Фрикционы АКПП (фрикционные диски)
Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На диск наклеена специальная фрикционная накладка.
Существует два вида фрикционов:
-металлические диски с фрикционной накладкой— находятся в зацеплении с корпусом автоматической коробки. Эти фрикционы неподвижны.
-мягкие фрикционы, вращающиеся одновременно с солнечными шестернями. Изготовлены из мягкого материала (например, прессованный картон) и имеют упрочняющее напыление(графитовое и т.д.)
Различные АКПП могут иметь разные типы фрикционов. Например, в автоматических коробках, произведенных в 20-м веке и которые сегодня устарели, фрикционные диски односторонние, без накладок. Фактически это означает, что диска два, причем один стальной, а другой картонный.
Современные АКПП имеют фрикционные диски с наладками, за счет чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д.
В устройстве АКПП применяется так называемая планетарная передача. В двух словах, когда передача выключена, фрикционные диски вращаются без ограничений, то есть они не зажаты по причине отсутствия давления масла.
Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные шестерни в АКПП останавливаются.
Избежать износа фрикционов невозможно, но грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП может увеличить ресурс до 200-350 тыс. км. пробега.
Фрикционные диски вполне могут служить долго, так как вращаются в масле. Так вот, именно от состояния масла в значительной степени зависит их ресурс. Если не менять масло в автомате и масляный фильтр, и при этом подвергать трансмиссию серьезным нагрузкам, вполне реально, что фрикционы выйдут из строя уже к 80-150 тыс. км.
Причина-потеря свойств масла АТФ и его загрязнение продуктами износа КПП, старение, снижение давления, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. Давление масла на диски падает, сжатие не такое эффективное и фрикционные диски в этом случае буксуют.
От трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Часто, запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.
Что такое фрикционы АКПП?
Что такое фрикционы АКПП? Часто такой вопрос можно встретить на многочисленных автомобильных форумах и сайтах. Часто фрикционы непосредственно упоминаются в теме, касающейся поломок автоматической коробки передач.Многие интересуются задачами и особенностями работы фрикционов в коробке автомат, чтобы избежать в будущем проблем и поломок. Строение коробки автомат для несведущего человека представляет собой настоящий дремучий лес и тяжело разобраться без участия специалистов.
Современная автоматическая коробка передач не редкость, а вполне обычное явление на большей части автомобилей. Эра МКПП постепенно сходит на нет и на месте механической коробки передач приходят автоматические и роботизированные трансмиссии.
Использование автоматической коробки передач намного упрощает процесс управления автомобилем. Теперь не нужно вручную переключать передачи. Удобный и простой в обслуживании автомат облегчает вождение. Современным АКПП важно своевременно и правильно менять масло и в плане работы с ними не будет проблем. Если процесс запущен, то жди поломки и дорогостоящего ремонта коробки автомат. Здесь требуется участие профессионалов, ведь самостоятельно выполнить ремонт трансмиссии невозможно.
Что собой представляют фрикционы коробки автомат?
Фрикционами коробки автомат называют неподвижные и движущиеся элементы в форме кольца, выполненные из прочного металла. Размещаются фрикционы на планетарных редукторах. Когда водитель выключает передачу, то фрикционы начинаются вращаться относительно друг друга. Вокруг расположена специальная смазка, снижающая трение.
Когда передача включена, то кольца начинают поджиматься относительно друг друга. Выполняется передача движения на редуктор, который начинает вращаться. Происходит передача энергии с двигателя на привод автомобиля.
Движение машины сопровождается огромным количеством поворотов фрикционов, что оказывает на их поверхность серьёзную нагрузку. Недостаточное количество масла приводит к преждевременному износу фрикционов.
Виды фрикционных дисков:
1.Односторонние.
Применялись на первых автоматических коробках передач. Используются в настоящее время лишь на недорогих моделях автомобилей.
2.Двусторонние.
Современная версия фрикционных дисков. Для увеличения продолжительности эксплуатации имеют специальные накладки с обеих сторон.
Накладки помогают отвести тепло от основных рабочих элементов и продлить срок их использования. Популярностью пользуются графитовые накладки, обладающие оптимальным соотношением цены и качества.
Основные причины износа фрикционных дисков
Главной причиной поломки автоматической трансмиссии являются по большей части неисправные фрикционные диски. В случае сильного износа поверхности дисков, наблюдается проскальзывание в отношении друг друга, что приводит к возникновению дополнительного трения.
Наблюдается существенный нагрев фрикционных элементов в результате трения. Материал начинается разрушаться. Функционирование автоматической трансмиссии нарушается.
В результате частичного разрушения фрикционов образуется металлическая стружка, загрязняющая трансмиссионное масло. Забивается фильтр, и нарушается работа прочих элементов автоматической коробки передач. В случае подозрения на разрушение фрикционов требуется незамедлительно обратиться к специалистам за помощью. Если этого не сделать, то дорогостоящего ремонта АКПП просто не миновать.
Основные признаки износа фрикционных дисков
Важно своевременно обратить внимание на отклонения в работе автоматической коробки передач. Вмешательство специалистов из сервисного центра на ранней стадии даст возможность оперативно исправить проблему с фрикционами и избежать дорогостоящего ремонта.
1.Выполняется проверка трансмиссионного масла.
Тёмное с неприятным запахом масло является первым признаком проблем с фрикционными дисками и ничего хорошего не сулит. Первый признак высокого износа фрикционов.
Уровень масла не должен находиться ниже оптимального уровня. Проверяется с помощью специального щупа. В случае необходимости масло доливается до рекомендуемой отметки.
2.Нейтральная передача.
Когда включен на коробке автомат режим нейтрали, но машина продолжает упорно двигаться вперёд, то скорее всего заклинило фрикционы в результате значительного износа. Использовать автомобиль в этом случае не рекомендуется. Требуется выполнить замену фрикционов.
3.Плохое переключение передач.
Когда автоматическая коробка передач начинает в процессе работы «зависать», поздно переключать передачи или наблюдаются некоторые подергивания в процессе работы. Часто автоматическая трансмиссия переходит в аварийный режим работы.
4.Посторонний шум на холостом ходу.
Появляется непонятный шум в работе автоматической коробки передач. Изнашиваются фрикционы, что увеличивает шумность при работе трансмиссии.
5.Работа АКПП в холодном состоянии.
Коробка передач отлично работает на «холодную», но невозможно полноценно использовать после нагревания масла в трансмиссии.
В случае обнаружения первых признаков износа фрикционов необходимо незамедлительно выполнить компьютерную диагностику и обратиться к специалистам. Дальнейшая эксплуатация автомобиля приведёт к выходу из строя коробки передач и дорогостоящему ремонту.
Наш автосервис выполнит ремонт Вашей коробки передач: замена фрикционов, ремонт гидротрансформатора, или даже бывали случаи, что привозили АКПП в картонной коробке в разобранном виде, после неудачного ремонта — с такой задачей мы также справились — клиент уехал довольный.
Как заменить фрикционы в АКПП?
Автоматическая коробка передач представляет собой востребованный вариант трансмиссии, преимущество которой заключается в том, что она обеспечивает комфортное управление автомобилем. Одним из составляющих элементов данного агрегата являются фрикционы.
Характеристика фрикционов на коробке автомат
Каждая передача на коробке «автомат» имеет комплект фрикционов. Данные запчасти позволяют останавливать или приводить в действие шестерни, присутствующие в КПП.
Фрикционы АКПП имеют форму кольца, выполнены из прочного металла. Они размещены на планетарных редукторах. Так как при активизации передачи фрикционы начинаются вращаться, чтобы снизить трение, изделия имеют смазку.
Фрикционы могут быть односторонними или двусторонними. Как правило, современные версии авто имеют второй вариант. На ряде версий КПП данные запчасти могут располагаться снаружи корзины ведущего вала.
Современный рынок предлагает специальный кевларовые фрикционы для АКПП. Их особенность в том, что они хорошо переносят возникающие нагрузки. Все благодаря тому, что в их входит качественное сырье.
Причины преждевременного выхода из строя АКПП
Отмечается несколько причин того, что составляющие элементы трансмиссии выходят из строя, основная из которых – это несвоевременно пройденное ТО. При данной процедуре подлежат обязательной диагностике все составные части автомобильной системы, начиная от моторного отсека, заканчивая оптикой.
Дополнительной причиной быстрого выхода из строя АКПП является использование некачественных смазочных материалов. Результат этого – износ фрикционов (механизм сцепления между шестернями). Данные комплектующие детали имеют длительный рабочий ресурс.
Первые проблемы с коробкой могут возникнуть после 150000 км пробега. Однако если автомобиль эксплуатируется водителем с нарушениями правил вождения, составляющие механизмы КПП могут преждевременно износиться. Следствием этого нередко является невозможность активизации одной или нескольких передач.
С чем связаны поломки фрикционов?
АКПП требовательны в уходе. Именно поэтому следует своевременно производить необходимые работы по уходу за ней. О наличии поломок фрикционов может свидетельствовать затрудненная смена скоростей. Замена фрикционов АКПП может быть осуществлена своими руками.
Среди причин возникновения поломок следует выделить:
- использование некачественного трансмиссионного масла;
- забитый продуктами износа масляный фильтр;
- недостаточный уровень масла в коробке;
- часто осуществлялись буксировки;
- естественный износ деталей.
Все это приводит к быстрому износу фрикционов. Из-за этого переключение передач может происходить с затруднением.
Горючее на транспортном средстве нужно менять в соответствии с предписанными требованиями ТО. Причина того, что забился масляный фильтр – применение низкокачественной жидкости.
Периодически следует контролировать уровень масла в КПП. Данная процедура должна осуществляться на ровной поверхности. Учитывая это, автомобиль нужно загнать на эстакаду, после чего стоит открыть доступ к автоматической коробке.
В том случае, если во время плановой проверки горючего, было обнаружено, что жидкость приобрела темный цвет, неприятный запах, масло подлежит обязательной замене. Недопустимо совершение дальнейшего вождения за рулем автомобиля, так как испытывают нагрузки не только составляющие механизмы трансмиссии, но и двигатель. Все это ведет к их скорой поломке. Как правило, необходимость в замене трансмиссионной жидкости возникает после 40000 км пробега.
Рекомендуется заливать в систему трансмиссионное масло той марки, что было ранее добавлено производителем.
Осуществить проверку уровня масла возможно с помощью специального щупа. Однако ряд моделей авто не имеет данного прибора. Учитывая это, проверить уровень жидкости можно через заливочную пробку. Процедуру по замене трансмиссионки возможно произвести своими руками.
Когда нужна замена фрикционных дисков?
Если придерживаться агрессивного стиля езды, к 100000 километрам могут появиться первые проблемы с фрикционными дисками. В частности, это появление резких рывков при смене передач. Для точного определения характера имеющейся поломки следует демонтировать КПП, после чего осуществить ее вскрытие.
Если фрикционные диски АКПП изношены, может появиться металлический шум на холостом ходу.
Как заменить своими руками фрикционные диски? Чтобы снять диски, необходимо открутить болты крепления корпуса масляного насоса. Далее снимаются стопорные кольца, обойма блоков фрикционов. При этом важно соблюдать очередность демонтажа деталей. Необходимо удалить диски и фрикционы, после чего стоит приступать к снятию барабана, чтобы обеспечить доступ к тормозной ленте и иным комплектующим запчастям. В том случае, если лента имеет повреждение, она нуждается в замене.
Чтобы вытащить поршень, необходимо снять крышку масляного фильтра. Поршень подлежит разборке и промывке. Деформированные механизмы нуждаются в замене.
Таким образом, чтобы фрикционный механизм на коробке «автомат» не вышел преждевременно, следует не пренебрегать сроками замены масла, фильтра, использовать горючее соответствующего класса.
Фрикционы АКПП: устройство, неисправности и ремонт
АКПП современных транспортных средств состоят из большого количества механизмов и узлов, в число которых входят фрикционные диски. Они обеспечивают сцепление элементов трансмиссии и плавное переключение скоростей. Прерывают потоки мощности при смене режимов езды. В процессе эксплуатации автомобиля на фрикционы приходится сильная нагрузка. Поэтому при достижении определенного пробега диски стачиваются и требуют замены.
Устройство и принцип работы
Фрикционы — тонкие подвижные и неподвижные кольца, которые ставятся на планетарные редукторы. Для изготовления деталей используется металл и специально прессованный картон. Стальные неподвижные кольца нужны для соединения механизмов внутри КПП и отвода тепла. Мягкие подвижные фрикционы покрыты кевларовым или графитовым слоем и обеспечивают эффект плавного скольжения узлов трансмиссии в момент переключения скоростей. Подвижные кольца вращаются вместе с солнечными шестернями. Обеспечивают плавное зацепление элементов коробки без разрыва передачи крутящего момента.
В каждом редукторе есть комплект стальных и мягких дисков, чередующихся друг с другом. Между двумя стальными фрикционами размещается картонный. За счет такой последовательности увеличивается сцепление в момент включения передач.
Для соединения с ведущим и ведомым валами на дисках предусмотрены внутренние и внешние зубья. Когда передача выключена, ведущий вал свободно вращается, а фрикционы ведомого находятся в неподвижном состоянии. В процессе работы трансмиссии гидравлический толкатель зажимает диски, за счет чего ведомый вал планетарного редуктора приходит в движение и передает крутящий момент от мотора на привод.
Поэтапно порядок работы механизма сцепления выглядит следующим образом:
- При переводе селектора в положение D масляный насос формирует давление в системе.
- Трансмиссионная жидкость подается к заданному каналу гидроблока.
- Фрикционы плотно сжимаются между собой под воздействием давления масла.
- Барабан сцепляется с солнечной шестерней.
- Включается соответствующая пара зубчатого зацепления.
- Требуемый момент вращения передается на выходной вал КПП и далее на ходовую.
Скорость движения машины зависит от установленного передаточного отношения.
В отдельных моделях автоматических коробок передач фрикционный комплект находится снаружи катушки ведущего вала, а не внутри. Принцип работы аналогичный, разница только в диаметре конструкции.
В процессе движения автомобиля диски могут совершать десятки и сотни тысяч оборотов, что увеличивает их износ. Поэтому крайне важна качественная смазка трансмиссии для продления эксплуатационного ресурса компонентов.
Разновидности фрикционов
- Односторонние. С одной стороны устройства стальные, а на другой предусмотрена специальная накладка. Такие модели можно встретить в АКПП старого образца.
- Двусторонние. Производятся из прочного металлического сплава. Также оснащаются накладками с одной из сторон. Используются в современных АКПП. Обеспечивают эффективный теплоотвод от дисков, которые в процессе работы сильно нагреваются.
Многие производители отдают предпочтение накладкам из графитового волокна. Материал долго сохраняет свойства и не пригорает в условиях термического воздействия.
- эффективное впитывание смазочного вещества;
- охлаждение металлических деталей рабочих узлов и механизмов КПП;
- увеличение стойкости компонентов сцепления к износу;
- продление общего периода эксплуатации механизмов.
Накладки можно приобрести отдельно. Они выпускаются в разных типоразмерах, что облегчает подбор под конкретную трансмиссию.
Фрикционные пакеты бывают сухими и мокрыми. Комплекты второй группы заполнены маслом, что обеспечивает более эффективное смазывание деталей и отвод тепла. Вместе с тем у мокрых муфт есть недостаток — невысокий коэффициент трения. Производители компенсируют его за счет увеличения давления на диски и использования новейших фрикционных материалов.
Эксплуатационный срок
За счет постоянной масляной пропитки фрикционы меньше изнашиваются. Основное условие для стабильной работы — своевременная замена трансмиссионной жидкости. При соблюдении регламента срок эксплуатации дисков — 200–300 тыс. км пробега. В отдельных моделях он достигает 500 тыс. км.
При несоблюдении сроков замены масла или игнорировании процедуры в необслуживаемых АКПП эксплуатационный ресурс снижается. В наших условиях трансмиссия испытывает сильные нагрузки. После 60 тыс. км пробега масло теряет свойства на 50 %, поэтому не может обеспечить дискам необходимую защиту.
Причины выхода из строя
Кроме загрязненной или низкокачественной трансмиссионной жидкости, к поломке фрикционов приводят:
- Динамическая эксплуатация транспортного средства — пробуксовки и резкие ускорения с места, регулярный кик-даун КПП или принудительное удержание от переключения скоростей в ручном режиме.
- Увеличение нагрузки — превышение допустимого веса, буксировка других автомобилей и езда на постоянно загруженной машине.
- Недостаточное охлаждение трансмиссии — перегрев коробки при агрессивном стиле езды или слабая эффективность системы, отвечающей за контроль температуры в механизме.
Проблемы возникают и в случае подгорания масла, появления металлических включений в виде стружки, пыли и других элементов износа, а также воды. В последнем случае жидкость способствует быстрому разрушению мягких фрикционов из прессованной бумаги. К неисправности также может привести засорение масляного фильтра, насоса, каналов гидроблока, снижение давления, воздействующего на диски, или износ накладок фрикционов.
Для решения проблемы в отдельных случаях достаточно промывки масляного радиатора, замены смазки и фильтра. В других ситуациях потребуется разборка КПП, промывка каналов гидроблока, проверка работоспособности соленоидов и установка нового пакета фрикционов.
Признаки поломки
На износ дисков и необходимость их замены указывают следующие факторы:
- темный цвет трансмиссионной жидкости и запах гари;
- снижение уровня масла в картере КПП — ниже минимальной отметки на замерном щупе или при контрольной пробе;
- продолжение движения авто при переводе селектора автомата в нейтральный режим;
- затруднения при переключении скоростей;
- отказ режима заднего хода;
- дерганье при переключении скоростей;
- характерный металлический шум на холостых оборотах;
- движение машины только на непрогретом масле (пока оно густое) — вязкость у разогретой жидкости снижается, из-за чего толкатель не может полноценно сжимать изношенные диски.
При появлении одного или нескольких признаков нужно проверить работу механизма сцепления. Поврежденные в результате выработки или выгорания диски необходимо оперативно поменять. Изношенные детали засоряют масло мелким металлическим абразивом и фрикционной пылью, что приводит к загрязнению соленоидов гидроблока, увеличению нагрузки на насос и гидротрансформатор. Возрастает риск повреждения шестерен планетарного механизма КПП.
Диагностика
В современных машинах проверка фрикционов осуществляется с помощью компьютерной диагностики. Мастер подключает проверочное оборудование к бортовому компьютеру через специальные диагностические разъемы и считывает коды ошибок. В отдельных моделях автомобилей механический износ дисков сложно выявить без вскрытия КПП. Для определения проблемы потребуется демонтаж и разборка трансмиссии, после чего проводится осмотр состояния фрикционов.
Накладки дисков начинают разрушаться, если температура масла более +140 °С. При постоянном превышении показателя горят и осыпаются мягкие кольца. Если толщина фрикционов АКПП меньше установленных параметров, потребуется замена на новые.
Порядок монтажа
Диски меняются полностью или частично. В ремкомплект, кроме фрикционов, входят новые фильтрующие элементы, сальники, прокладки и уплотнители. Работа проводится после демонтажа трансмиссии. Процесс трудоемкий и требует опыта. Поэтому грамотно произвести замену могут только профессионалы с навыками ремонта АКПП. Они правильно определят степень износа фрикционов, установят новый пакет и восстановят все функции механизмов сцепления.
Порядок работы следующий:
- Установка машины на яму или эстакаду.
- Прогрев КПП до рабочей температуры.
- Слив масла. Выполняется через шланг, который отсоединяется от радиатора коробки и подключается к сливному отверстию.
- Демонтаж и разборка трансмиссии. Учитывая вес коробки передач, работы желательно проводить на автомобильном подъемнике с использованием специального домкрата. Все элементы, подключенные к КПП, отсоединяются.
- Извлечение из-под насоса старого фрикционного пакета и замена на новый.
- Сборка трансмиссии в обратном порядке.
- Установка АКПП в автомобиль.
- Заливка новой трансмиссионной жидкости с проверкой уровня.
Параллельно с основной работой, как правило, меняется масляный фильтр и тормозная лента. При выборе нового комплекта фрикционных дисков нужно отдавать предпочтение оригинальным запчастям или комплектующим проверенных брендов. Оптимальный вариант — детали марок, рекомендованных автопроизводителем. Также нужно учитывать толщину, диаметр изделий и количество зубьев.
Замена фрикционов в профильной мастерской
Transmission System — ведущий сервис по ремонту автоматических коробок передач в Москве. Мастера обслуживают любые модели КПП, меняют фрикционы и другие детали с использованием современного оборудования и оригинальных запчастей. Работы проводятся после диагностики, с помощью которой выявляются неисправности и оценивается степень износа основных узлов коробки передач.
Замена фрикционов относится к полноценному ремонту трансмиссии, поскольку требуется демонтаж и разборка. Цена зависит от модели автомобиля, срочности работы и сложности конструкции АКПП. В окончательную сумму включается стоимость пакета фрикционов, которая также разнится в зависимости от модели коробки передач.
После монтажа новых компонентов, сборки и установки мастера проверяют работу трансмиссии на специальном стенде. Ремонт в мастерской гарантирует безупречную работу коробки передач, а также спокойную и безопасную езду.
И напоследок советы по эксплуатации
Чтобы фрикционы не подгорали и прослужили как можно дольше, нужно следовать нескольким простым рекомендациям. Зимой перед поездками необходимо в течение 5 минут прогревать КПП при рабочей температуре и избегать масляного голодания. Частичную замену жидкости следует делать каждые 30 тыс. км пробега, а полную — через 60 тыс. км. Нужно использовать только оригинальные масла или их аналоги. Кроме этого, желательно постоянно придерживаться аккуратного стиля езды без сильных динамических нагрузок.