Как ездить на камазе
Перейти к содержимому

Как ездить на камазе

  • автор:

Управление коробкой передач

Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
Педаль сцепления нажимать до упора.
Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.
В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом.
Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.

Внимание!
Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия.

При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.

Рычаг переключения передач на Камазе

Рычаг переключения передач

Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).

Схема переключения передач в коробке передач модели 144

Схема переключения передач в коробке передач модели 144

Схема переключения передач в коробке передач модели 154

Схема переключения передач в коробке передач модели 154

Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):

  • 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
  • 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).

При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1.
При движении всегда держать передачу включенной.

Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310 на Камазе

Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310

Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.

Внимание!
Для коробок передач строго запрещается:

  • переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
  • двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
  • включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа Включение низшего диапазона в демультипликаторе на Камазе.
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Глава 4.6. Особенности вождения КамАЗ 6×6

При правильном вождении увеличивается средняя скорость движения, снижается расход топлива и повышается эффективность использования автомобиля и срок его службы.

Перед началом движения прогрейте двигатель.

Начинайте движение только после того, как прекратится подача звукового сигнала (зуммера) и погаснут сигнальные лампы, что свидетельствует о заполнении привода тормозной системы сжатым воздухом.

При трогании с места включайте первую передачу. Переключайте передачи плавно, и обязательно выключив сцепление. Рекомендуется кратковременно задержать рычаг в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, не включайте передачу резкими толчками. Необходимо плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удается включить передачу при трогании автомобиля с места, вторично выключите сцепление и снова включите передачу.

При выборе момента переключения передач и скорости движения в целях лучшего использования мощности двигателя и его динамических качеств контролируйте скорость вращения коленчатого вала по тахометру. Во всех режимах движения ориентируйтесь на зеленое поле указателя тахометра.

Максимальную мощность двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 2600 об/мин.

Скорость движения на маршруте выбирайте с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя — при частоте вращения коленчатого вала 2000—2200 об/мин.

Длительная езда с использованием максимальной мощности двигателя ведет к повышенному расходу топлива и износу деталей двигателя.

Превышение предельной скорости вращения коленчатого вала недопустимо из-за возможной поломки двигателя.

Помните, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 1600—1800 об/мин. Дальнейшее «снижение оборотов» от нагрузки вызывает потери мощности и требует дополнительных затрат энергии на разгон автомобиля.

При разгоне не включайте более высокую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не возрастет до максимальной.

При переходе с высших передач на низшие применяйте двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую применение этого способа переключения обязательно.

Масса перевозимого груза не должна превышать установленной нормы, так как перегрузка влияет на безопасность движения.

При движении с прицепом обращайте особое внимание на виляние, подергивание, увод и другие признаки износа деталей тягово-сцепного устройства. Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков.

Знайте, что при снижении давления сжатого воздуха в контуре III пневмопривода тормозов до 5 кгс/см2 происходит автоматическое затормаживание автомобиля. Если это произойдет в местах, не допускающих остановку (например, перекресток, железнодорожный переезд), то нажмите на кнопку аварийного растормаживания и, не отпуская ее, на малой скорости выведите автомобиль из опасной зоны.

Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки для предотвращения скатывания автопоезда включите стояночный тормоз, включите низшую передачу в коробке передач и подложите противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и прицепа.

При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, немедленно остановите автомобиль для их устранения и включите систему аварийной сигнализации.

Помните, что снижение давления воздуха в шинах на 1 кгс/см2 против заданного ведет к увеличению расхода топлива на 1 —1,5 л на 100 км пути. При движении по дорогам с твердым покрытием поддерживайте давление в шинах 3 кгс/см2.

Контролировать состояние всех систем автомобиля помогают контрольные приборы и сигнальные устройства. Следите за. их показаниями и своевременно устраняйте неисправности.

Движение на подъемах. Короткие подъемы на хороших дорогах преодолевайте, используя запас скорости.

Крутые или затяжные подъемы преодолевайте на низших передачах коробки передач, учитывая при выборе передачи загруженность автопоезда, длину подъема и его крутизну. По возможности используйте передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.

Для увеличения тягового усилия переходите на первую передачу в раздаточной коробке.

Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, медленно спустите автомобиль задним ходом вниз для новой попытки.

При движении на спусках запрещается выключать двигатель, так как при движении накатом выключаются гидроусилитель рулевого управления и компрессор пневматического привода тормозной системы автомобиля.

Для замедления движения на спуске пользуйтесь вспомогательным тормозом, при необходимости притормаживая автомобиль (автопоезд) рабочим тормозом.

При включенном вспомогательном тормозе не выключайте сцепление и не переключайте передач.

При движении по заболоченной местности или снежной целине перед началом движения снизьте давление воздуха в шинах до 0,7 кгс/см2, включите первую передачу в раздаточной коробке и механизм блокировки межосевого дифференциала. Двигайтесь со скоростью не более 10 км/ч без остановок и крутых поворотов, не допуская буксования колес, по возможности прямолинейно, поворачивайте автомобиль по окружности с большим радиусом. При движении колонной не двигайтесь по следу, проложенному впереди идущим автомобилем.

При движении по песчаной местности или сырой луговине перед началом движения снизьте давление воздуха в шинах до 1 кгс/см2, включите первую передачу в раздаточной коробке. Соблюдайте плавность движения автомобиля, избегая резких ускорений и остановок. Двигайтесь со скоростью не более 20 км/ч в колонне по следу впереди идущей машины, соблюдая дистанцию не менее 40—50 м. Поворачивайте автомобиль по окружности с большим радиусом без снижения скорости движения.

Небольшие песчаные барханы преодолевайте с разгона. Если колеса начали буксовать при падении скорости движения, выключите сцепление, вернитесь назад для разгона и вторично попытайтесь преодолеть трудный участок.

При движении по пересеченной местности канавы, кюветы и рвы преодолевайте по возможности перпендикулярно препятствию с небольшой скоростью на низших передачах в коробке передач и раздаточной коробке и включенным механизмом блокировки межосевого дифференциала.

Съезжайте в канаву с минимальной скоростью, при необходимости притормаживая. Как только колеса коснутся дна канавы, увеличьте подачу топлива, используя для выезда из канавы силу инерции массы автомобиля.

При преодолении брода перед началом движения промерьте глубину брода, исследуйте состояние донного грунта, выберите и проверьте места въезда и выезда автомобиля и отметьте вехами глубокие места.

Включите первую передачу в раздаточной коробке и механизм блокировки межосевого дифференциала; выключите гидравлическую муфту привода вентилятора, снизьте давление воздуха в шинах до 0,7—1,5 кгс/см2 в зависимости от плотности прибрежного и донного грунта.

Въезжайте в воду осторожно (не создавая волны) на первой или второй передаче коробки передач при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Двигайтесь по броду не останавливаясь, по возможности прямолинейно и без крутых поворотов. Если по какой-либо причине двигатель остановился, попытайтесь два-три раза пустить двигатель стартером, в случае неудачи немедленно отбуксируйте автомобиль на берег.

После выезда из воды, особенно зимой, сразу же просушите тормозные механизмы, несколько раз притормозив автомобиль при движении для нагрева тормозных барабанов. Проверьте состояние масла в агрегатах и, обнаружив воду, замените масло немедленно. Проведите смазку через пресс- масленки всех точек смазки. Для удаления воды из камеры сгорания и газоходов предпускового подогревателя включите его на продувку на 3—5 мин.

Выверните пробку нижнего люка картера сцепления, слейте воду и вверните пробку.

При движении по скользким и обледенелым дорогам автопоезд ведите «врастяжку», для чего тормозите запасным или вспомогательным тормозом, так как при этом в первую очередь срабатывают тормоза прицепа.

При заносе, не выключая сцепления, плавно уменьшите подачу топлива, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса.

Для замедления движения при заносе пользуйтесь вспомогательным тормозом либо притормаживайте стояночным тормозом. В исключительных случаях и для полной остановки автопоезда допустимо притормаживание рабочим тормозом при включенном сцеплении. При торможении не допускайте скольжения колес.

Переключение передач и выключение сцепления на скользком участке дороги нежелательно. Перед троганием с места на скользком участке дороги заблокируйте межосевой дифференциал. При включении блокировки загорается контрольная лампа и горит все время, пока дифференциал заблокирован. Как только скользкий участок дороги остался позади, притормозите и немедленно разблокируйте дифференциал.

Если автомобиль забуксовал, затормозите колеса, заблокируйте дифференциал, включите вторую передачу и при возможно малой частоте вращения коленчатого вала (чтобы только не остановился двигатель) плавно отпускайте педаль сцепления. Если автомобиль продолжает буксовать, расчистите колею под колесами.

При движении во время тумана, дождя, снегопада, а также при движении по узким дорогам с частыми крутыми поворотами для улучшения видимости пользуйтесь противотуманными фарами, включая их клавишей. Низкое расположение противотуманных фар улучшает освещение дороги.

При движении в ненастную погоду включайте стеклоочистители, регулярно протирайте боковые стекла кабины и зеркала заднего вида. Не забывайте просушивать тормозные механизмы.

При выходе из строя гидроусилителя рулевого управления пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно. Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем категорически запрещается.

При разрыве шлангов насоса гидроусилителя выполните следующее:

соедините шлангом трубопроводы высокого и низкого давления, идущие от насоса, и по возможности включите радиатор для охлаждения масла;

заглушите нагнетательное и сливное отверстия гидроусилителя деревянными пробками;

долейте в бачок насоса масло до уровня указателя. Допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе;

двигайтесь при работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала, наблюдая за температурой масла в бачке. При нагреве масла до температуры более 100°С сделайте остановку и дайте маслу остыть.

Эксплуатация автомобиля-тягача в составе автопоезда.

При сцепке тягача с прицепом:

затормозите прицеп стояночным тормозом;

откройте замок буксирного крюка;

установите дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне буксирного крюка автомобиля;

осторожно подайте автомобиль назад до упора буксирного крюка в сцепную петлю прицепа;

накиньте сцепную петлю на буксирный крюк и закройте замок;

вставьте штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля;

соедините головки шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля;

соедините прицеп с автомобилем страховочным тросом или цепью;

откройте разобщительные краны пневмопривода тормозов прицепа, установленные на автомобиле (однопроводной или двухпроводной системы);

растормозите стояночный тормоз прицепа.

Для улучшения маневренности при буксировании прицепа снимите с автомобиля задние буфера.

затормозите прицеп стояночным тормозом;

отсоедините штепсельную вилку от розетки тягача и вставьте в отверстие пластины дышла, аккуратно смотав шнур электропроводки в бухту. При отключении вилки убедитесь в том, что контактирующая часть розетки закрыта крышкой;

закройте разобщительные краны пневмопривода тормозов;

разомкните соединительные головки шлангов тормозной системы и укрепите их на кронштейнах дышла;

отсоедините страховочный трос;

снимите сцепную петлю дышла прицепа с буксирного крюка автомобиля.

Буксировка автомобиля. Для буксировки неисправного автомобиля используйте специально изготовленный жесткий буксир. Применение буксиров иных конструкций допускается при снятом переднем буфере.

При буксировке автомобиля с неработающим двигателем для наполнения его пневматического тормозного привода сжатым воздухом используйте шланг для накачки шин. Один конец шланга подсоедините на буксируемом автомобиле к буксирному клапану, расположенному на конденсационном ресивере, питающей части пневмопривода тормозов, другой конец — к такому же клапану на буксирующем автомобиле (если буксирующий автомобиль модели КамАЗ). .

Если нельзя наполнить пневмосистему неисправного автомобиля сжатым воздухом, то разблокируйте тормоза задней тележки.

При буксировке автомобиля на расстояние, не превышающее 150 км, выключите сцепление, включите прямую пятую передачу в коробке передач, дайте проехать автомобилю не менее 500 м (для смазки деталей коробки передач), выключите передачу и включите сцепление. Скорость движения при этом должна быть 45 км/ч.

Для буксировки автомобиля с большей скоростью и на длительное расстояние отсоедините карданные валы привода среднего и переднего мостов.

#10 Первый выезд (стажировка)

Приветствую всех! Долго шел к этому моменту. Моменту первого выезда в свой первый рейс. Пусть и не столь длинный, но полный волнения и впечатлений. Из названия становится понятно, что на данном этапе моей работы я прохожу обязательную стажировку под пристальным взором опытного водителя. 45-и летний стаж говорит о многом. Стажировка назначена по причине отсутствия у меня навыков вождения грузовым автомобилем. Это не означает, что я вовсе не умею водить. Начальство лишь хочет убедиться в том, что я готов сам выполнять поставленные задачи. Для этого и перестраховываются — проверяют меня. Я то, в принципе, не против этого. Советы бывалого водителя мне как раз необходимы!
Итак утро четверга. Рабочий день начался как обычно. И тут ко мне подходит дед Васька и сообщает весть, мол едем в рейс, ты поведешь. Я поначалу подумал, что поедем моей машиной, однако это было не так. Ввиду того, что двигатель моего авто только что из капитального ремонта, отправлять машину в далекий рейс никто не спешит. Говорят чтобы пока проходил стажировку на чужом авто, а мне позже будут подбирать недалекие рейсы (на всякий случай). Ну с этим всё-равно ничего не поделаешь, едем не своей машиной. Так вот рейс в тот день выпал не совсем далекий. Примерно 125 км. Первоначально планировалось ехать на 200 км, но что то там пересмотрели, подумали и отменили выгрузку. С небольшим волнением переодеваюсь, собираю вещи в рюкзак и топаю к машине. Дед Васька уже рядом с ней, прогревает двигатель и проводит предрейсовый осмотр. Как только всё осмотрели, двинули на склад для загрузки.

Фото в бортжурнале КАМАЗ 45143 На погрузке. Груза мало, но он дорогущий.

Груз — гербициды. Флаконы и емкости, упакованные в ящики. Количество небольшое, но цена груза высокая. Уж очень дорогая химия нынче. Получив на руки все бумаги и сопроводительные документы смело выдвигаемся в путь. Я сажусь за руль и начинается 🙂 Скажу по правде, я не смог толком привыкнуть к кулисе на этом Камазе. Из-за чего поначалу тупил и не попадал в нужные передачи. Я знаю, что "там" 2-я, а втыкается или 1я или 4я. Так же и с 3-й, иногда втыкается 5-я или вовсе до скрежета доходило и механизм блокировал включение задней. Может я, конечно, так сильно переживал, что делал такие жуткие ошибки. Хотелось бы посмотреть на себя со стороны в тот момент. Дед Васька вел себя мужественно и даже не матерился во время моих танцев с рычагом КПП.

Фото в бортжурнале КАМАЗ 45143

Спустя какое время я уже начал привыкать и понимать ход и положение кулисы. А как иначе. В каждом автомобиле этот девайс оригинальный и к нему нужно приспосабливаться какое то время. Про водителей асов не буду ничего говорить. Кто то, наверняка, сходу сможет на любой машине поехать, будь то водил её 10 лет до этого. Мне же приходится адаптироваться к машине какое то время. И время действительно дает результат. Передвигаясь по городу, забитому машинами с кучей светофоров и перекрестков поневоле начинаешь соображать и делать всё правильно. Через какое то время мы благополучно выбрались на трассу и по объездной дороге направились к месту назначения. Ввиду подразбитого рулевого приходилось ловить машину на трассе. Она так и норовила уехать то на встречку, то в обочину. А ведь это всё происходит на скорости 65 км/ч. Боюсь представить, что ж будет с машиной на 85-90 км/ч. Но как оказалось, даже к таким вещам привыкаешь и уже через какие то километры трассы я довольно ровно вел грузовик. Хотя определенное виляние относительно разметки было заметно. Еще, конечно же, спасибо нашим "ровным" дорогам с их стиральными досками, гребнями, латками высотой с бордюр и т.п. Езда на Камазе по таким дорогам напоминает скачки на свирепом быке, который норовит тебя сбросить с себя. И лишь двери кабины не позволяют водителю выпасть… Часто приходится снижать скорость, чтоб пройти участок дороги поспокойнее. Возможно ерунду пишу по этому поводу, но впечатления от поездки в тот день именно такие были. В конечном итоге благополучно добравшись к месту назначения, мы выгрузились, немного отдохнули и поехали обратно.

Фото в бортжурнале КАМАЗ 45143 На разгрузке Фото в бортжурнале КАМАЗ 45143 Попрошайка ) Фото в бортжурнале КАМАЗ 45143

Несколько раз замечал за собою длинные вереницы автомобилей, которые не могли обогнать меня ввиду особенностей трассы (подъемы, списки, повороты). Каждый раз думал о том, что эти водилы меня проклинают 🙂 мол едешь на своем Татарине 65 км/ч и людям не даешь проехать нормально… Надеюсь это не так. Часто помогал водителям при обгоне. Моргну правым поворотником и ему становится понятно, что впереди свободна встречка и можно идти на обгон. Лишь единицы благодарят и моргают аварийкой. Большинство так не делает. А ведь взаимовыручка и помощь на дороге это не последнее дело. Будьте добрее. Помогайте друг другу! И если видите, как едет впереди Камаз, не думайте о водителе плохо. Ему и так непросто вести такую машину…

Как безопасно и уверенно ездить на Камазе: советы и рекомендации

Езда на Камазе требует определенных навыков и знаний, чтобы обеспечить безопасность и уверенность на дороге. В этой статье мы представим вам полезные советы и рекомендации, которые помогут вам овладеть искусством вождения Камаза. Независимо от того, являетесь ли вы профессиональным водителем или только начинаете свой путь в мире большегрузных автомобилей, эта информация будет вам полезна.

Правильная подготовка к поездке

Перед тем, как садиться за руль Камаза, важно правильно подготовиться. Вот несколько шагов, которые следует выполнить:

Таблица 1: Шаги для подготовки к поездке на Камазе

Шаг Описание
Проверьте техническое состояние автомобиля Убедитесь, что все системы автомобиля работают исправно и проверьте уровень топлива, масла и других жидкостей.
Проверьте давление в шинах Убедитесь, что давление в шинах соответствует рекомендациям производителя. Неправильное давление может негативно сказаться на управляемости и безопасности автомобиля.
Проверьте работу световых и звуковых сигналов Убедитесь, что фары, стоп-сигналы и поворотники работают должным образом, чтобы обеспечить видимость и безопасность на дороге.
Проверьте состояние груза Если у вас есть груз, убедитесь, что он правильно закреплен и не представляет угрозу во время движения.

Техники вождения Камаза

Вождение Камаза отличается от управления легковым автомобилем. Вот несколько техник, которые помогут вам уверенно и безопасно управлять Камазом:

Таблица 2: Техники вождения Камаза

Техника Описание
Соблюдайте дистанцию Помните, что Камаз требует большего расстояния для торможения. Следуйте правилам дистанции и поддерживайте безопасное расстояние с другими автомобилями.
Учтите габариты автомобиля Камаз имеет большие габариты, поэтому обратите особое внимание на высоту и ширину мостов, тоннелей и других ограниченных участков дороги.
Правильное использование тормозов Используйте тормоза Камаза правильно. Они могут иметь особенности, такие как длинный путь торможения и наличие двухконтурных тормозных систем. Обратитесь к руководству по эксплуатации для получения подробной информации.
Учитесь переключать передачи Камаз может иметь механическую коробку передач. Практикуйте переключение передач, чтобы обеспечить плавность и эффективность переключений.
При движении в гору и вниз При движении в гору используйте низшие передачи и предупредите других водителей о своем намерении. При движении вниз используйте двигательный тормоз и низкую передачу для контроля скорости.

Следуя этим советам и рекомендациям, вы сможете ездить на Камазе с уверенностью и безопасностью. Всегда помните о необходимости правильной подготовки перед поездкой и использовании специальных техник вождения, связанных с особенностями этого типа автомобиля. Никогда не забывайте соблюдать правила дорожного движения и быть внимательными к другим участникам дорожного движения. Удачной поездки на Камазе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *