Система esc в автомобиле что это такое
Перейти к содержимому

Система esc в автомобиле что это такое

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Система курсовой устойчивости

Система курсовой устойчивости (другое наименование — система динамической стабилизации) предназначена для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля за счет заблаговременного определения и устранения критической ситуации. С 2011 года оснащение системой курсовой устойчивости новых легковых автомобилей является обязательным в США, Канаде, странах Евросоюза.

Система позволяет удерживать автомобиль в пределах заданной водителем траектории при различных режимах движения (разгоне, торможении, движении по прямой, в поворотах и при свободном качении).

В зависимости от производителя различают следующие названия системы курсовой устойчивости:
ESP (Electronic Stability Programme) на большинстве автомобилей в Европе и Америке;
ESC (Electronic Stability Control) на автомобилях Honda, Kia, Hyundai;
DSC (Dynamic Stability Control) на автомобилях BMW, Jaguar, Rover;
DTSC (Dynamic Stability Traction Control) на автомобилях Volvo;
VSA (Vehicle Stability Assist) на автомобилях Honda, Acura;
VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota;
VDC (Vehicle Dynamic Control) на автомобилях Infiniti, Nissan, Subaru.

Устройство и принцип действия системы курсовой устойчивости рассмотрены на примере самой распространенной системы ESP, которая выпускается с 1995 года.Устройство системы курсовой устойчивости
Система курсовой устойчивости является системой активной безопасности более высокого уровня и включает антиблокировочную систему тормозов (ABS), систему распределения тормозных усилий (EBD), электронную блокировку дифференциала (EDS), антипробуксовочную систему (ASR).

Система курсовой устойчивости объединяет входные датчики, блок управления и гидравлический блок в качестве исполнительного устройства.

Входные датчики фиксируют конкретные параметры автомобиля и преобразуют их в электрические сигналы. С помощью датчиков система динамической стабилизации оценивает действия водителя и параметры движения автомобиля.
Используются в оценке действий водителя датчики угла поворота рулевого колеса, давления в тормозной системе, выключатель стоп-сигнала. Оценивают фактические параметры движения датчики частоты вращения колес, продольного ускорения, поперечного ускорения, скорости поворота автомобиля, давления в тормозной системе.

Блок управления системы ESP принимает сигналы от датчиков и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства подконтрольных систем активной безопасности:
впускные и выпускные клапаны системы ABS;
переключающие и клапаны высокого давления системы ASR;
контрольные лампы системы ESP, системы ABS, тормозной системы.

В своей работе блок управления ESP взаимодействует с системой управления двигателем и автоматической коробки передач (через соответствующие блоки). Помимо приема сигналов от этих систем блок управления формирует управляющие воздействия на элементы системы управления двигателем и АКПП.

Для работы системы динамической стабилизации используется гидравлический блок системы ABS/ASR со всеми компонентами.

Принцип работы системы курсовой устойчивости
Определение наступления аварийной ситуации осуществляется путем сравнения действий водителя и параметров движения автомобиля. В случае, когда действия водителя (желаемые параметры движения) отличаются от фактических параметров движения автомобиля, система ESP распознает ситуацию как неконтролируемую и включается в работу.

Стабилизация движения автомобиля с помощью системы курсовой устойчивости может достигаться несколькими способами:
подтормаживанием определенных колес;
изменением крутящего момента двигателя
изменением угла поворота передних колес (при наличии системы активного рулевого управления);
изменением степени демпфирования амортизаторов (при наличии адаптивной подвески) .

Подтормаживание колес производится путем включения в работу соответствующих систем активной безопасности. Работа при этом носит циклический характер: увеличение давления, удержание давления и сброс давления в тормозной системе.

Изменение крутящего момента двигателя в системе ESP может осуществляться несколькими путями:
изменением положения дроссельной заслонки;
пропуском впрыска топлива;
пропуском импульсов зажигания;
изменением угла опережения зажигания;
отменой переключения передачи в АКПП;
перераспределением крутящего момента между осями (при наличии полного привода).

Система, объединяющая систему курсовой устойчивости, рулевое управление и подвеску носит название интегрированной системы управления динамикой автомобиля.

Дополнительные функции системы курсовой устойчивости
В конструкции системы курсовой устойчивости могут быть реализованы следующие дополнительные функции (подсистемы): гидравлический усилитель тормозов, предотвращения опрокидывания, предотвращения столкновения, стабилизации автопоезда, повышения эффективности тормозов при нагреве, удаления влаги с тормозных дисков и и др.
Все перечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.

Система предотвращения опрокидывания ROP (Roll Over Prevention) стабилизирует движение автомобиля при угрозе опрокидывания. Предотвращение опрокидывания достигается за счет уменьшения поперечного ускорения путем подтормаживания передних колес и снижения крутящего момента двигателя. Дополнительное давление в тормозной системе создается с помощью активного усилителя тормозов.

Система предотвращения столкновения (Braking Guard) может быть реализована в автомобиле, оснащенном адаптивным круиз-контролем. Система предотвращает опасность столкновения с помощью визуальных и звуковых сигналов, а в критической ситуации — путем нагнетания давления в тормозной системе (автоматического включения насоса обратной подачи).

Система стабилизации автопоезда может быть реализована в автомобиле, оборудованным тягово-сцепным устройством. Система предотвращает рыскание прицепа при движении автомобиля, которое достигается за счет торможения колес или снижения крутящего момента.

Система повышения эффективности тормозов при нагреве FBS (Fading Brake Support, другое наименование — Over Boost) предотвращает недостаточное сцепление тормозных колодок с тормозными дисками, возникающее при нагреве, путем дополнительного увеличения давления в тормозном приводе.

Система удаления влаги с тормозных дисков активируется на скорости свыше 50км/ч и включенных стеклоочистителях. Принцип работы системы заключается в кратковременном повышении давления в контуре передних колес, за счет чего тормозные колодки прижимаются к дискам и происходит испарение влаги.

Схема системы курсовой устойчивости ESP (рис. в низу)

1компенсационный бачок
2вакуумный усилитель тормозов
3датчик положения педали тормоза
4датчик давления в тормозной системе
5блок управления
6насос обратной подачи
7аккумулятор давления
8демпфирующая камера
9впускной клапан переднего левого тормозного механизма
10выпускной клапан привода переднего левого тормозного механизма
11впускной клапан привода заднего правого тормозного механизма
12выпускной клапан привода заднего правого тормозного механизма
13впускной клапан привода переднего правого тормозного механизма
14выпускной клапан привода переднего правого тормозного механизма
15впускной клапан привода заднего левого тормозного механизма
16выпускной клапан привода заднего левого тормозного механизма
17передний левый тормозной цилиндр
18датчик частоты вращения переднего левого колеса
19передний правый тормозной цилиндр
20датчик частоты вращения переднего правого колеса
21задний левый тормозной цилиндр
22датчик частоты вращения заднего левого колеса
23задний правый тормозной цилиндр
24датчик частоты вращения заднего правого колеса
25переключающий клапан
26клапан высокого давления
27шина обмена данными

Описание и принцип работы системы курсовой устойчивости ESC

Система курсовой устойчивости ESC – это электрогидравлическая система активной безопасности, главное назначение которой – не дать автомобилю уйти в занос, то есть предотвратить отклонение от заданной траектории движения при резком маневрировании. ESC имеет еще одно название – “система динамической стабилизации”. Аббревиатура ESC расшифровывается как Electronic Stability Control – электронный контроль устойчивости (ЭКУ). Система стабилизации – это комплексная система, охватывающая возможности ABS и TCS. Рассмотрим принцип действия системы, ее основные компоненты, а также положительные и отрицательные стороны эксплуатации.

Принцип работы системы

Разберем принцип работы ESC на примере системы курсовой устойчивости ESP (Electronic Stability Programme) от компании Bosch, которая устанавливается на автомобили с 1995 года.

ЭКУ

Самое важное для ESP – это правильно определить момент наступления неконтролируемой (аварийной) ситуации. Во время движения система стабилизации непрерывно сопоставляет параметры движения автомобиля и действия водителя. Система начинает работать, если действия человека за рулем становятся отличными от фактических параметров движения машины. Например, резкий поворот руля на большой угол.

Система активной безопасности может стабилизировать движение автомобиля несколькими способами:

  • притормаживанием определенных колес;
  • изменением крутящего момента двигателя;
  • изменением угла поворота передних колес (если установлена система активного рулевого управления);
  • изменением степени демпфирования амортизаторов (если установлена адаптивная подвеска).

Система курсовой устойчивости не дает автомобилю уйти за пределы заданной траектории поворота. Если датчиками фиксируется недостаточная поворачиваемость, то ESP осуществляет притормаживание заднего внутреннего колеса, а также меняет крутящий момент двигателя. Если выявлена избыточная поворачиваемость, то система притормаживает переднее наружнее колесо, а также варьирует крутящий момент.

Чтобы подтормаживать колеса, ESP использует систему ABS, на базе которой она построена. Цикл работы включает три стадии: повышение давления, поддержание давления, сбрасывание давления в тормозной системе.

Крутящий момент двигателя изменяется системой динамической стабилизации следующими способами:

  • отменой переключения передачи в автоматической коробке переключения передач;
  • пропуском впрыска топлива;
  • изменением угла опережения зажигания;
  • изменением угла положения дроссельной заслонки;
  • пропуском зажигания;
  • перераспределением крутящего момента по осям (на автомобилях с полным приводом).

Устройство и основные компоненты

Система курсовой устойчивости – это совокупность более простых систем: ABS (предотвращает блокировку тормозов), EBD (распределяет тормозные усилия), EDS (блокирует дифференциал с помощью электроники), TCS (предотвращает пробуксовку колес).

схема ESC

Система динамической стабилизации включает в себя набор датчиков, электронный блок управления (ЭБУ) и исполнительное устройство – гидравлический блок.

Датчики отслеживают определенные параметры движения автомобиля и передают их в блок управления. С помощью датчиков ESC оценивает действия человека за рулем, а также параметры движения машины.

Для оценки действий человека за рулем система курсовой устойчивости использует датчики давления в тормозной системе и угла поворота рулевого колеса, а также выключатель стоп-сигнала. Параметры движения автомобиля отслеживают датчики давления в тормозной системе, частоты вращения колес, угловой скорости машины, продольного и поперечного ускорения.

На основании данных, полученных от датчиков, блок управления генерирует управляющие сигналы для исполнительных устройств систем, входящих в состав ESC. Команды от ЭБУ получают:

  • впускные и выпускные клапаны антиблокировочной системы;
  • клапаны высокого давления и переключающие клапаны антипробуксовочной системы;
  • контрольные лампы ABS, ESP и тормозной системы.

При работе ЭБУ взаимодействует с блоком управления автоматической коробки передач, а также с блоком управления двигателем. Блок управления не только принимает сигналы от данных систем, но и формирует для их элементов управляющие воздействия.

Отключение системы ESC

отключение системы

Если система динамической стабилизации «мешает» водителю при управлении автомобилем, то ее можно отключить. Обычно для этих целей есть специальная кнопка на приборной панели. ESC рекомендуется отключать в следующих случаях:

  • при использовании малого запасного колеса (докатки);
  • при использовании колес разного диаметра;
  • при езде по траве, неоднородному льду, бездорожью, песку;
  • при езде с цепями противоскольжения;
  • во время раскачки автомобиля, которая застряла в снегу/грязи;
  • при испытании машины на динамическом стенде.

Преимущества и недостатки системы

Рассмотрим плюсы и минусы использования системы динамической стабилизации. Преимущества ESC:

  • помогает удерживать автомобиль в пределах заданной траектории;
  • предотвращает опрокидывание автомобиля;
  • стабилизация автопоезда;
  • предотвращает столкновения.
  • esc нужно отключать в определенных ситуациях;
  • неэффективна на высоких скоростях и при маленьком радиусе поворота.

Применение

В Канаде, США и странах Европейского союза с 2011 года система курсовой устойчивости обязательно устанавливается на все легковые автомобили. Отметим, что названия системы различаются в зависимости от производителя. Аббревиатура ESC применяется на автомобилях Kia, Hyundai, Honda; ESP (Electronic Stability Programme) – на многих машинах Европы и США; VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota; система DSC (Dynamic Stability Control) на машинах Land Rover, BMW, Jaguar.

Система динамической стабилизации – это отличный помощник на дороге, особенно для неопытных водителей. Не стоит забывать, что возможности электроники также не безграничны. Система во многих случаях существенно снижает вероятность аварии, однако водителю никогда не стоит терять бдительность.

Система ESC(система стабилизации)

Так как система ESC не дает водителю потерять контроль над автомобилем, из-за этого сильно снижается вероятность попасть в очень тяжелые ДТП, связанные с заносом и переворачиванием автомобиля:

То есть для обычной легковой машины система ESC снижает вероятность погибнуть в ДТП с заносом на 35%, а в ДТП с переворачиванием — на 70%. При этом общий риск погибнуть в ДТП система ESC снижает на 15% для легкового автомобиля и на 30% для кроссовера (так как у кроссовера выше центр масс и он больше подвержен заносам и переворачиваниям). Это значит, что в кроссоверах, оборудованных системой ESC погибает в среднем на 30% меньше людей, чем в аналогичных кроссоверах без этой системы. То есть система повышает безопасность таких автомобилей на одну треть.

ESC более эффективна, чем подушки безопасности?

Многие водители недооценивают систему ESC, и безопасность автомобиля у них, скорее, ассоциируется с подушками безопасности. Хотя вклад подушек в безопасность не такой большой, как кажется. Подушки — это вообще не самостоятельное средство безопасности, а дополнительное к ремням. Даже аббревиатура SRS Airbag, которая написана на передней панеле большинства автомобилей, расшифровывается как “Supplementary Restraint System” — “Дополнительная(к ремням безопасности) удерживающая система”.

Поэтому основное средство безопасности в машине — это ремни. Они снижают вероятность погибнуть в ДТП на 45%. И поэтому в машине всегда обязательно нужно пристегиваться. А вот, например, фронтальная подушка безопасности добавляет к этим 45% лишь 8 дополнительных процентов:

И получается, что система ESC дает большую прибавку к безопасности, чем подушка:

Поэтому систему ESC не надо недооценивать. И, если вам важна ваша безопасности, то стоит ездить только на машинах с системой ESC.

На каких автомобилях устанавливается система ESC?

Система ESC устанавливаются на большинство новых автомобилей, которые продаются сейчас в России. Но не все. Например, ESC не устанавливается на Renault Logan и Renault Sandero, а также не устанавливается на дешевые комплектации Renault Duster и УАЗ Патриот. Также отстает Lada. Автомобили Lada Granta и Lada 4×4 продаются без этой системы.

А на рынке подержанных автомобилей все еще хуже. Среди подержанных машин есть много автомобилей без этой системы, включая многие иномарки. Поэтому при покупке автомобиля нужно обращать внимание на наличии этой системы, и покупать только то авто, где такая система есть.

ESC — это активная система безопасности

Ремни и подушки — это пассивная безопасность. Они не предотвращают аварию, а только уменьшают тяжесть последствий. Во многих случаях они спасут жизнь, но машину придется отправить в утиль или на дорогостоящий ремонт. А система ESC — это активная безопасность, ее задача не допустить аварию вовсе. Поэтому она не только спасает жизни, но и экономит деньги, так как она не только спасает жизни, но предотвращает много менее серьезных ДТП, в которых не страдают люди, но страдает “железо”.

Нужен ли закон, который обязывает автопроизводителей устанавливать эту систему?

В западных странах есть законы, которые обязывают производителей ставить ESC на все новые машины во всех комплектациях. В Канаде такой закон действует с 2011 года, в США с 2012, в Австралии с 2013, а в Евросоюзе с 2014. В России такого закона пока нет. У нас установка ESC не обязательна. Такой закон есть только для системы ABS, которая помогает сохранить контроль за машиной при торможении. С 2016 года все новые машины в РФ обязаны иметь ABS во всех комплектациях. И было бы правильным, если бы такой закон приняли и для системы ESC. Чтобы на все новые автомобили, продающиеся в РФ, устанавливалась такая система.

Может ли система ESC помешать и сработать во вред?

Среди водителей есть миф, что система стабилизации бесполезна или даже вредна. Что она вмешивается в управление в неподходящие моменты и было бы безопаснее, если бы весь контроль оставался у водителя. Но это не так. Автоматика справляется гораздо лучше. Помимо того, что она просто быстрее и точнее реагирует, она, для выравнивания автомобиля, может притормаживать отдельные колеса. А человеку-водителю такой инструмент просто недоступен — водитель не может притормозить, например, только одно заднее левое колесо. Поэтому каким бы профессионалом он не был, он не сможет действовать так же эффективно.

Почему на автомобилях с ESC не нужно крутить руль в сторону, противоположную заносу?

На машине с ESC не нужно применять классические приемы выхода из заноса — такие как крутить руль в сторону противоположную заносу. Это не только не поможет, но и ухудшит ситуацию. Идея ESC в том, что она пытается погасить занос и направить машину туда, куда повернут руль. Поэтому не крутите рулем. Так вы введете систему в заблуждение. Направьте его туда, куда вам реально нужно ехать.

Работает ли ESC на большой скорости?

ESP работает на всех скоростях. То, что она перестает работать после какого-то порога — это миф, она в любом случае попытается помочь и выровнить машину. Другое дело, что в случае заноса на очень большой скорости, даже усилий системы ESC может не хватить, чтобы удержать машину и предотвратить ДТП. Но в любом случае система хотя бы попытается, и появится хотя бы шанс удержать контроль над машиной.

Откуда взялась путаница с названиями этой системы(ESP, ESC, DSC, VDC и т.п.)?

В России систему стабилизации раньше в основном называли “ESP”. Но это не совсем корректно. Официально такие системы правильно называть “Электронный контроль устойчивости”. Это общепринятое в мире название. Сокращенно “ЭКУ” или “ESC”. Такие системы обычно разрабатывают не сами автопроизводители, а сторонние компании. Такие как Hitachi, Bosch, Fujitsu. И ESP — это просто торговая марка под которой свою систему выпускает Bosch. Они начали устанавливать ее на Мерседесы с 1995 года. В то время это было новинкой и получилось, что российские автовладельцы впервые увидели такую систему именно под маркой ESP, и привыкли называть так все системы такого типа. Аналогично, как копировальный аппарат стали называть “Ксероксом”. Хотя XEROX — это просто имя производителя. Так что такие системы в общем правильно называть не ESP, а ESC. А конкретные реализации у разных марок называются по-разному. Встречаются варианты ESP, DSC, VDC, VSC, VSA и т.п. Но вне зависимости от названия конкретного автопроизводителя суть таких систем остается одинаковой — это “противозаносная” система, которая не дает водителю потерять контроль над автомобилем.

В каких бюджетах есть автомобили с системой ESC?

Сейчас нет проблемы купить машину с ESC. Эта система доступна в автомобилях любого класса, ей оборудованы большинство новых машин. На вторичном рынке ситуация, конечно, посложнее, так как в предыдущие годы этой системой оборудовалось меньше выпускаемых автомобилей. Но при правильном подходе и тут не сложно подобрать машину с ESC. С двухтысячных годов она уже была на многих иномарках по крайней мере в богатых комплектациях. Поэтому найти такую машину реально. Где-то с 300 тысяч рублей вариантов с ESC становится много.

Покупайте автомобили только с системой ESC

ESC — одна из самых важных систем в автомобиле. Если вам дорога безопасность, покупайте машины только с ней. Она не только снижает риск смерти, но и экономит много денег, предотвращая мелкие и средние аварии. Если у вас спрашивают совет, какую машину купить — посоветуйте купить с ESC. Но не забывайте, что эта система только снижает вероятность аварии, а не исключает ее совсем. Независимо от того есть ESС или нет, на машине должна стоять хорошая резина, а скорость соответствовать погоде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *