Какие заводы работали в москве во время вов
Перейти к содержимому

Какие заводы работали в москве во время вов

  • автор:

Предприятия в годы ВОВ

Московское машиностроительное предприятие <br /> им. В.В. Чернышева

С 1 марта 1942 года завод стал полностью работать на нужды обороны и выпускал, в частности, авиационные дизели для дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф. На этих моторах в ночь с 7 на 8 августа 1941 года впервые с начала войны совершили налет на столицу фашисткой Германии город Берлин. Это был реальный вклад завода в Великую Победу в войне

Московский трубный завод «Филит»

Шестнадцатого октября 1941 года в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) на заводе «Красная труба» приступили к демонтажу и упаковке оборудования для отправки его на Урал, а завод начал выпускать продукцию для ремонта и эксплуатации военной техники, в том числе детали снарядов и мин.

Московская обувная фабрика <br /> «Парижская коммуна»

Как и вся промышленность, обувные производства в годы войны работали на нужды фронта. Фабрика «Парижская коммуна» снабжала армию сапогами и специальными туфлями для госпиталей. По заданию Государственного комитета обороныпредприятием была освоенановая технологиякрепления резиновой подошвы для солдатских сапог методом горячей вулканизации и налажено их производствокрупными партиями.

Московская кондитерская фабрика <br /> «Красный Октябрь»

Первая половина 1941 года проходила в мирном труде. В связи с началом войны изменились задачи фабрики, стали создаваться формирования МПВО, которые проявляли свое мужество в борьбе с зажигательными бомбами, сброшенными вражескими самолетами на крыши фабрики

Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана

На территории ЮЗАО расположено Акционерное общество «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана». Конструкторское бюро разрабатывает системы и комплексы вооружения и военной техники в интересах практически всех видов Вооруженных Сил РФ, опираясь на высококвалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих и первоклассную конструкторскую школу, в основе которой лежат лучшие трудовые традиции, заложенные еще в годы Великой Отечественной войны

Больница №29 им. Н. Э. Баумана

Больница была создана в 1875 году княгиней Натальей Борисовной Шаховской (1820-1906), основательницей общины сестёр милосердия «Утоли мои печали». С момента основания больница включала в себя терапевтическое, неврологическое, хирургическое и гинекологическое отделения, а также отделение по уходу за неизлечимыми больными.

От самолётов до мундиров. Что дали фронту заводы Москвы?

Ремонт самолетов на одном из московских заводов в годы Великой Отечественной войны.

На Гоголевском бульваре 1 апреля открылась фотовыставка «Московская промышленность – фронту», приуроченная к 75-летию Великой Победы.

Так получилось, что начало работы этой замечательной фото­выставки, рассказывающей о том, как трудились коллективы московских предприятий в годы войны, пришлось на «длинные выходные», когда все москвичи сидят дома. Но будем надеяться, что скоро жители столицы смогут увидеть её.

«Летающие танки» и другие самолёты

Здесь представлено 31 предприятие из нескольких сотен, что работали в Москве в военные годы. Большинство представленных успешно работают и сегодня. Мы их, как кажется, хорошо знаем. Но знания эти условны – чаще всего нам известно название предприятия да где оно находится, отчасти понимаем, в какой отрасли работает. Вот, собственно, и всё.

Между тем «летающие танки» Ил-2, разработанные в и­льюшинских конструкторских бюро (ныне Авиационный комплекс им. Ильюшина), составляли свыше трети боевых машин Великой Отечественной.

«Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь как воздух, как хлеб» – это слова из телеграммы И. Сталина.

Пикирующий бомбардировщик Ту-2, детище ОКБ Туполева (теперь ПАО «Туполев»), по своим характеристикам превосходил все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики. Его выпускали на авиационном заводе № 23 (сейчас Государственный космический научно-производ­ственный центр им. Х­руничева).

Тушинский машиностроительный завод ремонтировал истребители, в том числе 12 самолётов Як-9Л, построенных на средства артистов Малого театра, – так они хотели помочь фронту.

Когда немцы стояли под Москвой и вели бомбардировки, рабочие (чаще всего женщины и подростки) тушили «зажигалки» и пожары, а потом вновь становились к станкам. Некоторые предприятия на фашистских картах для пилотов были отмечены как важнейшие цели наряду с Красной площадь­ю и Кремлём. Поэтому в те труднейшие дни Государственный комитет обороны принял решение об их эвакуации – на Волгу, Урал, в Сибирь.

Но уже в 1942-м многие вернулись в столицу или на их производственных площадках создавались новые производ­ства. То есть все военные годы Москва оставалась крупнейшим промышленным центром страны.

Большие подъемные краны на верфи Mitsubishi в Нагасаки, период Мэйдзи.

Непромокаемые кирзачи

Экспозиция, организованная Департаментом инвестиционной и промышленной политики города М­осквы, рассказывает, какой вклад в Победу внесла московская промышленность.

Помимо самолётов, танков (Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи) и автомобилей (ЗиЛ) в столице выпускали станки (завод им. Серго Орджоникидзе, «Станкоконструкция», «Красный пролетарий»), снаряды для «Катюш» (завод им. Владимира Ильича), оружие и боеприпасы.

Инженер-энтузиаст завода «Фрезер» Рубен Багдатьев в военные годы совершил технический переворот в области инструментального производ­ства. Он изобрёл витое сверло, которое стало важнейшим инст­рументом в промышленности.

Прорывы совершались и в других областях. Так «Париж­ская коммуна» наладила пошив непромокаемых солдатских сапог с кирзовыми голенищами на резиновой подошве – её крепили методом горячей вулканизации. Командующий Степным фронтом генерал И. Конев, получив первую партию новых сапог, отправил на фабрику письмо, попросив выпускать их как можно больше.

Пищевые концентраты для солдат производил концерн «Бабаевский», лекарства – Московский эндокринный завод, ордена и медали чеканил Гознак. В мундирах, выпущенных на фабрике «Большевичка», шагали по Красной площади участники Парада Победы.

Зенитчики на страже Московского Кремля. 1941 г.

Комментарии

Руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров:
— Московской промышленности пришлось многое пережить в годы войны. Это и бомбардировки, и эвакуация. Ушедших на фронт рабочих заменяли женщины и подростки, так как не хватало рабочих рук. Но несмотря на все сложности, городские предприятия не остановили свою работу, а давали и фронту, и тылу всё необходимое – от каши в брикетах и кирзовых сапог до самолётов и знаменитой «Катюши». Сегодня в столице действует 720 фабрик и заводов, многие из них помнят военный период. Наш долг – не забывать тех, кто не только в бою, но и у станка каждый день приближал Великую Победу.

Хлеб из жмыха

В годы войны всем предприятиям пищевой промышленности столицы пришлось быстро перестраиваться в соответствии с обстановкой. Так, заводы разрабатывали новые продукты, а в кондитерских цехах по ночам ремонтировали боевые установки.

Нелегко пришлось работникам крупнейшей Московской птицефабрики (переименованной впоследствии в завод «ТАМП»). В первые же дни войны на фронт ушел практически весь руководящий состав. Ответственность на самых сложных участках производства, где раньше не каждый мужчина справлялся, легла на плечи женщин. Однако из-за приближения немецких войск к столице у фабрики начались серьезные проблемы с поставками птицы, поэтому продолжать работать с той же производительностью, что и раньше, коллектив при всем желании не мог. Надо было придумывать выход из сложившегося положения. В условиях военного времени решение нашлось быстро: предприятие наладило выпуск в том числе новых продуктов, сделанных из отходов производства, вроде ливерной колбасы из вываренного мяса, омлетов из бракованных яиц и овощных запеканок с меланжем. В результате птицефабрика исправно обеспечивала продукцией фронт и москвичей до конца войны, а после – благодаря расширению и модернизации старых цехов – завод смог кормить не только столицу, но и весь Советский Союз.

Крапива и лебеда вместо муки

Все военные годы в столице работали четырнадцать хлебозаводов, снабжая бойцов и работников тыла самым важным продуктом – хлебом. Однако из-за нехватки традиционных компонентов его рецептура была изменена.

– Фронтовая буханка состояла из ржаной обойной муки, соевой муки, семечкового шрота и свекольного жмыха, – рассказывает историк Алексей Ковригин. – А поскольку основной запас зерна шел на нужды фронта, то тем, кто остался в тылу, приходилось довольствоваться разработкой Московского технологического института пищевой промышленности: в хлеб тыловиков добавляли картофель, отруби, жмых, крапиву, лебеду и прочие более-менее съедобные травы.

С молоком у защитников тыла дела обстояли еще хуже: зачастую оно им просто не доставалось.

– В феврале 1942 года был издан приказ, согласно которому гражданскому населению и на промпереработку отпускали молочные продукты только после «выполнения отгрузок по нарядам для снабжения Красной армии Военно-Морского флота и войск НКВД», – объясняет Ковригин.

Кроме того, многие специалисты молочной промышленности были призваны в армию, а заводы – разрушены. Мужской труд на оставшихся фабриках, как и везде, был заменен на женский и труд подростков. По воспоминаниям очевидцев, продукцию в кадках и ящиках возили на коровах.

Фронтовые конфеты со спиртом

На одной из крупнейших кондитерских фабрик города, «Красный Октябрь», с первых же дней войны был выдвинут лозунг – «Все для фронта! Все для победы!» И это отразилось и на ассортименте фабрики, которая вместо пралине и леденцов начала производить универсальные продуктовые наборы: пищевые концентраты, каши, галеты и макаронную крупку. План по выпуску концентратов значительно перевыполнялся благодаря стахановскому труду рабочих и реконструкции сушилок. Бригадам приходилось работать по двенадцать часов без перерывов и выходных.

Не отставали от коллег и работники фабрики «Рот Фронт», которые наладили для действующей армии выпуск конфет со спиртом, а для населения – сладкой воды с сахарином.

Один из ушедших на фронт рабочих, артиллерист Николай Рожков вспоминал, как зенитная пушка, за которой он стоял, за ночь вышла из строя. После недолгого раздумья Рожков предложил командованию отвезти пушку на «Рот Фронт», где он до войны возглавлял механический цех.

«Я надеялся на своих фабричных друзей-умельцев, на патриотизм людей, – рассказывал он. – И вот ранним морозным ноябрьским утром во двор предприятия привезли зенитную пушку. Втащить в цех ее нельзя было – не позволяли размеры помещения. «Не беда, – сказал сварщик Иван Петрович Киташов, – справимся с ней и на открытом воздухе. Коллективными усилиями разработали технологию ремонта. В части мне сказали: к 9 часам вечера пушка должна быть на месте. И она была на месте. А потом раздался сигнал воздушной тревоги. Заработали зенитки… Фашистские самолеты не сумели прорваться к столице».

Шампанское за Победу

Впрочем, несмотря на то что состояние многих фабрик и заводов в столице во время войны оставляло желать лучшего – многие разрушены или закрыты – было одно предприятие, которое в это сложное время «родилось». Это Московский завод шампанских вин. Организовать его в самый разгар войны приказал лично Сталин. Все дело в том, что в конце апреля 1942 года подходила к финалу Битва за Москву, ставшая идеологическим переломом в ходе Второй мировой войны, сорваны план Барбаросса и операция «Тайфун». Впереди будут Сталинградская битва, Курская дуга и снятие блокады Ленинграда. Но именно в 1942 году появляется надежда на Великую Победу, Победу, в честь которой в Кремле будут подняты первые бокалы с «Советским шампанским».

Какую продукцию и какие заводы Москвы поставляли фронту в годы ВОВ?

Какую продукцию и какие заводы Москвы поставляли фронту в годы Великой Отечественной Войны?

К началу Великой Отечественной войны столица СССР была научно-производственным центром страны. Москва внесла существенный вклад в обеспечение РККА техникой и боеприпасами.

"Летающие танки" ИЛ-2 были разработаны в ильюшинских КБ и там же собирались. Эти самолёты составляли больше трети самолётов РККА.

Пикирующие бомбардировщики ТУ-2 создан в КБ Туполева, а собирался на авиазаводе №23.

Радиостанции — НИИ дальней связи

Автомобили — завод ЗИЛ

Снаряды для "Катюши" — завод имени Владимира Ильича.

Станки — обновление станочного парка работающих и эвакуированных заводов — завод им Серго Орджоникидзе,Станкок­ онструкция, Красный Пролетарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *