Замер мультиметром напряжения аккумулятора и утечки тока в авто
Недавно я столкнулся с проблемами с аккумулятором — машина не заводится.
Аккумулятор я купил новый, но все же захотел проверить машину — а вдруг утечка где есть. Захотеть-то — захотел, но как это сделать? Нашел в интернете я информацию и решил поделиться со всеми.
Для этого нам понадобится мультимер.
Самый распространенный и недорогой выглядит примерно так:
У меня лично такой же, только оранжевый, а не черный
Для понятности я нашел картинку, где расписаны все значения мультиметра
Все значения мультиметра
Итак, приступим.
1) Замер напряжения аккумулятора
Для измерения напряжение с помощью мультиметра, необходимо включить его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установить выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе, заряженный аккумулятор имеет около 12,7 вольт, поэтому выбираем — DCV, 20 вольт. Далее нужно подключить черный щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный щуп на плюс АКБ и снять показания с дисплея мультиметра.
Замеряем напряжение аккумулятора
Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.
Теперь перейдем к утечке тока.
В любой машине есть минимальный ток утечки (порядка 50-80мА.)
Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА, так же потребляет ток приборка и блок центрального замка. В итоге получается около 60мА. С такими затратами тока аккумулятор прослужит несколько лет, не подводя хозяина.
Но если утечка тока составляет больше чем 60-80мА, тогда аккумулятор будет быстро садится.
2) Замер утечки тока
Для начала нужно Мультиметр поставить в режим измерения тока на 10 или 20 Ампер.
Настройка мультимера
Как определить утечку тока в разрыв массы:
Снимаем "-" клемму с АКБ
Один из провод амперметра подключаем к "-" АКБ
Другой на снятый провод (полярность на цифровом мультиметре не имеет значения)
Подключение мультимера к сети авто
Как определить утечку тока в разрыв плюса:
Отключите плюсовую клемму от аккумулятора
Подключите амперметр минусовой клеммой — к контактной клемме автомобиля
Плюсовой клеммой — к АКБ
Технология определения утечки тока:
Подготовьте автомобиль к тестированию (отключите магнитолу, габариты, освещение в салоне и т.д.)
Через минуту подключите амперметр в разрыв цепи и снимите показания (особенность автосигнализаций такова, что они становятся на охрану не раньше чем через минуту)
Как увидели на амперметре ток утечки, то начинаем вытаскивать и ставить обратно по порядку предохранители и реле — станет понятно какая цепь дает утечку, когда ток придет в норму.
Надеюсь моя запись поможет кому-то и избавит от необходимости листать интернет в поисках информации.
Здесь рассмотрены только основные моменты работы с мультиметром и аккумулятором авто. А возможности мультиметра очень обширны, не зря его назвали МУЛЬТИ, что значит много.
Как проверить аккумулятор с помощью цешки
Аккумулятор – важная составляющая автомобиля, от которой зависит его надежность и производительность. Чтобы узнать, насколько хорошо работает аккумулятор, можно воспользоваться простым и эффективным методом – проверкой цешкой.
Процедура проверки аккумулятора цешкой является одним из наиболее доступных и адекватных способов. Для этого вам понадобится всего лишь цешка и небольшая порция умения.
Суть метода заключается в том, что вы должны прикоснуться цешкой к двум контактам аккумулятора – положительному и отрицательному, и оценить его реакцию. Если аккумулятор исправен, после соприкосновения с цешкой Вы услышите характерный шипящий звук, который свидетельствует о нормальной работе. Если же аккумулятор неисправен, цешка не будет вызывать никаких изменений в его работе.
Как проверить аккумулятор с помощью цешки?
Вот шаги, которые следует выполнить, чтобы правильно проверить аккумулятор с помощью цешки:
Шаг 1: | Откройте крышку аккумулятора и настройте мультиметр на режим постоянного тока (DC). |
Шаг 2: | Определите полярность аккумулятора. Обратите внимание на знаки «+» и «-», расположенные на аккумуляторе. |
Шаг 3: | Поместите цешку на соответствующие контакты аккумулятора. Обязательно следите за полярностью — минусовую цешку нужно помещать на негативный контакт аккумулятора, а плюсовую — на положительный. |
Шаг 4: | Наблюдайте за пульсацией на мультиметре. Если пульсация сильная и стабильная, аккумулятор в полностью заряженном состоянии. |
Шаг 5: | Если пульсация слабая или отсутствует, аккумулятор нуждается в зарядке. |
Помните, что проверка аккумулятора цешкой — это только один из способов определить его состояние. Если у вас есть сомнения, лучше обратиться к специалисту, чтобы получить более точную и надежную диагностику.
Инструкция по проверке аккумулятора цешкой
- Подготовьте цешку — плоскую, металлическую предмет, который не имеет никаких электрических функций.
- Оцените внешний вид аккумулятора — обратите внимание на коррозию, трещины или другие повреждения.
- Убедитесь, что автомобиль и все электрические приборы выключены, а ключ извлечен из замка зажигания.
- Откройте капот автомобиля и найдите аккумулятор.
- Очистите контактные клеммы аккумулятора от грязи и окисления использованием кисточки или тряпки.
- Соедините положительную клемму цешкой с положительной клеммой аккумулятора.
- Соедините отрицательную клемму цешкой с отрицательной клеммой аккумулятора.
- Для проверки заряда аккумулятора, держите цешку на клеммах аккумулятора в течение нескольких секунд.
- Наблюдайте зажигание аккумулятора — если цешка начинает искриться и гаснуть, это означает, что заряд аккумулятора нормальный.
- Если цешка не искрится или искрит недостаточно ярко, аккумулятор может быть разряжен и требовать дополнительной зарядки.
Проверка аккумулятора цешкой является простым способом получить предварительную информацию о его состоянии. Однако, для более точного определения здоровья аккумулятора, рекомендуется обратиться к профессиональному автомеханику или использовать специальные приборы для проверки аккумулятора.
Почему цешка может помочь в проверке аккумулятора
Проверка аккумулятора с помощью цешки осуществляется следующим образом:
Шаг | Описание |
---|---|
Шаг 1 | Подготовьте цешку к использованию, убедившись, что она находится в рабочем состоянии и имеет заряд батареи. |
Шаг 2 | Откройте капот автомобиля и найдите аккумулятор. |
Шаг 3 | Подключите проводки цешки к положительной и отрицательной клеммам аккумулятора. Убедитесь, что соединения крепкие и надежные. |
Шаг 4 | Включите цешку и выберите режим измерения напряжения. Следуйте инструкциям по эксплуатации, чтобы узнать, какой режим и какие настройки использовать. |
Шаг 5 | Попробуйте запустить двигатель автомобиля. В этот момент цешка должна показать напряжение аккумулятора. |
Шаг 6 | Сопоставьте показания цешки с определенными значениями для нормального и низкого заряда аккумулятора. Если измеренное напряжение значительно отличается от ожидаемого, это может свидетельствовать о проблеме с аккумулятором. |
Шаг 7 | Отключите проводки цешки от аккумулятора после окончания проверки, чтобы избежать короткого замыкания. |
Используя цешку для проверки аккумулятора, вы можете быстро и точно определить его состояние. Это может помочь вам принять решение о замене аккумулятора или выполнить регулярное обслуживание для продления его срока службы.
Шаги проверки аккумулятора цешкой
Для проверки аккумулятора с помощью цешки нужно выполнить следующие шаги:
- Откройте капот автомобиля и найдите аккумулятор.
- Очистите клеммы аккумулятора от грязи и окислов. Убедитесь, что они хорошо прилегают к контактам аккумулятора.
- Подготовьте цешку или небольшой металлический предмет с острым концом.
- Определите положительную и отрицательную клеммы аккумулятора. Положительная клемма обычно имеет более толстый провод и помечена символом «+», а отрицательная клемма — символом «-«.
- При помощи цешки сначала прикоснитесь к отрицательной клемме аккумулятора, а затем к положительной. Держите цешку на клемме несколько секунд и наблюдайте, появится ли искра.
- Повторите шаг 5 сначала для положительной клеммы, а затем для отрицательной.
Если при прикосновении цешки к клеммам аккумулятора не возникает искры, это может свидетельствовать о неисправности аккумулятора.
Как определить состояние аккумулятора по реакции цешки
Чтобы определить состояние аккумулятора с помощью цешки, выполните следующие шаги:
- Подготовьте цешку, убедитесь, что она чистая и нетронутая.
- Подойдите к автомобилю и распознайте выводы аккумулятора. Обычно положительный вывод имеет красную отметку, а отрицательный — черную.
- Возьмите цешку за ручку и касайтесь одновременно положительного и отрицательного выводов аккумулятора.
- Приложите цешку на секунду к выводам аккумулятора.
- Наблюдайте за реакцией цешки — если она зажжется, значит аккумулятор работает и имеет достаточное напряжение. Если цешка не зажглась или зажглась слабо, это может означать низкое напряжение аккумулятора.
Важно помнить, что данная методика позволяет только примерно определить состояние аккумулятора и нельзя полагаться исключительно на этот способ. Если цешка не зажигается, однако автомобиль не запускается или работает с трудом, рекомендуется обратиться к специалисту для проведения более точной диагностики аккумулятора.
Проверяем аккумулятор автомобиля
Аккумулятор нужен не только для пуска двигателя его роль весьма важна. Его отсутствие может привести к значительным неисправностям в электросистеме. Как проверить работоспособность аккумулятора при покупке, его обслуживание в этой статье.
Говоря о его важности, я нисколько не лукавлю. Нормальное напряжение на аккумуляторе автомобиля при работающем двигателе составляет 13,6–14,2 вольт. Если снять аккумулятор с работающей машины, напряжение возрастёт до 16–18 и даже до 20 вольт. На карбюраторных моделях вы отделаетесь сгоревшими лампочками или магнитолой, на инжекторных — выходом из строя датчиков или даже ЭБУ.
Для простоты АКБ можно сравнить с большим стабилизатором напряжения в сети автомашины. А также с конденсатором, сглаживающим пульсации напряжения и отдающим свой заряд при необходимости.
Индикатор заряда
Самый простой способ регулярно следить за состоянием аккумулятора и его работоспособностью поможет индикатор заряда. Он имеется на многих моделях и действительно упрощает контроль за состоянием батареи. Достаточно открыть капот и бросить взгляд на АКБ.
Проверка состояния аккумулятора с индикатором заряда
Смотря в глазок индикатора, мы видим шарик, который в зависимости от плотности и количества электролита всплывает или тонет.
Работает индикатор на автомобильном аккумуляторе следующим образом. Когда АКБ заряжен, то шарик поднимается из-за высокой плотности электролита. Когда плотность снижается при разряженной батарее, шарик тонет. Когда электролита мало мы видим его поверхность или низ индикатора.
Проверка аккумулятора при покупке
Чтобы проверить новый аккумулятор автомобиля при покупке в магазине попросите продавца провести тест нагрузочной вилкой. Обычно они делают это сами, но если не было предложено, позаботьтесь об этом сами. Можно также попросить проверить напряжение батареи мультиметром.
А также нелишним будет посмотреть дату выпуска аккумулятора. Она наносится на этикетке или на верхней крышке АКБ. Батарею, пылившуюся на складе 2–3 года, конечно, не стоит приобретать. Здесь можно запутаться, потому что у разных производителей цифры имеют разное значение и об этом в другой статье.
При покупке обратите внимание на внешний вид АКБ, если есть индикатор заряда, проверьте его показания. Проверить уровень электролита, если нет индикатора вам вряд ли разрешат, да это и не нужно. Самым важным всё-таки будет его проверка нагрузочной вилкой.
Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой
Часто используется для проверки 12 вольтных автомобильных батарей нагрузочная вилка НВ-01. Принцип её работы схож с нагрузкой стартера на аккумулятор. Она позволяет достоверно проверить рабочий аккумулятор или нет.
Устройство нагрузочной вилки крайне просто это мощное сопротивление, вольтметр и электроды. Сопротивление, электроды и кабель должны выдерживать огромный ток, для разных моделей это 100 или 200 ампер. При проверке она сильно нагревается, поэтому тест не должен длиться более 5 секунд, а перерывы между 1 – 2 тестами должны составлять 10 минут.
Устройство нагрузочной вилки НВ-01
Тест нагрузочной вилкой
Чтобы результаты тестирования были точными и не ввели вас в заблуждение выполните следующие условия:
- АКБ должен быть заряжен.
- Тестирование проводится при температуре 20°C и выше.
- Время прошедшее от последней поездки до проверки, должно быть, не менее 7 часов.
- Аккумулятор должен быть отключён от зарядного устройства или сняты клеммы, если он в машине.
Это инструкция к нагрузочной вилке НВ-01. Если у вас новое устройство, то воспользуйтесь инструкцией к нему. При её отсутствии следуйте этой:
- Подключите клемму минусового вывода (крокодил) к минусу аккумулятора.
- Клеммой на корпусе с надписью «В» коснитесь плюсовой клеммы и посмотрите показания вольтметра. Соотношение напряжения и заряда АКБ даны в таблице:
Фото 1. Напряжение аккумулятора и уровень заряда аккумулятора
Показания под нагрузкой
Аккумулятор, на котором напряжение под нагрузкой не снизилось ниже 10,2 вольт является полностью исправным. При напряжении менее 9 В, батарея неисправна. Такая проверка просто необходима для старого аккумулятора, нужно знать о его состоянии. Иначе в мороз придётся постоянно просить у кого-нибудь «прикурить».
Гелевый аккумулятор проверяется на работоспособность аналогично обычному.
Собираясь проверить состояние аккумулятора нагрузочной вилкой, проведите его техобслуживание. Проверьте его плотность и уровень электролита, если нужно долейте до нормы, и зарядите АКБ. Лучше всего это сделать какой-нибудь автоматической зарядной станцией типа «Вымпел 30». Аккумулятор непросто зарядится, но и проводится его десульфатация.
Проверка АКБ мультиметром
Самая простая проверка может быть проведена тестером, мультиметром или авометром (так называемой цешкой). Она даст напряжение батарей в состоянии покоя (без нагрузки). По этим данным, можно сделать вывод о её состоянии. Эти данные приведены ниже на фото 1 выше.
Проверка мультиметром напряжения на аккумуляторе
Чтобы проверить аккумулятор автомобиля мультиметром нужно поставить переключатель в положение измерения постоянного напряжения до 20 вольт. Красным щупом коснуться «+» батареи, а чёрным «-«. Ничего страшного не случится, если вы перепутаете щупы просто напряжение отобразится с отрицательным знаком.
Цешкой проверить аккумулятор, а в некоторых случаях сложнее. Некоторым приборам для работы нужны батарейки. Щупы устанавливаются в соответствующие разъёмы, а переключателем выбирается предел измерения напряжения. Так как на приборе есть несколько шкал, обращаем внимание, что нужно выбрать с делениями измерения вольтажа.
Не перепутайте щупы, иначе стрелка прибора будет отклоняться не в ту сторону.
Проверить ампераж аккумулятора автомобиля мультиметром не получится. Так как тестер может измерить 10, ну максимум 20 ампер, а АКБ может выдать сотни. Попытка измерения приведёт к выходу прибора из строя. Если уж нужно проверить ампераж, то следует использовать токовые клещи.
Ещё одна важная характеристика, это напряжение на аккумуляторе автомобиля при работающем двигателе. Оно должно составлять 13,6–14,2 вольт. Измерение проводится аналогично. Более высокое напряжение приведёт к выкипанию воды, низкое — к недостаточной зарядке батареи.
Проверяем уровень электролита
Как уже было сказано выше перед тестированием необходимо провести техническое обслуживание аккумулятора. Первое, что нужно сделать, проверить уровень электролита в банках и его плотность. Дело в том, что со временем из электролита, а особенно летом в жару вода испаряется или выкипает при зарядке. Уровень электролита понижается и обнажаются пластины. Пониженный уровень и повышенная его плотность приводят к снижению характеристик аккумулятора.
Аккумулятор производившийся в СССР
На старых, советских АКБ доступ к банкам был прост, открутил крышку, и всё. На большинстве современных доступ к банкам скрыт под платиной, а у некоторых необслуживаемых, доступа вовсе нет. Такие батареи нужно менять или искать возможность провести ТО и «оживить» его.
К стати такие батареи было очень удобно проверять на замыкание. Необходимо было просто проверить напряжение каждой банки. Если напряжение отсутствовало, эту банку просто закорачивали перемычкой. Общее напряжение падало, но эксплуатация была возможна. Минус был в постоянном кипении и быстром выходе её из строя.
Обслуживаемые аккумуляторы обычно имеют пластину, закрывающую крышки банок, либо сама пластина устроена, так что закрывает отверстия банок. Достаточно поддеть её отвёрткой и снять вверх. Открутив крышки, вы увидите через отверстия уровень каждой банки. Если оценить количество электролита визуально не удаётся можно опустить, что-нибудь в отверстие. Только не допустите попадания мусора.
Крышка может быть совмещена с пробками банок АКБ
Нормальным уровнем считается, когда электролит накрывает пластины примерно на сантиметр. Если меньше, то необходимо долить дистиллированную воду. Заметьте, именно воду, а не электролит. После доливки воды необходимо АКБ нужно зарядить, а после зарядки проконтролировать его плотность ареометром. Для большей части России считается нормальной плотность электролита 1,27 г/см³ при полностью заряженном аккумуляторе.
Ареометр для проверки плотности электролита
Ниже привожу таблицу рекомендуемой плотности электролита в зависимости от климата.
Плотность электролита и климатические условия
Утечка тока АКБ
Если оставляя машину на парковке, утром или через несколько дней не удаётся завести её из-за севшего аккумулятора, то здесь есть пара причин. Одна из них это старый АКБ. Вторая, повышенное потребление электросистемой тока.
Здесь имеется в виду, сколько потребляют различные автомобильные системы при постановке машины на стоянку. Потребителями могут быть:
- сигнализация;
- часы;
- кондиционер;
- медиасистема, магнитола;
- коррозия проводов.
Чем меньше утечка тем дольше простоит автомобиль, не опасаясь разрядки батареи с возможностью пуска двигателя. Например, ток разряда 100 мА. В сутки разряд составит 2,4 ампера. При ёмкости в 500 А/ч и исправном аккумуляторе полный разряд наступит приблизительно через 225 дней.
Если вы уверены в АКБ, а разряд всё равно происходит, то дело именно в большом потреблении. Нормой можно считать ток утечки 50–80 мА (0,05 — 0,1 А). Проверить аккумулятор на утечку тока можно мультиметром.
Проверяем ток утечки аккумулятора мультиметром
Включите мультиметр в режим измерения силы тока (ампер). Для проверки тока утечки снимите минусовую клемму и подсоедините к ней красный щуп мультиметра. Чёрный соедините с клеммой АКБ. Если подключите, наоборот, то ничего страшного просто показания будут со знаком минус.
Не оставляйте в режиме ожидания системы автомобиля при длительных стоянках или снимайте клемму.
Проверяем остаточную ёмкость аккумулятора
Если вы заметили некоторые ухудшение параметров, то можно проверить остаточную ёмкость аккумулятора. Такие измерения позволяет произвести прибор Lancol Micro-200. Он вычисляет оценку изношенности батареи и выводит основные показатели на экран. На фото ниже:
Тестер работоспособности аккумулятора Lancol Micro-200
- SOH — работоспособность аккумулятора в процентах от максимальной ёмкости.
- SOC — заряд батареи.
- R — внутреннее сопротивление АКБ.
Можно рассчитать остаточную ёмкость и самостоятельно воспользовавшись формулами.
Внутреннее сопротивление акумулятора указанное в паспорте
Допустим, есть АКБ с током холодной прокрутки 420 ампер, ёмкостью 60 ампер/часов и внутренним сопротивлением 4,2 мОм (0,0042 Ом). Данные по сопротивлению можно взять в паспорте на АКБ.
Для начала нужно рассчитать фактическое сопротивление. Перед началом замеряем напряжение на АКБ, к примеру оно составило – 12,69 вольт. Берём лампочку с фары мощностью 50 Вт и подключаем её к батарее через амперметр. Ток составил 3,65 ампер. Напряжение при подключённой лампочке – 12,5 В.
Подставляем значения в формулу: R (факт)=(12,69(напр. без нагр.) – 12,5 (под нагрузкой))/3.65 А (ток лампочки). Получаем R (факт) = 0,052 Ом.
Так как сопротивление также зависит от внешней температуры. При 25 градусах это 100%, а при минус 20, например, 40% от нормы. Нужно рассчитать эталонное сопротивление: Rэт = 0,0042*100 = 0,042 Ом.
Отсюда получаем C остат = 60*0,042/0,052 = 48,46 А/ч. Теперь посчитаем в процентах: 48,46/60*100%= 80%. Остаточная ёмкость аккумулятора — 80 процентов, что ещё неплохо.
Срок службы
Обычно срок службы аккумулятора при надлежащем уходе составляет 4–5 лет. Если своевременно проводить ТО, то он будет служить верой и правдой эти годы. Но бывает и при правильном ТО он может проработать и 6 – 7 лет.
На этот срок могут влиять многие факторы:
- Качество изготовления. Как известно, дорогие бренды всё-таки работают дольше даже при меньшем уходе за ними.
- Температурные условия эксплуатации. Как низкие, так и высокие температуры негативно отражаются на срок службы АКБ. Летняя высокая температура под капотом ещё больше провоцирует сульфатацию.
- Работа генератора. Исправная работа реле напряжения продлит срок его работы.
- Условия эксплуатации. Короткие поездки пагубно влияют на батарею.
- Регулярное проведение технического обслуживания.
Аккумуляторы лучше работают на морозе, если они исправны и полностью заряжены.
Как цешкой проверить аккумулятор
В момент завершения отопительного сезона вышел из строя ИБП котла. Сразу пришла мысль, что вышла из строя АКБ, а после проверки тестером подозрения подтвердились – оказалось, что батарея просто села, пришлось ее заменить. В этом обзоре хочу поделиться опытом, как проверить аккумулятор мультиметром, что вообще представляет собой этот прибор и как им пользоваться, какие параметры им можно изменить, а также в чем заключаются особенности диагностики различных видов АКБ.
Мультиметр – что это такое и как им пользоваться
Универсальный измеритель параметров электрической цепи называется мультиметром. Прибор определяет напряжение, силу тока, сопротивление и другие характеристики. Причем работать он может как в сети постоянного, так и переменного тока.
В нашем случае тестер рассматриваемого типа позволяет определить следующие величины АКБ:
- Напряжение.
- Силу тока.
- Емкость.
- Ток утечки.
- Внутреннее сопротивление.
При этом с помощью универсального тестера можно продиагностировать не только стандартные автомобильные АКБ, но и любого другого типа – от модулей цифровой техники до пальчиковых батарей.
Однако если вы никогда не пользовались мультиметром, но вам уже нужно как можно скорее измерить емкость или заряд аккумулятора, предлагаю для начала разобраться в базовых представлениях его работы. Прежде всего, у каждой модели универсального тестера есть:
- Дисплей с отображением измеряемой величины.
- Механический переключатель. С его помощью прибор переводится в нужный рабочий режим, например, для определения силы тока или напряжения и проч.
- Сектора характеристик. Это и есть измеряемые параметры.
- Гнезда для подключения контактных щупов.
В применении прибора нет ничего сложно. Нужно только правильно подобрать режим и воткнуть щупы в соответствующие гнезда, а затем прикоснуться их контактными частями к клеммам.
Перед началом тестирования важно не только правильно установить переключатель, но и выбрать нужный предел измерений. Иначе прибор можно испортить.
Проверяемые параметры
Для полноценной диагностики аккумуляторной батареи рекомендую применять комплексный подход – и определять не 1-2, а целый ряд параметров:
- Полнота зарядки.
- Ток утечки.
- Плотность.
- Емкость.
- Напряжение.
- Внутреннее сопротивление.
Разберем детально особенности определения каждой характеристики на примере автомобильной батареи на 12 В.
Полнота зарядки
Проще и быстрее всего проверить аккумулятор на исправность мультиметром или тестером по полноте заряда. Чаще всего процедура применяется для самых распространенных автомобильных литий-ионных батарей – и выглядит она следующим образом:
- АКБ демонтируется и оставляется в покое на 5-6 часов.
- Для диагностики тестер переводится в режим замера напряжения – в вольтах.
- Выставляется предел измерения 20 В – так как батареи рассматриваемого типа (Li-Ion) выдают номинал не более 12-13 вольт.
- Далее проводники от прибора присоединяются на клеммы АКБ – красный к «+», черный к «-».
После этого на дисплее должен появиться один из вариантов:
- 12,7-13,2 вольт – батарея в полностью исправном состоянии.
- 12,1-12,4 В – зарядка истрачена наполовину, требуется подзарядка.
- 11,6-12 вольт – батарея истощена, ее следует заменить в ближайшее время.
- 11 В и ниже – источник питания полностью выработал ресурс и подлежит утилизации.
Если в ходе тестирования на экране перед значением появился знак «-», значит, порядок подсоединения щупов был перепутан. Искажений в работе прибора это не даст – однако лучше заранее проверять правильность подключений, чтобы избежать более серьезных ошибок.
Ток утечки
Параметр измеряется в амперах и показывает, какой ампераж потребляет подключенное к аккумулятору оборудование – проверить его также можно мультиметром. Алгоритм диагностики следующий:
- Выключаются все приборы, питаемые от АКБ.
- Демонтируется минусовая клемма.
- Тестер переводится в сегмент измерения постоянного тока до 10 А.
- Плюсовой контакт соединяется с «+» батареи.
- К «-» АКБ подводится минус измерителя.
- На дисплее отобразится значение.
При отсутствии утечек экран покажет 0. В противном случае будет отображаться величина тока в мА. Чем она выше, тем быстрее сядет батарея. Чаще всего явление связано с неисправностью проводки или каким-либо потребителем.
В нормальном состоянии ток утечки не превышает 70 мА. Если он больше, следует найти и устранить неисправный участок цепи. В большинстве случаев это замыкание в проводке.
Плотность
Для проверки плотности электролита в аккумуляторе применяется ареометр, но на практике работоспособность можно определить и мультиметром – таким же методом, как для емкости, только без разрядки. Суть его в следующем:
- Прибор переводится в режим измерения напряжения.
- К выводам подсоединяются проводники с крокодилами.
- Выбирается предел измерений до 20 В.
- Черный проводник подключается к «-», красный к – «+».
- На экране появляется значение.
Если величина напряжения в рамках нормы – от 12,7 В, плотность в норме, если в рамках 12,1-12,4 – ниже нормы, что соответствует разрядке наполовину.
Емкость
Для того чтобы проверить емкость, аккумулятор сначала требуется полностью зарядить, затем определить изменение параметров под нагрузкой с помощью мультиметра. Делается это следующим образом:
- К полностью заряженной батарее подключается нагрузка известных характеристик, например, лампочка на 100 Вт, при этом сила тока составит 9 А.
- При этом одновременно к клеммам подсоединяется тестер в режиме замера напряжения.
- Момент начала эксперимента засекается на часах.
- Когда разряд АКБ достигнет такого уровня, что номинал снизится до 10,3 В, цепь размыкается.
- Вычисляется время, затраченное на достижение этого результата, например, 7 часов.
- Далее чтобы определить емкость, потребуется период разгрузки батареи умножить на силу тока в цепи. В нашем случае = 7 × 9 = 63 А ч.
Таким образом, полученное значение можно сравнить с технической информацией на корпусе АКБ. Как правило, для стандартных батарей это порядка 60-70 А ч.
Напряжение
Чтобы проверить напряжение (вольтаж) аккумулятора с помощью мультиметра, потребуется выполнить следующий ряд действий:
- Подготовить тестер – подсоединить щупы, переключить в режим проверки напряжения с пределом до 20 вольт.
- Подвести края щупов к соответствующим клеммам – красный к плюсовой, черный к минусовой.
- После этого на дисплее появится значение измеряемой величины.
В отключенном состоянии исправная батарея должна показать 12,7 В. Если номинал окажется в рамках 12,1-12,4 В, потребуется подзарядка, так как АКБ уже разрядилась на 50-70 %. При показателе 11,7 В и ниже – происходит глубокий разряд с минимальной возможностью восстановления.
Если аккумуляторная батарея подключена в цепь с генератором, как например, в авто с работающим мотором, измеряемая величина напряжения будет выше, чем в отключенном состоянии – порядка 13,5-14 В.
Внутреннее сопротивление
Для того чтобы определить, соответствует ли внутреннее сопротивление норме, требуется померить заряд аккумулятора, а точнее его напряжение, с помощью мультиметра. Причем делать это нужно с нагрузкой и без.
Сделать тест можно следующим образом:
- К АКБ подключается какая-нибудь нагрузка, например, лампочка.
- По истечении 10-15 сек., делается замер напряжения тестером.
- Далее нагрузка отключается, и производится повторный замер того же параметра.
- В итоге делается сравнение результатов.
Расчеты проводятся следующим образом:
- Высчитывается разница между 2 полученными показателями.
- Результат делится на номинал, указанный производителем.
- Далее значение умножается на 100 %.
Внутреннее сопротивление будет в норме, если полученная величина не более 0,4 %. В противном случае АКБ нуждается в скорейшей замене.
Особенности проверки различных типов АКБ
Для проверки аккумулятора, нужно научиться правильно пользоваться мультиметром, и знать алгоритм тестирования при определении конкретной характеристики. Однако в быту есть множество приборов, работающих от АКБ. Для их диагностики не всегда требуется тестер.
Видео-пример проверки аккумулятора мультиметром:
Выделю следующие нюансы проверки АКБ для самых распространенных видов бытовой техники:
- Телефон. Применяются специальные приложения, а также USB-тестер. С их помощью можно узнать состояние батареи и необходимость замены.
- Ноутбук. Есть ряд программ, показывающие фактическое состояние АКБ и заводские характеристики. При этом в операционной системе есть и встроенные ресурсы диагностики.
- Шуруповерт. Заряд определяется по периоду активности устройства. Полученные практические данные можно сравнить с заводскими и сделать вывод о работоспособности АКБ.
- Авто. Батареи питания машин проверяются по выше рассмотренным схемам.
- Пальчикового типа. Тестирование выполняется таким же способом, как для стандартных батарей – с нагрузкой, универсальным измерителем и проч.
Узнать о причинах снижения емкости аккумулятора можно, если подсоединить один щуп мультиметра к клемме, а другой к электролитному подтеку на корпусе. Поэтому устранять подтеки нужно при первом же обнаружении.
Видео-обзор тестирования АКБ ИБП с помощью мультиметра:
Коротко о главном
Мультиметр определяет напряжение, силу тока, емкость, сопротивление и ряд других параметров электроцепи. Чтобы правильно им воспользоваться, нужно знать устройство и алгоритм измерений.
С помощью мультиметра можно проверить следующий ряд рабочих характеристик АКБ:
- Степень заряда.
- Ток утечки.
- Емкость.
- Плотность.
- Напряжение.
- Внутреннее сопротивление.
Измерения должны проводиться строго по инструкции с соблюдением правил пользования тестера. Аккумуляторные батареи бытовых приборов можно проверять как программами, так и мультиметром.
Напишите в комментариях, попытаетесь ли вы восстановить севший аккумулятор, или лучше купите новый?