Как правильно делать полную остановку на механике
Перейти к содержимому

Как правильно делать полную остановку на механике

  • автор:

Торможение

Решил поделится информацией по торможению, т.к. многим знакомым в автошколе это не доводили.

Источник: kaminsky.su/blog/kak-prav…mozit-na-mexanike-chast-1
"Для многих водителей остается открытым вопрос: «Как правильно тормозить на авто с механической коробкой передач?». И тут возникает много попутных вопросов: выжимать педаль сцепления или нет, включать нейтраль или нет, понижать передачи или тормозить на одной передаче и так далее. Поговорим…

Сразу уточню, в большей части статьи речь пойдет о служебном, штатном, повседневном торможении. В конце статьи я расскажу также и об экстренном торможении на механике. И для начала перечислю основные мысли из трех предыдущих статей: «Крутящий момент двигателя», «Движение накатом» и «Минусы автомата».
Что такое безопасное вождение?

Вы ведете машину безопасно, если в любой момент времени у вас есть возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Маневр можно совершить тремя основными способами:

1. Изменение направления движения (действия рулем)
2. Торможение:
торможение рабочим тормозом (нажатие на педаль тормоза)
торможение двигателем (отпускание педали газа)
3. Ускорение (нажатие на педаль газа)

Если сцепление шин с дорогой хорошее и машина исправна, она всегда хорошо отреагирует на ваши действия рулем и тормозом – повернет или затормозит. С педалью газа, то бишь с ускорением и торможением двигателем, дело обстоит сложнее. «Газ» активен не всегда, а только при выполнении следующих условий:

1. Должна быть включена передача.
2. Должна быть включена та передача, при которой двигатель имеет запас тяги.

Должна быть включена передача
То есть вы не едете накатом: не выжимаете сцепление и не включаете нейтральную передачу. Как только вы перешли на накат – потеряли педаль газа в качестве инструмента управления авто.

Отсюда первый вывод: на «механике» ПРАВИЛЬНО тормозить НА ПЕРЕДАЧЕ до полной остановки. Полностью исключите движение накатом из повседневной езды.

Давайте вспомним, для чего мы выжимаем педаль сцепления при торможении? Чтобы двигатель не заглох. А когда глохнет двигатель? Когда его обороты упадут ниже холостых.
Обычно холостые обороты – это 800 об/мин по тахометру, и где-то до 500 мотор еще «терпит», дергается, но работает. Ниже 500 – уходит в отключку.
И помните, что мотор не заглохнет ни на 2000 об/мин, ни на 1500 об/мин, ни тем более на 3000 об/мин. А только ниже холостых. Поэтому смело тормозите при включенной передаче и следите за тахометром. Понятно, не все время смотрите, а периодически бросайте быстрый взгляд 🙂 Основное внимание – на дорогу вперед и также коротко – в зеркало заднего вида (а вдруг авто сзади не успевает затормозить за вами?). Смотрите на тахометр и выжимайте педаль сцепления, когда стрелка приблизится к 1000 об/мин.

Возможно, вы сейчас подумали, что еще мы выжимаем педаль сцепления или включаем нейтраль при торможении, чтобы сэкономить топливо? Это не так, поскольку на современных машинах при торможении на включенной передаче подача топлива в мотор полностью прекращается, в то время как при накате мотор потребляет 1-2 литра в час топлива. Читайте об этом подробнее в статье «Движение накатом».

Запомните: нейтральная передача – технологическая необходимость и нужна только для того, чтобы водитель мог переключать передачи, а мотор – работать при остановленной машине. Но никак не для того, чтобы включать нейтралку во время движения!Аналогично дело обстоит с педалью сцепления. Она нужна, чтобы можно было плавно тронуться, переключать передачи и не заглохнуть во время остановки. И не для того, чтобы ее выжимать во время движения.

Должен быть запас тяги двигателя
Передача включена не просто любая, а именно та, которая обеспечит режим максимального крутящего момента и запас тяги двигателя. Другими словами, при торможении стрелка тахометра не должна опускаться ниже 2500 об/мин (кроме I и II передач), если мы говорим про стандартный атмосферный бензиновый мотор. Если мотор бензиновый с наддувом, эта грань ниже – в районе 2000 об/мин. Если у вас дизель, эта грань еще ниже – в районе 1500 об/мин.

Что это означает для нас на практике? А то, что нужно не просто тормозить на передаче, а включать пониженные передачи по мере снижения скорости, чтобы поддерживать рабочие обороты двигателя.

Если помните, в статье «Крутящий момент двигателя» я писал о двух зонах тахометра: экономичной и скоростной. Для атмосферного бензинового мотора граница между этими зонами находится в районе 3000-3500 об/мин. Это значит, при штатном разгоне нужно переключать передачи вверх каждый раз по достижении стрелкой тахометра этих значений. По ощущениям разгон на каждой передаче до 3000 об/мин – плавный, спокойный, а если «докручивать» до 3500, разгон будет чуть более активным, «живым». Но важнее другое – после каждого переключения на 3500 стрелка опускается в район 2500 об/мин, после чего водитель снова продолжает разгон до 3500. В итоге при разгоне стрелка «гуляет» от 2500 до 3500 об/мин и обратно на каждом переключении передачи вверх.

Аналогично стрелка тахометра должна себя вести и при торможении: тормозите (двигателем или тормозом, неважно) и поглядываете на тахометр. Как только стрелка дошла до 2500 об/мин, включаете пониженную передачу, и стрелка поднимается в район 3500 об/мин. Продолжаете торможение и ждете, пока она снова опустится до 2500. Снова включаете пониженную и так далее до II передачи, на которой уже тормозите до полной остановки. И выжимаете педаль сцепления, когда стрелка тахометра приблизится к 1000 об/мин, после чего уже тормозите накатом до полной остановки машины.

Порядок действий при остановке автомобиля

Описание последовательности действий, которые необходимо выполнить, чтобы правильно завершить движение на автомобиле и остановиться у обочины.

В прошлом видео уроке мы с вами рассмотрели последовательность действий при начале движения на автомобиле. Теперь вполне логично перейти к рассмотрению последовательности действий при остановке автомобиля. Раньше мы уже касались темы выполнения остановки, но всё же, давайте еще раз рассмотрим точную последовательность действий, которую каждый насчинающий водитель должен выучить наизусть так же, как и последовательность действий при начале движения.

Этот урок, так же, как и предыдущий будет очень полезен новичкам, обучающимся вождению, так как соблюдение указанной здесь последовательности способствует сдаче экзамена по вождению в ГИБДД.

И так, рассмотрим саму последовательность действий:

  • включаем правый указатель поворота,
  • убеждаемся в отсутствии автомобилей, движущихся по правой попутной полосе движения,
  • просматриваем так называемые «мертвые зоны»,
  • смещаемся в правый ряд и выбираем необходимое расстояние от автомобиля до края дороги,
  • выжимаем сцепление,
  • притормаживаем до полной остановки автомобиля,
  • снимаем с передачи (устанавливаем рычаг КПП в нейтральное положение)
  • включаем ручной тормоз,
  • отпускаем сцепление,
  • выключаем указатель поворота.

В начале обучения каждый начинающий водитель должен заучить эту последовательность наизусть. А впоследствии это должно быть доведено до автоматизма.

На видео: последовательность необходимых действий при завершении движения на автомобиле и остановке у обочины.

Автолюбителям на заметку: как правильно тормозить на механике

Для контроля автомобиля с механической коробкой передач помимо руля используются сразу три педали — газ, тормоз и сцепление. Каждой из них необходимо уверенно управлять, чтобы держать машину под контролем. И самое главное — чтобы уметь правильно остановить автомобиль.

На машинах с механикой для замедления можно использовать так называемое торможение двигателем, при котором тормоза задействуются в самый последний момент. Например, когда вы приближаетесь к светофору или месту остановки.

Какими бывают тормозные системы?

Легковые автомобили на механике оборудованы двумя видами тормозных систем.

  1. Рабочая система. По-другому – основная, ведь именно она играет ключевую роль в снижении скорости автомобиля и его полной остановке. Это то самое торможение, которое осуществляется с помощью педали тормоза.
  2. Стояночная система. Она помогает машине оставаться неподвижной во время стоянки. За нее отвечает ручной тормоз, который на сленге водителей называется «ручником».

Как правильно тормозить двигателем на механике

  • не выжимая сцепление, отпустить педаль газа;
  • при приближении к месту остановки, когда обороты двигателя упадут практически до холостых, выжать сцепление;
  • включить нейтральную передачу;
  • остановить автомобиль с помощью педали тормоза.

При необходимости, если скорость при поездке на механике была слишком большой, а дистанция недостаточной, можно постепенно переключать передачи вниз, чтобы эффективнее сбрасывать скорость. Но если для вас вариант торможения двигателем слишком экстремальный, можно совмещать его с использованием основной тормозной системы.

Как тормозить на механике двигателем вместе с основной тормозной системой

  • не выжимая сцепление, отпустить педаль газа;
  • начать замедляться плавным нажатием на педаль тормоза;
  • при приближении к месту остановки, когда обороты двигателя упадут практически до холостых, выжать сцепление;
  • включить нейтральную передачу;
  • остановить автомобиль с помощью педали тормоза.

Помните, что замедлять автомобиль необходимо до поворота — сам поворот должен проходиться без нажатия на педали тормоза и тем более без работы со сцеплением, на включенной передаче, чтобы машина на механике не теряла стабильность. Точно так же на спуске ни в коем случае нельзя разрывать связь между двигателем и трансмиссией — ехать нужно на включенной передаче (не на нейтральной!) и не выжимать сцепление.

Нужно ли выжимать сцепление при торможении на механике?

В автошколах обычно учат по-разному: где-то говорят, что это делать нужно сразу же, а где-то – когда автомобиль уже практически остановился. Давайте разберемся, как на самом деле правильно работать со сцеплением на механике.

Во-первых, важно понимать, что сцепление участвует в процессе передачи крутящего момента с двигателя на КПП и колеса. Сцепление должно быть включено всегда, кроме ситуаций, когда водителю необходимо плавно переключить передачу, начать движение или остановить двигатель машины на долгое время.

В момент торможения на механике выжимать педаль сцепления опасно. В таком случае возможен разрыв передачи крутящего момента. Из-за него колеса станут вращаться по инерции и неравномерно, а автомобиль, например, может начать заносить.

Когда тормозить с выключенным сцеплением на механике особенно опасно:

  • на спуске;
  • при дожде или гололеде;
  • при поездке по асфальту, занесенному мусором или песком.

При включенном сцеплении машина начинает останавливаться плавно и равномерно. Кроме того, снижается нагрузка на тормоза и появляется больше возможностей для маневра в непредвиденных ситуациях.

Как правильно тормозить на механике в особенных случаях

Как тормозить на повороте

К торможению на повороте водителю нужно подготовиться заранее, снизив скорость движения. Важно помнить, что на самом повороте останавливаться крайне опасно – делать это нужно, когда значительная часть потенциально ненадежного участка маршрута уже позади. Схема остановки на повороте следующая:

  • снимите ногу с педали газа;
  • выжмите сцепление и выберите более низкую передачу;
  • отпустите педаль сцепления.

Как тормозить на светофоре, пешеходном переходе и при парковке

Эти ситуации относятся к штатному торможению – оно самое несложное и безопасное. Чтобы сделать такую остановку максимально правильной при вождении машины с механической коробкой передач, нужно:

  • притормозить с помощью педали тормоза;
  • дождаться, когда обороты двигателя опустятся до холостых;
  • выжать сцепление и остановиться окончательно.

Как правильно тормозить на спуске

Если при вождении на механике появляется необходимость остановиться в месте наклона, стоит воспользоваться другим способом торможения – с помощью двигателя. Для этого необходимо убрать ногу с педали газа, заблокировав поступление топлива и снизив тягу двигателя.

Как тормозить на механике в гололед

Гололед и заснеженная дорога обычно больше всего пугают неопытных водителей. Однако освоить технику торможения на такой местности не составит особого труда. Она заключается в том, чтобы периодически выжимать и отжимать педаль тормоза за короткий период времени. Если дорога особенно трудная, водителю стоит постепенно увеличивать силу и продолжительность торможения.

Как тормозить на автомобиле с антиблокировочной системой

Антиблокировочная система, которой оборудовано большинство современных автомобилей, помогает тормозить импульсивно без участия водителя. Однако важно понимать, что в случае, если ваше транспортное средство оборудовано АБС, во время срочной или внезапной остановки вам нужно будет нажать на педаль тормоза до упора.

Видео: как правильно тормозить на механике

Водителю, который только недавно сел за руль машины с механической коробкой передач, бывает трудно разобраться с тем, как тормозить так, чтобы процесс был плавным и безопасным. Разбор основных ошибок и советы новичкам – смотрите в видео.

Как правильно тормозить на механике: пошагово для новичков

Как правильно тормозить на механике: пошагово для новичков

От того, насколько правильно новичок будет тормозить на автомобиле с МКПП, зависит безопасность его самого и других участников дорожного движения. Именно на этом этапе начинающие водители допускают больше всего критичных ошибок. Расскажем, что нужно знать о торможении и как правильно выполнять остановку транспортного средства с механической коробкой переключения передач, чтобы не было поломки автомобиля или ДТП.

Выжимать или нет сцепление при торможении на механике

Новички часто не знают, как правильно тормозить на механике — с выжатым сцеплением или нет. В некоторых автошколах часто учат сцепление выжимать сразу же, водители с разным стажем убеждают пользоваться педалью сцепления лишь когда автомобиль практически остановится, чтобы не заглохнуть. На самом деле, особенности работы со сцеплением зависят от погодных условий и состояния дороги.

Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Сцепление участвует в передаче крутящего момента с двигателя на КПП и далее на колеса автомобиля. Его выключают, когда нужно плавно переключать передачу, начать движение или окончательно остановиться, во всех остальных моментах движения оно должно быть включенным.

Остановка автомобиля

Если водитель нажмет во время торможения педаль сцепления — передача крутящего момента будет разорвана. Колеса станут вращаться по инерции, а значит есть риск, что их вращение станет неравномерным. Например, если водитель по неопытности или невнимательности зацепил правым бортом влажную обочину, скорость вращения колес при выжатом сцеплении тут будет выше, чем у колес, находящихся на асфальте. Как результат — возникновение заноса либо существенное ухудшение управляемости автомобилем.

Наиболее опасные моменты для торможения с выключенным сцеплением:

  • движение на спуск;
  • движение по мокрой или обледенелой дороге;
  • движение по засыпанному мусором или песком асфальту.

Напротив, при включенном сцеплении, если начать торможение, крутящий момент будет передаваться на все ведущие колеса равномерно. В этом случае автомобиль станет более устойчивым, его остановка будет более плавной, а нагрузка на тормоза станет меньше. Как результат, торможение с включенным сцеплением снижает риск ДТП и повышает срок эксплуатации тормозной системы. Если же по ходу движения неожиданно появляется препятствие (на дорогу выйдет животное или человек), у водителя в автомобиле с включенным сцеплением будет больше возможностей для маневра.

Торможение до полной остановки — нужно ли сцепление

При торможении до полной остановки выжимать сцепление нужно, но не сразу. Опытные водители советуют сначала дождаться снижения скорости, пока не появится ощущение, что двигатель вот-вот заглохнет или начнет работать с перебоями. Лишь в этот момент следует выжимать сцепление и продолжать торможение до остановки/ Подходящий момент для выключения сцепления можно поймать и по тахометру: обороты будут близки к холостым.

Зачем нужен крутящий момент при торможении

Крутящий момент при торможении обеспечивает равномерную скорость вращения ведущих колес. За счет этого автомобиль может сохранять заданную рулевым управлением траекторию, а в случае необходимости будет легче ее изменить.

Маневр на учебной площадке

Есть еще один довод в пользу включенного сцепления. На большинстве современных автомобилей вакуумные усилители тормозов устроены таким образом, что наилучшие результаты дают именно при передаче крутящего момента с двигателя на колеса. В итоге длина тормозного пути будет меньше, чем у автомобиля, водитель которого тормозил с выключенным сцеплением.

Основные виды торможения

Ситуации на дороге и условия поездки могут быть разными, поэтому и видов торможения несколько. У каждого из них есть свои особенности, которые новичку нужно обязательно знать.

Штатное торможение

Штатное торможение происходит, когда водитель собирается остановить автомобиль в нужном ему месте. Это может быть остановка перед запрещающим сигналом светофора, при необходимости уступить дорогу, с целью припарковаться. Вне зависимости от конечной цели водитель сначала притормаживает педалью тормоза и лишь когда обороты двигателя опускаются до холостых, выжимает сцепление и завершает процесс остановки. Такой подход позволяет выдерживать нужную траекторию, а в случае необходимости — быстро набрать скорость.

Торможение двигателем

В некоторых случаях допустимо торможение двигателем. При этом водитель убирает ногу с педали газа, тем самым прекращая поступление топлива и снижая тягу двигателя. Торможение будет плавным, без нагрузок на тормозную систему.

Как правильно тормозить двигателем

Такой способ чаще всего используется на затяжных спусках. Водитель включает пониженную передачу и убирает ногу с педали газа. В итоге скорость движения автомобиля быстро снижается, при необходимости можно временами задействовать и тормоза.

Ступенчатое комбинированное торможение

Эту технику нужно освоить каждому новичку, желающему увереннее чувствовать себя за рулем. Суть ее в периодическом нажатии на педаль тормоза за короткий отрезок времени. Сила нажатия на педаль зависит от ситуации. Иногда автомобилю помогают замедлить ход и торможением двигателем.

На дорогах с плохим сцеплением с поверхностью — заснеженных, обледенелых или на бездорожье, используется ступенчатый способ торможения с повышением усилия. Водитель сначала на доли секунды слегка нажимает на педаль тормоза, постепенно увеличивая силу и продолжительность торможения. Важно, чтобы в этот момент была достаточная дистанция — тормозной путь при таком способе увеличивается. При этом траектория будет более предсказуемая.

На сухом асфальте или бетоне используют ступенчатый способ с понижением усилия. Первое усилие, прикладываемое ногой водителя на педали тормоза, будет самое сильное и продолжительное, затем следует череда недолгих и несильных касаний. Этот способ позволяет сократить продолжительность тормозного пути с максимальным контролем над траекторией движения.

Экстренное торможение и руление

Многие водители в аварийной ситуации наклоняются вперед, намертво вцепляются в руль и изо всех сил жмут на педаль тормоза. Это грубейшая ошибка, которая может стоить жизни: автомобиль становится плохо управляемым, траектория его движения непредсказуема, а тормозной путь увеличивается.

Экстренное торможение автомобиля

Правильнее при экстренном торможении применять ступенчатый способ торможения (его еще называют импульсным), с повышением или понижением усилия на педаль тормоза, в зависимости от состояния дорожного покрытия. При необходимости и если позволяет обстановка, можно постепенно переключаться на пониженные передачи. Руление же совершают в периодах, когда педаль тормоза отпущена. Движения руля такие короткие, импульсные, без перехвата рук. При таком подходе траектория будет более предсказуемой и меньше риска, что автомобиль уйдет в неконтролируемый занос. Вместо наклона вперед, лучше упереться спиной в спинку кресла. Так более тонко чувствуется поведение автомобиля и начало заноса.

Как тормозить на машине с системой АБС

В автомобиле, не оснащенном ABS, при торможении блокируются все 4 колеса. ABS работает так, что при торможении колеса блокируются лишь на короткое время, благодаря датчику. Как только он «понимает», что какое-то колесо заблокировалось, то сразу же посылает импульс к электромагнитному клапану гидравлического блока. В итоге давление тормозной жидкости снижается или прекращается и колесо снова свободно вращается.

Система АВС позволяет применить импульсное торможение без участия водителя. Поэтому тут будет одно простое правило: при возникновении необходимости в быстрой остановке нужно просто нажать на педаль тормоза до упора. Умная электроника все остальное сделает сама.

Торможение с системой АБС

На бездорожье нужно ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключить. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянно заблокированы. Поэтому водителю нужно постоянно оценивать ситуацию, а не полагаться вслепую на электронику.

Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку

Мы рассмотрели общие правила торможения, которые нужно знать каждому новичку, впервые садящемуся за руль или имеющему незначительный стаж вождения. Теперь поговорим о некоторых нюансах.

Торможение перед светофором

Если дистанция до идущего впереди автомобиля и скорость движения позволяют, то перед светофором лучше тормозить двигателем. Для этого придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Уберите ногу с педали газа.
  • Выжмите сцепление.
  • Включите пониженную передачу (если была четвертая, значит включайте третью).
  • Плавно уберите ногу с педали сцепления.
  • При необходимости притормаживайте автомобиль нажатием на педаль тормоза.
  • Лишь подкатившись к светофору поближе, можно выжать педаль сцепления и окончательно остановить автомобиль. Иногда пониженную передачу можно не включать, если дистанции достаточно для плавной остановки автомобиля.

Торможение при повороте

Торможение в повороте с МКПП. При прохождении поворота нужно заранее сбросить скорость и подготовиться к возможному торможению. Проще всего это делать по следующей схеме:

  • Убрать ногу с педали газа
  • Выжать педаль сцепления.
  • Выбрать пониженную передачу.
  • Отпустить педаль сцепления.
  • Притормаживать педалью тормоза до безопасной скорости.

В повороте тормозить не нужно. На этом отрезке пути автомобиль должен двигаться на ровном газу, тогда его не сорвет в занос. Лишь только когда большая часть поворота пройдена и видно его конец, можно немного нажать на газ. Резкое торможение в повороте недопустимо, снижайте скорость заранее.

Торможение с механической коробкой передач на спуске

На спуске всегда нужно тормозить двигателем, помня золотое правило: «чем круче уклон, тем ниже передача». В этом случае можно избежать перегрева тормозных дисков или колодок, из-за которого эффективность торможения снижается.

Алгоритм действий в этой ситуации:

  • Увидев знак 1.13 «Крутой спуск» сбросьте газ, слегка притормозите. Это нужно, чтобы успеть оценить ситуацию на дороге и дать сигнал идущим сзади автомобилям о вашем замедлении.
  • Выжмите педаль сцепления.
  • Включите пониженную передачу.
  • Отпустите педаль сцепления.
  • При необходимости притормаживайте педалью тормоза, не трогая сцепление.

Если автомобиль ускоряется, переключайтесь еще раз на пониженную передачу и продолжайте уменьшать скорость кратковременным нажатием на педаль тормоза. При этом следите за дистанцией до впереди идущего автомобиля, она должна быть в два раза больше дистанции, которой придерживаетесь на ровной дороге.

Спуск на автомобиле с горы

Если впереди на близком расстоянии едет попутный автомобиль — не выключайте надолго сцепление. На спуске такое действие вызовет ускорение движения автомобиля, риск ДТП будет высоким. Поэтому переключайтесь на пониженную передачу как можно быстрее.

Если у вас отказали тормоза на затяжном горном серпантине — не отчаивайтесь. Ищите аварийные тупики (обычно их устраивают в конце затяжного спуска) и направляйте автомобиль туда. Эти участки имеют небольшой подъем, созданный специально для эффективной остановки автомобилей даже с отказавшей тормозной системой.

Как правильно тормозить на скользкой дороге

Если дорога скользкая, нужно соблюдать предельную осторожность и выбрать низкую, безопасную скорость. Тормозить безопаснее всего ступенчатым (импульсным) способом с повышением усилия. Хорошо, если ситуация стандартная и можно помочь машине торможением двигателем. Главное, не удерживайте педаль сцепления в выжатом состоянии долго, переключайте передачу как можно быстрее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *