Падают обороты на холостом ходу, почему?

Если нагрузка отсутствует, дроссельная заслонка в моторе транспортного средства полностью закрыта. Но двигатель продолжает свою работу и постоянно поддерживает обороты, что предоставляет возможность не заводить его повторно при каждой остановке. Это происходит благодаря регулятору холостого хода, так как он допускает достаточное количество воздуха во впускной тракт. Поломка такого маленького элемента способна значительно осложнить использование транспортного средства, по этому каждый автолюбитель должен знать принципы работы регулятора холостого хода, где он расположен и как выявить причины его выхода из строя. Информация о методах восстановления регулятора холостого хода будет довольно интересной и полезной для каждого водителя, который самостоятельно занимается ремонтом своего транспортного средства.
Марки каких машин имеют проблемы с холостым ходом
Владельцам транспортных средств производства автоВАЗ необходимо знать способны проверки регулятора холостого хода, потому что его выход из строя не влечет за собой срабатывание индикатора «Check Engine» на приборной панели.

Именно по этой причине, владельцы отечественных автомашин довольно часто начинают проверку автомобиля с других узлов, в частности, впускной системы, и только потом переходят к датчику холостого хода, хотя на самом деле, именно с него и следует ее начинать. Для владельцев иномарок или современных ВАЗовских моделей такая проблема не актуальна, так как поломка регулятора холостого хода легко диагностируется при помощи специального сканера и отображается на панели приборов.
Почему плавают холостые обороты
Регулятор холостого хода часто именуют датчиком ХХ. Он настолько маленьких размеров, что помещается на ладонь взрослого человека. Датчик холостого хода состоит из трех главных деталей — конусная игла, которая предназначена, что бы изменять пропускные способности патрубка, пружина и шаговый электромотор со штоком.

Такой прибор способен менять сечение проходного канала, что отвечает за приход воздуха к мотору во время закрытой дроссельной заслонки. При включении зажигания, регулятор холостого хода выдвигает шток автоматически, пока в калибровочное отверстие не попадает игла. Во время запуска двигателя, датчик холостого хода автоматическим образом открывает проход, что позволяет двигателю получать достаточное количество воздуха для стабильной работы. В случае слишком низкой температуры охлаждающей жидкости, регулятор ХХ способен подавать больше воздуха, обеспечивая повышение оборотов мотора, что бы ускорить прогрев. Таким образом, транспортное средство может немедленно стартовать, не прогревая предварительно двигатель, без риска заглохнуть.
Регулятор холостого хода всегда расположен поблизости с датчиком положения дроссельной заслонки. Распознать его можно по типичной пластмассовой крышке электромотора, которая сильно выступает над поверхностью агрегата. К нему длится провод, который подключается к разъему поблизости либо ответвляется от совместного жгута, связанного с блоком управления. Здесь необходимо быть повнимательней , так как на современных автомобилях, регулятор холостого хода часто может быть расположен под общим кожухом, который защищает дроссельный узел.
Как бы странно это не звучало, но двигателю наиболее сложно работать именно на небольших оборотах. Это происходит по нескольким причинам:
1.Горючее холодное и мотору необходимо прогреться, что бы нормально функционировать.
2. Между впускным и выпускным коллекторами существует разница давления, что приводит к вбрасыванию продуктов сгорания обратно в цилиндры. Это снижает коэффициент полезного действия мотора, что провоцирует быстрое изнашивание деталей и повышает процент в выхлопах углекислого газа.
Все это происходит из-за медленной подачи воздушно-топливной смеси в выпускную систему на данном этапе. Впоследствии она смешивается хуже, что снижает ее эффективность.
Обороты мотора на холостом ходу могут плавать по многим причинам, однако можно выделить наиболее распространенные из них:
1.Если стерлись направляющие иглы.
2. Если оборвался провод внутри датчика.

Как узнать причину поломки
Существует два метода, которые помогут диагностировать причину неисправности:
1.Демонтируем датчик и снова подключаем четырехконтактный разъем. Ложим палец на конец иглы регулятора холостого хода. Вам понадобится помощник, который включит зажигание. Если датчик ХХ выдвинул иглу, значит он исправен и причину нужно искать в регуляторе положения дроссельной заслонки, так как симптомы поломки очень похожи.
2. Демонтируем регулятор и при помощи мультиметра измеряем величину сопротивления в обмотках датчика. Между контактами А — В и С- Д коэффициент должен располагаться в интервале 40-80 Ом. Если все нормально, необходимо дополнительно произвести перекрестные замеры — между В — С и А — Д. Устройство должно показывать знак бесконечности — разрыв цепи.
Не работает датчик холостого хода, как устранить поломку
Очень часто причиной выхода из строя регулятора холостого хода является его сильное загрязнение. Что бы устранить поломку, вам необходимо его почистить:
1.Отсоединяем провода и откручиваем винты. Если датчик холостого хода зафиксирован лаком, придется демонтировать весь дроссельный узел.
2. Смачиваем ватную палочку в специальном средстве или спирте и аккуратно обтираем контакты.
3. В случае сильных загрязнений конусной иглы, пружины или штока, следует применить средство WD-40, что бы удалить отложения.
4. Проверяем состояние дроссельной заслонки и проводим ее очистку в случае необходимости.
5. Монтируем регулятор холостого хода обратно и проверяем его работоспособность.
Кроме того, причиной поломки датчика могут быть и оборванные провода. В этой ситуации, необходимо зачистить площадки контактов, их припаять и покрыть лаком это место, что бы коррозия не оказывала свое влияние на надежность узла. Однако, не все неисправности датчика ХХ можно решить простой чисткой. Например, выработка штока, износ конусной иглы или разрушение двигателя решаются лишь полной заменой датчика.

Чистка дроссельной заслонки
1.Демонтируем устройство. Для этого, освобождаем корпус дросселя от воздушной гофры. Отделяем шланги охлаждающей жидкости и проверяем, что бы вытекла вся жидкость.
2. Снимаем прокладку дроссельной заслонки и саму заслонку.
3. Чистим основание впускного коллектора при наличии загрязнений.
4. После чистки желательно приобрести новую прокладку.
5. Что бы почистить дроссельную заслонку, достаточно будет аэрозоли и обычной тряпки.
6. Аэрозоль необходимо нанести на поверхность и оставить на 15 минут.
Дроссельный датчик не работает, как поменять
1.Снимаем минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
2. Отжимаем пластмассовую защелку на дроссельном датчике и отсоединяем провода.
3. Демонтируем датчик, открутив крепежные винты.
4. Устанавливаем новый дроссельный датчик в обратном порядке.

Как почистить карбюратор или инжектор, ход работы поэтапно
1.При рабочем состоянии мотора снимаем предохранитель, который отвечает за его работу.
2. Отделяем клеммы форсунок, нагнетающий и реверсивный шланги топливопровода и выкручиваем рейку с форсунками.
3. Снимаем кольца форсунок.
4. Берем провода с клеммами и подключаем к источнику питания.
5. Приделываем к широкой стороне форсунки пятиграммовый шприц, что бы обеспечить плотное прилегание к основе форсунки.
6. Имитируем работу клапана посредством вжимания и отпускания кнопки выключателя.
7. После того, как жидкость была пропущена через форсунку несколько раз, необходимо оставить ее на некоторое время и повторить процедуру.
8. Сборку производим в обратном порядке.
1.Разбираем карбюратор, следуя правилам безопасности.
2. Кладем в предварительно подготовленную емкость все металлические детали.
3. Наливаем туда средство для очистки и ждем некоторое время.
4. Промываем все детали под струей воды, удаляя все загрязнения.
5. Сушим все элементы и производим обратную сборку.
Собрать карбюратор обратно на самом деле очень сложно. По этому, запаситесь терпением и собирайте все по инструкции.
Двигатель глохнет на холостом ходу: причины и способы ремонта
Достаточно неприятная и одновременно многим знакомая ситуация, когда мотор останавливается на холостом ходу (ХХ). Особенно это нервирует водителей, когда мотор перестает работать на светофорах или при медленном передвижении в пробке. Подобная неисправность наблюдается как на карбюраторных, так и инжекторных моторах, как на холодном, так и прогретом двигателе. Сегодня в нашей статье постараемся разобрать причины появления подобной неисправности и возможные способы ее ремонта.

Осмотр подкапотного пространства
Предпосылки неисправности
Двигатель может стабильно заводится, но затем его начинает трясти, троить, и мотор глохнет. Подобная неисправность может иметь такие причины, как сильный слой грязи на каких-либо элементах, так и отказ датчиков, узлов или механических устройств, участвующих в работе двигателя на ХХ.
В холодную погоду при коротких передвижениях мотор почти не прогревается, что ведет к образованию низкотемпературных отложений. В системе вентиляции картерных газов скапливается липкая смесь, отложения которой оседают в дроссельном узле, что ведет к заеданию заслонки. В целом смолистые отложения, это следствие того, что автомобиль эксплуатируется на бензине не лучшего качества.

Отложения на дроссельной заслонке
Причины сбоя бензиновых моторов на ХХ (инжекторные и авто с карбюратором):
• Отказ регулятора холостого хода (РХХ);
• Разрегулирована или загрязнена дроссельная заслонка;
• Не работает электроклапан ХХ карбюратора, либо обрыв в цепи его питания;
• Загрязнен жиклер холостого хода, либо его канал;
• Заклинило поплавок в закрытом положении в поплавковой камере карбюратора;
• Неисправны топливные форсунки инжектора;
• Неисправен бензонасос (механический или электро);
• Сильное загрязнение топливного или воздушного фильтра;
• «Зарастание» системы вентиляции картерных газов;
• Неисправны датчики х/хода, положения заслонки дросселя (ДПДЗ), отказ ДМРВ;
• Подсос воздуха у впускного коллектора или в дроссельном узле;
• Неисправность датчика кислорода.
Более подробно о причинах неисправности
Если на карбюраторных двигателях причины в основном вызваны загрязнением элементов или неисправностью механической части, то на моторах с впрыском, проблемы с отсутствием ХХ могут быть связаны и с электроникой.
РХХ
При неисправности РХХ двигатель будет либо сразу глохнуть после пуска, либо начнут плавать обороты. Это вызвано тем, что регулятор установлен в обводном канале дроссельного узла и если, регулятор заклинил в выдвинутом положении, то его шток запирает канал подачи воздуха, что ведет к остановке двигателя.

Нагар на РХХ. Следует прочистить.
Дроссельная заслонка
Подобная ситуация происходит при загрязнении заслонки дроссельного узла, когда она не может полностью перекрыть канал подачи воздуха. Причиной ее загрязнения чаще всего служит налет, попадающий через вентиляционную систему картера, а также использование некачественного топлива и грязный воздушный фильтр.

Загрязненная дроссельная заслонка
Электроклапан и жиклер ХХ
При отказе электроклапана х/хода, либо при обрыве его питания, он не в состоянии втянуть внутрь жиклер, перекрывающий канал ХХ и двигатель останавливается.
Тоже самое происходит и при засорении отверстия в жиклере ХХ, из-за чего мотор глохнет.

Жиклер холостого хода карбюратора ВАЗ 2108, 2109
Поплавок в карбюраторе
В случае, когда поплавок заклинивает в верхнем положении (перекрывая иглу запорного клапана), то подача бензина прекращается и двигатель глохнет. Перебои в работе мотора могут быть и из-за загрязнения топливного фильтра на входе в карбюратор из-за скопившихся отложений или мелкого мусора.

Карбюратора Солекс
Форсунки
Перебои и даже отсутствие ХХ может быть вызвано и отказом топливных форсунок, либо по их механической части, либо по причине сбоя в системе ЭБУ двигателя.

Отказавшая форсунка Daewoo Nexia. Фото — Drive2
Бензонасос
При неисправности бензонасоса питание топлива прекращается, либо подается в незначительном количестве, что также ведет к остановке двигателя.

Грязная сетка бензонасоса
Фильтра
Сильное загрязнение топливного или воздушного фильтров приводит к изменению состава топливной смеси (переобогащение или обеднение смеси) и как следствие перебои в работе или мотор может заглохнуть.

Топливный фильтр
Вентиляция картерных газов
При сильном загрязнении каналов вентиляции картера и маслоотделителя нарастает давление картерных газов, которые буквально душат двигатель, приводя к плаванию оборотов, либо остановки двигателя.
Система датчиков
Неустойчивая работа инжекторного двигателя, вплоть до его остановки может происходить из-за неисправности электронных датчиков, таких как ДМРВ, ДПДЗ, РХХ.

ДПДЗ и РХХ
Подсос воздуха
Если смена датчиков не меняет ситуацию, то возможно есть подсасывание воздуха на коллекторе впуска, соединении впускного коллектора с вакуумным усилителем системы тормозов или недостаточное давление бензина в топливной рампе.

Подсос воздуха на впускном коллекторе
При отказе датчика кислорода также происходит сбой в работе ХХ двигателя.

Датчик кислорода — Лямбда-зонд
Помимо этого, на любых моторах, рекомендуется проверить систему зажигания: бронепровода, свечи, катушку/ки, трамблер, а также низковольтную цепь питания.
• Дизель
Причиной остановки дизельного двигателя на ХХ чаще всего служит либо износ элементов ТНВД, либо появление воздуха в системе питания.
Способы ремонта:
• Карбюраторные двигатели
Прочистка каналов и жиклеров, проверка уровня топлива и исправность электроклапана холостого хода, а также регулировка качества и количества. Замена топливного и воздушного фильтров.

Чистка карбюратора
• Инжекторные моторы
На этих моторах смолистые отложения скапливаются в наиболее узких местах. Так загрязнения тонких отверстий в распылителях форсунок изменяет состав смесив сторону обеднения, что ведет к тому, что вместо полноценной порции топлива в цилиндры попадает лишь несколько капель. Это ведет к нестабильной работе двигателя, вплоть до его остановки.
Для восстановления работы форсунок производится их промывка либо на двигателе, либо при их демонтаже на специальном стенде, где выполняется их промывка и калибровка, а также выбраковка неисправных.

Чистка форсунок
Неполное закрытие дроссельной заслонки также ведет к неустойчивой работе двигателя, либо двигатель начинает глохнуть. Заслонка не может занять свое место по причине накопившихся загрязнений, которые необходимо очистить. Хорошо себя зарекомендовал для очистки так называемый «Очиститель карбюратора» в аэрозольной упаковке, после которого дроссель продувается сжатым воздухом.
• Дизельные двигатели
Для восстановления работы ХХ производится профилактический ремонт топливного насоса высокого давления (ТНВД), где проверяются и при необходимости заменяются плунжерные пары и другие изношенные элементы насоса.
Также устраняется подсос воздуха в ТНВД.
Еще пару слов
Для того, чтобы не оказаться в ситуации, когда двигатель заглохнет в самый неподходящий момент, старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:
Провалы оборотов на холостых

Забросил аккаунт, но тут недавно наткнулся на проблему, на которую долго искал решение в интернете, но оказалось все настолько банально просто, что стало стремно от того, что изначально с этого не начал.
Немного предыстории:
— на данный момент пробег машины составляет 77 тыс. 1 тыс км назад сделал большое То с заменой всех филитров и ремнем ГРМ
— через 500 км после ТО появилась проблема просаживания оборотов машины на горячую, то есть, когда машина работает на холостых в момент обороты падают до 500-600 и резко возвращаются обратно.
Проблема носила хаотичный характер. Когда редко, когда прям постоянно в пробке. Начитался инфы про все датчики и прочее, начал проверять.
Первый под раздачу попала катушка. Может она приходит к концу и как-то коротит. Благо в гараже лежала практически новая. Поменял — не помогло.
Далее проверил провода (хотя в них крыться решение данной проблемы не могло, но все же для успокоения). Провода оказались в полном порядке.
После попал под раздачу дпкв. Замеряем сопротивление мёжду контактами (оно должно составлять от 0.5-0.75 кОм), если все нормально, то замеряем зазор между датчиком и шкивом (допуск 1+-0.41мм). Датчик оказался в полном порядке.
Далее датчик скорости. Тут интереснее. Одной из причин неисправности датчика является нестабильная работа двигателя на холостых, а также периодическое отключение электроусилителя. Почему обратил на него внимание. Когда выявлял симптомы просаживания оборотов, периодически газовал до отсечки, и в один момент ЭУР отрубился. Причём :предохранители все целы, чека нет, но горит лампа ЭУРа и он не работает. Не помогло скидывание клемы с акума. Но сразу после начала движения ЭУР автоматом включился). Начал грешить на датчик скорости. Когда полез его откручивать, то оказалась, что бедная пластмаска стоит в КПП в качестве заглушки, но проводов к ней никаких не подходит. Немного погуглив выясняем, что скорость на спидометр считается с датчиков ABS, так что у кого стоит эта система, то про датчик скорости можете забыть.
Далее попадаем на дросельный узел. В инете парень писал о похожей проблеме, которая решилась очисткой заслонки. Также проблема бывает в стирании контактов на самой плате в узле (стоит е-газ). Решил попробовать. Когда начал откручивать заслонку, то выяснилось, что хомут, который затягивает патрубок с воздухана, оказался не затянут. В итоге, протянул хомуты, проверил : стоял минут 20 на горячую ждал симптомов — никак не проявились. Видать, на прогретый двигатель резина размягчалась и происходил кратковременный подсос воздуха из вне, в этот момент дроссель сходил с ума и происходило просаживание.
Причины падения оборотов двигателя на холостом ходу
Многие автомобилисты сталкивались с тем, что на автомобиле начинался эффект падения оборотов на холостом ходу. Зачастую, это приводит к тому, что двигатель и вовсе глохнет. Данный эффект имеет множество причин, которые необходимо срочно устранить, чтобы не вызвать еще больших проблем.

По каким причинам падают обороты
Много автолюбителей вовсе не смотрят за состоянием своих автомобилей, а уж тем более за двигателя. Зачастую, последствия могут выразиться в неисправности, которые перерастут в капитальный ремонт, который потянет не маленькую сумму денежных средств. Именно, по этим причинам, если возникают неисправности с движком, необходимо вернуть ему нормальную функциональность.
Итак, рассмотрим, основные причины, которые приводят к тому, что на холостых оборотах падают обороты:
- Нарушена регулировка винтов «количества» и «качества»
Распространённая причина низких оборотов холостого хода на карбюраторах типа «Озон». Зачастую подкрутки винтов регулировки топлива бывает достаточно, что восстановить нормальные обороты.
- Неправильно отлажен уровень топлива
Помимо падения оборотов двигателя на холостом ходу это приводит к падению мощности. Мотор может глохнуть или запускаться после долгих мучений. Долгая работа на обеднённом топливе может привести к отказу мотора.

- Посторонний воздух попадает в карбюратор
«Подсос» лишнего воздуха может нарушать работу двигателя. Другой вариант — загрязнён воздушный фильтр и воздуха попадает недостаточное количество.
- Некачественное топливо
Двигатели, рассчитанные на потребление качественного топлива, могут барахлить или отказывать, если их «покормить» топливом более низкого качества, например, 92-й вместо 95-го. Более того, на двигатель может обрушиться масса новых проблем, которые придётся решать, поэтому лучше использовать хороший бензин.
- Сбоит бортовой компьютер
Бывает и так, что бортовой компьютер начинает показывать неточные данные. Если по ощущениям с двигателем всё отлично, но электроника настойчиво говорит о наличии проблемы, можно попробовать подключать исправный БК и проверить на нём.
- Пора менять свечи зажигания

Определение причины неисправности
Помочь в определении причины, почему упали холостые обороты, помогут следующие шаги.
- Если нет дополнительных признаков падения оборотов (например, вибрации) — можно проверить двигатель на другом бортовом компьютере.
- Проверить датчики.
- Осмотреть свечи зажигания.
- Убедиться, что уровень топлива и холостого хода отрегулирован верно
- Убедиться, что в карбюратор не «подсасывает» лишний воздух.
- Осмотреть воздушный фильтр на наличие загрязнений.
Подходы к решению проблемы
Когда все причины определены, можно перейти к устранению неисправностей. Конечно, существует разное количество способов решить проблему, но не стоит забывать о том, что необходима определенная последовательность действий. Стоит рассмотреть вопрос более детально.

Отрегулировать уровень топлива и холостого хода
Регулировка холостого хода на карбюраторах типа «Озон». Понадобится тахометр и шлицевая отвёртка. Проводить работы нужно на прогретом двигателе. Поворачивая винт «количества» по направлению хода часовых стрелок, можно добиться увеличения оборотов.
Если же с помощью одного винта «количества» решить эту проблему не удаётся, нужно подключить винт «качества», на котором, если им ещё не пользовались, может стоять заводская заглушка. Её можно вытащить, ввинтив в пластмассу подходящий саморез и вытащив его.
Регулировка обыкновенно проводится в 2-3 (несколько) заходов.
Заменить свечи
Даже если свечи недавно были заменены, они могут быть некачественными или бракованными. Оригинальные запчасти всегда лучше более дешёвых аналогов. Падающий ХХ нередко намекает на эту неисправность.
Заменить топливо
С помощью датчиков необходимо проверить давление в системе подачи топливо и наличие загрязнителей. После чего нужно поменять топливо на более чистое и качественное. В крайнем случае, следует задуматься о том, чтобы заправляться на АЗС другой компании.

Проверить воздушный и топливный фильтры
Воздушный фильтр может быть загрязнён. По мере загрязнения фильтра количество воздуха, которое поступает в двигатель, уменьшается. Понижается мощность двигателя и значительно увеличивается потребление топлива.
Воздушный фильтр нужно прочистить или, что приоритетнее, заменить. Лучше всего проводить эту процедуру заблаговременно, чтобы в будущем избежать других проблем.
Промыть датчик холостого хода
Если в датчик попадает масло и другие загрязнители, он выходит из строя. Датчик чистится средством для промывания карбюраторов и аэрозольной жидкостью. Приборчик необходимо вытащить и промыть. Аэрозольной жидкостью аккуратно очищается игла.Будьте внимательны, чтобы жидкость не попала во внутренности (то есть под пружину), во избежание выхода его из строя.
Вывод
Падение оборотов двигателя — довольно распространённая проблема. Она может случиться не только по какой-либо одной причине — при сильном износе мотора бывает, необходим комплексный подход, причём поломки могут быть довольно специфичными. В таком случае, возможно, следует обратиться за профессиональной помощью.