. Если самосвал сильно загружен или управляется в сложных условиях, рекомендуется переключиться на 4-ю передачу на пониженной передаче (H), затем на 4-ю повышенную передачу, затем на 5-ю пониженную передачу (H) и затем на 5-ю повышенную передачу (B). Это делается при достижении необходимого количества оборотов коленчатого вала. Сразу после запуска на 1-й передаче обороты достигают 7000 об/мин-1, а 2-я передача выбирается, когда обороты достигают 3000 об/мин-1. Правильно выбранный режим позволит сэкономить топливо и минимизировать износ двигателя.
Схема переключения передач
Принцип работы механизма переключения передач легко понять, функция зависит от модели.
Интерьер автомобиля КАМАЗ 6520.
Коробка КамАЗ 15
Данная коробка передач устанавливается на автомобили КАМАЗ-55111, КАМАЗ-43118 и другие модели. Для того чтобы разогнать автомобиль до необходимой скорости, используется следующая схема: 1B-2B-3B-4H-4B-5HB. эта схема позволяет коробке передач работать правильно, соблюдая правила эксплуатации механизма.
- Используйте специальный рычаг переключения передач для изменения режима коробки передач с высокого на низкий и наоборот.
- Нажмите на педаль сцепления.
- Последовательно переключайте передачи, используя кулису.
Схема переключения передач КамАЗа.
Коробка КамАЗ 16 и ZF
Данный тип трансмиссии используется на автомобиле КАМАЗ-65115, а также на полноприводных КАМАЗ-43150 КАМАЗ-4310 и других. Особенностью этого механизма является автоматическая смена высокого и низкого режимов. Это означает, что при переключении с 4-й на 5-ю передачу автоматически активируется повышающая передача. И наоборот, переключение с 5-й на 4-ю передачу автоматически активирует понижение передачи. О ходе переключения свидетельствует световой индикатор на приборной панели.
Схема переключения передач ZF 9S109.
Некоторые модели коробок передач ZF, например, 9S109, имеют вспомогательную шестерню «C». Этот режим используется для вождения и маневрирования в сложных условиях (снег, лед, грязь).
Советы по управлению
На безопасность вождения влияет множество факторов: техническое состояние автомобиля, используемое топливо, квалификация водителя и т.д. Пожалуйста, обращайте внимание на внешние условия, так как они могут быть изменены.
Управление при подъёме на склон
При движении по склонам трансмиссия переключается в пониженный режим (H). Это заставляет трансмиссию работать более эффективно и легче преодолевать препятствия.
- При движении в гору на тяжелом оборудовании первая-вторая передачи включаются в режиме двойного сцепления.
- Для поддержания работы силовой установки педаль акселератора нажимается, чтобы предотвратить перебои в подаче топлива.
- Обороты коленчатого вала не должны опускаться ниже 2000 мин-1, иначе силовая установка перегреется и перестанет работать.
КАМАЗ, езда по снегу и льду.
Выберите правильный режим переключения передач, это один из аспектов правильной эксплуатации автомобиля, от которого зависит работа силовой установки, а также узлов и механизмов агрегата.
Управление при спуске
При движении КАМАЗа по склону вниз убедитесь, что двигатель не выключен ни при каких обстоятельствах. Водитель делает это для экономии топлива. Однако при этом гидроусилитель перестает работать и тем самым затрудняет рулевое управление. Это явление приводит к авариям, последствия которых непредсказуемы.
Проблемы могут возникнуть и с тормозами, поскольку тяжелая техника оснащена вспомогательными системами. Активация последнего делает невозможным использование педали сцепления и переход из одного режима в другой.
Управление на оледенелой дороге
Движение по снегу и льду характеризуется использованием цепей на колесах машины. Эта мера позволит увеличить коэффициент тяги.
Подумайте об этом.
- Держите безопасную дистанцию и оставляйте место для маневра.
- При торможении используйте систему помощи при торможении.
- Помните, что экстренное торможение на КамАЗе может привести к блокировке колес прицепа.
Экстренное торможение не рекомендуется, так как это приведет к заносу и неконтролируемому вождению. При движении накатом держите ногу на педали сцепления и поверните рулевое колесо в сторону движения накатом, это выровняет машину.
Устройство КПП Камаз
Для автомобилей КАМАЗ предлагается два типа коробок передач
- Тип 14 — 5-скоростной.
- Тип 15 имеет 10-ступенчатую коробку передач.
14-я передача предназначена для одиночных автомобилей, а 15-я — для автопоездов.
10-ступенчатая коробка передач КАМАЗа модели 15 — это та же пятиступенчатая коробка передач, что и у модели 14, плюс понижающая передача — делитель. Конструкция редуктора заднего моста легкового автомобиля отличается от конструкции редуктора сплиттера. Конструкция делителя-редуктора вместе с ’14 делает 10 скоростей вперед и 2 назад.
Плюсы коробок с делителем:
- Частота сдвига становится меньше. Вам необходимо сократить количество смен.
- Тяга двигателя автомобиля была увеличена.
- Улучшено удобство управления.
Для получения разрешения на управление грузовиком с прицепом весом более 3,5 тонн необходимо выполнить определенные требования. Узнайте, как открыть свою электронную категорию.
Поскольку автомобили «КАМАЗ» классифицируются в зависимости от их использования, то есть для перевозки тяжелых грузов, для этой категории автопроизводитель выпустил модернизированную версию коробки для 14 моделей, известную как КПП 152.
Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:
- Синхронизаторы стали еще более усовершенствованными.
- Синхронизатор был усилен новым держателем шестерни.
- Чтобы избежать потери 4-й и 5-й скоростей, которые часто случаются с обычными трансмиссиями КАМАЗа, она была модифицирована на 4 градуса, чтобы иметь более тонкие шестерни.
- Шлицы коробки передач также были усилены еще больше.
- Схема рулевого управления была переработана.
- Шлицевое крепление было удалено.
- Высота зуба была увеличена.
Распорка получает нагрузку от пневматической системы и управляется ею. В более новых Камазах конструкция более сложная, поэтому рекомендуется проводить обслуживание коробки передач и раздаточной коробки на специализированной станции технического обслуживания.
Управление коробкой передач и раздаточной коробкой
Шестерни в коробке передач
Рычаг переключения передач справа от сиденья водителя.
Управляйте рычагом переключения передач при включенном сцеплении.
Резко нажмите на педаль сцепления и полностью опустите ее. Переключайте передачи при минимальных оборотах холостого хода.
Начинайте движение только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля КАМАЗ на хороших дорогах и в сложных условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно в соответствии со схемой переключения передач.
Типы 142, 144, 152, 154: сдвиг по схеме (см. схему сдвига I).
Мы рекомендуем использовать весь диапазон низких и высоких передач.
Для переключения с высшей передачи на низшую и наоборот (без рычага переключения передач) необходимо перевести переключатель переключения передач в нужное положение (см. схему, схема переключения передач I) (недоступно на моделях 142 и 144 без переключения передач), нажать на педаль сцепления и отпустить ее после короткой (1 секунда) задержки — передачи включатся автоматически.
Для того чтобы переключить передачу и одновременно включить высшую или низшую передачу, установите рычаг селектора в положение «B» или «N», выжмите педаль сцепления и переключите передачу.
В случае коробки передач модели 152 с опцией ВОМ на верхней крышке и корпусе маховика переключите передачу в соответствии со схемой (см. схему переключения коробки передач II).
Схема переключения передач II
В коробках передач ZF — 9S109 и ZF — 9S1310 переключайте передачи в соответствии со схемой (см. схему переключения передач в моделях ZF-9S109 и ZF-9S1310).
- 1-2-3-4-низкие передачи (низкий диапазон демультипликатора)
- 5-6-7-8-высокие передачи (более высокий диапазон демультипликатора).
При снижении скорости переключайте передачи только в последовательности: 8-7-6-5-4-3-2-1.
Во время движения всегда держите передачи включенными.
Обратите внимание! Для коробок передач это категорически запрещено.
- Переключение с самого верхнего диапазона демультипликатора на самый нижний при скорости свыше 30 км/ч (для коробок передач модели «ZF»).
- Двигайтесь с рычагом переключения передач в нейтральном положении.
- Передача заднего хода во время частичных остановок и при вращающемся диске сцепления.
Переключение передач в декумуляторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при перемещении рычага переключения передач из положения четвертой в положение пятой передачи, низшей передачи — при перемещении из положения пятой в положение четвертой передачи.
Переключение передач в коробке ZF-9S109hZF-9S1310 C — понижающая передача
При переключении на пониженную передачу на приборной панели загорается индикатор (оранжевый).
Когда рычаг управления перемещается в положение «◊», срабатывает клапан, обеспечивая автоматическое перемещение мультипликаторной трубки. При переключении главной коробки передач рычаг блокируется и на рычаге переключения ощущается усилие, после чего рекомендуется подождать 1-1,5 секунды, чтобы коробка передач переключилась на расцепление.
Трансмиссии ZF-9S109 и ZF-9S1310 оснащены редуктором «C» для тяжелых дорожных и маневренных работ.
управляется двумя пневматическими кранами с рукоятками, расположенными на дополнительной панели под приборной панелью.
Ручка переключения передач имеет три фиксированных положения, каждое из которых соответствует передаче раздаточной коробки.
- H — Нейтраль (передняя, средняя и задняя оси отключены).
- I — Включена первая (понижающая) передача. Загорится контрольная лампа понижения передачи (красная).
- II — включена вторая передача (переключение вверх).
При движении по дороге используйте вторую передачу. Первая передача должна включаться при движении по труднопроходимой местности и при длительной остановке автомобиля.
Не переключайте передачи до полной остановки автомобиля.
Не включайте нейтраль в раздаточной коробке, когда двигатель работает, а коробка передач находится на передаче.
Клапан управления блокировкой дифференциала раздаточной коробки имеет два фиксированных положения.