Как часто нужно заправлять кондиционер в машине?
Система кондиционирования не будет работать, если в ней недостаточно фреона. Кондиционер будет перегреваться, что приведет к поломке компрессора или всего оборудования в целом. По словам экспертов, восполнять необходимый объем фреона нужно не реже одного раза в год, а если машина новая — через три года.
«Дилеры рекомендуют посещать СТО для проверки и заправки кондиционера не реже чем один раз в год, особенно это актуально в весенне-летний период. Проверка на станции техобслуживания будет включать герметичность самой системы на предмет утечки фреона из нее, а также замену фильтра рециркуляции воздуха и замену салонного фильтра при необходимости, плюс, если возникнет такая необходимость, саму заправку фреоном и маслом», — говорит автоэксперт Дмитрий Стебаков.
Диагностику и профилактику кондиционера следует проводить в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля, обычно это — 1-2 раза в год, весной и осенью, говорит директор Центра технической экспертизы ФГУП «НАМИ» Андрей Васильев.
«Поводом для дополнительной проверки кондиционера может послужить падение эффективности его работы. Однако ухудшение параметров работы кондиционера не всегда является следствием недостаточного количества хладагента. Для определения причин следует обращаться в автосервис», — говорит эксперт.
Как определить, что фреон в кондиционере заканчивается?
Подумать о дозаправке фреона надо бы, если у вас
— кондиционер плохо холодит воздух
— не охлаждает вовсе
— на трубках с хладагентом появилось масло
— или иней во внутреннем блоке.
«Если кондиционер перестает холодить, то это скорее всего говорит о том, что в системе есть утечка. Как правило, это сразу видно. Если заправил кондиционер, машина буквально минут десять постояла, а после включения кондиционер так и не стал дуть холодным воздухом, то в таком случае возможна утечка фреона, поэтому вся система проверяется на предмет герметичности. Если же кондиционер дует холодным воздухом, но недостаточно сильно, то в таком случае засорен фильтр салона», — говорит Стебаков.
Если утечки происходят регулярно и в значительных количествах, то дозаправлять кондиционер не имеет смысла. В таком случае необходимо устранить все проблемы в центре сервисного обслуживания.
Какой фреон используют в кондиционере и сколько его нужно?
«Каждый автомобиль имеет свои критерии заправки. Одни требуют килограмм, другие двести грамм. Необходимые цифры по фреону и маслу для системы кондиционирования можно найти под капотом автомобиля. На наклейке указано необходимое количество масла и фреона», — говорит эксперт.
5 признаков того, что пора заправить кондиционер в машине
Фреон периодически вытекает из системы охлаждения. Герметичность нарушается из-за вибрации, рассыхания шлангов, износа резиновых элементов. Перегрев приводит к поломке компрессора. Заливка хладагента до необходимого объема предотвратит поломки. Чтобы понять, как часто заправлять кондиционер в автомобиле, нужно знать рекомендации производителя и ориентироваться на результаты профилактического техосмотра.
Как обнаружить утечку хладагента
Если при работающем охлаждении в салоне машины некомфортная температура, стоит промыть конденсор. Демонтируют пластиковый кожух под лобовым стеклом, удаляют скопления пыли, листву, насекомых. Загрязнение снижает силу обдува, производительность падает.
Затем необходимо проверить давление в окошке рядом с осушителем. Масса хладона в нормальном состоянии должна выглядеть однородной, без воздушных пузырьков. Ряд признаков того, что надо заправлять систему охлаждения:
- снизилось качество обдува;
- воздух охлаждается медленно;
- появился затхлый запах (неполное охлаждение испарителя);
- на трубках с хладоном выступила маслянистая эмульсия;
- внутренний блок покрыт изморосью.
В машины заливают тетрафторэтан R134а, R132, R1234 (выпуск до 1992). Под капотом наклеивается техническая бирка с указанием марки и объема. Хладагент продается по цене около 1000 рублей в баллончиках 0,5 кг, количество рассчитано на среднюю легковую машину. Из инструментов понадобится ручной манометр, цифровые весы, вакуумирующий насос. Определиться, как часто его нужно заправлять, помогут рекомендации производителя.
Когда пора добавлять фреон
За год из-за высокой летучести хладона естественные потери через узлы системы составляют до 10%. Производители рекомендуют восполнять объем в специализированном сервисе каждые 2 года перед летним сезоном. Максимальный срок до 3-5 лет, если нет нареканий к работе охлаждения. Как часто заправлять кондиционер в автомобиле, зависит от условий его эксплуатации.
Уровень потери свыше 20% приводит к перегреву, поломке компрессора. Но избыток хладона вреден не менее чем нехватка. Нагнетание газа в магистрали работает под повышенным давлением, изнашивает алюминиевые трубки, приводит к коррозии. Постоянная потребность в заливке хладагента указывает на поломку, разгерметизацию магистрали.
Замена фильтрующих элементов, масла положительно отражаются на работе компрессора. Точный объем хладона в автосервисе вычисляется автоматической станцией по WIN-коду. Набором быстросъемов машина подсоединяется к сервисным портам, процедура длится менее часа. Профилактическая диагностика проводится раз в год, потому что регулярные техосмотры выявляют проблемы, приводящие к дорогому ремонту. Рекомендации специалистов автосервисов следующие:
- Не затягивать до полного испарения хладагента, заменять изношенные детали.
- Обращаться в сервисные центры со специализированным стендом для точного дозирования хладона с рефрижераторным маслом (расходный материал для смазки деталей).
- Для профилактики проводят антибактериальную обработку, исключают завоздушивание компрессора, попадание влаги.
Кондиционер в автомобиле временами требует восполнения уровня хладагента. Радиатор, трубопроводы, уплотнители подвергаются износу и коррозии, что приводит к утечке фреона. Периодичность и своевременность проведения профилактики напрямую влияют на срок службы компрессора. Поэтому проверкой и дозаправкой тетрафторэтаном пренебрегать не стоит.
Как часто нужно заправлять кондиционер?
Автомобильный кондиционер – герметичная система, по которой циркулирует хладагент. Даже в очень качественных герметичных агрегатах происходят постепенные потери хладагента из-за высокой влажности, перепадов температуры, вибраций, поломок оборудования. Снижение его количества ниже критического уровня приводит к некорректной работе кондиционера или его полному выходу из строя. Еще один важный элемент системы кондиционирования – техническое масло. Поэтому для корректной работы кондиционера необходимо периодически проверять уровень хладагента, при необходимости – производить его дозаправку и замену масла.
Как часто нужно заправлять автокондиционер
В исправных автомобильных кондиционерах ежегодно количество хладагента уменьшается на 8-15%. При отсутствии разгерметизации контура дозаправка хладагента осуществляется один раз в три года. Если система кондиционирования старая, то дозаправка обычно проводится один раз в два года.
При наличии значительной утечки перед дозаправкой фреона необходимо найти и исправить поврежденный участок. Причиной появления таких неисправностей чаще всего являются: механические и коррозионные повреждения трубок, активные коррозионные процессы в конденсаторе.
Как понять, что кондиционер пора заправлять
Сигналы о том, что автомобильный кондиционер требует автозаправки:
- устройство перестало справляться со своей основной задачей – охлаждать температуру в салоне до установленной температуре;
- произошла разгерметизация системы кондиционирования из-за аварии;
- слышен сильный шум во время работы кондиционера;
- агрегат слишком часто отключается;
- на трубках испарителя образуется наледь;
- на компрессоре появляются масляные пятна.
Внимание! Если в салон автомобиля при включенном кондиционере поступает достаточно холодный воздух, но его поток слишком мал, то причиной этому может быть загрязнение салонного фильтра.
Этапы работ по диагностике и вакуумированию автомобильных кондиционеров
Перед тем как заправить автомобильный кондиционер, необходимо провести визуальный осмотр на предмет наличия внешних повреждений. Затем из системы откачивают остатки хладагента и с помощью вакуумирования – воздух и влагу.
При наличии менее 50% фреона от его нормативного количества в системе кондиционирования попадают воздух и влага, способствующие развитию коррозионных процессов. Удалить их позволяет операция вакуумирования, для осуществления которой необходимо:
- включить отопитель и прогреть транспортное средство, что позволит сконденсировать влагу в испарителе;
- подсоединить вакуумный насос к штуцеру компрессора, выкрутить ниппель и повернуть под ним краник;
- после 15 минут функционирования насоса перекрыть вентили и выключить его.
Вакуумирование повторяют несколько раз, пережидают 2-3 часа и потом осуществляют заправку кондиционера.
Перед дозаправкой необходимо провести диагностические мероприятия на наличие мест, через которые происходит утечка фреона. Без диагностики может создаться ситуация, опасная для людей и окружающей среды. Существует несколько способов диагностики, проведение которых целесообразно доверить специалистам СТО, оснащенных специализированным оборудованием:
- подача высокого давления – позволяет выявить места значительных утечек;
- просвечивание ультрафиолетовыми лучами – способ, с помощью которого можно найти даже самые незначительные дефекты;
- добавление в масло трейслера (красителя), помогающего установить место утечки;
- электродиагностика – проводится после заправки автокондиционера, служит для выявления мельчайших неисправностей.
Этапы работ по заправке автомобильных кондиционеров
Последний этап – загрузка хладагента. В качестве которого используется фреон – газ с низкой температурой кипения, активно поглощающий тепло при переходе из жидкого агрегатного состояния в газообразное. Один из существенных плюсов фреона – пожаробезопасность. Он не воспламеняется на воздухе и даже остается взрывобезопасным даже при соприкосновении с открытым огнем. Ранее для заправки автомобильных кондиционеров применялся фторсодержащий фреон R-12 – газ продуктивный, но негативно влияющий на внешнюю среду. В 1992 году он был заменен на газ R-134a (тетрафторэтан). Для полной заправки автомобильного кондиционера легковых авто малого или среднего класса требуется примерно 0,5 кг. Тип и нормативное количество хладагента указаны на табличке, которую можно увидеть при поднятии капота.
Для проведения этой операции требуется определенный комплект оборудования и определенные навыки. В комплект в общем случае входят: баллон с хладагентом, метрологическая станция, шланги, переходник с краном для подключения к системе. Комплекты оборудования делятся на три типа: одноразовые, ручные многоразовые, автоматические станции, позволяющие провести целый комплекс операций по диагностике, вакуумированию, заправке и других мероприятий.
Система кондиционирования имеет две стороны – низкого и высокого давления. Заправка осуществляется со стороны низкого давления. Технология заправки выбирается в зависимости от марки.
Один из вариантов проведения заправочных работ:
- Очистить от грязи защитный колпачок и контур низкого давления.
- Открыть колпачок.
- Надеть шланг от собранной заправочной системы на штуцер.
- Запустить двигатель автомобиля с поддержкой 1500 оборотов/мин, что необходимо для прокачки фреона по магистрали.
- Открыть кран магистрали низкого давления, постепенно открыть вентиль баллона.
Заправка автокондиционера осуществляется при работающем двигателе. Если операция заправки кондиционера проведена правильно, в окошке фильтра-осушителя будет видна прозрачная жидкость, а пузырьки отсутствовать. После осуществления всех этапов дозаправки обороты двигателя доводят до 2500-3000 об/мин и включают кондиционер с обдувом на полную мощность.
Правильно заправленная система ведет себя следующим образом:
- Давление в магистралях низкого и высокого давления сразу приходит в норму, манометр низкого давления – показывает примерно 2 бара, высокого – 15-18 бар.
- Трубка магистрали низкого давления – холодная.
- В салон авто поступает охлажденная воздушная струя, а компрессор периодически выключается.
Для заправки рекомендуется использовать смесь хладагента с маслом. Преимущество такого решения – точная дозировка компонентов. Но если запланирована отдельная закачка масла, то применяют полиалкиленгликолевое масло PAG, его заливают в компрессор через картер.
Стоит ли заправлять автокондиционер самостоятельно
В целях экономии водитель может принять решение заправить автокондиционер самостоятельно, но в этом случае необходимо будет приобрести оборудование – весы, манометр, вакуумный насос, переходники – и баллон с хладагентом, что требует определенных материальных затрат. Возможность самостоятельной заправки автокондиционера ограничивает отсутствие у водителя необходимых опытов и навыков. Автомобильный кондиционер – сложное устройство, которое можно легко повредить перегрузкой хладагента, провоцирующей возникновение новых протечек.
Мастера ремонтных центров для заправки системы кондиционирования используют автоматизированное оборудование, которое удешевляет и упрощает операцию заправки, минимизирует вероятность ошибок. Его использование предоставляет возможность:
- увидеть на мониторе объем хладагента в системе;
- удалить из системы фреон и смазочную жидкость, взвесить остатки хладагента;
- провести вакуумирование;
- проверить систему на предмет утечек;
- закачать фреон и масло в требуемом количестве.
Специалисты СТО проводят антибактериальную обработку, позволяющую устранить неприятный запах, на некоторое время предотвратить появление бактерий и, тем самым, улучшить гигиенические характеристики воздуха в салоне. При каждом серьезном вмешательстве в систему кондиционирования требуется замена фильтра-осушителя. Но даже в исправной герметичной системе влагопоглощающий гранулят постепенно теряет свои функции, поэтому менять фильтрующее устройство рекомендуется примерно раз в два года.
Профилактические меры по продлению срока службы автокондиционеров
Для продления срока службы кондиционера необходимо:
- периодически мыть радиатор автомобильного кондиционера;
- в зимний период включать автокондиционер в работу на 10-15 минут хотя бы раз в месяц, эту операцию выполняют, загнав машину в теплое помещение.
Еще один фактор, позволяющий продлить срок службы кондиционера, – обращение на станцию техобслуживания с целью получить качественную услугу диагностики и дозаправки автокондиционера. Станция должна быть оснащена современным автоматизированным заправочным оборудованием, а мероприятия по дозаправке должен выполнять опытный мастер.
Зачем меняют фреон в ещё «работающем» автомобильном кондиционере?
Многие современные автомобили оснащаются кондиционерами, которые позволяют существенно повысить комфорт использования машины в жаркое время года. Нужно лишь помнить о том, что такие системы в обязательном порядке потребуют соответствующего обслуживания, в том числе регулярной замены фреона. Специалисты рекомендуют менять фреон в кондиционере даже в том случае, если климатическая установка работает исправно, но со времени последнего сервиса прошло уже больше года.
Особенности конструкции автомобильных кондиционеров
В системе автомобильного кондиционера заправлен не только газ фреон, но и специальное масло, которое необходимо для обеспечения работы всех подвижных элементов. Если фреон практически вечен, то масло быстро теряет свои свойства, смешивается с газом, что существенно ухудшает его эксплуатационные характеристики.
Производители автомобилей рекомендуют выполнять замену фреона один раз в два года. Однако у такой заправки имеются многочисленные подводные камни, о которых автовладельцы часто просто не в курсе. Например, по технике безопасности при замене фреона отработанный газ следует закачивать в специальные баллоны, но никак не выпускать в атмосферу. В последующем мастера в сервисе в целях экономии закачивают в систему климата старый газ из баллона, который будет уже смешан с маслом.
Грамотная замена фреона
К сожалению, самостоятельно провести такую работу и заменить фреон с маслом в автомобильном компрессоре своими руками будет невозможно. Такая процедура выполняется исключительно в условиях специализированного сервиса, при этом применяется соответствующее оборудование, которое позволяет определить давление в системе, исключая потери герметичности всего контура.
В мастерских, где ответственно подходят к такой работе, с помощью специальных устройств проверяют состояние масла и технических жидкостей в компрессоре и при необходимости смогут выполнить их замену. Следует сказать, что обслуживание компрессора климатической установки — это достаточно сложная процедура, а провести её можно лишь с использованием специальных установок.
При этом необходимо помнить о том, что, если автовладелец экономит на проведении полноценного сервиса, не проверяет состояние масла, это, в конечном счете, приводит к быстрому выходу из строя компрессора, тогда как стоимость этого узла может составить 100 000 рублей и более. Также в обязательном порядке проводится опрессовка всего контура и выполняется проверка давления, что исключает появление утечек дорогостоящего газа фреона.
Решить проблемы с закачкой в климатическую систему старого фреона можно путем выбора таких мастерских, где проводят ручную заправку свежим фреоном. Автовладелец в подобном случае должен находиться в ремонтной зоне, чтобы контролировать действия мастеров, а в последующем он будет полностью уверен в том, что в его кондиционер не закачан старый некачественный фреон.
Как часто проводить сервис
Автомобилист должен понимать, что правильная работа системы охлаждения в автомобиле не избавляет его от необходимости посещать сервис и выполнять обслуживание климатической установки. В ходе таких работ не только меняется газ фреон, но и проверяется состояние смазки. Только в этом случае, при проведении такого комплексного обслуживания можно будет гарантировать отсутствие проблем с климатом и предупреждает возникновение сложных поломок, устранение которых потребует серьезных затрат.
Выполнять такую работу следует не реже одного раза в два года, при этом, если кондиционер эксплуатируется едва ли не каждый день, то его заправку следует проводить раз в год. Необходимо будет подобрать такую мастерскую, где предлагают соответствующие гарантии, а автовладелец будет уверен в качестве выполненной работы.
Подведём итоги
Крайне важно своевременно выполнять обслуживание автомобильного кондиционера, менять фреон и проверять состояние смазки в компрессоре. Это достаточно сложная процедура, поэтому справиться с её проведением могут лишь специалисты, которые используют соответствующее оборудование. Рекомендуется выполнять такой сервис автомобильного кондиционера раз в два года, при этом работа обязательна даже в том случае, если климатическая установка работает исправно и не доставляет каких-либо хлопот автовладельцу.