Коробки передач для Scania ХТ. Это надо было придумать!
В случае необходимости, отремонтировать 8-, 12- или 12+2-ступенчатую коробку с функцией Opticruise можно в любом сервисном центре Scania. Сцепление также является стандартным, разница только в приводе.
Напомним, Scania одна из тех немногих фирм, которая издавна сама делает не только механические коробки, но и с 1994 года производит «автоматы» на их основе. Сейчас даже на поставляемых в Россию грузовиках Scania, в основном на магистральных тягачах, преобладают АКП. Но на тест-драйве в Мансуровском карьере не все автомобили были оснащены автоматическими трансмиссиями. На лесовозе G500 B6x6HZ и на самосвале-вездеходе P440 B6x6HZ стояла «механика». Здесь прослеживается закономерность – «ручную» коробку ставят на полный привод, на машины, ориентированные на работу в условиях бездорожья.
Между тем, если вспомнить премьеру Scania ХТ в Седертелье осенью 2017 года, то там механическая коробка стояла и на четырехосном самосвале 8х4 с кабиной G и 13-литровым 500-сильным мотором. Тогда шведы говорили, что не собираются отказываться от механических коробок передач. Во время теста на испытательном полигоне Scania было легко убедиться, что передачи на «механике» включаются четко, быстро и без проблем с поиском. Это несмотря на то, что переключаться пришлось много. Новая ветка трассы полигона совсем не простая, проложена максимально реалистично, неровными лесными дорогами, весьма средненько отсыпанными щебнем, среди болот, с довольно крутыми подъемами и спусками, с петлями поворотов.
Фрикционная муфта и «синхроны»
Сейчас на самосвалах Scania HAGEN XL 8х4, Scania ODIN S CNG 6х4 и Scania P440 B8х4HZ стояли автоматизированные механические коробки передач Scania Opticruise двух моделей GRS 905R и GRSO 935R. Практически эти же коробки есть и в «ручном» исполнении.
Scania Opticruise GRS 905 и GRS 905R одни из самых известных коробок-«роботов» на российском рынке. В GRS 905 12 передач, а в GRS 905R – 12+2 передачи. В 2016 году их модернизировали. Раньше на них изменили систему смазки – уменьшили объем масла, оптимизировали поступление смазки к подшипникам и валам. В 2016 году, к появлению поколения Scania Next Generation, коробки дополнили одной хитрой вещью – несмотря на наличие синхронизаторов, смонтировали «тормозок» промежуточного вала. Он встроен в корпус масляного насоса на коробке передач и представляет собой многодисковую фрикционную муфту, словно сцепление у мотоцикла. Управляется автоматически, через пневматический исполнительный механизм. Его функция – уменьшать скорость вращения промежуточного вала при переключении вверх и, тем самым, разгружать синхронизаторы.
В таком режиме время переключения передач снижено почти вполовину! А если надо переключиться вниз, то блок управления двигателем просто увеличит обороты мотора. Кстати, такой «тормозок» применяют на американских коробках Eaton Fuller и на «роботах» Volvo I-Shift. Но там нет синхронизаторов. А у Scania Opticruise есть и фрикционная муфта, и «синхроны». Это надо было придумать!
Двенадцать передач и две «черепахи»
Еще одна коробка, Scania GRSО 925R Оpticruise, рассчитана на большой крутящий момент двигателя – 2500-3000 Н.м. Ее используют на тяжелых грузовиках и, в частности, на полноприводных тягачах 6х6 с мотором V8. В данном случае эта АКП была установлена на самосвале Scania HAGEN XL 8х4. Коробка сделана по схеме 12+2, то есть у нее 12 передач и две «черепахи», диапазон передаточных чисел от 13,28 до 0,8. Как и у большинства Оpticruise здесь нет педали сцепления. По впечатлениям от прошлых тестов, на более тяжелых моделях Scania с этой коробкой машины трогаются с места и разгоняются без всякого надрыва. В движении на дисплее комбинации приборов в основном высвечивались 10-я, 11-я, а то и 12-я передачи. То есть включается даже повышающая. Переключение и вверх, и вниз электронно-пневматический блок управления коробкой выполняет безошибочно.
Седельный тягач Scania P340
Двухосный грузовик, с одним ведущим мостом, имеет колёсную формулу 4х2. Основной задачей этих автомобилей это грузоперевозки по дорогам общего пользования в составе автопоезда. Тягач может работать в достаточно сложных условиях работы и благодаря этому пользуется высоким спросом в России.
Стандартный тягач оснащён современной кабиной, внутри которой имеется два сидения и спальная полка, шириной 70 сантиметров. В кабине имеется много других опций, которые обеспечивают комфорт во время работы.
Грузовик может комплектоваться двумя типами двигателей:
- шестицилиндровый рядный двигатель марки DC11 08, который в качестве топлива использует дизель и имеет рабочий объём 11 литров. Он оснащён непосредственным впрыском и системой турбонаддува с промежуточным охлаждением. Максимальная мощность двигателя 340 лошадиных сил, максимальный крутящий момент составляет 1600 Нм. В комплектации с дизельным двигателем используется восьмиступенчатая коробка передач, которая имеет понижающую и заднюю передачи.
- пятицилиндровый рядный двигатель марки OC09 102, в качестве топлива использующий газ. Показатели мощности идентичны показателям дизельного двигателя. В комплектации с газовым двигателем используется автоматическая шестиступенчатая коробка передач, которая обладает двумя программами вождения.
Снаряженная масса седельного тягача 7800 килограмм. Седельно-сцепное устройство выдерживает нагрузку 1050 килограмм. Максимальная масса грузовика может составлять 19000 килограмм. Из них 7500 опирается на переднюю ось, а 11500 на заднюю. Масса всего автопоезда может достигать предельной массы в 45000 килограмм.
Трансмиссия Scania
На своих грузовиках Scania не применяет двухдидисковое сцепление. Даже на самосвалах и тяжелых тягачах ставят однодисковое, диафрагменное диаметром в 430 мм оттяжного типа. Если планируется работа под большой нагрузкой, то вместо механической коробки передач применяют автомат Allison с гидротрансформатором. В последнее время на грузовики Scania ставят ведомые диски с накладками повышенной толщины — 5 мм, вместо 3 мм, как ранее. Конструкторы Scania утверждают, что при эксплуатации в номинальных режимах, на магистральных перевозках, срок службы сцепления сопоставим с ресурсом самого автомобиля. Купить запчасти Скания в Хабаровске Вы можете у официального дилера Scania ООО «ДВ Скан».
У шведских производителей тяжелых грузовых автомобилей, Volvo и Scania, свой особый, но при этом независимый друг от друга подход к конструкции коробок передач — они не делают их 16-ступенчатыми, как немцы — ZF или Mercedes. Коробки для флагманских моделей грузовых автомобилей Scania сделаны 12-ступенчатыми. В основной коробке — три передачи, двухступенчатый повышающий редуктор-делитель установлен перед ней, а понижающий планетарный демультипликатор — сзади. Если все перемножить 2х3х2, получится 12, но в арифметике есть и сложение. В картере делителя нашлось место еще одной передаче с очень большим передаточным числом, у нас ее называют «черепаха».
Переключение передач Скания
Если перещелкнуть клавишу делителя, то появляется еще одна скорость. Итого получается: 12+2 «ползучих» передачи, как пишут в спецификациях. Самые простые 8- и 9-ступенчатые КПП у Scania подобны отечественной ЯМЗ-239 — четыре передачи в основной коробке и пристыкованный сзади двухдиапазонный планетарный демультипликатор. Девятая передача сделана «ползучей» и работает с приводом от промежуточного вала. Есть и механическая электронно-управляемая коробка Scania Opticruise, которая может быть 8-ми или 12-ступенчатой. В отличие от других производителей европейских грузовиков Scania делает свой «робот» путем навески на обычную коробку электронно-пневматического блока управления. В ней даже синхронизаторы сохранены и тем более — все валы и муфты, тем самым уменьшается вероятность возникновения проблем с запчастями в случае ремонта.
С 2006 года Scania обновила модельный ряд коробок передач, предыдущий ряд отработал более 15 лет, но и по сей день надежные и простые КПП Scania предыдущей серии сходят с конвейера. Новые коробки спроектированы по модульному принципу, а кроме того собраны в более прочных тоннельных картерах, с вертикальными разъемами. У них нет огромных люков под механизмом переключения и потому нет концентраторов напряжения, способного разорвать корпус КПП. Коробки нового поколения можно легко отличить от прежнего модельного ряда еще и по материалу картеров. У новых они алюминиевые, а не чугунные, как раньше, но из высокопрочного чугуна отливают заднюю часть коробки, наиболее нагруженную крутящим моментом.
Старые 9-ступенчатые коробки имеют обозначение GR900, а новые GR905. Они рассчитаны на крутящий момент до 2200 Н.м, а диапазон передаточных чисел от 16,41 до 1,00. Более серьезные 12+2-ступенчатые коробки моделей GRS900 или GRS905 с таким же диапазоном, но с более мелко «нарезанными» передачами. Самая распространенная коробка передач у «Грифонов» 9-ступенчатая, ее агрегатировали с 9- и 11-литровыми двигателями, но с осени 2006 года на ряде моделей перешли на более прогрессивную 12+2 коробку передач.
Еще одна особенность коробок передач «Скания» — система смазки снабжена своим сменным картонным фильтром. Понятно, что в коробке есть свой насос с приводом от первичного вала, но все другие производители КПП обычно обходятся сеткой на маслоприемнике. Фильтры стоят и на ведущих мостах Scania. Довольно редко встретишь такую заботу о чистоте, но зато и масло служит более чем по 150 тысяч километров.
Ведущие мосты на тягачах 4х2 идут с одинарной гипоидной главной передачей с числом 3,08 или 3,27. Если на первых тягачах из серии Griffin блокировки дифференциала не было в целях минимизации стоимости бюджетного тягача, то очень скоро конструкторы Scania поняли, что на российских дорогах без нее никуда. Мосты с блокировкой начали устанавливать уже через год-два после начала продаж Griffin в России.
На тягачах 6х4 устанавливают мосты как с одинарной главной передачей, так и со ступичными планетарными подшипниками. В последнем варианте и полуоси менее нагружены крутящим моментом, и клиренс под балкой больше и блокировки работают. Передаточное число 4,27 или с небольшими отклонениями в ту или иную сторону, в зависимости от мощности мотора и условий эксплуатации.
По материалам Scania и журнала «За рулем. Рейс. Досье»
Подробнее о компонентах трансмиссии Scania:
Поставка оригинальных запчасти Скания в любую точку Дальнего Востока. Запчасти Скания Хабаровск, запчасти Скания Якутия, запчасти Скания Сахалин, запчасти Скания Магадан, запчасти Скания Камчатка, запчасти Скания Чукотка, запчасти Скания Благовещенск, запчасти Скания Нерюнгри, запчасти Скания Дальний Восток, продажа запчастей Scania
Седельный тягач Scania R420
Тягач Scania R420 получил максимальное распространение в сфере перевозок, при необходимости транспортировки больших по массе грузов. Он относится к седельным шоссейным машинам, имеет массу 40 т и используется в странах СНГ.
Седельный тягач Scania R420
Техника может комплектоваться различными кабинами. В первом случае в ней расположено спальное место, что позволяет осуществлять перевозки на большие дистанции, во втором – спальное место не предусматривается.
Особенности и преимущества
Разработчики тщательно продумали все компоненты салона, чтобы создать комфортные условия работы. Панель приборов эргономична, на ней вынесены не только основные данные о состоянии машины, но и элементы управления, скомпонованные максимально эффективно.
Двигатель Скания 420 полностью соответствует нормам Евро IV по качеству выхлопа. Количество дисперсных частиц в последнем снижено на 80% относительно стандарта Евро III, которому соответствовало последнее поколение машин. Также уменьшено количество оксидов азота, углерода и несгоревших углеводородов на 30%.
Внешний вид
Внешний вид модели несколько видоизменился по сравнению с предыдущей версией. Он стал более динамичен и агрессивен, а логотип – приметен. На новой модели радиаторная решетка получила более округлые формы, фары стали мощнее, а зеркала заднего вида – больше. Седельный тягач Scania R420 оборудован откидной нижней частью решетки радиатора, которая представляет собой ступеньку для доступа к лобовому стеклу. Она способна выдержать вес до 160 кг, несмотря на довольно простой вид. Над лобовым стеклом располагается ряд габаритных огней и две дальнобойные фары. Опционально устанавливается бампер с датчиками системы круиз-контроля.
Магистральный тягач Скания 420
Установка нового двигателя стала причиной совершенствования систем охлаждения и вентиляции отсека двигателя, они стали работать продуктивнее. Это положительно повлияет на дальнейшую модификацию машин с двигателем Евро-6. Расход топлива Скания R 420 с грузом снизился на 0,6% за счет установки улучшенных спойлеров и боковых обтекателей. Запасное колесо находится перед седельно-сцепным агрегатом.
Технические характеристики и габариты
Базовая сборка предполагает, что машина будет иметь следующие габариты:
длина | 5,79 м |
ширина | 2,55 м |
высота | 3,98 м |
длина колесной базы | 3,55 м |
радиус поворота | 7,4 м. |
К основным техническим характеристикам Scania R420 относятся:
нагрузка на переднюю ось | 7,5 т; |
нагрузка на заднюю ось | 11,5 т; |
полная масса авто | 18 т; |
грузоподъемность | 9,5-32 т; |
снаряженная масса тягача с полным баком | 7,14 т. |
Двигатель
Модель 420 Highline оснащена мотором с качеством выхлопа Евро IV, в его состав не входят фильтры и нейтрализаторы. Это обусловлено тем, что при попадании выхлопа в коллектор, туда впрыскивается специальная присадка.
Таким образом, производители добились снижения затрат на содержание Scania 420 и повысили простоту обслуживания. В стандартной комплектации тягач полностью оборудован всеми элементами топливной системы, в том числе баком для присадок.
Двигатель | Scania DT12 11 420 |
Мощность | 420 л.с. |
Топливо | дизель |
Цилиндров | 6 |
Макс. крутящий момент | 2100 Нм |
Объем агрегата | 11,7 л |
Экологический класс | Евро-4 |
Емкость бака | 700 л |
Емкость доп. бака | 500 л |
Модель DT12 11 420 объемом 11,7 л характеризуется мощностью 420 л.с. Максимальный крутящий момент обеспечивается при частоте вращения 1350 об/мин и составляет 2100 Нм. Установка оборудована системой непосредственной подачи топлива под давлением и турбированным наддувом. При движении в салон проникает минимальное количество шума, что положительно сказывается на состоянии водителя.
Расход топлива
Расход топлива Скания 420 в среднем составляет 32,5 л на 100 км. В базовую сборку входит установка двух баков для дизеля, общий объем которых составляет 1200 л. В первом вмещается 700 л горючего, во втором – 500 л. Рядом с последним устанавливается бак для мочевины.
Трансмиссия
Тягач оборудуется автоматической КПП Opticruise с замедлительным тормозом и эффективной системой охлаждения Скания 420. Коробка передач взаимодействует с регулятором хода, поэтому управление скоростью движения осуществляется легко и без рывков. Модель GRS 900 R способна работать в 12 скоростных режимах, она полностью синхронизирована. Делитель передаточного числа колеблется в пределах от 11,27 до 1,0. Две передачи используются для движения задним ходом. Педаль сцепления в салоне предусмотрена для начала движения и иногда используется при остановке.
В стандарте предполагается установка в составе тормозной системы EBS и ABS. Техника способна парковаться на наклонной поверхности, а активный моторный тормоз реагирует на нажатие педали в салоне. Такое устройство Scania R420 (системы торможения) позволяет увеличить ресурс и снизить износ. На затяжном спуске активация данного элемента может производиться в автоматическом и принудительном порядке.
Кабина водителя
При разработке новой модели конструкторы позаботились и об удобстве водителя. Высота конструкции составляет 2,22 м, что позволяет водителю выпрямиться в полный рост (в салоне высота чуть меньше 2 м). В кабине Scania R420 Topline обеспечивается высокий уровень безопасности, панель приборов и основные органы управления располагаются эргономично. Форма ее несколько видоизменена, но положение основных клавиш и переключателей осталось неизменным.
Рулевое колесо Скания 420
Для удобства входа и выхода из салона предусмотрены ступени, размещенные со смещением. Интерьер стал более привлекательным и качественным. Приборная панель и все сидения имеют вставки из натуральной кожи.
Седельный тягач Scania R420 оборудован современной рулевой колонкой, которая удобно ложится в руку и покрыта антискользящим слоем. Двигательный туннель входит во внутреннее пространство всего на 145 мм и имеет высоту 100 мм. Он устроен таким образом, что не мешает передвижению по салону. Механические соединения управляются посредством рычага на руле. Также здесь вынесены кнопки управления регулятором скорости, который активируется при нажатии на педаль тормоза. Тормозной замедлитель Скания Р 420, бортовой компьютер, круиз-контроль, магнитола управляются с рулевого колеса.
В салоне имеется две спальные полки длиной порядка 2 м. Нижняя койка может раздвигаться, поэтому максимальная ширина ее составляет 0,89 м. Верхняя койка имеет ширину 0,67 м. Под нижним спальным местом находится блок управления системами отопления и кондиционирования, холодильник с двумя отсеками.
Пассажирское сидение также комфортно, как и водительское, опционально его можно оборудовать столиком. В грузовом тягаче седельном Scania R420 предусмотрено большое количество регулировок сидения и рулевого колеса. Сидение можно отодвигать от руля на расстояние от 0,23 м до 0,63 м.
В салоне имеется большое количество ниш для хранения вещей, предусмотрены отсеки для папки А4 и ручек, гнезда для стаканов и пластиковых бутылок. Единственное, чего не хватает в кабине – это мусорное ведро, но вместо него предусмотрен крючок для пакета.
Опционально может устанавливаться кабина CR19 Highline.
Рулевое управление
Седельный тягач Scania R420 довольно прост в управлении. Высокая посадка и большие стекла позволяют хорошо просматривать обстановку. Это обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения, а также гарантирует надежную погрузку и выгрузку товаров, парковку и торможение.
Зеркала заднего вида очень функциональны. Модель LA4x2 HNA имеет сферическую форму, устанавливается чуть ниже основных, немного смещена, что обеспечивает возможность осмотра машины, не покидая салона.
Удобство эксплуатации и обслуживания
Не только характеристики Scania R420 являются ее преимуществом, кроме того, машина предельно проста в эксплуатации и экономична. Она прошла большое количество тестов, чем заслужила положительные отзывы. Проверялась машина при различных дорожных условиях. Наиболее значимым испытанием является езда по автобану длиной 377 км. При этом расход топлива составил порядка 32,5 л на 100 км, а средняя скорость – 80 км/ч. Максимальный показатель, который может развить машина – 85 км/ч (как заявлено производителем, по факту – намного больше). Перемещение тягача Скания 420 по ровному участку позволило сократить расход до 22 л, а скорость повысить до 83 км/ч.
При использовании техники на дорогах общего пользования проводилось тестирование, по результатам которого можно сделать вывод, что потребовалось затратить порядка 38 л на 100 км. При этом скорость сохранялась на средней отметке 63 км/ч.
Подъем вверх увеличивает потребление топлива до 44 л на сто километров пути. При испытаниях температура окружающей среды варьировалась в пределах от 14 до 19 градусов.
Стоимость нового и б/у
Цена Scania R420 определяется на основании наличия дополнительных опций в комплектации. Для б/у моделей также существенными факторами являются состояние машины и год выпуска. Техника 00/05 года выпуска стоит порядка 1,3-1,4 млн. руб., Скания 420 б/у 05/0,8 года обойдется в 1,8 млн. руб.
При покупке поддержанной машины стоит обратить внимание на пробег, который укажет, в каком режиме эксплуатировался тягач. Купить Scania R420 можно дешевле, если она часто находилась в рейсах, но при этом возрастает износ технических узлов.