ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОго ОБСЛУЖИВАНИЯ
Техническое обслуживание предназначено для поддержания автомобилей в исправном состоянии. Оно является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке.
Техническое обслуживание подразделяется на следующие этапы:
– техническое обслуживание в начальный период эксплуатации,
– техническое обслуживание в основной период эксплуатации.
В начальный период эксплуатации автомобиля выполняются следующие виды обслуживания:
– ежедневное обслуживание (ЕО) — выполняется силами водителей
– техническое обслуживание ТО-2500;
Техническое обслуживание в основной период эксплуатации подразделяется на следующие виды обслуживания:
– ежедневное обслуживание (ЕО) — выполняется силами водителей
– первое техническое обслуживание (ТО-1);
– второе техническое обслуживание (ТО-2);
– дополнительные сезонные работы, выполняемые один раз в год, осенью (СТО).
Ежедневное техническое обслуживание направлено на общий контроль состояния узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения, поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля и выполняется водителем.
Основным назначением технического обслуживания ТО-2500 является предупреждение появления неисправностей путем выполнения профилактических, регулировочных и смазочно-очистительных работ на новом автомобиле, так как в начальный период происходит интенсивная приработка элементов конструкции автомобилей.
Основным назначением первого, второго и дополнительных сезонных технических обслуживаний является выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.
для неполноприводных и тяжелых автомобилей
№№ ТО |
Наименование ТО (в объеме регламентных работ) |
Периодичность выполнения работ для 1-й категории условий эксплуатации а/м уровня | |
Евро-4 | Евро-3 | ||
1 | ТО-2500 | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км |
2 | ТО-1 | через 25 000 км | через 10 000 км |
3 | ТО-2 | через 50 000 км | через 30 000 км |
для полноприводных автомобилей
№№ ТО |
Наименование ТО (в объеме регламентных работ) |
Периодичность выполнения работ для 1-й категории условий эксплуатации а/м уровня | |
Евро-4 | Евро-3 | ||
1 | ТО-2500 | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км |
2 | ТО-1 | через 10 000 км | через 5500 км |
3 | ТО-2 | через 30 000 км | через 16500 км |
Евро 5 (5490, 65206, 65207)
№№ ТО |
Наименование ТО (в объеме регламентных работ) |
Группа технического обслуживания* | ||
А | В | С | ||
1 | ТО-2500 | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км |
2 | ТО | 80 000 | 60 000 | 40 000 |
*Группа А. Грузовые автомобили для дальних международных перевозок с более 50% использования на автостраде.
*Группа В. Грузовые автомобили для междугородних перевозок (магистральные), грузовые развозные автомобили; пожарные автомобили; грузовые автомобили, эксплуатируемые на строительных площадках; бетоносмесители.
*Группа С. Автомобили-тягачи полной массой более 44 т; пожарные автомобили; грузовые автомобили, эксплуатируемые на строительных площадках; бетоносмесители. Расход топлива указанных автомобилей превышает 12 л/ч при средней скорости движения 15-20 км/ч.
Допустимое отклонение от нормативов периодичности технического обслуживания, в основной период эксплуатации, составляет ±10%.
Евро 5 (5490, 65206, 65207)
№№ ТО |
Наименование ТО (в объеме регламентных работ) |
Группа технического обслуживания* | ||
I | II | III | ||
1 | ТО-2500 | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км |
2 | ТО | 50 000 | 30 000 | 600 м/ч |
* Категория условий эксплуатации определяется сервисным центром по количеству баллов в «Анкете владельца транспортного средства» и назначается в соответствии с рекомендациями для сотрудника сервисной службы автоцентра ПАО «КАМАЗ»
В основной период эксплуатации периодическое обслуживание выполняется в зависимости от категории условий эксплуатации. Периодичность технического обслуживания, перечнем выполняемых работ и периодичность проведения приводится в сервисной книжке и руководстве по эксплуатации автомобилей КАМАЗ.
Все виды технического обслуживания имеют индивидуальные перечни операций, т.е. ни одна операция ТО-1 не входит ни в ТО-2, ни в СТО, в свою очередь операции ТО-2 не входят в СТО.
При проведении технического обслуживания допускается выполнение как отдельных видов ТО (ТО-1, ТО-2 или СТО), так и нескольких видов ТО одновременно (ТО-1 и ТО-2; ТО-2 и СТО; ТО-1 и СТО или ТО-1, ТО-2 и СТО).
В процессе технического обслуживания при необходимости выполняется сопутствующий текущий ремонт, перечень которого указывается в технологических картах, разработанных Научно-техническим центром ПАО «КАМАЗ» и утвержденных Главным конструктором ПАО «КАМАЗ». Общая трудоемкость сопутствующего ремонта не должна превышать 20% от общей трудоемкости соответствующего вида технического обслуживания.
Сопутствующий ремонт – часть операций текущего (планово предупредительного) ремонта малой трудоемкости и может выполняться совместно с техническим обслуживанием В перечень работ по сопутствующему ремонту входят замена небольших деталей влияющих на выполнение работ (к примеру сняли ступицу для смазки подшипников (ТО-2) – рассыпался подшипник – трудоемкость замены и стоимость подшипника входят в состав сопутствующего ремонта или не проходит смазка через пресс-масленки (ТО-1) – замена пресс-масленок –сопутствующей ремонт)
Какие бывают виды ТО автомобиля
Техническое обслуживание транспорта отличается сроками проведения и характером работ. Но его нельзя вычеркнуть из списка обязательных дел. Регулярный чек-ап помогает выявить проблемы и устранить их на ранней стадии. Рассказываем, какие бывают виды ТО.
Что такое техническое обслуживание машины
Это комплексная проверка технического состояния машины и исправностей ее отдельных агрегатов. Работники сервиса проверяют наличие возможных сбоев и занимаются их устранением. ТО — добровольное мероприятие для автомобилиста, как и техосмотр. Но пренебрегать этими проверками не стоит.
Регулярное техническое обслуживание автомобил я — это залог безопасности дорожного движения. Но порой бывает трудно понять, когда отправлять транспорт на . Поэтому производители сами устанавливают рекомендуемый интервал и перечень необходимых работ.
Обычно обследование автомобиля происходит в промежутке от 10 000 км до 15 000 км пробега. Однако если вам часто приходится передвигаться по бездорожью, то интервалы проверок лучше сократить.
Что делают на ТО
В автомобильном мире принято выделять три вида технического обслуживания машин . Разобраться в них просто: достаточно запомнить, после скольких пройденных километров нужно ехать в сервисный центр.
- Первое проводится после пробега 10 000 км, и называется ТО-1 . Его основная цель — предотвращение мелких неисправностей. Обычно это замена масла, фильтра и регулировка узлов.
- Отправлять машину на второе техническое обслуживание (ТО-2) нужно после 30 000 пройденных километров. К комплексу работ добавляется снятие и замена изношенных деталей. Диагностика и обслуживание авто проводятся с применением специализированного оборудования. Каждое ТО-2 проводится при добавлении на спидометре 30 000 новых километров.
- ТО-3 проводится через 60 000 км пробега. Это одна из самых дорогих проверок, после которой наверняка придется устранять какие-то неполадки. При таком обслуживании обязательно проводится осмотр автомобиля на подъемнике, компьютерная диагностика и регулировка развал-схождения колес.
Сами работы делятся на:
- регулировочные (настройка и регулировка различных компонентов и механизмов);
- смазочные (замена масла и фильтра);
- электротехнические (диагностика и обслуживание электрических систем автомобиля);
- крепежные (проверка и при необходимости замена крепежных элементов);
- заправочные (замена топливного, воздушного и фильтра салона);
- контрольно-диагностические.
В зависимости от общего состояния автомобиля, его пробега и проведенных ранее работ некоторые из них могут быть отложены на более поздний срок. Но в этом случае существует риск «влететь» на более дорогой ремонт или попасть в аварию из-за неисправностей в машине.
В сервисных центрах клиентам часто предлагают пройти сезонное ТО. Обычно его проводят весной и осенью, чтобы подготовить машину к новым погодным условиям. Например, заменить резину.
Ежедневное техническое обслуживание
Водитель должен проверять состояние транспорта перед каждой поездкой. Самостоятельно можно посмотреть, нет ли утечки масла или других жидкостей, оценить исправность тормозов, рулевого люфта. Кроме того, важно быть уверенным:
- в работе фар, контрольно-измерительных (спидометра, топливомера) и сигнальных приборов;
- в хорошем состоянии колес, шин, огнетушителя, аварийного знака и аптечки;
- убедиться в отсутствии перегрева тормозных барабанов/дисков и ступиц колес.
При появлении каких-либо неисправностей или подозрении на поломку водитель должен устранить их самостоятельно или отправить машину в сервис.
Обслуживание нового автомобиля
Некоторые автомобилисты считают, что могут пренебрегать комплексным обследованием первые пару лет, если купили абсолютно новую машину. Однако это большое заблуждение, поскольку транспортное средство может довольно быстро изнашиваться.
Превратите мечту о собственном автомобиле в реальность вместе с Совкомбанком. Оформите автокредит под выгодный процент прямо сейчас! Мы предлагаем удобные программы кредитования и комфортный ежемесячный платеж. Воспользуйтесь предложением и станьте обладателем нового автомобиля.
Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!
Для всех машин правила одинаковы, и первое ТО должно быть через 10 000 км пробега. Специалист проведет контроль и диагностику: тормозов, хода и зазоров руля, защитных чехлов ходовых частей, целостность пружин, рычагов, штанг, амортизаторов, свободного движения педалей и степени натяжения приводных ремней.
Все это необходимо контролировать и устранять сразу, чтобы на дороге случайно не произошла авария из-за внутренней поломки машины. Важной частью первого ТО также является проверка и подтяжка креплений мотора, коробки передач, тормозов, рычагов поворотников, колесных дисков и деталей выхлопной системы.
Сколько стоит обслуживание автомобиля в месяц и год
Помимо прочего, в комплекс входит заправка моторного масла и замена масляного фильтра. В рамках электротехнических работ проводится очистка аккумулятора и электроприборов от грязи, а также меняются предохранители.
Последующие проверки
С каждой новой десяткой тысяч километров перечень ТО расширяется. К нему добавляется обязательное обследование узлов, замена тормозной и охлаждающей жидкости, масла в гидросистеме и коробке передач. Также может потребоваться смена:
- фильтров системы топлива, очистки воздуха и коробки передач (в последнем случае актуально для «автомата»);
- свечей зажигания;
- ремня;
- компонентов системы ГРМ .
Во время проверки специалист также уделит внимание крепежным работам, проверит и затянет радиатор, топливный бак, головку цилиндрового блока, крышку газораспределительного механизма, поддон моторного картера, впускного и выпускного коллектора, крышку редуктора заднего моста, а также замки и петли дверей.
Список работ в рамках ТО-2 составляется с учетом марки и модели транспорта, а также рекомендаций производителя.
Сколько стоит ТО
Стоимость меняется в зависимости от региона, сервисного центра и вида транспорта. Например, в Красноярске комплексное обслуживание для легкового автомобиля по регламенту будет стоить не менее 5000 рублей, в более крупных городах еще дороже.
Общая сумма может увеличиться, если владельцу авто потребуется заменить масло, свечей зажигания, фильтра и других агрегатов. Однако пренебрегать ТО ради экономии не стоит, ведь это может обернуться более дорогим ремонтом или аварией.
Оформите карту «Халва» с возможностью оплатить ремонт в рассрочку. Тогда обслуживание автомобиля не будет бить по вашему карману. Подайте заявку на карту онлайн.
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 15%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку до 24 месяцев. Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!
Как экономить на обслуживании машины
Одна из самых больших статей расхода у автомобилистов — ТО. Во время проверки могут «всплыть» какие-то поломки или машине просто понадобится дозаправка, например, масла. И вот вместо планируемых 5000 рублей вы отдаете уже 15 000 рублей. Так что, помимо видов ТО, будет полезно узнать и о способах, как сэкономить на обязательном чек-апе вашей машины.
Официальные сервисы
К новым автомобилям из салона прилагается гарантия для проведения ТО у официального дилера. Автоконцерны устанавливают разные сроки и регламенты для каждой модели. Узнать всю необходимую информацию можно в сервисной книжке.
Однако цены на обслуживание у официальных дилеров часто кусачие, поэтому перед чек-апом лучше изучить прайсы разных сервисов, подходящих под гарантии вашего авто. Вы также можете купить необходимые запчасти для ремонта у других продавцов, чтобы сэкономить еще немного денег.
Но перед этим обязательно уточните в своем сервисе, работает ли он со сторонними запчастями!
Проверяйте, что насчитали в сервисе
Перед тем, как отправить машину на обслуживание, посмотрите итоговую сумму работы. Проверьте, не включили ли туда дополнительные услуги, которые не предусмотрены вашей гарантией из сервисной книжки.
Найдите «неофициала», которому сможете доверять
Если гарантийный срок автомобиля закончился, то вы можете не ехать к официальному дилеру, а обратиться в другой сервис. Тогда есть шанс сэкономить. Как правило, водители обращаются к «официалам» из-за наличия специального оборудования и оригинальных запчастей, но за это приходится платить высокую цену. В неофициальных центрах ТО и ремонт будет стоить дешевле.
Изучите свою машину
Еще один способ экономить — производить замену и чинить что-то самому. Например, вы можете научиться менять фильтры, масло, свечи зажигания или колеса. Но здесь важно уточнить, что для сложных работ нужны навыки механика, иначе можно усугубить ситуацию.
Советы по эксплуатации автомобиля
Простая и до жути банальная вещь, но следите за машиной должным образом. Не испытывайте ее возможности на бездорожье, если вы купили иномарку, сделанную для идеальных и ровных дорог. Перед каждой поездкой осматривайте и проверяйте исправность авто: достаточно посмотреть, не потекло ли масло, в каком состоянии находятся колеса, тормоза и так далее.
Найдите недорогой сервис, которому сможете доверять. Но не забывайте, что у официального дилера вы обязательно получите документ, подтверждающий выполнение работ. Это не гарантирует качество, но значительно облегчает решение возможных проблем.
Не игнорируйте ремонт, рекомендации специалистов и замену запчастей. Помните, что попытки сэкономить могут обернуться еще большими затратами или вовсе привести к аварии.
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Чем обеспечивается техническое обслуживание
Оптимизируем затраты на техническое обслуживание и ремонт
Чтобы поддерживать оборудование в исправном техническом состоянии, нужны серьезные финансовые траты. Оптимизация затрат на техническое обслуживание и ремонт помогает сократить расходы предприятий, повысить величину оборотных средств компании, способствует более качественному проведению регламентных работ, продлению срока службы оборудования. Какие же конкретно меры помогут оптимизировать данные затраты?
С какими проблемами сталкиваются предприятия при проведении технического обслуживания и ремонта
На практике выделяют следующие основные проблемы проведения техобслуживания и ремонта, которые снижают эффективность работы оборудования, повышают затраты хозяйствующих субъектов:
• экономия средств направлена не на удешевление работ, услуг без ухудшения их качества, а сводится к формальным действиям по выбору более дешевых (и не всегда надежных) подрядчиков;
• обратная ситуация — выделяются дополнительные средства, чтобы привлечь более надежных, но и дорогих подрядчиков, но при этом не достигается необходимый эффект, так как выделенные средства используются нерационально. Часто единственный результат смены подрядчика — лишь удорожание их работ;
• свободные средства, запланированные на техобслуживание и ремонт, стремятся израсходовать любым способом. Формально перерасходования средств нет, план расходов выполняется, но по факту не достигается возможная экономия, растут складские остатки запчастей. Это по сути приводит к вымыванию оборотных средств, затовариванию склада, созданию запасов, большая часть которых так и не будет использована в производственной деятельности;
• рост расходов на техобслуживание и ремонт маскируется за счет роста расходов на собственный соответствующий технический персонал — увеличивается заработная плата, количество работников, зачастую без учета оценки реальной необходимости подобного шага;
• деление затрат на техническое обслуживание и капитальный ремонт осуществляется не для того, чтобы провести детальный анализа и проконтролировать расходы. По факту на предприятии эти расходы не отличают друг от друга и наличие двух статей расходов используют лишь как лазейку для заимствования необходимого финансирования по второй статье при израсходовании отведенных лимитов по первой статье;
• нет единых регламентов планирования проведения техобслуживания и ремонта с выделением приоритетов работ, не работает система предварительного предупреждения вероятных поломок, работы производятся по факту выявления неисправностей;
• допускаются существенные ошибки в планировании, планы формируются не оперативно, неверно оцениваются объемы работ, стоимость самих работ и запчастей, их количество;
• не оценивается эффективность работы технической службы, не разработана система ответственности за оперативность выполнения ремонтных работ, нет системы документирования заявок, оценки сроков их исполнения, не документируются выявленные поломки и проведенные ремонты, замененные детали и узлы;
• стратегические решения принимаются без учета мнений опытных практикующихся специалистов, не налажено взаимодействие служб компании;
• есть чрезмерная регламентация производственных процессов, снижающая оперативность принятия решений, лишающая производственный процесс необходимой гибкости.
То есть все основные проблемы в области технического обслуживания и ремонта можно разделить как:
Как преодолеть организационные проблемы в области технического обслуживания и ремонта
В целях организации комплекса мер по предупреждению поломок, проведению оперативного ремонта в компании должна функционировать налаженная система соответствующего документооборота и контроля. В рамках этой системы должны быть установлены оформляемые формы документов, сроки выполнения, предусмотрена ответственность за срыв сроков, должна присутствовать задокументированная история техобслуживания и ремонта каждого агрегата, своеобразная «карта здоровья пациента – оборудования».
Можно выделить несколько этапов построения такой системы.
Этап 1. Планируем технических работы и ремонты
В рамках этого этапа нужно разработать план технических и ремонтных мероприятий. Что для этого нужно:
• составить календарь проведения технических работ и текущих ремонтов с указанием планового времени остановки и запуска оборудования, длительности планируемых мероприятий.
Плановые мероприятия формируйте с учетом производственного графика компании, планов выпуска продукции. Они должны проводиться в такое время, чтобы минимизировать финансовые потери компании. Для этого работы планируются к проведению на периоды минимальной загрузки оборудования.
Старайтесь не проводить техническое обслуживание в пиковые периоды работы этих основных средств. Если есть такая возможность, планируйте работы в выходные дни, после рабочих смен или в ночное время, чтобы не тормозить производственный процесс.
Если остановка одной единицы оборудования повлечет за собой остановку других агрегатов, то ремонт и техобслуживание их всех целесообразно проводить в комплексе;
• детализация планируемых мероприятий по конкретным видам, конкретным единицам оборудования с расшифровкой видов работ, заменяемых деталей и т. п.;
• прогнозная оценка стоимости привлечения внешних специалистов, стоимости необходимых запасных частей, примерные сроки их приобретения.
Если есть собственная техническая служба, а для проведения технического обслуживания и ремонта привлекаются сторонние специалисты, это нужно обосновать, указать причины, по которым необходимые работы не могут выполнить собственные сотрудники. Такими причинами могут быть, в частности, недостаточная квалификация работников, требования условий гарантии, необходимость привлечения только аккредитованных специалистов, отсутствие необходимых допусков, аттестаций и т. п.
Компания «Квантус» сформировала план технических и ремонтных мероприятий на октябрь текущего периода (табл. 1).
То есть по каждой единице оборудования указываются виды работ, их стоимость. Если бы каждый вид работ имел свою стоимость, то соответствующие данные были бы указаны по каждому виду работ.
На основании стоимостных данных, включенных в план технических и ремонтных мероприятий, можно будет составить бюджет затрат на техническое обслуживание и ремонт. В дальнейшем эти данные позволят корректно и полно сформировать бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет кредиторской задолженности, другие бюджеты.
Стоимостная часть плана технических и ремонтных действий важна также для оценки достаточности финансирования всех запланированных мероприятий. Вполне возможно, что после формирования плана его придется корректировать, если сумма первоначально запланированных расходов окажется чрезмерной.
План технических и ремонтных мероприятий разрабатывается компетентными специалистами, утверждается руководителем соответствующей службы. Таким образом решение о мероприятиях принимается коллегиально, что позволяет избежать ошибок, рисков упущения важных факторов, когда документ разрабатывает и утверждает одно лицо. Финальное утверждение плана за руководителем компании, который тем самым по факту санкционирует финансирование всех намеченных мероприятий.
Этап 2. Проводим технические и ремонтные мероприятия по плану
Все виды технического обслуживания и ремонта, кроме внеплановых, должны производиться строго по утвержденному плану технических и ремонтных мероприятий. Все отступления от плана должны быть обоснованы и согласованы. Это касается отступлений от плана любого вида — объемов и видов работ, сроков выполнения, привлечения внешних специалистов, стоимости запчастей и работ.
Но иногда отступления от плана просто необходимы.
В компании «Агротек» на апрель были запланированы профилактические технические работы производственного оборудования. В этот период нагрузка на оборудование самая низкая, а значит, потери объемов производства должны быть минимальными.
Однако в марте сломался один из агрегатов и на ремонт была остановлена вся производственная линия. Пользуясь моментом, провели и техническое обслуживание линии.
Таким образом, непредвиденный простой помог сэкономить рабочее время в апреле, частично компенсировав убытки от простоя.
Этап 3. Оформляем документы на технические работы и ремонт
В компаниях должны быть утверждены специальные учетные формы, которые оформляются при проведении работ по техобслуживанию и ремонта оборудования.
Все проведенные работы должны быть отражены в специальной карточке (журнале), открытой на каждый вид оборудования. В этой карточке (журнале):
• описывается состояние оборудования, его основные технические характеристики;
• указываются выявленные дефекты, поломки, причины, по которым они произошли;
• отображается история проведенных технических работ и ремонтов, замененные детали.
Если есть замечания к производственникам по поводу эксплуатации данного оборудования, эти замечания нужно зафиксировать в карточке (журнале) под роспись специалиста, который обязан устранить выявленные нарушения. В дальнейшем проставляется отметка об устранении этих нарушений, замечаний.
В целях взаимозаменяемости персонала эта информация должна быть доступной для всех работников технической службы. Если позволяет финансовый уровень организации и технические наработки, такие данные могут храниться в электронном архиве. Тогда важные данные не потеряются и при увольнении специалиста, обслуживавшего эту технику.
При внеплановой поломке в техническую службу должна поступать заявка по установленной форме, в которой описывается неисправность, указывается дата заявки, лицо, заполнившее заявку.
Заявка принимается под роспись на втором экземпляре или регистрируется в системе, если речь идет об электронном документообороте. Это позволяет избежать взаимных претензий между службами в затягивании ремонтных работ, точно идентифицировать, на каком этапе возникла задержка в ремонте.
Мастер цеха выписал заявку на ремонт станка 21 сентября. Отремонтирован станок был 26 сентября, хотя регламентный срок ремонта такой поломки — один день. В результате простоя оборудования был сорван план производства.
На первый взгляд это безусловная вина технической службы. Однако когда стали разбираться с ситуацией и подняли заявку на ремонт и карточку оборудования, то выяснили следующее:
• оборудование вышло из строя еще 18 сентября, однако заявку из цеха подали только спустя три дня;
• инженер по оборудованию 21 сентября принял заявку и сразу же внес запись в карточку оборудования. Однако сразу провести ремонт он не мог — на складе не было необходимой детали. Заявку на приобретение детали он передал по инстанции тоже 21 сентября. Поступила деталь лишь 26 сентября, в этот же день ремонт был завершен.
Таким образом, документооборот, действующий на предприятии, ясно показал, что вины ремонтной службы в задержке выполнения работ нет. А цеховой персонал был лишен премии.
Заполнять карточку (журнал) оборудования важно еще и потому, что это позволяет избежать злоупотреблений со стороны недобросовестных работников.
Мастер по ремонту оборудования был уволен за пьянство на рабочем месте. Когда его преемник начал принимать дела, то обнаружил, что никаких документов его предшественник не вел. Состояние оборудования нужно было инвентаризировать по факту — каждый станок, каждый агрегат.
Преемник попытался выяснить по финансовым документам, какой объем работ выполнил уволенный, и обнаружил, что некоторые дорогостоящие детали, идущие только на один вид оборудования, приобретались многократно с такой частотой, что, получалось, они менялись и на других агрегатах. Но этого просто не могло быть. То есть по факту были выявлены совершенные ранее злоупотребления.
Надлежащее ведение документации уполномоченным лицом и периодические проверки этих документов начальником службы позволили бы с легкостью предотвратить воровство на ранних этапах.
Этап 4. Поддержание функционирования системы
Внедренная система не должна быть формальной отпиской — она должна работать. Документы и требования должны описывать реальные производственные процессы и быть разумно детализированными.
Что мы имеем в виду: не создавайте излишне регламентированную, бюрократизированную систему. Это лишит ее гибкости, приведет к завышенным трудозатратам персонала, что в конечном итоге будет негативно влиять на производственную деятельность.
Построенную систему периодически проверяйте на соответствие производственным и экономическим процессам, которые постоянно меняются.
Как решить методологические проблемы в области технического обслуживания и ремонта
Техническое обслуживание и ремонт в компании нужно четко регламентировать. Но не переносите во внутренние документы общие нормы законодательства, не имеющие никакой практической ценности для компании, — так вы только увеличите объем документации. Закрепите в регламентах конкретные подходы, методики, которые должны применяться в организации, пропишите решения практических проблем, существующих на предприятии, особенно если есть несколько вариантов их решения.
В частности, во многих хозяйствующих субъектах есть сложности во взаимодействии служб и отделов. Подразделения организаций пытаются «отпихнуть» от себя смежные обязанности. От такой внутренней борьбы страдает эффективность работы, неоперативно решаются проблемы, возникают необоснованные финансовые потери. Соответственно, важно корректно прописать права и обязанности служб, конкретных должностных лиц.
Так как расходы на запчасти при большом количестве оборудования достаточно велики, то необходимо четко указать, кто разрешает отпуск материалов со склада. В некоторых случаях выделяют несколько уровней согласования.
В ООО «Бекас», чтобы усилить контроль за отпуском материалов, запчастей на ремонт оборудования, ввели систему согласований:
• материалы на сумму до 5000 руб. в день отпускаются по подписи старшего механика;
• материалы на большую сумму отпускаются после дополнительного согласования с главным механиком организации.
Еще один важный момент — проведение тендеров или другая оценка наиболее выгодного предложения поставщиков.
У разных компаний разные подходы к организации этой работы. Чаще всего это отдается на откуп исполнителям, которые не всегда выполняют свои обязанности добросовестно. И связано это не со злым умыслом — им не хватает квалификации в этом вопросе, а на предприятии нет единообразных подходов к выбору лучшего предложения.
Чтобы избежать методологических ошибок, необходимо четко понимать, что такое техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт.
Техническое обслуживание — это комплекс организационно-технических мероприятий и работ, производимых в отношении основных средств и направленных на поддержание в рабочем или исправном состоянии оборудования (его программного обеспечения) в процессе их использования по назначению с целью повышения надежности и эффективности их работы.
Техническое обслуживание может быть плановое и внеплановое.
Целесообразно во внутренних регламентах прописать хотя бы в общем виде периодичность проведения технического обслуживания.
Обратите внимание!
При планировании техосмотра и обслуживания ориентируйтесь и на показатели интенсивности использования оборудования. Чаще всего таким показателем выступают моточасы, характеризующие интенсивность эксплуатации активов. Но можно использовать и другие параметры, например, у подвижного состава это пробег, в некоторых ситуациях — объем перевезенного груза и т. п.
Что касается текущего и капитального ремонта, их определения есть в различных нормативных актах. Разные определения отражают в первую очередь специфику конкретного нормативного документа, направленного на обеспечение безопасной эксплуатации конкретного вида активов — зданий, лифтов, газового оборудования и т. п. Но если не учитывать вид оборудования, то в целом эти определения аналогичны.
За основу можно взять нормы письма Минстроя России от 27.02.2018 № 7026-АС/08, согласно которому:
• текущий ремонт — это устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий;
• капитальный ремонт — восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
Необходимо четко понимать, нужно ли компании выделять отдельно расходы на техобслуживание и отдельно на ремонт или выделять капитальный ремонт, дистанцируя его от текущего. Такая детализация необходима, если в компании построена соответствующая аналитика, а выделение направлений расходов помогает более четко контролировать их. В этом случае целесообразно как можно точнее прописать определения текущего и капитального ремонта, выделить критерии, позволяющие точно классифицировать виды ремонта, безошибочно отделяя один от другого. Это важно, так как границы между видами ремонта достаточно тонки, что приводит к путанице в ходе производственной деятельности.
Если на практике от подобной детализации нет никакой пользы, только возникают дополнительные трудозатраты и методологические лазейки для возможности «игры» расходами, то от подобной детализации лучше отказаться.
В регламентные документы по техническому обслуживанию и ремонту включите положения о необходимости периодических инвентаризаций оборудования. Это позволит контролировать наличие, сохранность и состояние имеющихся основных средств.
Включите в такие документы требование не только провести инвентаризацию, но и выявить при этом неиспользуемые или малоиспользуемые станки и агрегаты. На практике на это часто не обращают внимания годами, послушно проводя систематические инвентаризации, фиксируя наличие основных средств, но не сопоставляя это со сведениями о том, что это оборудование по факту не используется в производственном процессе.
Продажа таких активов или запчастей, металла и т. п. принесет компании дополнительные средства, позволит сэкономить финансовые ресурсы за счет использования запчастей и материалов от ненужных активов в производстве.
Даже если реализовать подобные активы сразу не получится, предприятие может сэкономить средства. При переводе оборудования на консервацию снижаются затраты на систематическое техническое обслуживание подобных активов, обеспечивается их сохранность и работоспособность, высвобождаются цеховые площади, которые можно использовать для расширения производственного процесса.
Как минимизировав расходы на техническое обслуживание и ремонт
Чтобы минимизировать расходы на техобслуживание и ремонт, необходимо действовать комплексно, решая организационные, методологические и финансовые проблемы этой области производственной деятельности.
Расходы на ремонт и техобслуживание необходимо контролировать на всех стадиях деятельности.
При планирования таких расходов необходимо учесть:
• какие фактические расходы на техобслуживание и ремонт понесены в прошлых периодах;
• как плановые данные отличаются от исторических фактических, какая динамика показателей;
• был ли резкий рост или резкое падение расходов. Казалось бы, хорошо, что расходы минимальны, но это хорошо только в том случае, если это не повлияло отрицательно на техническое состояние оборудования.
Планы техобслуживания и ремонта формируются техническими службами. Но поскольку эти планы — основа для формирования бюджетов, то финансисты тоже должны подключаться к этой работе, подстраховывать коллег, помогать им избегать недочетов, ошибок.
И резкий рост, и резкое снижение расходов должны быть обоснованными.
ООО «Кванта» понесла следующие расходы по периодам на техобслуживание и ремонт:
• за 2021 г. (данные план-факт) — 491 024 руб.
На 2022 г. запланировали расходы на техобслуживание и ремонт на сумму 811 000 руб.
Резкий рост расходов в 2022 г. (в 1,652 раза больше, чем в 2021 г.) после анализа данных был признан обоснованным, так как:
• часть оборудования компании используется очень давно и нужен уже не текущий, а дорогостоящий капитальный ремонт;
• в 2022 г. планируется приобрести дорогостоящее оборудование. По условиям договора с заводом-производителем в течении полугода с момента окончания монтажа и пусконаладочных работ техническое обслуживание будет проводится силами производителя.
Фактически техобслуживание и ремонт, если речь идет о запланированных мероприятиях, должны соответствовать утвержденному плану технических и ремонтных мероприятий. Любые работы вне утвержденного регламента работ должны попадать на особый контроль — почему решили проводить, кто санкционировал, это только календарная сдвижка работ или это перерасход средств.
Лучше всего, если такой контроль будет срабатывать не в ходе анализа уже свершившихся действий, а выступать заслоном еще перед совершением необоснованной операции.
Финансовому аналитику ООО «Транскапиталгрупп» в январе поступил на согласование счет на предоплату услуг специализированной ремонтной организации. Согласно счету планировался ремонт оборудования компании на сумму 301 000 руб.
Финансовый аналитик изучил все данные и отказал в согласовании выплаты по следующим причинам:
• согласно плану технических и ремонтных мероприятий, на основании которого был утвержден бюджет расходов на техническое обслуживание и ремонт, в январе никаких мероприятий запланировано не было. В феврале, марте, апреле было предусмотрено плановое техобслуживание, но силами сотрудников самой организации. Стоимость запчастей для этих целей была спрогнозирована на сумму 62 000 руб. Лишь в мае (во время праздников, чтобы избежать простоя оборудования) были запланированы крупные траты на эти цели с привлечением внешних специалистов;
• из пояснений главного механика следовало, что производственные задачи ООО «Транскапиталгрупп» не требовали переноса планового техобслуживания и ремонта на четыре месяца раньше. Причиной переноса стали финансовые трудности подрядчика, которому нужны были денежные средства для погашения кредита. В связи с давними деловыми связями главный механик решил пойти навстречу партнерам.
При этом он не учел тот факт, что ООО «Транскапиталгрупп» также кредитовалась в банках (овердрафтное кредитование) и также платила проценты за пользование кредитными средствами.
То есть если бы компания пошла навстречу партнеру в этой ситуации:
• она взяла бы на себя его кредитную нагрузку, так как с равным успехом могла не брать лишний кредит в сумме 301 000 руб., не платить проценты по нему;
• нанесла бы себе ущерб, остановив оборудование в неудобный период производственного календаря.
Объективные отклонения, принятые к исполнению на стадии заключения договора, проведения оплаты, учитывайте сразу (для анализа в будущем). Если реагировать так оперативно нет возможности, укажите причины отклонений при анализе отклонений факта от плана.
В ООО «Тауч» по окончания месяца проанализировали, как выполнен бюджет расходов на техническое обслуживание и ремонтные мероприятия за ноябрь текущего периода (табл. 2).
• приведены запланированные и фактические показатели;
• выведено отклонение и отражены комментарии относительно причин их образования;
• указаны подрядчики, с которыми уже заключен договор на техобслуживание и ремонт, а также подрядчики, с которыми планируется заключить договоры на основании предварительных переговоров.
Формальная экономия за период составляет 15 706 руб. Однако по факту есть перерасход средств в сумме 2644 руб. (3044 руб. – 400 руб.), так как экономия 18 350 руб. возникла всего лишь в связи с перераспределением расходов между периодами.
Анализируя расходы на ремонт, можно выяснить, какие виды ремонта, виды оборудования генерируют наибольшие показатели расходов. Такое сопоставление важно, чтобы понимать их обоснованности, провести углубленный анализ.
В ООО «Производственное предприятие Термотрон» в ходе анализа вывели удельные веса расходов на ремонт за прошедший год по каждому виду оборудования (табл. 3).
Наибольший удельный вес в общей величине расходов занимают расходы на ремонт линии Брайбанти — 82,3372 %. По этому же оборудованию и самый большой перерасход средств — 127 011 руб.
Финансисты детально изучили этот вопрос и выяснили, что год выпуска линии Брайбанти — 1985–1989 гг. (более точных данных нет). В 2002 г. был проведен капитальный ремонт (предположительно в Чехии, более точных данных нет), в дальнейшем оборудование было ввезено в Россию.
Длительная и интенсивная эксплуатация привела к существенному износу большого числа деталей. Техническая служба дала также заключение об отсталости технологии производства данной линии.
Новое технологическое оборудование может стоить в районе 2 500 000 руб. Ежегодный уровень расходов на ремонт данной линии примерно одинаков. То есть ежегодные расходы на ремонт составляют 31,24 % стоимости нового оборудования с НДС. Если учесть, что НДС будет отнесен на вычет при расчетах с бюджетом, то эта доля окажется существенно выше.
Стоит учесть и стоимость продажи эксплуатируемой линии или, если не удастся продать оборудование в целом, — стоимость запчастей. В этом случае экономический эффект от приобретения новой линии будет еще больше.
При таких обстоятельствах дальнейшая эксплуатация имеющейся линии Брайбанти нерентабельна из-за необходимости больших и неоправданных капиталовложений для поддержания этого оборудования в работоспособном состоянии. Целесообразно приобрести новую линию.
Как видим, на основании анализа расходов на ремонт можно выявлять оборудование, которое постоянно чинить нерационально, рентабельнее приобрести новое, более современное, технологичное, менее энергоемкое.
В ходе анализа также необходимо обращать внимание на недозагруженность и перегруженность оборудования. В первом случае нерациональное использование станков и агрегатов будет генерировать повышенные затраты компании на ремонт и обслуживание ненужных активов, во втором случае может страдать производительность.
ООО «Техгруппа» имеет следующие группы оборудования:
• оборудование группы А — производительность продукции А 20 т/сутки;
• оборудование группы В — производительность продукции В 10 т/сутки;
• оборудование группы С — производительность продукции С 5 т/сутки,
Оценим загруженности оборудования (табл. 4).
Исходя из норматива производительности и фактической производительности оборудования получим, что:
• оборудование группы А работает фактически на износ, перевыполнить норматив на 20 т/сутки можно только за счет безостановочной работы оборудования, т. е. игнорируются профилактические остановки агрегатов, необходимые остановки на очистку механизмов. А по факту необходимо приобретать еще одну единицу данного вида оборудования;
• оборудование группы В недозагружено. Можно или реализовать как минимум три единицы оборудования на сторону, или повысить планы производства;
• только оборудование группы С вкладывается в норматив производительности оборудования. По этой группе никаких изменений в количестве активов на настоящий момент не требуется.
Комплексный анализ расходов на техобслуживание и ремонт может снизить не только расходы по данной статье, но и сопутствующие расходы. Речь идет о заработной плате собственного технического персонала, отчислениях с нее.
Ведь работа техников также может быть пронормирована. Понятно, что поломки, их сложность, длительность ремонта могут быть разными, но при отсутствии непредвиденных ремонтов вполне реально пронормировать регламентные работы и понять, завышена или занижена в компании численность ремонтного персонала.
В ООО «Ковчег» в технической службе работают шесть механиков. Каждый в среднем может обслуживать одиннадцать-двенадцать единиц оборудования в месяц. При этом количество обслуживаемого оборудования — 62 единицы.
Можно сделать вывод, что для плановой работы может быть достаточно и пяти механиков, имеющих полную рабочую загрузку.
Резюме
На практике выделяют ряд основных проблем в области технического обслуживания и ремонта. Решить из можно за счет преодоления организационных, методологических и экономических проблем хозяйствующих субъектов.
Как решить организационные проблемы:
Чтобы решить методологические проблемы:
• четко формулируйте понятия;
• определите разумную степень детализации аналитики данных;
• выберите оптимальный методологический вариант учета расходов;
• разграничьте обязанности между отделами, должностными лицами;
• опишите процедуры выбора поставщиков, передачи запчастей и материалов в производство.
Какие работы входят в техническое обслуживание автомобиля и как сэкономить на ТО
Надлежащее техническое обслуживание автомобиля — гарантия его исправности и безопасности пассажиров. Разбираемся, что именно нужно проверять регулярно, где это лучше делать и можно ли сэкономить на ТО.
Что входит в техническое обслуживание
В техническое обслуживание входит комплекс работ, которые проводятся с определенной периодичностью. Чаще всего это общая диагностика, регулировка систем, регламентная замена деталей и технических жидкостей, которые обычно имеют определенный ресурс. По сути это плановый ремонт, который позволяет не дожидаться поломок и их последствий.
Как часто нужно проходить техническое обслуживание
Регламент обслуживания автомобиля конкретной марки разрабатывает производитель авто исходя из примерных сроков службы конкретных деталей. Соблюдать ли его — решение за водителем. Новым автомобилям регулярное ТО необходимо для возможности гарантийного ремонта машины в случае необходимости. Если выяснится, что водитель не соблюдал рекомендации или проводил техническое обслуживание в неофициальных сервисах, то в ремонте по гарантии может быть отказано.
Важно также понимать, что установленные сроки не являются четкими — допускаются небольшие колебания: например, если обслуживание (даже у официального дилера) задержано на 200–300 км, то в следующий раз владельца попросят приехать на обслуживание «раньше» на эти же 200–300 км, чтобы не копился лишний пробег.
В среднем для нового автомобиля ТО нужно проводить каждые 10 тысяч километров. Некоторые дилеры предписывают делать и «нулевое ТО», то есть обслуживание сразу после обкатки. Обкаткой считаются первые 3 тысячи километров пробега, обычно на это время предписана более бережная эксплуатация автомобиля. После «нулевого ТО» меняют масло и фильтры, проверяют затяжку резьбовых соединений, и автомобиль можно использовать в обычном режиме.
Перечень работ по плановому ТО для автомобиля после 2–3 лет эксплуатации обычно выглядит так:
Каждые 15 тысяч километров пробега:
- Замена моторного масла и его фильтра
- Замена воздушного фильтра
- Проверка уровня и плотности охлаждающей жидкости
Каждые 30 тысяч километров:
- Замена салонного фильтра
- Проверка настройки и регулировка фар
Каждые 45 тысяч километров:
- Замена свечей зажигания
Каждые 90 тысяч:
- Замена тормозной жидкости (не реже чем раз в три года)
Наиболее дотошные автовладельцы предпочитают делать обслуживание сезонно — весной и осенью. Обязательным оно не считается, хотя и способно продлить срок бесперебойной службы автомобиля. К сезонным работам относят обычно:
- замену шин
- обработку уплотнений
- смазку замков
- чистку радиаторов
- проверку кондиционера
Где проводить ТО
У автовладельца есть несколько вариантов проведения ТО:
- у официального дилера марки
- в стороннем сервисе
- самостоятельно
Обслуживание у официального дилера обязательно для новых автомобилей, особенно если они в залоге у банка (приобретены в кредит) — в этом случае не идет речи о свободном выборе автовладельца. Первые 2–3 года автомобиль находится на гарантии, а она сохраняется только при наличии отметок о плановых ТО, сделанных у официального дилера, и при отсутствии следов вмешательства сторонних мастеров. На самом деле, если официальный дилер заподозрит даже замену масла на стороне, то в гарантии может быть отказано.
В остальных случаях у каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы.
ТО у официального дилера
- Работы выполняются строго в соответствии с рекомендациями производителя
- Квалифицированные механики
- Высокий уровень сервиса
- Гарантия на произведенные работы
- Стоимость работ в среднем выше, чем в неофициальных сервисах
Оформить КАСКО на Банки.ру быстро и удобно
Введите данные авто и водителей
Сравните предложения и выберите лучшее
Оплатите и получите полис на email
ТО в неофициальном сервисе
- Стоимость обслуживания обычно ниже, чем у официалов
- Можно подобрать расходные материалы в соответствии со своим бюджетом, заменить их аналогами
- Регламенты проведения работ могут не соответствовать необходимым для конкретной марки автомобиля
- Срок гарантии на работу часто меньше, чем у официальных дилеров, также есть шанс лишиться гарантии на автомобиль у официальных дилеров
Самостоятельное обслуживание автомобиля
- Существенная экономия
- Возможность контролировать работы на всех этапах
- Значительные временные и трудовые затраты
- Для проведения работ необходима квалификация, так как неумелое обращение с расходниками может привести к поломке
Как сэкономить на ТО
Затраты на техническое обслуживание автомобиля складываются из стоимости самих работ и цен на запчасти и расходники. Можно попытаться сократить как одно, так и другое.
Традиционно самая высокая стоимость работ — в официальных сервисах, в то время как у частных механиков и неофициальных СТО цены ниже. Не стоит, однако, слепо гнаться за дешевизной: может пострадать качество, а ремонт обойдется гораздо дороже. Есть смысл обращать внимание на комплексные предложения, сезонные скидки и так далее, которые часто предлагают сервисы — на этом можно существенно сэкономить.
Второй пункт — запчасти и расходники. Большая часть оригинальных запчастей имеют более дешевые аналоги, которые часто ничуть не хуже в эксплуатации. Можно поискать и родные б/у запчасти в хорошем состоянии. Здесь важно действительно хорошо разбираться в автомобильном ремонте, так как чистая и красивая деталь на деле вовсе необязательно окажется качественной.
Следует также помнить, что возможность замены детали, купленной отдельно, или подбора аналогового расходного материала лучше обсуждать с мастерами сервиса заранее — некоторые сервисы отказываются принимать купленные на стороне детали и часто отказывают в гарантии на работы.
«Техническое обслуживание у официального дилера в гарантийный период и страхование каско — два обязательных атрибута покупки автомобиля в кредит. Дилера можно без труда найти на официальном сайте автопроизводителя, а оформить полис каско онлайн с максимальной выгодой в одной из ведущих российских страховых компаний — на Банки.ру. После ввода данных водителя и автомобиля в онлайн-калькуляторе вы увидите лучшие предложения от страховщиков. Выбрав подходящий вариант, дождитесь звонка менеджера контакт-центра Банки.ру, который расскажет об условиях страхования каско и поможет оформить полис онлайн», — комментирует product owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева.