Нужно ли пользоваться «ручником» на машине с коробкой-автоматом
Пользоваться или нет «ручником» на машине с «автоматом» среди автовладельцев считается вопросом чуть ли не теоретическим. Ведь режим «паркинг» на АКП фактически дублирует его функции. Портал «АвтоВзгляд» разобрался, так ли это на самом деле.
Многие автовладельцы, всю жизнь отъездивших на машинах с автоматическими трансмиссиями, отродясь не пользовались стояночным тормозом, полагаясь на стоянке исключительно на режим «Паркинг». Получается, что все автопроизводители мира — поголовно идиоты. Однако это не значит, что на таких машинах он не нужен. Разберемся, что такое «паркинг» в АКП. Это шестеренка, связанная с выходным валом «коробки», и механизм со штырьком, который может входить между ее зубьями и стопорить ее вращение. Этот механизм, ка мы понимаем, приводится в движение с помощью селектора АКП в салоне машины.
Таким образом, переведя его в положение «Р», мы заставляем «штырек» застопорить шестерню в коробке. Стояночный тормоз, или «ручник», тормозит непосредственно колеса машины, зажимая тормозные колодки. Уже исходя из этих знаний понятно, что «ручник» гораздо надежней удерживает машину. Из этого факта совсем не следует вывод, что «паркинг» — ерунда, а «ручник» — наше все. Если машина стоит на поверхности, без существенного уклона, чтобы удержать ее на месте, бывает вообще не нужно прилагать дополнительных усилий. Хоть на «нейтрали» оставляй, сил трения качения более чем достаточно. В подобных условиях «ручник» действительно не нужен и вполне можно ограничиться «паркингом».
Тем более, что вышеупомянутая шестерня и «штырь» в АКП находятся под пренебрежимо малыми нагрузками. Совершенно иная ситуация складывается, когда машину паркуют на уклоне. Если в этом случае ограничиться «паркингом» и не пользоваться «ручником», вес машины, стремящейся скатиться вниз, будет удерживаться лишь механизмом в АКП. То есть, все время стоянки машины на систему шестеренка-стопор будет действовать немалая сила. Вряд ли это пойдет на пользу механизму КП. Логика подсказывает, что на заметном уклоне машину все же стоит ставить на «ручник». Да и в руководствах по эксплуатации к машинам автопроизводители рекомендуют пользоваться «ручником».
Причем последовательность при парковке должна быть следующей: нажал на тормоз, затем затянул «ручник» и только после этого перевел селектор КП в положение «паркинг». Соответственно, при трогании с места последовательность такая: нажимаем на педаль тормоза, снимаемся с «ручника», переводим «коробку» в положение «D», отпускаем тормоз и едем. Таким образом мы приходим к выводу, что при стоянке на ровной поверхности машину вполне можно оставлять на «паркинге», без «ручника». А в случае парковки на уклоне «ручник» обязателен. Все так. Но, надо признать, не существует достоверных подтверждений, что «автоматы» на машинах разных марок выходят из строя именно из-за стоянок в режиме «Р»…
Нужно ли пользоваться «ручником» на машине с «автоматом»?
Автоматические коробки автомобилей имеют режим паркинга P, который, как кажется многим водителям, может дублировать стояночный тормоз. Так ли это на самом деле?
Как «автомат» удерживает машину на паркинге?
Парковочный режим многих автоматических коробок имеет прямую механическую связь с автоматической коробкой. Привод перемещает специальный кронштейн с коромыслом, на конце которого стоит фиксатор. Этот механизм запирает вал коробки, где имеется колесо с прорезями, похожее на шестерню. При попадании фиксатора в паз происходит жесткое его зацепление — вал не может вращаться.
Эти запирающие зубья могут держать относительно невысокие нагрузки. Если превысить усилие, то запирающий механизм может проскакивать и срезать края запирающей фиксатора и зубья шестерни.
К примеру, если водитель передвинет селектор «автомата» в парковочный режим на скорости, то, помимо резкого торможения, будет раздаваться громкий скрежет. Это коромысло перескакивает по зубьям и хрустит, теряя часть металла. В коробке остается мелкая стружка, которая представляет опасность для трущихся механизмов. В худшем случае зуб фиксатора может обломиться и остаться внутри трансмиссии.
Примерно такая же ситуация, но в гораздо меньшем масштабе происходит и при ежедневной парковке. После 10-15 лет эксплуатации, когда усталостные деформации достигают критической величины, зуб фиксатора может отвалиться даже при небольшой нагрузке.
Если забыть затянуть «ручник», то масса стоящей под уклон машины напирает на зубья вала и вызывает в них внутренние напряжения, которые действуют в течение многих часов стоянки. Особенно опасно, когда машина висит на зубьях неделями или месяцами во время стоянки на склоне. Для новой машины это не страшно, а вот для автомобилей с большими пробегами подобные испытания не всегда заканчиваются хорошо. Фиксатор ломается в самый неожиданный момент, и машина рискует покатиться вниз.
Как правильно парковать автомобиль с «автоматом»?
Во время постановки автоматической коробки на «паркинг» важно убрать избыточную нагрузку с автоматической трансмиссии. Для этого перед включением режима «P» необходимо затягивать ручной тормоз. Алгоритм выглядит следующим образом. Сначала водитель останавливает машину и, не отпуская педали тормоза, дергает ручник на себя. В этом случае автомобиль распределяет нагрузку на тормозные механизмы и диски. Затем, когда транспортное средство надежно зафиксировано, можно отпускать педаль тормоза и устанавливать селектор автомата в режим «P».
У меня коробка-автомат. Зачем нужен ручник?
Что такое режим «Р»? Это крупнозубчатая шестеренка, которая связана с выходным валом коробки, и механизм с рычагом. Стальной рычаг входит между зубьями шестеренки, блокирует ее движение – колеса стопорятся.
Подвох в том, что проваливается рычаг во впадину легко, а вот «вынуть» его оттуда бывает затруднительно. Владельцы машин с автоматическими коробками знают, насколько тяжело передвинуть селектор коробки из положения Р, если машина стояла на уклоне.
И чем круче уклон, тем сильнее может зажать рычаг. Так тросовый привод управления коробкой если не сломается, то растянется. Поэтому на крутом уклоне машину разумно ставить на ручник.
2. Парковка на скользком уклоне
Иногда машине нужны тормоза по схеме 4х4. Ведь место парковки на уклоне может быть настолько скользким, что два заблокированных колеса просто не удержат машину. Есть смысл использовать стояночный тормоз, который будет стопорить задние колеса, а передние удержит коробка передач в положении Р.
3. Аварийное торможение
Ручник может быть единственным и последним способом остановить автомобиль, если рабочая тормозная система внезапно вышла из строя. Поэтому стояночный тормоз должен быть исправен и готов к работе. А для этого нужно держать его «в тонусе» — использовать чаще. Долго не работающий механизм зарастает грязью, ржавеет. И когда понадобится позарез, может просто не сработать.
Как проверить ручник?
Владельцам автомобилей с тросовым приводом ручника стоит иногда останавливать автомобиль стояночным тормозом — в безопасном месте и на невысокой скорости. Так вы убедитесь в исправности ручника и симметричности тормозных сил справа и слева. Если выяснится, что остановочный путь велик — значит, надо устроить ревизию тормозам.
Конечно, при таком тесте сзади не должно быть автомобилей – ведь стоп-сигналы не загорятся.
Когда ручник может не сработать?
Колодки, прижатые к диску или барабану, могут примерзнуть или прикипеть. И это – единственная возможная проблема. Случиться такое может, если вы поставили машину надолго после покорения глубокой лужи или мойки.
Просушите тормоза несколькими интенсивными торможениями, нажимая на педаль, или просто потормозите ручником (без блокировки колес). Конечно, если на вашем автомобиле привод тросовый, а не электронный.
Как правильно парковаться
При парковке: нажимаем на педаль тормоза, затем, не отпуская педали, затягиваем стояночный тормоз. Так мы снизим нагрузку на механический или электрический привод. И только после этого переводим селектор автоматической коробки в положение Р.
Трогаясь с места, сначала включаем в коробке (или вариаторе) P или R и только потом снимаем автомобиль со стояночного тормоза. Иначе на уклоне автомобиль чуть откатится и зажмет фиксатор паркинга в коробке.
Ручник – символ надежды
Относитесь к стояночному тормозу, как моряки всегда относились к якорю — символу надежды. Надежды на спасение в критической ситуации.
Как правильно ставить машину на ручник на автомате
Каждый водитель должен знать, как правильно парковать свой автомобиль для предотвращения неприятных происшествий в любом месте. В особенности это важно для тех, кто владеет автомобилем с автоматической коробкой передач. Чтобы убедиться, что машина надежно стоит на месте, необходимо активировать ручной тормоз, в общем понимании — «ручник». В данной статье мы рассмотрим, как правильно ставить машину на ручник на автомате.
Как ставить машину на ручник на автомате: пошаговая инструкция
Для правильной парковки машины на автомате с ручником следуйте простой инструкции:
- Нажмите на педаль тормоза и убедитесь, что машина полностью остановилась.
- Потяните ручник и убедитесь, что он затянулся.
- Осторожно отпускайте педаль тормоза, при этом автомобиль может немного дернуться с места.
- Нажимайте на педаль тормоза и переводите рычаг управления коробкой передач в положение «P».
Зачем использовать ручник на автомате при парковке
Почему так важно использовать ручной тормоз, даже если машина паркуется на ровной поверхности? Несколько причин обуславливают необходимость активации стояночного тормоза:
- Ручник является дополнительным механизмом предотвращения движения машины при парковке, который может защитить от неизвестных сдвигов в машине, например, от естественной деформации резиновых шин.
- Ручной тормоз может уменьшить усталость внутренних элементов автомобиля, так как тормоза автомобиля лучше распределяются на механизм, а не на коробку передач, как это бывает, когда не используется ручной тормоз.
В каком порядке нужно использовать ручник и передачу на автомате
При трогании на автоматической коробке передач, сначала необходимо нажать на тормоз до отказа, а затем, перевести рычаг управления коробкой передач в режим «D» или «R» (при движении назад).
После этого нужно:
- Подтянуть ручник до конца (вытянуть до щелчка).
- Осторожно отпустить педаль тормоза, при этом машина может немного дернуться на месте.
- Нажать на педаль тормоза и перевести рычаг управления в положение «P».
Как использовать ручной тормоз на автомате
Ручник на автомате работает по принципу ручного тормоза механического типа. Когда вы подтягиваете ручник, тросы ремня жмут колодки к задним тормозным дискам, блокируя управляемые колеса.
Для того, чтобы активировать ручной тормоз на автомате, нужно:
- Подтянуть ручной тормоз до упора.
- Щелкнуть кнопку фиксатора.
- Опустить рычаг ручного тормоза до его изначального положения.
Полезные советы и выводы
- Не заводите машину, если рычаг управления коробкой передач все еще находится в положении «D» или «R». Это может привести к аварии и повреждению двигателя.
- Постоянно проверяйте состояние тормоза и ручной тормоз. Ремонтируйте их при необходимости.
- Используйте ручной тормоз всегда при парковке, даже если место кажется безопасным.
- Ставьте машину на ручник независимо от наличия уклона.
- Помните, что правильная парковка служит не только гарантией безопасности, но и продлевает срок службы машины.
Если вы умелый водитель и придерживаетесь наших советов, пользование ручным тормозом на автоматической коробке передач будет легким и интуитивно понятным. Безопасная парковка, своевременное техническое обслуживание и правильное использование механизмов в автомобиле поможет вам оставаться без происшествий на дорогах.
Можно ли на автомате резко тормозить
Если же водитель все же делает резкий тормоз на автомате, то это может привести к рассогласованию между работой тормозов и коробки передач, что может привести к поломке автомобиля или аварии на дороге. Кроме того, резкое торможение может вызвать дисбаланс посадки пассажиров и груза, что может негативно повлиять на поведение автомобиля на дороге. Таким образом, водитель должен умело пользоваться педалью тормоза, когда это необходимо, чтобы избежать потенциальных опасностей на дороге и сохранить автомобиль в хорошем рабочем состоянии.
Как долго можно держать тормоз на автомате
Когда мы говорим о торможении на автомате, важно помнить, что длительное удержание тормоза может негативно сказаться на автомобиле. Опытные водители говорят, что держать ногу на тормозе можно не более 5-6 секунд. Это связано с тем, что при удержании тормоза возникает большая нагрузка на механизмы автомобиля, а также увеличивается риск перегрева тормозных колодок. Более длительное торможение может привести к проблемам с тормозной системой, что существенно повышает риски дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, важно следить за длительностью удержания тормоза на автомате и не допускать перегрева тормозных колодок.
В каком положении должен быть ручник
При парковке автомобиля необходимо правильно установить ручной тормоз. После его натягивания тросы связывают барабаны задних колес, прижимая к ним тормозные колодки, блокируя их в одном положении, что обеспечивает сохранность места стоянки. Чтобы отпустить ручник, следует зажать кнопку-фиксатор и вернуть рычаг в исходное положение, опустив его вниз. В случае, если ручник плохо удерживает автомобиль на месте, необходимо проверить наличие свободной ходимости троса и затяжки его натяжения. Также следует убедиться в правильной работе тормозных механизмов, чтобы не возникало неприятных ситуаций на дороге. Важно помнить, что правильно установленный ручной тормоз — это гарантия дополнительной безопасности автомобиля в стоянке.
Когда нужно снимать с ручника
Перед началом движения необходимо снять ручной тормоз, если машина стоит на ровной поверхности. Если же машина стоит на подъеме, нужно выполнить упражнение «эстакада» и, убедившись в безопасности, снять тормоз. Важно не забывать, что снятие ручного тормоза необходимо производить перед началом движения, так как при попытке движения с включенным тормозом может произойти пробуксовка колес и это может привести к аварии. При движении необходимо также следить за состоянием тормозов на машине, проводить регулярный технический осмотр транспортного средства и, при необходимости, проводить их замену. Только соблюдение всех правил дорожного движения и знание технических нюансов гарантируют безопасность как водителя, так и пассажиров.
Если вы хотите правильно поставить автомобиль на ручной тормоз с автоматической коробкой передач, то вам нужно выполнить следующие действия: сначала нажать на тормоз и потянуть ручной тормоз; затем отпустить тормоз клавишу, при этом автомобиль может немного дернуться; нажмите тормоз и поставьте рычаг в положение «Р». Это позволит надежно зафиксировать автомобиль и предотвратить его случайное движение. Очень важно соблюдать правила безопасности, чтобы избежать возможных неприятностей на дорогах. Правильно остановив свой автомобиль на ручной тормоз с автоматической коробкой передач, вы укрепите свой навык вождения и защитите себя и окружающих на дороге.