Как выбрать тормозную жидкость
Перейти к содержимому

Как выбрать тормозную жидкость

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля. Виды и типы тормозных жидкостей

Температура закипания является, пожалуй, одним из главных параметров тормозной жидкости, поскольку в случае экстренного торможения жидкость в тормозной системе быстро нагревается.

В момент закипания тормозной жидкости в ней образуются пузырьки воздуха, вследствие чего жидкость утрачивает свойство несжимаемости.

Что произойдет при закипании «тормозухи»? Педаль тормоза будет мягко утапливаться до самого пола, а реакция тормозной системы на нажатие педали будет крайне слабой или же отсутствовать вообще.

В зимнее время особенно актуальным свойством тормозной жидкости становится температура ее застывания. Дело в том, что в очень сильные морозы жидкость становится густой и застывает, закупоривая просвет в трубках и шлангах тормозной системы.

В отсутствие циркуляции тормозной жидкости в системе педаль тормоза становится тугой, нажать ее практически невозможно. В этом случае тормозная система останется неисправной до тех пор, пока жидкость не оттает.

От степени агрессивности тормозной жидкости будет напрямую зависеть целостность резиново-технических изделий, которыми укомплектована машина, а от антикоррозийных и смазывающих свойств «тормозухи» — срок службы металлических деталей тормозной системы.

Значение гигроскопичности укажет на то, сколько влаги впитает в себя тормозная жидкость в процессе работы. Почему этот параметр так важен? Дело в том, что с попаданием влаги температура закипания тормозной жидкости стремительно снижается, а эксплуатационные свойства ухудшаются. Чем ниже этот показатель, тем более продолжительным будет ее срок службы.

Виды базовых основ

Смесь бутилового спирта с касторкой – именно такой является базовая основа тормозных жидкостей, использующихся в автомобилях, произведенных до 1985 года. Жидкость на основе бутилового спирта характеризуется высокими смазывающими свойствами и отсутствием агрессивности по отношению к резиновым изделиям.

Температурные характеристики такой тормозной жидкости, мягко говоря, не впечатляют: температура ее кипения составляет около 1200 С, а температура застывания примерно равна -200 С.
Намного лучше обстоят дела с тормозными жидкостями на основе гликоля или полигликоля. Их температура кипения достигает 2600 С, а температура застывания доведена до -400 С, чего с запасом хватает для климатических условий большей части постсоветского пространства. Однако имеется у них и существенный недостаток – высокое значение гигроскопичности.
За год службы такая тормозная жидкость впитывает количество влаги, составляющее 2% от ее объема и еще такое же количество воды – за второй год эксплуатации, после чего нуждается в обязательной замене.

Еще один вид тормозных жидкостей – на основе силикона. Высокая (до 3000 С) температура кипения, незначительный показатель сжимаемости и абсолютная негигроскопичность выделают ее среди остальных, однако из-за довольно высокой стоимости используется она лишь в спортивных автомобилях.

Классификация тормозных жидкостей по DOT

Чаще всего тормозные жидкости классифицируют, используя общеупотребительный стандарт DOT (Department Of Transportation). Именно с определения класса по DOT в большинстве случаев и начинается выбор жидкости при ее покупке. Цифра после аббревиатуры DOT означает ее класс допуска.

DOT 3 – тормозная жидкость на гликолевой основе, имеющая температуру закипания 2200 С для «сухой» жидкости и 1500 С – для «мокрой», достаточно агрессивная к лакокрасочным покрытиям. Срок службы – 2 года.

DOT 4 – жидкость на гликолевой основе с добавлением пакета антикоррозионных и смазывающих присадок, температура закипания «сухой» и «мокрой» жидкостей составляет 2400 С и 1600 С соответственно. Может разъедать краску. Срок службы – 2 года.

DOT 4.5, DOT 4+ и DOT 4 SUPER – модификации DOT 4, имеющие еще более высокую температуру кипения 2600 С и 1800 С. Остальные характеристики идентичны тормозной жидкости класса DOT 4.

DOT 5 – жидкость изготовлена на базе силикона. Температура кипения составляет 2800 С и 1800 С (для «сухой» и «мокрой» жидкостей). Нейтральна к лакокрасочным покрытиям и негигроскопична. Требует замены раз в 5 лет.

DOT 5.1 – доработанная и усовершенствованная DOT 4.5, с рабочими температурами 2700 С и 1800 С. Срок службы – 1 год.
Выбирая тормозную жидкость для автомобиля, обязательно руководствуйтесь рекомендациями, изложенными производителем вашего транспортного средства.

Правила выбора тормозной жидкости для авто

Тормозная система легкового автомобиля работает на основе законов гидравлики. Иначе говоря, магистрали заполнены жидкостью, которая и призвана передавать импульсы нажатия на педаль тормозным суппортам, активируя сжатие колодок. А поскольку носитель импульса не имеет как такового износа, то его замена должна производиться спустя определенное время. Сегодня мы обсудим главные характеристики тормозной жидкости авто, а также признаки, по которым стоит выбирать состав для замены.

Как известно, в сфере автопроизводства существует понятие “оригинал”, которое принято считать за “стандарт”. Это же касается, собственно, и тормозной жидкости. Иначе говоря, рядовой автолюбитель, не желающий вникать в тонкости и отличие тех или иных брендов на рынке, может попросту купить оригинальные колодки, диски или жидкость, и не переживать о свойствах данных запчастей – они будут в строгом соответствии с устанавливаемыми на заводе. Однако, с “оригиналом” не все так просто. Во-первых, такие запчасти имеют достаточно высокую цену, иногда превосходящую в разы стоимость хорошего аналога. Второй фактор – характеристики. У оригинальных запчастей они всегда среднестатистические. Если вы не практикуете активный стиль езды, резкие разгоны и торможения, и передвигаетесь достаточно спокойно, то тогда оригинальные запчасти для вас. Но нередко владельцы авто высказывают недовольство характеристиками штатных деталей: не всех устраивают среднестатистические параметры эффективности. Кроме того, как упоминалось выше, даже премиальные аналоги порой обходятся заметно дешевле, чем купить оригинал.

Тормозная жидкость также бывает как оригинальной, так и лицензионной. Правда, в силу распространенности и цены в ходу, с основном, аналоги. Да и, по правде говоря, в случае с этой субстанцией, найти качественную разницу между оригиналом и приличными заменителями довольно сложно. Поэтому автовладельцы не особо заморачиваются.

Что здесь важно, какие свойства тормозной жидкости принято считать ключевыми? Самый важный параметр – стойкость к нагреву. Поскольку тормозная система, при интенсивном использовании, генерирует много тепла, жидкость должна быть в состоянии его принять, не закипев. Поэтому у данной субстанции принято различать “сухую” и “влажную” температуру кипения. Что это значит? “Сухая” жидкость – это состояние нового, вновь залитого их бутылки состава, не содержащего воды. Далее, в ходе эксплуатации автомобиля, жидкость насыщается влагой, что снижает ее стойкость к закипанию. И она приобрает т.н. температуру “влажной” жидкости. Второй параметр показывает насколько приобщаемый состав сможет противостоять нагреву спустя 12-18 месяцев эксплуатации.

Но вернемся к классификации. В данной сфере принята американская градация, называемая DOT (от названия соответствующего технического департамента в США – Department Of Transportation). И далее, классификация конкретной тормозной жидкости содержит серию – DOT 3, DOT 4, DOT 5 и так далее. И именно эта маркировка принимается во внимание при выборе нужного состава.Тормозная жидкость DOT 3. Устаревший состав, который был разработан и применялся несколько десятков лет, пока ему на смену не пришла обновленная формула DOT 4. Правда, и сейчас иногда можно встретить в продаже третий ДОТ, но в целом, данный стандарт уже не поддерживется большинством производителей.DOT 4. Самый современный класс, применимый в 95% автомоделей. Считается полным аналогом оригинальной жидкости.DOT 5.1 По своей сути является продолжением DOT 4, но в улучшенной версии. Благодаря специальным присадкам, более термоустойчивая и менее вязкая формула.DOT 5. Особый состав, который создан на силиконовой основе. Применяется лишь на спортивных авто, так как обладает высокими характеристиками.

И два слова о смешиваемости и взаимозаменяемости. Составы ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 являются взаимозаменяемыми. В том смысле, что если в момент внеплановой инспекции вы обнаружите, что уровень тормозной жидкости упал, а полную замену вы еще не запланировали, то долить до требуемого уровня вы можете любой из этих стандартов. DOT 5 – формула совсем иного состава, и ее нельзя смешивать ни с одним из ранее перечисленных типов.

Тормозная жидкость для авто: когда менять и как выбрать

О замене тормозной жидкости мало кто задумывается. Конечно, пока из-за нее не начинаются проблемы. Между тем их легко избежать — достаточно вовремя проверять всю систему и заливать новую «тормозуху». Рассказываем, для чего нужно менять тормозную жидкость.

Тормозная жидкость

Так называется вещество, которое заливают в тормозную систему автомобиля, чтобы обеспечить ее полноценную работу. Жидкость не волшебная — машина тормозит только благодаря физике.

Когда вы жмете на педаль, главный цилиндр тормозной системы толкает жидкость по трубкам и давит на колодки, а они — на диски или барабаны. Благодаря силе трения скорость вращения колес замедляется — и вот вы останавливаетесь как раз около входа в магазин.

Какие бывают виды ТО автомобиля

Первые системы на автомобилях были несовершенные — ногой о дорогу, конечно, не тормозили, но использовали деревянные колодки. Они быстро стирались, требовали сильного усилия, да и вообще тормозили колеса неравномерно.

Поэтому установка гидравлической системы была вопросом времени. Почему использовали именно жидкость?

Дело в важном физическом свойстве — она очень плохо сжимается. Благодаря этому хорошо передает приложенное усилие на стенки и дно сосуда, в роли которых могут выступать поршни тормозной системы.

Фактически можно использовать вообще что угодно, например, воду. Но ради безопасности жидкость должна отвечать особым требования к температурным режимам .

Идеально, если она вообще не кипит и не замерзает, но пока это фантастика. Поэтому хорошо, если температура кипения находится на уровне 200°C, а замерзания — как можно ниже. Важно, чтобы жидкость:

    не кипела . Во время торможения колодки буквально накаляются. При сильных нагрузках даже докрасна. Температура через систему передается «тормозухе», и она начинает греться.
    А в кипящей жидкости обязательно заводятся пузырьки, которые снижают ее сопротивление сжиманию. Это приводит к тому, что педаль тормоза проваливается, а авто и не думает замедлять ход;

Если тормозная система постоянно протекает, то имеет смысл менять сам автомобиль! Автокредит от Совкомбанка существенно расширит возможности в приобретении новенькой «ласточки». Широкий выбор программ и онлайн-калькулятор позволят подобрать комфортный ежемесячный платеж.

Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!

Из чего состоит тормозная жидкость

Так как к «тормозухе» предъявляют определенные требования, то и состав у нее особенный. Мало создать вещество, которое плохо греется и замерзает. Нужно, чтобы оно имело приемлемую стоимость.

Инженеры использовали разные составы в гидравлических тормозах. Но идеального нет до сих пор. Сегодня используют несколько видов, у каждого из которых свои достоинства и недостатки.

Масляно-спиртовые

Спирт в составе бутиловый, а масло — касторовое. Такая смесь отлично смазывает подвижные детали, а входящие в состав вещества не вызывают коррозию у элементов тормозной системы. К тому же такой состав не гигроскопичный, поэтому его не нужно часто менять.

К сожалению, на этом достоинства заканчиваются. Главный недостаток — рабочая температура. По этому параметру масляно-спиртовая жидкость близка к воде: быстро закипает и замерзает на холоде.

Из-за этого она плохо подходит для использования в современных автомобилях. Да что уж говорить — вообще не подходит!

Для первых «Волг» и «Москвичей» этот тип был идеален. Но в машинах, выпущенных в этом веке, колодки греются быстрее и сильнее.

Гликолевые

« Хватит это терпеть! » — решили инженеры на автозаводах и придумали «тормозуху» из полиэтиленгликоля, сдобренную полиэфиром борной кислоты. Такая смесь не густеет на морозе и имеют высокую температуру кипения — до 260°C!

При этом смазывающие свойства у нее тоже на высоте. Казалось бы, найден идеал. Но и в этой прекрасной смеси не обошлось без ложки дегтя. Даже без двух.

Во-первых, чудо-состав получился довольно токсичным. Поэтому для его использования в тормозной системе должны быть уплотнители из особо прочной резины. Само собой, более дорогой.

Во-вторых, смесь очень «дружит» с водой. Настолько, что может поглощать жидкость даже из микроотверстий и зазоров в тормозной системе. Из-за этого ее приходится чаще менять.

Силиконовые

Сегодня это, можно сказать, Супермен в мире тормозных жидкостей. Смеси этого вида закипать начинают после 350°C и не замерзают даже при − 100°C. При этом они не повреждают элементы системы и не поглощают воду.

Но у силиконового типа есть и свой недостаток — низкая смазывающая способность. Поэтому такой состав нельзя заливать в тормозную систему, оснащенную ABS, так как клапаны блока могут быстро повредиться.

Из-за этого тормозную жидкость на основе силикона используют редко, в основном в профессиональных гоночных машинах, за которыми следит целый штат техников. Поэтому сегодня балом правит гликолевый тип.

Какие тормозные жидкости бывают

Если прийти в автомобильный магазин и попросить тормозную жидкость, то продавец непременно уточнит, какую именно вам нужно. Сегодня на выбор есть большое количество различных составов. Рассмотрим наиболее распространенные.

Аббревиатуру можно расшифровать как Department of Transport. Департамент транспорта, если по-нашему. И это не ошибка — первыми классификацию придумали американцы.

При проверке учитывают температуру кипения «сухого» и «увлажненного» состава. Первый — это смесь в герметичной упаковке производителя. Увлажненной считается жидкость, которая после пары лет эксплуатации впитала в себя воду (до 3,5% от общего объема). В расчет идет и вязкость состава в диапазоне температур от − 40 до 100°C.

Получилось настолько хорошо, что автоконцерны без лишних слов поддержали идею. Поэтому в названии наряду с именем производителя обычно встречаются эти три буквы.

Перед покупкой нужно смотреть на цифру, обозначающую стандарт состава:

  • DOT 3 . Это простейшая гликолевая жидкость, которую используют в системах с дисковыми или барабанными тормозами. Из-за посредственных смазывающих свойств не подходит для автомобилей, оснащенных ABS.
    «Сухая» DOT 3 закипает при 205°C, увлажненная — при 140°C. Главное достоинство — низкая цена. Недостатки: нельзя использовать в системе с прокладками из натуральной резины, высокая гигроскопичность и агрессивность.
  • DOT 4 . Класс у этой гликолевой жидкости выше, ее даже можно использовать в авто с ABS. Она менее гигроскопична смеси третьего класса и имеет более высокие точки кипения: 230 и 150°C соответственно.
    Это наиболее распространенный класс «тормозухи» для современных легковых автомобилей.
    Так как ничего идеального не бывает, и у этого стандарта есть свои недостатки. Состав по-прежнему очень агрессивен, поэтому протечку легко найти по разъеденной краске на корпусе.
    К тому же гигроскопичность хоть и ниже, чем у DOT 3, но все же не нулевая. При этом DOT 4 дороже.

    Купить DOT 4 от компании «Лукойл» можно на маркетплейсе OZON. За 910-граммовую емкость просят 356 рублей.

  • DOT 5 . В отличие от предыдущих видов, у этого основа не гликолевая, а силиконовая. Отсюда и главные достоинства: «сухой» состав кипит после 260°C, его нужно менять намного реже, можно использовать с любой резиной, он не разъедает краску и почти не гигроскопичен.
    К минусам относят посредственные смазывающие свойства, высокую цену и «редкость» — если нужно залить «пятерку», то состав придется поискать.
    В связи с этим его практически не используют в «гражданских» авто. Обычно его заливают в специально спроектированные системы на спортивных болидах.
  • DOT 5.1 . Из-за цифры 1 после точки можно подумать, что это усовершенствованная версия силиконового стандарта. На самом деле это более продвинутый вариант «четверки», который также основан на гликоле.
    Благодаря присадкам точка кипения у «сухого» состава такая же, как у силиконовой жидкости, — 260°C. У увлажненного — не менее 180°C.

    Смеси DOT 5.1 тоже довольно дороги, поэтому обычно состав используют в спортивных авто с большой нагрузкой на тормоза.
    Впрочем, его можно использовать и в обычных автомобилях, хотя смысла в этом нет — скорее всего, вы просто переплатите за расходник.

Отечественные

Большинство российских аналогов как Газманов: рождены в Советском Союзе и сделаны в СССР. Некоторые уже почти не найти, хотя ничего невозможного нет. Многие все еще можно найти в автомобильных магазинах.

  • « БСК ». Далее пойдут отечественные тормозные составы, первый из них — «БСК». Относится к масляно-спиртовым составам. Может похвастаться низкой гигроскопичностью.
    Состав отличается большим сроком эксплуатации. У водителей вообще не возникало вопроса, через сколько меняется тормозная жидкость в автомобиле. На одной «заправке» можно было проехать десятки тысяч км.
    Еще один плюс в копилку «БСК» — химическая нейтральность. Поэтому она безопасна не только для деталей авто, но и для автомобилиста. Оно и понятно — что может разъесть смесь из спирта и растительного масла?
    Это основные плюсы «БСК». Главный минус — температурный режим: закипеть может уже при 110°C.
    Впрочем, современную «БСК» делают на гликолевой основе, и по уровню она примерно соответствует DOT3.
  • « Нева ». Основа — гликолевая. Появилась вместе с первыми автомобилями Волжского завода, передние колеса которых оснащали дисковыми тормозами.
    В состав входит множество дополнительных компонентов, которые предотвращают коррозию, окисление и задиры, — гликолевая основа сама по себе плохо смазывает детали тормозной системы.
    Состав «только из сосуда» начинает кипеть при 195°C. Но за время эксплуатации неизбежно впитывает влагу, поэтому температурный потолок снижается до 138°C.
    Из-за этого состав обычно используют в маломощных авто, у которых тормоза нагреваются слабо.

Важно знать, какую тормозную жидкость доливать: допускают не полную замену состава, а добавление. Нужно учитывать два основных правила:

  • не смешивать составы с разной основой;
  • доливать можно только тот же класс или выше. Например, к DOT 3 можно долить DOT 4 или DOT 5.1. Но в DOT 4 нельзя заливать DOT 3.

Кстати, чтобы ненароком не перепутать стандарты 5 и 5.1, производители на упаковке размещают дополнительную маркировку:

  • SBBF — силиконовая основа;
  • NSBBF — нет силикона.

Чтобы чувствовать себя максимально уверенным за рулем, недостаточно залить полный бак бензина и заменить все жидкости в узлах автомобиля. Если вы забудете продлить полис ОСАГО, то не только поставите под потенциальную угрозу финансовую безопасность, но и добавите себе лишние проблемы при проверке документов.

Чтобы быть уверенным водителем, законопослушным гражданином, не волноваться при проверке документов и быстро оформлять ДТП по европротоколу, оформите ОСАГО в Совкомбанке по оптимальной цене. Страховку можно приобрести онлайн – на сайте или в приложении, оплатить Халвой в рассрочку на 12 месяцев и пользоваться круглосуточной поддержкой специалистов.

Как выбрать тормозную жидкость

Если у вас современный автомобиль из массового сегмента, проблем быть не должно. Скорее всего, вам нужен состав на гликолевой основе по стандарту DOT 4.

Силиконовые составы предназначены для мощных спортивных авто. Как и DOT 5.1 – их тоже используют в основном в спорткарах. Масляно-спиртовые уже почти не используют.

Цвет состава

Для определения необходимого состава можно посмотреть, какого цвета тормозная жидкость у вас залита. Составы прозрачные, поэтому обратите внимание на оттенок:

  • желтый или светло-коричневый имеет состав на гликолевой основе;
  • в розовый или красный подкрашивают силиконовую тормозную жидкость;
  • рубиновый цвет скажет, что перед вами «БСК» на масляно-спиртовой основе.

Если вам нужно поменять тормозную жидкость в раритетном «Москвиче» или «Волге», то подходящую смесь придется поискать. Многие владельцы советских «старичков» отмечают, что современные составы «БСК» уже не те.

Поэтому следует искать советские составы, сохраненные автолюбителями еще с прошлого века. Благо они не портятся даже спустя десятилетия.

Можно перевести авто на современные гликолевые смеси. Но для этого потребуется промыть всю систему и заменить шланги и уплотнители на современные, иначе агрессивный состав их разъест.

Вазовский раритет может довольствоваться составами стандарта DOT 3 или отечественными «Томью» либо «Невой». Главное, чтобы авто не были оснащены ABS и современными вентилируемыми тормозами.

Запах тормозной жидкости

Также можно попробовать определить тип состава по запаху. Однако не стоит максимально приближаться к горловине бачка и вдыхать полной грудью — гликолевые смеси чрезвычайно токсичны. А у вас, скорее всего, именно этот тип.

Чем пахнет тормозная жидкость:

  • у масляно-спиртовой запах касторки и алкоголя;
  • гликолевую можно определить по ноткам уксуса и рыбы.

Куда заливать тормозную жидкость

Как и емкость для любой технической жидкости, бачок для «тормозухи» находится в удобном месте — в моторном отсеке, обычно со стороны места водителя.

Опознать нужный сосуд можно по пиктограмме в виде восьмиугольника с изображением колеса и тормозных колодок. Он находится на крышке или на корпусе бачка.

Когда менять

Как правило, состав на гликолевой основе заливают один раз в два года. Силиконовые и масляно-спиртовые можно менять реже — один раз в четыре-пять лет.

Менять состав внепланово нужно, если:

  • жидкость потемнела;
  • смесь стала менее прозрачной;
  • появился темный осадок в бачке;
  • автомобиль стал хуже тормозить;
  • менялись элементы тормозной системы.

Как менять тормозную жидкость

Лучший вариант — обратиться в автосервис, благо стоит такая процедура относительно немного. В среднем цена услуги составляет около тысячи рублей. Но нужно учитывать: чем дороже авто, тем выше цена. Это касается и других услуг.

Если нет возможности обратиться в сервис, то можно все сделать своими руками:

  • заехать на эстакаду или воспользоваться подъемником;
  • снять с автомобиля колеса , чтобы облегчить доступ к штуцерам;
  • надеть на штуцеры цилиндров тормозной системы шланги , опустить концы в емкость для сбора отработанный состав;
  • с помощью шприца или груши откачать из бачка остатки жидкости ;
  • открутить штуцеры , но не до конца — нам не нужен сильный поток;
  • слить старую жидкость , контролируя расширительный бачок, по мере необходимости доливая в него новый состав;
  • когда начнет сливаться новая тормозная жидкость (она будет светлее), затянуть штуцеры и надеть на них защитные колпачки ;
  • долить тормозную жидкость в расширительный бачок до отметки MAX.

Как видно, процедура несложная, но одному ее провести сложновато, поэтому следует вооружиться не только инструментом, но и помощником.

При этом замена — дело ответственное. Если в чем-то не уверены, есть смысл задуматься, стоит ли менять тормозную жидкость самостоятельно или лучше обратиться к специалистам автосервиса.

Заключение

Своевременно обслуживать автомобиль нужно не только для его технической исправности, но и ради собственной безопасности. Особенно это касается тормозной системы — при ее отказе избежать аварии практически невозможно.

Используйте только рекомендованную производителем тормозную жидкость и не смешивайте разные типы составов. Проводите замену не менее одного раза в два года, и тогда ваши поездки будут не только комфортными, но и безопасными.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *