Как правильно выбрать пуско-зарядное устройство?
Времена, когда среднестатистический водитель удивлялся, как коробочка в две пачки сигарет заменяет пятнадцатикилограммовый свинцовый аккумулятор, давно миновали. Сегодня карманное пусковое устройство, чаще именуемое «бустером», прочно вошло в обход автовладельцев. Однако грамотный выбор такого гаджета по-прежнему требует некоторого предварительного изучения матчасти! Поможем разобраться тем, кто «бустер» еще не приобрел, но всерьез подумывает об этом.
1 — «А нужно ли вам пусковое устройство?»
2 — Выбор бустера по характеристикам
3 — Линейка бустеров BERKUT – подбираем оптимальный вариант
«А НУЖНО ЛИ ВАМ ЭТО?»
Начнем с формата «5 вопросов». Собственно, это самые распространенные вопросы, ответы на которые позволят понять – нужен ли вам такой гаджет в принципе?
«Зачем мне какие-то дополнительные прибамбасы, если я внимательный водитель и слежу за своим аккумулятором?»
— Резонный вопрос. Действительно, некоторые автовладельцы за всю жизнь ни разу не сталкиваются с проблемами, вызванными неожиданно севшей батареей. Но, откровенно говоря, таких весьма немного. Вы точно из их числа? Честно ни разу не было? И абсолютно уверены, что не случится – не по вашей вине, а по вине техники, скажем? Ситуаций, приводящих к разряду батареи, в принципе, может быть множество, и даже у вполне адекватного водителя. Зимний городской стиль езды с короткими поездками с вечным недозарядом от работы обогревов и фар, неисправности в генераторе или в иных узлах электрооборудования, забытые включенными подсветки, прослушивание музыки на природе, частое использование лебедки в разных ралли-рейдах – это только наиболее распространенное навскидку. В большинстве ситуаций пусковой бустер позволит самостоятельно выйти из трудностей, уехать своим ходом и не платить разного рода «помогальщикам».
«Можно ли пусковым бустером что-то испортить в автомобиле? Сжечь блок управления двигателем, стартер, иную электронику?»
— Пусковой бустер является самым обычным 12-вольтовым аккумулятором, только компактного размера. И для электроники автомобиля он даже безопаснее, чем штатный аккумулятор. Штатную свинцовую батарею, при желании, можно порой подключить наоборот, перепутав плюс и минус, и вот тогда случится беда (производители машин предусматривают это, делая провода с клеммами такой длины и формы, чтобы перепутать было физически невозможно, но, как мы знаем, есть люди особо изобретательные, а также очень сильные). С пусковыми проводами для «прикуривания» тоже запросто можно перепутать плюс и минус. А вот с бустером ничего напутать невозможно в принципе – от любых ошибок (переполюсовка, короткое замыкание и т.п.) он надежно защищен. При любой ошибке напряжение на выходе прибора просто не появится, и он ничего никогда не «спалит».
«Можно ли хранить бустер в автомобиле?»
Можно, но только при плюсовых температурах. При отрицательных температурах литий-ионные батареи обладают значительным саморазрядом, и теряют энергию достаточно быстро. Плюс сильное промерзание может повредить их аккумуляторы просто физически. Летом держать прибор в бардачке или багажнике не возбраняется, и это удобно – он всегда под рукой, если что… Но осенью, зимой и весной его целесообразно носить в водительской сумке, где вы держите документы, ключи и разные EDC-вещички. Если у вас не внедорожник или спорткар с мотором от 5 литров и более, вам не понадобится мощная и увесистая модель бустера. А «пускачи» малой и средней мощности достаточно легки – 250-400 граммов.
«Могут ли пусковым бустером пользоваться представительницы прекрасного пола или это только для мужчин и технарей?»
— Да, может, и дамы ими успешно пользуются! На бустере не нужно выбирать какие-то режимы, вникать в детали, и он не имеет никаких настроек. Достаточно уметь открывать капот и знать, где находится штатный аккумулятор автомобиля. Подключаете «крокодилы» к клеммам батареи, и заводите машину обычным образом, как и всегда. С бустером абсолютно невозможно «что-то сделать не так», и, тем более, как уже говорилось, что-то испортить в автомобиле. Современные устройства хороших брендов невероятно просты в применении и обладают колоссальным количеством встроенных защит на все мыслимые случаи некорректного использования – перепутать плюс и минус, уронить гаджет на металлические элементы под капотом, соединить клеммы накоротко и т.п.
ВЫБОР ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ
В принципе, ответы на вышезаданные пять простых вопросов, а также личный опыт беготни с утра в поисках «прикуривальщика» среди соседей по парковке, или спешных поездок на такси в магазин за новым аккумулятором, способны помочь определиться – нужен ли вам такой гаджет, или нет. Если не нужен – можно дальше не читать. Если нужен – переходим к техническим параметрам и определяемся, как выбрать подходящую модель!
Попробуем и тут разобраться в формате «5 вопросов».
«Как выбрать по мощности – амперы или литры?»
В описании любого пускового устройства есть два типа параметров – две цифры выходного тока (номинальный и превышающий его примерно вдвое пиковый), а также объем двигателя, который можно им завести – в литрах для бензиновой и дизельной систем питания. В принципе, при выборе ориентироваться можно и на литры, и на амперы, хотя последние все же более корректны. Поскольку штатные свинцовые батареи обычно имеют значительный запас по пусковому току, можно брать цифру тока холодной прокрутки, написанную на батарее, отнимать от нее треть, и по полученному результату подбирать бустер, ориентируясь на его пиковый ток. Это упрощенная «формула» вполне работоспособна. Ибо многие по старой памяти преувеличивают потребление стартера, но прожорливыми по току были стартеры с прямым приводом, безредукторные. Современные же редукторные стартеры гораздо более экономичные при том же самом крутящем моменте на шестерне бендикса. И если на бензиновом моторе 1,5 литра стоит штатный аккумулятор на 500 ампер отдачи, это вовсе не значит, что бустер вам нужен тоже на 500 ампер.
«Емкость батареи – важный ли это параметр?»
С одной стороны – важный, а с другой – вторичный… Тем более, что покупателям его достаточно сложно оценивать. Мы знаем из инструкции к машине, сколько ампер-часов нужно для батареи нашего автомобиля. Знаем из обзоров на YouTube, сколько ампер-часов 18-вольтовой батареи шуруповерта нужно, чтобы закрутить килограмм саморезов. А вот какой должна быть батарея бустера – не вполне понятно… Ясно, что чем больше – тем лучше, но вот каков, к примеру, минимум? И для какого мотора?
На деле нужно ориентироваться в первую очередь на значения пускового тока – пикового и номинального. Именно он определяет – подходит бустер вашему автомобилю, или нет. А емкость определяет лишь количество пусков на одном заряде. Любой бустер, даже самый компактный и малоёмкий, заведет мотор не менее 10-15 раз подряд. Как правило, столько и не нужно – обычно хватает и одного-двух. Если же с 5-6 раза мотор не заводится – проблема явно внутри мотора, и уже нет разницы, способен ли бустер на 10 пусков, или на 25…
Защиты от нештатных ситуаций – что должно быть в бустере?
Все знают старую гаражную легенду про гаечный ключ 19х22, который плавится, будучи положенным на клеммы аккумулятора? Так вот, это не легенда, а вполне себе реальность… Бустер – тоже чрезвычайно мощный аккумулятор, хотя и маленький. Столь мощные источники тока требуют особой аккуратности в обращении, но с «пускачами» эта проблема полностью отсутствует. У хороших производителей в конструкцию бустера заложено не менее 8-9 защит: от переполюсовки, перезаряда, переразряда, перегрева, перегрузки и короткого замыкания, от перенапряжения между ячейками, от обратного тока и саморазряда при хранении. Большинство из них можно проверить лично – замыканием клемм накоротко, обратным подключением к батарее, подключением к батарее на работающем двигателе, оставлением на зарядке на любое время и т.п. Хороший бустер к таким «издевательствам» безразличен.
«Второстепенные характеристики – на что обратить внимание?»
Тип зарядки бустера. Зарядка от зарядника с штыревым разъемом уходит в прошлое в сравнении с USB-вариантом. Зарядка от microUSB – универсальна, удобна (адаптеры и кабели есть везде), но не всегда быстрая. Зарядка от Type-C с поддержкой Quick Charge – быстрая, удобная и становится наиболее популярной для зарядки мобильной техники…
Тип выходных интерфейсов. Речь о второстепенных разъемах – для зарядки с помощью бустера разных устройств в режиме пауэр-банка. На бустерах встречаются обычные USB-гнезда, с поддержкой Quick Charge, выходы 12 вольт на прикуриватель (со специальным переходником-«стаканом»), выходы высокого напряжения (19 вольт или более) для питания ноутбуков (иногда с набором переходников под разные компьютерные бренды). На некоторых моделях уже появляются встроенные панели для беспроводной зарядки QI.
«Почему экономия с покупкой из Китая может выйти боком?»
Смысл вопроса понятен – на «алике» можно найти с пересылом весьма дешевое устройство, значительно отличающееся по стоимости от продаваемых в России — выгода налицо. Многие считают, что за экономию можно простить безымянное происхождение – ведь для редких применений его наверняка хватит надолго!
В принципе, не исключено, что беспородный гаджет будет работать долго – такое случается. Правда, чаще случается наоборот… Да и параметры начинки редко соответствуют заявленным – на чем еще сэкономить производителю, как ни на аккумуляторе, составляющем ¾ стоимость прибора! Плюс ни о каком гарантийном ремонте или замене речь, разумеется, не пойдет. А вот устройства от производителей с зарекомендовавшим себя именем, полностью отвечают заявленным характеристикам по пусковому току и емкости, и поддерживаются полноценной гарантией – например, у пусковых бустеров BERKUT она составляет 12 месяцев, и в гарантийный ремонт компания принимает свои устройства с отправкой через сеть службы «СДЭК» за свой счет!
ЛИНЕЙКА БУСТЕРОВ BERKUT
Ну и закрепим алгоритм выбора на примере модельного ряда пусковых устройств марки BERKUT. Линейка автокомпрессоров этого бренда известна отечественным автолюбителям уже не первый десяток лет, и многими считается лучшей в своем сегменте — линейка пусковых бустеров под тем же именем приняла эстафету качества и надежности.
На сегодняшний день семейство пуско-зарядных устройств BERKUT с литий-ионными батареями включает в себя шесть моделей, от самой компактной и до наиболее мощной:
— JSL-9000 — для бензиновых моторов до 1,6 литра
— JSL-13000 — для бензиновых двигателей с объемом до 4,5 л. и дизелей до 2,5 л.
— JSL-15000 — для бензиновых двигателей с объемом до 5 л. и дизелей до 3 л.
— JSL-19000 — для бензиновых двигателей с объемом до 6 л. и дизелей до 4 л.
— JSL-25000 — для бензиновых двигателей с объемом до 8,5 л. и дизелей до 7 л.
— JSL-27000 — для бензиновых двигателей с объемом до 8,5 л. и дизелей до 7,5 л.
Рассмотрим для понимания общей картины три характерных представителя каждого мощностного сегмента – субкомпакта JSL-9000, середнячка JSL-15000 и JSL-25000 с экстра-отдачей тока.
BERKUT JSL-9000
— Напряжение на клеммах: 12 В
— Пусковой ток (номинальный/пиковый): 300/150 А
— Назначение – запуск бензиновых двигателей с объемом до 1,6 литра
— Тип аккумуляторной батареи: Li-Po 2400mАh х 3 (25,9 Wh), 40-50С ток разряда
— Время полной зарядки от сетевого USB-адаптера: 2-3 часа
— Количество попыток запуска при полной зарядке: не менее 10 пусков
— Выходы устройства: USB Quick Charge – 5В (2.4 А); 9В (2.0A)
— Вход для зарядки: MicroUSB 5В/2A
— Дополнительно: сверхкомпактное пуско-зарядное устройство (толщина блока 17 мм), работа в качестве пауэрбанка, встроенный фонарь, чехол в комплекте
— Габариты: 170x81x17 мм, 250 г.
JSL-9000
Выводы:
Уникальный суперкомпактный бустер – габаритами, как обычный смартфон, разве что более толстый – 17 миллиметров в толщину. Поместится в самую маленькую водительскую сумку и не утянет своими 250-ю граммами. Несмотря на ограничения по пусковому току, подходит для 90% продаваемых сегодня в нашей стране новых автомобилей стоимостью до 2 миллионов рублей, поскольку их моторы и пусковые требования стартеров полностью укладываются в характеристики BERKUT JSL-9000. Служит USB-пауэрбанком в стандарте Quick Charge и обычном, заряжается от массового microUSB, зарядки для которого имеются повсюду, в отличие от пока еще не занявшего весь смартфонный сегмент USB Type-C.
BERKUT JSL-15000
— Напряжение на клеммах: 12 В
— Пусковой ток (номинальный/пиковый): 300/700 А
— Назначение – запуск бензиновых двигателей с объемом до 5 л. и дизелей до 3 л.
— Тип аккумуляторной батареи: Li-Po 3200mAh x 4 (48-56 Wh), 50-60С ток разряда
— Полное время зарядки от сетевого USB адаптера: 4 часов
— Количество попыток запуска при полной зарядке: около 20 пусков
— Выходы устройства: USB QC 5V (3.0 А), 9V (2.0A); 12V (1.5A); USB 5V (2.4A); Type-C PD3.0 5V(3.0А); Выход DC 15V(3.0A)
— Вход для зарядки: Type-C PD3.0 5V(3.0A)
— Дополнительно: работа в качестве пауэрбанка и зарядки для ноутбука, встроенный фонарь, чехол в комплекте
— Габариты: 195x125x100 мм, 1500 г
JSL-15000
Выводы:
Этот бустер – среднего мощностного класса, но по сути – даже выше среднего. 1500 граммов веса необременительны (все равно нести максимум до машины!), но он справляется с большинством современных мощных автомобилей, вроде бензинового мотора Ford Explorer V6 или дизельного Hyundai Santa Fe ARD2,2 и ему подобных. Модель обладает максимально производительным выходом для зарядки внешних устройств USB Quick Charge – поддерживающим стандарты 5, 9 и 12 вольт. Да и сам заряжается уже от модного Type-C. Помимо этого пускач оснащен дополнительным выходом 15 вольт, для которого в комплекте идет переходник для штекеров в прикуриватель. С ним можно использовать вне автомобиля такие устройства, как компрессор для шин или обогревающую накидку для сиденья – например, для перевозки ребенка зимой на санках!
BERKUT JSL-25000
— Напряжение на клеммах: 12 В
— Пусковой ток (номинальный/пиковый): 600/1300 А
— Назначение – запуск бензиновых двигателей с объемом до 8,5 л. и дизелей до 7 л.
— Тип аккумуляторной батареи: 5200mAh x 4 (77-84 Wh), 50-60С ток разряда
— Время полной зарядки от сетевого USB-адаптера: 5 часов
— Количество попыток запуска при полной зарядке: не менее 25 пусков
— Выходы устройства: USB – 5В (2.4A); USB Quick Charge – 5В (3.0 А); 9В (2.0A); 12В (1.5A); USB Type-C — 5В (3.0А); выход DC 15В (10A)
— Вход для зарядки: Type-C 5В/3A
— Дополнительно: пыле- и влагозащита, работа в качестве пауэрбанка, встроенный фонарь, чехол в комплекте
— Габариты: 255x125x105 мм, 2 кг
JSL-25000
Выводы:
Эта мощная модель в линейке подходит, действительно, для экстремальных задач! Вес прибора – два килограмма, но 1300 ампер пикового тока способны сдвинуть с места коленвалы даже самых мощных моторов, что встречаются в гражданской технике, типа Toyota Land Cruiser-200 V8 и ему подобных, 6,2 литра у Cadillac Escalade, Hammer H2, моделей Mercedes-Benz AMG с двигателями M156, и прочих монстров. А также помочь стартовать любой грузовой технике с 12-вольтовыми системами питания – от популярнейших Fiat Ducato, Ford Transit, Mercedes Sprinter, до разной строительно-сельскохозяйственной экзотики. Несмотря на бытовое позиционирование, BERKUT JSL-25000 успешно используют и в коммерческих целях: многие таксисты возят с собой бустеры для платной помощи разрядившимся бедолагам, а мощный и емкий прибор способен выдержать гораздо более интенсивную эксплуатацию, нежели менее мощные модели. Также JSL-25000 обладает максимально производительным выходом для зарядки внешних устройств USB Quick Charge – поддерживающим стандарты 5, 9 и 12 вольт. Да и сам заряжается уже от модного Type-C. А десятиамперный выход для переходника на прикуриватель обладает повышенным напряжением – 15 вольт вместо 12-ти. Это дает напряжение, как в бортсети автомобиля при заведенном моторе, что позволяет получить на четверть большую мощность для внешних потребителей, типа автокомпрессоров, когда они используются вне машины.
Друзья, эта публикация подготовлена для того, чтобы вы могли понять, что находится внутри нашего оборудования, насколько оно ответственно спроектировано и изготовлено. BERKUT занимается компрессорами с 2001 года и разрабатывает все свои модели с учетом огромного массива накопленного опыта, качества комплектующих и высокого уровня сервиса.
Как выбрать пуско-зарядное устройство
Сердце автомобиля это его двигатель, который может не завестись на сильном морозе если аккумуляторная батарея промерзла и утратила емкость.
Оживить аккумулятор поможет пуско-зарядное или пусковое устройство.
Такие приборы сочетают в себе возможности частичного восстановления емкости АКБ и запуска двигателя, за счет подачи высоких пусковых токов непосредственно на стартер. Аккумулятор в этом случае используется как проводник.
Поговорим о том, что выбрать и на какие характеристики обратить особое внимание.
Пусковые и пуско-зарядные устройства работают от электросети 220 В или от собственных аккумуляторов. Чтобы определиться с типом питания устройства, нужно учесть условия работы: для стационарного использования подойдут сетевые приборы, а для мобильного аккумуляторные.
Шаг 1:
Для начала, уточните тип аккумуляторной батареи установленной на транспортном средстве.
Кислотные аккумуляторные батареи — WET, самый распространенный тип АКБ для транспортных средств. Бывают обслуживаемые и не обслуживаемые.
Кислотные герметичные аккумуляторы — AGM.
Гелевые аккумуляторные батареи — GEL, используются в различных положениях без риска выхода наружу электролита. Полностью герметичны и не нуждаются в обслуживании.
Разобравшись в том, какой тип АКБ установлен в транспортном средстве, выбирайте модель пуско-зарядного устройства способного работать с данным типом батареи. Универсальные устройства, сочетающее возможность работы с несколькими типами аккумуляторов.
Шаг 2:
Обратите внимание на напряжение аккумуляторной батареи авто.
Самые распространенные аккумуляторы имеют напряжение 12 B — легковые автомобили, кроссоверы, фургоны и внедорожники; и 24 B — грузовой и коммерческий транспорт, сельскохозяйственная и строительная техника. Встречаются АКБ и с напряжением 6 B, например, в садовых тракторах, райдерах или мопедах.
Убедитесь, что выбираемое ПЗУ имеет соответствующее напряжение.
Шаг 3:
Определяем емкость аккумуляторов и ток заряда.
Емкость аккумуляторных батарей различается в зависимости от типа транспортного средства, ниже приведены примерные значения:
- Мотоциклы и мопеды — 20 Aч;
- Легковые автомобили — 60 Aч;
- Внедорожники и фургоны — 80 Aч;
- Катера — 100 Aч;
- Грузовики, коммерческий транспорт и сельхоз техника — 150 Aч;
- Спецтехника — 200 — 300 Aч.
Чтобы зарядить аккумулятор потребуется ток заряда равный 5-10% от емкости аккумуляторной батареи. Скорость заряда будет зависеть от величины тока зарядки. Чем выше отдаваемый ток устройства, тем меньше времени займет подзарядка аккумулятора (частая зарядка на высоких токах и/или в режиме «Boost» может привести к выходу АКБ из строя). Конкретные значения времени заряда аккумулятора производители прибора, как правило, не указывают, ссылаясь на то, что в каждом конкретном случае, степень разряда аккумулятора может отличаться.
Шаг 4:
Чтобы подобрать пусковое или пуско-зарядное устройство, нужно обязательно учесть максимальный пусковой ток.
Определиться просто: нужно взять значение емкости аккумулятора и умножить на коэффициент 3 и делать выбор устройства с максимальным пусковым током не ниже получившегося значения.
Системы защиты и дополнительные функции пуско-зарядных устройств
Современные устройства оборудованы полезными и практичными функциями, которые делаю работу с ними простой и безопасной.
Защита от изменения полярности — обезопасит устройство и транспортное средство при неправильном подключении.
Защита от короткого замыкания — защищает оборудование при случайном соединении контактов.
Защита от перегрева — оснащение прибора средствами принудительного охлаждения, потребуется при интенсивном использовании в закрытых помещениях.
Режим ускоренной зарядки аккумуляторов — «BOOST». Сокращает время зарядки и помогает вывести АКБ из глубокого разряда.
Возможность заряда сразу двух аккумуляторов — по средствам последовательного или параллельного подключения.
Индикация заряда аккумулятора — помогает определить, остался ли в АКБ заряд, либо он находится в глубокой разрядке.
Наличие ниш и фиксаторов для проводов на корпусе — компактное хранение устройства.
Наличие креплений для стационарного использования или ручки для частой удобной переноски устройства, облегчит его эксплуатацию в соответствующих условиях.
Как выбрать пуско-зарядное устройство
Вы можете не знать о «Законе Мерфи», но жизнь все равно продолжает по нему работать. Он гласит: «Если что-то может пойти не так — оно обязательно пойдет не так!» Дождь начнется, когда вы забудете зонтик. В магазине не будет очереди, но кошелек останется дома. Аккумулятор авто разрядится, когда вы будете опаздывать на деловую встречу.
Разумеется, против «Закона Мерфи» есть прием под названием предусмотрительность. В нашей статье мы расскажем, как его использовать при выборе ПЗУ!
Типы: пусковой, зарядный и комбинированный
В зависимости от выполняемой задачи устройства делят на несколько типов. Пусковые — нужны, чтобы запустить двигатель, если аккумулятор автомобиля разрядился, а времени на восстановление заряда нет. Устройство подаст ток на АКБ, стартер прокрутится — и двигатель заработает.
Зарядные — применяются для зарядки севшего аккумулятора. Процесс восполнения энергии занимает 6–8 часов. Прибор также подает ток на АКБ, но для запуска мотора не подходит. Это связано с разницей токов: для пуска двигателя необходимо подать ток в несколько раз больше, чем для зарядки аккумулятора.
ПЗУ (пуско-зарядное устройство) — комбинация предыдущих двух типов. С его помощью можно как зарядить батарею, так и запустить двигатель. Такой аппарат дороже, но выгоднее с функциональной стороны, а также компактнее двух предыдущих приборов.
Виды: импульсные, конденсаторные и другие
По принципу работы ПЗУ делят на несколько видов. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Импульсные устройства преобразовывают импульсное напряжение. К преимуществам относят: высокий КПД (90% и выше), надежность, небольшой вес, защиту от коротких замыканий и бюджетность. Из недостатков выделяют низкую ремонтопригодность, а также подверженность поломкам из-за неправильного подключения полюсов или перепадов напряжения.
В конденсаторных имеются электронные двухполюсные компоненты (конденсаторы), которые заряжаются перед тем, как происходит зарядка или запуск аккумулятора авто. Такие ПЗУ эффективны и компактны, но обойдутся в копеечку и могут навредить аккуму из-за создания излишне высокого заряда.
Наиболее популярная среди автолюбителей категория — аккумуляторные зарядки. Сначала они заряжают встроенный аккумулятор и только потом запускают двигатель. Имеют оптимальное сочетание цены и эффективности.
Трансформаторные устройства преобразовывают напряжение. Они мощные и могут завести двигатель, даже если заряд аккума на нуле. В таких ПЗУ всегда есть стабилизатор, который обеспечивает надежность, но снижает КПД. Еще один минус — большие габариты.
Тип батареи авто
Отметим, что WET-аккумуляторы чувствительны к глубокому разряду и плохо работают в тяжелых условиях.
Кальций уменьшает объем испаряемой из электролита жидкости и снижает риск саморазряда до минимума. Однако кальциевые батареи чувствительны к глубокому разряду: если допустить такую ситуацию несколько раз, емкость АКБ может сильно уменьшиться.
Чтобы не было проблем, выбирайте ПЗУ, совместимое с типом аккумулятора, который установлен в вашей машине. Чтобы узнать тип АКБ, изучите маркировку.
Интересно знать: легирование — добавление в состав материала примесей с целью изменения его физических и химических качеств.
Основное: ток, емкость и напряжение
Чтобы успешно зарядить и не испортить батарею, нужно учитывать номинальное напряжение, емкость, пусковой и зарядный токи. Номинальное напряжение — величина, при которой работает аккумулятор. В зависимости от класса техники напряжение бывает:
- 6 В — характерно для двухколесной техники: мопеды, скутеры, мотоциклы. Также может «попасться» в садовых тракторах и райдерах;
- 12 В — напряжение большинства АКБ легковых автомобилей;
- 24 В — нужно батареям, установленным в более тяжелую технику, такую как автобусы или грузовики.
Еще один параметр, который зависит от класса транспорта, — емкость батареи. Пуско-зарядные устройства рассчитаны на зарядку АКБ с определенным диапазоном емкостей. Если не будет совместимости по этому параметру, то и батарея, и ПЗУ рискуют в скором времени выйти из строя.
Пусковой ток в идеальном случае должен быть в 10 раз больше, чем емкость АКБ. От тока зарядки зависит скорость восполнения энергии: чем выше эта величина, тем быстрее идет процесс.
Интересно знать: на рынке есть модели ПЗУ, которые позволяют самостоятельно устанавливать необходимое значение напряжения.
Допы: индикация, защита и другое
Дополнительные приспособления и функционал упрощают использование и эффективность ПЗУ. Индикация подскажет, когда зарядка завершена. Она бывает светодиодной и звуковой, приборной или же имеет отдельный дисплей. Индикация позволяет сэкономить энергию и предотвращает перезаряд.
В некоторых моделях есть встроенные амперметр и вольтметр для измерения величины тока и напряжения. Навороченные устройства оснащены компрессором, которым при необходимости можно подкачать сдувшиеся шины. Популярностью пользуются ПЗУ с USB-разъемом, благодаря которому их можно использовать как пауэрбанки.
Для работы в темное время суток в некоторых ПЗУ предусмотрен встроенный фонарик. Десульфатация особенно актуальна для батарей, которые могут долго не эксплуатироваться, например, если ваш «железный конь» проводит зиму в гараже.
Не забывайте о защите: от перегрева, коротких замыканий, перезарядки, неправильного подключения и перегрузки. Такие «умные» устройства сохранят не только себя, но и батарею.
Интересно знать: десульфатация — процесс по восстановлению аккума, в ходе которого пластины очищаются от отложений кристаллов сульфата свинца.
Выводы
Итак, чтобы выбрать пуско-зарядное устройство, нужно:
- 1. Определиться с типом. Пусковые устройства помогут запустить двигатель при разряженном аккумуляторе. Зарядные — «оживят» севший АКБ, но не подойдут для запуска двигателя из-за небольшого значения подаваемого тока. Пуско-зарядные — 2 в 1. Они дороже, чем предыдущие, но функциональнее и компактнее.
- 2. Выбрать вид пуско-зарядного устройства. Импульсные имеют высокий КПД, хорошую надежность и защиту от коротких замыканий, мало весят и стоят недорого, но при этом часто ломаются из-за неправильного подключения и малопригодны для ремонта. Конденсаторные компактные, но дорогие. Аккумуляторные — наиболее популярны у водителей, поскольку имеют оптимальную цену при своей функциональности. Трансформаторные очень надежные, но громоздкие.
- 3. Учесть тип батареи автомобиля. Наиболее часто встречаются батареи типов WET, EFB, AGM и GEL, реже можно встретить щелочные и кальциевые. ПЗУ должно быть совместимо с конкретным типом АКБ. Чтобы узнать тип батареи в вашем автомобиле, изучите маркировку на ее корпусе.
- 4. Помнить об основных параметрах. Пуско-зарядное устройство должно поддерживать номинальное напряжение батареи автомобиля. В большинстве легковых машин оно составляет 12 В, в менее габаритном транспорте — 6В, в крупногабаритном — 24 В. Также устройство должно быть рассчитано на определенную емкость. Стóит учитывать пусковой ток (он должен быть примерно в 10 раз больше емкости) и ток зарядки.
- 5. Уделить внимание дополнительным возможностям. Для увеличения функциональности и упрощения работы в ПЗУ могут быть встроены дополнительные приспособления. Индикация поможет определить момент окончания зарядки. Амперметр и вольтметр позволяют контролировать ток и напряжение. Встроенный компрессор выручит, когда нужно подкачать шины, USB-разъем позволит зарядить мобильные гаджеты, а фонарик спасет в темное время суток. Функция десульфатации реанимирует старый или не работающий долгое время аккумулятор. Также обращайте внимание на защиту ПЗУ: от перегрева, коротких замыканий, перезарядки и т.д.
Теперь вы знаете все, чтобы купить пуско-зарядное устройство. Покупайте — и аккумулятор никогда не подведет вас!
Как выбрать пуско-зарядное устройство для автомобиля: основные принципы
Рассказываем, на что обратить внимание при подборе пуско-зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.
Даже если вы следите за состоянием своего автомобиля, вовремя и качественно его обслуживаете, от разряда аккумулятора не застрахован никто. Причем машина может оказаться обесточенной в самый неподходящий момент. Конечно, можно призвать на помощь другого автолюбителя или вызвать техпомощь, чтобы «прикурить» машину, но проще заранее позаботиться и обзавестись собственным пуско-зарядным устройством — фактически пауэрбанком, только не для смартфона, а для автомобиля. Рассказываем, на что обратить внимание.
Тип аккумулятора автомобиля
Первое, на что необходимо обратить внимание при выборе пуско-зарядного устройства, так это на тип аккумуляторной батареи автомобиля.
- Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея (WET) — самый распространенный тип АКБ для транспортных средств с жидким электролитом, бывают обслуживаемые и необслуживаемые.
- Гелевая аккумуляторная батарея (GEL) — аккумулятор, в котором электролит выполнен в виде геля, не требует обслуживания.
- Кислотная герметичная аккумуляторная батарея (AGM) — аккумулятор, с адсорбированным в пористый материал электролитом между пластинами.
Это три ключевых разновидности батарей — прежде чем покупать пуско-зарядное устройство для аккумулятора, уточните, какой стоит под капотом вашего автомобиля, чтобы не ошибиться. Или можете приобрести универсальное зарядное устройство, которое подходит для любых аккумуляторов.
На что обратить внимание при выборе?
Напряжение в сети
Легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт имеют бортовую сеть на 12 В, а вот грузовики и спецтехника — уже 24 В, тогда как легкая техника вроде мопедов или садовой техники может иметь и 6 В сеть. Соответственно, надо учитывать этот показатель при выборе пуско-зарядного устройства, чтобы оно по своему напряжению отвечало напряжению в бортовой сети.
Емкость аккумулятора и ток заряда
Еще один важный параметр, исходя из которого необходимо подбирать зарядное устройство. Все дело в том, что заряжать аккумулятор автомобиля можно максимальным током до 30% (в идеале — до 10%) от его номинальной емкости, чтобы соблюсти оптимальный баланс между скоростью и временем заряда и ресурсом батареи. Не стоит выбирать сверхмощное пуско-зарядное устройство, поскольку разряженный в ноль аккумуляторы в автомобилях встречаются крайне редко, и в такой ситуации лучше вообще снять батарею и поставить ее на зарядку, чем пытаться реанимировать ее прямо на машине.
Чтобы рассчитать эти параметры, можно воспользоваться простой формулой. Указанное на аккумуляторе значение в Ампер-часах (для легковых автомобилей это обычно 60, для внедорожников — 80, а для грузовиков может быть и 150), надо разделить на 10 и получить рекомендуемый ток заряда (для легкового автомобиля с батареей 60 А•ч это будет 6 А). Если разделить показатель на 10 и умножить на 3, то получится максимальный ток заряда (в случае с легковой машиной с батареей 60 А•ч это будет 18 А). Выбирайте пуско-зарядное устройство с максимальным пусковым током не ниже этого значения.
Дополнительные функции
Заряжать аккумулятор от сети 220 В умеют все устройства — для этого они и созданы. Но в хорошей модели должны быть реализованы и защитные функции: например, на тот случай, если вы случайно перепутаете полярность при подключении. Вот какие в принципе предохранительные механизмы могут быть предусмотрены.
- Защита от короткого замыкания
- Защита от изменения полярности
- Защита от перегрева
Этот набор очень полезных функций есть в большинстве современных пуско-зарядных устройств, что делает их использование и комфортнее, и безопаснее. Но в остальном вопрос выбора ограничен только подходящими к параметрам аккумулятора вашего автомобиля устройствами.
Ну и, конечно, ориентируйтесь на то, в каких условиях вы планируете использовать пуско-зарядное устройство — если вы планируете возить его с собой, то стоит отдать предпочтение компактным аксессуарам, а если зарядное устройство будет стоять в гараже, то габариты не имеют принципиального значения. .
Ранее мы представляли 5 гаджетов, которые стоит приобрести сразу после покупки автомобиля, а также 5 полезных девайсов для тех, кто планирует автопутешествие. В принципе, в оба этих списка можно включить и пуско-зарядное устройство.