С какого года гур на ниве
Перейти к содержимому

С какого года гур на ниве

  • автор:

Очень полезная и интересная статья о НИВЕ и ее МОДИФИКАЦИЯХ

«Нива» ВАЗ-2121 и ее модификации
Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Хорьков

На мой взгляд, имя этого автомобиля – не просто некое название по «сельскохозяйственным мотивам». НИВА – это аббревиатура, (а значит, как любая аббревиатура, писаться она должна исключительно заглавными буквами), означающая ни много ни мало, а «Наилучшее Изобретение Волжского Автозавода»! И, между прочим, это действительно так. Автомобили, с минимумом конструкционных изменений пережившие четвертьвековой юбилей на конвейере, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Большинство превращается в моральную рухлядь куда быстрее. А « НИВА» и сегодня остается востребованной покупателями. Более того, достаточно открыть любую газету объявлений, и выяснится, что « НИВА» еще и самый популярный внедорожник на вторичном рынке.

В апреле 1977 года Волжский автозавод произвел настоящую революцию. Его новая модель, ВАЗ-2121 « Нива», практически не имела аналогов в практике мирового автомобилестроения! Это сегодня схема с пружинной подвеской, постоянным полным приводом и несущим кузовом воспринимается как норма для компактного внедорожника. А в конце семидесятых все это было открытием. Новый внедорожник оказался практичен, комфортабелен и дешев. Такого набора качеств ранее не имел ни один автомобиль с формулой 4х4. Большинство вездеходов тех лет были утилитарными транспортными средствами с военным прошлым. Постоянный полный привод и полноценный ездовой комфорт фактически мог предложить лишь Range Rover, появившийся шестью годами ранее. Но совершенно иные габариты, масса, наличие рамы, а главное, ценовая ниша не позволяли говорить о каком бы то ни было подражательстве со стороны «вазовцев». Да, комфортабельные внедорожники в те годы существовали, но среди моделей с подключаемым приводом: эксклюзивные роскошные машины вроде Monteverdi и дорогие версии переделанных из пикапов «американцев». Но это был совершенно другой путь развития. « Нива» же стояла особняком. Фактически она основала совершенно новый класс вездеходов.

Никакой другой российский легковой автомобиль и близко не имел такого успеха на международной арене. В «Автоэкспорт» приходили заявки из самых разных уголков земного шара. Появились и две специальные экспортные версии: ВАЗ-21211 с 1.3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объем двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. Последняя, кстати, пользовалась очень хорошим спросом в Англии.

Базовая версия для внутреннего рынка изначально комплектовалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1.6 л с цепным приводом ГРМ. Фактически это был «шестой» мотор (самый мощный в «жигулевской» гамме) с поддоном картера, позволяющим разместить под ним редуктор переднего моста. Но при всей простоте, неприхотливости и надежности у данного силового агрегата оказался один существенный для вездехода недостаток – заметно сдвинутый в сторону высоких оборотов пик крутящего момента. Это не позволяло брать тяжелые участки внатяг. Зато благодаря удачному соотношению мощности и массы автомобиль был способен эффективно «пролетать» ходом заведомо засадные участки.

В комплекте с 1.6-литровым двигателем на «Ниву» устанавливалась стандартная четырехступенчатая КП. Для увеличения тяговых качеств сначала применялись главные пары с числом 4,44. Но менее чем через год их заменили на 4,3, а в середине 80-х ради увеличения экономичности и вовсе остановились на 4,1. В таком виде « Нива» и просуществовала до 1994 года. Именно тогда автомобиль претерпел самую серьезную модернизацию за всю свою историю.

В течение 1994 года было выпущено огромное число переходных модификаций с различными индексами, но в конце концов базовой стала версия ВАЗ-21213 с карбюраторным двигателем 1.7 л (именно она сегодня и составляет основную массу машин на вторичном рынке). Еще спустя год появились инжекторная модель ВАЗ-21214 и две «растянутые» на полметра «трехдверки» с индексами 2129 и 2130. Последние делали просто: резали короткую машину пополам и в середину вваривали вставку с окнами. В зависимости от индекса длинные автомобили комплектовались двигателями объемом 1.7 и 1.8 литра. В 1996 году их сменила «пятидверка» ВАЗ-2131, и почти одновременно свет увидела «Фора» – трехдверная модификация, удлиненная по дверному проему на 300 мм (она получила индекс 21218).

Кузов
Когда мы говорим о «Ниве», то первым делом на ум приходит трехдверная короткая версия (в просторечии «бегемот»). Надо отметить, что она наиболее приспособлена для бездорожья и по праву славится великолепной проходимостью. По крайней мере, немного найдется машин, которые без специальной подготовки «сделали» бы ее в условиях офф-роуда. Но при этом нельзя забывать, что запас прочности автомобиля не рассчитан на постоянную эксплуатацию на тяжелом бездорожье. Страдает в первую очередь кузов: несколько лет интенсивных нагрузок – и вот уже на силовых элементах днища появляются вмятины, а затем и трещины на лонжеронах в промежутке между пружиной передней подвески и кронштейном крепления амортизатора. Перед продажей их, конечно, могли и заварить, но то, что машину «складывали», возможно определить по косвенным признакам. В первую очередь об этом говорит характерная выпуклость (размером с пятак) на выштамповке переднего крыла (ближе к задней его части).

В городе кузов страдает по другой причине. Коррозионная стойкость «Нивы» отнюдь не на высоте и сравнима с вазовской классикой. Что же до «высокой посадки», то она лишь немного препятствует образованию ржавчины на порогах. Наиболее проблемные места – все стыки панелей, кромка двери багажника и рамка ветрового стекла. Впрочем, у машин последних лет выпуска из-за некачественной покраски очаги ржавчины могут возникнуть на любом месте. Именно поэтому желательны ежегодный антикор и постоянная профилактическая подкраска свежих сколов и царапин. Способствует коррозии и намокшая шумоизоляция пола, просушить которую крайне тяжело. В остальном же – и по прочности, и по жесткости на кручение – это лучший из вазовских кузовов. Особенно дорестайлинговый – с короткой дверью багажника. Но в наши дни найти автомобиль до 1994 года с приличным железом – большая удача. А если они где и сохранились, то уж точно не в Москве.

В 1999 году бампера прилично сбросили в весе и стали «мягкими». А до этого дюралевым швеллером можно было валить заборы (испробовано). То, что удлиненные машины обладают худшей геометрической проходимостью, но лучшей управляемостью вполне естественно. Но о длиннобазных кузовах ходят страшные легенды. Якобы они от времени ломаются напополам, а на бездорожье их вообще скручивает винтом. Пищу для этих разговоров дали трехдверные «крокодилы» и самые первые «пятидверки», действительно не отличавшиеся особой прочностью. Совсем развалившихся на отдельные части машин, правда, никто не видел, но трещины по сварке на отдельных экземплярах встречаются, да и явная ржавчина на швах в середине кузова для них обычное дело. Впрочем, довольно быстро жесткость пятидверного «крокодила» улучшили, и большинство ВАЗ-2131 никаких хлопот с этой стороны не доставляет. Среднебазная «Фора» ВАЗ-21218 и вовсе не уступает базовой модели.

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DПриводы очистителей фар со временем закисают. А если привод заклинило в промежуточном положении и он не дошел до конца, моторчик продолжит разряжать аккумулятор, ничем себя не выдавая Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DКромка задней двери – одно из самых слабых в отношении коррозии мест. Ржавчина появляется тут после первой-воторой «соленой» зимы Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DИнтерьер ВАЗ-2121 имеет немало общего с «шестеркой». В 1994 году салон изменился. Система вентиляции улучшилась, но информативность приборов упала. Последняя модернизация 1999 года была незначительна Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DВ комплекте с новым двигатем рабочим объемом 1.7 литра «Нива» получила и несколько увеличенный радиатор системы охлаждения. Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DВ комплекте с новым двигатем рабочим объемом 1.7 литра «Нива» получила и несколько увеличенный радиатор системы охлаждения. Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DВнешне впрысковую машину легко отличить по двум электрическим вентиляторам, установленным перед радиатором. Они более толковы, чем ременный «карлсон». Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DОбъем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DОбъем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DОбъем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DБагажник «Форы» в обычном варианте чуть меньше «короткого» багажника со сложенными сиденьями. Он оснащен внутренней подсветкой и складной полкой. Чемпион по вместительности, конечно же, ВАЗ-2131. Хотя в пятиместном варианте грузовой отсек здесь такой Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DБагажник «Форы» в обычном варианте чуть меньше «короткого» багажника со сложенными сиденьями. Он оснащен внутренней подсветкой и складной полкой. Чемпион по вместительности, конечно же, ВАЗ-2131. Хотя в пятиместном варианте грузовой отсек здесь такой Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DКомпоновка подкапотного пространства вазовского внедорожника вне зависимости от двигателя практически одинакова. но в то же время, установка более мощного вакуумного усилителя тормозов от ВАЗ-2108 в 1994 году потребовала перевернуть запасное колесо, Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DНа ВАЗ-2121 багажник открывался исключительно снаружи. Кнопкой. Позднейшие модификации обзавелись внутренней ручкой замка багажника, но расположена она у всех по-разному. У коротких «Нив» – на левой боковине под пепельницей, у «Форы» – в узком проеме Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DЗадние буксирные проушины вварены в стык между панелями кузова, и один рывок трактора может выдрать крепление вместе с бампером (разорвав сварной шов и погнув элементы задней части). Поэтому «Ниву» ни в коем случае нельзя эвакуировать из грязевого плена рывками!

Двигатель
Ставший основным 10 лет назад карбюраторный мотор ВАЗ-21213 объемом 1.7 л и мощностью 79 л. с. по своей конструкции сходен с предшественником и тоже отличается надежностью и неприхотливостью. Кроме того, он получил бесконтактную систему зажигания. У него заметно лучше тяга на низах (в сравнении 1.6-литровым). Что касается ресурса обоих моторов, то заводом он заявлен всего в 90 тыс. км. Правда, эта цифра весьма условна. С одной стороны, известны двигатели, легко перемахнувшие двухсоттысячный рубеж, с другой – требующие переборки уже после пятидесяти. Лотерея – созданная еще фиатовскими инженерами система контроля качества на ВАЗе уже давно не работает. И, как это ни печально, но основная масса моторов, выпущенных на рубеже тысячелетий, тяготеет скорее ко второй цифре. Вместе с новым мотором « Нива» получила и новый, более мощный генератор. У него есть одно слабое место, неизвестное старой машине: встроенный реле-регулятор – со временем он требует замены. А чтобы добраться до него, требуется снять и частично разобрать генератор, что при тесноте компоновки моторного отсека занимает довольно много времени и сил. На ВАЗ-2121 реле-регулятор был отдельной деталью и крепился на верхней поверхности колесной арки двумя гайками. Инжекторные 1.7-литровые могли оснащать как моновпрыском GM (1997–1999 гг.), так и распределенным Bosch (с 1999 г.). С прошлого года они полностью вытеснили с конвейера карбюраторные силовые агрегаты (они продолжают поставляться в запчасти и на длиннобазные версии, выпускаемые ОПП). Инжекторная версия несколько мощнее и благодаря датчику детонации способна в случае необходимости переварить низкосортный бензин. Зато она, как это ни странно, более требовательна к качеству масла, чем карбюраторная (в головке блока установлены гидрокомпенсаторы клапанов). Что касается моновпрыска, то он надежен, но в случае выхода из строя какого-либо электронного компонента поиск запчасти может затянуться.

Разработанный в 1995 году двигатель ВАЗ-2130 объемом 1.8 литра до «большого» конвейера так и не дошел. Он выпускается на ОПП и штатно устанавливается только на длиннобазные автомобили. Но благодаря наличию этих агрегатов в свободной продаже, на вторичном рынке встречаются и короткобазные автомобили с этим мотором. Система питания на 1.8-литровых агрегатах в основном карбюраторная, а распределенный впрыск встречается лишь изредка. Характеристики этого двигателя более подходят внедорожнику – у него самый высокий крутящий момент из всей гаммы «нивских» моторов. Однако и нестабильность качества тоже самая высокая…

Трансмиссия
Трансмиссионный гул и вибрации, присущие каждой «Ниве», полностью устранить невозможно. Это конструктивная особенность. Коробка передач и раздатка составляют два различных агрегата и соединены очень коротким промежуточным валом с резиновым гасителем крутильных колебаний.

Задний кардан работает при максимально возможных углах излома крестовин, и при малейшем дисбалансе тоже ощутимо вибрирует. Но в целом вибрации исправной машины невелики. Если они усилились, это говорит о неполадках. Причиной может быть закисшая крестовина в кардане, подкусывающий ШРУС промвала либо разбитые шлицевые соединения. Может быть нарушена и центровка раздаточной коробки. Вследствие вибраций у нее иногда лопаются крепежные проушины. По счастью, они съемные и в случае поломки не требуют замены корпуса раздаточной коробки. Если машина никогда не съезжала с асфальта, у нее от бездействия могут закиснуть рычаги управления РК. С 1999 года в раздатку стали устанавливать мелкомодульные шестерни, что существенно уменьшило шум, но… увеличило процент брака.

Старая четырехступенчатая коробка передач также почти вечный агрегат, но, увы, этого нельзя сказать о «пятиступке», штатно устанавливаемой с 1994 года. Особенно много хлопот доставляет блок пятой передачи. Нередко уже после 30 тысяч пробега КП требует переборки (обходится это примерно в 3000 рублей). Сколько она проработает потом – зависит исключительно от качества запчастей и добросовестности мастера.

ШРУСы передних приводов довольно надежны, однако резиновые чехлы изнашиваются и при езде по бездорожью рвутся часто. А поскольку замена отнимает много времени (приходится разбирать весь привод), то при первом же ремонте лучше сразу поставить подходящие по размеру импортные «резинки». Они, конечно, дороже, но эластичнее и прочнее. Если же на «Ниве» стоят диски с меньшим, чем требуется (ЕТ 50), вылетом, готовьтесь к замене передних ступичных подшипников (они совершенно не предназначены для восприятия консольных нагрузок). Кроме того, конусная конструкция этих подшипников требует точной регулировки.

Ходовая часть
Подвеска «Нивы» проста, прочна и надежна. При этом она обеспечивает приличный комфорт и очень достойную для короткобазного автомобиля управляемость. Нередко это провоцирует любителей активной езды превращать любую поездку в «этап Кубка мира по ралли-рейдам». Действительно, подвеска достойно выдерживает удары трамвайных путей, «лежачих полицейских» и «низкий полет» над ухабистой грунтовкой. Но, увлекшись такой ездой, можно допрыгаться. В первую очередь умирают амортизаторы и проседают пружины, а со временем гнутся и продольные рычаги заднего моста. Отдельные «спортсмены» умудряются согнуть даже балку моста. Причем если она согнута незначительно и это незаметно визуально, то мост продолжит работать как ни в чем не бывало. Вот только ступичные подшипники придется менять очень часто. А это – целая история, которую сервисы очень не любят. Там «перебрасывают» полуось в сборе, что обходится в районе 1800 рублей.

Спереди от «скачек» начнут разбиваться шаровые опоры и рулевые наконечники. По счастью, шаровые опоры «Нивы» никогда, в отличие от тех же «Жигулей», внезапно не разваливаются и задолго до своей кончины начинают предупреждать водителя стуками и противным писком, возникающим при разрыве пыльника и попадания грязи внутрь. Для машин, постоянно ездящих по бездорожью, это обычное дело.

Сошки рулевого редуктора и маятникового рычага машин до 1994 года и после отличаются. Благодаря замене руль стал легче, но за это пришлось расплачиваться увеличением диаметра разворота. Кроме того, в маятниковых рычагах пластиковые втулки были заменены подшипниками.

Тормозная система «Нивы» с 1977 года принципиально не изменилась. Один контур в ней действует только на передние колеса, другой – на обе оси. На ВАЗ-2121 задние тормоза требуют периодической регулировки зазоров. Но если рабочие цилиндры от «копейки» заменить на самоподводящиеся от «пятерки» (ставящиеся с 1994 года), одной нудной операцией в обслуживании автомобиля станет меньше.

Итог
Так что же представляет собой сегодня « Нива»? Да то же, что и двадцать лет назад… Компактный и динамичный универсальный внедорожник, наделенный великолепной проходимостью. Отличный вариант как для начинающего покорителя бездорожья, так и для опытного (особенно когда он способен адекватно оценить перспективность «дороги» и вынужден много передвигаться по городу). Ну и наконец, это достойный транспорт для «романтического путешествия». Способность быстро ехать по любым дорогам, объемный багажник (в двухместном варианте), возможность отремонтировать все что угодно в любом населенном пункте нашей необъятной родины и… Европы. И все это – за весьма умеренные деньги! Правда, за последние три года « Нива» подорожала практически в два раза. Причина кроется в ажиотаже, вызванном обещаниями снять ее с производства, заменив более дорогой и менее внедорожной «Шеви», конструкция которой, кстати, имеет много общего со «старушкой». В результате за трехлетнюю машину сегодня просят больше, чем она стоила изначально! Появление «наследницы» отразилось и техническим образом. В последнее время завод постоянно изменяет конструкцию классической «Нивы», унифицируя ее с «Шеви». В результате из продажи исчезают «оригинальные» запчасти. Так, сейчас в дефиците приводы переднего моста, ступицы передних колес, полуоси и чулок заднего моста. Что же касается остальных запчастей, то заложенная в конструкции унификация с классическими «Жигулями» может сыграть с вами шутку: часть деталей у них очень похожа, но не идентична. А продавцы об этом знают не всегда…

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D

1Пыльник внуреннего ШРУСа можно заменить «гофрой» от внешнего. Она прочнее.

2Грязь любит забиваться во внутреннее пространство «домика» тяги Панара, отчего тот начинает гнить.

3Шестеренки главных пар спереди и сзади абсолютно одинаковы. Но по статистике передний редуктор ломается на порядок чаще заднего, при этом его сложнее ремонтировать. Чтобы добраться до РПМ, необходимо разобрать переднюю подвеску.

4Передние карданы у всех «Нив» одинаковы. Самые прочные крестовины – у оригинальных запчастей из Тольятти.

5Каждый раз после проведения антикоррозийной обработки и после преодоления грязи необходимо прочищать отверстия в нижней кромке дверей и порогов (если они забиты, во внутренних полостях начинает скапливаться вода).

6Передние буксирные проушины, прикрученные непосредственно к лонжеронам, выдерживают любые «издевательства». Разве что сами иной раз гнутся (но с тем же успехом правятся молотком)

7При установке на машину раздаточная коробка требует обязательной «подгонки по месту» как в поперечной, так и в вертикальной плоскостях. Но, справедливости ради стоит заметить, что поводы для ее снятия и разборки довольно-таки редки.

8Сайлент-блоки здесь почти вечные, мощные кованые рычаги сломать невозможно, но их оси от прыжков иногда гнутся.

9С 2001 года все выпускаемые «Нивы» ВАЗ-21214 стали экологичней. Машины стали оснащаться лямбда-зондами и нейтрализаторами в выхлопной системе.

10Слабое в коррозионном отношении место – пол в районе крепления «раздатки». Здесь на него действуют повышенные нагрузки и вибрации, что не способствует долголетию металла и требует сварочных работ. На ВАЗ-2131 пол в этом месте усилен изначально.

11Скоростная езда по кочкам, особенно на жестких амортизаторах, может послужить причиной отрыва их верхних креплений. Если вас так и подмывает погонять по проселкам, верхние «домики» лучше усилить. А то и вообще поставить второй комплект аммортизаторов

12В трансмиссии ВАЗ-2131 применяется дополнительный вал со ШРУСом, который выходит из раздатки и крепится на подвесной опоре. Дальше от нее идет штатный задний кардан. У «Форы» задний кардан оригинальный, удлиненный. В свободной продаже не встречается.

13Передняя независимая подвеска представляет собой классическую двухрычажную схему. Единственное, что затрудняет ее ремонт, – теснота компоновки. Двигатель защищен спереди толстым, но нешироким стальным листом.

14В передних суппортах по три пальца. Со временем грязь и коррозия могут привести к тому, что один из них закисает и суппорт начинает поджимать колодку неравномерно. Если болезнь не сильно запущена, палец можно «раскачать», но обычно о суппортах вспоминают очень поздно

15До 1994 г. в промежуточном вале применялась карданная кре-стовина. После ее заменили ШРУСом, что немного снизило вибрации. В последнее время на «Нивы» ставят валы от «Шеви» с более прочным гасителем крутильных колебаний. Все валы взаимозаменяемы.

Одной левой

Понятно, что обойтись можно не только без гидроусилителя — всякие кондиционеры-прикуриватели тоже в какой-то мере элементы роскоши. Однако сегодня гидроруль встретишь даже на совсем легких иномарках, а вседорожник без него — скорее исключение, чем правило. Оно и понятно: одно дело слегка пошевеливать рулем на шоссе и совсем другое — крутить его от упора до упора на разбитой лесной грунтовке. А поскольку "Нива" пусть недорогой, но настоящий вседорожник, гидроусилитель ей еще как желателен.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Возможность оснастить свою машину столь полезной опцией появилась у владельцев "нив" лет, наверное, десять назад. Тогда для этого адаптировали гидроусилитель известной немецкой фирмы ZFLS модели 8052. Только цена под 2000 долларов начисто отбивала желание такого тюнинга.

Другое дело — сегодня. Тольяттинская фирма "Рулевые системы" освоила производство "нивовского" усилителя за вполне разумную цену. Совместная разработка "Рулевых систем", ВАЗа и ZF получилась почти в четыре раза дешевле зарубежного аналога. (Продукция сертифицирована для семейства "Нива", см. ЗР, 2003, № 11, с. 184).

Дело в том, что корпус и крышка рулевого механизма для "Нивы" отличаются от оригинала ZF8052, поэтому немцы их делали чуть ли не штучно. Себестоимость комплекта при таком раскладе, естественно, намного возросла. Наладив же производство этих деталей у себя, но оставив серийные комплектующие немецкими, удалось получить вполне приемлемую цену всего комплекта.

Принципиальное отличие нового ГУРа (модель 21.3400012) от устаревшего сегодня ZF8052 — золотниковый распределитель роторного типа (производства ZF) вместо вращающегося золотникового. Аналогичная конструкция с середины 90-х годов успешно работает в модели ZF8070 на многих европейских машинах. Золотниковый роторный распределитель существенно повышает чувствительность рулевого управления, поскольку с ним меньше свободный ход руля.

Другая особенность новинки — картер рулевого механизма при установке на "Ниву" практически не требует изменений в самом автомобиле. В перспективе — усилители с электронной системой управления, изменяющей коэффициент усиления в зависимости от скорости автомобиля, и золотники с повышенным усилием в центре (см. рис.).

Как устроен и работает штатный рулевой механизм "Нивы", знают, наверное, все. За 33 года существования "классики" он практически не изменился. Чуть подробнее о новинке — рулевом механизме со встроенным гидроусилителем.

Его задача — уловить намерение водителя изменить направление движения машины и повернуть колеса на нужный угол. По сути, водителю остается лишь перемещать рулем золотник, а он, направляя поток жидкости от насоса, управляет движением поршня. Поршень, он же рейка, находится в зацеплении с зубчатым сектором на валу сошки и крутит его вправо или влево по мере необходимости. Если усилие гидравлики недостаточно, в работу включатся мышцы водителя — внутри поршня есть резьба, а в ней на шариках вращается винт, связанный через торсион с валом рулевой колонки. Эта же резьба позволяет сохранить управление машиной и при неработающем усилителе. Масло, гонимое поршнем, будет перекачиваться через клапан, минуя насос.

Монтаж гидроусилителя на нашу "Ниву" занял несколько часов. В установочном комплекте есть подробнейшая инструкция, точнее, операционная карта с указанием последовательности действий, необходимого инструмента, моментов затяжки крепежа и шаблонов для разметки нужных отверстий. Приводить ее здесь нет необходимости. Самое трудоемкое — вырезать отверстия в щите передка и доработать сошку — доступно даже новичку. Зато результат! Машина с гидроусилителем преобразилась настолько, что сразу отпали все сомнения в целесообразности этого приобретения. Езда по бездорожью стала уже не борьбой с препятствиями, а забавой. Руль настолько легкий, что в первые минуты движения кажется, что вал оборвался или палец сошки лопнул. Усилитель при этом работает совершенно бесшумно. К хорошему привыкаешь быстро, и теперь после нашей "Нивы" даже переднеприводные ВАЗы кажутся непомерно тяжелыми в управлении.

Установочный комплект гидроусилителя руля ГУР 21.3400012 снабжен подробной инструкцией, и монтаж его на автомобиль по силам даже

Перспектива. Изменение момента на рулевом колесе (помощь гидроусилителя) для разных скоростей автомобиля (сервотроник).

История начала производства Нив с гуром

Автомобиль Lada Niva на протяжении десятилетий является символом надежности и прочности. Начав свое путешествие по дорогам мира в 1977 году, эта легендарная модель продолжает совершенствоваться и привлекать внимание автолюбителей со всего мира. Одним из важных моментов в эволюции Нивы стало внедрение гидроусилителя руля, или гура. Это событие существенно повлияло на ходовые качества и комфортность автомобиля, открывая новые возможности для его владельцев.

В 1995 году компания АвтоВАЗ приступила к выпуску Нивы с гуров. Эта модификация получила индекс 21213 и стала очень популярной среди покупателей. Гур значительно облегчил управление автомобилем, особенно на низких скоростях и в трудных условиях. Это было шагом вперед в развитии модели, которая уже была по достоинству оценена за свою проходимость и надежность.

Применение гидроусилителя руля позволило значительно улучшить поворотные и управляемые свойства Нивы, делая ее более маневренной и предсказуемой на дороге. Эта новая особенность сделала Ниву еще более универсальной, способной справляться с ситуациями любой сложности.

С годами, выпуск Нивы с гурам стал стандартом для модели. Компания АвтоВАЗ продолжает совершенствовать эту легендарную машину, внедряя новые технологии и улучшая ее ходовые качества. Нива с гуром остается одним из самых популярных внедорожников на рынке и выбором многих автолюбителей по всему миру. Она продолжает впечатлять своей надежностью, проходимостью и простотой в обслуживании, покоряя сердца водителей уже более 40 лет.

История создания ВАЗ-2121 «Нива»

Создание компактного полноприводного внедорожника ВАЗ-2121 «Нива» началось в конце 1960-х годов, когда ВАЗ вместе с итальянской компанией Fiat приступили к разработке новой модели автомобиля. В основу проекта была положена база от Fiat 124, которая была адаптирована для условий советской дорожной инфраструктуры и климата.

Первый прототип ВАЗ-2121 «Нива» был представлен публике в 1966 году и сразу вызвал большой интерес. Однако, из-за ряда проблем и задержек в производстве, серийный выпуск модели начался только в 1977 году.

ВАЗ-2121 «Нива» получила название, отражающее ее основные характеристики – универсальность и проходимость в любых дорожных условиях. Автомобиль был предназначен для самых разных климатических и дорожных условий – от суровых зим в России до жарких пустынь Африки.

В первых годах производства ВАЗ-2121 «Нива» оснащалась 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 76 л.с. и 4-ступенчатой механической коробкой передач. В целях удешевления производства, многие компоненты и детали внедорожника взяты с других моделей автомобилей ВАЗ.

В течение многих лет модель ВАЗ-2121 «Нива» подвергалась модернизации и усовершенствованию, в результате чего были выпущены различные модификации автомобиля. В 1981 году была представлена версия с полным приводом и гидроусилителем руля, а в 1993 году получила новый стильный дизайн, разработанный итальянской студией Bertone.

В настоящее время ВАЗ-2121 «Нива» продолжает производиться и является одной из самых популярных и узнаваемых моделей российской автомобильной промышленности.

Начало разработки и первые прототипы

Разработка автомобиля ВАЗ-2121, известного также как «Нива», началась в СССР в конце 1970-х годов. Основная цель проекта заключалась в создании универсального внедорожного автомобиля, который мог бы успешно функционировать как в городских условиях, так и в условиях северной природы.

Первые прототипы автомобиля «Нива» были созданы в 1971 году и базировались на автомобиле ВАЗ-2103. Эти прототипы были оснащены усиленной подвеской и специальным приводом на все колеса, что позволяло им успешно справляться с сложными дорожными условиями.

В процессе разработки первых прототипов было проведено много тестов и испытаний, чтобы определить оптимальные технические характеристики и оснащение автомобиля. В результате этих испытаний было принято решение о внедрении гидроусилителя рулевого управления (ГУР), чтобы улучшить управляемость автомобиля и упростить его эксплуатацию.

Именно с 1981 года, при запуске серийного производства модели, ВАЗ-2121 «Нива» была оснащена гидроусилителем руля, что существенно повысило комфорт и удобство вождения, особенно в условиях бездорожья.

С появлением гидроусилителя руля у модели «Нива» повысилась как ее проходимость, так и безопасность вождения, что сделало автомобиль популярным среди покупателей внедорожников и активно влияло на дальнейшую эволюцию модели.

Запуск серийного производства

В 1977 году было принято решение о внедрении гидроусилителя руля в автомобили ВАЗ-2121, которые стали известны как «Нива». Это был серьезный шаг в развитии модели и позволил значительно улучшить управляемость автомобиля.

Первые Нивы с гидроусилителем руля были представлены на Московском автосалоне в 1986 году, но серийное производство началось немного позже, в 1988 году. Начиная с этого момента, все автомобили ВАЗ-2121 «Нива» оснащались гидроусилителями руля.

Гидроусилитель руля значительно улучшил ходовые качества автомобиля и сделал его более комфортным в управлении. Это стало особенно важным при использовании «Нивы» в условиях бездорожья и на пересеченной местности, где требуется большая маневренность и отзывчивость.

Эволюция модели «Нива» с гуром

«Нива» с гуром была представлена в 2002 году и стала доступной широкой аудитории автомобилистов. ГУР начал применяться на специально созданных версиях «Нивы» в качестве опции.

С течением времени модель «Нива» с гуром стала все более популярной на рынке. В 2006 году был произведен рестайлинг, в результате которого у автомобиля появился более современный и динамичный дизайн. Комплектация «Нивы» с гуром также была улучшена, добавив дополнительные опции и возможности.

В последующие годы выпускались новые версии модели «Нива» с гуром, которые отличались от предыдущих улучшением технических характеристик и комфортности использования. В 2010 году было внедрено электроусилитель руля, что позволило значительно снизить усилие при повороте рулевого колеса.

Сегодня модель «Нива» с гуром продолжает развиваться и улучшаться. Компанией «АВТОВАЗ» проводятся инновационные разработки, которые позволяют сделать автомобиль более современным и удобным.

Первые модификации с гуром

В 1994 году начались продажи модели ВАЗ-21214 с усиленной ходовой частью и гидроусилителем рулевого управления (ГУР). ГУР значительно облегчает управление автомобилем, особенно в условиях городского движения, делая его более комфортным и маневренным.

Оснащение гуром позволило улучшить рулевую реакцию, уменьшить усилие, необходимое для поворота руля, и повысить безопасность вождения. Благодаря гидроусилителю рулевого управления, ВАЗ-21214 стала еще более популярной, как среди водителей в городских условиях, так и в условиях бездорожья.

Позже модель ВАЗ-21214 была дополнена другими новшествами и улучшениями, включая установку противобуксовочной системы (ПБС) и внедорожных шин, что повысило ее внедорожные возможности и рассширило спектр ее использования.

С появлением гура в модели ВАЗ-21214, Нива стала еще более привлекательным и удобным вариантом для покупки, предлагая лучшие характеристики управляемости и комфорта по сравнению с предыдущими версиями.

Улучшение системы гидроусилителя

В 2001 году компания «Автоваз» провела значительное улучшение системы гидроусилителя для автомобилей «Нива». Вместо стандартного гидроусилителя, который использовался с момента запуска модели в производство, был установлен новый электрогидроусилитель. Это позволило значительно улучшить рулевое управление и сделать автомобиль более комфортным в эксплуатации.

Инновационные решения в системе управления

Специалисты ВАЗ проделали значительную работу по разработке и внедрению инновационных решений в систему управления «Нивы». Основные новшества связаны с повышением точности и комфорта управления автомобилем.

Одним из ключевых инновационных решений является использование электрической системы усиления руля в последних моделях ВАЗ-2121 «Нива». Эта система позволяет регулировать степень усилия, необходимого для поворота рулевого колеса. Также электрическая система усиления руля обеспечивает более точное и плавное управление автомобилем.

Еще одним инновационным решением является использование антиблокировочной системы тормозов (ABS) в более новых моделях ВАЗ-2121 «Нива». ABS предотвращает блокировку колес при резком торможении и снижает длину тормозного пути. Это улучшает безопасность и управляемость автомобиля на дороге.

Инновационные решения в системе управления «Нивы» также включают в себя использование системы электронного стабилизационного программы (ESP) и улучшенной системы управления трансмиссией.

«Нивы» наконец-то получили гидроусилитель руля

«Нивы» наконец-то получили гидроусилитель руля

АВТОВАЗ начал выпуск опытной партии автомобилей Lada 4х4 (более известных под названием «Нива»), оснащенных гидроусилителями рулевого управления. Монтаж систем сервопривода осуществляется на конвейере. Для установки указанного механизма потребовалось изменение конструкции моторного отсека, а также модернизация производственной технологии.

Впервые гидроусилитель рулевого управления появился на серийных автомобилях Lada в 2004 году. Этой опцией комплектовалась часть автомобилей Lada 110, предназначенных для внешнего рынка. Также гидроусилители применяются в мелкосерийных автомобилях (Lada 112 Coupe, пятидверная Lada 4х4). Внедорожники с новой опцией будут отправляться, прежде всего, на внешний рынок, а затем и на внутренний.

Напомним, что ОАО «АВТОВАЗ» в 2006г. планирует увеличить по сравнению с 2005г. производство внедорожников Niva

на 14% — до 28,5 тыс. единиц. При этом в прошлом году АВТОВАЗ увеличил общий объем производства автомобилей на 0,5% по сравнению с итоговыми показателями 2004г. и на 5,4% по сравнению с планом — до 721 тыс. 492 единиц. В том числе для поставки на внешние рынки предприятие выпустило 96 тыс. 484 автомобиля, семейства Lada 110 — 216 тыс. 739 автомобилей, семейства Lada Kalina — 18 тыс. 097 автомобилей. На внутреннем рынке в 2005г. было реализовано свыше 648 тыс. автомобилей, что на 3,7% превышает показатели за 2004г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *