Проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости
Уровень ОЖ после ночной стоянки до заливки
К концу зимы стал замечать, что уровень ОЖ в расширительном бачке медленно, но верно приближается к минимальной отметке, а недавно и вовсе её перемахнул. Удивление этот факт у меня не вызвал, а только подтвердил мои сомнения. Мое пристальное внимание, уровень ОЖ в расширительном бачке, привлек еще летом, на третий месяц после покупки Volkswagenа. Но тогда потери антифриза были минимальными, буквально на 2 мм. снижение уровня ОЖ в расширительном бачке за летне-осенний период, при этом в подкапотном пространстве и салоне все сухо. Сейчас же ситуация иная, уже требующая доливки антифриза.
В "теорию испарения" я не верю, да и мониторинг DRIVE2 в принципе показал, что у многих, у кого возникала эта проблема, находили утечки через неплотные соединения, разъемные или неразъемные (здесь кому как повезет), или же через неисправную деталь системы охлаждения двигателя. Хотя эта теория имеет право на жизнь и ее (теорию) очень хорошо расписал PfcRico в одной из своих статей бортжурнала. Но эта статья не для моего случая. Пробег на момент доливки антифриза 7028 км.
Также в процессе изучения вопроса наткнулся, на мой взгляд, на интересную статью, в которой система охлаждения двигателя проверяется на герметичность посредством обычного компрессора, а также заодно можно проверить работу выпускного клапана в пробке расширительного бачка. Это на случай если не найдем место пропуска ОЖ после посещения официалов. Интересно, какова вероятность образования "завоздушенности" в системе охлаждения при испытании на герметичность этим методом?
Крышка расширительного бачка охлаждающей жидкости
Через месяц ехать к дилеру на ТО, там и расскажу о проблеме моего Volkswagenа, а пока дабы не искушать судьбу заказал на emex.ru концентрат G13.
Оригинальные номера концентрата и готовой смеси охлаждающей жидкости:
VAG G013A8JM1 — концентрат охлаждающей жидкости (1,5 л.);
VAG G013774M2 — готовая смесь ОЖ, разведенная для температуры эксплуатации -36 градусов в соотношении 1:1 с дистиллированной водой (1,5 л.).
Антифриз G13 концентрат VAG G013A8JM1 1,5 л.
Концентрат охлаждающего средства на основе этиленгликоля. Не содержит силикатов, нитритов, аминов и фосфатов, это является неоспоримым преимуществом перед стандартными антифризами. Помимо этого, срок службы карбоксилатного Антифриза G13 составляет более 120 тысяч км. Один раз залили, и можете забыть про Антифриз как минимум на три года. Антифриз G13 спецификации OEM VW — TL-774J (G13), можно смешивать с G12++, G12+.
Добавлено 25.03.18 к комментариям
Сфотографировал с инструкции оригинальной банки концентрата VAG G013A8JM1.
А вот цитата с руководства по эксплуатации Polo (редакция для России 11.2016): «Для заправки системы охлаждения двигателя необходимо использовать раствор, содержащий дистиллированную воду и не менее 40% концентрата G13 или G12 plus-plus (TL-VW774G) (оба концентрата сиреневого цвета). При этом достигается наилучшая защита от коррозии. Смесь G13 с концентратами G12 plus (TL-VW774F), G12 (красного цвета) или G11 (сине-зеленого цвета) значительно ухудшает защиту от коррозии, и ее не рекомендуется использовать» (стр.261).
Далее следуем инструкции на баночке с концентратом. Разводим для температуры эксплуатации -36 °С в соотношении 1:1 с дистиллированной водой.
Подготовил все необходимое для процесса разведения Отлил 200 мл концентрата в заранее приготовленный мерный стакан Разбавил концентрат 200 мл дистиллированной воды Перелил содержимое в заранее приготовленную тару и отправился к машине Уровень ОЖ после заливки — ровно по верхней кромки разделительной полосы
Итого в расширительный бачок залито — 280 мл охлаждающей жидкости, а потери с момента начала эксплуатации автомобиля составили порядка 330 -350 мл ОЖ.
До посещения ОД при очередном осмотре соединений подводящего и отводящего шлангов с патрубками радиатора мною были замечены масленые следы в районе хомута на отводящем из радиатора ОЖ шланге. Ранее этого не наблюдалось. Доступ к нему затруднен, сконцентрируем внимание на этот узел при визите ОД.
Возможная причина потери антифриза — следы на отводящем из радиатора ОЖ шланге Возможная причина потери антифриза — следы на отводящем из радиатора ОЖ шланге
Расходные материалы:
VAG G013A8JM1, концентрат охлаждающей жидкости – 573 руб. (приобретена на emex.ru)
Дистиллированная вода ("ОЙЛРАЙТ") – 30 руб. (приобретена в автомагазине «16 Регион»)
Добавлено 05.05.2018 к записи:
Прошел ТО-1 у официального дилера Volkswagen «ТТС-28», в городе Казани, что на Даурской 18. Одной из трех неисправностей/указания к работе отмеченные мною в заказ-наряде было: уходит охлаждающая жидкость. Масленые следы в районе хомута на отводящем из радиатора ОЖ шланге.
После того как мною была долита ОЖ (с 24.03.2018 по 05.05.2018 – день посещения официалов) потерь больше пока не наблюдалось. При осмотре системы охлаждения двигателя ничего подозрительного не обнаружили, следов подтеков и масленых запотеваний нет. Происхождение же чуть заметных масленых следов на отводящем из радиатора ОЖ шланге, предположительно от резьбовой пробки М27, располагающейся выше отводящего шланга. В этом месте устанавливается двойной термовыключатель (по каталогу ETKA), и видимо на других моделях, а на POLO там просто пробка с уплотнительным кольцом. Со слов механика, обслуживающий мой автомобиль, были случае, подтеков через это уплотнительное кольцо, в морозные периоды года, когда резина дубеет, а пробка пластмассовая, со своим моментом затяжки.
Правильная проверка уровня антифриза: на горячую или холодную машину?
Общеизвестно, что именно от состояния системы охлаждения двигателя будет зависеть беспроблемность эксплуатации силового агрегата. Автовладельцу необходимо на регулярной основе проверять уровень антифриза, при этом не ясно, выполняется ли такая работа на горячем или холодном двигателе. Поговорим поподробнее о том, как правильно проверять антифриз в системе охлаждения.
Опасность недостаточного уровня антифриза
Во время работы двигатель автомобиля быстро нагревается, и без наличия эффективной системы охлаждения машина могла бы проехать лишь несколько километров, после чего требовалось останавливаться на 15-20 минут, охлаждая мотор. Если у автомобиля имеются какие-либо неисправности системы охлаждения, это может привести к термической деформации головки блока цилиндров, а такой ремонт обойдется в солидную сумму.
При недостаточном уровне антифриза отмечается существенное ухудшение эффективности охлаждения двигателя, могут появиться проблемы в работе помпы, которая не смазывается и не охлаждается, в конечном счете, в последующем автовладельца будет ожидать сложный ремонт. Тогда как всех таких проблем можно было бы избежать, своевременно выполняя проверку уровня охлаждающей жидкости в системе.
Автомобиль может терять антифриз через многочисленные негерметичные соединения патрубков или же микроповреждения в радиаторе. При этом видимых подтёков как в подкапотном пространстве, так и под автомобилем не будет. Поэтому водитель может попросту не знать об имеющихся у него на машине каких-либо проблемах с охлаждением. Крайне важно на регулярной основе проводить проверку уровня охлаждающей жидкости, что позволит избежать различного рода проблемы с автомобилем.
Правильная проверка уровня антифриза
Планируя проведение проверки уровня антифриза, необходимо помнить о законах физики, которые подразумевают расширение жидкости при её нагреве. Поэтому горячий антифриз не только циркулирует в системе под высоким давлением, но и при неаккуратной проверке может ошпарить автовладельца, а установить точный уровень жидкости в подобном случае будет попросту невозможно.
Поэтому такая проверка уровня охлаждающей жидкости должна выполняться исключительно на холодном двигателе. Всё что нужно будет сделать, это поднять капот, раскрутить пробку бачка расширения, жидкость внутри емкости должна находиться между максимальной и минимальной отметкой. При необходимости следует долить в бачок антифриз, наблюдая за таким уровнем, и если он продолжит уходить, то требуется комплексная диагностика и устранение имеющихся неисправностей.
Нужно помнить, что эксплуатировать автомобиль при минимальном уровне охлаждающей жидкости строго запрещается. Если причиной потери антифриза являются повреждённые соединения, то проводится их герметизация. При повреждениях радиатора требуется его пайка, а в большинстве случаев замена. Куда хуже, если охлаждающая жидкость попадает в масло и в последующем обгорает в камерах сгорания. Такой ремонт будет крайне дорог, требуется менять либо пробитую прокладку, либо шлифовать растрескавшуюся головку блока цилиндров.
Как проверить уровень антифриза
Система охлаждения для двигателя автомобиля жизненно важна, без неё или при неправильном её функционировании перегрев наступит очень быстро, агрегат заклинит и разрушится. Сама по себе система достаточно надёжна, но лишь при условии регулярного контроля уровня антифриза и отсутствии подтеков. Определяется нужное количество жидкости по уровню в прозрачном расширительном бачке радиатора в подкапотном пространстве.
Важность проверки уровня охлаждающей жидкости
В процессе эксплуатации антифриз находится под избыточным давлением. Связано это с тем, что его температура кипения в нормальных условиях лишь незначительно отличается от чистой воды.
Cреднее значение теплового режима двигателя не соответствует локальным данным в наиболее нагруженных местах, таких, как стенки цилиндров и внутренней рубашки охлаждения головки блока. Там температура может значительно превышать необходимую для кипения.
С ростом давления температура кипения также повышается. Это сделало возможным поддержание средних значений на грани начала парообразования. Чем выше температура двигателя, тем больше его КПД, приходится балансировать на грани. Но давление растёт автоматически, а значит антифриз работает штатно, без парообразования и связанного с этим ухудшения циркуляции и теплообмена.
Все эти условия будут соблюдены, если система полностью герметична. В случае нарушения давление резко упадёт, жидкость закипит, а мотор быстро перегреется. Большую роль также играет суммарная теплоёмкость всего антифриза в системе, а значит и его количество.
Возможностей для утечек достаточно:
- испарение и выбросы из-за открывшегося предохранительного клапана в системе, что вполне возможно при больших нагрузках на мотор в условиях недостаточного обдува, например, в жару, на подъёме при включённом кондиционере и прочих потребителях энергии;
- медленные утечки из прохудившегося основного радиатора с его тонкими многочисленными алюминиевыми трубками и клееными пластиковыми бачками, радиатор отопителя в этом отношении ничуть не лучше;
- ослабление посадки и отвердение от старости пластиковых и резиновых шлангов системы;
- поступление антифриза в камеры сгорания через точечные повреждения прокладки головки блока цилиндров или трещины в деталях;
- растрескивание от старости шлангов и пластиковых патрубков, корпуса термостата;
- разрушение сальника водяного насоса или прокладки его корпуса;
- коррозия теплообменников и крана печки там, где он имеется.
Как на старых, так и свежих автомобилях, за уровнем антифриза приходится следить не реже, чем за прочими рабочими жидкостями, маслом, тормозной и гидравлической. Это предписано операциями ежедневного технического контроля.
Как контролировать уровень антифриза в системе
Проверять уровень надо в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Но есть и общие соображения.
На холодную
Перед проверкой двигатель должен остыть. Тогда метки на расширительном бачке дадут верную информацию. В принципе, уровень может быть любым между метками минимума и максимума на стенке прозрачного бачка.
В идеале – примерно посередине, избыток тоже вреден. Важно отслеживать не миллиметры этого уровня, а примерную динамику его изменения, что может показать, жидкость уходит, а значит надо искать причину.
Уходить она может и при полной герметичности системы, но происходит это очень медленно, уровень не меняется месяцами и годами.
На горячую
Большой ошибкой будет проведение контроля на горячем, только что остановленном двигателе, тем более при его работе.
Связано это с рядом причин:
- нагретая жидкость, а её достаточно много в системе, расширена, а значит уровень будет обманчиво высоким;
- ещё больше введёт в заблуждение образование паровых пробок в системе, антифриз не кипит, но необходимое для этого давление создаётся образованием пузырьков газа в самых нагретых участках рубашек, особенно сразу после остановки мотора, когда циркуляция от водяного насоса прекращается, а детали имеют очень высокую температуру;
- выделение пузырьков газа затрудняет правильное считывание показаний по шкале уровня.
Тем более опасно открывать пробку бачка при горячем моторе. Резкое пропадание давление вызовет выброс пара и горячей жидкости, что чревато ожогами.
Что будет, если залить антифриз не по уровню
Слишком высокий уровень жидкости оставит мало места на тепловое расширение, что в лучшем случае вызовет срабатывание предохранительного парового клапана, а в худшем – повреждения радиаторов, шлангов и патрубков.
Недостаток антифриза приведёт к нарушениям в работе системы, и так не имеющей особых запасов по производительности в жаркую погоду под нагрузкой. Поэтому следует ориентироваться строго по заводским меткам и при остывшем двигателе.
Как правильно доливать охлаждающую жидкость в расширительный бачок
Прежде всего, надо убедиться, что автомобиль находится на ровной площадке. Доливать следует только тот же состав, что имеется в системе. Далеко не все антифризы позволяют смешивание.
Двигателю дают остыть, после чего снимают пробку расширительного бачка и доливают свежую жидкость. В небольших количествах допускается использование дистиллированной воды, если есть уверенность в герметичности системы, то есть расход произошёл на испарение, а не на утечку.
После добавления жидкости до нормы двигатель надо прогреть, лучше пробной поездкой, до рабочей температуры, после чего снова охладить. Вполне возможно, что из системы уйдут воздушные пробки и жидкости придётся добавить.
Можно ли смешивать антифризы
Все охлаждающие жидкости делятся на несколько принципиально отличающихся по механизмам работы присадок и материалу основы. Это составы с силиконовыми пакетами, карбоксилатными органическими, а также смешанными.
В зависимости от концентрации тех или иных, их называют гибридами и лобридами. В отдельную группу выделяют антифризы на полипропиленгликолевой основе, более экологичной в производстве.
Поскольку производители не всегда точно указывают отношение продукта к той или иной группе, то лучше жидкости не смешивать. Но если имеется доверие к обозначениям и допускам, то добавлять можно состав той же группы. Перекрёстное совмещение не допускается, хотя иногда и проводится без особых последствий.
Не стоит только добавлять в современные антифризы групп G12, G12+, G12++, тем более в пропиленгликолевый G13, устаревшие и дешёвые G11 (на них часто указывают, что это тосол, хотя к настоящему Тосолу, давно снятому с производства, они никакого отношения не имеют). Да и вообще не пользоваться непонятными жидкостями с красноречиво низкой ценой.
Следует помнить, что если в современный автомобиль залита охлаждающая жидкость с особыми свойствами, например, типа Long Life или другие дорогие продукты оригинального происхождения и увеличенного срока службы, то при добавлении к ней недорогих составов афтермаркета антифриз будет испорчен.
Работать он некоторое время сможет, но вскоре его придётся заменить с промывкой. Конфликт присадок вполне реален.
Как правильно измерить показатель антифриза «на горячую» и «на холодную»?
Незамерзающая жидкость в машине несёт одну из ключевых задач — не даёт перегреться двигателю в процессе его эксплуатации. При серьёзном перегреве силового агрегата дальнейшая его работа невозможна. Поэтому уметь проверять уровень антифриза — крайне важно.
© shutterstock.com
Проверка показателя охлаждающей жидкости необходима как «на горячую» работу мотора, так и «на холодную». Кроме того, надо также убедиться в герметичности всех патрубков и шлангов.
Нет ничего сложного в процессе осмотра показателя антифриза, к тому же, автопроизводители предусмотрительно устанавливают на бачке отметки «max» и «min». При нормальном показателе жидкость находится примерно посередине между этими отметками. В процессе остывания и нагрева уровень антифриза будет изменяться.
© shutterstock.com
Измерять уровень охлаждающей жидкости нужно не менее раза в 10 дней. Чтобы проверить точное количество продукта, необходимо поставить автомобиль на ровной поверхности и остудить двигатель. Затем проверяем: если уровень находится между отметками min и max, значит жидкости достаточно.
© shutterstock.com
Когда двигатель полностью нагрет, уровень антифриза не должен быть выше максимальной отметки в бачке, однако если так случилось, то необходимо слить лишнюю жидкость. Если замер по метке сделать по какой-то причине невозможно, нужно произвести замер глубины бачка: опустить в него чистую линейку, найти середину ёмкости и залить жидкость до середины бака.
Стоит отметить, что в систему охлаждения необходимо заливать только тот антифриз, который указан в рекомендациях от производителя. Также не рекомендуется смешивать разные виды антифриза, поскольку они различаются не только цветом, но и составом.
© shutterstock.com