Какое масло заливать в двигатель зимой
Перейти к содержимому

Какое масло заливать в двигатель зимой

  • автор:

Тест моторных масел на морозостойкость. Часть 1.

Читая автомобильные форумы, сделал для себя вывод, что в массе своей, простой автолюбитель ни черта ни понимает, какое масло заливать в двигатель. А между тем, от правильно подобранного масла очень зависит здоровье и долголетие двигателя. Один из наиболее важных параметров — температура застывания (потери текучести) масла. Чтобы показать разницу в маслах, провел тест нескольких типов моторного масла на морозостойкость. Для опытов выбрал масла разных производителей наиболее распространенных групп вязкости по SAE: 10W-40, 5W-40, 0W-40.

1. Подопытные масла.

Немного теории. Для тех, кто не знает, в маркировке группы вязкости масла первая цифра характеризует низкотемпературные свойства масла, а вторая — высокотемпературные. Чтобы не набирать много букв, скопировал кусок текста с одного сайта:

"Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Расшифровка моторного масла — цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

* 0W масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

*30 масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
*40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
*50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
*60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра — тем меньше вязкость масла, чем больше цифра — тем вязкость больше. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары."

Закончив экскурс в теорию, проверим, соответствует ли она практике. В качестве подопытных используем несколько образцов масел, которые можно увидеть на полках практически любого автомагазина.

Первый образец — эталонный, самое дорогое из нашей коллекции, полностью синтетическое масло Mobil 1 SAE 0W-40. В теории оно должно лучше всего противостоять самым лютым морозам. Розничная цена в феврале 2015 г была около 3500-3900 руб. за 4-литровую канистру. До кризиса стоило около 2000 руб. за 4 л.

2. Mobil 1 SAE 0W-40.

Следующая группа образцов — масла вязкости SAE 5W-40. Обычно на канистрах с этими маслами пишут "синтетическое", однако полностью синтетическими маслами в подавляющем большинстве случаев являются только масла с низкотемпературной вязкостью 0W. Полусинтетические масла получаются в результате смешивания в разных пропорциях минерального и синтетического базовых масел. Типичная низкотемпературная вязкость для полусинтетики — это 10W. Гидрокрекинговые масла являются продуктами специального процесса — гидрокрекинга нефти, они занимают промежуточное положение между чистой "синтетикой" и "полусинтетикой". Мой опыт показывает, что многие масла 5W являются гидрокрекинговыми. Часто гидрокрекинговые масла обозначаются буквами HC, так что если видите на канистре надпись "Синтетика HC" — перед вами именно гидрокрекинговое масло. Это неплохие по свойствам масла, при этом значительно ниже по цене по сравнению с синтетикой. Среди моих образцов — масла 5W-40 производства Mannol, Totachi, Лукойл. В феврале 2015 г. Mannol стоил около 1800 руб. за 4 л., Totachi — около 1600 руб./4 л., Лукойл заметно дешевле — около 1200-1300 руб. за 4 л.

3. Mannol и Лукойл, SAE 5W-40. 4. Totachi SAE 5W-40.

Замыкает наш список группа масел вязкости 10W-40. Типичная полусинтетика, которую заливают в свои самобеглые коляски большинство владельцев отечественных авто и недорогих иномарок. Я взял для опытов масла ZIC A+ и Mobil Super 2000. Стоят такие масла примерно 1000-1200 руб. за 4 л., Лукойл будет еще дешевле, но я его для тестов не покупал.

5. ZIC и Mobil, SAE 10W-40.

Итак, приступаем к низкотепературным тестам масел на морозостойкость. Разливаем масла в баночки для анализов, подписываем )). Для начала охладим наши образцы до температуры минус 20-25 гр.C, это достаточно низкая температура для зимних месяцев в средней полосе России.

6. Помещаем образцы в морозильную камеру. 7. Охлаждаем масла до минус 24 гр.C.

Результаты первого теста обнадежили. Все масла сохранили хорошую текучесть, 10W-40 чуть погуще (как густой сироп), 5W-40 и 0W-40 пожиже (как жидкий сироп). Все масла одной группы вязкости растекаются примерно одинаково. Эксплуатация двигателя на всех рассмотренных маслах до минус 24 гр.С вполне возможна, хотя я не рекомендовал бы применять 10W-40, все-таки для них такие морозы предельные. Типичная текучесть масла 5W-40 при такой температуре на фото ниже, 0W-40 еще лучше.

8. Лужица масла 5W-40 при температуре минус 24 гр.C.

Теперь посмотрим, как поведут себя наши масла при экстремальных температурах. Замораживаем образцы до минус 40 гр.С. Так получилось, что я хотел выдержать масла при такой температуре в течение ночи, но утром проспал на работу и достал их из морозилки уже вечером, т.е. они пролежали при минус 40 гр.C целые сутки, поэтому эксперимент совершенно чистый, образцы промерзли как следует.

9. Включаем режим суперзаморозки Super Freeze. 10. При температуре -40 градусов С образцы пролежали целые сутки.

Начнем с полусинтетики 10W-40. Результат ожидаемый, испытания экстремально низкими температурами эти масла не выдержали, эксплуатировать их в сильные морозы категорически нельзя. Масла 10W-40 загустели настолько, что не вытекают из перевернутой баночки. Результат на фото.

11. Масла 10W-40, температура -40С. По консистенции — как засахарившийся мед. 12. Температура -40С. Масло 10W-40 не растекается по поверхности.

Смотрим, что с маслами группы вязкости 5W-40. Ситуация уже получше, но все равно эти масла очень сильно загустели. Я бы не рекомендовал запускать двигатель морозы ниже минус 30 гр.C при использовании этих масел. В застывшие масла можно воткнуть зубочистку и она не упадет.

13. Масла 5W-40, температура -40С. По консистенции — как густой мед. Зубочистки не падают.

Положив баночки с маслами 5W-40 набок, видим, что масло сохранило некоторую текучесть и постепенно растекается.

14. Температура -40С. Масла 5W-40 сохранили текучесть.

Хуже всех из масел группы 5W-40 показало себя масло Totachi. Перевернув баночку, видим, что масло какое-то время даже не вытекало, в то время как с маслами Mannol и Лукойл такого не было.

15. Температура -40С. Масло Totachi 5W-40 загустело сильнее, чем Mannol и Лукойл. 16. Температура -40С. Totachi 5W-40. 17. Температура -40С. Totachi 5W-40. 18. Температура -40С. Mannol 5W-40 сохранил текучесть лучше, чем Totachi.

Наконец, мы добрались до нашего эталонного образца, масла Mobil 1 SAE 0W-40. Оно должно было продемонстрировать самые лучшие низкотемпературные свойства из нашей коллекции. Так оно и вышло, но температура -40 гр.C не прошла даром и для этого масла. После глубокой заморозки оно приобрело консистенцию свежего жидкого меда, но сохранило в целом неплохую текучесть, двигатель на нем можно запускать и в сильный мороз.

19. Температура -40С. Mobil-1 0W-40. Зубочистка тоже какое-то время держится вертикально, потом падает. 20. Температура -40С. Mobil-1 0W-40. По консистенции как жидкий мед.

А теперь выводы:

1. Все протестированные масла подтвердили заявленные низкотемпературные свойства. Т.е. они соответствуют указанным на этикетках группам вязкости по SAE.
2. До минус 20 гр. С все масла сохраняют более-менее нормальную текучесть и не нанесут вреда двигателю при холодном пуске. Естественно, чем ниже первая цифра, тем текучесть лучше.
3. Не все масла в пределах одной группы ведут себя совершенно одинаково. Например, в группе масел 5W-40, наихудшей текучестью обладало масло Totachi, наилучшей — Лукойл. Mannol — крепкий середнячок.
4. На удивление неплохие результаты продемонстрировало масло Lukoil при относительно невысокой цене. А если так, зачем переплачивать за импортное масло?
5. Масло с вязкостью 0W-40 подтвердило свое первенство в низкотемпературном тесте.

Мои рекомендации.
В теплый сезон весна-осень заливайте в двигатель масла группы 10W-XX. В регионах с умеренно холодными зимами на период декабрь-февраль достаточно использовать масла с вязкостью 5W-XX. Для регионов с холодными зимами, когда температура может опускаться ниже -25 гр.C, однозначно рекомендую на зиму масла 0W-XX. Использовать дорогое масло 0W-XX круглогодично, конечно, круто, но экономически совершенно невыгодно да и не требуется, разве что при небольших пробегах, когда масло меняется раз в год.

Если после покупки у вас появились сомнения в подлинности масла, поместите образец в морозилку бытового холодильника на несколько часов. Обычная температура морозилки — от минус 15 до минус 25 гр.C. Если масло сохранило хорошую текучесть, значит, скорее всего это не подделка.

Вот такие наблюдения. Всем спасибо, здоровья вам и вашим двигателям, до связи!

Какое масло лучше для мотора автомобиля зимой

В последние годы отмечается тенденция к вытеснению с рынка минеральных и полусинтетических масел и переход на маловязкие масла в зимний период. Иными словами, речь идет об отказе от универсального моторного масла, которым считается лубриканты с параметрами 5W-30 и 5W-40 в пользу чисто зимних моделей. Зачем нужен такой апгрейд?

Как известно, под вязкостью масла понимают его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. При так называемом холодном пуске, когда мотор запускается при температурах -15 градусов и ниже, на трущиеся элементы силового агрегата идут колоссальные нагрузки. Считается, что каждый холодный пуск двигателя по величине износа приравнивается к пробегу примерно 200км. Кроме того, с густым маслом стартеру требуется существенно больше усилий, чтобы прокрутить коленвал, а это в свою очередь требует дополнительной энергии от аккумулятора, соответственно, запуск мотора затрудняется.

Таким образом, если вы печетесь о здоровье силового агрегата вашего авто, на зимний период лучше выбирать такое масло, которое не будет сильно густеть на морозе. На что ориентироваться? Прежде всего, выбираем синтетику — оптимальный вариант именно при серьезном «минусе» за бортом. При этом можно выбрать чисто зимние масла, которые имеют классификацию по вязкости SAE от 0 до 25 (SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, где литера «W» означает Winter-Зима). Альтернатива им — всесезонные смазки с индексами SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 10W-20, 10W-30, 10W-40.

Что касается показателей по SAE для универсальных масел, чем меньше первая цифра в обозначениях типа 0W-40 или 5W-30, тем ниже температура, на которую рассчитан лубрикант. Если первым в таком индексе стоит «ноль», вы имеете дело с самым морозостойким продуктом, обеспечивающим беспроблемное проворачивание при -35 градусах и прокачиваемость при -40 градусах.

Лубрикант с первой частью индекса 5W соответственно рассчитан на проворачивание при минус 30 градусах и прокачиваемость при — 30 градусах. В случае с маслом 10W соотношения будут -25 градусов/-30 градусов, при 15W — 20 градусов/-25 градусов. С другой стороны, чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и эффективнее смазывание двигателя в жару.

Так стоит ли менять масло с «зимним» индексом 0W или можно обойтись более универсальным вариантом 5W или 10W? Ответ зависит от целого ряда вводных. Прежде всего — это регион, в котором эксплуатируется машина. Если речь идет о севере, то ответ — однозначно да. Масла SAE 0W, 0W-20, 0W-30, 0W-40 стоит предпочесть также тем водителям, которые практикуют зимой регулярные, но короткие поездки на небольшие расстояния.

Типичный пример — «пользователи», которые проезжают от дома до офиса и обратно не более 5 — 10 км. В их случае, речь будет идти о частых «холодных пусках», а по завершении маршрута двигатель едва будет успевать выйти на рабочую температуру. С другой стороны, если машина ночует преимущественно в теплом гараже, а поездки зимой в основном не короткие, нет нужды и в переходе на маловязкие масла.

Что касается второй части индекса (после литеры W), то тесты авторитетных автомобильных изданий показали, что опять-таки для холодных регионов следует предпочесть масло с максимально низким показателем. Иными словами, из масел 0W-20, 0W-30, 0W-40 следует выбрать вариант 0W-20, если использование такой смазки допускается требованиями к автомобилю. К тому же, с таким маловязким маслом вы продлите жизнь не только мотору, но также стартеру и аккумулятору.

И в заключение — какие масла будут оптимальными сегодня для средней полосы страны. Использование слишком маловязких масел в данном случае не оправдано. Дело в том, что при высоких температурах маловязкие масла могут переступить минимальный порог вязкости, а малая толщина масляной пленки будет негативно взять на трущиеся элементы силового агрегата.

Поэтому если вы водите машину не на Чукотке или Колыме, то масло с показателями 5W40 или 5W30 будет той самой «золотой» серединой. При этом следует учитывать пробег машины и состояние мотора. Если силовой агрегат прошел больше 200 тыс. км, рекомендуется, во-первых, переходить с синтетики на полусинтетику, а, во-вторых, сделать выбор в пользу чуть более густых масел из «вилки», предусмотренной автопроизводителем. Для зимы в таком случае логично использовать варианты 5w40, 10w30 или 10w40.

Какое масло залить на зиму: 3 критерия выбора

Подходящая группа качества указана в книжечке с описанием вашего автомобиля. Впрочем, тут все просто: если выберете обозначение SN, то не ошибетесь, потому что оно априори лучше более ранних масел SL и SM. Само собой обратная замена недопустима.

Вязкость

С вязкостью чуть сложнее. Чем меньше первая циферка в обозначениях типа 0W-40 или 5W-30, тем ниже температура, на которую рассчитано масло. И если в обозначении первым стоит «ноль», то это самый морозостойкий на сегодня продукт.

Требования SAE к низкотемпературной вязкости моторных масел

Класс по SAE

Низкотемпературная вязкость
(максимальная вязкость, мПа·с, при температуре, °C)

Проворачивание

Прокачиваемость

60000 при – 40 °C

60000 при – 35 °C

60000 при – 30 °C

60000 при – 25 °C

60000 при – 20 °C

13000 при – 10 °C

60000 при – 15 °C

Впрочем, тут возникает любопытный вопрос. А какое масло обеспечит более легкий пуск на морозе – 0W-30 или 0W-40? И там, и там спереди присутствует «нолик», но неужели эти масла ведут себя на морозе совершенно одинаково? Формально мы знаем, что вторые цифры в обозначении говорят о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100 ºС, но не влияют ли они косвенным образом и на «морозные «свойства?

Представьте себе, влияют! Мы проводили подобный эксперимент, призванный ответить на вопрос: отличается ли реальная низкотемпературная вязкость у различных «нулевок»? И – главное! – какое же масло обеспечит более легкий холодный пуск: 0W-30 или 0W-40?

Для испытаний мы применили шариковый вискозиметр, позволяющий определять время падения одинаковых стальных шариков в тарированных стеклянных трубках, заполненных проверяемыми моторными маслами. Для чистоты эксперимента брали четыре одноименных дуэта: Shell, Castrol, Bardahl и Mobil. При этом Кастроль сравнивали с Кастролем, Шелл с Шеллом и т.п. Так вот: во всех замерах низкотемпературная вязкость масел 0W-30 оказалась ниже, чем в одноименном 0W-40! При этом выигрыш составил от 7 до 15%.

А что говорит теория? А она говорит, что наш результат не противоречит науке. Если оценивать абсолютные значения низкотемпературной вязкости у масел класса 0W-30 и 0W-40, то запас до крайних значений у масла класса 0W-30, как правило, больше. И если производитель мотора не возражает, то для облегчения холодных пусков есть смысл заливать именно тридцатку вместо сороковки. Кстати, при этом намечается выигрыш по экономичности: при прогреве чем выше вязкость, тем больше потери на трение, а потому топлива придется сжигать побольше.

Что в имени тебе моем?

Кстати, при выборе бренда нелишне ознакомиться с рекомендациями автопроизводителей. На канистрах часто мелькают надписи типа FIAT, Porsche или VW, но тут нужно читать внимательнее. Если в тексте использовано слово Meets (или российское «Соответствует») – например, "Meets: VW", то это означает лишь одно: производитель масла полагает, что его продукт полностью отвечает требованиям VW. Это в общем случае можно расценивать как рекламное заявление. А вот термин Approved, например – MB Approval 229.1 говорит, что производитель автомобиля (в данном случае речь о Мерседесах) провел испытания данного масла и официально разрешил применять его в своих машинах. Это несложно проверить: надо залезть на официальный сайт производителя автомобилей и выяснить, выдавал ли, к примеру, FIAT одобрение маслам фирмы «Пупков Ойл». Заодно можно уточнить кучу подробностей: очень многие масленщики, получив одобрение на какой-то один продукт, как бы случайно заявляют, что одобрена вся линейка их продукции.

Какое масло нужно заливать в двигатель автомобиля зимой, а какое летом?

И в каком месяце это лучше сделать? Лично я знаю, что есть два масла синтетическое и минеральное. Какую марку вы обычно покупаете, что можете посоветовать, а что не стоит покупать..

Можно использовать всесезонное масло. Если нет желания "париться" по этому поводу. Ничего страшного не случится.

Но лучше подбирать отдельно масло для зимы и для лета. Плюсы: будет легче заводиться в морозы, особенно если нет теплого гаража, летом будет мягче и тише работать двигатель.

Писать конкретный тип масла не буду, лучше спросить в магазине где будете покупать. Но вообще зимнее масло обозначается литерой "W" от английского "winter" — зима.

Тогда все более чем просто, в любом случае в сервисной книжке указан тип рекомендуемого масла для данной автомашины, и при гарантийном ТО на дилерском сервисе знают, что туда заливать. Но если вы относитесь к той же категории автовладельцев, что и я который даже под страхом смерти не пользуются дилерскими автосервисами, то поднимаете капот, там или под капотом или на обратной стороне крышки капота есть табличка примерно с таким текстом SAE 0-w30 или 5-w30 это и есть тип масла, заливайте масло этой категории круглый год и будет вам счастье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *